Проект развития ребенка раннего возраста

Проект развития ребенка раннего возраста thumbnail

Ирина Круцких
Проект «Развитие детей раннего возраста с помощью сказки»

«Развитие детей раннего возраста с помощью сказки»

Для всестороннего развития ребенка наиболее доступным материалом является сказка. Сказка – это волшебный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, превращениями и героями. Ее можно использовать, как материал для формирования у детей навыков и умений во всех образовательных областях.

Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание.

Шаг за шагом малыши усваивают новые слова, фразы. Сказка  помогает расширить словарный запас  ребенка, а также развивать связную логическую речь. Благодаря  сказкам речь ребенка  становится более эмоциональной, образной.  Сказка играет большую роль  в эстетическом развитии детей, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю.  Сказка  формирует основы поведения, отношения. Развивает воображение и творческий потенциал.  Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития  ребенка.

Описание проекта :

Цель : Создание оптимальных условий для познавательного развития, речевого, художественно – эстетического и социально – коммуникативного развития детей.

Задачи : Познакомить со сказкой ; формировать умение детей вслушиваться в сказку, эмоционально откликаться на нее ; воспитывать интерес к сказке ; развивать коммуникативные навыки детей ; расширять знания об окружающем мире.

Сроки реализации : 2 недели

Работа осуществлялась в сотрудничестве с родителями воспитанников.

Ожидаемые результаты :

Формирование интереса к миру животных ; повышение речевой активности; проявление интереса к сказкам и театральной деятельности.

Этапы работы :

1 этап – Подготовительный

Цель : Создание необходимых условий для реализации проекта.

Задачи :

– Подготовить атрибуты и игрушки для показа сказки «Колобок».

– Подобрать детскую художественную литературу, иллюстрации, дидактические игры.

– Обсуждение цели и задач с родителями.

2 этап – Практическая работа с детьми

Цель : Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний малышей о сказке. Совместная продуктивная деятельность.

Задачи :

– Активизировать речь детей.

– Побуждать к высказыванию.

Развивать речевое дыхание.

Развивать мелкую моторику рук.

– Воспитывать отзывчивость, доброжелательность; создать атмосферу радостного настроения

3 этап – Обобщающий

– Подведение итогов

– Участие родителей в создании книжки – малышки «Колобок»

Реализация проекта

Образовательные обл. Осуществляемая детьми деятельность

Речевое развитие

Слушают сказку; просматривают кукольные спектакли; прослушивают стихотворение,потешки : «Мишка косолапый», «Зайка серенький сидит», «Лисичка», «Мишка».

Познавательное развитие Называют животных леса; рассматривают игрушки животных.

Социально – коммуникативное развитие Отвечают на вопросы. Принимают поставленную задачу.Дидактические игры: «Кто ушел», «Чудесный мешочек»

Пальчиковые игры: «Колобки», «Колобок».

Художественно – эстетический Слушают музыкальное произведение, выполняют простые движения под музыку.

Лепка «Колобок» (учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями).

Рисование «Колобок» (тычки губкой по трафарету)

Источник

Ирина Циглярская
Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Цветные помощники»

Тип проекта: познавательно-игровой

По количеству участников: групповой.

Продолжительность: 3 месяца

Участники проекта: педагоги, дети раннего возраста, родители.

Планируемые результаты:

Для детей:

• Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий;

Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей;

• Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски – «кирпичики» или кубики определённого цвета).

Для педагогов:

• Конспекты занятий.

• Сценарии досугов.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

• Консультации для родителей и педагогов.

Для родителей:

Родители – заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей.

Актуальность проекта.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Значение сенсорного воспитания состоит в том,что оно:

– является основой для интеллектуального развития;

-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– развивает наблюдательность;

– готовит к реальной жизни;

– позитивно влияет на эстетическое чувство;

– является основой для развития воображения;

– развивает внимание;

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

– обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

– обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

Читайте также:  Создание условий для развития личности ребенка

– влияет на расширение словарного запаса ребенка;

– влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям,требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.

Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование познавательно – сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.

Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.

2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно-пространственной среды.

3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;

7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Презентация проекта:

Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: речевое, познавательное, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное, физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности;

• Анкетирование педагогов «Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей»;

• Диагностика сенсорного развития детей в группе;

• Анкетирование родителей;

• Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с детьми:

Социально-коммуникативное развитие

• Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный…)» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.

«Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.

•Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»

• С. О. игра «Дочки матери».

Познавательное развитие

• Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т. д.

• Дидактические игры с малышами.

• Для зрительного восприятия.

Цвет: Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить предметы

определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание,

закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Д/и «Оденем кукол» Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.

Д/и – Разноцветные помощники

Форма: Д/и «Что бывает такой формы» Закрепление знания и названий

геометрических фигур.

Д/ и «Что катится?» Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.

Д/и «Геометрическое лото» Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.

Д/и «Круг, квадрат»

Величина: Д/и «Пирамидка» Формирование понятий большой — маленький.

Д/и «Матрешка» Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.

Д/и «Большой – маленький» Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.

Д/и «Длинные и короткие ленточки» Формировать умение сравнивать предметы по размеру.

Д/и «Угости зайчика»

• Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т. д.

•Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха, Дидактическая игра «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы». Игры с бизибордом.

• Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.

•Мозаика: настольная и напольная.

• Игры с прищепками

• Настольно-печатные дидактические игры.

Речевое развитие

• Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

•Чтение художественной литературы: сказка «Репка», «Теремок».

•Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный»

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина;

• Г. Балл “Желтячок” и т. д.

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка 6 лет

Художественно-эстетическое развитие

• Музыкально – дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».

• Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.

• Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.

• Игра «Наряди ёлочку» закреплять представления о форме, величине и цвете.

• Игра “Укрась варежки” Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.

• Лепка «Разноцветные колёса». Учить лепить предметы круглой формы, закреплять знание цветов.

• Рисование разноцветных дорожек.

• Рисование красками на тему «Листочки деревьев».

• Лепка «Цветные мячики» Учить лепить предметы круглой формы, закреплять знание цветов.

• Лепка «Бусы» Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.

• Лепка «Палочки» Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.

• Лепка «Шарики» Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.

Физическое развитие

• Подвижная игра «Листопад» Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.

• Подвижная игра «Поедем в лес» Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.

• Подвижная игра «Снег кружится» Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.

• Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».

• Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.

• Подвижная игра «Солнечные зайчики».Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.

• Подвижная игра «Найди свой домик» и т. д.

Работа с родителями:

•Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего

возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».

• Беседы о роли развивающих игр для малышей.

•Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

• Мастер класс по изготовлению дидактических игр своими руками.

• Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей Мозаика-Синтез 2013

Пилюгина В. А.Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. -М.: Просвещение, 1996. – 112 с.

Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014 г.

Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего вораста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. – 72с.

Долгосрочный проект в группе раннего возраста «Цветные помощники»Проект развития ребенка раннего возрастаПроект развития ребенка раннего возрастаПроект развития ребенка раннего возрастаПроект развития ребенка раннего возрастаПроект развития ребенка раннего возрастаПроект развития ребенка раннего возраста

Источник

Проектная деятельность в работе с детьми раннего возраста

Консультация для педагогов

Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях. Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности.

Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности. В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников: первый – от 2,5 до 5 лет – подражательно исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий. Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей.

Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую»детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым. Роль педагога заключается в том чтобы заинтересовать ребенка какой-то полезной и новой деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия. Что бы ребенок получил полноценное, качественное развитие нужно чтобы развитие проходило через его инициативу и самостоятельность, чтобы ребенок сам что-то придумывал и создавал, сам к чему-то стремился. В группах раннего возраста выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей. Для них моделируется специальная игровая ситуация, побуждающая детей к деятельности.

Читайте также:  Развитие у ребенка самооценки и уверенности в себе

Этапы проекта постановка цели; поиск формы реализации проекта; разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта; организация развивающей, познавательной, предметной среды; определение направлений поисковой и практической деятельности; организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности; работа над частями проекта, коррекция; коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта: – Постановка цели проекта. -Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями). -Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. -Составление плана-схемы проекта. -Сбор, накопление материала. -Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. -Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения. — -Презентация проекта, открытое занятие.

Классификация проектов, используемых в работе дошкольных учреждений а) по составу участников; б) по целевой установке; в) по тематике; г) по срокам реализации.

По продолжительности проекты могут быть: – краткосрочными (от 1 дня до 1 месяца) – длительными (от 6 месяцев до 12 месяцев)

Педагогический проект в группе раннего возраста «От сказки к сказке»

Вид проекта: познавательно-иследовательский

Продолжительность: кратковременный, 2 недели.

Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность проекта. Сказка является одним из средств народной мудрости. Каждый из нас помнит, как будучи ребенком, сопереживал и внутренне содействовал персонажам русских сказок. А ведь в результате этого сопереживания появляются не только новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и новое эмоциональное отношение к ним. Актуальность проекта «От сказки к сказке» заключается в том, что в наше время сказка, как и многие другие культурные ценности, утрачивают свое высокое предназначение.

Русские народные сказки сегодня не преподносят детям с той теплотой, как это было раньше. Даже если и читаются детям русские сказки, то родителями не раскрывается поэтический и многогранный образ их героев, они не оставляют детям простора для воображения. Родители сегодня, читая детям сказки, не достаточно объясняют им то, что выражает та ли иная сказка, а именно тема веры, добра, милосердия и послушания. А ведь всё это относится к духовно-нравственному содержанию сказок. Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.

Задачи: Образовательные задачи: способствовать формированию интереса к книгам, сказкам. Развивающие задачи: развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности. Воспитательные задачи: воспитывать навыки аккуратного общения с книгой. План реализации проекта Подготовительный этап: • Изучение литературы по теме • Ознакомление с передовым опытом • Консультация для родителей • Уточнение формулировок проблемы, темы, целей и задач • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационный материал • Оформление книжного уголка

Основной этап: • Рассматривание иллюстраций русских народных сказок • Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке • Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр. • Отгадывание загадок по сказкам • Пальчиковые игры по сказкам «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» • Настольный театр по сказкам “Колобок”, «Репка». • Пальчиковый театр по сказке «Курочка Ряба» • НОД по лепке: «Сказка «Три медведя». Мисочки для медвежат» • Конструирование домиков для зверят по сказке “Теремок”. • Рисование репки по сказке «Репка» • Лепка по сказке “Колобок”.

Заключительный этап: • Инсценирование сказки «Репка»; • Презентация проекта проходила в виде выставки работ (рисунки, поделки из пластилина).

Реализация проекта (фотоотчет):

Лепка мисочек для медведей Пальчиковый театр «Три медведя» Сказочный домик

Показ пальчикового театра  

 Работа с тактильной книгой

 Инсценирование сказки «Репка»

 Итоговое занятие «В гости к бабушке Загадушке»

Таким образом, проектная деятельность в группах раннего возраста является одним из важных условий реализации ФГОС ДО. Проектный метод как никакой другой, поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний, социальный, позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, развивает познавательную и творческую активность дошкольника, т.е. способствует обеспечению каждому ребенку своевременного формирования ведущих умений, характерных для ясельного периода жизни малыша, и зоны его ближайшего развития.

Спасибо за внимание!

Источник