Проект развитие ребенка с ограниченными возможностями
Актуальность проблемы
Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.
Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.
Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.
Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.
Задачи проекта:
- Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
- Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
- Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
- Внедрение современных образовательных технологий
Ожидаемые результаты
№ | Участники проекта | Ожидаемый результат |
1. | Ребёнок с ОВЗ | Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ |
2. | Родители | Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития |
3. | Ребёнок, педагоги | Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития. |
4. | Педагоги | Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий. |
Показатели результативности и эффективности проекта
- Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
- Активность участников взаимодействия – родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
- Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
- Повышение показателей качества обученности ребёнка.
- Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
- Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Описание основных мероприятий проекта
- Подготовительный этап.
- Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
- Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
- Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
- Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
- Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
- Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
- Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
- Прогнозирование результатов.
Разработка методов реализации проекта
- Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
- Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
- Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
- Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
- Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.
Календарный план по реализации проекта
№ | Направления работы | Пути реализации | Сроки |
1. | Сбор информации | Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей | Сентябрь |
2. | Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь |
3. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | Сентябрь |
4. | Организация адаптационного периода Сбор информации Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Диагностика состояния речи ребёнка | Сентябрь |
5. | Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха | Составление плана работы с учётом возможностей ребенка | |
Организация адаптационного периода | Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка. | ||
Развитие коммуникативных навыков | Организация ежедневного «Утра радостных встреч». Цикл бесед «Добро живёт рядом» Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья» Поощрение общения детей с Максимом. Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга. Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. | В течение года | |
6. | Формирование игровой деятельности | Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь, | |
«Уроки по безопасности жизнедеятельности» | Краткосрочный проект (декабрь-январь) | ||
Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей) | ежемесячно | ||
7. | Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных. | Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях), Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний. | октябрь – экскурсия в пожарную часть Ноябрь – гостиная «День матери» Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники |
8. | Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания | Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми; Участие в акции «Покорми птиц» | В течение года Январь. Февраль |
9. | Работа с родителями | Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц. Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка: Консультации: | В течение года |
Литература.
- Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
- Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
- Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.
Источник
Паспорт проекта
Наименование проекта
Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченнымивозможностями здоровья в образовательном учреждении
Разработчики проекта
Курочкина Ольга Ильинична
Образовательная организация
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 31 п. Ксеньевка
Сфера образования
Начальное, основное, среднее общее образование
Цель проекта
Внедрение активных форм работы, позволяющих организовать досуг и развитие детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Задачи
Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
вовлечь детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
оказать психологическую помощь семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
развить навыки общения с детьми – инвалидами;
способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями в обществе.
Ожидаемые результаты
Участие детей-инвалидов в позитивной деятельности, творческих конкурсах различного уровня;
уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семьях, имеющих детей-инвалидов;
наличие навыков социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками;
возможности самореализации в процессе позитивного социального взаимодействия;
формирование навыков общения с детьми – инвалидами;
развитие толерантного сознания по отношению к детям-инвалидам.
Нормативная база для разработки проекта
Конвенция о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006г
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 гг.
Федеральный закон от 03 мая 2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
Указ Президента РФ от 01 июня 2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
Письмо Министерства образования и Науки РФ №535 от 7 июня 2013г «О коррекционном и инклюзивном образовании».
Постановление Министерства образования и Науки РФ от 5 сентября 2013г №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
Актуализация
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, приспособление к различным нуждам всех детей, обеспечивает доступ к образованию детей с особыми образовательными потребностями.
В ходе инклюзивного образования исключается дискриминация детей с ОВЗ, обеспечивается равное отношение ко всем обучающимся, но для детей, имеющих особые образовательные потребности, создаются особые условия.
В настоящее время происходят огромные перемены в обществе в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья: развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в процессе обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями получили возможность обучаться вместе со сверстниками в общеобразовательных классах образовательных учреждений. В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №31» п. Ксеньевка Могочинского района обучается 19 детей с ограниченными возможностями здоровья. 14 из них обучаются в очной форме в общеобразовательных классах, а пятеро, имея заключение ПМПК об индивидуальном обучении на дому, также приглашены к совместному обучению. Педагоги сочетают индивидуальное обучение детей на дому с приглашением в школу на уроки музыки, трудового обучения, рисования, классные часы, мероприятия как внутри класса, школы, так и поселка, где дети с ограниченными возможностями здоровья чувствуют свою принадлежность к коллективу, их вовлекают во внеурочную деятельность через занятость в кружках и секциях. Данная форма обучения оговорена как с родителями детей с ОВЗ, так и с родителями остальных ребят. Наблюдение в течение четырех лет показало, что инклюзия детей с ОВЗ способствует развитию навыков толерантности и эмпатии у детей, которые их окружают. Совместное образование и участие во внеурочной деятельности очень полезно для общения и формирования личности обеих сторон: детям с ограниченными возможностями оно даёт возможность развиваться, а здоровые дети получают опыт и навыки качеств, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
В нашей школе есть необходимость интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в общество с помощью интерактивных методов общения, формирование толерантности и развитии эмпатии по отношению к детям с особыми образовательными потребностями
Структура и содержание программы
Организационный этап, 2018г: диагностика детей с ОВЗ, определение потребностей, способностей, возможностей, личностной направленности.
Деятельностный этап, 2018 – 2022гг: реализация сопровождения.
Аналитический этап – ежегодно: определение результативности работы, отслеживание рисков при реализации программы.
Направления работы
«Им нужна ваша помощь» – организация досуга и творческого развития детей с ОВЗ:
плановые театрализованные представления для детей-инвалидов (в том числе, Новогодние праздники, День защиты детей, Декада инвалидов);
приглашения на просмотры кино- и мультфильмов в школьном актовом зале и кинозале Дома культуры;
включение детей-инвалидов в работу хорового кружка при ДК;
привлечение детей-инвалидов к участию в творческих конкурсах и выставках рисунков, поделок, на базе ДК и школы;
включение детей-инвалидов в работу театральной студии, кружок «Бисероплетение» при ДК, шахматный кружок «Беля ладья» на базе школы;
посещение спортивных секций и участие в спортивных соревнованиях (при отсутствии медпоказаний);
участие детей с ОВЗ в работе школьного научного общества «Старт в науку».
«Заботливое сердце» – помощь семьям, имеющим детей-инвалидов:
приглашение на заседания родительского клуба «Мы вместе» для налаживания контактов родителей, имеющих детей с ОВЗ, для совместного решения вопросов;
психологическая помощь (индивидуальные и групповые консультации, тренинги);
информирование в области законодательства, рекомендация методической литературы, представление информация буклетах и на сайте школы и т.п.
участие в акциях Недели инвалидов «Поделись частичкой своего тепла» и Недели инклюзивного образования «Заботливое сердце».
«Шанс» – включение ребенка в активное взаимодействие с социальной средой.
приоритетное приглашение для отдыха и оздоровления на пришкольную летнюю оздоровительную площадку;
приоритетное трудоустройство в летний период;
посещение занятий в инклюзивном кабинете при школе;
библиотечно- информационное обслуживание:
– библиотечное обслуживание детей-инвалидов в библиотеке и на дому;
– беседы-обзоры новых книг, журналов;
– коррекция базы данных по вопросам социальной защиты детей-инвалидов;
– приглашения детей-инвалидов на мероприятия библиотеки.
Участники сопровождения
Основные формы и средства реализации программы:
групповая работа;
личностный тренинг;
акции;
игровые тренинги и упражнения;
беседы:
ролевые игры;
анкетирование;
индивидуальные консультации;
театрализованные представления;
конкурсные мероприятия;
рефлексия.
Детям с ОВЗ на протяжении всего периода обучения обеспечивается психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение. Для семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе, поэтому родители получают консультативную помощь в воспитании и обучении данной категории детей.
Ведется социальный патронаж семей через обследование жилищных условий (посещение на дому совместно со службами сопровождения – комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, опеки и попечительства, социальной защиты). Проводятся консультации по организации социально-педагогической и психологической помощи детям и родителям с целью повышения уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении. Дважды в год проводятся мероприятия, привлекающие внимание общественности к проблемам детей с ОВЗ: Декада инвалидов (декабрь) и Неделя инклюзии (март).
Мероприятия декады инвалидов, посвященные Международному дню инвалидов, направлены на формирование толерантной развивающей среды и включение детей с ограниченными возможностями в активное взаимодействие с социальной средой, создание условий для организации досуга и полноценного общения детей-инвалидов в условиях школьного взаимодействия. В школе проводятся акция «Поделись частичкой своего тепла» по сбору игрушек, книг, канцтоваров, Фестиваль рисунков «Подари улыбку миру», классные часы «Ты не один», «Я и мир моих отношений», «Сильные ловкие, смелые» или «Спорт без барьеров» – об участниках и победителях Паралимпийских игр Сочи-2014.
Дети-инвалиды приглашаются на мероприятия школьной библиотеки, студий Центра культуры и спорта, Новогодние праздники, участвуют в месячнике «Твоя любимая книга», сами занимаются библиотечным обслуживанием детей-инвалидов на дому. Занятия семейного клуба «Мы вместе» способствуют налаживанию отношений как между супругами, имеющими детей с ОВЗ, так между родителями и детьми. Занятия цикла «Есть такая профессия» – направлены на консультативную помощь семьям, имеющим детей-инвалидов, обучающихся на дому с целью дополнительной профориентации и детей, и родителей детей – инвалидов. Рекомендуется использовать профориентационное тестирование и другие электронные услуги Банка интерактивных профессиограмм для получения рекомендаций по наиболее подходящему для ребенка типу профессий. На сайте школы представляется информация «Правовой лекторий для родителей и детей – инвалидов» на тему «Основные права и льготы, предоставляемые ребёнку-инвалиду и его семье», которой могут воспользоваться родители.
В рамках недели инклюзивного образования проводятся уроки Доброты «Дети должны учиться вместе» и уроки Мужества «Нет предела человеческим возможностям» – «Сильные духом», конкурсы стихотворений и рисунков «Радуга друзей». Родителям и детям с ОВЗ представляется литературная выставка «Мы вместе!», старшие подростки участвуют в создании социальных буклетов «Инклюзивное образование» – «Школа доступна для всех», пишут мини-сочинения на тему «Создание положительного имиджа инвалида в обществе».
Таким образом реализуется сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе, направленное на поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей-инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями, полноценной социализации и адаптации в образовательном пространстве и за его пределами.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта
Сопровождение детей с ОВЗ проводят взрослые участники службы сопровождения:
школьный психолог;
социальный педагог;
специалисты кружков, секций и школьной библиотеки;
педагоги дополнительного образования;
специалисты кружков, секций и библиотеки ДК.
Источник