Проект развитие личности ребенка

Слайд 1
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Тема: «Формирование личности дошкольника в рамках взаимодействия дошкольной организации и семьи» Выполнила: Воспитатель МБДОУ «Адав-Тулумбаевский детский сад № 6 Буинского муниципального района Республики Татарстан» Хусниева Гузалия Хаматвалиевна
Слайд 2
Формирование личности ребенка, развитие и воспитание- эти понятия взаимосвязаны, дополняют друг друга во многих видах деятельности и творчества. Формирование личности может происходить и помимо воспитательного процесса. И миссией дошкольного учреждения является включение родителей в учебно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров, и как результат – создание новой формы своего дошкольного учреждения – педагогического центра по воспитанию и развитию детей и обучению родителей
Слайд 3
Актуальность проекта «Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». А.С. Макаренко. Современная ситуация развития системы управления образованием в России характеризуется поиском новой философии социального управления. В связи с этим актуализируется проблема взаимодействия семьи и общественности в воспитании детей. Современный мир вступает в новую эру: происходит формирование единого рыночного мирового хозяйства, открывающего возможности не только к благосостоянию, но и к появлению новых проблем современности. Нарастает дефицит духовности общества, возникает несоответствие системы ценностей и жизненных ориентаций задачам, которые необходимо решать человечеству не только не для того, чтобы сегодня иметь достойную жизнь, но и чтобы избежать грядущих катастроф.
Слайд 4
Единство принципа координации усилий семьи, ДОУ и общественности по воспитанию подрастающего поколения требует тесного взаимодействия всех государственных и общественных институтов причастных к воспитанию. Их действия должны быть согласованы, требования к воспитанникам едины, только так, помогая и дополняя друг друга, можно усилить педагогические воздействия и сам эффект воспитания.
Слайд 5
Проблема Процесс семейного воспитания имеет ту особенность, что он бесконечен: рождаются дети, создаются новые семьи и, как всегда, возникают вопросы и новые проблемы в воспитании подрастающей смены, особенно в новых социально-экономических условиях, когда изменяется (не в лучшую сторону) демографическая обстановка в стране, место и роль семьи в обществе, когда на повестку дня встали вопросы защиты материнства и детства, охраны молодого поколения от тлетворного влияния «массово культуры», морального разложения, наркомании, алкоголизма.
Слайд 6
Изменилась и сама семья. Ушла в прошлое старая многодетная, трехпоколенная семья. И дети, надо признать в такой семье воспитывались неплохо – срабатывала «семейная педагогика», семейные традиции и привычки, пример старших.
Слайд 7
Разрушение традиционных устоев семьи – одна из причин кризиса в духовно-нравственной и социально-культурной сферах современного общества. Кризисные явления в жизни семьи многообразны: – разрушены нравственные представления о браке и семье; – утрачено традиционное восприятие родительства и детства; – деформирована сфера семейного воспитания; – как следствие кризиса семьи – многочисленные проблемы детства; – система общественного воспитания и образования не может кардинально изменить ситуацию, внести позитивный вклад в возрождение традиционных ценностей семьи; – современное общество утратило представление о чистоте и целомудрии. Что значит быть сегодня ребенком? – Семья легко может распасться из-за развода родителей. – Изменилась структура семьи: теперь преобладают семьи с одним или двумя детьми. – Воспитание детей часть происходит вне рамок семьи: во дворе, в детском саду – Резко усилилось воздействие на детей средств массовой информации. – Свободное пространство для игр на природе все больше сокращается. – На детей все сильнее влияет коммерциализация жизни.
Слайд 8
Цель проекта Воспитание всесторонне развитой личности – счастливой, здоровой физически и психически. Так как только нравственно и физически здоровый человек сможет выжить в современном мире, полном контрастов. Эта личность должна быть интеллектуально развита, инициативна, коммуникабельна, уверена в собственных силах, ответственна и способна преодолевать трудности.
Слайд 9
Задачи проекта – Поиск контакта с родителями и детьми (изучение семьи: тестирование, анкетирование, деловые игры, беседы, наблюдения); – определение единых требований семьи и ДОУ к воспитаннику; – обеспечить координацию совместных усилий семьи и ЖОУ по воспитанию дошкольника, создать единую воспитательную среду; – показать, что воспитание – это единый неразрывный процесс взаимодействия между семьей, дошкольным и школьным учреждением; – определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития; – организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала;
Слайд 10
Результаты проекта Благодаря взаимодействию с педагогами ДОУ и участию в жизни детского сада родителей приобретают опыт педагогического сотрудничества как со своим ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Общение с учителями не вызовет у них затруднений, потому что они готовы к диалогу, умеют отстоять собственную точку зрения и интересы ребенка, а если потребуется, то и защитить его. Участие родителей в жизни детей поможет им:
Слайд 11
– побудить родителей к инициативе и творчеству в вопросе воспитания детей; – рассмотреть значение взаимопонимания, такта и терпения в семье; – коррекция семейного воспитания; – повышение общего культурного уровня семьи, формирование и укрепление традиций рода, возрождение традиций русской интеллигенции, в центре которой всегда было нравственное воспитание семейное образование; – защита ребенка от неблагоприятных условий в семье, ДОУ, селе. – удовлетворение потребности ребенка в любви и чувстве собственного достоинства – ключ к органичному и творческому росту его личности, обеспечить который и призваны семья и система образования.
Слайд 12
– преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка; – относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми. Главное – не норматив, а личностные достижения каждого и мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее; – знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их. А это значит, что при поступлении в школу в его самосознании не произойдет драматической смены самооценки (в д/с был умный, а в школе «неумеха»), если вовремя оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. Человек с низкой самооценкой заранее «прогнозирует» свое поражение, даже уступает ему принадлежащее почти без борьбы. Высокая самооценка – это и есть «крылья счастья и успеха». «Семья дает крылья и корни» – семья, которая воспитывает удачливых, дает». – проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке.
Слайд 13
Этому способствуют такие формы сотрудничества с семьей, как семейные праздники и фестивали, игровые семейные конкурсы, спортивные семейные соревнования. Самое ценное в таких праздниках – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей. Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Если мы хотим добиться желаемого результата, необходимо сделать так, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А для этого у взрослого должны быть хорошие, доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его делах, разделять радости и горести. Душевная связь, основанная на доверии, обязательна. Очень важен и опыт познания ребенком своих возможностей, опыт самопознания. Не следует отнимать у ребенка счастья творить, создавать, побеждать трудности, ни с чем не сравнимое счастья овладения каким-то мастерством, счастья открытия, счастья преодоления, счастья интеллектуальной победы. Никто не видел счастливым зависимого, несамостоятельного человека. «Человек не может быть свободен, если он несамостоятелен», – писал сто лет назад врач-психиатр и удивительный педагог Мария Монтессори.
Слайд 14
Итог Сформирована активная педагогическая позиция родителей, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Но главным результатом совместной работы и сотрудничества ДОУ и семьи являются личностные достижения каждого ребенка.
Слайд 15
Личностные достижения ребенка Социальное развитие ребенка – отношение к окружающему миру взрослых и сверстников, способность понять эмоциональное состояние других, проявление сочувствия, владение способами динамического общения, эмоционального благополучия; умение строить взаимоотношения со взрослыми и детьми. Познавательное развитие – ориентировка в окружающем и становление картины мира, ориентировка во времени, пространстве. Ориентировки величины, формы, цвета. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, логического мышления. Развитие способности к решению творческих проблем, становление умственной работоспособности, развитие сознания и произвольности. Эстетическое развитие – развитие эстетического отношения к миру, приобщение к искусству, художественной деятельности, развитие специальных художественных способностей (музыкальных, изобразительных). Развитие речи и речевого общения .
Слайд 16
Каким ребенок должен стать в будущем? 1. Целеустремленным. Целеустремленность – главная черта характера. Выбирать цель жизни так, чтобы принести пользу людям, развить свои силы и способности, чтобы совесть была чистой, а поведение достойным. 2. Трудолюбивым. Трудолюбие – условие всякого успеха в жизни. Лень – мать всех пороков. 3. Мужественным . Мужество – это умение жить по совести, говорить правду в глаза, не трусить, столкнувшись с трудностями или злом, это умение жертвовать собой во имя общих интересов. 4. Требовательность к себе и самокритичность – это путь познания себя и условие самоуважения. Право требовать от других имеет тот, кто до предела требователен к себе. 5. Человеколюбие, сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь всем, кто в этом нуждается. Без данного качества человек не способен ни на дружбу, ни на настоящую любовь. 6. Нетерпимость ко всем плохому в себе . Недостатки – мои злейшие враги.
Слайд 17
Литература Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007 – 111 с. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128 с. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 208 с. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребёнка. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 48 с. Малашенкова В.Л. Взаимодействие детского сада и семьи. – Омск: ООИПКРО, 2004. – 52 с. Кротова Т.В. Взаимодействие с родителями воспитанников в летний период. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. № 0. – С. 64 – 68. Лисицына И.А. Инновационный подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. № 1. – С. 58 – 63.
Источник
В современном обществе проектирование все шире
применяется в традиционных сферах и видах
человеческой деятельности. Его активное
использование позволяет говорить о том, что
проектирование имеет широкие возможности
применения, универсальный подход, единые
закономерности.
Технология проектирования делает дошкольников
активными участниками образовательного и
воспитательного процессов, становится
инструментом саморазвития дошкольников. Ведь
опыт самостоятельной деятельности, полученной
ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем
уверенность в своих силах, снижает тревожность
при столкновении с новыми проблемами, создает
привычку самостоятельно искать пути решения,
учитывая имеющиеся условия.
Главная задача, связанная с поддержкой
творческого начала личности, которая стоит перед
дошкольным образованием, заключается в поиске
форм, в которых можно осуществить такую
поддержку.
Одним их эффективных методов работы с детьми
старшего дошкольного возраста является метод
проектной деятельности, который основан на
понимании роли личности ребенка в системе
дошкольного образования. Одним из главных
условий личностного развития человека является
поддержка активности личности.
Интеллектуальное развитие дошкольников может
быть активизировано в ходе образовательной
работы, направленной на создание нормативных
ситуаций, поддерживающих инициативу детей в
пространстве возможностей и обеспечивающих
усвоение культурно заданных средств и способов
анализа действительности.
Проектирование представляет собой важную
сферу познавательной деятельности детей,
которая не компенсируется развитием других форм
активности дошкольников. Развитие
познавательных способностей обуславливает
дальнейший процесс становления детского
интеллекта.
Проектная деятельность обладает целым рядом
характеристик, которые оказывают положительное
влияние на развитие ребенка – дошкольника.
Прежде всего в ходе проектной деятельности
расширяются знания детей об окружающем мире. В
первую очередь это связано с выполнением
исследовательских и творческих проектов.
Кроме того, развиваются общие способности
детей – познавательные, коммуникативные и
регуляторные. Выполнение проекта предполагает
формирование оригинального замысла, умение
фиксировать его с помощью доступной системы
средств, определять этапы его реализации,
следовать задуманному плану. Уже в дошкольном
возрасте ребенок приобретает навык публичного
изложения своих мыслей.
В ходе проектной деятельности дошкольники
приобретают необходимые социальные навыки. Они
становятся внимательнее друг к другу, начинают
руководствоваться не столько собственными
мотивами, сколько установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание
игровой деятельности детей – она становится
более разнообразной, сложно структурированной, а
сами дошкольники становятся интересны друг
другу.
Нельзя не сказать о влиянии проектной
деятельности на воспитателя. Проектирование, как
творческий вид деятельности педагогов,
позволяет достаточно точно сформулировать цели,
задачи предстоящей деятельности,
проанализировать и систематизировать
совокупность наличных и необходимых средств,
обеспечивающих оптимальные пути достижения
желаемого результата, а самое главное –
раскрывают возможности для педагогического
творчества, принятия педагогами субъектной
позиции по отношению к осуществляемой
деятельности. Проектирование заставляет
педагога постоянно находиться в пространстве
возможностей, что изменяет его мировоззрение и
не допускает применения стандартных, шаблонных
действий, требует ежедневного творческого,
личностного роста.
В ходе проектной деятельности развиваются и
детско – родительские отношения. Ребенок
оказывается интересен родителям, поскольку он
выдвигает различные идеи, открывая новое в уже
знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей
наполняется богатым содержанием.
Проектная деятельность имеет следующие
особенности:
- проектная деятельность разворачивается в
проблемной ситуации, которая не может быть
решена прямым действием; - участники проектной деятельности должны быть
мотивированы. Но простого интереса здесь
недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок
сформулировали причину, по которой они
включаются в исследование; - проектная деятельность имеет адресный
характер. Поскольку в ходе проектной
деятельности ребенок выражает свое отношение, он
всегда ищет адресата, к которому обращено его
высказывание, оформленное в виде продукта.
Именно поэтому проектная деятельность имеет
ярко выраженную социальную окраску и в конечном
итоге является одним из немногих социально
значимых действий, доступных дошкольнику.
Дошкольный возраст – самоценный этап в
развитии экологической культуры личности. В этом
возрасте ребенок начинает выделять себя из
окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение к
окружающему, формируются основы
нравственно-экологических позиций личности.
Педагоги нашего детского сада разделяют позицию
доктора биологических наук Т.В.Потаповой о том,
что предназначение дошкольного экологического
образования состоит не столько в присвоении
детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в
формировании навыков бережного и неразрушающего
обращения с ними и активного желания поступать
именно так: щадящим и сберегающим образом.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня
выдвигает перед специалистами дошкольного
образования задачу поиска универсальных средств
экологического воспитания в современных
условиях. Одним из таких средств может быть
экологический проект, который разработан и
осуществлен с учетом реализуемой в детском саду
комплексной программы “Детство” Т.И.Бабаевой,
В.И.Логиновой.
Представляем информационную карту проекта,
проведенного в нашем детском саду.
Информационная карта проекта
МАДОУ “Детский сад № 49”
- Полное название проекта:
“Кормушка для
птиц”.
Мачужак М.Г., Авдеева Л.В.,
Хвостанцева Н.И., Жевлакова Н.И., Алиева Р.М.
Мачужак М.Г.
педагоги группы № 9, 12
исследовательско-творческий
узнать, какую помощь можно оказать
крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
исследовательская деятельность по
изучению жизни птиц зимой, развитие
познавательных и творческих способностей детей
в процессе разрешения специально
смоделированной ситуации, а также
природоохранная деятельность.
расширить знания детей о приспособлении птиц
во время зимовки;
поставленный вопрос, используя различные
способы познания;
вступать в общение, высказываться,
аргументировать свой выбор;
деятельности.
В рамках биологической экологии:
1. Накопление информационной базы по изучаемой
проблеме в ходе практической деятельности на
прогулке.
2. Изучение взаимодействия птиц с окружающим
миром в ходе наблюдение экологических игр во
время совместной деятельности.
3. Систематизация знаний в процессе наблюдений
и экспериментирования.
В рамках прикладной экологии:
1. Отражение знаний, полученных опытным путем, в
различных видах деятельности (изобразительной,
театрализованной, умственной, игровой).
2. Природоохранная деятельность (осуществление
экологической акции “Подари птичке кормушку”).
3. Планирование и проведение организованной
деятельности, совместной деятельности, режимных
моментов, направленных на воспитание
экологического сознания.
10. Вид проекта: межгрупповой.
11. Сроки проведения: краткосрочный (неделя 09.11
– 12.11).
12. Участники: педагоги, дети, родители.
13. Возраст детей: 5–6 лет.
14. Форма проведения: дневная (в рамках
организации образовательного процесса и в
повседневной жизни с учетом принципов
интеграции).
15. Ожидаемые результаты (продукт проекта)
- Повышение уровня экологической культуры
педагогов и воспитанников. - Осуществление в ДОУ образовательного процесса
по обозначенной проблеме с учетом направлений
экологии (биологического, прикладного). - Гармоничное формирование разных видов
отношений детей к природе (природоохранного,
гуманного, эстетического, познавательного). - Развитие у детей устойчивого интереса к
представителям природы – птицам. - Развитие исследовательской деятельности
дошкольников в ходе совместной практической
деятельности с воспитателем. - Успешное интеллектуально – личностное
развитие воспитанников. - Пополнение методической базы ДОУ по
экологическому воспитанию. - Вовлечение родителей в педагогический процесс
ДОУ, укрепление заинтересованности в
сотрудничестве с детским садом.
Проект “Кормушка для птиц”
Тип: исследовательско-творческий.
Участники: воспитатели старшей группы, дети,
родители.
Масштаб: краткосрочный (2 недели).
Цель: развитие познавательных и творческих
способностей детей в процессе разрешения
специально смодулированной проблемной ситуации.
Проблема: как помочь птицам пережить
холодную зиму.
Задачи:
- расширять знания о зимующих птицах;
- поддерживать стремление ребенка активно
вступать в общение, высказываться; - воспитывать заботливое отношение к птицам;
- помочь в создании определенного продукта
(кормушки).
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Моделирование ситуации. 2. 3. Определение продукта деятельности. | 1. Игровая ситуация: “Утром дети Вместе с воспитателем дети выясняют, зачем к 2. Какая помощь нужна птицам? Что мы сможем 3. Задача: сделать кормушки, запастись кормом | 1. Вхождение в игровую ситуацию. 2. 3. Уточняют задачу: какие могут быть кормушки, (Приложение 1) |
2. Организация работы по решению проблемы. | 1. Воспитатель помогает спланировать деятельность: – выбор объекта – форма сбора информации (кормушки разных видов, 2. Помогает разделиться на группы, используя | 1. Выбор объекта (зимующие птицы). 2. 3. Разделение на группы. (Приложение 2) |
3. Практическая деятельность по решению проблемы. | 1. Оказывает практическую помощь (информация о разных видах кормушек, карточки – схемы о корме для птиц). (Приложение 3) | 1. Проводят деятельность в соответствии с задачей (приносят корм, изготовляют кормушки). |
4. Презентация продукта деятельности. | 1. Презентация кормушки. | 1. Предоставление корма для птиц. |
Список литературы
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность
дошкольников: пособие для педагогов дошкольных
учреждений (текст). Пособие для педагогов
дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. –
112 с. - Виноградова Н.А. Образовательные проекты в
детском саду: пособие для воспитателей (текст).
Пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008. –
208 с. - Логинова В.И. Детство: программа развития и
воспитания детей в детском саду. – Изд.3-е. – СПб.:
Детство-Пресс, 2001. – 244 с.
Источник