Проект по развитию детей в доме ребенка

Инна Михайлова
Проект «Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в доме ребенка»

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

В начале 2015г., в рамках проекта по эмоциональному развитию детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребенка, под руководством педагога – психолога Гальцовой П. С. была создана творческая группа, в которую вошли воспитатели: Гусева Л. А., Михайлова И. А., Мешкова Г. И.

Целью творческой группы было создание условий для социализации детей, воспитывающихся в доме ребенка, расширение их представлений об окружающем мире и эмоциональных состояниях.

В течение года нами были изучены теоретические работы и экспериментальные исследования известных психологов Л. И. Божович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Г. Мещерякова и др. Они утверждают, что формирование эмоций человека – важнейшее условие развития его как личности.

Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.

К большому сожалению, приходится согласиться, что в условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз.

Но, в то же время, период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.

Учитывая выше сказанное, мы поставили задачу найти на практике эффективные пути реабилитации эмоциональной сферы, создать условия для социализации и развития коммуникативных связей детей 1 –ой группы д/р №7.

Для обогащения восприятия и расширения кругозора детей мы разработали и провели цикл досуговых развлечений на свежем воздухе в соответствии с временами года.

Во время проведения досугов мы стремились:

Эмоционально вовлекать детей в игровую ситуацию,

• Знакомить детей с сезонными развлечениями,

• Активизировать речевую активность детей,

• Расширять и закреплять представления о разнообразии эмоций

Было разработано 4 конспекта посвященных временам года.Проведено 3 тематических досуга: весна, лето, осень

Мероприятия были составлены с учетом особенностей интеллектуального и эмоционального развития детей 2-3 лет. Для этого мы воспользовались психолого – педагогическими методиками Н. Ф. Губановой, М. Б. Зацепиной, М. Ю. Картушиной, Н. П. Метлова, Е. Н. Соляник, С. Н. Теплюк, а также консультациями воспитателей, работающих с данными детьми, музыкального и физкультурного руководителей. Были выполнены необходимые условия для благоприятной эмоциональной обстановки, соблюдены нормы и правила межличностного общения. Использовались игры и упражнения, направленные на расширение представлений об эмоциональных состояниях.

Таким образом,были достигнуты следующие результаты:

– небольшое количество детей позволило полностью вовлечь каждого в игровую ситуацию и дать возможность индивидуально каждому ребенку проявить свои эмоции;

– успешный результат игры доставлял детям громадное удовольствие, вызывая эмоциональное вдохновение, бурную радость, и самое главное – требование повторения игры;

– проявление детьми сопереживания игровым персонажам дало возможность познакомиться им с новыми эмоциональными состояниями,такими как: симпатия, сочувствие, гордость и стыд;

– всплеск эмоций стимулировал проявление речевой активности детей в соответствии с переживаниями;

– количество и интенсивность коммуникативных проявлений увеличивалось;

– наблюдалась настойчивость в стремлении к контактам со взрослыми и сверстниками.

В последующем наблюдении за детьми в процессе их самостоятельной деятельности отмечалось повышенное проявление инициативы к совместным действиям и общению. Наблюдался более яркий эмоциональный фон, который характеризует достаточно стабильное и конструктивное принятие у детей самого себя и окружающей действительности.

Читайте также:  Понятие школьная зрелость диагностика влияние на развитие организма ребенка

Выводы, планы

Занятия получили положительные отзывы специалистов дома ребенка и воспитателей 1 группы

Запланировано продолжение разработки и проведения досуговых мероприятий на свежем воздухе, углубление знаний детей о природных явлениях, расширение представлений об окружающем мире на фоне опыта совместной деятельности со взрослым в эмоционально насыщенных ситуациях.

Источник

Проект социальной направленности

«Тепло добрых сердец»

С целью создания качественной системы образования детей-сирот и детей из неблагополучных семей, а также совершенствования личностно ориентированного подхода к развитию воспитанников по инициативе губернатора Белгородской области Савченко Е.С. в 1998 году было принято решение открыть детский дом для девочек.

Прохоровский детский дом построен по индивидуальному проекту на 20 воспитанниц. В доме проживают девочки от 5 до 18 лет с последующим устройством в профессиональные учебные заведения.

Очень удачно выбрано место расположения данного учреждения: рядом с культурно-историческим центром п. Прохоровка, куда входят музей «Третье ратное поле России», библиотека Н.И.Рыжкова, храм Святых апостолов Петра и Павла, Дом ветеранов, детская школа искусств, гимназия, физкультурно- оздоровительный комплекс «Олимп».          

В связи с изменившимися приоритетами образовательной политики на уровне государства и области, в частности актуализации, духовно- нравственного воспитания и особенностями нашего учреждения коллективом Прохоровского детского дома принята Концепция воспитательной работы «Гендерное воспитание девочки на основе духовных ценностей русского народа в условиях семейного детского дома».

Основные положения концепции:

  1. Воспитательная система учреждения призвана обеспечить успешную социализацию личности воспитанницы детского дома – будущей матери, жены, хранительницы домашнего очага.
  2. Воспитательная работа в детском доме строится на основе приоритета гендерного воспитания с учётом физиологических, возрастных, психологических особенностей каждой воспитанницы.
  3. Содержание воспитательного процесса в детском доме строится на ценностных ориентирах, которые определяют качества личности девочки, заложенные в идеальную модель выпускницы, основанную на особенностях православной  культуры русского народа.

      В воспитательной работе нами выделяются два приоритетных направления:                                                                

      1. Гендерное воспитание.                

      2. Духовно – нравственное воспитание, основанное на традициях русского православия.

      Особенность воспитательной системы учреждения состоит  в том, что воспитанницы включаются в целостную воспитательную систему детского дома, когда духовный и гендерный аспекты реализуются во всей жизнедеятельности учреждения: во внешнем виде, поведении воспитателей и воспитанниц, в оформлении комнат девочек и интерьера всего детского дома, в окружающей социальной среде и  традициях учреждения. В комнате проживают старшая и младшая воспитанницы. Взрослые девочки заботятся о младших: следят за внешним видом малышей, помогают выполнять домашние задания, прививают им навыки по самообслуживанию. Что способствует развитию у воспитанниц ответственности, чувства долга и привязанности. Девочки обучаются в воскресной  школе, по духовной потребности посещают праздничные и воскресные Богослужения в храме. Ежегодно воспитанницы встречают Благодатный огонь со всеми жителями поселка, принимают участие в Пасхальном перезвоне колоколов и в мероприятиях, организованных настоятелем Петропавловского храма (игры между воспитанниками воскресных школ, православные слеты и др.).

Такие мероприятия способствуют духовно – нравственному обогащению и личностному развитию воспитанниц.

    Духовно-нравственное воспитание  так же включает в себя:  

  1. физическое развитие (совершенствование физических функций организма: «В здоровом теле – здоровый дух»);
  2. трудовое развитие (развитие умения осуществлять различные виды трудовой деятельности);
  3. интеллектуальное развитие (овладение различными видами мышления, формирование мировоззрения);
  4. гражданско-патриотическое развитие (формирование собственной гражданской позиции);
  5. эмоциональное развитие (развитие способности эмоционального отклика на события действительности, умения владеть собой);
  6. нравственное развитие (расширение знаний о нормах поведения человека);
  7. эстетическое (развитие способности оценивать «по законам красоты» явления окружающей действительности);
  8. благотворительное направление (проведение концертов в Доме ветеранов, изготовление подарков к праздникам и др.)

         Актуальность проекта

Воспитание девочек в детском доме не может осуществляться вдалеке от проблем и забот, которые присутствуют у людей в реальном мире. Дети должны иметь представление о трудностях, которые испытывают отдельные слои населения в нашей стране и районе. У воспитанниц принимающих участие в преодолении этих трудностей, оказывающих посильную помощь нуждающимся, формируется чувство долга, сострадания, ответственности сопричастности, милосердия.

Читайте также:  Проблемы развития ребенка младшего школьного возраста

Данный проект носит социальный характер и направлен на включение воспитанниц в более широкий круг общения и принятие участия детей в оказании внимания и  помощи нуждающимся.

     Цель проекта: гуманизация становления личности воспитанниц в условиях семейного детского дома.

Задачи проекта:

  1. Воспитывать у детей готовность приходить на помощь нуждающимся
  2. Побуждать детей к проявлению милосердия к окружающим людям
  3. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
  4. Формировать потребность в саморазвитии
  5. Развитие творческих способностей.

         Участниками данного проекта является разновозрастная группа детей ГБОУ «Прохоровский детский дом (20 воспитанниц), а так же ветераны Великой Отечественной войны и труда, граждане, проживающие в  доме ветеранов п. Прохоровка, дети – инвалиды. Так же к реализации данного проекта планируется привлечение социального педагога и педагога- психолога Прохоровского детского дома.

Реализация проекта

         Реализация проекта основана на сотрудничестве детского дома с храмом святых апостолов Петра и Павла п. Прохоровка, управлением федеральной налоговой службы Белгородской области и строится на принципе взаимной ответственности и ресурсных вкладах каждого участника. Намеченная цель и задачи будут достигнуты путем организации:  совместных мероприятий для воспитанниц детского дома и людей, нуждающихся в помощи и поддержке, благотворительного труда, концертных программ.        

          Реализация проекта позволит воспитанницам выйти за пределы теоретических знаний и выйти в реальный мир, оказать посильную помощь, проявить милосердие и заботу нуждающимся в этом людям. Так же данный проект  дает возможность детям детского дома  проявить свои организаторские и творческие способности, получить опыт общения с незнакомыми людьми, осознать собственную значимость  в решении социальных проблем.

          Средства, ресурсы необходимые для реализации данного проекта.

              Данный проект может быть реализован только при  наличии ряда средств, ресурсов и условий, имеющих огромное значение. Во- первых, это человеческие ресурсы- воспитанницы детского дома, педагоги детского дома и другие специалисты. Во- вторых, это информационные ресурсы, позволяющие донести идею проекта до воспитанниц и задействованных сотрудников учреждения и других сфер. В – третьих, это материальные ресурсы.

               Имеющиеся средства, ресурсы и условия

В детском доме имеются основные средства и условия для реализации данного проекта. В учреждении воспитывается 20 девочек, работают специалисты: педагог – психолог, социальный педагог, 4 воспитателя, созданы условия для приема гостей, имеется транспорт для переезда по Прохоровскому району. Все воспитанницы обучаются в  музыкальной школе, играют на музыкальных инструментах, которые имеются в детском доме в полном объеме, приобретен музыкальный центр для проведения концертных мероприятий, В учреждении успешно функционирует театральная студия «Гармония», поэтому проблем при организации концертно- развлекательных программ не возникнет. Так же заключен договор о совместной деятельности детского дома с настоятелей храма святых апостолов Петра и Павла. Уже налажено сотрудничество с администрацией Дома ветеранов п. Прохоровка (в течение 13 лет проводятся совместные мероприятия). Для организации акции «Зеленая столица» в детском доме имеется теплица для выращивания цветочной рассады, а также весь посадочный инвентарь (лопаты, грабли, ведра). Для оформления альбома «Тепло добрых сердец»  в детском  доме имеется цифровой фотоаппарат.

Необходимые средства

    Для успешной реализации данного проекта необходимо финансовые ресурсы для:

  1. приобретения материала необходимого для изготовления мягких игрушек, сувениров детям- инвалидам и ветеранам;
  2. закупки книг детям – инвалидам в подарок от воспитанниц детского дома,
  3. изготовления  фотоальбома «Тепло добрых сердец».
  4.  приобретения саженцев деревьев для участия в областной акции «Зеленая столица»;
  5. приобретения магнитной доски для проведения подготовительных занятий для  детей и совместных мероприятий  воспитанниц и детей- инвалидов,
  6. закупки канцелярских принадлежностей,
  7. оплаты транспортных расходов,
  8. организации чаепития,
  9. закупки интеллектуальных игр.
Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку для развития речи

Срок реализации проекта

На реализацию проекта отводится 9 месяцев (сентябрь 2011года – май 2012 года).

Рабочий план реализации проекта

№ п/п

Сроки

реализации

Направление работы

1

сентябрь

1. Привлечение воспитанниц к участию в проекте «Тепло добрых сердец».

2. Создание эмблемы «Тепло добрых сердец» участниками проекта (воспитанницами).

3. Проведение цикла бесед с воспитанницами

 о психологических особенностях пожилых людей;

4. Проведение занятий по развитию эмоциональной компетентности у воспитанниц детского дома.

6. Определение группы ветеранов ВОВ для сотрудничества в рамках проекта.

7. Самостоятельное размещение электронной версии проекта на официальном сайте детского дома  (https://detdom.goodideas.su) и сайте управления налоговой службы по Белгородской области (deti.r31.nalog.ru) .

2

октябрь

-Оказание помощи в домашних делах, уборке огорода ветеранам Великой Отечественной войны.

 -Участие в субботнике на территории Дома ветеранов.

– Подготовка концертного мероприятия ко Дню пожилых людей.

3

ноябрь

1. Обращение в социальную защиту населения администрации Прохоровского района, с целью выявления адресов детей- инвалидов.

2.  Проведение цикла бесед (занятий) с воспитанницами

 о психологических особенностях детей- инвалидов

3. Проведение концерта в Доме ветеранов ко Дню пожилых людей, вручение открыток.

4

декабрь

Изготовление новогодних подарков своими руками для детей- инвалидов и  проживающих в Доме ветеранов (в детском доме и Воскресной школе).

5

январь

1. Посещение квартир детей – инвалидов, вручение подарков, игрушек сувениров от воспитанниц детского дома. Проведение психологом  совместных игр.

2. Вручение подарков жителям Дома ветеранов.

6

февраль

1. Организация мероприятия для воспитанниц и детей- инвалидов, посвященного творчеству Натальи Абрамцевой.

2. Подготовка творческих работ к выставке «Герои сказок Натальи Абрамцевой».

7

март

1.Организация выставки рисунков воспитанниц детского дома и детей- инвалидов  в библиотеке Н.И. Рыжкова

 (п. Прохоровка).

2.  Проведение совместных интеллектуальных игр для воспитанниц и детей- инвалидов, настоятелем Петропавловского храма.

8

апрель

1. Оказание помощи в домашних делах, ветеранам войны.

2. Совместное участие воспитанниц и жителей Дома Ветеранов в областной акции «Зеленая столица» (высадка саженцев деревьев и цветочной рассады).

3. Праздничное чаепитие на Пасхальной неделе в детском доме.

9

май

1. Организация встреч с ветеранами ВОВ с приглашением на мероприятия детей- инвалидов.

2. Организация совместного возложения цветов воспитанниц и ветеранов ВОВ к памятнику победы

«Звонница», «Вечному огню».

3. Подведение итогов реализации проекта.

4. Выпуск методического журнала детского дома «Воспитатель» по данной тематике.

5. Публикация отчета о реализации проекта на сайте детского дома, в областном вестнике социальной защиты населения Белгородской области.

6. Паломническая поездка  воспитанниц и жителей Дома ветеранов по святыням России: «Коренная Рождество-Богородичная пустынь» (Курская область).

 Результат проекта:

В процессе реализации проекта 20 воспитанниц детского дома из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, побывают в реальных жизненных условиях, приобретут навыки сотрудничества и общения с пожилыми людьми и детьми- инвалидами, ветеранами ВОВ. В процессе данной деятельности наши воспитанницы научатся жить в согласии с окружающими людьми, что так необходимо для их духовного развития, социализации и подготовки к самостоятельной жизни. Реализация проекта поможет воспитанницам осознать, что надо уметь не только брать, но и отдавать. Своей заботой, теплом, добрыми поступками согревать людей обиженных судьбой, проявляя милосердие и заботу. Паломнические поездки расширят кругозор их участников, познакомят с духовной культурой и историей святых мест Белгородской и Курской областей.

Дальнейшее развитие проекта. 

         Данный проект имеет перспективу развития, которое будет заключаться в закреплении налаженных связей. Есть идея проведения совместных творческих занятий для воспитанниц детского дома и детей с ограниченными возможностями, проведение православных праздников.

          В целях дальнейшего взаимодействия с Домом ветеранов планируется выпуск поздравительных настенных газет к праздникам, обмен опытом.

          В рамках дальнейшего взаимодействия с ветеранами ВОВ (жителями Прохоровского района) планируется выпуск журнала детского дома «Летопись военных лет».

          Данный проект включен в число победителей всероссийского грантового  конкурса «Православная инициатива – 2011» и получил финансовую поддержку для его реализации.

Источник