Проект по эмоциональному развитию ребенка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

г. Назарово Красноярского края

ПРОЕКТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЭМОЦИЙ»

С детьми старшей группы общеразвивающей направленности

№9 «Маргаритка»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

январь 2017- май 2017 год.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

воспитатели группы, родители, дети, психолог.

  Автор:

Воспитатель высшей категории  Елдова Е.В.

г. Назарово 2017 год.

Содержание:

1 . Введение…………………………………………………………….стр.2

2. Проблема…………………………………………………………….стр.2

3. Цель, задачи, ожидаемые результат……………………………….стр.3

4. Этапы реализации проекта…………………………………………стр.4-9

5. Ресурсы………………………………………………………………стр.9

6. Риски, пути преодоления……………………………………………стр.10

7. Выводы………………………………………………………………стр.11

8. Литература…………………………………………………………..стр.12

ВВЕДЕНИЕ.

Изучая труды ведущих ученых в области социально-эмоционального развития ребёнка, мы все больше убеждаемся в том, что это именно та основа, благодаря которой, будет успешно проходить всестороннее развитие ребенка, а так же сохранение и укрепление его психического и физического здоровья. Ведь если у ребенка благоприятное эмоциональное состояние, у него появляется естественное желание в двигательной активности. Если он научится распознавать эмоции свои и окружающих, научится контролировать их – значит, будет выстраивать хорошие отношения с людьми. Если будет сформирована положительная самооценка, отношение к себе и восприятия себя, значит, он не будет бояться спрашивать, ошибаться, следовательно, и познавательное развитие тоже будет в норме.

Главное, стремиться, чтобы наши дети выросли  веселым и активными, самостоятельными  и доброжелательными, помогающими  и любознательными, инициативными и уверенными в себе, открытыми  и сопереживающими — то есть, прежде всего психологически здоровыми.

ПРОБЛЕМА: 

 В процессе наблюдения за воспитанниками старшей группы «Маргаритка», было выявлено, что  новоприбывшие дети часто ссорятся, капризничают, проявляют упрямство. Кроме того есть дети очень агрессивные, они демонстративно нарушают нормы и правила поведения, с детьми не могут договориться, используют грубые слова, кричат, громко ругаются, ябедничают, могут по отношению к другому проявить физическую силу, плохо засыпают или совсем не спят. У детей недостаточно сформированы умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость, смена настроений в процессе специально организованной и свободной деятельности и т. д. Таким образом, данная проблема, является актуальной в нашей группе, над которой необходимо работать. Данные  особенности воспитанников указывают на необходимость проведения  целенаправленной работы  по  развитию эмоциональной сферы и социальных навыков у старших дошкольников. Для этого, был создан проект социально-эмоционального развития «Путешествие в мир эмоций». 

ЦЕЛЬ:

Создание специальных условий для социально-эмоционального климата, где дети смогут воспринимать эмоциональное состояние других и выстраивать своё поведение, адекватное ситуации.

ЗАДАЧИ: 

  • Воспитывать у  детей способности контролировать свои чувства, но не  подавлять любые проявления эмоций, а учить не бояться их, проявлять даже негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
  • Развивать умение выражать эмоциональное состояние (радость, страх, восторг, грусть, удивление, спокойствие) , уметь  замечать изменение в настроении взрослых и сверстников.
  • Учить сдерживать ситуативные желания с учётом эмоционального состояния других.
  • Испытывать эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости, быть открытым к контактам с  другими.
  •  Вовлекать детей взаимодействовать со сверстниками в играх по интересам, научить доброжелательно высказывать свои просьбы и предложения, адекватно откликаться на просьбу взрослого и сверстника.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

  • Воспитанники  контролируют свои чувства,  не  подавляют любые проявления эмоций, не бояться их. Проявляют  негативные чувства и эмоции без вреда для окружающих.
  • Дети выражают эмоциональное состояние (радость, страх, восторг, грусть, удивление, спокойствие) и   замечают изменение в настроении взрослых и сверстников.
  • Дети сдерживают ситуативные желания с учётом эмоционального состояния других.
  • Дети эмоционально благополучны, чувствуют уверенность, защищённость, открыты к контактам с  другими.
  •  Дети взаимодействуют со сверстниками в играх по интересам,  доброжелательно высказывают свои просьбы и предложения, адекватно откликаются на просьбу взрослого и сверстника

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТЫ

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

СРОКИ

УЧАСТНИКИ

Организационный этап

1.Изучение  литературы по социально–  эмоциональному развитию дошкольников. Сбор информации по теме проекта. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Самостоятельная деятельность

Январь 2017

Воспитатель:

Елдова Е.В.

Гассельбах С.А., родители.

2.Диагностика сформированности  умений и навыков  социального  поведения, особенности  эмоциональной

сферы  детей.

Индивидуальная диагностика.

Наблюдение «Определение эмоционально-личностных проблем детей Н.П.Кряжевой.

Январь-май 2017 год

Воспитатель:

Елдова Е.В.,

Гассельбах С.А.

Основной этап

1.Работа    

с родителями

Консультирование

«Разговор по душам»

постоянно

Воспитатели:

Елдова Е.В.,

Гассельбах С.А.

Воспитатели.

Гассельбах С.А.

Елдова Е.В., родители.

Воспитатели группы,родители, дети.

Воспитатели

Воспитатели: Елдова Е.В.,

Гассельбах С.А.

Родители, дети.

Родители, воспитатели, дети.

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители.

Анкета – опросник (В.А.Дергунский) «Внешняя оценка социальной компетентности ребенка родителями» предназначена для выявления представлений родителей об особенностях эмоционального развития ребёнка  «Наша семья»

В начале и конце проекта

Январь-май 2017г.

Тематическое родительское собрание    

Семинар-практикум «Ценности здорового образа жизни».

День открытых дверей.

Странички для родителей. (информационный стенд).                        «Я и мир»; «Путь к здоровому образу жизни»; «Развитие социальной сферы детей»         Информация на сайт.              «Чувства: друзья или враги?»              

Детско-родительские проекты:               «Как вместе спланировать выходной»;      «Отпуск вместе»; «День рождения»

Апрель2017

Май 2017 г.

Январь, февраль, март, апрель, май

Апрель 2017

Март, апрель, май 2017 год.            

Тренинги                «Что такое общение?»;     «Учимся учить». Семейные игры. «Защитная маска»; «Заветная коробочка»; «Мишень»;  

«Самый терпимый»

Апрель, май 2017г.

 Январь, февраль, март, апрель 2017

2. Работа с детьми

Цикл занятий: «Взгляд на мир». Интегрированные занятия.                  

«В гостях у Белоснежки и семи гномов»;  «Путешествие по планетам»;  «Удивительное рядом»; «Чудесный сундучок»     Тренинги.               «Как избежать ссор»; «Как я могу злиться»; Психогимнастика (Пантомимы, коллективные игры, танцы)              «Минута шалости», «На берегу моря», «Что происходит за дверью»,          

«Прими позу».

Проблемные ситуации: Иллюстрирующего типа                 «Готовое решение».      Активного решения «Подскажи решение»; Непосредственной помощи.     «Поможем игрушкам»

 Январь-май 2017год

Февраль-май 2017год

Февраль-май 2017 г.

Январь-май 2017 год

Воспитатели:

Елдова Е.В.

Гассельбах С.А., дети.

Воспитатели, дети.

Дети, воспитатели, психолог Корохова В.П.

Дети, воспитатели.

Воспитатели, дети.

Воспитатели, дети.

Целенаправленные дидактические игры и упражнения по саморегуляции и снятию психоэмоционального напряжения.       «Путешествие на голубую звезду», «Полёт птицы», «Заряд бодрости», «Сломанная кукла», «Театр прикосновений», «Маленькое приведение», «Обзывалки».     Социо-игры.         «Нить Ариадны»; «Волшебная палочка»; «Костюм-превращение»; «Неиспорченный телефон» и т.д.

Январь-май 2017 год

Январь-май

2017 год.

3.Создание условий для эмоционального микроклимата

Музыкальное сопровождение режимных моментов на    основе методических рекомендаций В.И. Петрушина.

Январь-май 2017 г.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Включение дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н. в режимные моменты. «Кошка»;               «Насос»;     «Погончики»; «Маятник».

январь-май

2017 г.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Слушание релаксационных сказок по программе «Дар» М.Я. Зенкеевич-Евстигнеевой.            «О добрых и злых волшебника»;             «В морских глубинах»         «Добро и зло жили на земле»; и др.               Чтение терапевтических сказок.               «Сказка про Ёжика который хотел, чтобы на него обращали внимание»; «Цветок по имени Незабудка»; «Рассказ про семью карандашиков»; «Помидор Сашка»; «Сказка о зайчике который обиделся на маму» и др.

Январь-май 2017год.

Январь-май 2017год.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Воспитатели:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А., дети.

Заключительный этап

1.Повторная диагностика сформированности  умений и навыков  социального  поведения, особенности  эмоциональной

сферы  детей.

Индивидуальная диагностика

Май

2017 год

Воспитатель:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А.

Психолог:

Корохова В.П.

2.Анализ  и обобщение результатов диагностических данных.

Самостоятельная работа

Май  2017год

Воспитатель:

Елдова Е.В., Гассельбах С.А.

Психолог:

Корохова В.П.

Читайте также:  Центр развития ребенка сортировка

РЕСУРСЫ: 

Социо-игры  (на  основе  методических  рекомендаций  В.Букатова, А.Ершова.

  • Психогимнастические  упражнения (на  основе  методических  рекомендаций
  • М.И.Чистяковой, направленные  на  использование  выразительных  движений  в  воспитании  эмоций  и  высших  чувств  на  приобретение  навыков  в  саморасслаблении.
  • Дидактические  игры( на  основе  методических  рекомендаций  Н.А.Кряжевой, направленные  на  развитие  эмоциональной  сферы  ребёнка)
  • Прослушивание  музыкальных  произведений ( на  основе  методических  рекомендаций  В.И.Петрушина ).
  • Слушание  релаксационных  сказок (по программе« Дар» М.Я.Зинкеевич-Евстигнеевой).
  • Дыхательная  гимнастика (на  основе  рекомендаций  А.Н. Стрельникова )
  • Проблемные  ситуации ( игровые  и  реальные ):
  • Иллюстрирующего  типа « Готовое  решение »
  • Активного  участия  « Подскажи  решение»
  • Непосредственной  помощи « Поможем  игрушкам»
  • Чтение «Терапевтических сказок» (на основе методических рекомендаций О.В.Хухлаевой, О.Е.Хухлаева).

РИСКИ:

  1. Нежелание родителей принять и выполнять общие требования и рекомендации в вопросах формирования умений и навыков социального  поведения  детей.
  2. Недостаточное знание у педагогов индивидуальных особенностей детей, в процессе формирования социальных умений и навыков, что повлияет становлению у детей самостоятельности и стремление соответствовать требованиям взрослых.
  3. Незнание правил и норм проживания в семье воспитателями, может повлиять на неверный выбор методов и приёмов воспитания социальных умений и навыков.

                                                                                                                                                                               ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ:

Читайте также:  Размер в развитии ребенка

Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях. Установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

Педагог должен постоянно учиться, свои знания, дополнять и приобретать новые,  «поставить себя» на место воспитанника, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения.

Беседы с родителями, детьми, рассматривание семейных альбомов, видео. По приглашению родителей ребёнка, посетить семью, побывать в гостях не как проверяющий, а как гость!

                                                                                                                         ВЫВОДЫ:

После того как  были созданы специальные условия для социально-эмоционального климата (дыхательная гимнастика, дидактические игры и психогимнастические упражнения, тренинги для родителей, музыкальное сопровождение режимных моментов), то у детей снизилась агрессивность, появилось чувство уверенности, уменьшилось немотивированное упрямство, повысилась эмоциональная близость со сверстниками. Но считаем, что  нужно продолжить работу с детьми и родителями по социально-эмоциональному развитию так как не все  дети  могут воспринимать эмоциональное состояние других и в соответствии с ним выстраивать свое поведение, адекватное ситуации, большинство  впадает в уныние при неудачах. Мы планируем одногодичный  проект для детско-взрослого клуба «ОПОРА» – «Мне пригодится каждое чувство». Название клуба выбрано не случайно и расшифровывается так – Общение Примирение Образование Рост Активная деятельность. По сути – это будет девиз нашего сотрудничества. А цель проекта – учить детей и родителей быть открытыми для каждого чувства, научить справляться с каждым из них, превращая его в конструктивный поступок; формировать основы социального взаимодействия. Проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7лет) и их родителями.

    Такой подход  к организации нашей деятельности по социально-эмоциональному развитию детей, а именно через проект детско-взрослого клуба, позволят  нам проводить работу комплексно, в системе, целенаправленно и добиться хороших результатов.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Кряжева Н.Л. «Кот и пёс спешат на помощь..» 2000 год.

2.Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций»- Ярославль:Академия развития  2000г.

3.Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия»-Москва: ВЛАДОС 1999г.

4.Хухлаева О.В.,Хухлаева О.Е. Лабиринт души: Терапевтические сказки.-Москва:Академический проект 2005 год

5. Хухлаева О.В.,Хухлаева О.Е.,Первушина И.М. «Тропинка к своему я: как сохранить психологическое здоровье ребёнка»,Генезис 2004 год

6.ФилипповаЛ.В., Прима Е.В., «Развитие социальной уверенности у дошкольников».Москва центр ВЛАДОС 2002год.

7.Шулешко Е.Е.,Ершова А.П., Букатов В.М. «Социо-игровые подходы к педагогике»-Красноярск 1990 год.

        3

Источник

Ольга Слугина
Проект «Ребенок в мире эмоций»

Инновационный проект

«Ребенок в мире эмоций»

Автор проекта:

Слугина Ольга Ивановна – воспитатель первой квалификационной категории.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги группы, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.

I этап. Целеполагание

Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека.

А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому, надо больше уделять внимания развитию эмоциональной сферы ребенка.

Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем, подготовиться к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, эта проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Общение с ребенком должно превратиться в волшебный сад, где царят мир и взаимопонимание, доброта и покой, улыбки любящих людей, прекрасное настроение и радость общения друг с другом.

Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут.

Вся жизнь ребенка дошкольного возраста подчинена чувствам, Управлять своими переживаниями он еще не может. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Все эти качества передаются через настроение, Что же такое настроение? Настроение – это душевное состояние. У доброго человека оно может быть светлым, радостным, веселым. У злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако, опыт работы с детьми показывает, что сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается, и способы общения без специального обучения в должной степени не формируются.

Читайте также:  Педология как комплексная наука о развитии ребенка

Задача взрослых:

1. Помочь детям ориентироваться в сфере чувств и эмоций, их важнейших проявлений, причин возникновения.

2. Учить детей, открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая, способы общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Цель: способствовать развитию эмоционального мира ребенка.

Задачи

1. Учить ребенка более точно понимать эмоциональное состояние человека.

2. Учить овладевать социально-приемлемыми способами выражения своих настроений, желаний.

3. Развивать у детей положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.

4. Познакомить со способами управления своим настроением.

5. Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам и нормам поведения, развивать у детей уверенность в себе, учить оценивать себя со стороны.

6. Воспитывать умение принимать и уважать позицию другого человека, понимать и учитывать его эмоциональное состояние, быть терпимым к чувствам и желаниям других людей

Предполагаемые итоги реализации проекта

1. Чувства приобретут большую глубину и устойчивость.

2. Проявление постоянной дружбы со сверстниками.

3. Приобретение умений и навыков сдерживания бурных и резких выражений своих чувств.

4. Усвоение «языка» чувств для выражения тончайших оттенков переживаний, интонаций голоса.

5. Формирование социальных чувств.

6. Формирование адекватной эмоциональной реакции ребенка на конкретную ситуацию.

7. Преобладание положительных эмоций.

II этап. Разработка проекта

1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.

2. Подобрать методическую, художественную литературу по данной теме.

3. Подобрать игры и упражнения, пиктограммы на развитие эмоциональной сферы ребенка.

4. Составить перспективный план мероприятий

III этап. Выполнение проекта

Образовательные области

Формы и методы работы

1 2

«Физическое развитие»

1. Психогимнастика

2. Релаксация «Веселый торт», «Появилась радость на пороге».

1. Обыгрывание конфликтных ситуаций и обучение детей выходам из них.

2. Тренинги «Угадай и покажи настроение», «Приветствие», «Зеркало»

«Социально-коммуникативное развитие»

Обыгрывание ситуаций:

«Незнакомый доброжелательный человек предлагает познакомиться»;

– «Я только, что познакомился с мальчиком (девочкой). Он меня приглашает в гости. …»

1. Игровые упражнения «Веселое лето», «Волшебное путешествие», «Чудесные превращения», «Угадай кто я?», «Волшебное зеркало», «Веселый-грустный», «Мой щенок», «Передай движениями»

2. Эмоционально– экспрессивные игры: «Сурдопереводчик», «Веселые каринки».

3. Дидактические игры «Найди недостаток в портрете»

4. Игры и упражнения для преодоления затруднений в общении «Что там происходит?», «Три подружки». «Как можно общаться без слов», «Комплементы»

5. Рисуночные игры «Рисуем по точкам», «Смешной рисунок», «Рисуем на стекле», «Рисуем маму из…»

1. Изготовление пиктограмм (эмоциональное состояние человека)

«Познавательное развитие» 1.Непосредственно образовательная деятельность:

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»Тема: «Учимся общаться»;

«Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Тема: «Мы среди людей»;

«Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Тема: «Цветок здоровья».

2. Работа с альбомами «Радуга настроений», «Они живут среди нас».

3.Объяснить значение пословиц: «Горе горевать – не пир пировать», «Гость доволен – хозяин рад», «Страх по пятам за неправдой ходит», «Горе старит, а радость красит», «Час в добре поживешь, все горе забудешь», «У страха глаза велики»

4. Просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, мультфильмов «Золотой ключик или приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Под одним грибком», Приключения кота Леопольда»

5. Тренинги «Улыбка», «Маска», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Замороженный»

6. Драматизация ситуаций «Пропала собака»,

7. Драматизация сказок «Три медведя»

8. Кукольный спектакль «Капризка»

(Т. Н. Корманенко)

9.Театрализованные игры:

– на развитие мимики;

– по обучению жестам;

– по развитию пантомимики.

10. Театр пантомимы.

«Речевое развитие»

1.Состовление творческих рассказов с помощью пиктограмм: «Поговорим о настроении», «Веселые и грустные случаи из моей жизни».

2. Беседы «Что такое радость?», «Почему мы сердимся, злимся, гневаемся?»

3. Дискуссии «Почему люди улыбаются?», «От чего возникают ссоры?».

1.Иммитация движений по художественным произведениям : В. Воронько «Медвежата в чаще жили», С. Маршак «Котята», «Перчатки», М. Щелованова «Утро», Н. Екимова «По небу плыли облака»

2 Чтение художественных произведений: К. Чуковский «Федорино горе», «Мойдодыр», р. н. с «Лиса, заяц и петух», «Теремок».

«Художественно-эстетическое развитие»

1. Отражение в рисунках эмоционального состояния человека «Радость», «Любовь» «Грусть». «Удивление», «Обида», «Гнев», «Злость», «Вина», «Стыд»

2. Рисование по художественным произведениям «Маша-растеряша», «Добрый доктор Айболит».

3. Раскрашивание персонажей из сказок, соответственно его эмоциональному состоянию

4. Работа с вымпелами и эмблемами.

1.Пение: «Улыбка» (В. Шаинский)

2.Слушание: П. И. Чайковский «Щелкунчик», «Осенняя песня», «Новая кукла»; С. Майкпар «Тревожная минута», «Раздумье».

2. Прослушивание в грамзаписи смеха.

Работа с родителями 1. Беседы с родителями о важности, данной проблемы.

2. Выставка литературы, пособий, игр. методических рекомендаций по эмоциональному развитию детей

2. Составление фотоальбома «Мои добрые дела»

3. Изготовление костюмов для сказочных персонажей.

4. Консультация на тему «Что такое мимическая гимнастика», «Влияние художественной литературы на эмоции ребенка».

5. Школа заботливых родителей

Источник