Проект индивидуального развития талантливого ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Образовательный проект
по комплексному выявлению и развитию детей
с признаками одарённости
«Одарённый ребенок»
Срок реализации: 3 года (2016-2019 гг.)
Разработчик: воспитатель
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2016
Содержание
Пояснительная записка
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
1.2.Цель и задачи проекта
1.3.Планируемые результаты освоения проекта
- Этапы реализации проекта
- Мероприятия в рамках реализации проекта
Список используемой литературы
- Пояснительная записка
- условиях социально-экономических изменений в обществе растёт потребность в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России.
Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие – нет. Задача родителей и воспитателей дошкольных учреждений как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непо-средственно образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком образовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хо-рошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в ре-альной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Проект «Одарённый ребёнок» направлен на создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с признаками одарённости.
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах деятельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в процессе комплексной работы воспитателя и узких специалистов (психолога, логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя).
Реализуемый проект строится на принципе личностно–ориентированного, деятельностно-го и практико-ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Устав ДОУ.
- ФГОС ДО
- Правила выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 1239.
- Приказ МИНОБРНАУКИ России от 18.04.2016 № 424 «Об утверждении Порядка формирования и ведения государственного информационного ресурса о детях, проявивших выдающиеся способности».
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда вы-дающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и ши-рота интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют ди-намику развития одарённости.
Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психи-ческого развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Од-нако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте (в отличие от одарённости взрослого человека):
- Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возраст-ного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способ-ностей. Например, дошкольники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одарённости иногда создаёт видимость одарённости (т.е. «маску» одарённости, под которой – обычный ребёнок) в виде ускоренного развития определённых психических функций, специ-ализации интересов и т.п.
- Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведе-ния, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одарённости. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одарённости, проявляемой данным ребёнком на определённом отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одарённого ребёнка в одарённого взрослого.
- Своеобразие динамики формирования детской одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с уровнем развития тех или иных способностей, наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может со-четаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как от-стающий в психическом развитии.
- Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности (или шире – степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка. Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности по сравнению с ребёнком, для которого не были созданы аналогичные условия.
Оценка конкретного ребёнка как одарённого в значительной мере условна.
Самые замечательные способности ребёнка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одарённости, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учёт этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одарёнными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребёнок» в плане констатации (жёсткой фиксации) статуса определённого ребёнка. Так как очевиден драматизм ситуации, когда ребёнок, привыкший
- тому, что он – «одарённый», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности.
Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ре-
бёнок» следует использовать понятие «признаки одарённости ребёнка» (или «ребё-нок с признаками одарённости»).
Виды одарённости
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
- Степень сформированности.
- Форма проявлений.
- Широта проявлений в различных видах деятельности.
- Особенности возрастного развития.
- По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
- Общие интеллектуальные способности;
- Конкретные академические способности;
- Творческое или продуктивное мышление;
- Лидерские способности;
- Художественные и исполнительские искусства;
- Психомоторные способности
Схема № 1. Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
- Теоретическая (для детей – познавательная);
- Практическая;
- Художественно-эстетическая;
- Коммуникативная;
- Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
- явная
- скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
- общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
- специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.)
- По критерию «Особенности возрастного развития»
- ранняя
- поздняя
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренно-сти:
- непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;
- признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ре-бенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенно-стям субъективного отношения к миру и самому себе;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- учет специфики возрастного и индивидуального развития;
- принцип диалогичности;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики.
1.2. Цель и задачи проекта
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с
признаками одарённости
Развитие способностей детей с признаками одарённости в различных видах дея-
тельности и формирование их личностной и социальной самореализации.
Задачи:
- Создание системы целенаправленного выявления одарённых детей (диагностический материал для обследования детей и родителей, критерии оценки качества и результа-тивности работы).
- Внедрение в образовательный процесс прогрессивных педагогических технологий, программ по выявлению, развитию и поддержке детей с признаками одарённости.
- Апробация и внедрение новых форм и методов работы по развитию детей с признаками
одарённости.
- Создание единого образовательного пространства при участии педагогов, родителей, воспитанников;
- Создание оптимальных условий для выявления, развития и поддержки детей с призна-ками одарённости посредством участия воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня и расширения спектра дополнительных образовательных услуг.
- Развитие отношений социального партнёрства с учреждениями культуры, дополни-тельного образования, общественными организациями.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
- Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности).
- Создание условий для самореализации детей с признаками одарённости.
- Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками одаренности в практику работы.
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
- Повышение уровня профессиональной компетентности по проведению мониторинговых исследований, разработке индивидуальных маршрутов сопровождения детей с признаками одаренности.
- Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе соревнований, конкурсов, фестивалей разного уровня.
- Развитие и реализация творческих способностей детей с признаками одарённости через систему дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении.
8. Активизация участия родителей в работе с детьми с признаками одарённости.
- Этапы реализации проекта
АНАЛИТИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Цель этапа: идентификация талантливых детей, изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников, изучение профессионального развития личности педагога. Виды деятельности: наблюдение, беседы, измерение выраженности креативности, анкета способностей ребенка (для родителей и педагогов).
Итог этапа:
- Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника;
- Создание базы данных детей с признаками одарённости;
- Аналитический отчет по результатам диагностических исследований.
Диагностический инструментарий. Используемые методики:
- детьми:
- Тест Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
- Методика В.С. Юркевич «Дерево желаний»
- Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
- родителями:
- Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн
- Методика «Определение склонностей ребенка»
3 этап реализации проекта
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
Цель этапа: повышение психолого-педагогической компетенции участников педагогического процесса.
Виды деятельности: консультации с родителями по итогам исследований; родительские собрания.
Итог этапа:
Создание банка информационных и методических материалов по психолого-педагогическому сопровождению детей с признаками одаренности.
4 этап реализации проекта
Развивающий
Цель этапа: гармоничное развитие талантливых детей.
Виды деятельности: Создание развивающей среды для талантливых детей. Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
Итог этапа:
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы. Участие в конкурсах, соревнованиях, фестивалях.
Перечень мероприятий проекта «Одарённый ребёнок» (2016 – 2019 год)
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Разработка проекта, обеспечивающего педагогическую деятельность с одаренными (с признаками одаренности) детьми | 2016 | воспитатели |
2. | Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности | 2016 | воспитатели |
3. | Создание и пополнение базы данных одаренных детей (детей с признаками одаренности) по различным направлениям деятельности | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
4. | Подбор и изучение литературы по работе с одарёнными детьми | 2016 | Воспитатели, узкие специалисты |
5. | Создание индивидуальных карт и маршрута сопровождения одаренного дошкольника (на основе диагностики) | ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
6. | Составление картотеки методических пособий и литературы по теме «Одарённость детей» | 2016-2019 | Воспитатели, узкие специалисты |
- Система работы с воспитанниками
№ пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Диагностика на выявление одаренности детей дошкольного возраста | 1 раз в год | Воспитатели, узкие специалисты |
2. | Формирование групп детей по различным направлениям деятельности, видам одарённости (по результатам тестирования) | Ежегодно | воспитатели |
3. | Работа по индивидуальному маршруту сопровождения ребёнка с признаками одарённости | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
4. | Индивидуальные развивающие занятия в игровой форме | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
5. | Участие дошкольников в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности | В течение года | Воспитатели, узкие специалисты |
6. | Участие в конкурсах, выставках внутри учреждения | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
7. | Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах всероссийского и международного уровня | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
8. | Участие в деятельности кружков по интересам | Ежегодно | Воспитатели, узкие специалисты |
3. Система работы с родителями
№пп | Содержание деятельности | Сроки исполнения | исполнители |
1. | Тестирование родителей с использованием диагностических методик для выявления одарённости детей | 1 раз в год | Воспитатели, |
2. | Родительское собрание «Способности ребёнка и как их распознать» Представление проекта «Одарённый ребёнок» | Сентябрь 2016 | воспитатели |
3. | Анкетирование по выявлению статуса семьи, достижений детей в семье | Октябрь 2016 | воспитатели |
4. | Групповые консультации на тему: «Талантливые дети – заслуга родителей» | Ноябрь 2017 | воспитатели |
5. | − индивидуальные беседы и консультации по теме одарённость; − размещение в родительских уголках групп статей, − выпуск газеты «Гений с плёнок». (1-4 выпуск) | Весь период | воспитатели |
6. | – совместные праздники, интеллектуальные конкурсы, познавательные викторины, детско-родительские проекты; – открытые мероприятия в рамках Дней открытых дверей | Весь период | воспитатели |
7. | Семинар для родителей «Одарённые дети: раскрыть, поддержать, развивать» | Ноябрь 2018 | воспитатели |
8. | Анкетирование родителей по итогам реализации проекта | Май 2019 | воспитатели |
Список литературы:
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты заня-
тий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одарённый ребенок».
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.
- Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л. Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга»,
2002.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педаго-гическое общество России, 1999.
- Юркевич В. С. Одаренный ребенок: Иллюзии и реальность М.: Просвещение, 1996.
Источник
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Выполнила: Кузнецова С.Д.
Музыкальный руководитель МАДОУ
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
2017 г.
Ф.И. ребенка: Вика К.
Возраст: 6 лет
Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом – психологом, театрализованная деятельность.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка:
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.
На занятиях девочка, часто отвлекается, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.
Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.
По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.
Задачи:
Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;
Развитие навыков саморегуляции.
Планируемый результат:
У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.
Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.
Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.
Организация работы: получение образования (программа обучения) – Основная образовательная программа МДОУ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
План психолого – педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) | Наблюдение Изучение продуктов деятельности Психологическое тестирование | Сентябрь Декабрь Май | Педагог – психолог Педагоги |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика творческих способностей | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги Старший воспитатель |
Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». Семинар – практикум “Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей”. «Игры и упражнения На развитие творческих способностей» | Беседы Консультации Семинары – практикумы | В течение года | |
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей: Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества. организация участия в конкурсах и др. мероприятиях | |||
Оформление и пополнение портфолио успеха. | 1 раз в месяц | Педагоги | |
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». «Как научит ребенка общаться без конфликтов». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог – психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Театрализованная деятельность | |||
Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню. Спектакли: “Волки и козлята”, “Мешок яблок”. | Музыкальные занятия Беседы Просмотр видеофильмов | В течение года | Педагоги Музыкальный руководитель |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере возможности и желания ребенка | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” Крюкова С.В., Слободяник Н.П. | Игры Упражнения Беседы | Согласно расписания занятий | Педагог- психолог |
Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения. | Дивергентные задания ТРИЗ | Педагог- психолог Педагоги |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Театрализованная деятельность | Участие в театрализованных постановках Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения | Положительное эмоциональное состояние ребенка Развитие навыков саморегуляции Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.
Подпись
Источник