Продукты питания ребенку от года и 3 месяца
С каждым годом рацион ребенка все больше приближается к взрослому. Уже через год после рождения пищеварительная система становится значительно более зрелой, заметно увеличивается двигательная и познавательная активность, энергозатраты. Однако пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы в это время еще не достигают полной зрелости. Нередко именно в этом возрасте берут свое начало различные хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие, снижаются способности к обучению. Поэтому родителям необходимо с повышенным вниманием отнестись к количеству, качеству, составу питания, режиму приема пищи.
Объем и калорийность
Общая энергетическая ценность ежедневного рациона ребенка 1-1,5 лет составляет до 1300 ккал. Ребенку, перешагнувшему полуторагодовой рубеж, необходимо около 1400-1500 ккал, а трехлетнему нужно уже 1550-1600 ккал в день. Что касается деления суточного объема (в том числе и по калорийности) на отдельные кормления, то можно распределять все более или менее равномерно – завтрак и ужин по 25%, обед – 35%, полдник – 15%.
Конечно же, объем пищи зависит и от аппетита детей. Если у ребенка хороший аппетит, не злоупотребляйте этим, не приучайте его к чрезмерно обильному питанию. Рано или поздно это приведет к избыточному жироотложению и нарушению здоровья ребенка. Если же аппетит снижен и ребенок не всегда съедает предлагаемую ему пищу в достаточном количестве, то ему надо временно организовать пятый прием пищи в качестве дополнительного ужина в 21 час или раннего завтрака, если ребенок просыпается слишком рано – в 5-6 часов утра. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.
Обработка пищи
Важным моментом в питании детей 1-3 лет являются требования к кулинарной обработке пищи. До полутора лет супы и каши готовятся протертыми, а мясо и рыба – в виде суфле, паровых котлет, тефтелей. Овощи и фрукты также даются преимущественно в виде пюре, хотя иногда годится и мелкая шинковка. От полутора до трех лет по-прежнему актуальна особая механическая и термическая обработка пищи – хотя и не столь тщательная, как раньше. Хорошо разваренные каши, нежные запеканки и другие блюда более или менее плотной консистенции постепенно вытесняют из рациона малыша традиционные для более раннего возраста пюре и суфле. Большинство вторых блюд по-прежнему готовится варением и тушением, но появляются и первые жареные, например, нежирные котлеты.
В питании детей хорошо использовать специализированные продукты промышленного производства. Это сухие каши быстрого приготовления, сухие молочные напитки, мясные, рыбные и овощные консервы, фруктовые пюре, соки. Такие продукты решают массу проблем: экономят родительское время, гарантируют оптимальность состава питательных веществ, экологическую и эпидемиологическую безопасность.
Режим питания
Пища переваривается в желудке ребенка в среднем в течение 3,-4 часов, поэтому интервалы между приемами пищи должны быть примерно равны этому времени. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не должны превышать 15-30 мин. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. Если говорить о частоте питания, то рекомендуется кормить ребенка четыре раза в день. Однако для детей 1-1,5 лет допускается и пятое (ночное) кормление.
Высокобелковую пищу (мясную, рыбную) дети должны получать в первой половине дня, так как она долго переваривается в желудке, а во второй – более легкую (молочно-растительную, углеводную).
А теперь рассмотрим, какие продукты и в каких количествах необходимы ребенку в возрасте от года до трех лет.
Рыба
Очень полезным продуктом для детей от года является рыба. Белок рыб является полноценным и легкоусвояемым. В течение недели ребенку можно готовить четыре-пять дней блюда из мяса и два-три дня – из рыбы. Если мясо и рыбы даются в один день, их порции уменьшают. Лучше использовать нежирные сорта морских и речных рыб (судак, треска, хек, морской окунь и др.).
Многие родители задают вопрос о пользе красной и черной икры. Несомненно, этот продукт обладает высокой питательной ценностью. Все виды икры богаты белком, жиром и жирорастворимыми витаминами А и Д. Однако икру давать детям следует понемногу и нечасто, так как она содержит много соли.
Яйца
Большое значение в питании детей имеют яйца, так как они содержат много высокоусвояемых питательных веществ: белки усваиваются на 96-97 %, жиры – на 95 %. Желток яйца содержит комплекс жирорастворимых витаминов А, Д, Е, фосфолипиды и различные минеральные вещества и микроэлементы. Однако, несмотря на полезность яиц, в пище ребенка злоупотреблять ими нельзя, так как они способны вызывать аллергические реакции. Яйца используют только в круто сваренном виде или в виде различных блюд (омлет с молоком или свежими овощами, салаты с яйцом, сырники и т. д.), но не в сыром виде.
Жировые продукты
Для детей от года в качестве источников жиров используют сливочное и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.). Растительное является богатым источником витамина Е и полиненасыщенных жирных кислот, а сливочное – витамина А. Масла лучше использовать в натуральном виде: сливочное в бутербродах и готовых овощных пюре или разваренных кашах, а растительное для заправки салатов, винегретов, и тех же готовых каш или пюре. Детям 1-1,5 лет необходимо до 12-15 г сливочного и 3-5 г растительного масла в день, а 1,5-3 лет соотвественно до 17 г и до 6 г в день.
Хлеб и крупы
Крупы, хлеб и хлебобулочные изделия входят в обязательный ежедневный рацион ребенка 1-3 лет, обеспечивая организм углеводами и белками. В возрасте 1- 1,5 лет из круп наиболее важны овсяная и гречневая, но вполне допустимы и другие – ячневая, перловая, пшеничная и т.д. В питании детей трехлетнего возраста используются рис, гречка, овсяная и манная крупы. Каши можно готовить с молоком и без молока, с добавкой овощей или фруктов. Например, очень полезна и вкусна овсяная каша с яблоком, с изюмом или бананом, рисовая каша с тыквой или морковью, гречневая каша с яблоком. Всего круп ребенку требуется 15-20 граммов в сутки.
При выборе хлебобулочных изделий приоритет лучше отдавать изделиям из муки грубого помола, которая богата витаминами группы В и пищевыми волокнами, стимулирующими работу кишечника. Детям 1-1,5 лет необходимо 30-40 г хлебобулочных изделий в день, 1,5-3 лет – 50-100 г в день.
Молоко
Конечно, в рационе ребенка, преодолевшего годовой рубеж, важное место все еще принадлежит молоку. Малыш в возрасте 1-3 лет обязательно должен получать 400-600 мл молочных продуктов в день (с учетом тех, что используются на приготовление различных блюд). Молоко – это главный источник легкоусвояемых солей кальция и важный источник витамина В2, веществ, так необходимых для роста ребенка. Молоко, кефир, йогурт должны включаться в рацион детей ежедневно, а творог, сливки, сметана и сыр могут использоваться через один-два дня, но соответственно в большем количестве.
Мясо
По мнению детских диетологов, в данном возрасте большая часть всех поступающих с пищей белков должны иметь животное происхождение. Это способствует высокой усвояемости белка и удержанию в организме азота. Об исключительной важности последнего для организма малыша говорит хотя бы тот факт, что без азота невозможен синтез ДНК и РНК – соединений, руководящих всеми биохимическими процессами, протекающими в человеческом организме. Важнейшим источником животных белков является мясо, однако не все его виды полезны детям 1,5 -3 лет. Так, свинина и мясо некоторых птиц (уток, гусей) содержит излишек тугоплавких животных жиров, чрезмерно загружающих пищеварительную систему ребенка. Поэтому лучше выбирать нежирную говядину и телятину, а также мясо кур, цыплят, индейки, кролика.
Овощи и фрукты
Фрукты, ягоды, овощи и зелень являются обязательной составной частью детского питания. Они являются незаменимым источником витаминов С, Р, провитамина А (каротина), легкоусвояемых углеводов – глюкозы и фруктозы, органических кислот, пектинов и пищевых волокон, некоторых минералов и микроэлементов.
В суточном рационе малыша 1-3 лет должно быть достаточно свежих овощей (1-1,5 лет – до 200-250 г, 1,5-3 года – до 350 г), а также фруктов и ягод – (1-1,5 лет – до 100 г., 1,5-3 года – до 130-200 граммов). Они полезны как в необработанном виде, обеспечивая хорошую тренировку жевательного аппарата и желудочно-кишечного тракта, так и в виде свежеотжатых соков, богатых витамином С. В день ребенку 1-1,5 лет необходимо около 80-100 мл, а 1,5-3 лет – 100-150 мл соков.
Из овощей наиболее часто используются картофель, морковь, капуста, репа, свекла, кабачки, тыква и томаты. Довольно актуальны (при отсутствии специфических противопоказаний) огородная и дикорастущая зелень – укроп и салат, шпинат и петрушка, щавель, зеленые лук и чеснок, черемша, крапива. Из фруктов детям полезны яблоки, груши, сливы, бананы, цитрусовые, тропические фрукты. Из ягод рекомендуются малина и черная смородина, черноплодная рябина, крыжовник и облепиха, а также черника, брусника, клюква. Постепенно и осторожно вводя в рацион малыша незнакомые ему фрукты, ягоды и овощи, будьте внимательны – в случаях появления у ребенка кожной или другой аллергической реакции, исключите продукт из диеты ребенка.
В питании детей полезно использовать все сезонные фрукты, ягоды, овощи и зелень в натуральном виде, а также в виде соков и пюре, в зимнее время можно давать наряду с натуральными плодами консервированные соки и пюре, компоты и другие заготовки.
Сладости
Рацион ребенка в возрасте 1-3 лет обязательно должен включать сахар, обеспечивающий оперативное поступление веществ, энергетически особенно ценных для растущего организма. Суточная норма сахаров составляет около 35-40 г для детей 1-1,5 лет и 40-50 г для малышей 1,5-3 лет.
Источником сахара могут быть сухофрукты, кондитерские изделия. Из последних рекомендуются печенье, вафли, пастила, мармелад, фруктовая карамель, варенье, джем, повидло и мед, если ребенок переносит его. Шоколад и шоколадные конфеты повышают возбудимость нервной системы, могут вызывать аллергию, поэтому давать часто их детям не следует.
Вода
У детей, в связи с их высокой подвижностью, потери воды весьма ощутимы, поэтому их нельзя ограничивать в питье. Но компенсировать недостаток жидкости сладкими компотами, соками, напитками не следует, так как это приводит к угнетению аппетита. Давать ли пить во время приема пищи или не давать – зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Если ребенок испытывает трудности с проглатыванием и из-за этого ест медленно и с неохотой, то, конечно, лучше запивать пищу ее водой.
В интервалах между приемами пищи вода всегда должна быть доступна для детей. Обычно дают свежекипяченую воду, остуженную до комнатной температуры, столовую минеральную воду без газа или слабо заваренный чай. Можно также рекомендовать травяные чаи, например, из фенхеля или ромашки, которые способствуют улучшению деятельности кишечника и обладают успокоительным действием.
Источник
Развитие и режим питания ребенка в 1 год и 3 месяца имеют свои особенности. Малыш уже очень активен, интересуется окружающим миром, понимает слова родителей, выполняет простые поручения. Спит грудничок днем 1-2 раза. Рацион питания очень разнообразен. В меню имеются: мясо, рыба, хлеб, мясные супы, овощи, фрукты, а также другие продукты.
Физическое развитие
Для определения физического развития младенца в педиатрии используют специальные нормы (центили) роста, веса, окружности головы, груди.
Эти параметры помогают увидеть наличие отставания в росте, если таковое имеется.
Нормальные значения находятся в пределах 4 центиля. Если показатели измерений веса, роста и массы укладываются в этот коридор, то малыш развивается правильно и пропорционально.
Таблица норм по ВОЗ
Параметр | Мальчики | Девочки |
---|---|---|
Рост | 74.1 – 84.2 см | 72 – 83 см |
Окружность головы | 44.2 – 49.4 см | 42.9 – 48.4 см |
Вес | 8.3 – 12.8 кг | 7.6 – 12.4 кг |
Если у грудничка имеются отклонения развития, это говорит о заболевании, недостаточном питании или других факторах, замедляющих рост.
К таким факторам относят:
• недоношенность;
• внутриутробные инфекции;
• гидроцефальный синдром (увеличение окружности головы, отставание в росте);
• перенесенные детские инфекции;
• патологии суставов;
• пороки сердца;
• болезни легких;
• перинатальное поражение центральной нервной системы;
• гипоксия во время вынашивания плода или родов.
Что умеет ребенок 1.3 года
Помимо физического развития педиатры на приеме смотрят нервно-психическое состояние. Врач собирает анамнез о навыках грудничка.
К основным умениям малыша относятся:
• пытается ходить без помощи родителей;
• ориентируется в пространстве, наклоняется, приседает, поворачивается;
• выполняет мелкие поручения, задачи: принести игрушку, показать предметы, собрать пирамидку;
• запоминает названия предметов, имена родителей, домашних животных, братьев, сестер, откликается на свое имя;
• может говорить несколько простых слов, жестикулирует, показывает на предметы, о которых хочет рассказать;
• просит пить или взять на руки, зовет куда-нибудь идти;
• реагирует на новых людей стеснением или плачем, узнает знакомых, бабушек, дедушек.
Малыш катает машинки, кормит из ложки игрушки, складывает, разбирает пирамидку, строит башню из кубиков, имитирует разговор по телефону.
Грудничок способен держать ложку, делать попытки самостоятельно кушать.
Есть также ряд познаний:
• знает формы мяча, кубика, чем они отличаются;
• определяет размеры предметов: большой, маленький;
• различает цвета, но не произносит их;
• знает, что если собрать высокую пирамидку из кубиков, она рассыплется, что игрушки падают со стола;
• понимает простые действия (кормление, укачивание игрушки, катание машины).
Грудничок после года запоминает, что перед сном обязательно нужно мытья, купаться, менять подгузник.
Если мама начинает делать эти манипуляции, малыш часто начинает капризничать, отказывается идти спать.
К 1 году и 3 месяцам можно уже приучать младенца чистить зубы, умываться.
Также разрешается обучать его собирать свои игрушки, складывать одежду.
Распорядок дня
Режим дня – это рациональное распределение времени на различные действия на протяжении суток.
Распорядок помогает правильно организовать отдых, физическую активность и питание малыша.
Жизнь по часам позволяет приучить младенца к режиму детского сада, сохранить здоровье, улучшить самочувствие.
Полезные советы мамочкам: РЕБЕНОК ДО 3 ЛЕТ
Если распорядок дня не соблюдается, у малыша отмечается: сонливость, капризы, плохое настроение, задержка нервно-психического развития.
Распорядок дня:
Время дня | Действие |
---|---|
7:30 | завтрак |
10:00 | 1 сон днем |
12:00-12:30 | обед |
13:30-14:30 | прогулка |
15:00 | 2 сон днем |
16:30 | полдник |
17:00-18:00 | прогулка |
20:00 | ужин |
20:30-21:00 | ночной сон |
Режим можно сдвигать на час раньше или позже в зависимости от предпочтений грудничка.
Сон
Спит младенец ночью до 10-11 часов, реже просыпается. Днем ребенок спит 2-3.5 часа. Укладывать в дневное время рекомендуется 1-2 раза.
Дневной отдых:
• Двухразовый (дневной+вечерний) – продолжительность одного сна – 1.5-2 часа;
• Одноразовый (середина дня) – длительность 3.5 часа.
Общая продолжительность сна за сутки составляет 13-14 часов.
Сон имеет большое значение для ребенка. Он способствует усвоению информации, полученной за сутки и повышению иммунитета.
Во время сна грудничок растет, за счет выработки гормона соматостатина.
Прогулки
Гулять необходимо каждый день 2 раза. Рекомендуемая температура для прогулок составляет:
- зима – до -20ᵒ;
- лето – до +30ᵒ.
Гулять следует только в парках, на набережных, аллеях, где не ездят автомобили.
Одевать грудничка нужно по погоде, чтобы он не вспотел или не замерз.
Перегрев или переохлаждение снижает иммунитет, ухудшает самочувствие, настроение.
Свежий воздух способствует насыщению мозга кислородом. Особенно полезно гулять детям с гипоксией или другими поражениями центральной нервной системы.
Спортивные занятия, игры
Во время игр младенец учится разговаривать, запоминать слова, артикуляцию.
Зарядка по утрам или днем позволяет укрепить мышцы, усилить кровоток в органах и тканях.
Рекомендуемые упражнения:
- приседания;
- ходьба вперед, приставным шагом, назад;
- прыжки.
Полезен также массаж спины, рук, ног, живота. К 1 году и 3 месяцам разрешены более интенсивные занятия на фитболе.
На большом мяче осуществляются пружинистые движения и перекаты, гимнастика. Ребенку можно предложить заниматься с палочками, мячиками, легким грузом.
Днем или вечером во время игры ребенку предлагают кубики, пирамидку (не более 10 колец), колечки, большой конструктор. Обязательно во время активного отдыха дают задания: построить башню, принести игрушку, сходить к папе и так далее.
Во время игры можно давать разноцветные предметы (кубики, колечки). Грудничок должен раскладывать их по цвету.
Цвета и названия предметов обязательно проговаривает мама. Малыш при этом смотрит на движение губ (артикуляцию). Это стимулирует развитие речи.
К 1 году и 3 месяцам многие дети могут складывать большие пазлы или головоломки. Такие игры развивают мышление.
При покупке пазла или головоломки рекомендуется смотреть отметку на коробке: «1+».
После года грудничок пытается рисовать. Для этого используют карандаши, фломастеры, краски. До полутора лет дети любят рисовать руками.
Рисование развивает воображение, мелкую моторику, позволяет ребенку успокоиться.
Гигиена
Перед первым кормлением грудничка осуществляется умывание, переодевание, замена подгузника, усаживание на горшок.
Также гигиенические процедуры проводят по мере необходимости на протяжении всего дня. Вытирать руки и лицо малыш должен сам.
Перед ночным сном ребенка купают. Каждый день купание проводят в теплой воде без косметических средств.
Один раз за 7 суток осуществляется гигиеническая ванна с мылом. Если купать грудничка каждый день с мылом, кожа обезжиривается, сохнет.
Это нарушает микрофлору, приводит к заболеваниям кожного покрова.
Питание ребенка в 1 год и 3 месяца
Питание грудничка в 1.3 года 5-разовое. Временной промежуток между кормлениями составляет – 3-4 часа. Большие перерывы делать не рекомендуется.
Это приводит к нарушению пищеварения, повреждению слизистой желудка.
К 1.3 годам введены все основные продукты: овощные, злаковые культуры, мясо, рыба, молочные, кисломолочные изделия, яйца, фрукты.
Еду малышу необходимо готовить на пару, варить, тушить. Жарить пищу нельзя. Это спровоцирует развитие заболеваний пищеварительного тракта.
Жирная еда перегружает поджелудочную железу. В возрасте 1.3 года есть перечень ограничений по продуктам:
- жирная рыба, мясо;
- фаст-фуд;
- острые специи, маринады;
- полуфабрикаты, колбасные изделия;
- сыр твердый;
- газированные напитки;
- вермишель, суп быстрого приготовления.
Нельзя давать грудничку селедку соленую, квашеную капусту и другие соленья, соленые орехи, очень жирные бульоны, грибы. Эти продукты нарушают работу почек.
Нельзя есть младенцу кондитерские изделия: конфеты, кукурузные палочки, шоколад, карамельки, торты. Не дают малышам креветки, икру и другие аллергенные морепродукты.
К аллергенным продуктам относится:
- молоко коровы цельное домашнее;
- мед;
- йогурты с добавками;
- соусы майонезные, кетчуп;
- каши с добавками;
- спред, маргарин.
Эти продукты также не желательно предлагать младенцу.
Меню ребенка в 1 год и 3 месяца на 1 день:
Время | Состав |
---|---|
7:30 (завтрак) | завтрак: каша овсяная со сливочным маслом и детским молоком, сок яблочный |
10:00 (2 завтрак) | чай с детским печеньем |
12:00-12:30 (обед) | суп куриный с картошкой, морковкой, пюре рыбное, огурец свежий, сок персиковый, хлеб |
16:30 (полдник) | кефир, детское печенье или печенье «Мария» |
20:00 (ужин) | паровая тефтелька говяжья, картофельное пюре, ряженка |
Это примерный режим кормления. Каши, супы и другие блюда следует ежедневно менять, чтобы не возникло гиповитаминозов.
Перед составлением режима дня и меню ребенка, необходимо обратиться к педиатру. При расписывании распорядка дня следует учитывать предпочтения грудничка.
Если ребенок плохо переносит смену режима, нужно скорректировать его в ближайшее время, но постепенно.
- Об авторе
- Недавние публикации
ВРАЧ – ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»
Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста.
Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна!
Источник