Процесс развития впф у ребенка

Процесс развития впф у ребенка thumbnail

Автор: Мачурина Татьяна Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №1096 СВАО г. Москвы

Описание материала: предлагаю вашему вниманию статью, содержащую ряд психолого-педагогических упражнений для развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный материал будет полезен педагогам-психологам, учителям-логопедам и дефектологам ДОУ и ГБОУ СОШ, а также специалистам центров раннего развития.

Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Известный отечественный психолог, Лев Семёнович Выготский, писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному.  

Следует отметить, что процесс развития высших психических функций начинается задолго до прихода ребёнка в школу, ещё во младенческом возрасте. Маленькие дети учатся постоянно: в игре, на прогулке, наблюдая за родителями и т.д.

Тем не менее, существуют определённые фазы в развитии ребёнка, когда он особенно восприимчив к познанию и творчеству. Такие периоды в жизни малыша называются сензитивными (дословно «чувствительные»). Традиционно к этим периодам относят процесс развития ребёнка от 0 до 7 лет. В отечественной психологии и педагогике этот период считается наиболее продуктивным в плане усвоения малышом социального опыта и приобретения им новых знаний. На данном этапе закладывается фундамент не только поведенческой и эмоционально-волевой, но и познавательной сферы личности человека.   

Итак, поговорим теперь об основных упражнениях и технологиях, используемых педагогами в развитии высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приведём короткие примеры из ежедневной практики.

Мышление.

Мыслительные операции включают в себя процессы обобщения, анализа, синтеза и абстрагирования. Соответственно, для развития каждой из операций применяются различные методики.

Обобщение.

Цель: научить малыша находить общие признаки предмета.

Перед ребёнком раскладывается ряд карточек, на которых изображены предметы, объединённые по одному общему признаку (к примеру, серия: «яблоко, банан, груша, слива»). Малыша просят назвать все эти предметы одним словом (в данном случае это – «фрукты») и объяснить свой ответ.

Анализ и синтез.

Цель: научить ребёнка исключать лишнее и объединять предметы по признаку.

Вариант 1. Ученика просят найти среди предложенных карточек изображение лишнего предмета и объяснить свой выбор (к примеру, серия: «юбка, сапоги, брюки, пальто»; лишнее – «сапоги», т.к., это обувь, а всё остальное – одежда).

Следует подчеркнуть, что ответ ребёнка должен быть полным и развёрнутым. Ребёнок должен не угадать, а осмысленно сделать свой выбор и уметь его обосновать.

Вариант 2. Перед учеником предъявляется бланк с изображением разных животных. Ребёнку объясняют, что если животное обуто в сапожки, то это – 1, если не обуто, то это – 0 (к примеру, кот в сапогах = 1, а кот без сапог = 0 и т.д.). Далее учитель по очереди указывает на каждую картинку и просит ребёнка назвать только цифру (1 или 0).     

Абстрагирование.

Цель: научить малыша находить косвенные признаки.

Перед ребёнком предъявляется бланк с изображением зверей: «корова, слон, лиса, медведь, тигр». Затем малыша просят объединить их с другими зверями, названия которых начинаются на ту же букву: «крыса, собака, лев, мышь, тюлень» (правильным ответом в данном случае будет следующий: «корова-крыса, слон-собака, лиса-лев, медведь-мышь, тигр-тюлень»). Ученика обязательно просят аргументировать свой выбор, т.к. дети часто игнорируют инструкцию и связывают картинки по каким-либо другим признакам (к примеру, по принципу большой-маленький, добрый-злой, дикое животное-домашнее животное и т.д.). Если ребёнок не понял инструкцию, её следует повторить ещё раз и привести пример.

Память.

Память подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Для тренировки краткосрочной памяти перед учеником, к примеру, предъявляется устно ряд слов (как правило, 10 слов), которые он должен запомнить и воспроизвести сразу после предъявления в произвольном порядке.

Для тренировки долгосрочной памяти можно, к примеру, прочитать ряд слов несколько раз (так, чтобы ребёнок их запомнил как следует) и попросить его воспроизвести все слова через 15-40 минут. Задачу можно усложнить, попросив ребёнка воспроизвести все слова по порядку.  

Нормами для младшего школьника считается воспроизведение 10 слов. Для дошкольника – 7-8 слов.

Отличным упражнением для развития памяти было и остаётся чтение литературы. После прочтения необходимо обсудить с ребёнком сюжет сказки или рассказа, попросить дать оценку характерам персонажей, задать вопросы по тесту и т.д. Можно также попросить ребёнка нарисовать любимый эпизод из книги, вылепить из пластилина главных героев и т.д.

Читайте также:  Как помочь ребенку при замедленном развитии речи

Внимание.

Перед ребёнком предъявляется крупный печатный текст (не очень длинный). Затем малыша просят обвести все буквы «А» в тексте красным карандашом  в круг, все буквы «Б» – синим карандашом в квадрат, все буквы «В» – зелёным карандашом в треугольник. Также можно предъявить бланк с напечатанными в произвольном порядке буквами и попросить вычёркивать определённые из них (нужно засечь время – 3 минуты).

Также можно попросить ребёнка продолжить узор в тетради в клетку (или нарисовать рядом точно такой же рисунок). После того, как узор будет закончен, можно попросить ребёнка раскрасить каждую клеточку в рисунке разным цветом и т.д.  

Речь.

К сожалению, на сегодняшний день всё больше и больше детей приходят в школу, имея серьёзные нарушения речи и письма.

Прежде всего, следует понимать, что для гармоничного развития речи с ребёнком необходимо общаться. Разговаривая с ребёнком, старайтесь употреблять полное название явлений и предметов: не сокращайте их, не используйте в своей собственной речи «сленг», не искажайте звуки (к примеру, не «фотик», а «фотоаппарат»; не «магазик», а «магазин» и т.д.). Проговаривая слова чётко и полностью, вы обогащаете словарный запас ребёнка, правильно формируете звуковое произношение.

Отличным упражнением для развития речи будет совместное чтение (особенно старых народных сказок), рассказывание стихов, поговорок, скороговорок.

Восприятие и воображение.

Лучшим упражнением для развития данных психических функций является чтение художественной литературы и творческая и эстетическая деятельность. Посещение детских спектаклей, выставок, концертов, домашнее рукоделие, лепка, поделки, рисование – всё это превосходно развивает восприятие и воображение ребёнка.  

Рекомендуем посмотреть:

Авторская программа «Арт-психология как средство профессионального и личностного становления»

Конспект психолого-педагогического занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе «Дружба – это хорошо!»

Антистрессовые игры с элементами музыкотерапии для подростков

Источник

Дошкольный возраст является самым восприимчивым для развития ВПФ.
 

Рассмотрим возраст 1-5 лет и развитие ВПФ в данный период времени.
 

В раннем возрасте ведущая роль принадлежит восприятию. Всю поведение ребёнка зависит от восприятия им окружающего мира. Память также целиком зависит от восприятия знакомых предметов.
Ребёнок внимателен только к тому, что в зоне его восприятия и устанавливает мыслительные связи с этими предметами.
Развивается восприятие в рамках предметной деятельности.

Сначала дети акцентируют внимание на

одинаковой форме предметов

, затем в поле их восприятия и внимания попадает

величина

и лишь потом уже

отличия по цвету

. Это важно учитывать при знакомстве ребёнка с предметами и его характеристиками.

Мышление в этом возрасте наглядно-действенное

.

Мышление- это процесс формирования представлений об окружающем мире на основе накопленного личного опыта и способности на основании этого опыта делать прогнозы.
Мышление даёт возможность получать информацию об объектах окружающего мира, которая не может быть воспринята органами чувств, а именно эта информация будет о свойствах предметов и закономерностях.
Мышление тесно связано с памятью.

Примерно с года ребёнок уже может устанавливать причинно-следственные связи. Может мыслить перспективно: поели, значит скоро гулять, проснулись, значит будем завтракать.
И ретроспективно: я недавно покушал, я только что был на улице.
 

В этом возрасте можно замечать склонность ребёнка к определённым способностям.
 

Мыслительные операции включают в себя:
Анализ- исключать лишнее.
Синтез- объединять по признаку.
Обобщение- находить общее, группировать по признакам.
Абстрагирование- находить косвенные признаки.
 

Уже с 2,5 у ребёнка вполне может быть цельная, связная  картина мира.

   В этом возрасте преобладают действия. Поэтому часто ребёнка можно застать за такими действиями как открывать-закрывать, стучать, выдвигать-задвигать, хлопать, перемещать предметы.
   Действия дают ребёнка очень важный чувственный опыт, который в дальнейшем приведёт к более сложным формам мышления.
Мышление развивается в познавательной активности, эксперементировании и в удовольствии от проделанных действий.

В основе развития мышления лежит проба.

Внимание в этом возрасте не более 7-8 минут. Акцент на яркие, необычные образы, предметы.
Память  зависит от восприятия предметов.
Воображение развивается через замещение одного предмета другим. Важная роль игры где ребёнок как раз и знакомится с предметами-заместителями.
2,5 года у ребёнка возникают страхи.

 5-7 лет. Дошкольный возраст.

  Основная психическая функция от восприятия переходит к памяти. Хотя ещё в 5-6 лет активно развивается воображение.
Память бывает краткосрочная и долгосрочная.
Тренировать память лучше всего при заучивании стихотворений, игр на запоминание ряда слов, предметов, которые нужно воспроизвести сразу, потом через 10 минут, 40 минут.
 

Восприятие в возрасте 5-7 лет опирается на сенсорику.

Мышление  наглядно-образное.

  Полностью наглядно-образное мышление может быть сформировано к 7 годам. Ребёнок начинает оперировать абстрактными понятиями без опоры на наглядность и предмет.

Читайте также:  Картинки для развития мелкой моторики ребенка

Мышление развивается в наглядном конструировании и эксперементировании.

Особый интерес проявляется к схемам, планам, предметам-заместителям в игре.

Формируется смелость, гибкость мышления, креативность.

Внимание ребёнка на 6 году приобретает специфику самостоятельного управления.
Выделяют произвольное- формируется через указания ,просьбы родителей, в игре, когда нужно выполнить что-то по плану, по сценарию, в спортивных состязаниях.

    Непроизвольное внимание- ребёнок уже вполне может сам сосредоточиться на чём-то, что представляет интерес, может быть важным для него  и нужным.

Объём внимания к 6 годам значительно возрастает. Ребёнок уже может воспринять и назвать  не 1 предмет, как это было в 3-5 лет, а гораздо больше.
 

  Устойчивость внимания- это уровень сосредоточенности на объекте.
Игру у 6 леток может продолжаться до 2 часов, так как внимание включает более сложные действия и отношения людей. Всё это носит интеллектуально значимый характер. Интересны становятся загадки, головоломки.
6 летки активно могут заниматься одним делом не более 10-15 минут Поэтому для занятий рекомендовано время не более 35 мину и перерыв 20 минут.
 

Воображение в возрасте 6-7 лет тесно связано с развитием речи.

Для развития воображения применяются игры в ассоциации, театральные постановки, шахматы, пересказ, чтение ребёнку, различные творческие занятия по изготовлению поделок, рисование, лепка и т.д.

 Очень важным моментом при развитии воображения является возможность научить, показать ребёнку нечто большее в предмете, чем кажется на первый взгляд.

 Речь эгоцентрична, обращена к самому себе, для себя. Такая речь выступает как средство мышления ребёнка- говорение без попыток встать на точку зрения собеседника, речь, обращённая ни к кому конкретно, с вопросами и не обязательными ответами. Такая речь полностью  исчезает к концу дошкольного периода.
 

Воображение выполняет две функции:
Познавательную- достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений.
Аффективная- выступает в качестве защиты «Я», реализуется через многократное повторение травмирующего события, ребёнку требуется воссоздать ситуацию для самоутверждения и успокоения.
 

В 6-7 лет у ребёнка появляется воображаемые герой, выдуманный мир, в уме ребёнок проигрывает различные сюжеты. И только в этом возрасте

к 7 годам появляется целенаправленность и планирование.

Ребёнок может предвидеть сюжет игры, действия. Рисовать по плану.

   Выбор родителя как и где развивать ребёнка.На сегодняшний день огромное количество детских центров, клубов, предлагающие свои методики раннего развития. С моей стороны хотелось бы обратить внимание насколько та или иная методика подходит именно вашему ребёнку. Совершенно очевидно, что не каждый малыш в 3 года сможет начать читать и не будет рисовать картины на радость родителям. Однако я уверна, что в каждом ребёнку есть свои способности и своё время их открытия. Возможно, задача родителя как раз в том, чтобы грамотно внимательно наблюдать за своим ребёнком и предлагать ему то или иное действие, игру, занятие для большего и лучшего раскрытия его потенциала. 
Работая с детьми, я вижу большое количество родителей, жадно стремящихся увидеть нечто особенное и уникальные способности его ребёнка или же хотя бы соответствие “нормам”. Хочется преостановить пыл таких родителей и порекомендовать им мягко подходить к вопросу раннего развития детей. Каждый ребёнок уникален по своей природе и каждому умению свой час. Подерживайте и будьте вместе с детьми в их развитии, начинаниях. Пробуйте разное, но выбирайте то, что подходит именно вашему ребёнку. 

Источник

Этапы развития высших психических функций

Ведущая

ВПФ

Ведущая

деятельность

До 1го

года

Примерно на 4 месяце жизни младенец начинает тянуться ручками к предмету, ощупывать его. В 5-6 месяцев он уже может схватить предмет, и тогда появляются первые целенаправленные действия.

Если в комнату, где находится младенец, кто-то вошел и при этом хлопнула дверь; если рядом звучит громкая музыка и т.д. – ребенок замирает и начинается прислушиваться. Если в комнате появляется источник яркого света – ребенок повернет голову в его сторону. Слуховое сосредоточение появляется у новорожденных примерно на 2-3 неделе жизни; зрительное – на 3-5-й неделе.

Ребенок не владеет еще словами для объяснения своих состояний. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет

Сначала ребенок наиболее активно воспринимает движущиеся предметы (дольше задерживает на них взгляд), затем интерес переносится на неподвижные предметы. С 6-ти месяцев возникает и развивается интенсивный интерес к цвету, ребенка в это время особенно привлекают контрасты. К 8му месяцу появляется восприятие глубины. Американские психологи провели интересный эксперимент

Развитие памяти в этом возрасте проявляется в том, что к 3-4 месяцам у ребенка формируется узнавание предмета (а после 8-ми мес. – воспроизведение, восстановление образа предмета в памяти.

Эмоции в этом возрасте чрезвычайно просты: удивление в ответ на неожиданность, тревожность при ощущении физического дискомфорта и расслабление при удовольствии. Выражением всех отрицательных переживаний служит плач, положительных – улыбка

Читайте также:  Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Наиболее интенсивно развивающей ВПФ в период младенчества является восприятие. 

1-3 лет

Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным.

Возникают элементарные формы воображения, но его еще нельзя охарактеризовать как творческое. Ребенок в раннем детстве неспособен солгать – способность говорить не то, что есть на самом деле, развивается в следующем возрастном периоде. Интересная особенность восприятия в этом возрасте – научение выбирать образец и работать с ним. Например, ребенок, строя игрушечную пирамидку из надеваемых на стержень колечек, вполне способен сравнивать эти колечки по размеру. После двух лет формируется и интенсивно развивается способность зрительного соотнесения предметов – ребенок способен сравнить предметы «на глазок».

Ребенок стремится все более активно общаться с взрослым, а для этого ему явно недостаточно жестов и немногочисленных слов автономной речи. Автономная речь трансформируется и исчезает в течение полугода, заменяясь словами «взрослой речи

Память в этом возрасте также тесно связана с восприятием, как и в младенчестве. Она полностью непроизвольна – никаких специальных действий с целью запомнить или припомнить дети не предпринимают

В раннем детстве ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает.

Восприятие в этом возрасте остается ведущей ВПФ.

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметно-манипулятивная деятельность.

3-7 лет

Мышление, в этот период характеризуют как наглядно-образное. Основные линии развития мышления в этом возрасте таковы: совершается переход от наглядно-действенного к наглядно-образному, а в конце периода – к словесно-логическому мышлению.

Оно становится многоплановым, включает разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями. В этом возрасте начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие предшествующего опыта. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Происходит освоение сенсорных эталонов (форма, цвет), усвоение связей и отношений между ними.

Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность.

У младших дошкольников память в основном непроизвольна, произвольная память начинает интенсивно развиваться между 4-мя и 5-ю годами. Обычно развитие произвольной памяти включено в игру – ведущую для этого возраста деятельность.

Эмоциональные процессы становятся все более уравновешенными – меняется динамика представлений. Желания и побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития памяти.

Ведущей деятельностью в этот период является ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

7-11 лет

Мыслительные процессы интенсивно развиваются и перестраиваются.

Восприятие в начале младшего школьного возраста еще недостаточно дифференцировано (младший школьник может путать цифры 6 и 9, например).

Развитие речи происходит в 2х основных направлениях:

а) интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка;

б) речь обеспечивает перестройку познавательных процессов.

В младшем школьном возрасте внимание ребенка в большей степени непроизвольно, но он уже способен сознательно концентрироваться на неинтересных действиях. Однако внешние впечатления являются для него сильным отвлекающим фактором. Ребенок 7ми лет способен сосредоточиться на одном деле не более 10-20 минут, что выдает небольшой объем и неустойчивость внимания.

Память в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности. Ребенок непроизвольно запоминает интересный, преподнесенный в игровой форме материал, но способен запоминать нужную информацию произвольно, прикладывая сознательные усилия.

Мышлениев этом возрасте является ведущей ВПФ.

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная деятельность.

11-15 лет

В этом возрасте оно может быть охарактеризовано как теоретическое рефлексивное мышление. ). На основе общих посылок подросток строит гипотезы и проверяет их. Он способен на системный поиск решений. Развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение.

В отрочестве происходит формирование освобожденного от шаблонов и штампов восприятия. Оно становится сравнимым с взрослым типом восприятия. Подростки особенно чувствительны к восприятию музыки.

В подростковом периоде продолжают осваиваться различные формы речи, в том числе и письменная речь. Подросток учится использовать слово в открытом тексте, в контексте языковой культуры и реальных отношений с людьми. Подросток способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.Одной из ярких особенностей речи подростка является активное использование молодежного сленга, а также табуированных и матерных слов.

Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, в трудовой деятельности, в общении. Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.

Происходит дальнейшая интеллектуализация и активное развитие произвольной памяти. Подросток активно осваивает приемы мнемонического запоминания, которые во многом определяют стиль учебной деятельности.

Воображение в это время становится на службу бурной эмоциональной жизни. В своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и эмоции, впервые начиная представлять будущий жизненный путь.

Ведущей ВПФ в подростковом возрасте является мышление.

Ведущей деятельностью в отрочестве является интимно-личностное общение исоциализация. 

Источник