Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста thumbnail

Внимание младших школьников: особенности и методики развития

Если ребенок с трудом сосредотачивается на задачах, плохо концентрируется на нужной информации и неспособен запомнить то, что рассказывает учитель, это приводит к низкой успеваемости в начальной школе. При неразвитом внимании у детей отмечают нехватку концентрации, ухудшение памяти, проблемы с выполнением домашних заданий.

Для улучшения ситуации и развития внимания у младших школьников можно использовать специальные приемы и игры. Существует достаточно много методик для работы с детьми школьного возраста, в результате применения которых ученики становятся более внимательными. Рассмотрим подробнее, какие есть особенности внимания школьников, а также какие задания на внимательность для детей 1 и 2 класса наиболее эффективны.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Особенности развития внимания

Психологи называют вниманием избирательное восприятие определенной информации. В таком состоянии сознания ребенок сосредотачивается на каких-то значимых предметах, отбрасывая несущественное и ненужное. Это своеобразный фильтр, помогающий предотвратить перегрузку информацией и усвоить именно то, что требуется. У внимания выделяют несколько важных свойств.

  • Объем. Эта характеристика показывает, на скольких предметах ребенок может концентрироваться одновременно. В норме в младшей школе объем составляет 2-5 единиц. При его снижении у первоклассника не получается сосредоточиться даже на двух заданиях, удерживая их в уме.
  • Концентрация. Это свойство уделять максимум внимания определенному действию или предмету. Оно помогает наиболее успешно выполнять работу. При недостаточной концентрации у ребенка формируется склонность к поверхностному взгляду на предметы, он становится рассеянным.
  • Избирательность. Так называют свойство выделять из окружения значимые явления или предметы. При проблемах с избирательностью у школьника не выходит концентрироваться на тех моментах, которые необходимы ему для решения конкретного задания.
  • Устойчивость. Так называют способность длительно фиксировать внимание на каком-то одном объекте. В первом классе устойчивость составляет 7-12 минут, но с 9-10-летнего возраста она активно растет. Если имеются проблемы с таким свойством внимания, ребенок будет постоянно отвлекаться, а учителя назовут его неусидчивым.
  • Переключаемость. Благодаря этому свойству школьник легко чередует вид деятельности, намеренно концентрируется на новой задаче, а потом возвращается к предыдущей. Это полезно при утомлении, например, если работа однообразная. В таком случае переключение внимания будет определенным отдыхом.
  • Распределение. Данное свойство позволяет заниматься одновременно несколькими делами. Оно используется при комментированном письме, проверке своей работы, математическом диктанте. У первоклассников распределение обычно неразвито и начинает проявляться, когда один из навыков уже стал привычным (автоматизированным), например, если ребенок уже хорошо пишет без вспоминания каждого из символов, то он с легкостью сможет в то же время говорить.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

На внимание в полной мере влияет и темперамент ребенка. Холерикам и сангвиникам легче переключаться, они успевают сделать многое, но непоседливы. Меланхоликам и флегматикам удается надолго сосредоточиться, но со стороны они кажутся пассивными и невнимательными.

По словам специалистов, внимание формируется довольно длительное время, а сам процесс является сложным. Он начинается в раннем возрасте и активно продолжается в начальных классах.

Дети, которые только начали посещать школу, перестраивают свои мыслительные процессы и нередко сталкиваются со сложностями, ведь малыши часто отвлекаются, не умеют распределять внимание на несколько объектов.

И задача по развитию внимания – одна из главных для успешного обучения в начальной школе.

Как повысить?

Развитие внимания в школьном возрасте приводит к формированию такого важного личностного качества, как внимательность. Организовывая занятия, важно помнить о том, что существует несколько видов внимания. Первый – это непроизвольное внимание, которое стимулируется чем-то новым и необычным. Второй – это произвольное внимание, которое является осознанным и волевым, появляется при желании сконцентрироваться на чем-то определенном. И третий – это послепроизвольное внимание, которое заключается в появлении стремления и интереса к познанию нового.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

У младших школьников преобладающим видом является непроизвольное внимание, то есть первоклассники хорошо реагируют на новую информацию, но еще не умеют намеренно управлять своим вниманием. Учителя и родители должны стараться привить ребенку навык волевого внимания (произвольного), а также развить послепроизвольное внимание, чтобы школьник научился концентрироваться на заданиях усилием воли.

Сначала детям предлагают более простые задания, и лишь при успешном выполнении их усложняют. К примеру, школьнику дают рисунок, на котором изображен простой узор из счетных палочек. Он должен повторить картинку по образцу – справившись с легким узором, переходят к более сложным.

Если это графический диктант, то вначале он состоит всего из нескольких шагов и формирует простую фигуру, а позже может стать достаточно сложным и объемным.

Отлично развивают внимательность игры, в которых нужно искать отличия, повторять действия за взрослым, находить общее, описывать в деталях увиденное или прочитанное. Большую эффективность имеют занятия с текстом, рисунками (раскраски, продолжение узоров), стихами, цифрами. Не стоит пренебрегать и настольными играми, так как во время игры в шахматы, лото, нарды или шашки дети не только длительное время сосредотачиваются на этом занятии, но и учатся логически мыслить, угадывать шаги соперника, планировать свои действия.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Лучшие упражнения и игры

Работать над развитием устойчивости, избирательности, объема и других свойств внимания рекомендуется ежедневно. Для этого используются разные приемы и методы, а длительность тренировок составляет 15-20 минут (если концентрация плохая, а внимание неустойчивое – начинают с 5-10 минут).

Хорошо зарекомендовала себя соревновательная форма занятий, которая дополнительно стимулирует лидерские качества.

«Помню все»

Такая игра отлично тренирует и внимание, и память. Перед ребенком ставится задание запоминать цепочку слов определенной тематики, например, названия стран, городов, фруктов или овощей. Один участник называет первое слово (например, «брокколи»), второй должен повторить его и добавить свое слово (например, «брокколи-картофель»), далее первый участник добавляет еще одно слово (например, «брокколи-картофель-огурец»), следующий – еще одно (например, «брокколи-картофель-огурец-морковь»), и так далее.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Игра станет еще интереснее, если привлечь больше участников и судью, который будет записывать названные слова. Если ребенок забудет какое-то слово, он выбывает, поэтому самый внимательный выигрывает. Благодаря соревновательному моменту мотивация тренировать внимательность и память многократно возрастает.

«Найди слова»

Такая игра может проводиться учителями на уроках письма или в домашних условиях с использованием бумажных пособий.

Главная задача – искать в ряду сплошных букв «спрятанные» слова.

Эти слова также могут группироваться с исключением лишних (неподходящих по числу, роду, падежу и другим параметрам).

«Назови цвет»

Для такого упражнения используются листы со словами, обозначающими цвет. При этом сами слова напечатаны шрифтом другого цвета, например, слово «красный» будет черным, а «синий» – зеленым. Задачей ребенка будет сконцентрироваться и назвать лишь слова определенного цвета. Эта игра подойдет и для группы детей – тогда можно устроить соревнования и в конце выбрать победителя, который ни разу не ошибся.

Читайте также:  Десятый месяц жизни ребенка развитие ребенка

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

«Найди отличия»

Упражнение является классическим заданием по развитию внимательности. Ребенку дают два похожих изображения с небольшими отличиями, которые и надо отыскать.

Сложность зависит от возраста, поэтому для учеников 1-2 класса подбирают картинки с крупными элементами и неброскими красками, а для тех, кто ходит в 3-4 класс, уже можно использовать яркие изображения с многочисленными мелкими деталями.

Их рассматривание будет тренировать внимательность, положительно скажется на объеме внимания и его устойчивости.

«Соедини половинки»

Ребенку предлагают слова, разделенные на две части. В один столбик выписаны первые половины слов, во второй – вразброс вторые. Задача – соединить между собой части и записать в рабочую тетрадь целые слова. Упражнение помогает тренировать такие характеристики внимания, как устойчивость и концентрация.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

«Много-один»

Для этой игры понадобится мяч. Взрослый бросает мячик, называя слово в единственном числе, например, «кот», а ребенок, словив мяч, должен отвечать во множественном числе (в нашем примере – «коты»).

Упражнение подходит и для группы детей, а если его делать в школе в 3-4 классе на уроке во время изучения существительных, то словивший мяч ребенок может дополнительно называть род названного учителем существительного.

Игра отлично развивает переключение внимания.

«Нарисуй по памяти»

Школьнику на 1-2 минуты дают рассмотреть карточку с группой изображений на определенную тематику (цветы, рыбы, мебель, цифры, посуда, домашние животные). Далее карточку убирают, а ребенок должен нарисовать на чистом листе то, что успел запомнить. Упражнение эффективно для развития внимательности, памяти и воображения.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

«Что изменилось?»

Для игры подготавливают 10-15 мелких предметов, которые раскладываются на столе. Ребенок должен 30 секунд рассматривать их, затем развернуться к столу спиной, а в это время взрослый поменяет расположение 3-4 вещиц. Когда ребенок повернется к столу лицом и внимательно осмотрит предметы, он должен выявить изменения.

Если играет несколько детей, то за каждый правильный ответ дают по одному очку. Кроме того, за ошибку (если предмет не был переложен) снимается одно очко. Выигрывает тот, у кого в результате будет максимальное количество очков.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Рекомендации

По словам психологов, развивать внимание нужно постоянно. Если вы решили организовать дополнительные занятия, чтобы улучшить концентрацию внимания на уроках и выработать у младшего школьника внимательность, то они должны быть регулярными, без длительных пауз. Только систематический подход и регулярность нагрузок помогут научить ребенка концентрировать внимание в достаточной мере.

При этом занятия важно проводить в таком месте, где ребенок не будет отвлекаться на какие-либо внешние раздражители.

Комментировать работу школьника, когда он поглощен процессом, тоже не рекомендуется, ведь из-за ваших замечаний ребенок перестанет концентрировать внимание на работе, поэтому он быстрее устанет и потеряет интерес.

Немаловажно также перед занятием кратко и четко объяснить задачу, убедившись, что ребенку все понятно.

Процесс развития внимания у ребенка младшего школьного возраста

Источник

Как учителя, мы часто замечаем, что многие дети несколько раз переспрашивают то, что им только сейчас объяснили (сколько клеток пропускать, писать ли краткую запись к задаче…)
       Как мамы, мы по несколько раз просим своих детей вовремя убрать игрушки, приготовиться ко сну …
       Почему же это происходит?
Каждый из нас легко ответит на этот вопрос: «Дети невнимательны». А что же такое внимание?
       Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком – либо реальном объекте.
       Внимание не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своём объекте лишь как свойство этой деятельности.
       Результатом внимания является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется.
       Внимание может быть:
       Непроизвольное – устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. Непроизвольное внимание обычно обусловлено непосредственным интересом.
       Произвольное – это сознательно направляемое и регулируемое внимание. Человек сознательно избирает объект, на который направляет своё внимание. Произвольное внимание требуется там, где непосредственной заинтересованности нет, и мы сознательным усилием направляем внимание в соответствии с целями, которые мы ставим.Развитие внимания у детей совершенствуется в процессе обучения и воспитания.
       Внимательные дети учатся лучше. У невнимательных — успеваемость связана с показателями произвольного внимания и его распределённостью. Поэтому тренировка распределённости внимания может способствовать улучшению успеваемости.

Основные виды внимания ребёнка – непроизвольное и произвольное тесно взаимосвязаны и порой переходят один в другой. Поэтому учителя должны стремиться сложное и малоинтересное для своих учеников задание сделать занимательным и интересным.Упражнения для развития внимания на уроках математики.

1. Игра «Красные – Синие».«Красные» по команде выкладывают на парту кружочки. Стоп! А «Синие» столько же квадратиков ( или больше, меньше )
2. 8, 2, 6, 4, 1. Записать исчезнувшее число.
3. Записать числа по памяти.
4. Игра «Живые цифры».Детям раздаются цифры. Выходят к доске:
   а) соседи данного числа;
   б) на 4 больше, на 2 меньше;
   в) сумма 5 и 2, разность 6 и 3.
 5. Показ цифрой количество моих хлопков, стуков, морганий…
 6. Хлопните, топните… столько раз, какую цифру я покажу.
 7. Счёт через 2.
            1 – хлопок в ладоши
            2- коснуться ладонями соседа
 8. Сложение и вычитание на числовом отрезке.
 9. Хоровое проговаривание счёта, состава чисел и другого вводимого              
     материала способствует непроизвольному запоминанию.
 10.Игра « Кто за кем?»
     Дети у доски. Водящий отворачивается. Дети перестраиваются.
 11.Игра «Что изменилось?»
                      
               

Упражнения для развития внимания на уроках русского языка и чтения.

1. На доске слоги. Дети закрывают глаза. Что изменилось? (один слог убирается, или слоги меняются местами)
2. Написать слоги по памяти.
3. Чтение слов в столбике, найти и показать нужный слог.
4. Закрывается верхняя половина буквы или слога. Дети отгадывают.
5. Показ слога с твёрдым согласным звуком. Нужно написать слог с мягким согласным звуком. От чего зависит твёрдость и мягкость согласных звуков?
6. Использование силы голоса при чтении слогов, слов.
7. Речевые зарядки, чистоговорки, скороговорки вырабатывают чёткое произношение, правильную артикуляцию, внимание, выразительность, единый      темп чтения, память, обогащают речь.
8. Закончите слова: ча…,  кук…,  или начните  …нал,  …ма.
9. При знакомстве с буквой дети придумывают слова, в которых эта буква находится в начале, в середине, или в конце слова.
10.Из сказки или рассказа выбрать слова с нужным звуком и запомнить их.
11.Цепочка слов.  П — — — Г — — — — И — — З — — — К — — С — — — П  …
12.Кроссворд.
13.Г О Р К А
    К  –  –  –  –
     —   —   — М
     –  –  –  А
14.Найди слова с разными сочетаниями:
     а) жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн
     б) самое длинное, самое короткое слово.
15.Показ картинки. Назовите 1 звук, последний звук.
16.Составь слово из 2, 3 слогов.
17.Среди большого количества букв выбрать слово.
18.Прочитать слово справа налево.
19.Написать алфавит через 2, 3 буквы.
20.Составить вопросы по прочитанному.
21.Найти восклицательное, вопросительное предложение. Правильно их прочитать.
22.Составить предложение из слов.
23.Описать один из трёх предметов ( который убрали).      

Читайте также:  Контрольная работа история развития ребенка

      Игры с завязанными глазами несут определённую смысловую нагрузку, отключают зрительный анализатор, включают другие органы: слух, осязание. Идёт переключение внимания.

     Зажмурьтесь и достаньте из портфеля ручку или дневник. Расскажите, что вы чувствовали при этом, как изменилось ваше внимание, слух, как действовали руки. 
     У человека  с завязанными глазами напрягается внимание, он старается представить себе все подробности предмета, обостряется слух, осязание, начинается ощущение материала, из которого сделан предмет, движения его становятся осторожными и рассчитанными.

  1   С закрытыми глазами нарисуйте в определённой последовательности домик с двумя окнами, дверью, изгородью, дерево с правой стороны, крышу.
  2.  У доски 3 команды рисуют с закрытыми глазами голову человека, рот, волосы, левый глаз, подбородок, правое ухо…

Источник

Внимание среди психических явлений занимает особое место. Оно представляет
собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого
явления, играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По
мнению П.Я. Гальперина “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс,
оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой
психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой
деятельности”. Внимание помогает нам выбирать самое важное и отсеивать ненужное
в данный момент.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни: в быту, в процессе
общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде,
так как внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет ее избежать,
устранит препятствия на пути. Внимание в процессе обучения может превратиться во
внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в успешном
обучении наукам, но и в развитии личности. К.Д. Ушинский говорил: “…внимание
есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из
внешнего мира”. Действительно, чаще всего человек обращает внимание на то, что
ему интересно, отвечает его желаниям. Внимание свойственно всем людям, но его
особенности различны в зависимости от возраста.

Внимание – это всегда характеристика какого-то другого психического процесса:
восприятия, мышления, памяти, воображения. Поэтому, внимание – это способность
выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление,
припоминание, воображение. Внимание – сквозной психический процесс,
заключающийся в сосредоточении сознания человека на определенных предметах или
явлениях при одновременном отвлечении от других.

Выделяют основные свойства внимания:

  • переключение – осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;
  • объем – количество объектов, находящихся в поле внимания одновременно
    небольшой промежуток времени;
  • распределение – возможность одновременного удержания в сфере внимания
    нескольких объектов;
  • устойчивость – достаточная длительность сосредоточения внимания на
    объекте;
  • концентрация – степень сосредоточения сознания на определенном объекте.

Эти свойства внимания в значительной степени независимы друг от друга.
Внимание хорошее в одном отношении может быть не очень совершенным в другом.
Зная основные свойства внимания, можно их у себя развивать.

Существуют три причины возникновения внимания, они же характеризуют и три
вида внимания:

  • непроизвольное, привлекаемое силой, новизной, необычайностью
    раздражителя. Воля, как правило, здесь не проявляется;
  • произвольное (или волевое) – сосредоточенность на чем-то может быть
    достигнута желанием самого человека, усилием воли. Оно возникает тогда,
    когда человеку приходится преодолевать какие-то трудности (внешние или
    внутренние), чтобы быть внимательным к чему-то нужному;
  • послепроизвольное, основанное на чрезвычайном интересе, на отношении
    человека к какому-то предмету, к своей деятельности, к поставленной задаче,
    которая выражается в желании узнать что-то новое, раскрыть явления более
    глубоко и разносторонне.

Внимание такое обычно поддерживается активной умственной деятельностью
ученика.

На каком же из трех видов внимания следует строить повседневную работу с
маленькими школьниками на уроке? Совершенно очевидно, что первый вид, то есть
непроизвольное внимание не исключается полностью. Нельзя строить повседневную
работу только на волевом произвольном внимании детей, так как оно требует
большого нервного напряжения и оказывается очень трудным не только для маленьких
учеников, но и для взрослых. Значит, надо ориентироваться на третий вид
внимания, который поддерживается интересом на послепроизвольное. У детей надо
понемногу формировать способность к волевому сосредоточению. Такое “приучение”
должно совершаться постепенно, при обдуманной дозировке заданий, требующих
сначала короткого, а затем все более длительного волевого сосредоточения.

Внимание теснейшим образом связано с эмоционально-волевой сферой личности,
что и определяет особенности формирования этого процесса у детей младшего
школьного возраста. Индивидуальные особенности личности младших школьников
оказывают влияние на характер внимания. У детей сангвинистического темперамента
кажущаяся невнимательность проявляется в чрезвычайной активности. Сангвиники
подвижны, непоседливы, многое успевают сделать на уроке.

Флегматики и меланхолики пассивны, вялы, часто кажутся невнимательными. На
самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете. Недостаточность внимания
может быть вызвана сочетанием субъективных и объективных причин. К субъективным
причинам могут быть отнесены типологические темпераментные особенности ребенка,
индивидуальный темп нервной деятельности, состояние здоровья. К объективным –
качество, степень новизны и сложности нервной деятельности, являющейся
содержанием процесса внимания.

Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное,
физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом
возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не
может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и
преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности.

Учащиеся все свое внимание направляют на бросающиеся в глаза отдельные
предметы. Непроизвольное внимание в период обучения ребенка в школе развивается,
но происходит и развитие произвольного внимания учащихся. Произвольное внимание
в младшем школьном возрасте развивается вместе с развитием мотивов учения.
Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте
ограничены, младший школьник обычно может сосредоточенно работать лишь при
наличии близкой мотивации (перспективы получить “пятерку”, заслужить похвалу
учителя).

Читайте также:  Диагностика физического развития одного ребенка протокол

Объем внимания младшего школьника меньше, чем у взрослого человека,
распределение внимания – слабее. В работе группы психологов А.К. Марковой, А.Г.
Лидере, Е.Л. Яковлевой “Диагностика и коррекция умственного развития в школьном
и дошкольном возрасте” приведены нормативы объема внимания: 8-9 лет – объем
внимания 2-5 единиц (среднее – 3) 10-11 лет- объем внимания 3-6 единиц (среднее
значение – 4) 12-14 лет – объем внимания 3-7 единиц (среднее значение – 5).

У учащихся начальных классов небольшая устойчивость внимания, что связано с
возрастной слабостью процесса торможения. Первоклассники чаще всего имеют
рассеянное и неразвитое внимание. По нашим наблюдениям и многие учащиеся 2–4-х
классов показывают низкий уровень произвольного внимания. Устойчивость внимания
первоклассники, например, могут сохранять 30-35 минут, а учащиеся третьего
класса могут сохранять внимание непрерывно в течение урока. Очень важно
периодически менять виды работ, чтобы не наступило утомление.

Младшие школьники также не умеют быстро переключать свое внимание с одного
объекта на другой, такие свойства внимания, как переключение и распределение
менее развиты в младшем школьном возрасте. На протяжении школьного возраста они
интенсивно развиваются. Ребенок младшего школьного возраста способен к
концентрированному и устойчивому вниманию при определенных условиях организации
учебной деятельности.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания — одна из
существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на
уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не могут долго настроиться на начало
урока, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 минут.
Динамика уровня внимания у таких детей не одинакова. У одних детей максимальное
напряжение внимания наблюдается в начале урока, по мере продолжения работы оно
неуклонно снижается, у других – лишь после некоторой деятельности, для третьих
характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания,
снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей (у некоторых
детей утомление наступает очень быстро). Они перестают воспринимать учебный
материал. Для таких детей характерны частые переходы от состояния активности
внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно
связано с нервно-психическим состоянием детей и возникает без видимых причин.
Часто сложность задания, большой объем работы могут выводить школьников из
равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Собственное
бессилие, невозможность сосредоточиться на задании вызывают у них часто
раздражение, категорический отказ от работы. Как следствие -крайняя
неуверенность в своих силах, нежелание учиться.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к словесной
информации даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа
такие дети отвлекаются на посторонние дела, теряют нить повествования. Учителю
приходится прилагать немало усилий, чтобы вернуть детей в рабочее состояние. Для
таких детей особенно необходимы занятия, способствующие развитию внимания.

При изучении внимания младших школьников необходимо опираться на возрастные
особенности детей этого возраста, подбирать методики, предназначенные для
младших школьников. Лучше всего использовать стандартизированные методики, в
которых есть бальные оценки. Изучая внимание младших школьников, необходимо
проанализировать прежде всего

  • объем внимания;
  • сосредоточенность, концентрацию внимания;
  • длительность сосредоточения и произвольного внимания в специально
    организованных условиях и без них.

На основании диагностических данных охарактеризовать особенности внимания
учащихся. Например: несформированность внутренней волевой регуляции внимания;
сосредоточение длительно по времени, внимание неустойчиво; при соответствующей
работе возможна достаточно эффективная коррекция указанных качеств внимания.

При необходимости разрабатывать индивидуальные программы по развитию внимания
отдельного ученика. Важно в начальной школе использовать метод наблюдения, что
расширяет реальное представление об ученике.

Система занятий для работы с детьми начальной школы, а так же с детьми,
для которых характерно ослабленное внимание.

Предложенные занятия могут быть использованы для работы с детьми начальной
школы, а так же детьми с ЗПР, так как для них характерно ослабленное внимание,
особенно к вербальной (словесной) информации.

Содержание материалаЧасыДата
1.Что такое внимание? Зачем оно нужно человеку?
2.Основные свойства внимания. Что значит быть
внимательным?
3.Виды внимания. Тренировка объема внимания.
4.Диагностико – мотивирующее занятие по развитию
внимания.
5.Развитие основных свойств внимания.
6.Корректурная проба (варианты).
7.Тренировка концентрации и устойчивости внимания.
8.Развитие наблюдательности.
9.Развитие зрительной наблюдательности, способности
выделять измененные признаки.
10.Развитие концентрации внимания.
11.Дидактические игры на развитие внимания.
12.Развитие основных свойств внимания.
13.Работа по тетради “Учимся быть внимательным”.
14.“Исправь ошибки”.1
15.Развитие объема внимания, переключение внимания.1
16.Развитие произвольности внимания.1
17.Итоги занятий.1

Описание видов упражнений, используемых при изучении данных тем.

В построении занятий используется принцип посильности занятий для данного
возраста, постепенности усложнения материала.

В целом для реализации этой программы необходимо, чтобы:

  1. решение заданий привлекало детей, поддерживало их интерес к занятиям;
  2. задания должны быть посильны для детей, но не слишком легкими, чтобы
    вызвать стремление их решать, не слишком трудными, чтобы не разочаровать
    детей невозможностью их решить;
  3. на занятиях необходимо чередовать различные виды работ (обычно не менее
    8-10 видов);
  4. необходимо включать интересные физминутки для снятия напряжения учащихся
    и отдыха.
Примерные тренировочные упражнения, рекомендуемые
для использования на занятиях
1)Беседа, ответы на вопросы
2)Игры на развитие внимания
3)Упражнение “Точки”. Игра “Что изменилось?”.
Зачеркни нужные буквы. Зачеркни букву О. Обведи в круг цифру 5.
4)Определение объема внимания, уровня развития
основных свойств внимания.
5)Зачеркни нужные буквы. Зачеркни нужные квадраты.
Раскрась нужные предметы. Выполни задание по образцу. “Отыскивание
чисел”.
6)Чем отличаются картинки? Раскрась буквы – красным,
цифры – зеленым, знаки – желтым. Игра “Кто самый внимательный?”
7)“Проследи за направлением”. Догадайся, к каким
домикам ведут дорожки? Проверь, есть ли ошибки в игре “Домино”.
8)Заметить всё. Запоминай порядок.
9)“Дополнение картинок”. Описание по памяти того, что
они видели много раз: школьный двор, путь из дома в школу, столовую,
фойе и т.д.
10)“Поиск рисунков – двойников”. “Поиск нужной
фигуры”. “Подбери пару”.
11)“Запомни и назови”. “Что исчезло?”. “Что
изменилось?”.
12)“5-й лишний”. “Составление квартета”.
13)Работа по тетради “Учимся быть внимательными”
14)Выбор картинок. Работа по ним.
15)Выявление запаса сведений о природных явлениях.
Определение времени года, суток, дней недели по вопросам и
картинкам.
16)Работа в тетради “Развивающие задания для малышей”
17)Диагностика объема внимания, основных свойств
внимания.

Источник