Процесс развития ребенка согласно непрерывности процесса
Воспитание – процесс непрерывный!
Воспитателю принадлежит ведущая роль в воспитательном процессе. Воспитатель ежеминутно влияет индивидуально на каждого ребёнка и на всех детей в целом. Каждое слово, движение, замечание или продолжительная пауза – находятся в поле зрения воспитанников. И беседа с одним ребенком – косвенно относится ко всей группе. Похвала или замечание, сделанное одному ребёнку, воспринимается всеми присутствующими.
Вся деятельность воспитателя постоянно находится в окружении любопытных глаз детей. Чем бы вы ни занимались (беседой, рисованием, оформлением, подготовкой к занятию), дети наблюдают за вами. Особый интерес вызывают беседы с родителями в конце дня.
Давайте рассмотрим, например, беседу с родителями в присутствии самого ребёнка. Какое большое значение имеет то, что о нём говорит воспитатель. Что и в каком тоне рассказывает о его поведении в течение дня, его победах и достижениях, отрицательных поступках. Что чувствует ребёнок в этот момент – удовлетворение, раздражение, страх?
Никогда не следует забывать, что этот разговор воздействует и на родителей и на воспитанника.
Папочка, придя за ребёнком в детский сад, спрашивает у него суровым тоном: – как ты сегодня вел себя, неисправимый хулиган? Мне опять придётся выслушивать замечания о твоём поведении?
Странно было слушать такие упрёки в адрес ребёнка, потому что в основном мальчик вёл себя послушно, не выходил за рамки дозволенного, шалил не больше других, но ведь это же ребёнок!?
– В этой группе нет непослушных детей, – отозвался воспитатель, – Ваш сын – прекрасный помощник: он помогает девочке, с ограниченными возможностями здоровья, одеваться на прогулку, застёгивает ей сапожки, потому что она сама не может этого сделать. А на завтра выпала его очередь быть дежурным по занятию, а это значит, он будет помогать мне, готовится к занятию по математике. Саша будет раскладывать раздаточный материал.
Многозначительно посмотрев на Сашиного отца и сделав продолжительную паузу, разговор обрёл иное направление. Папа изменил свой обличающий тон, на, доброжелательный.
Саша с благодарностью посмотрел на воспитателя, эти слова значили для него очень много. Ребёнку приятно было услышать эти необходимые слова и осознать что он послушный ребёнок оказывающий помощь слабой девочке.
Не следует забывать о том, что беседуя в присутствии ребёнка с его родителями надо соблюдать тактичность, что бы ни ранить душу своего воспитанника.
Помните, уважаемые воспитатели, что нельзя беседовать при ребёнке об отрицательных сторонах его поведения в его присутствии. Следует учитывать особенности ребёнка и его родителей, что бы предстоящая беседа дала, положительны эффект, а родители серьёзно восприняли сказанное. Соблюдение такта и дипломатичности способствует тому, что ребёнок извлечёт для себя добрый урок.
Воспитатели, никогда не забывайте один из важных советов А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение». Макаренко А.С. Избр.пед.соч., т. 2. М.,1977, стр.12.
Эти слова предназначались для родителей, но они имеют прямое отношение к воспитателям, потому что дети видят в вас образец для подражания, вы постоянно в течение дня находитесь рядом. Помните, вы несёте ответственность о непрерывности воспитания, являя собой пример для подражания.
На детей оказывает влияние все и всё: воспитатель, коллектив детей, их взаимодействие между собой. Персонал детского сада; доброжелательность и спокойствие коллектива; тон работников группы между собой. Отношение к детям; взаимодействие с родителями, законными представителями детей. Уют и чистота групповых комнат; эстетическое расположение игрушек на полках; аккуратное расположение методических материалов в шкафах; доступность наглядных пособий.
Воспитание – процесс непрерывный, поймите это.
Воспитатели, контролируйте своё поведение, речь, движения, общение и работайте с удовольствием и полной отдачей.
Помните, вам подражает наше подрастающее поколение, что посеем сейчас – то пожнём в будущем!
Источник
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой — дискретен. Первая допускает, что развитие идет не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает 0’снование для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга. Те, кто придерживается мнения о дискретности процесса развития, дополнительно к сказанному обычно предполагают, что на каждой стадии существует какой-либо главный, ведущий фактор, определяющий собой процесс развития на этой стадии. Сторонники последней из обсуждаемых позиций также считают, что все дети независимо от их индивидуальных особенностей в обязательном порядке проходят через каждую стадию развития, не пропуская ни одной и не забегая вперед.
Тех, кто придерживается дискретной точки зрения на процесс развития, сегодня больше. Их концепции разработаны более детально и чаще используются в обучении и воспитании детей, чем взгляды защитников идеи непрерывности развития. Поэтому далее мы подробнее остановимся на дискретной точке зрения, представив в рамках ее несколько различных периодизаций развития.
Есть два отличающихся друг от друга подхода к представлению периодизации развития. Один из них основан на понимании процесса развития как складывающегося стихийно, под влиянием множества случайных факторов и обстоятельств в жизни детей, а другой представляется нормативным или таким, каким развитие должно было бы быть в идеальном случае при полном учете всех влияющих на него факторов, при правильной организации обучения и воспитания детей.
Та периодизация детского развития, которая сложилась на основе имеющейся практики обучения и воспитания, отражает, по мнению Д. Б. Эльконина, в основном именно эту, специфическую практику, а не потенциальные возможности ребенка. Такая периодизация, которую можно назвать эмпирической (от слова «эмпирика», обозначающего реально складывающийся опыт), не имеет должного теоретического обоснования и «не в состоянии ответить на ряд существенных практических вопросов, например, когда надо начинать обучение, в чем заключаются особенности воспитательно-образовательной работы при переходе к каждому новому периоду и т. д.»[8].
Гораздо больший психолого-педагогический интерес представляет другая, теоретически достаточно обоснованная периодизация детского развития, однако в настоящее время построить ее трудно, так как не до конца известны, а главное, не полностью реализованы возможности развития ребенка. Поэтому в дальнейшем мы будем обсуждать периодизацию, которая представляет собой нечто среднее между эмпирической, сложившейся в реальном жизненном опыте, и теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Именно такой и является периодизация развития, предложенная самим Д. Б. Элькониным[9] . Рассмотрим ее основные положения.
Детство, охватывающее период времени от рождения ребенка до окончания школы, по возрастной физической классификации делится на следующие семь периодов:
1. Младенчество: от рождения до одного года жизни.
2. Раннее детство: от одного года жизни до трех лет.
3. Младший и средний дошкольный возраст : от трех до четырех-пяти лет.
4. Старший дошкольный возраст: от четырех-пяти до шести-семи лет.
5. Младший школьный возраст: от шести-семи до десяти-одиннадцати лет.
6. Подростковый возрастает десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет.
7. Ранний юношеский возраст: от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.
Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые сравнительно легко заметить, внимательно наблюдая за развитием ребенка, анализируя его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.
Весь процесс детского развития в целом можно разделить на три этапа: дошкольное детство (от рождения до 6—7 лет), младший школьный возраст (от 6—7 до 10—11 лет, с первого по четвертый-пятый классы школы), средний и старший школьный возраст (от 10—11 до 16—17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы). Каждый из них состоит из двух периодов, открывающихся межличностным общением в качестве ведущего вида активности, направленного преимущественно на развитие личности ребенка и завершающегося предметной деятельностью, связанной с интеллектуальным развитием, с формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционально-технических возможностей ребенка.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис, а именно —при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка.
На этапах преимущественно личностного развития усвоение детьми отношений и личностных особенностей взрослых людей происходит через воспроизведение, или моделирование, этих отношений и проявляемых в них качеств личности, особенно благоприятные условия для этого создаются в общении ребенка с другими детьми в разного рода социальных группах в процессе организации и проведения сюжетно-ролевых игр. Здесь же ребенок сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым и принятым среди сверстников, выглядеть более взрослым.
Процесс развития начинается в младенческом возрасте с общения как ведущей деятельности[10]. Комплекс оживления, возникающий на третьем месяце жизни, в действительности является сложной формой общения ребенка со взрослыми. Он появляется задолго до того, как ребенок начинает самостоятельно манипулировать предметами.
На границе младенчества и раннего возраста происходит переход к собственно предметным действиям, к началу формирования так называемого практического, или сенсомоторного, интеллекта. Одновременно интенсивно развиваются вербальные формы общения ребенка со взрослым, что говорит о том, что общение не перестает быть деятельностью, ведущей за собой развитие, но включается в соответствующий процесс вместе с предметной деятельностью.
Однако анализ речевых контактов ребенка этого возраста с окружающими людьми показывает, что речь им используется главным образом как средство коммуникации для налаживания сотрудничества с людьми в совместной с ними деятельности, но не как инструмент мышления. Да и сами предметные действия в этот период времени служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение в свою очередь опосредуется предметными действиями ребенка и практически еще не отделено от них.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится игра в ее наиболее совершенной, развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка — ролевой. Главное значение игры для психического развития детей состоит в том, что благодаря особым игровым приемам, в частности принятию ребенком на себя роли взрослого, выполнению его общественно-трудовых функций, символическому характеру многих предметных действий, переносу значений с одного предмета на другой, ребенок моделирует в игре отношения между людьми. Ролевая игра выступает как, вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность и обеспечивающийих совместное влияние на развитие ребенка.
Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет учение. В процессе учения происходит формирование интеллектуальных и познавательных способностей; через учение в эти годы опосредствуется вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми людьми.
В подростковом возрасте возникает и развивается трудовая деятельность, а также особая форма общения — интимно-личностная. Роль трудовой деятельности, которая в это время приобретает вид совместных увлечений детей каким-либо делом, состоит в их подготовке к будущей профессиональной деятельности. Задача общения заключается в выяснении и усвоении элементарных норм товарищества, дружбы. Здесь же намечается разделение деловых и личных отношений, которое закрепляется к старшему школьному возрасту. Примечательной особенностью общения подростков является то, что во всех его формах наблюдается подчинение отношений своеобразному кодексу товарищества. Этот кодекс в наиболее общих чертах воспроизводит деловые и личные взаимоотношения, существующие между взрослыми.
В старшем школьном возрасте процессы, начало которым было положено в подростничестве, продолжаются, но ведущим в развитии становится интимно-личностное общение. Внутри его у старших школьников развиваются взгляды на жизнь, на свое положение в обществе, осуществляется профессиональное и личностное самоопределение.
Концепция Д. Б. Эльконина получила дальнейшее развитие в работах Д. И. Фельдштейна, который представил более детализированную картину периодизации детского развития. Выглядит она следующим образом.
В процессе онтогенеза ребенка выделяются разные его ступени: стадии, периоды, этапы и фазы. Акцент делается на развитии личности, а не познавательных процессов. Ее становление и развитие представляется в виде постепенного подъема со ступени на ступень. В течение всего детства выделяются две фазы развития: от рождения до 10 лет и от 10 лет до 17 лет. Они, соответственно, делятся на три этапа: от рождения до 3 лет, от 3 до 10 лет, от 10 до 17 лет. В свою очередь первая фаза делится на четыре периода: 0—1 год, 1—3 года, 3—6 лет, 6—10 лет, а вторая — на два периода: 10—15 лет, 15—17 лет.
Внутри каждого из шести выделенных периодов имеются три стадии, характеризующиеся сменой ведущей деятельности и внутренними преобразованиями, которые за это время происходят в личности.
Д. И. Фельдштейн считает, что в процессе социального развития ребенка как личности проявляются определенные закономерности. Одна из них —изменение социальной позиции личности. Переходы с одного уровня развития на другой могут происходить плавно и быстро, со значительными качественными изменениями в личности. Во время плавных переходных периодов ребенок обычно не особенно задумывается над вопросом о том, каково его положение среди других людей и каким оно должно быть; при резких изменениях социальной позиции личности на первый план в самосознании ребенка выходят именно эти вопросы.
Внутри каждого периода процесс развития проходит через следующие три закономерно чередующиеся стадии:
1. Развитие определенной стороны деятельности.
2. Максимальная реализация, кульминация развитияданноготипа ведущей деятельности.
3. Насыщение этой деятельности и актуализация другойеестороны (под разными сторонами деятельности имеются в видуеепредметный и коммуникативный аспекты).
В целом в развитии детей, независимо от того, в рамках какой периодизации мы его представляем,«существуют два довольно выраженных резких перехода. Первый характеризует переход от раннего детства к дошкольному, известный как «кризис трех лет», а второй — переход от младшего школьного возраста к подростковому, известный как «кризис подросткового возраста», или «кризис полового созревания». Они всегда знаменуют собой переход ребенка с одного уровня развития на другой, успешность которого зависит от того, насколько удачно будет преодолен кризис.
Источник
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ыныргинская средняя общеобразовательная школа»
Чойский район Республика Алтай
Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
Автор: Метелёва И.Г.
учитель начальных классов
Ынырга 2014 г
Непрерывность и преемственность дошкольного и начального школьного образования
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. В условиях развития общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий, содержание образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.
Слайд 2
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет “Радость детства”. С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.
Слайд 3
В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)
(одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г.): преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.
Слайд 4 Проблемы преемственности:
- «скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
- обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.
Слайд 5
Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧИТЬСЯ
Слайд 6
В связи с переходом на ФГОС в закон «Об образовании» был внесен новый пункт устанавливающий федеральные государственные требования (ФГТ) к уровню подготовки детей в ДОУ.
Слайд 7, 8
Федеральные государственные требования (ФГТ) были приведены в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Слайд 9, 10 Нормативная база содержания ФГТ
Слайд 11 Главная цель ФГТ
Слайд 12 Требования к основной общеобразовательной программе (ООП) ДОУ
Слайд 13 Структура ООП ДОУ
В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:
- Состояние здоровья и физическое развитие детей.
2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
3. Умственные и нравственные способности учащихся.
4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.
5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Слайд 14
На сегодняшний день психологами разработан портрет идеального первоклассника.
1. Педагогическая готовность:
– навыки чтения;
– навыки письма;
– навыки рисования;
– звуковая культура речи (чистая речь);
– умение развернуто ответить на вопрос;
– хороший словарный запас;
– хорошая общая осведомленность.
2. Интеллектуальная готовность:
– дифференцированность восприятия как основа мышления;
– развитое воображение;
– хорошая ориентировка в пространстве и времени;
– развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное;
– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);
– хорошая память;
– развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);
– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);
– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).
3. Мотивационная готовность:
– выраженность познавательных интересов;
– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т.);
– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.
4. Эмоционально-волевая готовность:
– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);
– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;
– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);
– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);
– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);
– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.
5. Коммуникативная готовность:
– желание общаться со взрослыми и детьми;
– умение установить контакт с учителем;
– сохранение чувства дистанции;
– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);
– умение устанавливать контакт со сверстниками;
– умение войти в детский коллектив и найти свое место в нем;
– умение выполнять совместную работу;
– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.
Слайд 18
Непрерывность дошкольной и школьной образовательных программ предполагает следующие приоритетные цели:
На дошкольной ступени | На ступени начальной школы |
|
|
Слайд 19 Для реализации этих целей необходимо создание и соблюдение следующих педагогических условий:
На дошкольной ступени | На ступени начальной школы |
1. Личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком; 2. Формирование игровой деятельности, как важнейшего фактора развития ребенка. 3.Создание развивающей среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребенка | 1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного развития. 2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться, как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; 3.Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития. |
Слайд 20
Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учетом его непрерывности формируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие развития личности:
физическое развитие;
познавательно – речевое развитие;
социально – личностное развитие;
художественно – эстетическое развитие.
Основная цель физического развития – становление ценности здорового образа жизни.
Удовлетворение естественной потребности детей в двигательной активности.
Формирование элементарной осведомленности в области охраны и укрепления здоровья и физической культуры.
Познавательно – речевое развитие
Основная цель – развитие любознательности, умственных способностей и творческого мышления.
Формирование элементарной компетентности представлений о природе, предметном мире, других людях и себе самом.
Социально – личностное развитие
Основная цель – поддержка уверенности в себе и развитие эмоционально – положительного отношения к окружающим, формирование коммуникативных навыков.
Художественно – эстетическое развитие
Основная цель – воспитание у детей эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к искусству, развитие художественных способностей.
Слайд 21
Анализ педагогического опыта показывает, что социализация личности будет успешной при соблюдении следующих условий:
– возможность общения (развитие коммуникативных способностей, эмоциональной сферы);
– временной фактор (срок вхождения ребёнка в школьную жизнь продлён до одного месяца, при этом игровая деятельность сочетается с учебной деятельностью);
– продолжительность урока 35 минут;
– безоценочная система в течение первого года обучения;
– создание условий, приближённых к условиям детского сада (игровой уголок, дополнительные прогулки между уроками).
Слайд 22
Требования к выпускникам ДОУ по ФГТ и требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС)
Слайд 24
Реализация преемственных связей требует решения задач:
- Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения – недопустимость умственных перегрузок; использование здоровьесберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
- Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
- Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
Слайд 25, 26,27
Существует несколько разработанных примерных образовательных программ, по которым ДОУ может вести свою образовательную деятельность.
Всё это позволит преодолеть трудности адаптационного периода при поступлении ребёнка в первый класс, решить проблемы учебного и социального партнёрства учителя и ребёнка. Ведь главная цель решения проблем преемственности дошкольного образования и начального звена – вырастить функционально – грамотную личность, развить в каждом ребёнке его творческие способности, готовность к самореализации с учётом его индивидуального развития.
МОУ «Ыныргинская СОШ» учитель начальных классов Метелёва И.Г. Страница
Источник