Процесс развития ребенка педагогика

Процесс развития ребенка педагогика thumbnail

Общие закономерности развития:

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений человека, в результате которого происходит становление человека как биологического вида и как социального существа.

Биологическое в человеке: физическое развитие.

Социальное: психический, духовный, интеллектуальный рост.

Движущая сила развития – борьба противоречий.

Это «вечный двигатель», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений.

Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные силы, которые возникают на каждом шагу как следствие изменения потребностей.

Виды противоречий: внутренние и внешние противоречия,

общие (движущие развитием всех людей) и индивидуальные (характерные для отдельно взятого человека), Хочу-могу, знаю-не знаю, можно-нельзя, есть–нет – вот типичные пары, выражающие постоянные противоречия.

Условия развития: Наследственность – речь, прямохождение , трудовая деятельность, мышление, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи, группы крови, резус фактор, особенности нервной системы, задатки.

Личность. Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Условия развития:

  • Воспитание – целенаправленное, систематичное и квалифицированное руководство.

  • Только то воспитание признается хорошим, которое идет впереди развития. (Выготский Л.С.)

  • Зона актуального развития

  • Зона ближайшего развития

  • Деятельность – многообразие занятий человека: игра, учение, труд, общение.

  • Активность самого человека – непременное условие развития его способностей и дарований, достижения успеха.

По направленности выделяются следующие виды деятельности:

  • познавательная,

  • общественная,

  • спортивная,

  • художественная,

  • техническая,

  • ремесленническая,

  • гедоническая (направленная на получение удовольствия) виды деятельности,

  • коммуникативная.

Возрастная периодизация. основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо- физиологических и психических качеств: рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы.

hello_html_mf343121.png

Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.

Ретардация – это отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышением радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Из восточного гороскопа… 12 жизненных периодов:

  • период от рождения до года, т. е. период грудного возраста, или младенчества, именуется возрастом Петуха;

  • от года до 3 лет (раннее детство) – возрастом Обезьяны;

  • от 3 до 7 (первое детство) – возрастом Козы (Овцы);

  • от 7 до 12 (второе детство) – возрастом Лошади;

  • от 12 до 17 (подростковый возраст) – возрастом Быка (Буйвола, Вола)

  • от 17 до 24 (юношеский возраст) – возрастом Крысы (Мыши).

Ранний возраст (1-3 года)

  • Формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

  • Ведущей деятельностью является предметная деятельность.

  • Мышление является наглядно-действенное, предполагающее непосредственный контакт ребенка с предметами и поиск правильного решения задачи путем проб и ошибок.

  • Ведущий вид общения в этот период ситуативно-деловой.

  • Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет — примерно 300 слов, а к трем годам — уже 1200–1500 слов.

  • Лабильность эмоциональной сферы ребенка.

Кризис 3 лет. Симптомы

  • Негативизм — ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

  • Упрямство — ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

  • Строптивость — недовольство по всякому поводу.

  • Своеволие, своенравие — стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

  • Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.

  • Протест (бунт) — поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.

  • Обесценивание — ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.

  • В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми — ревности по отношению к родителям.

Дошкольник (3-7 лет).

  • ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.

  • 3-4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я саля», «Я сам знаю», нарциссизм — восхваляет себя).

  • ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

  • 5-6 лет — гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;

  • Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,

  • Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

  • ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

  • Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам), развитие воли,

  • любознательность (в 4-5 лет — «почемучки»);

  • развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию));

  • Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

  • Развитие понятий (в 3-5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);

  • Интерес к половым органам, к рождению детей:

  • а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);

  • б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

  • Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития — формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражению образцам;

  • Формирование готовности к школе.

НОВООБРАЗОВАНИЯ.

  • возникновение первого цельного детского мировоззрения попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалисткое мировоззрение — все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — результат деятельности людей — «луну сделали космонавты»);

  • возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

  • возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

  • возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

  • возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).

Читайте также:  Развитие ребенка девочки по месяцам таблица

Формирование готовности к школе. Есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:

  • произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;

  • учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);

  • эмоциональная устойчивость;

  • в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);

  • умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы

Младший школьник (7-10 лет) ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА

  • перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ (Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.)

  • развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;

  • развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность)

  • формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя — умственные действия)

  • развитие саморегуляции поведения, воли,

  • усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний,

  • овладение навыками домашнего труда,

  • расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,

  • Игры развивающие занимают второе место после учебы,

  • Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.

  • Формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».

Подросток (11-15 лет)

  • интенсивное половое созревание и развитие, бурная физиологическая перестройка организма;

  • неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

  • САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений с взрослыми;

  • ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе;

  • формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

  • возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗ-АДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

  • формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

  • отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

  • развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

  • самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

  • склонность к риску, агрессивности как приемам самоутверждения;

  • появление сексуальных влечений и интересов;

  • формирование САМОСОЗНАНИЯ своего «Я», эгоидентичности;

  • избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей.

НОВООБРАЗОВАНИЯ.

  • возникает «чувство взрослости» — второе психологическое рождение ребенка — «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они).

  • возникновение социального сознания и самосознания — самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

Источник

Понятие личности в педагогике

Каждый человек от рождения является индивидуальностью, с природными задатками, присущими только ей. Именно задатки в последующем и формируют личность в рамках воздействия на нее общества и целенаправленного воспитательного процесса.

Определение 1

Личность – это социальный индивид, который сочетает в себе черту общественно-значимого, индивидуально-неповторимого и общечеловеческого.

Таким образом, на личность влияет то общество, в котором живет человек, историческая эпоха, культура и традиции страны. Во всем этом личность проявляет себя и получает присущие только ей неповторимые черты и индивидуальности, которые выражают ее индивидуальность.

Определение 2

Индивидуальность – это целостная и сущностная характеристика отдельного человека, выражающая его самобытность и оригинальность психического склада.

Необходимо отметить, что не каждый индивид является индивидуальность. Для того, чтобы человек стал индивидуальностью, ему необходимо стать в первую очередь личностью.

Процесс становления личности осуществляется под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов, которые могут быть как управляемые, так и неуправляемые со стороны человека. Ведущее значение в становлении личности отводится целенаправленному воспитанию и обучению.

Становление личности человека – это не просто процесс усвоения знаний, умений и навыков из различных областей, овладение практическим опытом, это в первую очередь процесс качественных изменений в психической деятельности (переход от низших ступеней к высшим) и процесс формирования новых возможностей (памяти, мышления, воли, характера и т.д.). Каждый из указанных психических процессов является важным элементом становления личности человека как существа социального.

Понятие процесса формирования личности

Определение 3

Формирование личности – это процесс становления человека, осуществляемый под воздействием всех факторов без исключения (социальных, экологических, воспитательных, экономических и т.д.).

Наиболее важным фактором, влияющим на формирование личности человека, является воспитание.

Определение 4

Воспитание – это целенаправленный процесс по формированию и развитию личности, передачи жизненного опыта от поколения к поколению.

Процесс воспитания может быть как организованным (педагогическим), так и неорганизованным (получение жизненного опыта).

Формирование личности происходит не только под воздействием воспитания, но и вне его. Роль воспитания заключается в том, что оно может устранить различные негативные качества и оказать влияние на формирование положительных.

Формирование личности подразумевает достижение человеком определенного уровня зрелости, некую завершенность, законченность.

В настоящее время «формирование» является не до конца установившейся педагогической категорией, несмотря на то, что в педагогике данное понятие используется достаточно широко. Смысл формирования, в различных контекстах то сужается, то расширяется до безграничных пределов.

Если обратиться к источникам прежних лет, то там понятие «формирование» чаще всего использовалось для обозначения случайного или неуправляемого воздействия на человека.

Формирование личности подразумевает овладение человеком системой научных и бытовых знаний, трудовыми навыками и представлениями об окружающем его мире.

Читайте также:  Центр развития ребенка алые парус

В процессе формирования личности на человека осуществляется воздействие совокупности следующих факторов:

  • Объективных
  • Субъективных
  • Природных
  • Общественных
  • Внутренних
  • Внешних

Замечание 1

Таким образом, формирование личности в педагогике – это процесс становления личности под воздействием внешних факторов, представленных общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе собственной жизнедеятельности.

Развитие личности

Определение 5

Развитие – это процесс качественных и количественных изменений личности человека.

В настоящее время в педагогике не до конца определены границы понятия «развитие».

Процесс развития личности человека характеризуется постоянными и непрекращающимися изменениями, переходами, восхождениями и т.д. То есть человек «движется» от простого к сложному, «переходит» из одного состояния в другое. Все это осуществляется на протяжении всей его жизнедеятельности.

По своей природе, развитие личности является сложным процессом объективной действительности. Современная педагогика, исследуя процесс развития личности, выделяет в нем ряд важных компонентов, без которых невозможно говорить об эффективности развития.

Педагогические компоненты развития личности:

  • духовный
  • интеллектуальный
  • физический
  • социальный
  • моральный

Наибольший интерес у педагогики вызывают интеллектуальный и моральный компоненты и их взаимосвязь с другими.

Процесс развития личности во многом зависит от среды, воспитания и наследственности. А основным источником развития являются внутренние и внешние противоречия личности, которые проявляются в ряде психических процессов.

Каждый человек имеет потребность в развитии. Однако уровень и темп развития зависят от той среды, в которой он находится, ряда наследственных факторов и воспитательного воздействия. Например, ребенок-инвалид благодаря воспитательному воздействию на него со стороны окружающих его взрослых может достичь определенного уровня в развитии.

Кроме того, немаловажными факторами развития выступают потребности человека, его стремление к самосовершенствованию. Все это порождает противоречия между стремлениями и возможностями. Например, стремление в достижении определенных результатов в обучении ребенок понимает, что ему недостаточно того уровня познавательных возможностей, которыми он обладает, и он начинает усиленно работать над их развитием и соответственно над собой.

Источник

Дошкольное обучение – первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь.  Оно охватывает временной промежуток от рождения до возраста шести лет, когда ребенок отправляется в школу.

Содержание

Важность обучения с ранних лет

Этот период очень важный и ответственный, за это непродолжительное время ребенок активно осваивает все сферы: образовательную, чувствительную, интеллектуальную, взаимодействия, психическую.

Столь стремительные и фундаментальные изменения помогают ребенку осваивать все новые сферы жизни. Благодаря этому рывку ребенок активно включается в образовательный процесс.

Занятие рисованием в садике

На сегодня ниша образовательных учреждений дошкольного образования активно развивается, только государственные детские сады не в силах обеспечит все интересы детей и родителей.

Сегодня творческие школы, студии, кружки предлагают различные направления работы с детьми, среди которых танцы, гимнастика, ритмика, театральное искусство, иностранные языки, подготовка к школе. Развиваются и подходы к обучению ребенка.

Очень важно развивать речь, органы чувств, двигательные навыки, кругозор ребенка.

Домашнее обучение с родителями

Ответственным этапом в организации дошкольного образования является планирование деятельности. Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. Современная педагогика укрепляет утверждение о том, что процесс обучения для маленького ребенка должен быть увлекательным и динамичным, только при живом интересе ребенка можно добиться существенных результатов.

Дети имеют чрезвычайно нестойкое внимание, из-за этого процесс их обучения очень трудоемкий, требует особых навыков и огромных усилий. Существует немного методических материалов по развитию детей дошкольного возраста, это связано с индивидуальным подходом к обучению в детском коллективе. Другая точка зрения – частая смена ведущей концепции обучения. Взгляды на обучение дошколят менялись очень стремительно, фактически каждая эпоха вносила коррективы в учебный план детских садов.

Урочные занятия у дошкольников

К детям дошкольного возраста невозможно применить классно-урочную систему обучения. Внимание в этом возрасте еще не стойкое, дети не способны часами напролет заниматься отдельным предметом. Хотя для обучения школьников такая система вполне себя оправдывает.

С самого начала развития дошкольной дидактики принципы образования детей раннего возраста не отличались от представлений об обучения старших детей. Но логично, что маленький ребенок не может учиться по шаблону старших школьников.

В детском саду процесс обучения и воспитания идут параллельно друг другу.

В ходе обучения детей необходимо придерживаться определенных принципов.

Принцип научности

Во время обучения ребенка младшего возраста должны предоставляться реальные знания. Нельзя упрощать материал до схематичности, коверкать его. Ребенок запоминает всю информацию в возрасте от 2 – до 7 лет. При неправильно сформированной базе представления ребенка будут сильно искажены

Принцип научности в изучении природы

В процессе обучения ребенка следует формировать конкретные представления, знания об окружающем мире. Все полученные знания не должны конфликтовать со школьной программой. Это проблемой при обучении детей младшего дошкольного возраста занимается дидактика. Она старается так подготовить учебный материал, чтобы это было понятно детям юного возраста, но имело верную научную основу. Глубокая проработка учебной программы для ребят дошкольного возраста помогает создать мощную базу, на которую будет проще нанизывать весь школьный материал.

Особенности научного подхода в процессе воспитания – формирование у детей единой картины мира и  правильного представления  о законах природы. Очень сложно указать тот возраст ребенка, когда формируются базовые понятия о мироздании. Многие представители дошкольного образования склоняются к мнению, что эти азы должны быть неотъемлемой частью процесса воспитания.

С самого раннего возраста у детей нужно формировать верные представления об окружающем мире, основанные на современных научных знаниях.

Принцип наглядности

Знания об этом принципе есть у всех родителей, его целесообразность применения у малышей младшего возраста существовала со времен развития педагогики. Для познания нового ребенку необходимо видеть картинку, возможно, тактильно ощутить неизведанное. Так знания ребенка дошкольного возраста оперативно и естественно встраиваются в его картину восприятия.

Такие особенности подтверждаются тем фактом, что любой повествовательный рассказ дети стараются представить в качестве образного ряда. Детям дошкольного возраста на основе простейших действий, умений работать с предметами проще формировать более сложные мыслительные операции – анализа, рассуждения, сравнения, счета.

Через наглядные образы для ребенка происходит формирование мыслительной деятельности. Чтобы научиться считать мысленно необходимо много раз практиковать счет на реальных предметах. Изучение процесса обучения детей доказывают, что основную информацию ребенок получает через зрительное и слуховое восприятие. Этим органам чувств уделяется основное внимание при работе с детьми дошкольного возраста.

Принцип наглядности — ребенок воспринимает информацию лучше

В случае восприятия зрительной информации все сведения оперативно поступают в головной мозг. В то время как слуховое восприятие несколько растянуто по времени.

Принцип наглядности для детей в детском саду – это обогащение и расширение чувственного опыта ребенка и его знаний о мире. Малыши воспринимают натуральные предметы: муляжи фруктов и  овощей, макеты зданий, схемы, панно из растений, чучела животных. Особенности маленьких детей дошкольного возраста – умение воспринимать схемы, рисунки, иллюстрации, на этом умение строиться многие принципы обучения и воспитания.

Читайте также:  Выявление актуального уровня развития ребенка

Принцип наглядности используется при закреплении связей между новыми и старыми знаниями, при изучении нового материала.

К наглядным материалам предоставляются следующие требования:

  • реалистичность, все предметы должны быть максимально приближены к реальным предметам, иметь сходство;
  • достойное художественное оформление, воспитатели и родители должны приобретать или изготавливать макеты максимально качественно.

Принцип доступности

Весь учебный материал должен быть понятен ребенку, соответствовать его возрасту и развитию. Особенности обучения ребенка младшего возраста – усвоение простого и понятого материала. Если знания слишком сложны и витиеваты, то процент усвоения их детьми резко снижается.

Основная сложность в реализации этого принципа – определение готовности ребенка к усвоению знаний. Не всегда это определяется возрастом, все дети индивидуальны. Перед началом процесса воспитания педагог должен произвести диагностику уровня знаний ребенка.

Задания должны быть доступными для ребенка

Еще 15 лет назад существовал негласный запрет обучению детей письму и грамоте до момента исполнения ребенку пяти лет. Сегодня существуют множество учреждений дошкольного образования, которые принимают детей и более раннего возраста для подготовки к школе. Изменились представления современных родителей и учителей, темп и интенсивность нагрузки ан первоклассника не оставляет шанса на промедление. Результаты такой гонки за знаниями мы узнаем, через несколько лет, когда проанализируем уровень знаний, психическое развитие и состояние здоровья нынешних первоклашек.

Обучение иностранным языкам можно начинать с 3-х лет

Не стоит путать доступность с легкостью, слишком простые задания не будут вызывать усилия и умственное напряжение, будет отсутствовать база для последующих знаний.

Важно создать ситуацию успеха, при которой решение сложной, но посильной задачи принесет радость и удовлетворение.

Принцип активного участия в процессе обучения

Особенности принципа — усваивается только те знания, которые вызвали интерес и активное участие ребенка в их усвоении. Если ребенку нет дела до происходящего, то информация, полученная извне, будет проходить мимо, не восприниматься мозгом.

Ребенок должен принимать участие в обучении

Во время работы с детьми воспитатель должен предусмотреть приемы, которые активизируют интерес к знаниям, мышление. Негативно сказывается тот факт, что ребенок получает детально разжеванную информацию, на усвоение которой не затрачены его силы и время. Она может казаться простой и понятной, но отсутствие личностного участия делает ее далекой и неинтересной. В процессе воспитания необходимо соблюдать баланс.

Познание должно представлять собой решение практических задач, активность, самостоятельность. В основе таких представлений лежит ориентировочно-исследовательский рефлекс.

Принцип последовательного обучения

Этот принцип воспитания призывает идти в обучении от легкого к трудному, от простого – к сложному. Все знания ребенка должны базироваться на предыдущем опыте. Объем новых знаний определяет педагог, который работает с ребенком. Время, эффективность усвоения, возраст ребенка в процессе познания должны быть ориентирами.

Принцип последовательности на примере

Теория и практика должны быть неотделимы друг от друга. Все знания должны подкрепляться на практике. Это очень интересно и трудно одновременно, не всегда в полной мере можно внедрить знания, которые получил ребенок небольшого возраста.

Принцип индивидуального подхода к каждому ребенку и учета возрастных особенностей

Дети в дошкольном возрасте сильно отличаются по скорости восприятия, быстроте мышления, усидчивости, старательности, поведению. Все эти признаки формируются благодаря физиологическим, умственным способностям, методам воспитания, условиям жизни, подготовленностью педагога и родителей.

Выявить основные особенности малыша можно, постоянно наблюдая за ребенком, примечая его поведение в различных ситуациях. Для детей постарше можно организовать коллективные беседы, которые помогут выявить особенности ребенка, степень усвоения знаний, характер. Даже в юном возрасте можно выявить лидерские качества, любознательность, умение придти на помощь.

Такая диагностика очень важна, в раннем возрасте негативные черты характера и мыслительные особенности проще поддаются коррекции. Проверка всего детского коллектива может выявить ребят, которые быстро схватывают учебный материал, на которых можно опираться в процессе обучения.

Занятия с учетом возрастных особенностей

Очень важен в процессе воспитания учет физиологических и анатомических особенностей ребенка. Педагог должен быть ознакомлен с состояние здоровья каждого ребенка. При этом тактично и мягко скорректировать процесс обучения для максимальной эффективности. Если у ребенка проблемы, например, со слухом или зрением, то его необходимо посадить на первые парты, для лучшего восприятия.

Обучение чтению по Зайцеву

  • Если у ребенка имеются ограничения по физической активности, то необходимо поставить педагога по физической культуре в известность.
  • Если ребенок очень импульсивен или даже агрессивен, то в процессе воспитания необходимо развивать волю и терпимость.
  • Если ребенок только недавно пришел в детский коллектив, то скорость речи и словарный запас ребенка ограничены. Поэтому при ответе малыша необходимо проявлять терпение не только педагогу, но и учить этому всех детей.
  • Есть дети, которые не привыкли умственно трудиться. Они предпочитают проводить время в играх и активных развлечениях. При работе с такими малышами необходимо включать интеллектуальные задания в двигательную активность. Моно показать преимущества активной мыслительной деятельности в играх и соревнованиях.

Принцип взаимосвязи обучения и развития

Эти два процесса взаимосвязаны и непрерывны, но вместе с тем требуют терпения. Еще вчера малыш ничего не умел, а сегодня овладевает разными умениями. Все это закономерно и естественно. Если на каком-то этапе в обучении есть трудности, нужно просто набраться терпения и двигаться вперед.

Взаимосвязь обучения и развития у дршкольников

Очень важно пробудить в ребенке тягу к самостоятельному познанию, тогда малыш сам будет стремиться познать новое и интересное. Обязательно хвалите ребенка создавайте ситуацию успеха – это самый  верный стимул. Любите детей, тогда у вас непременно все получится

Источник