Процесс основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка это
Тест по педагогике
- Какие из мотивов не относятся к познавательным:
- мотивы самообразования;
- учебно-познавательные;
- социального сотрудничества
- Развитие ориентировки в пространстве, во времени, точности и тонкости различения эталонов относится к:
- развитию сенсорной сферы;
- моторной сферы;
- познавательной сферы.
- Какому этапу урока соответствуют следующие задачи: организация внимания, организация учителем процесса восприятия, осознания, осмысления и систематизации нового учебного материала?
- этапу подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала;
- этапу усвоения новых знаний;
- этапу закрепления новых знаний
- Какому типу урока соответствует следующая структура урока: организационный этап, проверка домашнего задания, всесторонняя проверка знаний, подготовка учащихся к активному усвоению нового материала, усвоение новых знаний, этап их закрепления, домашнее задание?
- урок повторения;
- урок освоения новых знаний;
- комбинированный урок;
- систематизации и обобщения нового материала
- Обязательным условием развития мышления ребенка является:
- личный опыт ребенка
- получение знаний
- умение читать
- все ответы неверны
- Наука, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания, называется:
- общая психология
- возрастная психология
- педагогическая психология
- все ответы верны
- С именем какого педагога связано выделение педагогики из философии и оформление её в научную систему?
- Иоганна Фридриха Гербарта;
- Яна Амоса Коменского;
- Константина Дмитриевича Ушинского;
- Джона Дьюи
- Кто из учёных 70- х годов 20 века возглавил разработку идей оптимизации учебно-воспитательного процесса?
- И.П. Подласый;
- Ю.К. Бабанский;
- А.М. Моисеев;
- М.М. Поташник
- Назовите главную функцию учителя?
- оценочная;
- целеполагание;
- планирование;
- управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования личности
- Кто написал «Великую дидактику», вышедшую в Амстердаме в 1654 году?
- Ян Амос Коменский;
- Дени Дидро;
- Сократ;
- Платон
- Кому принадлежит работа «Человек как предмет воспитания»?
- Н.Г. Чернышевскому;
- К. Гельвецию;
- Ж.Ж. Руссо;
- К.Д. Ушинскому
- Кому принадлежат слова: «Учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом,- в этом корень учительского дела»?
- Л.П. Блонскому;
- Л.Н. Толстому;
- В.Ф. Шаталову;
- И. П. Подласому
- Кому принадлежат слова: «Воспитание может все»?
- Л.С.Выготскому;
- С.Л.Рубинштейну;
- А.Дистервегу;
- Гельвецию
- Как называется педагогика, занимающаяся обучением и воспитанием глухонемых и глухих?
- тифлопедагогика;
- сурдопедагогика;
- олигофренопедагогика;
- педагогика
- Как называется психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение?
- неотомизм;
- неопозитивизм;
- бихевиоризм;
- экзистенциализм
- Какой из методов устного изложения дает обратную связь:
- рассказ
- объяснение
- лекция
- беседа
- В какой стране был принят первый законопроект о введении обязательного обучения?
- в Англии
- во Франции
- в России
- в Японии
- Какова 1-ая ступень познавательной деятельности учащихся?
- запоминание
- осмысление
- восприятие
- ощущение
- Какой принцип положен в основу педагогической системы Я.А.Коменского?
- природосообразности
- целесообразности
- доступности
- гуманности
- Восприятие часто принято называть:
- осязанием
- апперцепцией
- перцепцией
- наблюдательностью
- Динамика реакций и переживаний личности это:
- характер
- темперамент
- способности
- все ответы верны
- Вид мышления, при котором мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием окружающей действительности и без него совершаться не может:
- абстрактно-логическое
- наглядно-образное
- наглядно-действенное
- теоретически-образное
- Отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств – это:
- ощущения
- восприятие
- эмоции
- все ответы верны
- Преодоление внутренних и внешних трудностей – необходимый компонент:
- восприятия
- внимания
- воли
- воображения
- Совокупность устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях, это:
- темперамент
- способности
- характер
- задатки
- Выработка конкретных рекомендаций, вытекающих из результатов психодиагностического обследования, является специализацией:
- психодиагностики
- психокоррекции
- психологического консультирования
- психопрофилактики
- Основное требование к коррекционным программам это:
- занимательность
- универсальность
- соответствие выявленным нарушениям
- все ответы верны
- Основными условиями развития личности ребенка являются:
- формирование мотивов поведения
- развитие чувств
- развитие воли
- все ответы верны
29. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой?
– Воспитание, обучение подрастающего поколения.
– Познание законов воспитания, вооружение педагогов-практиков знанием теории учебно-воспитательного процесса.
– Изучение проблем образования как фактора духовного развития людей.
– Исследование человеческой природы.
30. Что называется обучением? Выберите правильный ответ:
– Обучение – это передача знаний от учителя к ученикам с целью подготовки их к жизни.
– Обучение предполагает организацию самостоятельной учебной работы учеников с целью овладения знаниями, умениями и навыками.
– Обучение – процесс деятельности учителя, направленный на передачу ученикам знаний, умений и навыков, подготовку к жизни.
– Обучение – это двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение.
– Обучение – это общение учителя с учениками, в ходе которого происходят передача и усвоение знаний, умений и навыков.
31. Развитие – это (выберите правильный ответ)
– Накопление количественных изменений в организме человека.
– Уничтожение старого и возникновение нового.
– Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
– Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.
32. Что такое акселерация? Выберите более точный, полный ответ.
– Процесс активной деятельности личности.
– Ускорение формирование интеллектуальных сил личности.
– Ускорение индивидуального развития человека.
– Ускоренное физическое и психическое развитие личности в детском и подростковом возрасте.
33. В чем заключается целостность педагогического процесса?
– В подчинении всех процессов, его образующих, главной, общей и единой цели – формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
– В том, что процессы, образующие педагогический процесс, имеют много общего между собой.
– В том, что педагогический процесс не делиться на составные части.
– В том, что между процессами, образующими педагогический процесс, нет различий: все они ведут к одной цели, но различными путями.
34. Что такое педагогические инновации?
– Это все изменения, направленные на изменение педагогической системы.
– Это нововведения учебно-воспитательным процессе с целью повышения его эффективности.
– Это замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект.
– Все ответы правильные.
35. Гуманистическая педагогика…
– Стремится изменить воспитанника.
– Исходит из приоритетности знаний педагога.
– Принимает воспитанника таким, каким он есть.
– Не требует от учителя переориентации внутренних установок.
36. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуется:
– Значительные инвестиции.
– Желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, ведение перспектив улучшения.
– Согласие учителей и родителей.
– Административный нажим.
37. Какая функция педагога является главной?
– Оценочная.
– Организаторская.
– Планирование
– Управления.
38.Что называется дидактикой? Из приведенных ответов выберите один правильный.
– Дидактика – это отдельная наука о закономерностях развития личности.
– Дидактикой называется раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения.
– Дидактика – это отрасль педагогики, разрабатывающая теорию обучения и образования.
– Дидактика изучает процесс воспитывающего обучения.
39. Что такое соревнование?
– Соревнование – это игра, в которой определяется победитель.
– Соревнование – это путь, к закреплению достигнутых результатов.
– Соревнование – метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижением других участников.
– Соревнование – это стремление к приоритету любыми путями.
40. Что такое наказание? Из приведенных ответов выберите один.
– Наказание – метод воспитания, проявляющийся в форме требования.
– Наказание – это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников с целью формирования у них боязни за совершенные действия.
– Наказание – способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.
41. Общественное воспитание – это (выберите ответ)
– Негосударственная организация воспитательных процессов, происходящих в обществе в системе “человек – человеку”.
– Государственная система общественного просвещения.
– Семейное воспитание.
– Государственное учреждение, занимающиеся делами незащищенных слоев населения.
42. Причины снижения воспитательного влияния семьи следующие:
– Снижение уровня жизни.
– Упадок морали.
– Обострение конфликта поколений.
– Все ответы правильные.
43. Какие из приведенных ниже бесед можно назвать методом научно-педагогического исследования?
– Беседа классного руководителя с родителями о воспитании детей в семье.
– Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками.
– Беседа с учениками о правилах поведения в общественных местах.
– Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу.
44. Синтезируя приведенные определения, установите сущность учебного процесса.
– Процесс обучения заключается в передаче знаний учащимися.
– Процесс обучения заключается в усвоении знаний учащимися.
– Учебный процесс – двусторонний управляемый процесс совместной деятельности учителей и учащихся, направленный на интеллектуальное развитие, формирование знаний и способов умственной деятельности обучаемых, развитие их способностей и наклонностей.
– Сущность учебного процесса состоят в организации учения.
– Главная цель учебного процесса – управление умственной деятельностью учащихся.
45. Что представляет собой учебная программа?
– Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин и количество часов, отведенное на них.
– В учебной программе определены содержание и объем знаний по учебному предмету, количество часов, которое отводиться на изучение определенных тем, вопросов курса.
– Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе.
1.2. Тест по основам педагогической психологии
1. Экспериментальная педагогика и педагогическая психология первоначально трактовались как:
– различные названия одной и той же области знания
– различные области знания
– экспериментальная педагогика как отрасль педагогической психологии
– педагогическая психология как отрасль экспериментальной педагогики
2. В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:
– наблюдение
– формирующий эксперимент
– лабораторный эксперимент
– метод анализа продуктов деятельности
3. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания рассматривается в:
– физиологии
– социологии
– биологии
– психологии
– педагогике
4. Процесс учения как преобразования личного опыта ребенка рассматривается в разрезе:
– функциональной психологии
– бихевиоризме
– гештальтпсихологии
– когнитивной психологии
5. Действия, направленные на анализ условий ситуации, на соотнесение ее со своими возможностями и приводящие к постановке учебной задачи называются:
– ориентировочными
– исполнительскими
– контрольными
– оценочными
6. Мысленное предвидение результата и способа его достижения по отношению к цели учения выступает как:
– ее вид
– ее уровень
– этап ее реализации
– форма ее проявления
7. Мотивы самообразования – это:
– форма проявления учебных мотивов
– этап усвоения учебных мотивов
– уровень познавательных мотивов
– качественная характеристика учебных мотивов
8. Умение перегруппировывать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов, проявляется как:
– глубина знаний
– гибкость знаний
– системность знаний
– осознанность
9. Действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля, есть:
– навык
– умение
– операция
– деятельность
10. Если известны цели выполнения действия, но пути достижения цели представляются недостаточно четко, то этот этап формирования навыка характеризуется как:
– осмысление
– осознание
– автоматизация
– высокая автоматизация
11. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при:
– импринтинге
– условно-рефлекторном научении
– оперантном научении
– вербальном научении
– викарном научении
12. Процесс изменения личности ребенка в процессе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности понимается как:
– становление
– формирование
– социализация
– воспитание
13. Понятие “задатки” характеризует:
– индивидуальные свойства
– субъектные свойства
– личностные свойства
– свойства индивидуальности
14. Изучение воспитывающих возможностей содержания образования отражает следующий подход к целостности педагогического процесса:
– единство процессов обучения и воспитания
– воспитание как единство “частных” воспитательных дел
– характер взаимодействия педагогов и учащихся
– деятельность педагога
15. Тенденция к сохранению однажды созданного представления о ребенке составляет суть:
– эффекта ореола
– эффекта последовательности
– эффекта инерционности
Источник
Андреева Юлия
Развитие способностей дошкольников
Развитие способностей дошкольников
Способности – это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость её освоения.
Способность отличают одного человека от другого, облегчают усвоение знаний, формируют умения и навыки. В свою очередь знания, умения и навыки приводят к развитию. способностей. Природными предрасположенностями развития способностей являются задатки – то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма.
Способности принято делить на общие и специальные.
Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самые первые проявления способностей – склонность к какому-либо виду деятельности – ребёнок испытывает радость, удовольствие, ему интересен сам процесс (нравится не нарисовать картинку, а рисовать и так далее). Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления (осваиваются основные движения, предметы и действия, формируется активная речь).
Общие способности делится на познавательные и практические.
Формирующие познавательные способностивключены в становлении образовательных форм познания действительности: восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть идет создание образного фундамента интеллекта (Леонид Абрамович).
Центральное место в структуре познавательных способностей занимают способности создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков, частей и ситуаций. К познавательным способностям относится в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Интенсивно формируются с 3-4 лет, усваиваются сенсорные эталоны. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их (представление о цветах спектра, геометрические формы и так далее). Вначале ребенок просто идентифицирует свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном,а затем усложняется процесс: ребенок сравнивает предмет и его свойства сразу с несколькими эталонами. Основу развития интеллектуальных способностейсоставляют действия наглядного моделирования: замещение использования готовых моделей и построение моделей на основе установления отношений между предметом-заместителем и замещаемым объектом. Готовая модель-план участка или др. комнаты, по которым дети учатся ориентироваться, затем сами начинают строить такой план, обозначая предметы условными знаками.
В дошкольном возрасте ребёнком осваивается три вида моделей и соответственно три вида модельных представлений: конкретные, отражают структуру отдельного объекта; обобщённые, отражают общественную структуру класса объектов; условно-символические, передающие наглядно ненаглядные отношения. Наглядные модели-это специфические средства, помогающие детям овладеть знаниями о некоторых связях и закономерностях явлений действительности. Процесс овладения наглядным моделированием включает четыре основные линии.
1 линия состоит в расширении диапазона моделируемых отношений- от пространственных отношений до временных, механических, звуковых, математических, логических.
2. Линия связана с изменениями степени обобщенности и абстрактности моделируемых отношений. От единичных конкретных ситуаций к обобщенной модели. 3. линия- касается изменения самих наглядных моделей, с которым действуют дети. Отмоделей сохраняющих внешнее сходство к моделям с условно-символическим изображением типа графиков.
4. линия заключается в характере действий детей при моделировании.
В младшем дошкольном возрасте сформировывается предпосылка построения моделей – это действие замещения далее символическое замещение, в котором заместитель имеет с замещаемым объектом смысловую связь.
Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.
Теоретический подход Л. А. Венгера к проблеме познавательных способностей и экспериментальные исследования позволили разработать систему диагностики умственного развития дошкольника и специальную программу обучения “Развитие“.
Практические особенности. Дошкольниквключен в многообразные виды деятельности: игру, конструирование, труд и так далее. Все они имеют совместный коллективный характер, а значит создают условия для появления и развития практических способностей, прежде всего организаторских.Для успешного взаимодействия друг с другом детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств, соотношение полученного результата с предполагаемым, учёт мнения партнеров, распределение обязанностей, контроль за соблюдением правил порядка, умение решать спорные вопросы и конфликты, навыки оценки. К практическим способностям относятся:конструктивно-технологические: пространственное видение пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и части по плану, чертежу, схеме, описанию, умение самостоятельно формировать замысел, отличающийся оригинальностью.
Специальные способности в дошкольном возрасте прежде всего в художественные. Дошкольник включен во все многообразные художественные виды деятельности (поёт, танцует, лепит, рисует). В дошкольномвозрасте проявляются:
1. изобразительные, декоративно-прикладные способности (чувство композиции, цвета, цветовых отношений, формы и пропорции).
2. Театрально-речевые (поэтический слух, выразительные интонации, мимика, жесты, позы, походка при передаче образа героя в игре или спектакле).
3. Музыкальные (эмоциональные переживания, чувство ритма, ладовое движение мелодии и воспроизведение мелодии по слуху). Музыкальные способности дошкольника обнаруживаются при прослушивании музыки в умениях воспринимать, сопереживать, различать выразительные музыкальные средства, при исполнении музыкальных произведений (пение, движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах), а также в музыкальных импровизациях (песенных, музыкально- игровых и танцевальных). Любая специальная способностьвключает основные направляющие: определенный уровень познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости.
Особое место в психологии способностей занимают проблемы развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обуславливают диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одарённый ребёнок по типу умственного развитияопережает своих сверстников: раннее развитие речи, большой словарный запас, чувствительность к новой информации, умение её получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить зависимость. Одарённые дети очень любознательны, задают много вопросов взрослому, которые могут поставить в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.
Натан Семёнович Лейтес считает важной характеристикой одаренности выраженную умственную активность и её самореализацию. Выделяет 3 группы одарённых детей:
1 группа – дети с ускоренным умственным развитием: интеллект + умственная активность + ненасытная познавательная потребность
2 группа – дети с ранней умственной специализацией в области науки и техники. По “своему” предмету ребёнок может значительно выделяться.
3 группа одаренных детей – дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют успеха в каких-либо областях деятельности, но их отличие – особые качества отдельного психологического процесса (необычная память на какие-либо объекты, богатое воображение, острая наблюдательность).
В основе одаренности в соответствии с концепцией Алексея Михайловича Матюшкина лежит творческий потенциал, который раскрывается в любой профессии или области деятельности и выражается в постановке и решении различного рода проблем. Наиболее общим компонентом творческого потенциала является ярко выраженная познавательная потребность. Первые её проявления – это потребность в новых впечатлениях, которая функционирует с момента рождения, наиболее высокая чувствительность к новизне ситуации, обнаружение нового в обычном, предпочтении к звукам, цветам, формам. Познавательная потребность бывает сильнее потребности во сне и пище. Она не насыщаема, выражается в постоянной любознательности.
До 2-3 лет реализация исследовательской активности способствует не произвольному открытие мира, усвоению сенсорных эталонов.
К 3-5 годам исследовательская активность преобразовывается в постановление вопросов и проблем, ребенок задают больше вопросов, чем ровесники, причём больше глубоких по содержанию, широких по тематике
К 5-6 годам проблемность становится основным структурным компонентом развития одарённости и творческого потенциала ребёнка. Ребенок стремятся найти ответ самостоятельно, прибегая к литературе, наблюдениям и экспериментам. Познавательная потребность осознается самим ребёнком.
Структуру одаренности Ольга Михайловна Дьяченко представляет в виде 3 блоков:
1 блок – Мотивация к определенному виду деятельности
2 блок- операциональный блок – он связан с умственными способностями дошкольника. Он определяются уровнем наглядного моделирования (познавательные способности) и продуктивностью воображения (творческие способности)
3 блок – воплощение достигнутых результатов решения в различных видах детской деятельности.
При такой трактовке одарённости, одаренным выступает не тот ребёнок, который быстрее начинает обучаться по школьной программе, а тот, который в наибольшей степени осваивает возможности своего возраста. Поэтому специфика умственной одаренности в дошкольном возрасте состоит не в ускоренном развитии интеллекта ребенка, а в наиболее полном овладение характерными для его возраста средствами познавательной деятельности, в соответствии с этим, разработана система выявления одаренных детей и создана особая образовательная программа “Одарённый ребёнок”.
Условия развития способностей в дошкольном возрасте. Дошкольном возрасте бурно развивается все виды способностей. Существует определенная возрастная динамика их проявления. Наиболее рано обнаруживается художественная одаренность (музыка, рисование, позже к науке (раньше других одаренность к математике).
1. Правильно организовать деятельность ребенка. Включать в разнообразную деятельность, избегая ранней специализации.
2.Создание предметной среды: конструкторы, материалы, карандаши, краски, бумага, клей.
3. Обучение соответствующим навыкам и умениям.
4. Получение положительных эмоций, радости и удовлетворения от процесса деятельности. 5. Руководство деятельностью ребенка.
Н. С.Лайтес указывает на два важных свойства одаренного ребенка: активность и самореализация.
Огромная работоспособность, направленная в нужное русло, развивает познавательные интересы и склонности, умение ставить цель, контролировать свое поведение, волевые усилия, формировать трудолюбие.
Для развития детской одаренности важна правильная позиция взрослого. С одной стороны, взрослым зачастую не нравится обострённое любопытство детей, и стремление обсуждать “взрослые” темы, критичное отношение к родительскому воспитанию, когда они не могут ответить на вопрос ребёнка. Одаренные дети требуют повышенного внимания, так как взрослые источник его знаний. С другой стороны, взрослый формирует у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигнутым в деятельности результатам. Необходимо проявлять терпение, выражать сочувствие к неудачам, отвечать на вопросы, дать ребенку максимум самостоятельности и возможность заниматься интересующим делом. Однако следует помнить, что одарённый ребёнок, всё же просто ребёнок, и необходимо предоставить время для игры, других видов деятельности, помочь избежать преждевременного взросления. У одаренных детей трудности появляются и в отношении со сверстниками -они оказываются не всегда интересными одаренному ребенку, потому что его умственное развитие значительно опережает развитие сверстников. Старшие же дети считают их маленькими. Взрослый должен найти для одаренного ребенка сверстника такого же уровня психологического развития. Трудности наблюдаются у одаренных детей по отношению к самим себе. Повышенная критичность приводит к повышенной тревожности и ранимости, к тому что дети нередко не удовлетворены результатами своей деятельности, остро переживают, если не удается решить проблему, найти ответ на вопрос. И тогда ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, подержать на пути познания. Важно научить дошкольника правильно и объективно оценивать себя и получать результат.
Источник