Проблемы с ребенком в 3 года дома
Какие проблемы и трудности возникают при воспитании ребенка 3-х лет
Принято считать, что самый трудный период в развитии ребенка — подростковый, когда он из опекаемого и зависимого детства вступает в самостоятельную жизнь. Однако не менее важным и трудным является кризис трехлетнего возраста у ребенка, который психологи определяют как переломный момент в жизни ребенка. Именно в этом возрасте ребенок мысленно отделяет себя от матери и понимает сущность своего «Я». Он определяет свое место в окружающем мире и осознает свою самостоятельность и индивидуальность. Особенностью трехлетнего возраста, достоверным показателем процесса взросления является тот факт, что ребенок перестает говорить о себе в третьем лице и воспринимает себя как личность, то есть у него появляется самоосознание.
Трудности в воспитании ребенка 3-х лет — это не патология, а необходимая и неизбежная реальность. В сознании ребенка происходит процесс формирования личности, становление основных черт характера, определяется отношение к членам семьи и окружающим людям, развивается способность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в игре и повседневной жизни. Установление таких сложных отношений и многообразных связей почти всегда протекает непросто.
Недаром это явление было названо психологами «кризисом трехлетнего возраста» и впервые было описано известным австрийским психологом Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Рассказывая о том, какие проблемы ребенка 3-х лет проявляются ярче всего, Келер выделила следующие симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.
Проблемы с ребенком в 3 года: советы родителям по правильному воспитанию
Еще недавно послушный и ласковый малыш неожиданно становится маленьким тираном, превращающим самое простое дело в преодоление полосы препятствий: «то на прогулку не соберешь, то домой не загонишь», «то суп не буду, то кашу не хочу», «на улице летняя жара, а он на прогулку только в резиновых сапогах собирается», «всегда так любил купаться, а теперь в ванну не загонишь».
Каждая мама может привести тысячи подобных примеров таких психологических проблем детей 3-х лет: упрямство, непослушание, своеволие и стремление поступать вопреки логике ставят родителей в тупик, вызывают растерянность и порою бессилие. А маленький строптивец как будто радуется одержанным победам и продолжает нарушать родительские запреты, объявляя себя в состоянии войны с окружающими.
Как реагировать на капризы ребенка 3-х лет: отшлепать, поставить в угол, лишить сладкого? Применение строгих воспитательных мер — самый простой и самый ненадежный способ преодоления кризисного противостояния.
Прежде всего, вы должны понять, что иметь дело со строптивым упрямцем тяжело не только вам. Больше всего страдает сам малыш, который неожиданно обрел независимость, но не знает, как распорядиться ею. Он хочет многое делать сам, но одновременно требует от окружающих, чтобы все происходило по его желанию. Стремление ребенка к самостоятельным поступкам надо уважать, но не следует потакать ему во всем, подавляя детский бунт выполнением всех его условий.
Самый главный совет родителям детей 3-х лет – наберитесь терпения, постарайтесь проанализировать ситуацию и понять, что привело к конфликту. Если причина его раздражения вам понятна, то скандал можно подавить в зародыше.
Как реагировать на капризы ребенка 3-х лет и бороться с ними
Иногда в конфликте виновата сама мама. Пообещала малышу поиграть с ним в прятки, а сама заболталась с подружкой по телефону. Малышу обидно, и мирная семейная обстановка накаляется от нежелания крохи выполнять мамины просьбы и от стремления поступать наоборот. Умная и справедливая мама знает, как бороться с капризами ребенка в 3 года и как поступить в таком случае: надо попросить у малыша прощения, и конфликт будет исчерпан. Если извиниться перед крохой вы считаете ниже своего достоинства, значит, между вами никогда не будет равных и доверительных отношений, а с возрастом дистанция между ребенком и родителями лишь увеличится.
Иногда причиной проблем родителей с детьми 3-х лет служит усталость или переутомление малыша, избыток впечатлений от посещения цирка (зоопарка, театра), недостаточное внимание к нему со стороны родителей. Отнеситесь с пониманием и участием к его проблемам, не раздражайтесь в ответ на его капризы, а обнимите и приласкайте бунтаря, чтобы он не чувствовал себя одиноким и покинутым. Психологи утверждают, что ребенок в стрессовом состоянии нуждается в тесном физическом контакте с близким человеком. Даже в тех случаях, когда малыш противится вашей ласке, не отступайте, а обнимите его крепко и нежно, чтобы в надежных маминых объятиях он обрел покой и убежище от всех бед.
Помните о том, что в головном мозге ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и разбушевавшийся малыш не может успокоиться даже тогда, когда причина конфликта уже ликвидирована и забыта. При возникновении проблем в воспитании ребенка 3-х лет помогите ему справиться с эмоциями, самостоятельно сделать это он не может.
Нередко конфликт возникает на пустом месте, без малейшего повода и причины, когда ребенок негативно относится к любым просьбам и предложениям взрослых, требует выполнения самых абсурдных желаний и своей несговорчивостью доводит всю семью до белого каления. Иногда он специально провоцирует скандал в общественном месте, чтобы вынудить мать пойти на уступки и выполнить его требование под влиянием «зрителей». Вам, наверное, доводилось наблюдать подобные сцены в магазине, когда ребенок (свой или чужой) просто валится на пол и заливается ревом, добиваясь покупки вожделенной игрушки или запретного лакомства. Как бы ни кипело все внутри, как бы ни хотелось прилюдно отшлепать скандалиста, сохраняйте спокойствие и совершайте необходимые покупки. Потом предложите малышу подняться и пойти домой или на детскую площадку. В случае отказа поворачивайтесь и выходите из магазина. Оставшись наедине с незнакомыми людьми, бунтарь сразу превратится в пай-мальчика и последует за вами. Если каждый раз в подобной ситуации вы будете удовлетворять все его требования, чтобы не вызывать осуждения у окружающих, малыш научится манипулировать вами и станет добиваться исполнения желаний недозволенными способами. В родной семье эти способы окажутся действенными, а в детском коллективе такой номер не пройдет, и взаимоотношения с ровесниками грозят перейти в противостояние.
Когда маленький скандалист требует выполнения очередной прихоти, старайтесь сохранять спокойствие и объяснить, по какой причине его требование не может быть выполнено. При возникновении проблем с ребенком в 3 года не «клеймите его позором», не взывайте к совести, а серьезно, но доступно обрисуйте создавшуюся ситуацию. Ребенок должен понять, что любящая мама недовольна его поведением и сердится на него. Так он приобретает новый эмоциональный опыт и познает, что любой человек может одновременно испытывать противоречивые чувства: «мама меня любит, но сейчас рассержена на меня».
Маленького ребенка можно легко и просто отвлечь от конфликта, переключив его внимание на что-нибудь другое: начать рассказывать сказку, показать красивую собачку, попросить помощи в поисках пропавшей перчатки и т. д.
Чем старше становится ребенок, тем меньше подходит для него этот способ. Возможно, для мамы переключить внимание капризули на другой предмет проще, чем разрешить конфликт путем переговоров. Но тем самым вы мешаете ребенку находить выход из трудных ситуаций, и в дальнейшем он станет уворачиваться от неприятных переживаний и необходимости правильного выбора. А вот умение разобраться в конфликте и найти оптимальное решение пригодится ребенку и в дальнейшей жизни.
Как научить ребенка 3-х лет слушаться родителей
К счастью, кризисный период недолог. И переход ребенка на качественно новый уровень развития личности завершается формированием нового мироощущения, пониманием собственных желаний и намерений и умением анализировать и объяснять их. А самостоятельность и независимость от взрослых приобретают новые черты и базируются уже не на своеволии и упрямстве, а на приобретенных навыках и умении выполнять действия без посторонней помощи. Малыш становится способным оценивать свои поступки, он гордится успехами и переживает неудачи, но не всегда адекватно относится к ним: иногда чрезмерно хвастается удачным делом или громко рыдает из-за испорченного рисунка.
Хвастовство в этом возрасте — характерная черта психологического развития ребенка, помогающая ему повысить собственную самооценку, и не следует грубо и резко обрывать «хвастунишку».
Однако надо соблюдать границы, пересечение которых грозит приписыванием себе несуществующих заслуг и побед.
Недостаточное признание его успехов со стороны взрослых, а то и постоянные придирки и обвинения в лености и неспособности делают ребенка неуверенным в себе, подавляют инициативу из-за боязни сделать что-нибудь неправильно и превращают его в пассивного исполнителя.
Как научить ребенка 3 лет слушаться родителей, при этом не давя на малыша? Доброжелательное и заинтересованное отношение взрослых к его делам поможет ребенку осознать ценность и неповторимость своей личности, объективно оценивать способности и возможности и не бояться выступать с инициативой и предложениями.
Как справиться с капризами ребенка 3-х лет и найти с ним общий язык
Критический период в своем развитии проходят все малыши-трехлетки, а вот его течение зависит в первую очередь от понимания взрослыми тех сложных превращений и изменений, которые претерпевает психика ребенка. Нервная система малыша еще недостаточно зрелая, поэтому приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Если малыш окружен любящими людьми, которые понимают и поддерживают его в это непростое для него время, то негативные стороны поведения сглаживаются и нивелируются повышенной заботой и вниманием взрослых. Сложности и перекосы в отношениях преодолеваются взаимными усилиями, и кризис исчерпывает себя, едва начавшись.
Другое дело, когда у родителей не хватает ни терпения, ни желания разбираться с «психологическими тонкостями», и они требуют от ребенка беспрекословного послушания и строгого выполнения правил поведения. Происходит борьба по принципу «кто кого», но победителя в ней не бывает. На стороне взрослых физическая сила, которую они применяют, чтобы сломить упрямство и сопротивление ребенка. И малыш из-за опасения наказаний подчиняется или с помощью обмана и выдумки пытается защититься от вмешательства в свой внутренний мир. Так нарушается связь между родителями и ребенком, происходит отчуждение, от которого страдают обе стороны. Чтобы найти общий язык ребенком в 3 года, относитесь к малышу с уважением в любом возрасте. Пусть он еще маленький, но он не ваша собственность, а самостоятельная личность и имеет право на уважение. Чувство самоуважения обязательно должно сформироваться у ребенка, так же как и повышение самооценки — это очень важно для дальнейшего развития личности.
Как же справиться с капризами ребенка 3-х лет, если трехлетний малыш не проявляет самостоятельности, а продолжает оставаться «под маминым крылом», не испытывая желания выбраться на волю? У такого спокойного «ангелочка», возможно, нарушено самосознание, и он не чувствует границ собственной личности. А это уже серьезный повод для обращения к психоневрологу. Чем раньше специалист определит проблему, тем проще будет избежать нежелательных последствий с помощью развивающих игр, занятий и особого родительского внимания.
Источник
Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.
Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис
В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.
Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.
Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.
Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».
Перечень главных признаков кризиса представлен:
- негативом;
- упрямством, строптивостью;
- своеволием;
- деспотичным поведением;
- обесцениваем взрослых;
- истерическими припадками.
Значение родительского запрета
Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.
Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.
К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.
Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.
Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.
На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.
Осознанный запрет
Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.
Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.
Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.
Неосознанный запрет
Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:
- Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
- Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
- Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.
Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:
- использовать осуждающий тон;
- запрещать любимое занятие;
- злоупотреблять запретами.
Темперамент малыша
Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.
Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.
В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.
Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.
Сангвиник
Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, стремление к общению;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.
Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:
- чувствительностью;
- быстрой утомляемостью;
- сложной адаптацией к новым условиям.
Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.
Флегматик
Такой ребенок отличается:
- безэмоциональностью;
- медлительностью;
- способностью спать больше 9 часов.
На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.
На фоне других холерик выделяется:
- эмоциональностью;
- подвижностью и шумностью;
- тревожным сном.
Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.
В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.
Трудности воспитания
Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.
Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.
Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.
Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.
Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:
- Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
- Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.
Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.
Как правильно выйти из кризиса
Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:
- развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
- наблюдается подражание старшим;
- развивается социализация;
- формируется базовое понятие ощущения безопасности.
В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.
Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.
Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.
Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.
Использование положительного примера для воспитания
Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.
Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.
Психолог поможет
Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.
Источник