Проблемы развития ребенка на современном этапе
Дана Уджухова
Проблемы современного ребенка и способы их решения
Современный мир меняется очень быстро, меняются и дети, растущие в этом мире.
Если дети 1980-1990-х годов больше времени проводили в семье, в школе были заняты в пионерских и комсомольских организациях, различных кружках, которые работали на бесплатной основе,то сейчас это – поколение технического прогресса: они с самого рождения сталкиваются с компьютерами, сотовыми телефонами, интернетом и т. д.И это кладет отпечаток на их психику: они становятся эрудированными, любознательными, развитыми не по годам. Но развитие мышления и умственных способностей наших детей все-таки не опережают возраст. В связи с проблемами со здоровьем многие дети имеют задержку психического и речевого развития. По данным различных педагогов-психологов, большинство детей до 5 лет нуждаются в помощи логопеда.
У современных детей страдает не только связная речь, но и словарный запас. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. Влияние на это оказывает и телевидение. Много ли сейчас родителей, которые сами рассказывают своим детям сказки, затем обсуждают их, развивают мышление и словарный запас ребенка. Большинство предпочитает сажать ребенка перед телевизором (чтобы не мешал, включив в лучшем случае мультфильм, в худшем – давая самому ребенку пульт, чтобы он сам мог выбирать любую программу, вне зависимости, для кого она, для взрослого, или для детей. Вследствие того, что ребенок, смотря телевизор, не разговаривает, а только слушает, развиваются примитивность и бедность речи, оскудение словарного запаса. Такой ребенок, в основном, не разговаривает, а кричит, как его экранные мультяшные герои, которые сейчас отнюдь не добрые, позитивные, а злые,
Ребенок копирует поведение своих любимых персонажей. Отсюда и увеличение за последние годы гиперактивных детей, неусидчивых, не умеющих концентрироваться на чем-либо (на игре, занятиях и т. д.). Современные дети постоянно находятся в каком- то движении, их трудно чем- нибудь заинтересовать, привлечь внимание.
Постоянный просмотр различных телепередач, компьютерные игры также способствуют тому, что у детей перестает развиваться образно-логическое мышление. Они перестают фантазировать, выдумывать, а предпочитают нажимать бездумно на кнопки (телевизора, сотового телефона, игровой приставки) для получения результата.
Что говорят практики?
Известный российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, профессор Д. И. Фельдштейн среди факторов, влияющих на психические и личностные изменения современного ребенка, называет ориентацию общества, в т. ч. и ребенка на потребление, рост различный девиаций (отклонений, ограничение детской самостоятельности. И как итог – у детей повышение тревожности, агрессивности, снижение контроля за поведением, развитие различных зависимостей, приводящих к психическим расстройствам и требующих лечения у психиатра или психотерапевта.
Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, п и (Ьрпкш I ггейн обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков:
1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.
2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.
3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.
4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.
5. Недостаточная сформированное^ мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.
6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.
7. Рост «экранной» зависимости.
8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.
9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.
10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков. .
11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.
12. Рост каждые десять лет на 10-15% основных форм психических заболеваний.
13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
14. Уменьшение численности одаренных детей.
15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.
16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (Iместо – интеллектуальные: образованность; II- волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III- соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).
В иерархии ценностей теперь последние места занимают нравственные, эмоциональные, культурные и общественные ценности.
Как помочь малышу?
Современная экономическая ситуация (нагнетание социальной и политической напряженности, растущая материальная и социальная неудовлетворенность и т. д.) обострила положение в современной семье. Конфликты стали выходить за рамки семьи, затрагивая окружающих (воспитателей, учителей, сослуживцев) и ухудшая психическое состояние всех участников конфликта. Возрастает количество детей, у которых появляются какие- либо признаки психического нездоровья именно на почве неблагоприятного эмоционального климата в семье, неумения родителей решать конфликтные ситуации.
Таким образом, проблема психического здоровья современного ребенка становится актуальной задачей. В докладе Комитета экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основными условиями нормального психосоциального развития современного ребенка являются: снижение информационного потока – ограничение доступа к телевизору и компьютеру, укрепление физического здоровья ребенка – совместные занятия спортом, физкультурой, участие ребенка в различных спортивных секциях, соревнованиях по его выбору, благоприятный климат в семье – спокойная, доброжелательная обстановка, отсутствие конфликтов родителей при детях, внимательное отношение родителей или окружающих ребенка лиц к его эмоциональным потребностям; предоставление ребенку самостоятельности и независимости; возможность общаться со сверстниками и взрослыми вне дома – участие в различных кружках, занятиях и т. д., целенаправленное обучение детей в школе конструктивным способам преодоления трудных или кризисных ситуаций.
Рекомендации для родителей.
Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
Старайтесь отслеживать содержательность и художественность детских программ, чтобы исключить низкопробную видео – и телепродукцию.
Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей. Просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и из-за чего надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех, победа, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.
После обсуждения можно предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина. При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.
Для детей старшего дошкольного возраста можно организовать игру в режиссёров – мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.
Всё это поможет ребёнку пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный осознанный эмоциональный опыт.
Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека. Мы должны помнить о той ответственности,которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
Источник
«Дети нового мира уже с нами, в детских садиках и в начальной и средней школе с диаметрально разными способностями и возможностями, и нам некуда спрятаться. они плод наших действий осознанных или бессознательных за последние 30 лет .»
Фельдштейн Д.И.
К проблемам развития современного детства с 2011г. всячески пытается привлечь внимание учёных, педагогов и родителей выдающийся психолог, академик Фельдштейн Д.И.
12.07.2013 в счётной палате РФ им был представлен доклад по данной теме: «Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества».
Итак, что же произошло с современными детьми за эти годы, попробуем разобраться.
- Психофизические изменения.
Психофизический тип изменений связан с изменениями в психологическом и физическом развитии современных детей.
Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка, или два кризисных периода развития. Так, первый скачок, называемый предростовым спуртом, в наши дни, приходится не на старший дошкольный возраст – 6-6,5 лет, как тридцать лет назад, а на 7,5 – 8лет, то есть на младший школьный возраст.
Из этого следует, что в первом и, возможно, даже во втором классах школы учебный материал необходимо подавать ученикам в игровой форме.
Так же налицо морфологические изменения среди детей, проявляющиеся в так называемых «секулярных трендах» (эпохальные изменения, преобразования человеческого вида).
Первый «секулярный тренд» – это астенизация телосложения у многих ребят, отставание в приросте мышечной силы. Процесс астенизации идет необычайно быстрыми темпами. Среди дошкольников и детей младшего школьного возраста – около 50% астеников!
Еще один секулярный тренд, ярко проявляющийся в детском сообществе – это увеличение ребят с доминирующим правым полушарием (левши) и амбидекстров – детей у которых доминирование одного из полушарий переднего мозга выражено нечетко и для работы они, как правило, пользуются, правой и левой рукой одинако.
Так вот в детской популяции доля леворуких возросла до 11%, а амбидекстров – до 35-40%. И ученые выявили, что в данной категории детей преобладает андрогиния и грацилизация.
Андрогиния, она заключается в частичном сглаживании половых различий или полового диморфизма, а грацилизация – это утончение скелета и общее ослабление опорно-двигательного аппарата.
Вы скажете, ну и что, и каким образом это может быть связано со школой? Получается самым прямым!
Астеники, доля которых среди детей младших классов составляет около 50%, о чем уже упоминалось выше, почти без исключения относятся к «совам», пик дневной активности у них приходится на послеполуденные и вечерние часы. Поскольку учебный день школьника традиционно ориентирован на тип «жаворонка», «совы» не высыпаются, на первых уроках не могут концентрировать внимание, быстро утомляются в школе. Значит, если еще тридцать-сорок лет назад большая часть школьников относилась к типу «жаворонка» и преимущественная ориентация на этот тип была оправдана, то теперь было бы целесообразным перенесение первого урока в школе с восьми-девяти на десять или даже на одиннадцать часов утра!
А ребята с выраженной андрогинией и грацилизацией обладают относительно слабой нервной системой, более высоким интеллектом, но повышенным уровнем тревожности, независимостью мышления, агрессивностью, а также сдвигом динамики суточной активности в сторону «совы».
Обобщив фундаментальные академические исследования ученых последних лет, Д.И.Фельдштейн обозначил круг следующих значимых изменений
у современных детей и подростков:
В минимально короткий пятилетний период, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста (способность к обучению).
- Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.
- Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
- Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах ХХ в. это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляется не более 10% детей. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад.
- Обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков, что свидетельствует не только об отсутствии графических двигательных умений, но и о несформированности определенных мозговых структур ребенка, ответственных за формирование общей произвольности. Дефицит произвольности – как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольников является одним из наиболее тревожных факторов, достоверно установленных учеными Российской академии образования.
- Отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты. При этом прослеживается опасная тенденция, когда более 30% самостоятельных решений, предложенных детьми, имеют явно агрессивный характер.
- Довольно большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе. Это такая категория воспитанников, которую по нейропсихологическим показателям следует считать «пограничной между нормой и патологией». И когда они приходят в школу – это дети с особыми образовательными потребностями (ООП).
Дети с особыми образовательными потребностями – эта та категория воспитанников, кому нужны обходные пути получения знаний, которые для их нормально развивающихся сверстников являются обычными.
Мне хотелось бы остановиться подробнее на проблемах школьной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, которые чаще всего идут наравне со своими сверстниками в самые обычные школы.
В первую очередь это дети с синдромом психического инфантилизма.
У такого ребенка к моменту обучения в школе не сформирована способность произвольно управлять своим поведением и поступками. Такие дети беспечны, наивны и непосредственны, они не понимают до конца учебную ситуацию и часто не вписываются в рамки общепринятого школьного поведения. Они могут проигнорировать задание учителя, задавать не имеющие отношения к заданию вопросы, не выдерживают общего темпа работы, постоянно отвлекаются. Дети с «синдромом психического инфантилизма» характеризуются коммуникативным отношением к обучению, для них самое главное завладеть вниманием учителя и сверстников с целью общения, а учебные цели при этом уходят на второй план.
При работе с данной категорией ребят, нужно набраться терпения и со временем они догоняют своих сверстников в учебе, негативные тенденции их личностного развития сглаживаются.
Следующая категория воспитанников, которую нельзя оставлять без внимания – это дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
Данная категория детей часто имеет низкую успеваемость в школе. Им свойственны эмоциональные расстройства: вспыльчивость, раздражительность, а также импульсивность поведения, когда поступок опережает прогнозирование. Такое поведение бывает неприемлемым в классе и создает проблемы, как в школе, так и дома.
На самом деле причиной вышеуказанного поведения является недостаток определенных биологически активных веществ в некоторых отделах головного мозга.
При адаптации к школе у детей с данным синдромом формируется негативная самооценка и враждебное отношение к школе и учителям. Поэтому необходимым условием для успешной адаптации будут доброжелательность, внимание и эмоциональная поддержка окружающих ребенка, как взрослых, так и сверстников.
Следующая категория – это дети с аутистические чертами личности.
Как правило, они очень робкие, пугливые, застенчивые, у них выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери. Ребята, с расстройствами аутистического спектра, способны у общению, у многих из них сохранены интеллектуальные функции!
Клиническая картина аутистических расстройств личности сложна, многообразна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. В любом случае, следует относиться к оценке интеллектуальных возможностей аутичного ребенка очень осторожно, так как это связано с неравномерностью развития отдельных интеллектуальных функций.
Например, отличные вычислительные способности детей сочетаются с неспособностью понять смысл простой задачи, или, обладая хорошей ориентировкой в пространстве, ребенок не в состоянии правильно распределить при письме текст на листе бумаги.
При подготовке такого ребенка к школе необходимо дать ему некоторый запас знаний и умений с опережением, чтобы «сэкономить» его энергию в процессе адаптации, успех которой зависит от степени выраженности аутистических черт и своевременности психолого-педагогической коррекции.
Наряду с тревожащей статистикой академик Д.И.Фельдштейн указывает и оптимистичные наблюдения:
- Увеличивается, что вселяет оптимизм, категория одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей – лидеры, и дети «золотые руки», и дети, представляющие мир в образах – художественно одаренные дети, и дети, обладающие двигательным талантом.
- Но «по имеющимся данным, от 50 до 55 % детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в больших городах России имеют сегодня IQ 115 баллов и выше, что, кстати, вызывает опасность «перекоса», переноса акцента на интеллектуальное развитие ребенка в ущерб их социально-личностному развитию»
Перечисленные выше проблемы развития современных детей, безусловно, должны быть учтены нами, педагогами, при разработке подходов к воспитанию и обучению. И даже самые современные педагогические инновации не учитывают того бесспорного факта, что человек меняется из поколения в поколение и что педагогические и воспитательные приемы, разработанные, к примеру, в 60-70-е годы прошлого столетия, не могут уже с успехом применяться в наше время.
Уважаемые коллеги, ребенок стал не хуже и не лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим!
.В данной статье использованы материалы Рудкевич Л.А. «Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации».
Просмотр содержимого документа
«Проблемы развития современного детства »
Источник