Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе thumbnail
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Корнилова А.Г.

1

1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова

Систематизированы стратегические подходы к формированию личности детей в современных условиях. Анализируется состояние социального пространства общества в контексте социализации детей дошкольного возраста. Раскрываются пути и способы формирования личности детей.

социальная среда; социализация и формирование личности детей

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России // Педагогика. – 2011. – № 1.

2. Национальная идея России: в 6 т. М., 2012. Т. 3.

3. О национальном плане действий в интересах детей Российской Федерации // Педагогика. – 2012. – № 5. – С. 5.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976.

5. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

В дальнейшем развитии социальной жизни нашего общества сильнейшим тормозом послужили негативные явления постперестроечного периода его развития, связанные с упадком культуры. Распад идеологической системы и духовных ценностей общества вызвали «деньги», «власть», «сила», «рынок», транслируемые с экранов телевизоров неприкрытая пошлость, разбои, убийства. Такая ситуация, как верно подчеркивает японский специалист Ё.Ф. Фукуяма, имеет далеко идущие последствия, так как «на первый план выдвигаются, навязываются в качестве нормы жизни материальное благополучие, развлечения, раскованность, а в основе всего этого ‒ бездушное отношение к окружающим, имеющее четкую аксиоматическую базу, декларирующую: во-первых, все разрешено; во-вторых, ты никому не обязан; в-третьих, все обязаны тебе… а это работает на разрушение личности, «разжижение» интеллекта, воли» [2]. Все это сегодня возведено в ранг основ жизни, в результате потоплена духовность, сломаны и извращены социальные отношения, в их числе и процесс становления и развития ребенка как личности. Отсюда можно придти к заключению, что воспитание, которое означает питание человека духовной пищей для его личностного роста и развития, исчезает как явление общественной жизни.

Формирование личности, социализация человека начинается с появлением ребенка на свет. Как подчеркивают специалисты, ребенок «олицетворяет человека, вступающего в новую жизнь, он полон сил, желания жить, открывать, исследовать, созидать» [1]. Данную проблему мы рассмотрим с раскрытия особенностей функционирования в современной ситуации растущего человека, с определения объективной дистанции становления человека – Детства. Детство характеризуется как особые условия и необходимый способ существования-развития ребенка, как этап, когда он, социализируясь, постепенно входит в Социум. Социализация ребенка обеспечивается детской субкультурой, которая дает возможности для его самореализации, поэтапного опробования ею себя, управляет его дальнейшим развитием. Она дает ребенку целостное, глубокое и реальное восприятие мира.

О значении детской субкультуры как механизме социализации личности ребенка в свое время писали Д.Б. Эльконин, Ю.М. Лотман и другие. Они утверждали, что детская субкультура представляет собой самобытный способ освоения ребенком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Такое утверждение они подчеркивали тем, что в субкультуре детей существует потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития, высвечивая точки роста общечеловеческой культуры [5].

К сожалению, в нынешних сложных условиях основы развития детской культуры сломаны. С малых лет современный ребенок попадает не просто в иное пространство, другой мир, но в другое восприятие им этого мира, его пространства. Благодаря Интернету и телевидению, практически все пространство «общечеловеческой жизни» с огромным объемом недифференцированной информации перед ним широко открыто, что нередко приводит ребенка к стрессовым состояниям, а также к виртуальному восприятию мира.

И формирование личности обеспечивается в процессе взаимодействия факторов организованной и стихийной среды, целенаправленного и непреднамеренного воспитания, что в конечном итоге обусловливает содержание и технологию социального воспитания. Изучение этих факторов показывает наличие в социуме их положительных и негативных сторон как результатов изменений в развитии современного общества. Вкратце остановимся на их характеристике.

Социализация характеризуется передачей социального опыта от одного поколения к другому. Первый социальный опыт ребенок усваивает в семье. Семья – это маленький мир, маленькое пространство общества. Семья – интимное сообщество людей, спаянных родственными узами. Семья – источник духовного и физического здоровья ребенка. Семейное воспитание – это совокупность накопленных и выверенных социальной практикой эмпирических народных знаний, практических умений и навыков, передаваемых от поколения к поколению. Иначе, семейное воспитание – базовое начало становления личности.

Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных рычагов. Обобщение жизненной практики показывает, что семья обладает удивительной способностью обеспечить защищенность своих членов от жизненных невзгод. Эта особенность семьи ярко проявляется в районах Крайнего Севера, где сильна у жителей любовь к родным местам, к родному очагу. Здесь сильно ощущается то, что семья – первая воспитательная среда ребенка, в которой закладываются основы гуманистического формирования личности.

Читайте также:  Ребенок 7 лет отстает в развитии что делать

Как видно, семейное воспитание представляет собой тесное переплетение стихийных и организованных воздействий факторов окружающей среды на формирование и развитие личности растущего человека, что является своеобразной основой осуществления социально-воспитательной деятельности. Все это говорит о том, что семья оказывает существенное влияние на развитие детской субкультуры, выступая как источник духовной, познавательной и социальной деятельности в правилах, нормах и поведенческих поступках детей.

Одним из важнейших факторов развития детской субкультуры, развития детства является отношение к нему Общества. Оно предполагает не только заботу, покровительство, снисхождение, но и внутреннюю установку на понимание ребенка, видение в нем Человека. В свое время С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что дети нуждаются в любви взрослого как «питательной среде» своего психического развития [4]. К сожалению, сегодня наблюдается потеря общественного контроля и причастности, потеря ответственности взрослых за детей. Так, везде имеют место различные формы насилия взрослых по отношению к детям. Как подчеркивается в литературе, в 2011 г. в России в отношении детей совершено почти 90 тыс. тяжких преступлений [3]. Все это свидетельствует об ослаблении обязанностей общества и государства по отношению к Детству, которое оказалось в значительной степени беспризорным.

Определенный блок проблем связан с тем, что сегодня в нашем обществе не работают устоявшиеся, привычные механизмы социализации и воспитания детей, которые были весьма действенны в недалеком прошлом. Так, исследованиями Д.Б. Эльконина [5] и др. было установлено, что для детей дошкольного возраста определяющим выступает развитие мотивационно-потребностной сферы, что обеспечивается развертыванием их общения в разновозрастной группе. При разновозрастном общении в естественной форме детские деятельности и культурные нормы передаются от старших детей к младшим. Однако в жизни современного ребенка это общение практически отсутствует, ибо преобладают одновозрастные группы детских садов и пр.

Мы проводили обследование путем наблюдений, бесед с детьми уровня общения, компетентности среди воспитанников четырех детских садов г. Якутска, расположенных в разных частях города. Полученные материалы о коммуникативной способности в общении со сверстником свидетельствуют о недостаточной социальной компетентности почти каждого четвертого старших дошкольников, об их неспособности решать простейшие конфликты. Как следствие этого также выяснилось, как более одной трети детей 4–6 лет демонстрируют агрессивный тип поведения, который является для них нормативным.

В данном контексте следует заметить, как значимые потери отмечаются и в других сферах психического развития дошкольника. Так, в дошкольные учреждения повсеместно вводятся обучающие программы с использованием игровых действий. Игровые действия, как подчеркивается в психологических исследованиях, представляют собой ведущий тип деятельности дошкольника. В соответствии с традиционной парадигмой, предусматривающей обучение приоритетным в сфере образования, на занятиях в дошкольных учреждениях игры используются как средства усвоения определенных знаний. Иначе, происходит подмена ведущего типа (игровой) деятельности детей образовательной, что противоречит самой сущности возрастного психологического развития.

Здесь у большинства детей игра остается на уровне предметных действий и не выполняет функцию ведущей их деятельности, что не формирует у них новообразования, связанные с игрой (воображение, произвольность, образное мышление и др.). С этим связано то, что у дошколят не формируется способность к произвольным действиям, значительно ослабевают и взаимоотношения детей. В процессе работы с педагогами дошкольных учреждений мы убедили их в целесообразности изменения технологии занятий с детьми, чтобы она была направлена на расширение, дополнение, развитие игровой деятельности дошколят, вводя в нее образовательные компоненты.

Как видно, решение проблем формирования личности детей дошкольного возраста затрудняется распадом общественных отношений, развалом социальных устоев общества, идеологическим вакуумом, что стало почвой для подавления духовной культуры. Низкий уровень общественной культуры практически аннулировал высокие эталоны воспитанности детей и высокие традиции воспитания. Зато вошли в реальность и укрепились традиции негативные, вовлекшие детей в проживание низкопробных вариантов жизнедеятельности. Из обобщения опыта и практики для решения проблемы формирования личности детей считаем целесообразным обратить внимание:

– на деятельность семьи – открытой социальной системы, где формируется своеобразная воспитательно-деятельностная атмосфера, в которой ребенок с детства усваивает нормы, правила житейских мудростей, а также ценности, значимые для жизнедеятельности в обществе;

– на разновозрастное общение дошкольников, в котором традиционные виды детских деятельностей и культурные нормы передаются от старших детей к младшим;

– на технологию воспитания детей в дошкольных учреждениях, расширяя, дополняя, развивая игровые действия, представляющие собой ведущий тип деятельности дошколят, вводя в нее образовательные компоненты.

Библиографическая ссылка

Корнилова А.Г. Проблемы формирования личности детейв современных условиях // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 6. – С. 143-145;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32528 (дата обращения: 26.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Читайте также:  Второй месяц ребенку развитие и режим дня

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Источник

Раньше ребенку для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно властвуют планшеты и приставки Xbox. Как и в былые времена, взрослым трудно осознать истинные проблемы современных детей. Ясно одно – нужно вернуть любимое чадо из виртуальной иллюзии в реальное существование. Но стоит ли игра свеч, если сама реальность претерпела безвозвратные изменения?

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Дети 21 века быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом они не читают книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.

Пытаемся разобраться, как найти контакт с подрастающим поколением, чтобы совместными усилиями преодолеть возникающие трудности.

Истоки детских проблем

Мир без прошлого 

Современные родители – родом из СССР. Начавшиеся после распада Союза перемены привели к полной смене социальных и нравственных приоритетов. Уверенность в завтрашнем дне, которой так гордились в стране победившего социализма, сменилась полной неуверенностью.

Отработанная схема, когда поступление в институт гарантировало получение стабильной работы, разрушилась. Сегодня миром правит предприимчивость, деловая хватка, личные амбиции. Дети, родившиеся на заре XXI века, не могут следовать традициям прошлого.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

В современном обществе с раннего возраста нужно быть готовым к борьбе за выживание. Погоня за успехом начинается слишком рано. Первоклассники, а иногда и дошкольники, зациклены на достижении лучших результатов. Родители и учителя постоянно сравнивают их с лидерами, но не все способны преодолеть завышенную планку. В итоге – эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.

Насыщенность информации 

Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры заменяют ласковые мамины колыбельные и бабушкины сказки. В отличие от человеческой теплоты и добра, электронные носители бездушны. Они не способны оградить ребенка от зла, насилия и жестокости нашего мира. 

Исчерпывающие ответы предоставляются по клику компьютерной мышки, поэтому ребенку уже не требуются личные исследования и эксперименты. Его мозг работает только как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео и прочего контента. При этом воспитатели замечают, что дети разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять. 

От переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Обилие сцен насилия в компьютерных играх, где успех зависит от количества убитых персонажей, делает его равнодушным к извечным проблемам жизни и смерти. 

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Компьютер вместо двора

Дворовая территория была важнейшей средой общения и социальной адаптации малыша. В современных условиях дети, приходя из школы, не бегут играть во двор. Большинство из них приникает к волшебному экрану компьютера, самозабвенно погружаясь в виртуальные приключения. В реальном мире подростки становятся беспомощными и неспособными конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проблема свободного доступа в интернет заключается в неумении детей и подростков фильтровать информацию. Их привлекает только то, что кажется интересным, запретным или необычным.

Сомнительные видеоматериалы, включая порнографические, форумы со «взрослыми» беседами, пропаганда наркотиков и оружия, сайты с суицидальными темами явно не предназначены для неустойчивой детской психики. Но как оградить поколение NEXT от материалов категории 18+?

Наложить абсолютное вето на интернет – мера крайне непопулярная. Оптимальным выходом из ситуации будет установка специальных фильтров, которые блокируют сомнительные сайты.

Гиперопека

На социальную изоляцию детей повлияла и чрезмерная забота родителей. В современном мире участились случаи киднепинга, терроризма, поэтому мы боимся отпускать любимое чадо на улицу одного. Многие школы выдают детей после занятий только в руки сопровождающим. Самостоятельными современные тинэйджеры становятся довольно поздно, как правило, после 12 лет. Но привычка во всем полагаться на маму или бабушку сохраняется гораздо дольше.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Проблемы дошкольников и младших школьников

Специалисты отмечают в поведении дошколят некоторые особенности, которые совместными усилиями врачей, родителей и воспитателей еще поддаются коррекции. Среди них:

  • Ухудшение мелкой моторики и концентрации: неумение завязывать шнурки, аккуратно укладывать вещи, собирать самостоятельно портфель

Чтобы выработать навыки самообслуживания, занимайтесь с ребенком аппликацией, завязыванием узелков, плетением макраме и другими видами рукоделия.

  • Задержка развития, дефекты речи

При поступлении в школу дети все чаще имеют недостаточный словарный запас, не выговаривают сложные звуки, плохо воспринимают речь на слух. В результате письмо и чтение даются им с трудом. Учителя порекомендуют в таких случаях занятия с логопедом. Но если бы молодые родители не забывали читать вслух, проговаривать скороговорки, считалки, логопедических проблем удалось бы избежать.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 3 лет в детском саду

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

  • Недостаток концентрации и внимания

Такие непоседы не высиживают до окончания урока, быстро отвлекаются, не доведя дело до конца. Они могут не слышать учительские замечания, не сразу реагируют на родительские наставления. Творческие способности остаются нереализованными из-за банальной неусидчивости.

  • Отсутствие любознательности

Современные дети как будто рождаются всезнайками. «Сто тысяч почему» – это не про них. Учителя жалуются, что им трудно заинтересовать школьников. Научные истины и исторические факты явно проигрывают в конкуренции со зрелищными компьютерными играми.

Продвинутые педагоги прибегают к мультимедийным аргументам, задействуя на уроках презентации и другие видеоформаты. Однако эксперты советуют не сбрасывать со счетов методики старой школы, в которой первостепенное значение имела энергетика преподавателя. Постарайтесь найти ребенку учителя или репетитора по призванию, который произведет на ребенка впечатление и увлечет его изучаемым предметом.

Проблемы детей старшего школьного возраста

  • Неумение дружить

Постоянное сопровождение взрослых не дает детям завести друзей по интересам на этапе взросления. А легкое общение в соцсетях снижает ценность понятия «дружба». Сочувствие, взаимовыручка для современной молодежи – лишь книжные термины, про которые они пишут сочинения.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Лучший способ отвлечь ребенка от виртуала – заинтересовать его командным спортом или иным увлечением, в которых присутствует элемент соперничества. Азарт и желание побеждать в состязаниях подарят подростку накал страстей и выброс адреналина, сравнимый с виртуальными боями.

  • Непризнание авторитетов

Еще недавно дети относились ко взрослым как к безусловному примеру для подражания. В современном мире приоритеты изменились. Довольно часто можно наблюдать, как мама просит помочь малыша разобраться с новой техникой, и тот без труда справляется со сложным механизмом.

Негативизм к родительским советам всегда был свойственен взрослеющему поколению, но в наши дни он достиг апогея. Кто же правит бал в умах подростков? Все тот же вездесущий интернет. Примером для подражания стали известные личности, блогеры, адепты и гуру всех мастей.

Постарайтесь интересоваться, чем «дышит» ваш ребенок, какие сайты посещает, чем увлекается и чьим мнением дорожит. Главное – сохранить доверительные отношения. Тогда при необходимости удастся своевременно скорректировать появляющиеся проблемы.

  • Зависимость от гаджетов

Культовый предмет № 1 для современного подростка – навороченный мобильник. С ним он просыпается и засыпает, посредством него общается со знакомыми, слушает музыку и делает тысячу полезных дел.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Если еще лет 20 назад человека встречали по одежке, то в современном мире школьники судят друг о друге по марке мобильного телефона, компьютера, айпада и прочих гаджетов. Попробуйте спросить ребенка: «У кого в классе самый крутой мобильник?» Моментально получите развернутый ответ с указанием марки, фирмы производителя и цены, с замечанием, что и ему давно пора обновить свою устаревшую модель.

Родители и учителя пытаются вести активную борьбу с электронным врагом обучения. Дабы дети не играли на уроках и не списывали решение задачек из интернета, в некоторых школах введен запрет на пользование мобильными телефонами. Изъятие у детей гаджетов при входе в учебное заведение одобряют далеко не все, но более разумного способа борьбы пока не придумано.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Как бороться с компьютерной зависимостью

Задумайтесь, зачем ребенку уходить от реальности? Затем, чтобы переключиться от скучной и неприятной обыденности в мир положительных эмоций. Компьютерная игра позволяет почувствовать себя вместо нерадивого ученика супергероем, спасающим планету.

Там просто стать сильным и смелым, ведь в запасе еще много «жизней». Легко исправить ошибку, просто вернувшись на предыдущий уровень. Так создается великая иллюзия, что можно стать лучшим, если обыграть всех.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Эти моменты очень притягательны для современных детей, в особенности, мальчиков. Так они могут моментально забыть о собственных проблемах: полученной двойке, о постоянном материнском недовольстве, об отсутствии настоящих друзей и непопулярности у девчонок. Просто нажав на «play». Признайтесь откровенно, если бы в детстве была такая возможность, разве вы не спешили бы прильнуть к монитору?

Какой веский аргумент привести родителям, чтобы преодолеть детскую зависимость от компьютера и прочих девайсов? Прежде всего, осознать, что никакие волшебные слова тут не помогут. Постарайтесь наполнить обыденную жизнь подростков яркими эмоциями. В каждом из них дремлет скрытый талант, попытайтесь найти его и помочь реализоваться.

Проблемы развития личности ребенка в современном обществе

Если вместо компьютера, ребенок будет спешить в спортзал, музыкальную школу, на занятия танцами или плаванием, то многие проблемы в его жизни потеряют актуальность.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник