Проблемы поведения ребенка 1 год
Когда вашему ребенку исполнится год, он станет очень подвижным, будет стремительно передвигаться по всему дому и пытаться исследовать каждый его уголок. Некоторые дети очень рано (в возрасте около 9 месяцев) осваивают ходьбу, другие же ползают или ходят только у опоры до 14 месяцев.
Часто годовалые малыши ведут себя застенчиво и испуганно при посторонних, чувствуя себя свободно только с родителями и хорошо знакомыми людьми.
Возможно, ваш ребенок уже в год сможет произнести «мама» и «папа» или собственную версию этих слов, и несколько других слов, например, «пока».
Также в этом возрасте он уже сможет выполнять ваши простейшие инструкции, особенно, если вы сопроводите свои слова действием, например, помашете рукой, говоря «пока».
Понимание и реакция
В год дети уже начинают понимать слова взрослых и реагировать на них соответствующим образом. Если вы спросите ребенка, где у него глазки, он, скорее всего, уже сможет показать на них пальчиком. Теперь уже пора учить его поведению в обществе и манерам, например, словам «спасибо» и «пожалуйста».
Маленький сорванец
В этом возрасте дети обожают разбрасывать различные предметы и переворачивают все на своем пути. Причем бросают они все намеренно, просто потому, что им интересно, куда упадет брошенная вещь.
Также им очень нравится складывать предметы один в другой, поэтому одной из лучших игрушек для годовалого малыша станет набор кастрюль или горшочков. Если он до них доберется, он очень быстро научится вставлять меньшие емкости в большие, и постарается производить при этом как можно больше шума.
Общение доставляет детям этого возраста огромное удовольствие, но настроение ребенка меняется стремительно: за считанные секунды милый малыш превращается во всем недовольное ворчащее существо.
Теперь вы уже сможете заметить, что одной рукой ваш ребенок владеет лучше, чем другой, то есть определить, правша он или левша. Малыш быстро научится указывать пальчиком в направлении заинтересовавшего его предмета, а также перелистывать подряд несколько страниц книги.
Почти ходьба
Если ребенок еще не научился ходить, он уже, скорее всего, может несколько минут стоять самостоятельно и, конечно, продолжит передвигаться ползком. Также он уже сумет сесть из положения лежа и встать самостоятельно, не держась за ваши руки или мебель.
Протест
Ребенок уже осознал, что он – отдельная от вас сущность, поэтому не удивляйтесь, если он время от времени пытается проявлять некоторую независимость. Это может означать трудности с посадкой в автокресло или коляску, с принятием ванны и сменой подгузника.
Родители должны позволить своим детям пройти через этот процесс попытки стать более независимыми. Вам просто нужно, когда они проявляют свою независимость воспринимать это в позитивном ключе и сделать им комплимент.
Конечно, иногда необходимо, чтобы малыш подчинился, и это не подлежит обсуждению (например, посадка в автокресло), оставайтесь твердыми и постарайтесь предотвратить любые срывы, отвлекая, например, предложив взять любимую игрушку или напевая песенку, пока вы пристёгиваете его.
Годовалые малыши часто начинают протестовать против дневных снов. Ваша задача – организовать четкое расписание дня ребенка, чтобы сон стал его неотъемлемой частью. Таким образом и вы, и ребенок сможете набраться сил. Расскажите малышу сказку, сделайте легкий массаж и помогите ему расслабиться.
Всегда с мамой
Для ребенка в возрасте года нормально чувствовать волнение и дискомфорт, когда мама находится вне досягаемости. Он к вам очень сильно привязан, поэтому часто будет расстраиваться, если вы куда-то уйдете. Со временем он станет более независимым, а пока осторожно давайте ему возможность понять, что значит находиться без мамы.
Разговор с ребенком
Чтобы помочь когнитивному развитию малыша, разговаривайте с ним почаще: описывайте свои действия, указывайте на предметы и просите его передать их вам. Таким образом он будет учить новые слова и выполнять ваши просьбы.
Когда вы называете предметы, например, говорите «Это шапка» или «Это собака» – вы расширяете словарный запас своего ребенка.
Сон
В идеале, годовалый малыш должен спать около 15 часов в сутки, однако большинство детей этого возраста проводят во сне лишь 12 часов. К тому времени, как вашему ребенку исполнится 1.5 года, он, скорее всего, будет спать днем только один раз.
Материалы по теме:
… loading images
Источник
Содержание:
- Не могут без движения
- Язык эмоций
- Плохое поведение — маме
- Мама реагирует
- Как не сорваться?
- И еще немного о физической активности
О свойственных раннему возрасту особенностях нервной деятельности мы не так давно говорили в отдельной статье. Сегодня попробуем разобраться: о чем сигнализируют нам дети своим поведением и как правильно реагировать родителям. Также поговорим о физическом своеобразии малышей второго года жизни.
Не могут без движения
Дети раннего возраста — маленькие живчики, которые не могут долгое время находиться без движения, в состоянии неподвижности. Вроде бы это все знают — но мало кто формулирует. И мало кто связывает с реальной жизнью. Все знают: ребенку трудно сидеть без движения. В то же время он должен спокойно сидеть в автомобиле, стоящем в пробке, и не орать; и в очереди в супермаркете он должен сидеть спокойно; в поликлинике вообще не должен шевелиться, если вы вдруг в поликлинику пошли; и за семейным столом, конечно.
А в реальности дети очень устают, когда не могут сменить позу. (Чтобы “примерить” это ощущение на себя, взрослому можно представить себя в поезде, на жаркой неудобной третьей полке, летом, при неоткрывающихся окнах и топящейся печке.) Малышу очень некомфортно. И это физическое состояние он не может осмыслить и перевести в слова — поэтому начинает орать. Вообще до определенного возраста все то, что ребенок не может перевести в слова, вызывает крик.
Крик — это проявление первой сигнальной системы (помните, по Павлову — в школе проходили?). А вторая сигнальная система — это речь, слова, то, что есть только у человека и что отличает его от животных. У ребенка примерно до трех с половиной лет возможности пользоваться второй сигнальной системой, т.е. речью, очень и очень ограничены, даже если он уже говорит.
Да, он говорит, он может сказать фразу, о чем-то спросить, что-то рассказать. Но вот он устал, перевозбудился, голодный, выбит из режима — при всех этих условиях ребенок становится как бы младше своего возраста. Наступает временная регрессия, и малыш переходит к предыдущей ступени, т.е. он начинает орать вместо того, чтобы говорить. Это и со взрослыми случается, с женщинами, например, в момент перегрузок физических или моральных. Наступает момент, когда вы не говорите, а только издаете звуки повышенной громкости. Только у ребенка это случается несравненно чаще и очень сильно.
Язык эмоций
Вообще маленькие дети, даже умеющие говорить, говорят не словами, а языком поведения и языком своих эмоциональных состояний. Т.е. к поведению ребенка, даже самому нехорошему и неприятному для вас поведению, даже к ужасному поведению на людях, в том числе крику, прежде всего нужно относиться как к языку. Это язык без слов, и родителям стоит научиться понимать: что же ребенок хочет им сказать этим криком?
Но родители — тоже живые люди, и крик ребенка, особенно собственного, особенно на людях, включает очень сильную первичную реакцию у родителей. Реакция эта заключается в желании убрать источник звука любыми способами. Тут все забывают про руководства по воспитанию, про то, что читали в книжках, слушали на лекциях, что себе обещали раньше. Реакция на крик — она первичная, из глубин идущая. Заткнуть — и все.
Можно сказать, что эта реакция незрелая. Если не научиться ее каким-то образом гасить у себя, оттормаживать, то крик не удастся победить. Вот ребенок орет или капризничает — плохо себя ведет. Мама злится и тоже орет — и это замкнутый круг, разорвать который должен взрослый.
Плохое поведение — маме
Те, кто остаются с вашим ребенком без вас, наперебой рассказывают, как он хорошо себя ведет — с бабушкой, с няней, даже с папой. Как с ним интересно и какой он покладистый. Но вот приходит мама — и ребенок как наказание. Знакомо?
Дело не в неправильном воспитании. Дело в том, что к маме — самая сильная любовь и, соответственно, ее обратная сторона — основные эмоциональные претензии. И неважно, какая вы мама. Вы можете быть супермамой и вообще никаких ошибок не делать. Такого, конечно, не бывает, но тем не менее. Сливки плохого поведения достаются именно маме. Это просто правило, вытекающее из особенностей детского существования. И все это мама должна претерпевать. Не надо думать, что, мол, я лучше уйду на работу или побуду где-нибудь, а ребенок будет себя лучше вести, будет меньше истерик. Нет. Смысл развития в том, чтобы об маму это все оттачивать: и волю, и истерики. Маме надо лишь набраться терпения и научиться правильно реагировать.
Мама реагирует
Трудность в том, что правильная реакция у мамы формируется не вдруг — так же, как многие не могут научиться хорошо рожать с первого раза. Правильная реакция требует тренировки, совершенствования. Проще сказать, как выглядит неправильная реакция. Если вы чувствуете, что становитесь на одну доску с ребенком, чувствуете, что всерьез ему начинаете противостоять — вот это реакция на одном уровне. Он говорит: “Не пойду из лужи!” — вы говорите: “Ты пойдешь из лужи!”, и еще раз то же самое… Это реакция незрелая — всерьез. Если вы сошли со своего пьедестала родительского и опустились на уровень серьезного разбирательства, будет ли ребенок кубики убирать или нет, — значит, реакция незрелая.
Ваша реакция может быть сколь угодно жесткой или нежесткой, но она всегда должна быть немножко сверху. Вы должны понимать, с кем вы имеете дело. Но у мамы от сидения дома с ребенком младшего дошкольного возраста и отсутствия взрослого общения всерьез меняются масштабы. И папа, вернувшийся к вечеру, может застать серьезные препирательства по какому-нибудь поводу типа кубиков или пижамы. Провоцируемая весь день, мама к вечеру начинает упрямиться по всем этим поводам.
Вы должны научиться не терять масштаба. По сравнению с мировой революцией неважно, какая будет надета пижама. Если вы всерьез начали злиться, то лучше постараться отойти или снять свое требование. И это не значит, что идете на поводу у ребенка. Помните: это маленький ребенок, который за себя не отвечает, — хотя кажется, что его поведение злостное, целенаправленное, конкретно против вас.
А ребенок до семи лет фактически за себя не отвечает. Хотя степень неответа у двухлетнего одна, у пятилетнего другая. Двухлетний вообще за себя не отвечает, с пятилетнего можно уже что-то требовать. Но все равно в целом за все отвечаете вы. Это тяжело. Поэтому у вас в арсенале должно быть пять-семь способов “разрулить” режимную ситуацию — заставить убрать, например, кубики. Способов, над которыми вы уже не задумываетесь, отработанных, действенных — потому что со всеми режимными моментами ребенок будет испытывать затруднения, пока они не освоены, и лет до трех это совершенно нормально.
Самое простое — это система поощрений ребенка. (Наказания не работают, а если и работают, то очень недолго. Шлепки и окрики вообще не годятся.) Например, ребенок должен знать, что когда он соберет кубики, вы будете делать что-то приятное. За действием, требующим напряжения (а уборка кубиков — это действие, требующее напряжения), должно следовать что-то, что приносит явное удовольствие. Кроме конфет и мультфильмов. Если в вашем арсенале поощрительного лишь это, то это очень мало.
Как не сорваться?
Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: “мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай”. И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)
Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.
Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.
Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.
Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.
И еще немного о физической активности
Недостаток физической активности у маленьких детей негативно сказывается на общем поведении и качестве сна. Если ребенок не расходует своих физических сил, т.е.не гуляет и не двигается достаточно, это проявляется как нервное возбуждение, страдает качество бодрствования и качество сна ребенка. Идеально гулять два раза по полтора-два часа. Плохое поведение активных маленьких мальчиков — как правило, следствие недостатка движения.
А вот при усталости — физической ли, эмоциональной ли — у детей второго-третьего года жизни очень сильно ухудшается координированность движений. При переутомлении ребенок не только перестает говорить, но и начинает двигаться, как малыш на полгода — на год младше.
Источник
Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п. В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год. Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер. Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.
Что такое кризис первого года
Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.
Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.
Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.
Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?
Признаки кризиса
- Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
- Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся. Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.
- Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
- Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает. Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.
- Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
- Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры. Малыш начинает ревновать.
Причины проблемы
А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.
Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.
Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.
Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.
Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.
Продолжительность
Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.
А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.
Как справляться: советы психологов
Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше. Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры. Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.
- По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
- Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
- Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
- Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
- Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
- Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
- Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
- Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.
Чего делать нельзя
Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:
- Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
- Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
- Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
- Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
- Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
- В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
- Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
- Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.
Стоит ли бояться кризиса первого года
Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.
Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.
Видео: «Непослушные дети» — Комаровский
Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами. Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу. Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.
- Автор: Наталья Галушко
- Распечатать
Мама чудесного сына. Интересуюсь вопросами здоровья, развития и воспитания детей.
Оцените статью:
Источник