Проблемы нормы развития ребенка
У каждого человека свое умение видеть, думать и чувствовать. Нет ничего глупее, чем пытаться подменить у него это умение нашим
Ж.Ж. Руссо
Норма предполагает бесконфликтное и продуктивное выполнение личностью ведущей деятельности, удовлетворяя свои основные потребности в соответствии с требованиями социума. Норма – важный ориентир на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Понятие «норма» размыто и имеет различное значение.
Среднестатистическая норма. Большинство свойств, характеристик или достижений у людей тождественны. Самое большое количество случаев расположено около средней величины и уменьшается по направлению к крайним вариантам. Однако среднее арифметическое не соответствует наиболее частому проявлению свойства. В связи с этим нельзя при оценке ограничиваться только статистической нормой.
Функциональная (индивидуальная) норма – нормальным считается то, что обеспечивает человеку как субъективное удовлетворение, так и самореализацию при адекватном восприятии и принятии реальности. Индивид нормален, если он такой, каким должен быть со своей точки зрения, проявляется так, как ему свойственно, находит удовлетворение в том, что считает правильным. Однако в ситуации абсолютизации данной нормы и невротика можно считать нормальным.
Идеальная норма (представлена в гуманистических концепциях психологии). При оценке человека на передний план выступают не количественные, а качественные показатели: норма – это не среднее или наиболее часто встречающееся, а образцовое, идеальное. Но идеала достичь невозможно, можно лишь приблизиться к нему, поэтому норма – это бесконечный процесс самореализации индивида. Идеальные нормы возникли в результате обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества и фиксировались в науках о человеке – педагогике, политике, праве и др. Отсутствие идеала или отсутствие стремления к нему – это признак ненормальности, как и наличие у человека нескольких противоречивых идеалов, быстрая их смена. Идеальные нормы заложены в определении ВОЗ здоровья человека как состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.
Социальная норма– это общепризнанные правила, образцы поведения, обеспечивающие упорядоченность, регулярность социального взаимодействия индивидов и групп. Наличие определенных общественно значимых стимулов (целей, идеалов, ценностей), образцов или правил «нормального» для данной группы поведения и санкций за уклонение от них составляет основы социального контроля в обществе. Социальная норма – изменчивый феномен во времени и пространстве.
Показатели психической нормы до конца не разработаны. Имеющиеся социологические, психологические, медицинские критерии обычно выделяют негативную сторону, которой в «норме» быть не должно. Б.С. Братусь выделяет следующее описание нормального развития человека:
а)отношение к другому человеку как к самоценности;
б) способность к любви и творчеству;
в) целетворящий характер деятельности;
г) потребность в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то);
д) способность к свободе волепроявления;
е) внутренняя ответственность перед собой и другими;
ж) обретение смысла жизни.
В специальной педагогике и психологии выделены следующие критерии нормальности ребенка:
а) уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста;
б) ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными свойствами, способностями и возможностями и способен к интеграции и преодолению отрицательных влияний со стороны собственного организма и окружения;
в) ребенок развивается в соответствии с требованиями общества.
Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А.Р. Лурия:
1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Развитие как процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании человека характеризуется неравномерностью, сензитивностью, непрерывностью, необратимостью, целостностью, дифференциацией и интеграцией внутренних его механизмов.
Развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
– цикличность психического развития;
– неравномерность психического развития;
– развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
– пластичность нервной системы;
– соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития.
Отклоняющееся развитие – это развитие индивидуальное, во многом нестандартное, непонятное, сложное и противоречивое.Отклоняющееся развитие отличает:
– характерное снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
– трудность словесного опосредования;
– замедление процесса формирования представлений и понятий об окружающей действительности.
Таким образом, при отклоняющемся развитии нарушается общий ход развития человека в результате каких-либо физических или психических дефектов.
Каждый дефект (лат. defectus – «недостаток») имеет свою структуру. Понятие «структура дефекта» было введено известным отечественным психологом Л.С. Выготским. Так, любое отклонение, например нарушение слуха, зрения, речи, влечет за собой вторичные отклонения, а при отсутствии соответствующей коррекционной работы еще и третичные отклонения. При разной первичной причине некоторые вторичные отклонения имеют сходные проявления, особенно в младенческом, раннем или дошкольном возрасте. У вторичных отклонений – системный характер, и их наличие становится причиной изменения всей структуры психического развития ребенка. Преодоление первичных дефектов мало поддается коррекции, когда как устранение вторичных отклонений происходит при коррекционно-педагогическом воздействии. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей: изменением иерархических отношений между первичным и вторичным дефектом.
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, нарушение формирования речи при глухоте.
I.6. Принципы и методы
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 1638 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Слайд 1
Проблема нормы развития
Слайд 2
Понятие «норма» (от латинского – правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии(от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.
Слайд 3
А спекты в понимании психической нормы: 1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование). 2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования. 3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий). 4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).
Слайд 4
Виды норм: 1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. 2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. 3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы. 4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. 5. Психическое здоровье – комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.
Слайд 5
Критерии, характеризующие норму психического здоровья: – соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности; – соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; – соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности; – возможность адаптации в микросоциальных отношениях; – возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств; – разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении; – критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.
Слайд 6
Основными показателями отклонений от нормы являются: 1) социальная дезадаптация ; 2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям; 3) замедление темпов развития или регресс психики. Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.
Слайд 7
Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты.
Слайд 8
Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер . Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса , речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем. Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности. Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.
Слайд 9
Регресс (временный или стойкий) – возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.
Слайд 10
Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание. Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.
Слайд 11
Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.
Слайд 12
Спасибо за внимание!
Источник
Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.
Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.
Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.
Среднестатистическая норма — уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.
Функциональная норма — индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.
Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия.
Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:
♦ когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
♦ когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
♦ когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).
Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:
1) нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воздействия нарушают нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информации, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека;
2) нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов;
3) сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром;
4) систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Под дефектом (от лат. defectus— недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой — служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:
♦ первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговых дисфункций и т. д.;
♦ вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.
Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом.
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение — относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация — такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Когда можно говорить об опасности отклонений?
По времени воздействия патогенные факторы делятся на:
♦ пренатальные (до начала родовой деятельности);
♦ натальные (в период родовой деятельности);
♦ постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет).
Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.
Факторы риска недостаточности психофизического развития:
♦ биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);
♦ генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);
♦ соматические (невропатии);
♦ социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагоприятная среда);
♦ индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);
♦ ранние, до 3-х лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия (Л. В. Кузнецова).
Источник