Проблемы эмоционального развития ребенка на уроке

Проблемы эмоционального развития ребенка на уроке thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проблемы эмоционального развития у младших школьников

МБОУ «КСОШ№2-БШ»

Педагог-психолог:

Нуртдинова Т.А.

2 слайд

Описание слайда:

Развитие навыков soft skills

развитие эмоционального интеллекта,

умение управлять конфликтами,

устанавливать различные взаимодействия,

работать самостоятельно и в команде.

3 слайд

Описание слайда:

Проблемы в эмоциональном развитии

Трудности в общении со сверстниками и взрослыми, неуравновешенность, возбудимость, замкнутость, бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), негативизм, упрямство, неуступчивость, конфликтность, жестокость, агрессия, внимание на отрицательных эмоциях, отчуждение, тревожность, мнительность, впечатлительность, эмоциональная холодность.

4 слайд

Описание слайда:

Алгоритм работы с психоэмоциональными нарушениями детей

Индивидуальная беседа с родителями ребенка.

Наблюдение и близкие к нему методы

(изучение биографии, клиническая беседа и т.п.)

Специальные экспериментальные методы

(моделирование определенных видов деятельности,

ситуаций и т.д.)

Личностные опросники (методы, базирующиеся на

самооценке)

Проективные методики

Индивидуальные, групповые коррекционные занятия

5 слайд

Описание слайда:

Диагностика эмоционального состояния ребенка

Рисуночный тест Сильвер (техника стимульного рисования) – с 5 лет.

Тест Сонди (с 6-7 лет.)

Методика «Контурный САТ-Н» (3-10 лет).

Методика «Автопортрет» (6-7 лет).

Цветовой тест Люшера – с 3,5 лет.

Методика «Кактус» – с 4 лет.

Тест «Эмоциональные сферы» – с 6 лет.

Методика «Аппликация» – с 6 – 7 лет.

Тест животных Рене Заззо – с 5 лет.

Hand-тест (тест руки) – с 5 лет.

Цветовой тест Люшера

Шкала тревожности Бэка

Опросник «Самочувствие, активность, настроение (САН)

Тест школьной тревожности Филипса …

6 слайд

Описание слайда:

Необходимо

активно использовать разнообразные формы и методы по развитию эмоциональной сферы, обучать детей разнообразным способам выражения эмоций, обогащая имеющиеся у них знания, учить снимать напряжение, рефлексировать и контролировать свои эмоции, чувства, поведение.

7 слайд

Описание слайда:

Основные методы психологической коррекции эмоциональных нарушений

игротерапия,

арт-терапия,

музыкотерапия,

психоанализ,

психорегулирующая тренировка,

поведенческий тренинг.

8 слайд

Описание слайда:

Можно применять

во время минуток отдыха,

на переменах, внеурочной деятельности,

на классных часах,

беседах,

вписывать их в тему урока.

9 слайд

Описание слайда:

Музыкотерапия

Возможности музыкотерапии:

а) Активизировать ребёнка, поднять настроение.

б) Улучшения эмоционального настроения.

в) Мышечная релаксация.

г) Успокоение.

д) Обогащение эмоционального мира.

10 слайд

Описание слайда:

Формы использования музыкотерапии:

а) На занятии и уроке (изобразительного искусства, технологии) в качестве фона.

б) Для выплеска энергии (танцевальная терапия).

в) Для анализа музыки (развитие эмоционального интеллекта, лексики).

11 слайд

Описание слайда:

Игротерапия

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Игры направленные на развитие произвольности

Игры на развитие коммуникативных навыков

12 слайд

Описание слайда:

Арт-терапия

специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве.

Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.

13 слайд

Описание слайда:

Арт-терапия

Спонтанное рисование.

14 слайд

Описание слайда:

Арт-терапия

Ассоциативное рисование

15 слайд

Описание слайда:

Арт-терапия

Рисование чувства.

16 слайд

Описание слайда:

Арт-терапия

Нетрадиционные приемы изобразительного искусства

17 слайд

Описание слайда:

Техники телесно-ориентированной терапии

дыхательные упражнения,

самомассаж, растяжки,

кинезиологические упражнения,

постизометрическая релаксация (ПИРС),

аутогенная тренировка.

18 слайд

Описание слайда:

Техники телесно-ориентированной терапии

Во время дыхательной гимнастики дыхание освобождается от напряжения, ограничений.

19 слайд

Описание слайда:

Техники телесно-ориентированной терапии

Самомассаж

20 слайд

Описание слайда:

Техники телесно-ориентированной терапии

Растяжки, потягивания

21 слайд

Описание слайда:

Техники телесно-ориентированной терапии

Кинезиологические упражнения

помогают снизить влияние стресса и улучшить процесс обучения.

При помощи этих упражнений развиваем межполушарное взаимодействие; навыки саморегуляции; интеллект.

22 слайд

Описание слайда:

Техники телесно-ориентированной терапии

23 слайд

Описание слайда:

Постизометрическая релаксация

предварительное напряжение в течение определенного времени вызывает естественное расслабление мышц.

24 слайд

Описание слайда:

Методика аутотренинга (релаксации)

понижает мускульное напряжение, способствует снижению нервного напряжения, поэтому состояние расслабленности уже само по себе обладает психогигиеническим эффектом.

25 слайд

Описание слайда:

Релаксация

проговаривание определенных словесных формул,

управление вниманием

образные представления

26 слайд

Описание слайда:

Данные техники и приемы можно использовать

на коррекционных занятиях,

в урочной деятельности,

во внеурочной деятельности.

27 слайд

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель-наставник

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Трудности в общении со сверстниками и взрослыми, неуравновешенность, возбудимость, замкнутость, бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), негативизм, упрямство, неуступчивость, конфликтность, жестокость, агрессия, внимание на отрицательных эмоциях, отчуждение, тревожность, мнительность, впечатлительность, эмоциональная холодность.

Проверен экспертом

Общая информация

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

рассмотрим проблемы,

которые могут возникать в детском и подростковом возрасте, и характерны нормальному развитию личности. Существует ряд особенностей, которые характеризуют развитие индивидуума адекватное возрасту. В интеллектуальном развитии предполагается адекватное использование когнитивных способностей, соответствующие возрасту мыслительные процессы. Здоровое эмоциональное развитие предполагает эмоциональную устойчивость, умение контролировать тревогу и раздражение в психотравмирующих ситуациях. Поведение ребёнка, подростка, как правило, адекватно ситуации и лишено каких либо чрезмерно выраженных реакций (например, протеста) в ответ на провоцирующий фактор (замечание со стороны родителей). Социальное развитие предполагает адекватный баланс между зависимостью и автономией, достаточно гибкие отношения с взрослыми и детьми, умение использовать предшествующий опыт в формировании новых, нужных личности отношений, достаточно быструю адаптацию к новым условиям.

Рассмотрим поведенческие, эмоциональные проблемы причины их формирования, особенности проявления в зависимости от возраста личности и попытаемся проследить динамику их развития. Развитие эмоциональных и поведенческих проблем может начинаться с единичных реакций и со временем перейти в формирование стойкого патологического процесса.

Реакция-это кратковременный ответ на какую-либо ситуацию или внешнее воздействие. В детском возрасте часто проявляются такие отклонения в поведении, как гиперактивность и импульсивноть, оппозиционно – вызывающее поведение.

Гиперактивность – это повышенная двигательная активности, которая может проявляться в лазании и беготне, излишней разговорчивости или постоянном неадекватном оставлении своего места во время занятий. Гиперактивные дети постоянно находятся «в движении».

Импульсивность – это совершение необдуманных действий. Дети могут быстро отвечать на вопрос, вместо того, чтобы, не торопясь обдумать проблему, они могут навязываться или прерывать других, вмешиваться в разговоры и игры, или могут испытывать трудности в ожидании сваей очереди. Все поведенческие критерии не соответствуют возрастному уровню, так как многие из этих форм (моделей) поведения наблюдаются у нормально развивающихся детей младшего возраста. Самые ранние проявления гиперактивности и импульсивности наблюдаются в возрасте 3-4 лет. До этого возраста данные формы поведения сложно выделить из недифференцированного набора моделей поведения, которые проявляется у ребёнка до 3 лет. Гиперактивность и импульсивность часто сочетаются с нарушением внимания. Проблема нарушения внимания проявляется у ребенка в возрасте 5-7 лет.

Невнимательность приводит к трудностям с завершением работы, к забывчивости, слабой организации и отвлекаемости, которые могут негативно влиять на функционирование детей дома и в школе. В сочетании гиперактивность, импульсивность и невнимательность представляют собой три основные симптома Синдрома Дефицита Внимания с Гиперактивностью (СДВГ). В возрасте 10-12 лет гиперактивность и импульсивность становятся менее выраженными и замещаются внутренним ощущением беспокойства, невнимательность наблюдается и в подростковом возрасте, компенсируется не всегда или очень медленно по мере взросления личности. Существует ряд критериев, которые позволяют четко отследить данные отклонения по отдельности и в сочетании и помогают разработать родителям совместно с психологом или психотерапевтом определённую тактику для их преодоления. При наличии подобных отклонений у личности возникает ряд трудностей, таких как трудности в обучении, дефицит социальных навыков. Трудности в обучении обусловлены не снижением интеллектуальных способностей ученика, а сложностями при сосредоточении, повышенной отвлекаемостью на внешние стимулы, трудностью длительное время находиться на одном месте. В результате неудач при обучении у личности формируется неуверенность, чувство неполноценности, вызванные негативным представлением о себе и отсутствием самоуважения. Поэтому происходит снижение социальной адаптации личности, которое проявляется в отсутствии мотивации, направленной на преодолении трудностей в обучении, в дефиците навыков решения проблем связанных с общением.

При длительном проявлении и выраженности рассмотренных отклонений необходима консультация невролога или психотерапевта и занятия с психологом, направленные на коррекцию поведения, развитие внимания.

Оппозиционно – вызывающее поведение может варьироваться от единичных реакций оппозиции и протеста, до выраженного оппозиционного характерологического расстройства. Оно также охватывает периоды развития с раннего детского до подросткового возраста. Оппозиционное поведение в сочетании с упрямством, с тенденциями к неповиновению приказам взрослого рассматривается, как вариант нормы во время возрастного криза 3-4 лет и может также распространяться на весь дошкольный период. Если данное поведение сохраняется на более поздних этапах развития в возрасте 8-10 лет и наблюдается увеличение частоты и интенсивности его проявлений, то в таком случае возможно формирование оппозиционно – вызывающего расстройства. Оппозиционно – вызывающее поведение часто может сочетаться с симптомами СДВГ и плохой школьной успеваемостью. Дети с подобными проблемами могут забывать приносить домашние задания, иметь низкий интерес к познавательной деятельности, обвинять в своих ошибках других. В предподростковом и подростковом возрасте данное расстройство может перейти в более глубокие формы проблемного поведения: расстройства поведения. Важно отметить, что проявление оппозиционно – вызывающего поведения всегда ограничено родителями, близким ребёнку окружением, критериями его являются неповиновение, досаждение другим, препирательства, демонстрация своего характера, упрямство, стремление перенести ответственность на другого человека и т.д. Картина данного поведения может меняться, с прохождением различных периодов развития и конфликты и конфронтации могут переходить с семьи на школу и учителей в подростковом возрасте.

Расстройства поведения проявляются в более широких пределах (семья, школа и т.д.) в формах открытого деструктивного поведения: драки, нападения, хулиганства; скрытого деструктивного поведения: ложь, кражи, поджоги; и скрытого недеструктивного поведения: прогулы, нецензурные выражения, токсикомания. В подростковом возрасте выраженные проявления расстройств поведения, начавшиеся до 13 лет могут со временем переходить в то или иное развитие личности, то есть в психопатию.

П.Б.Ганнушкин выделил три основных критерия, позволяющие отличать расстройство личности от других видов расстройств: тотальность, относительная стабильность патологических черт характера, социальная дезадаптация. Указанные критерии служат также основными ориентирами в диагностике расстройства личности у подростков. Тотальность патологических черт характера выступает в этом возрасте особенно ярко. Подросток, с формирующимся расстройством личности, обнаруживает свой тип характера в семье, в школе, со сверстниками и со старшими, в учёбе и на отдыхе, в труде и развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Например, всюду и всегда гипертимный подросток энергичен и подвижен, шизоидный отгораживается от окружения, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание.

Относительная стабильность черт характера проявляется в малой изменчивости в течение всей жизни. Негативные черты характера мало поддаются коррекции и часто не осознаются личностью, как требующие изменения.

При длительном и выраженном оппозиционном поведении с тенденцией к проявлению агрессии и при появлении критериев характерных для расстройства поведения проводиться консультация психотерапевта и рассматриваются возможные варианты коррекции поведения с психологом. Подобные нарушения поведения являются очень стойкими и могут приводить со временем к антисоциальным действиям, нарушению закона и несению уголовной ответственности по достижении возраста 14-18 лет.

Поведенческие и эмоциональные проблемы взаимосвязаны между собой. Поведенческие часто выступают на первый план и скрывают, сопровождающие их эмоциональные проблемы.

Эмоциональные проблемы у детей и подростков проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии.

Агрессия – это сложная по своей структуре реакция, включающая эмоциональный компонент: гнев, раздражение; агрессивное поведение: нападение, удары, укусы; вербально-когнитивный компонент: высмеивание, обзывание и т.д., которые проявляются и меняются по мере взросления личности. Агрессия проявляется у личности в возрасте от года до четырёх лет, причем тенденция развития следует от взрывных, ненаправленных вспышек к направленным атакам и от физического насилия к символическому выражению агрессии. Агрессивные реакции, которые включают приступы гнева и сопровождаются поведенческими реакциями, такими как брыкание, укусы, удары и крики, наиболее выражены в возрасте 3,5 лет, а затем постепенно исчезают. Более направленные проявления агрессии, такие как месть, малозаметны впервые годы жизни, но нарастают с течением времени и характерны для возраста 4 – 5 лет. В этом возрасте, также учащаются вербальные формы агрессии, например выражения отказа, препирательства, обзывания. После дошкольного периода агрессия в форме откровенного физического нападения как незамедлительной реакции на ситуацию идёт на убыль и поведение детей становиться всё более сложным: преднамеренным, мстительным и символическим. Проявление агрессии теперь включает в себя споры, пререкания, поддразнивания и оскорбления наряду с запугиванием, причинением вреда и проявлением жестокости. Растущий когнитивный потенциал позволяет личности в возрасте 8 -12 лет отличать намеренные провокации от случайных и реагировать на последние менее агрессивно. Способность прогнозировать ситуацию и учитывать её возможное развитие в будущем, также, позволяет им скрывать недовольство, а агрессия принимает более отложенный и сдержанный характер. В подростковом возрасте доминируют вербальные выражения агрессии в форме высмеивания, унижения, обзывания и т.д., которые могут сопровождаться выраженной аффективной реакцией с криком, с проявлением гнева.

Следует уделять особое внимание проблемам лежащим в основе агрессивных реакций, – чувству, что тебя не любят, унизительному ощущению собственной незначительности, отвращению к самому себе. Агрессивному ребёнку нужно подсказать возможные выходы из состояния возбуждения, не подавляя реакцию, а трансформируя её в различные формы активного поведения (занятия спортом, физический труд). Психотерапия направлена на формирование новых установок, моделей (форм) поведения, повышение самооценки при индивидуальной работе с личностью или в условиях малой группы(3-5 человек).

При выраженности и длительном проявлении агрессивных реакций, и их сочетании с гиперактивностью, импульсивностью, оппозиционно – вызывающим поведением, расстройствами поведения необходима консультация психотерапевта или невролога. Другие варианты проявления агрессии в зависимости от возраста личности рассматриваются нами, как проявления отклонений в пределах нормы.

Реакции тревоги, страха сопровождают процесс развития и формирования личности и являются естественными при наличии незнакомой, неожиданной ситуации.

Страх – это переживание конкретной психотравмирующей ситуации, часто происходящей неожиданно для личности. Тревога- это переживание, ожидаемой психотравмирующей ситуации, которая может произойти в будущем, содержащее в себе мобилизующий компонент. Таким образом, страх как эмоциональная реакция появляется при реальных событиях, тревога сопровождает ожидание данных событий. Тревога, страх возникают у личности на ранних этапах развития и в начале не поддаются четкому разграничению. Их проявления становятся более сложными по мере взросления. Определённые тревожные реакции, такие как боязнь громких звуков или внезапных движений являются врождёнными, тогда как боязнь незнакомых людей формируется во второй половине первого года жизни, и сохраняются до 3-4 лет. Подобные примитивные тревожные реакции становятся менее выраженными в дошкольный период, но проявляются другие страхи, обусловленные опытом. В этот период проявляется страх перед совершением плохих поступков, боязнь неудачи, дорожных происшествий, пожара и т. д. Также впервые проявляются нереалистичные страхи, такие как боязнь воображаемых персонажей, животных. В возрасте 8- 12 лет наблюдается тенденция в сторону реальных страхов. Страх перед телесными повреждениями и неудачей возрастает, а боязнь приведений и чудовищ проходит. По-прежнему сохраняются иррациональные страхи – например, страх перед змеями и мышами, ночными кошмарами и вымышленными персонажами. В подростковом возрасте тревожные реакции, страхи возникают у личности в отношении конкретных ситуаций связанных с учебой, межличностными отношениями, выбором профессии. Иррациональные страхи проявляются редко, но полностью не исчезают. Таким образом, страх и тревога рассматриваются в основном, как нормальная реакция на угрозу (или ожидание угрозы), исходящую из среды. Данные состояния предупреждают личность о том, что ситуация может быть физически или психологически опасной. Существуют проявления страха и тревоги, которые более выражены и длительны по времени, не поддаются произвольному контролю и не могут быть объяснены или логически опровергнуты. В таких случаях речь идёт о тревожных расстройствах, которые отличаются от нормальной тревожности и боязливости выраженной интенсивностью, которая непропорциональна ситуации, устойчивостью, сопутствующими соматическими реакциями, снижением уровня социальной адаптации.

При наличии подобных расстройств у личности необходим медицинский подход, то есть консультация психотерапевта, невролога. При других проявлениях тревоги и страха важна поддержка эмоционально близкого лица, которым в семье является родитель, также можно, обратится к психологу, психотерапевту. Своевременное обращение к психотерапевту способствует выявлению «крайних эмоциональных состояний», при которых тревога сопровождается проявлениями депрессии.

Из-за тесной связи тревогу и депрессию объединили общим термином негативная (отрицательная) аффективность. Хотя негативная аффективность является общим элементом в тревоге и депрессии, каждое нарушение имеет характерные особенности.

Депрессивная реакция, которая включает чувство печали, одиночества, волнения может проявляться при психотравмирующей ситуации и рассматриваться как отклонение в пределах нормы. Проявлениям депрессии у детей присущи определённые характеристики.

Признаки депрессии у маленьких детей от года до 3-4 лет могут включать задержку или утрату возрастных достижений, таких как приучение к опрятности, правильный режим сна, интеллектуальный рост. У них появляется печальное выражение лица, они отводят глаза при близком контакте. Отмечается самоповреждающее поведение, например, они могут ударяться обо что-то головой, кусать, бить себя, а также самоуспокаивающее поведение, например раскачивание или сосание пальца. Требующее поведение может чередоваться с апатией и безразличием. Депрессия в возрасте 6-8 проявляется в форме раздражения, вялости, печального вида у ребёнка. Дети теряют интерес к доставляющим удовольствие занятиям или достижениям. Может отмечаться регресс в развитии, например утрата когнитивных навыков, социальная замкнутость, чрезмерная тревога при разлуке с близкими. Также отмечаются неопределённые соматические жалобы, проблемы со сном, ночные кошмары и намерения причинить себе вред. По мере того как дети приближаются к возрасту 10-12 лет, картина депрессивных проявлений всё больше становиться похожей на взрослую. Четко проявляется снижение настроения, чувство вины, стремление к самопорицанию. Утрата мотивации может влиять на интерес детей к участию в социальной и школьной деятельности. Дети могут проявлять оппозиционно – вызывающее и агрессивное поведение, которое негативно отражается на взаимоотношениях со сверстниками, на успеваемости. Могут наблюдаться нарушения питания и сна, наряду с задержками развития. По мере взросления детей проявления депрессии могут становиться более тяжелыми, повышается вероятность суицида и утраты интереса или удовольствия (ангедония). Для депрессии в подростковый период характерны перепады настроения и негативность, часто сопровождаемая прогулами занятий, плохим поведением и ухудшением успеваемости. То есть у детей и подростков депрессия часто имеет скрытый характер, и на первом месте выявляются нарушения поведения и соматические симптомы. Выделяют следующие виды депрессии, которые наблюдаются у детей и подростков.

Наименее тяжелая форма – это расстройство приспособления с депрессивным настроением. Основной особенностью расстройства приспособления является появление, кратковременных, эмоциональных и поведенческих проблем – в данном случае печали, плаксивости чувства безнадёжности в ответ на какой либо психотравмирующий фактор. Данное расстройство может проявляться при смене привычной обстановки.

Дистимическое расстройство характеризуется наличием пониженного настроения, которое наблюдается у подростков в течение года. У подростков негативное настроение может принимать форму скорее раздражительности, чем депрессии. Периоды депрессии могут сопровождаться, как минимум двумя специфическими симптомами, такими как потеря удовольствия от деятельности, чувства собственной бесполезности и усталости. Данное расстройство может рассматриваться как форма длительной адаптации. Также может формироваться при хронической психотравмирующей ситуации (например, конфликт со сверстниками).

Тяжелая депрессия – представляет собой состояние, отличающееся выраженностью симптомов и относительно внезапным началом, формирующимся под воздействием стрессовой ситуации, требующее консультации врача психиатра. При выраженных и длительных проявлениях депрессии у ребёнка, подростка необходима консультация психиатра. При кратковременных депрессивных реакциях в ответ на психотравмирующее событие актуальна помощь психотерапевта или психолога. Психологическая коррекция в основном направлена на индивидуальную работу с ребёнком, на формирование позитивных установок, обучение уверенности и самоконтролю и т.д.

Эмоциональное благополучие подростка, стабильность его поведения зависят от того места, которое он занимает в семье и коллективе и определяется отношениями с родителями и сверстниками.

Психологическое сопровождение, доминирует, если отклонение незначительно выражено и проявляется в пределах нормы. В решении проблем у детей и подростков, не достигающих степени расстройства велика роль родителей, которые проводят с ребенком значительную часть времени и знают его личностные и возрастные особенности, что позволяет им найти правильные пути разрешения сложных ситуаций при своевременном обращении к психологу, психотерапевту и совместной работе.

Источник

Читайте также:  Вред здоровья и развитие ребенку