Проблемы индивидуального развития ребенка с особыми нуждами
Решетова Светлана Сергеевна
ПеремиловскоеМДОУ
«Дети с особыми образовательными потребностями: проблемы, педагогические решения»
Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.
Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества – оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.
В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.
Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.
Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?
Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.
Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.
Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.
Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.
Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.
Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:
– с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);
– с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);
– с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);
– с речевыми нарушениями;
– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
– со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);
– с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».
Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.
Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.
Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.
Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет возложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.
Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.
• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)
• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)
• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;
• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.
• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.
• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.
• Особая организация обучения.
– К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.
– Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.
– Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.
– Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.
Дети с нарушениями – это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.
Источник
Доклад
«Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями:
достижения и перспективы развития»
педагог-психолог Паскаль М.Д.
Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, который возник в связи с необходимостью отразить в языке отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и является тождественным термину «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).
Категории детей с ОВЗ
- Нарушение зрения
- Нарушение слуха
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Нарушение интеллектуального развития (УО)
- Тяжелые нарушения речи (ТНР, ОНР)
- Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
- Расстройство аутистического спектра (РАС)
- Комплексное нарушение развития
Современные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития:
– время начала образования (время начала специального коррекционно-развивающего воздействия совпадает с моментом определения нарушения в развитии ребенка);
– содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, создание специальных методов и средств обучения;
– особая пространственная и временная организация, смысловая организация образовательной среды;
– определение квалифицированных специалистов разных профилей.
За последние годы произошли существенные положительные изменения в организации и содержании образования детей с ОВЗ, в частности на уровне дошкольного образования.
Можно выделить наличие негативных и позитивных тенденций в развитии системы образования детей имеющих особые образовательные потребности на протяжении всех этапов психического развития.
К негативным тенденциям следует отнести рост числа детей с нарушениями в развитии, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения, рост числа детей с невыраженными отклонениями в развитии, увеличение числа детей с комплексными нарушениями. Все это затрудняет определение их особых образовательных потребностей и разработку индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на конкретный вариант нарушения.
К позитивным тенденциям следует отнести закрепление особенностей организации образования детей с ОВЗ в нормативных правовых актах различных уровней; начало внедрения системы комплексной помощи детям, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей и создает возможности для осуществления инклюзивного обучения; наблюдающийся рост в использовании достижений высокотехнологичной медицины, который требует разработки новых коррекционно-развивающих технологий.
Причины необходимости системной поддержки детей с ОВЗ:
– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционно-развивающей помощи детям;
-необходимость совершенствования методов коррекционно-развивающей работы;
– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области
специального образования детей с ОВЗ);
– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с
ОВЗ.
Цель системы поддержки детей с ОВЗ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей в условиях дошкольного учреждения:
-максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;
-коррекция его психофизических недостатков;
-актуальное включение его в окружающую среду;
-подготовку к школьному обучению.
Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:
Психолого-педагогическая диагностика детей, сбор информации и составление банка данных на детей с ОВЗ;
Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;
Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;
Информирование родителей о результатах работы с детьми;
Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках
разработанной модели;
Проектирование последующей работы с детьми;
Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.
Сопровождение детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и предполагает:
1. Диагностику проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов.
2. Составление банка данных о детях с ОВЗ.
3. Консультации по запросу педагогов и родителей.
4. Рекомендации педагогам по организации коррекционно-развивающего процесса.
5.Консультации и рекомендации педагогам и родителям по итогам коррекционно-развивающей работы.
6. Разработка программ для индивидуальной работы.
7. Анализ совместной деятельности специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз
развития ребенка.
Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ:
1) Диагностико-прогностический;
2) Коррекционно-формирующий;
3) Оценочно-проективный.
1. Основные направления диагностико-прогностического этапа:
Информация о развитии и воспитании ребенка;
Всесторонняя оценка интеллектуального развития;
Диагностика развития психических функций;
Оценка психомоторного развития;
Оценка развития эмоционально-волевой сферы;
Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции;
Оценка характера и особенностей личности в целом;
Прогноз дальнейшего развития ребенка.
В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо делать для того, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе коррекционно-развивающей работы. Диагностическое обследование каждого ребенка с ОВЗ проводится всеми специалистами комплексного сопровождения ребенка, каждым в своей области.
По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется и пополняется в процессе сопровождения и включает:
- Договор ДОУ с родителями по комплексному сопровождению ребенка;
- Результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
- Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения;
- Динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
2. Коррекционно-формирующий этап (коррекционно-развивающая работа) предполагает ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через адаптированную индивидуальную программу комплексного сопровождения, составляется прогноз развития. В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза.
Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
1. Формирование и развитие умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра,
самообслуживание и др. Адаптация в социуме.
2. Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с
окружающими:
– развитие зрительно-моторной сферы;
– коррекция нарушений речевого общения;
– коррекция нарушений восприятия, памяти и внимания;
– коррекция нарушения эмоциональной сферы.
3. Развитие когнитивной сферы (познания, изучение, осознание):
– стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений;
– формирование готовности к обучению в школе.
3. Оценочно-проективный этап включает:
– оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;
– проектирование последующей работы с детьми.
В комплексном сопровождении развития ребенка педагоги являются «руководителями» сопровождения, т.к. именно они реализуют индивидуальную программу в повседневной работе с ребенком с ОВЗ.
Поэтому важнейшим направлением в работе с педагогами сопровождения являются:
– повышение психологической компетентности педагогов через различные формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии;
– оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации;
– взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности;
– разработки индивидуальных коррекционных программ, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности.
Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ:
Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Эффективные формы работы с родителями:
– консультации по запросу родителей;
– самодиагностика родительского отношения к детям;
– обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей;
– знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка;
– информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;
Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы.
Перспективы развития системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ)
Система поддержки детей с ОВЗ должна обеспечить:
– повышение в обществе инклюзивной культуры по отношению к лицам с ОВЗ, повышение значимости в общественном сознании получения качественного образования лицами с ОВЗ;
– доступность для всех категорий детей с ОВЗ качественного образования, способствующего удовлетворению их особых образовательных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
– совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности;
– социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с ОВЗ;
– подготовленность лиц с ОВЗ к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни;
– укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования лиц с ОВЗ;
Дети:
– позитивная адаптация к условиям ДОУ;
– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;
– эффективное формирование нарушенных функций;
– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;
– приобретение социального опыта.
Педагоги:
– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;
профессиональное самосовершенствование, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.
Родители:
– получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;
– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;
– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;
– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ.
Источник