Проблемы индивидуального развития ребенка с особыми нуждами

Решетова Светлана Сергеевна

ПеремиловскоеМДОУ

«Дети с особыми образовательными потребностями: проблемы, педагогические решения»

Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие.

Появление этого термина свидетельствует о взрослении нашего общества – оно поворачивается лицом ребенку, имеющему особенности развития, будь то ребенок с ограниченными возможностями или просто попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

В настоящее время вытесняется понятие аномального ребенка, ребенка с нарушениями в развитии, ребенка с отклоняющимся развитием. Общество больше не делится на «нормальное» большинство и «ненормальное» меньшинство.

Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия.

Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.

Итак, что же подразумевает термин «дети с особыми образовательными потребностями»?

Новый, еще не устоявшийся термин; возникает, как правило, во всех странах мира при переходе от унитарного общества к открытому гражданскому, когда общество осознаёт потребность отразить в языке новое понимание прав детей с нарушениями в психофизическом развитии, новое отношение к ним.

Данный термин призван вытеснить из широкого употребления термины «аномальные дети», «дети с нарушениями в развитии», «дети с отклонениями в развитии» и конкретизирующие их термины (дебил, идиот, даун, спастик, алалик, дизартрик и др.) как термины, указывающие на ненормальность, неполноценность человека.

Подтверждая отказ общества от деления людей на полноценное большинство и неполноценное меньшинство, новый термин закрепляет смещение акцентов в характеристике этих детей с недостатков, нарушений, отклонений от нормы на фиксацию их потребностей в особых условиях и средствах образования, указывает на ответственность общества за выявление и реализацию этих потребностей.

Термин «дети с особыми образовательными потребностями» используется как в широком социальном, так и в научном контексте. В научном контексте данный термин важен потому, что он ориентирует исследователей на «проницаемость» границ между науками об аномальном и нормальном ребёнке, так как детьми с особыми образовательными потребностями могут быть как дети с психофизическими нарушениями, так и дети, не имеющие таковых. В последнем случае особые образовательные потребности могут быть обусловлены социокультурными факторами.

Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии.

Дети с особенностями психофизического развития разделяются по следующим категориям:

– с нарушениями слуха (глухие, оглохшие, со сниженным слухом);

– с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, со сниженным зрением);

– с нарушениями интеллекта (умственно отсталые, с задержкой психического развития);

– с речевыми нарушениями;

– с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– со сложной структурой нарушений (умственно отсталые слепые или глухие, слепоглухонемые и др.);

– с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.

Логичным и обоснованным может быть принято определение, которое дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».

Ярким событием для мирового педагогического сообщества является прошедшая под эгидой ЮНЕСКО в 1994 г. в Испании (г. Саламанка) Всемирная конференция по образованию лиц с особами потребностями. В итоге в педагогику введен термин «инклюзия» и провозглашен принцип инклюзивного образования. Сегодня можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ООП в образовательном процессе обычных образовательных учреждений, но в большей мере перестройку системы массового образования и учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения образовательных потребностей всех категорий детей.

Если мы говорим об инклюзивном образовании, то имеем в виду, прежде всего, особые образовательные потребности у детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии.

Инклюзивное образование – это система образовательных услуг, которая базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права обучаться по месту проживания, что предусматривает обучение в условиях общеобразовательного учебного заведения.

Сторонники этой образовательной системы считают, что таким образом дети будут наилучшим образом подготовлены к реальной жизни. А скептики опасаются, что на педагогов будет возложена слишком большая ответственность за детей с ООП в то время, как сами педагоги не будут иметь соответствующей подготовки и необходимых ресурсов. И это приведет к тому, что детям с особенностями развития будет уделяться гораздо больше внимания, чем обычным детям – а значит общий уровень образования снизится.

Современные научные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития.

• Время начала образования – потребность в совпадении начала специального целенаправленного обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. (Так, если нарушение слуха или зрения ребенка выявлено в конце первого месяца его жизни, то немедленно должно начинаться и специальное обучение. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направляются исключительно на попытку лечения ребенка, реабилитацию средствами медицины.)

• Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. (Например, занятия по развитию слухо-зрительного и зрительного восприятия речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших детей, разделы по социально-бытовой ориентировке для слепых, слепоглухих и умственно-отсталых детей, разделы по формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.)

• Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, «пошаговом» обучение, чем этого обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка. (Например, использование дактилологии и жестовой речи при обучении глухих, рельефно-точечного шрифта Брайля при обучении слепых, значительно более раннее, чем в норме, обучение глухих детей чтению и письму и т. п. ;

• В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

• В продолжительности образования – потребность в пролонгированности процесса обучения и выход за рамки школьного возраста.

• В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей, нейро- и психофизиологов и др., во включение родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и их особая подготовка силами специалистов.

• Особая организация обучения.

– К таким детям необходимо подходить индивидуально, создавать им особые образовательные среды, например дети с ранним детским аутизмом нуждаются в создании особого структурированного обучения.

– Необходимо максимально расширить образовательное пространство за пределы специального образовательного учреждения, интегрировать ребенка в общество.

– Большая продолжительность процесса образования и выход его за пределы школьного возраста.

– Согласованное участие разных специалистов: психологов, врачей, социальных работников, преподавателей специальных дисциплин, а также привлечение к процессу воспитания и обучения родителей ребенка.

Дети с нарушениями – это не потерянные для общества люди. При особом образовательном подходе они способны социально адаптироваться, интегрироваться в общество, приносить ему пользу и быть счастливыми. Появление термина «ребенок с особыми образовательными потребностями» подчеркивает важность такого подхода.

Источник

Доклад

«Система поддержки детей с особыми образовательными потребностями:

достижения и перспективы развития»

педагог-психолог Паскаль М.Д.

Ребенок с особыми образовательными потребностями – это термин, который возник в связи с необходимостью отразить в языке отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав. В настоящее время он вытесняет из широкого употребления термины «ребенок с нарушениями в развитии», «ребенок с отклонениями в развитии» и является тождественным термину «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).

Категории детей с ОВЗ

  1. Нарушение зрения
  2. Нарушение слуха
  3. Задержка психического развития (ЗПР)
  4. Нарушение интеллектуального развития (УО)
  5. Тяжелые нарушения речи (ТНР, ОНР)
  6. Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)
  7. Расстройство аутистического спектра (РАС)
  8. Комплексное нарушение развития

Современные представления позволяют выделить общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психо-физического развития:

– время начала образования (время начала специального коррекционно-развивающего воздействия совпадает с моментом определения нарушения в развитии ребенка);

– содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, создание специальных методов и средств обучения;

– особая пространственная и временная организация, смысловая организация образовательной среды;

– определение квалифицированных специалистов разных профилей.

За последние годы произошли существенные положительные изменения в организации и содержании образования детей с ОВЗ, в частности на уровне дошкольного образования.

Можно выделить наличие негативных и позитивных тенденций в развитии системы образования детей имеющих особые образовательные потребности на протяжении всех этапов психического развития.

К негативным тенденциям следует отнести рост числа детей с нарушениями в развитии, расширение распространенности функциональных нарушений и хронических заболеваний у обучающихся во все периоды их обучения, рост числа детей с невыраженными отклонениями в развитии, увеличение числа детей с комплексными нарушениями. Все это затрудняет определение их особых образовательных потребностей и разработку индивидуального образовательного маршрута, ориентированного на конкретный вариант нарушения.

К позитивным тенденциям следует отнести закрепление особенностей организации образования детей с ОВЗ в нормативных правовых актах различных уровней; начало внедрения системы комплексной помощи детям, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения детей и создает возможности для осуществления инклюзивного обучения; наблюдающийся рост в использовании достижений высокотехнологичной медицины, который требует разработки новых коррекционно-развивающих технологий.

Причины необходимости системной поддержки детей с ОВЗ:

– поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционно-развивающей помощи детям;

-необходимость совершенствования методов коррекционно-развивающей работы;

– недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области

специального образования детей с ОВЗ);

– недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с

ОВЗ.

Цель системы поддержки детей с ОВЗ – создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей в условиях дошкольного учреждения:

-максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями;

-коррекция его психофизических недостатков;

-актуальное включение его в окружающую среду;

-подготовку к школьному обучению.

Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ:

Психолого-педагогическая диагностика детей, сбор информации и составление банка данных на детей с ОВЗ;

Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

Определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка;

Информирование родителей о результатах работы с детьми;

Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках

разработанной модели;

Проектирование последующей работы с детьми;

Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей.

Сопровождение детей с ОВЗ ведется в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и предполагает:

1. Диагностику проблемных сфер развития детей по запросам родителей и педагогов.

2. Составление банка данных о детях с ОВЗ.

3. Консультации по запросу педагогов и родителей.

4. Рекомендации педагогам по организации коррекционно-развивающего процесса.

5.Консультации и рекомендации педагогам и родителям по итогам коррекционно-развивающей работы.

6. Разработка программ для индивидуальной работы.

7. Анализ совместной деятельности специалистов ПМПк, педагогов, родителей. Прогноз

развития ребенка.

Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ:

1) Диагностико-прогностический;

2) Коррекционно-формирующий;

3) Оценочно-проективный.

1. Основные направления диагностико-прогностического этапа:

Информация о развитии и воспитании ребенка;

Всесторонняя оценка интеллектуального развития;

Диагностика развития психических функций;

Оценка психомоторного развития;

Оценка развития эмоционально-волевой сферы;

Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции;

Оценка характера и особенностей личности в целом;

Прогноз дальнейшего развития ребенка.

В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо делать для того, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе коррекционно-развивающей работы. Диагностическое обследование каждого ребенка с ОВЗ проводится всеми специалистами комплексного сопровождения ребенка, каждым в своей области.

По завершении диагностики на каждого ребенка оформляется папка, которая ведется и пополняется в процессе сопровождения и включает:

  1. Договор ДОУ с родителями по комплексному сопровождению ребенка;
  2. Результаты диагностики (протоколы обследования, заключения специалистов, представления на ребенка специалистов ПМПк);
  3. Индивидуальный образовательный маршрут сопровождения;
  4. Динамические результаты развития, заключения специалистов по окончании сопровождения и рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.

2. Коррекционно-формирующий этап (коррекционно-развивающая работа) предполагает ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через адаптированную индивидуальную программу комплексного сопровождения, составляется прогноз развития. В конце курса реализации программы проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза.

Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

1. Формирование и развитие умений и навыков разных видов деятельности: общение, игра,

самообслуживание и др. Адаптация в социуме.

2. Развитие эмоционального, речевого, предметно-действенного и игрового общения с

окружающими:

– развитие зрительно-моторной сферы;

– коррекция нарушений речевого общения;

– коррекция нарушений восприятия, памяти и внимания;

– коррекция нарушения эмоциональной сферы.

3. Развитие когнитивной сферы (познания, изучение, осознание):

– стимуляция сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений;

– формирование готовности к обучению в школе.

3. Оценочно-проективный этап включает:

– оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ;

– проектирование последующей работы с детьми.

В комплексном сопровождении развития ребенка педагоги являются «руководителями» сопровождения, т.к. именно они реализуют индивидуальную программу в повседневной работе с ребенком с ОВЗ.

Поэтому важнейшим направлением в работе с педагогами сопровождения являются:

– повышение психологической компетентности педагогов через различные формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии;

– оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации;

– взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности;

– разработки индивидуальных коррекционных программ, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности.

Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ:

Сотрудничество с родителями – очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Эффективные формы работы с родителями:

– консультации по запросу родителей;

– самодиагностика родительского отношения к детям;

– обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей;

– знакомство семьи с индивидуальной программой развития ребенка;

– информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы;

Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы.

Перспективы развития системы поддержки детей с особыми образовательными потребностями (детей с ОВЗ)

Система поддержки детей с ОВЗ должна обеспечить:

– повышение в обществе инклюзивной культуры по отношению к лицам с ОВЗ, повышение значимости в общественном сознании получения качественного образования лицами с ОВЗ;

– доступность для всех категорий детей с ОВЗ качественного образования, способствующего удовлетворению их особых образовательных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;

– совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности;

– социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с ОВЗ;

– подготовленность лиц с ОВЗ к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни;

– укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования лиц с ОВЗ;

Дети:

– позитивная адаптация к условиям ДОУ;

– динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу;

– эффективное формирование нарушенных функций;

– развитие личности ребенка, развитие навыков общения;

– приобретение социального опыта.

Педагоги:

– развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ;

профессиональное самосовершенствование, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей.

Родители:

– получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ;

– адекватность установок в отношении перспектив ребенка;

– информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ;

– приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ.

Источник