Проблема социально коммуникативного развития ребенка

Проблемы социально-коммуникативного развития

старших дошкольников с ОНР.

При работе с детьми с ОВЗ мы сталкиваемся с нарушениями в сфере общения, низким уровнем социальной адаптации, недостаточной сформированностью социальных умений. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Особенно остро эти проблемы стоят у дошкольников с ОНР. Результаты ряда исследований свидетельствуют о наличии определенных нарушений в личностно-эмоциональной сфере ребенка – это повышенная тревожность, хроническое эмоциональное напряжение, неуверенность в себе, зависимость от чужого мнения, в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно поставить себя на место обиженного и почувствовать, что испытывает другой.

Специфика нарушений процесса социальной адаптации детей с ОНР обусловлена трудностями поведения, недоразвитием смысловой стороны речи, являющейся основным средством общения, особенностями самовосприятия и самооценки, особенностями восприятия и понимания личности других людей.

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

  • содержание игр изменилось, часто дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами;
  • произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
  • отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Все эти особенности препятствуют формированию социально-коммуникативных умений дошкольников. Поэтому работа педагога должна быть направлена на их развитие:

  • умение организовывать общение:
  • включающее умение слушать собеседника,
  • умение эмоционально сопереживать,
  • проявлять эмпатию,
  • умение решать конфликтные ситуации;
  • умение пользоваться речью;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Реабилитационная функция работы педагога должна быть направлена на создание условий развития социальных умений дошкольников. К ним относятся социальная ситуация развития, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная игровая деятельность, которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Нами были рассмотрены и сопоставлены проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников и особенности психофизического развития дошкольников.

Проблемы социально-коммуникативного развития

старших дошкольников с ОНР

Особенности

психофизического развития дошкольников с ОНР

– трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

– общая соматическая ослабленность;

– речевая недостаточность;

– напряжённые отношения со сверстниками;

– замкнутость, застенчивость, нежелание публичности;

– дети критичны к своему дефекту;

– неумение собирать, анализировать и оценивать материал;

– неумение решать проблемные или конфликтные ситуации;

– у детей снижена вербальная память и продуктивность запоминания;

– дети отстают в развитии словесно-логического мышления;

– неумение задавать вопросы, вести беседу;

– низкий познавательный интерес к окружающей жизни;

– дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

– низкий уровень развития волевой сферы, индивидуальные особенности отношений в среде сверстников.

В дошкольных учреждениях этим вопросам уделяется особое внимание. Так, организованная образовательная деятельность, направленная на речевое развитие, призвана обогащать речь дошкольников. Педагоги проводят работу по расширению словарного запаса детей, развитию звуковой культуры и связности речи, грамматического строя и т. д.

Решая проблему социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР, целью нашей работы стало развитие коммуникативных навыков, направленных на сверстника. Это обогащение опыта совместной деятельности и расширение форм общения между детьми.

Нами были поставлены следующие задачи:

  • развитие связной диалогической и монологической речи;
  • развитие навыков ситуативно-делового общения;
  • развитие умения выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета;
  • формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
  • обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
  • развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
  • развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки.

Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение. Общаясь со взрослыми, ребенок овладевает речевыми нормами, узнает новые слова и словосочетания. Однако усвоенные слова могут остаться у дошкольника в пассиве. Чтобы пассивный потенциальный словарь стал активным, нужна жизненная потребность, которая возникает у ребенка, когда он общается со сверстниками. Разговаривая со взрослым, дошкольник не прикладывает особых усилий для того, чтобы его поняли. Взрослые всегда постараются найти с ним общий язык! Другое дело – сверстники. Они не будут пытаться угадывать желания и настроение друг друга. Именно потребность быть услышанным делает речь дошкольников более понятной.

Одной из форм организации образовательного процесса с детьми, где ребенок может проявить свою речевую активность, является общение в ходе утреннего сбора как важного режимного момента.

Для достижения наилучших результатов в вопросе формирования речевых навыков применяются различные технологии. Одной из которых является «Утренний сбор» (программа «Сообщество»), автор Колин Бейн. Данная технология рассчитана на детей школьного возраста. Нами были взяты элементы «Утреннего сбора» и адаптированы к работе с дошкольниками.

Соотношение проблем социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ и задач, решаемых с помощью «Утреннего сбора» показано в таблице.

Проблемы социально-коммуникативного развития старших дошкольников с ОНР

Задачи, решаемые с помощью

технологии «Утренний сбор»

– трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками;

– развитие словарного запаса;

– развитие стремления у детей выражать свое отношение к окружающему, умение самостоятельно находить для этого различные речевые средства;

– напряжённые отношения со сверстниками;

– создание комфортного социально-психологического климата в детском коллективе;

– неумение решать проблемные или конфликтные ситуации;

– умение слушать собеседника и эмоционально сопереживать;

– умение адекватно реагировать на реплики, обращаясь непосредственно друг к другу;

– умение решать проблемные или конфликтные ситуации;

– развитие саморегуляции;

– замкнутость, застенчивость, нежелание публичности;

– приобретение опыта публичного выступления;

– неумение собирать, анализировать и оценивать материал;

– умение анализировать и оценивать излагаемый материал;

– неумение задавать вопросы, вести беседу;

  • умение быстро реагировать на вопросы;

– умение запрашивать информацию;

– умение работать с изученной информацией;

– дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы.

– формирование таких качеств, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

Представляем этапы и задачи технологии.

Технология «Утренний сбор»

  1. Сбор (звонит колокольчик)
  2. Выбор приветствия, приветствие
  3. Обмен информацией (новости)
  4. Заслушивание сообщения
  5. Обсуждение, вопросы по сообщению
  6. Групповая деятельность (игра)
  7. Пожелания на предстоящий день

В совместной деятельности с детьми мы ввели традицию собираться в круг под звон колокольчика. Это время мы назвали – «Время круга».

Для установления эмоционального контакта мы начинаем «Время круга» с приветствия. Нами подобраны различные приветствия: вербальные и невербальные. Приветствуя друг друга, дети выражают чувство радости от встречи, высказывают комплименты, пожелания.

Следующий этап – обмен информацией или «Ежедневные новости». Часто новости предлагаются не в чистом виде, а зашифрованные в виде символов или картинок. В ходе этого этапа педагог сообщает воспитанникам информацию:

– о календарных событиях (времени года, дате, дне недели, изменениях погоды);

– о плане деятельности на текущий день (чем они будут заниматься, что делать и т. д.);

– об особом событии – дне рождения одного (или нескольких) из воспитанников. Таким образом, тематика новостей может быть самой разнообразной, но, как правило, она совпадает с тематической неделей и задаёт настроение дальнейшей беседе, а так же настраивает детей на активное общение между собой.

Третий и наиболее значимый этап – заслушивание сообщений. Основной темой данного этапа являются “Добрые дела”. Выступающий определяется заранее и вместе с педагогом или с помощью родителей готовит сообщение. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни. Затем педагог организует обсуждение. На этом же этапе возможна работа над проектами:

– обсуждение темы будущего проекта, постановка проблемы;

– обмен информацией по теме проекта;

– презентация проекта, обсуждение результатов работы.

Четвёртый этап утреннего сбора – групповая игра. На этом этапе проводятся игры на развитие социально-коммуникативных навыков, на развитие умений решать проблемные ситуации, на развитие навыков саморегуляции, укрепление дружеских чувств и т.д. После окончания игры необходимо с детьми сделать вывод. Обсудить, что получилось, а что нет.

Последний этап – пожелания на предстоящий день. В ходе свободного общения дети могут высказаться и выслушать друг друга, получая удовольствие от общения; сопереживать друг другу; выбирать собеседника по своему желанию.

Может показаться, что на утренний сбор уходит много времени. Но можно с уверенностью сказать, что это не так. Всё зависит от находчивости и компетентности воспитателя. Педагогам утренний сбор дает возможность создать атмосферу доброжелательности и коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты.

Утренний Сбор помогает многим ребятам проявить самостоятельность, повысить самооценку, стать значимым в коллективе. Утреннее общение для дошкольников – это, прежде всего возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Таким образом, утренний сбор – один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется словарный запас. И самое главное решаются задачи развития социально-коммуникативной компетентности.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Социально-коммуникативное развитие дошкольников на сегодняшний день является одной из особенно значимых сфер работы педагогов и психологов. Актуальность рассматриваемой темы подтверждается и принятыми образовательными стандартами, в которых социально-коммуникативное развитие отнесено к основным направлениям развития дошкольника.

Дошкольное детство, является сензитивным периодом формирования коммуникативной деятельности ребенка, через общение со взрослыми и сверстниками, в игре под руководством взрослого, потом самостоятельно со сверстниками и взрослыми.

Современные дети дошкольного возраста испытывают трудности в установлении контактов со сверстниками, выражении своих чувств и эмоций, что связано с возрастающей зависимостью от телевизора и компьютера. Кроме этого исследования в области развития личности дошкольника актуализируют трудности общения и конфликтные взаимоотношения, низкий социометрический статус, эмоциональное неблагополучие дошкольников.

Таким образом, цель нашего исследования: изучение уровня социально-коммуникативного развития дошкольников, теоретическое обоснование, составление и апробирование программы социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Понятие социально-коммуникативное развитие и его содержание рассмотрены как в работах ученых (авторские позиции – О.П. Гаврилушкиной, С.В. Гавриш, Л. Н. Галигузовой, Т.А. Репиной, Е. О. Смирновой, Р. Б. Стеркиной и др.) так и в стандарте дошкольного образования (направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; и др. [1]).

Обобщая точки зрения ученых, мы приходим к выводу о том, что социально-коммуникативное развитие дошкольника осуществляется под воздействием взрослого, которому принадлежит роль руководителя и организатора социализации ребенка; освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

О.А. Вахрамеева, описывает и субъективную сторону социально-коммуникативного развития ребенка, которая, по мнению ученого, проявляется в его «положительном самоощущении» [2].

Точки зрения ученых сводятся к тому, что развитие личностных, индивидуальных особенностей дошкольника, становление его нравственных ценностей происходит в рамках социально-коммуникативного развития. Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольника – это процесс усвоения и дальнейшего развития ребенком социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшей социализации и включения в систему общественных отношений.

Существует несколько точек зрения на особенности психолого-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников: О.А. Вахрамеевой, С.А. Козловой [3] и др.. Авторы указывают целевые ориентиры социально-коммуникативного развития дошкольников (активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх; и др.); направления работы: формирование представлений о социальном мире и о самом себе; воспитание социальных чувств; воспитание активной социальной позиции.

Проанализировав формы, средства и методы работы, предложенные в исследованиях Бабаевой Т.И., Лисиной М.И., Смирновой Е.О., Урунтаевой Г.А. и других, мы пришли к выводам о содержании психолого-педагогической работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников, которое представлено – диагностической деятельностью, консультативной, просветительской, коррекционно-развивающей деятельностью (игровая деятельность, детская исследовательская деятельность, изобразительная, предметная, коммуникативная).

Список литературы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Официальный сайт компании «Консультант Плюс»]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?Frame=1 129503

2.Вахрамеева О.А. Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. – № 1 (29). – С. 67-70.

3.Козлова С.А. Я – человек: программа социального развития ребенка/С.А. Козлова. – М., 2004. – 44с

Источник

Проблема социально- коммуникативного развития у детей младшего дошкольного возраста

Автор: Депланьи Татьяна Александровна

Организация: МДОУ №3 «Воробушек»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

Процесс социализации является одним из ключевых направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Начиная с младшего возраста воспитанников, педагоги стараются решить задачи социально-личностного развития детей при помощи различных методов и технологий.

Начальный социальный опыт общения с другими становится основой для развития личности ребенка, определяет особенности поведения человека в будущем, умения принимать и понимать других людей, степень его открытости миру.

Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, с окружающими. В этот период ребенок активно накапливает свой первый опыт самостоятельных, социально-ориентированных поступков, делает первые шаги в освоении принятых в обществе этических норм и правил. Социальное развитие рассматривается многими исследователями, как центральное направление образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В результате правильно выстроенного педагогического процесса, направленного на социально-личностное развитие детей, у дошкольников формируется начальная социально-коммуникативная компетентность, проявляющаяся в готовности детей решать задачи сотрудничества, проявлять эмпатию, взаимопонимание и доброжелательное отношение ко взрослым и сверстникам.

Понятие «социализация» можно определить как овладение индивидом в процессе взаимодействия с социальной средой механизмами социального поведения и усвоения общепринятых норм. Благодаря высокой восприимчивости детей дошкольного возраста к усвоению социальных норм и правил поведения, которая основана на подражании значимым взрослым, а также быстрому усвоению нового материала из-за пластичности нервной системы, в дошкольном возрасте создаются благоприятные возможности для успешного социально-нравственного воспитания и развития личности ребенка.

По определению И.С. Кона, социализация – это: «Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».

С точки зрения А. В. Мудрика социализация – это: «Процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром». Проявление социальной активности ребенка является показателем социально-коммуникативного развития, без которой невозможно появление новых личностных новообразований.

Социальная активность рассматривается как готовность личности к социальным действиям в сфере социальных отношений (М.И. Рожков), как нравственное и творческое выполнение личностью социальных функций (Т.С. Лапина). Именно активное, творческое начало в освоении общепринятых норм и правил, в отношении со взрослыми людьми и со сверстниками является важнейшим условием эффективного процесса социализации детей дошкольного возраста.

Основное внимание педагоги и специалисты ДОО должны обратить на эмоциональное благополучие ребенка в группе дошкольного образовательного учреждения, его умение активно вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками на основе понимания их чувств и переживаний, ориентировку в нравственных нормах и правилах, позитивное отношение к себе.

В раннем детстве ребенок в совместной деятельности со взрослыми осваивает основные предметные действия, в то же время поведение взрослых, характер их отношений между собой, способы их действий, манеры становятся образцом для подражания. В раннем детстве ребенок еще не осознает роль взрослого, также нет осознания самого себя, еще не усвоены нормы и правила поведения, принятые в обществе. Но уже на стыке раннего и дошкольного возраста ярко проявляется стремление у ребенка к самостоятельности, возникают собственные желания, которые осознаются им.

Взрослый человек является образцом для ребенка, который постепенно начинает действовать «как большой», ему хочется подражать взрослым, их действиям, отношениям. Именно это стремление становится основой всех новообразований в социально-коммуникативном развитии ребенка.

ФГОС ДО определяет основные задачи социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста: «Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

В младшей группе социально-коммуникативное развитие проходит при максимальной поддержке воспитателя, который наравне с родителями воспитанников выступает в качестве образца и эталона для усвоения этических норм и правил для детей младшего дошкольного возраста. В то же время ребенок все более активно проявляет интерес к окружающим его людям, в его развитии значимую роль начинает играть общение со сверстниками.

В ходе реализации процесса социализации детей младшего дошкольного возраста решаются следующие педагогические задачи:

  • придание отношениям детей со взрослыми и со сверстниками положительной направленности;
  • поддержка и развитие стремления ребенка к общению;
  • обогащение личного практического опыта ребенка;
  • постоянное приучение ребенка к положительным поступкам;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости на состояние других людей;
  • освоение способов взаимодействия со сверстниками в повседневном общении и в игре;
  • выполнение элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Важным условием эффективного социального развития становится создание доброжелательной, комфортной психо-эмоциональной обстановки в группе детского сада, ощущения безопасности у ребенка. В результате усвоения социальных норм и правил в младшем дошкольном возрасте, ребенок научится доброжелательному отношению к взрослым и сверстникам, станет социально активным: младший дошкольник любознателен, охотно начинает общение по различным поводам, быстро преодолевает негативное настроение, повторяет одобренные действия. [60]

«В развитии общения дошкольники преодолевают три ступеньки: от ситуативно-делового общения к внеситуативно – познавательному, а от него – к высшему достижению дошкольного детства – внеситуативно-личностному общению». М. И. Лисина, разрабатывая проблему общения детей дошкольного возраста со сверстниками, считает, что: «Деятельности общения соответствует особая коммуникативная потребность, выражающаяся в стремлении к познанию себя и другого. Основными критериями становления данной потребности являются: интерес к другому ребенку; эмоциональный отклик на его действия; стремление привлечь внимание к себе. При наличии правильно организованной психолого-педагогической деятельности у ребенка должны сформироваться следующие коммуникативные умения: готовность ребенка к общению, наличие моделей поведения, умение расположить к себе; легкость вступления в контакт, общение на вербальном уровне, умение выразить свою доброжелательность; инициативность общения – стать ведущим, повести за собой; выразительность общения – мимика, жесты, интонация; эмпатия – умение сопереживать партнеру, чувствовать состояние другого ребенка, болеть за партнера, подбадривать его, уметь утешить; адекватная оценка – положительная самооценка в ситуации успеха».

В результате исследований развития общения дошкольников Е. О. Смирнова выделяет 3 группы детей, имеющих разные уровни коммуникативных навыков: «1 группа: дети с высоким уровнем развития коммуникативных способностей. Эти дети с большим желанием вступают в контакт со сверстниками, обладают организаторскими способностями, в общении со сверстниками чувствуют себя уверенно и непринужденно, всегда готовы помочь. Дети, составляющие эту группу, привлекают внимание окружающих. Как правило, не только хорошо знают и эмоционально принимают социальные нормы и правила, но и умеют в соответствии с ними выстраивать свое поведение, налаживать коммуникативное взаимодействие, как с детьми, так и со взрослыми, что дает им возможность пользоваться авторитетом среди детей. Эти ребята положительно относятся к группе сверстников, которая обеспечивает им чувство эмоционального комфорта и защищенности.

2 группа: дети не отличаются высоким уровнем развития коммуникативных способностей, для них характерен небольшой круг общения. Такие дети хорошо знают нормы и правила общения, но в силу некоторых индивидуальных особенностей (стеснительность, тревожность) они не всегда могут организовать коммуникативное взаимодействие, хотя их отличает высокая направленность на общение. Такие ребята стараются избегать конфликтных ситуаций. Дети данной группы доброжелательны, открыты, отзывчивы, что позволяет им пользоваться авторитетом в группе сверстников.

3 группа: У ребят этой группы низкая эмпатийная способность приводит к повышенной конфликтности в группе сверстников. Такие ребята неохотно контактируют со сверстниками, часто предпочитают только одного партнера по общению. Они не обладают организаторскими способностями. Такие дети не могут привлечь в свою деятельность большое количество сверстников. Коммуникативные способности детей данной группы недостаточно развиты, хотя у них есть желание общаться со сверстниками, они не всегда хорошо знают нормы и правила, необходимые для общения с окружающими, и поэтому не могут организовывать общение. Если же им это удается, то такая совместная деятельность распадается очень быстро, часто конфликтными ситуациями. Однако следует отметить то, что нередко такие ребята находят эмоциональную поддержку в лице взрослого».

Исследования Е.О. Смирновой показали, что: «Наиболее важными чертами, отличающими популярных детей от непопулярных, в дошкольном возрасте, является не интеллект и творческие способности, а нравственные качества (доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить и т.д.)».

У детей, которые отвергаются сверстниками, напротив, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении – доказать, свое превосходство или защитить свое Я. Такая защита может принимать разные поведенческие формы и вызывает разные трудности в общении: от яркой агрессии до полного ухода в себя (что выражается в замкнутости и застенчивости).

Одни дети стремятся продемонстрировать свое преимущество в физической силе, при обладании различными предметами, поэтому они часто дерутся, ломают чужие игрушки или отнимают их, пытаются командовать сверстниками.

Другие – напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения со сверстниками. Но во всех случаях эти дети сосредоточены на своем «Я».

В. Я. Зедгенидзе указывает на то, что: «Причины нарушения общения дошкольников со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося неблагополучия в развитии ребенка. Например, ребенок слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, в результате чего возникают коммуникативные барьеры».

Другой, широко распространенный вариант – агрессия, плохо контролирующий свое поведение ребенок, склонный к конфликтам.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. Дадим им характеристику:

1 тип – неуравновешенное поведение, как правило, характерное для легковозбудимых детей. Конфликты со сверстниками у них проявляются во вспышках ярости, громком плаче, глубокой обиде. Быстро вспыхивая, они так же быстро утихают. Эмоциональная несдержанность и импульсивность таких детей часто приводит к конфликтам и дракам.

2 тип – характеризуется нежеланием общаться. Обида, неприязнь долго держатся в памяти у этих детей, но в проявлении своих отрицательных эмоций они более сдержанны. Эти дети старательно избегают общения, предпочитая наблюдать за событиями в группе издалека. Все попытки вовлечь такого ребенка в игру или любую другую совместную деятельность вызывает отрицание и демонстрацию показного безразличия ко всем, за которой маскируется испуг и неуверенность в себе.

3 тип – наличие у детей разнообразных страхов. Ребенок мало контактен, тревожен, испытывает стойкие страхи или наоборот, начинает проявлять излишне агрессивное поведение. Это вызывает оторжение со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников, это усиливает агрессию ребенка и круг замыкается. Ребенка записывают в «трудные», а сам малыш «замыкается в себе», его не волнуют страдания окружающих, ведь его никто не старается понять.

Таким образом, мы видим, что социально-коммуникативное развитие дошкольников включают большое разнообразие компонентов.

Нарушения общения дошкольников, возникают на почве уже имеющегося неблагополучия в развитии ребенка. Поскольку воспитание в широком смысле осуществляется через деятельность, то разные виды деятельности можно условно назвать средствами социально-коммуникативного развития.

К ним относятся:

− совместная продуктивная и творческая деятельность, предполагающая наличие контактов перед предстоящей работой и в процессе выполняемой деятельности;

− театрализованные представления детей, как способ развития разнообразных видов речи и средств выразительности, а так же развития рефлексии и эмпатии;

− трудовая и повседневная деятельность;

− специально моделируемые занятия и ситуации;

− игры и игровые упражнения.

В связи с тем, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, а в нашем исследовании в соответствии с гипотезой, является средством социально-коммуникативного развития, остановимся на ней подробнее.

Опубликовано: 07.09.2020

Источник