Проблема развития способностей ребенка

– . – .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1. – –

1.1 –

1.2

1.3 –

, , , .

, , — , , , . .

, . , , .

: ” “.

, , .

– . . .. , .. , .. ., – . , , , , , , , .

, , , (, , , , ), (, , , , , ) (, , , ).

, : , ( , , , ), – ( , , , ) . .

.. , .. , .. , .. , .. , .. , .. .

, , .

, .

.. , .. , .. , , , , . : , , , , , .

, , .

, , , , , , .

, : – ( 39 . ).

: – – .

: – .

: – .

: – , :

– , ;

– , , , , , ;

– , ;

– .

, , :

1) ;

2) –

3) – ;

4) – .

: , , , , , , .

:

– .. , .. , .. , .. , .. , .. , .. ;

– .. , . , .. , .. ;

– .. , .. , .A. , .. . , ;

– .. , . . .. – , .. , .. , .. ;

– .., .., .. . . – .

39 . .

40 , , .

: , , , , .

1. – –

1.1 –

(, , ). ” “.

( .., ., .. .) , , , . ( .., .., .. .) .

.. , , . , , , . , , , .. [18, . 63].

, , , ( .., .., .. .). ( .., .., .. .) , , , .

( .., A.M., ..) , .

.. : – , , … [40, . 23].

, – , , , .

( .., .., .. .), , , , , .

– , , [56, c. 174].

, , , , .. 21 : 1) ; 2) .

– , , [37, . 32].

. , , . , , . , , , , . , , – , , . , , , . , :

1. – ( , ).

2. – .

3. – ( , , ).

4. – [48, . 136].

.. , , , , :

1. , .

2. , .

3. , .

4. , .

5. .

6. .

7. .

8. .

9. .

10. , , , .

11. ˸ .

12. .

13. [42, . 48].

, ( ) ( ) , :

1. .

2. .

3. .

4. .

5. .

6. .

7. .

8. .

9. [26, . 48].

, . , [28, c. 27].

– , .

.

, . . , .

. , , . .

– , , , .

. , , . .. , .

:

1. .

2. .

3. .

, , – .

– , , , ; .

, . .

. :

1. .

2. , .

. . : , , , , , , , , . , [58, . 88].

. . . , . . , , . [56, . 121].

.. : , [62, . 79].

– . (, , ), (, ), ( , , ). , . , – . , – , . [10, . 78].

. . :

* ;

* ();

* ;

* ;

* ;

* .

. . : , , , [42, . 156].

.. , – , , . – . , . , , , , [61, . 67].

.. : 1 () – , ; 2 – ; 3 – . [56, . 31]

.. , – , , [28, . 94]. , , , , , , . , , – , (, , , ) [31, .8].

.. , – , , [27, .83].

.. , .. , .. , B.C. , .. . . .

– .

. . , – , , .

, – . .. , , -: , . , . , , . , , , , , , . , , , , , . , . , [1].

– . , , .. , .. , .. , .. , .. , .

.

, , , (, , , ), , ( , , ). .. , [2].

– . – , , .

– , – [3, . 147]. , . ( , ) (, ), . . – – – , , , [4, . 86].

– — – , , , [5].

– . .

– (.. , .. , .. , .. , .. ) : ( ), – ( ).

, ( 1).

1 –

, , – . , , . , , , , , . .. , , .

– , ; – ; , , , , , . – .

1.2

, . . , .

, , -, , , , , , , , , .

, . , , . , . , , , , , , , , . , . , , , .

, . . . : , , , , . , , : ” “.

, , , , , .

.. : , . , , . [31, .68].

.

— . , , . – , , – .

, , , . , , 3–4- , . , .

, . , . , — .

, . , , (, , , , ), (, , , , , ) (, , , ).

, , , , ..

, , , . . , . .

, “” . , .. , , . “” , . . , “” . , , . () , , , – . , , .

, “” , . , , , , , , . – .

, , . , , , , . – . , , . , . . . , , . , , .

, .

, , , . , , .

, , , , . , , , . , , , , , .

1.3 –

(3 – 4 ) . . , . . , [25].

: . – . . – , . .

– . .

.

, , .

. , .

.

, .

. .

.

– . , , .

, . , .

, , , . , , 3-4 , . , .

, , .

, – , , , . .. – . . , , .

5-6 2-3 , , , .. . . , , , . . – . , – , , .

: .

. , . – , , . , , .. .

, – : , , – , – ..

. . , .

, , , . , – , , , , .

– , .

. , , , , . , . [30, C. 25].

, . , , , . , . .

. .

, . , , . ( , ).

, , , , , , , [17, C. 23].

. , . , , . .

, , , .

1. – .

, , , . , .

, , – , . : , , .

2. – .

, , , , .

. , , , , , . . , .

– , , , . . , , .

, . , . , . .

3. – . , . , . , , , .

4. – .

, , , . , .

, .

:

) ;

) , ;

) , , ;

) , (, , );

) .

– , , , , , . . .. , , , – . , [18, . 24].

  • – . . – 5-6 .

    [67,0 K], 18.09.2008

  • . . – .

    [1,1 M], 12.11.2012

  • – . – .

    [4,2 M], 25.10.2017

  • . . .

    [76,9 K], 18.05.2015

  • . – .

    [253,7 K], 15.01.2012

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Клюева Юлия Александровна

воспитатель

ГБДОУ № 47

Кировского района

Санкт-Петербурга

Проблема развития творческих способностей

у детей дошкольного возраста

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на необходимости создания оптимальных условий для воспитания активности творческой личности.

Ключевые слова:, творческие способности детей дошкольного возраста.

Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не теряет свою актуальность по сей день. Современное общество предъявляет высокие стандарты к развивающейся личности: творческий потенциал, способность принимать нестандартные решения, владеть ситуацией новизны, расширять границы известного. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте являются базой для обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности. Высокий уровень интеллектуального развития, способности к творчеству, умению самостоятельно познавать – это является основными факторами успешного обучения предупреждения школьной дезадаптации. По мнению российских и зарубежных исследователей в области детской психологии (Д. Гильфорда, Е. Торренса, Е. Богоявленской и др.), именно период от рождения ребёнка до 6 лет имеет решающее значение для его будущей жизни. Считая, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.

Говоря о творческих способностях, многие люди под этим понимают способность к различным видам художественной творческой деятельности. Например, умение красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п.

Стоит отметить, что элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, а значит, понятие «творческие способности» необходимо применять не только в вопросах художественных творческих

способностей, но и в математических творческих способностях, в технических творческих способностях и т. д.

Таким образом, под «творческими способностями» мы можем понимать индивидуальные особенности качества человека, необходимые для успешного выполнения им творческой деятельности. Развитие творческих способностей предполагает их совершенствование, то есть достижение новых ступеней качества в своём развитии. Стоит отметить, что творческие способности человека могут развиваться как спонтанно, то есть сознательно не контролируемый и неуправляемый процесс развития способностей, без заранее продуманного плана целенаправленных действий, так и организованно: сознательные действия, направленные именно на развитие соответствующих способностей.

В своём учебном пособии по практической психологии Р.С. Немов отмечает, что «любые способности не только проявляются, но и развиваются в том виде деятельности, которым под влиянием возникшего интереса занялся человек».

Таким образом, можно сделать вывод, что творческие способности -это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Наличие наилучших условий для их развития ведёт к наиболее полному усвоению необходимых знаний, умений, навыков, благоприятствуют успешному выполнению определённой деятельности и, в соответствии с этим, эффективному развитию способностей.

Говоря о формировании способностей, нужно остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует совершенствовать творческие способности детей. Психологи называют разные сроки от полутора до 5 лет. Также есть предположение, что развивать творческие способности нужно с самого раннего возраста. Это предположение обретает доказательство в физиологии.

Однако возможности развития способностей, добившись максимума в «момент» созревания, не остаются стабильными. Если эти способности не используются, то они начинают теряться, деградировать и тем скорее, чем меньше функционирование.

Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимался проблемой развития творческих способностей детей. Именно он именовал это явление НУВЕРС

(Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЕРС особенно плохо воздействует на формирование творческих способностей.

Разрыв во времени меж моментом созревания структур, нужных для формирования творческих возможностей и истоком целенаправленного развития данных возможностей ведёт к суровому затруднению их развития, замедляет его темпы и ведёт к понижению качественного уровня развития творческих способностей. По мнению Б.П. Никитина, именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врождённости творческих способностей, так как традиционно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности активного развития творческих способностей. И незначительное количество в обществе людей с высочайшими творческими возможностями объясняется тем, что в детстве только очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.

С психологической точки зрения дошкольное детство является подходящим временем для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети очень пытливы, у них имеется огромное желание узнавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, привлекая их в разные виды деятельности, способствуют расширению детского эксперимента. А накопление опыта и запас знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников наиболее свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно ещё не задавлено догмами и стереотипами, оно наиболее самостоятельно. А это свойство необходимо всячески совершенствовать. Дошкольное детство также

сенситивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, как были использованы эти способности, во многом станет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Одним из важных причин творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Конечно, ведётся ещё немало споров о том, чему же и как учить деток, но тот факт, что учить нужно не вызывает сомнений. Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если оно станет представлять собой целеустремлённый процесс, в ходе которого решается ряд личных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

В статье использованы материалы https://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/3091/Баранова%20Л.А..pdf?sequence=1&isAllowed=y

Источник

Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые таланты малыша проявляются и становятся заметны сразу, а другие – ближе к школе. Чтобы вовремя распознать способности и таланты крохи и развить их, родителям необходимо быть очень внимательными. Именно от усилий, которые будут приложены в детстве, во многом, зависит будущее ребенка.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

В Монтессори-подходе каждый ребенок рассматривается как уникальная личность, которая имеет врожденный потенциал. Одной из первостепенных задач родителей является выявление предрасположенностей и интересов малыша. Перед тем как начать разговор о том, как это сделать, давайте разберемся, что же такое способности и чем они отличаются от таланта, одаренности и гениальности.

  • Способности – это индивидуальные психологические качества личности, которые развиваются на протяжении всей жизни человека и обеспечивают успешность выполнения определенных видов деятельности.

  • Талант – это высокий уровень развития способностей к какому-либо виду деятельности. Это понятие тесно связано с феноменом одаренности и является довольно редким явлением. Чтобы развить талант, ребенку необходимо прикладывать немало усилий.

  • Гениальность – высочайший уровень одаренности. Она встречается крайне редко и заметна невооруженному взгляду. Гениальные личности оставляют неизмеримый вклад в культурное наследие нашего общества.

Наличие у ребенка способностей и талантов еще не гарантирует его успешность в жизни. Важно вовремя выявить сколонности малыша и всячески развивать его личностные качества.

Виды способностей, которые проявляются в дошкольном возрасте

Вопросом развития способностей и одаренности в дошкольном возрасте занимались многие выдающиеся психологи. Согласно одной из самых распространенных классификаций выделяются следующие виды одаренности у детей:

  • Общая (интеллектуальная) одаренность выражается в развитых способностях перерабатывать и усваивать информацию, высоком уровне интеллекта, познавательной потребности и мотивации. Интеллектуально одаренные дети любознательны, активны, целеустремленны, сознательны, обладают развитым оригинальным мышлением и вниманием, стремлением к экспериментированию. Сферой реализации способностей малышей являются игра, а также специфицески детские продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование и т.д.).

  • Специальная одаренность – высокая степень успешности в какой-либо дисциплине. При этом одаренность в одной сфере (например, математические способности) не гарантирует успешность в другой предметной области (к примеру, в игре на музыкальных инструментах).

Х. Гарднер разработал теорию множественного интеллекта, где он описывает семь видов интеллекта, которые соответствуют видам одаренности.

  1. Языковая одаренность – высокая степень развитости лингвистических способностей, «игра» со словами, стойкий интерес к письму;
  2. Логико-математическая одаренность – способность к усмотрению взаимоотношений между предметами и явлениями, математическим действиям;
  3. Музыкальная одаренность – умение «чувствовать музыку», виртуозное владение музыкальными инструментами;
  4. Пространственная одаренность – способность точно воспринимать зрительные стимулы, а также манипулировать ими, развитое воображение;
  5. Физическая одаренность – отличное владение собственным телом;
  6. Интраперсональная одаренность – способность умело дифференцировать собственные эмоции, чувства, настроения;
  7. Интерперсональная одаренность – способность к распознаванию эмоций, чувств и переживаний окружающих людей, ораторские способности;
  8. Натуралистическая одаренность – интерес к природе, познанию ее законов.

Важно помнить, что способности могут проявиться как в раннем дестве, так и в школьном возрасте. Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет, именно в это время у детей чаще всего проявляется стойкий интерес к определенному виду деятельности.

Пиком формирования способностей считается возраст 3-4 лет

Отдельно многими исследователями выделяется творческая одаренность. Именно творческие способности зачастую ярко проявляются в дошкольном возрасте.

  • Художественные способности: ребенок создает яркие образы, необычные рисунки и поделки.
  • Музыкальные способности: развитый музыкальный слух, повторение и сочинение мелодий, пение.
  • Артистические способности: малыш любит быть в центре внимания, с выражением читает стихи, рассказывает истории, передает раличные образы при помощи голоса, мимики, жестов.

Специфика одаренности в дошкольном возрасте заключается в том, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития интеллектуальных способностей, воображения, мышления, в связи с чем в ряде случаев создается видимость, или маска, одаренности. Если ребенок в раньше своих сверстников выучил цифры или научился рисовать домик, это еще не говорит об его талантах, так как это может быть лишь результатом обучения. Как правило, одаренность проявлятся в сильном интересе детей к определенному виду деятельности. Другая особенность заключается в том, что способности у дошкольников менее устойчивы, чем у взрослых, и могут как активно развиваться, так и угасать под воздействием окружающей культурной и социальной среды. Также очень часто можно столкнуться с рассогласованностью в психическом развитии одаренного малыша (например, высокий показатель общего интеллекта при высоком уровне развития определенного вида специальных способностей).

Как раскрыть способности малыша?

Как раскрыть способности малыша?

Родители – это главные наставники ребенка. Во многом от отношения близких людей к интересам и природным задаткам малыша зависит развитие его способностей. Вот нескольно практических советов, следуя которым родители могут в полной мере раскрыть и развить способности и таланты ребенка:

  • Принимайте кроху таким, какой он есть. Каждый малыш – это уникальная личность со своими интересами и взглядами. Родителям нужно постараться максимально абстрагироваться от собственных нереализованных возможностей и не навязывать ребенку свои желания.
  • Создайте дома спокойную, творческую атмосферу, которая будет поддерживать малыша в его начинаниях.
  • Следуйте за ребенком. Наблюдайте за тем, как он играет, выполняет задания, общается со взрослыми и сверстниками.
  • По возможности обеспечьте малыша всем необходимым для проявления его способностей. Многое зависит от среды, в которой находится ребенок.
  • Дайте крохе возможность попробовать себя в различных начинаниях. Только получив реальный жизненный опыт, малыш сможет понять, что ему действительно нравится. Дошкольникам интересно и полезно посещать различные тематические мероприятия, музеи, выставки, мастер-классы.
  • Со вниманием отнеситесь к выбору секций и преподавателей для своего ребенка. Посещайте пробные занятия и наблюдайте за работой педагогов.
  • Проявляйте интерес к занятиям крохи.
  • Не сравнивайте малыша с другими детьми и с собой в детстве.
  • Чаще хвалите ребенка за его успехи.
  • Пообщряйте самостоятельность.
  • Будьте терпеливыми и не ждите быстрых результатов.

Дети дошкольного возраста впитывают информацию как губки и быстро учатся новому. Для формирования личности малыша необходимо гармониное разностороннее развитие.

Ошибки, которых можно избежать

Иногда стремление родителей развить способности своего малыша бывает настолько сильно, что приводит к опасным крайностям. Чтобы не допустить этого и сохранить психическое здоровье малыша на пути становления его личности, избегайте следующих ошибок:

  1. Навязывание ребенку собственных интересов и желаний. Зачастую у родителей возникает бессознательное стремление реализовать себя через своего малыша. Поэтому очень важно научиться отделять собственные увлечения от интересов крохи.

  2. Восприятие ребенка как бизнес-проект. Безусловно, достижение ребенком высоких результатов требует от родителей вложения как большого количества моральных усилий, так и материальных средств. Не стоит ругать малыша, если он не оправдал Ваших ожиданий. В любом случае, полученный опыт будет ему полезен.

  3. Желание иметь «удобного» ребенка. Иногда родители не замечают или намеренно игнорируют способности своего малыша, из-за того что они создают взрослым «помехи». Представьте, что ребенок разобрал клавиатуру компьютера или изрисовал красками стены в гостиной. Скорее всего, это вызовет у родителей только негативные эмоции, но при этом технические и художественные способностей детей останутся незамеченными.

  4. Развитие только сильных сторон малыша. Если ребенок будет заниматься исключетельно тем, что у него хорошо получается, скорее всего, возникнут большие «пробелы» в других сферах деятельности. Развитие должно быть гарномичным и разносторонним.

  5. Излишняя критика. Родители часто критикуют своих малышей из лучших побуждений. Но дети – очень ранимые существа, поэтому к замечаниям в их адрес нужно относиться с большой осторожностью. Критика может надолго отбить у крохи желание заниматься даже любимым делом.

Ошибки, которых можно избежать

Выводы

Выявление и развитие способностей ребенка – это одна из важнейших задач, которая ложится на плечи родителей. К решению это вопроса нужно подходить с большой ответственностью и бережностью, чтобы не сломать индивидуальность крохи. Внимательно наблюдайте за малышом, поддерживайте его начинания, позволяйте ему пробовать новое, и тогда Ваш ребенок вырастет самодостаточной и гармонично развитой личностью.

Заключение

Для всестороннего развития детей в детских Монтессори-клубах «Созвездие» представлен широкий выбор занятий и кружков: общеразвивающие занятия по системе Монтессори, английский язык, фитнес, танцы, ритмика, художественная студия, занятия музыкой, творческие мастер-классы и многое другое. Занятия, которые проводятся в игровой и доступной форме, не только приносят массу положительных эмоций, но и способствуют развитию всех сфер личности малыша: физических навыков, речи, интеллекта, творческих способностей, навыков общения и эмоционально-волевой сферы. Дети, посещающие наши Монтессори-центры, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность, способность концентрироваться на работе, обладают хорошими навыками общения и внутренней дисциплиной. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Малышева Евгения

Источник