Проблема развития ребенка в доу

Майра Кужабаева
Актуальные проблемы современного дошкольного образования

 Много лет работаю в системе дошкольного образования и поэтому все успехи и проблемы этой системы хорошо представляю. В статье хочу поделиться своими наблюдениями, размышлениями, дать некоторые рекомендации из опыта работы в системе дошкольного образования.

Актуальность проблемы:

В наше время система современного дошкольного образования очень важна и актуальна. Хочется отметить,что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. В настоящее время есть и проблемы современного образования. Если не оказывать должного внимания особенностям развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагоприятно сказаться на его дальнейшей жизни.

Содержательная часть:

Одной из основных проблем является общение- умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.

 Но полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры. Но не смотря на все плюсы сюжетно-ролевой игры не все воспитатели уделяют должное время этому виду деятельности. И часто бывает, что педагог проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей.

Необходимо поговорить и о семье. На сегодняшний день встречается большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и вытекают различные сложные ситуации, когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он отдан на произвол судьбы. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Можно рекомендовать некоторые формы взаимодействия ДОУ с родителями. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы.Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

коллективные – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года, групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

Классификация нетрадиционных форм.К ним относятся четыре группы: информационно-аналитические, досуговые; познавательные; наглядно-информационные формы.

Если встать на место родителей, то мы увидим так же много проблем волнующих их. Дошкольное образование имеет некоторые специфические черты. К примеру, в этой области сказывается несамостоятельность конечного потребителя услуг (ребёнка) в выборе учреждения, которое будет обеспечивать выполнение этих услуг. Так как в получении ребёнком дошкольного образования заинтересованы, в первую очередь, родители, именно они чаще всего сталкиваются с проблемами в дошкольном образовании лицом к лицу.

Со стороны родителей самой актуальной проблемой является недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность. Родители стараются записать ребёнка в детский сад заранее, с момента получения свидетельства о рождении, многие записываются в 5-10 детских садов, стоят в огромных очередях, предлагают заведующим взятки, устраивают различные конфликтные ситуации.

Проблема финансирования дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей. Многие жалуются на непомерно огромные сборы, на то, что за бесплатное образование приходится платить, на то, что финансирование детского сада практически целиком и полностью ложится на плечи родителей, и для многих семей такое финансовое бремя является непосильным.

Получается, что детский сад – уже не необходимость, а роскошь, которую могут себе позволить состоятельные люди или люди со связями. Конечно же, в нормально функционирующей системе дошкольного образования такая ситуация категорически недопустима.

Есть и другие проблемы в современном образовании,можно перечислить их очень много: проблемы развития произвольной памяти, речевого развития детей, проблемы обучения НОД. И все упирается в новые методики. Необходимо внедрение современных технологий и методик,отвечающих новому времени.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же все-таки должно быть современное образование. Педагоги и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», ребенок часто активен в познании нового, и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного    сместить время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет раньше или позже. Могут возникнуть два варианта. В первом случае взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором же случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и сосем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что что практика раннего обучения детей может привести к исчезновению учебной мотивации. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса.

Возникают отрицательные эффекты, такие как например потеря детьми интереса к учебе, возникают проблемы с преемственностью в системе образования между ДОУ и начальной школой. Хотелось бы добавить, что наличие знаний ребенка не определяет успешность обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял.

Это же подтверждают и исследования многих педагогов: «В системе дошкольного образования возникла жесткая ориентация детских садов на подготовку детей к школе, под которой обычно понимается только обучение чтению, счету и письму, хотя самым важным является мотивация ребенка, интерес к обучению в школе. Практика слишком раннего принудительного обучения детей с неизбежностью приводит к исчезновению учебной мотивации, и как следствие — к возникновению школьной дезадаптации и школьных неврозов».

Обратим внимание и на то, что образование строится на интересах самого ребенка и интересах его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности, необходимо ориентироваться на интересы каждого ребенка. Педагог должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью этих знаний и умений. Если ребенок активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития.

Заключение:

Итак, можно сказать, что проблемы в образовании,а в частности в современном образовании есть, и они очевидны. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с ДОУ невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Конечно более эффективное обучение это то, которое происходит в личностно-ориентированном стиле, но все зависит от педагога, от его целей. И именно от взрослых зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет

Источник

Наталья Горбачева
Актуальные проблемы современного дошкольного образования и пути их решения

Актуальные проблемы современного дошкольного образования

Несомненно, период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. В настоящее время в современном дошкольном образовании существуют проблемы. Обратим внимание на общение ребенка. Полноценное общение невозможно без коммуникативных умений, которые необходимо развивать с самого детства. К общению необходимо отнести умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь. Одним из средств развития коммуникативных умений и навыков является сюжетно-ролевая игра, которая часто остается без должного внимания со стороны воспитателей. И часто бывает, что воспитатель проводит сюжетно-ролевую игру только по просьбе детей. Следующая тема — семья. На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, где воспитываются дети. Отсюда и возникают проблемы. Когда родителю некогда заниматься своим ребенком, он предоставлен сам себе и результатом такого «вольного» развития может стать не то, на что рассчитывает родитель. Большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость. Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей. Каким же должно быть современное образование? Рассмотрим несколько разных линий, представленных в практике современного образовательного пространства. Первая — воспитатель и взрослые самостоятельно строят работу с детьми. Ребенок до школы впитывает в себя информацию как «губка», он часто активен в познании нового и заинтересован новым. Отсюда появляется у взрослых желание воспользоваться этим периодом и немного «сместить» время, когда ребенок пойдет в школу, на год или на пару лет. И здесь есть два варианта. В первом — взрослый хочет оставить ребенка в детском саду на большее количество времени. Во втором случае родитель настаивает на том, что ребенку необходимо раньше пойти в школу, обращая внимание лишь на его физиологическую готовность к школе и совсем забывая о психологической готовности к школе. Это показывает то, что практика раннего обучения детей знаниям, умениям и навыкам может привести к исчезновению учебной мотивации в дальнейшем. И часто может быть, что ребенок дважды изучает программу первого класса. Такие отрицательные эффекты — потеря детьми интереса к учебе, проблемы с преемственностью в системе образования между детским садом и начальной школой. Наличие знаний у ребенка не определяет успешность его обучения, намного важнее, чтобы ребенок самостоятельно их добывал и применял. Вторая — образование строится с учетом интересов самого ребенка и интересов его семьи, т. е. его законных представителей. Личностно-ориентированный подход нацелен на развивающий тип образования. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности, ориентируется на интересы каждого ребенка. Но хочется отметить, что далеко не каждый воспитатель может увидеть эти особенности в развивающем образовании. И не для каждого ребенка можно реализовать цели развивающего образования из-за ряда причин. Воспитатель должен ставить перед собой цель — обеспечение развития с помощью знаний и умений. Если ребенок достаточно активный и любознательный, можно предположить, что идет процесс развития. Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему. Более эффективное обучение — это, которое предполагает личностно-ориентированный подход, но все зависит от воспитателя, от его целей, что воспитатель ставит на первый план, что на второй. И именно от педагогов зависит, будут ли решаться проблемы в современном образовании или нет.

Обобщив фундаментальные академические исследования последних лет, академик Д. И. Фельдштейн, обозначил круг из 16 значимых изменений у современных детей и подростков :

1. Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2. Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3. Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно-потребностной сферы.

4. Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

5. Недостаточная сформированность мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6. Значительное снижение социальной компетентности и самостоятельности в принятии решений.

7. Рост «экранной» зависимости.

8. Ограничение общения со сверстниками, появление чувства одиночества, растерянности, неверия в себя.

9. Увеличение числа детей с эмоциональными проблемами.

10. Снижение избирательности внимания и оценки информации, уменьшение объема рабочей памяти у подростков.

11. Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

12. Рост каждые десять лет на 10–15% основных форм психических заболеваний.

13. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Увеличение численности одаренных детей.

15. В подростковом возрасте – рост индивидуализации, критичности по отношению к взрослым, поиск смысла жизни и утверждение своей уникальности.

16. Изменения в ценностных ориентациях подростков (I место –интеллектуальные: образованность; II –волевые: настойчивость, ориентированность на достижения; III –соматические: хорошее здоровье, презентабельная внешность).

Источник

Гаяне Саргсян
Консультация «Проблема развития современного дошкольника»

Современный мир постоянно меняется, и скорость, с которой происходят изменения, намного больше, чем было 20 или 30 лет назад. Еще в XX веке ребенок развивался в малом социуме с четкой привязкой к конкретному взрослому, но современный ребенок поставлен в ситуацию разорванных связей и хаотичного потока информации.Вышесказанным и обусловлен выбор темы эссе: «Проблема развития современного дошкольника»

Дети современного общества растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Современные дети хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, обсуждают их. Зачастую они делают неожиданные выводы в недетских ситуациях, и взрослые начинают думать о преждевременном взрослении современных детей, но скорее всего, это просто «наслушанность» без какого-либо предшествующего опыта.

У большой информированности есть оборотная сторона. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей не опережают возраст. Наоборот, многие дети имеют задержку психического и речевого развития. Большинство детей дошкольного возраста нуждаются в помощи логопеда. Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса. В школе, самые низкие показатели относятся к разделу «Развитие речи». Большую часть времени дети проводят за просмотром телевизионных передач или за компьютером. Тем самым, они не развивают свою речь. Как результат, увеличивается количество детей, не усваивающих программы обучения в детском саду и школе.

Также одной из важнейших проблем является участие родителей в развитии ребенка. Современные родители вечно заняты, озабочены зарабатыванием денег и у них не остается времени на взаимодействие со своим ребенком. Но игрушки не могут заменить родителей. Известно, что игрушка привлекает внимание ребенка не сама по себе, а во взаимодействии с матерью, при возникновении положительных эмоциональных реакций, комплекса оживления. Если этого не происходит, то у ребенка не формируется устойчивое внимание.

Серьезную проблему вызывает «уход» сюжетно-ролевой игры из жизни детей, с помощью которой у детей должна формироваться школьная мотивация, обобщение, умение планировать. Строить взаимоотношения со сверстниками.

Также стоит обратить внимание на современную молодежь. Настало время, когда молодые люди выбирают высшее образование только ради диплома, материального благополучия.

В современном мире стало модно быть бизнесменом, экономистом, юристом, а такие профессии как учитель, ученый, фермер никого не интересуют. Молодых людей не смущает то, что существует переизбыток специалистов в экономических и юридических отраслях, и, следовательно, повышается уровень безработицы. Наряду с повышением спроса на обеспеченную жизнь,растет уровень терпимости к возможному нарушению закона: брак по расчету, проезд без билета, взятки, уклонение от уплаты налогов. Налицо искажение ценностей.

Таким образом, проблема развития современного ребенка остается актуальной. Необходимы серьезные исследования на стыке психологии, педагогики, социологии, физиологии. Выявление особенностей современных детей и переосмысление организации учебно-воспитательного процесса поможет сформировать личность Человека будущего.

Источник

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник