Проблема развития ребенка средствами музыки и ритма

ольга антипова
Опыт работы «Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений»

С 2007 года работаю над темой Всестороннее развитие детей средствами музыки и ритмических движений“. Использую программу “От рождения до школы” под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Системно применяю образовательную программу “Са-Фи-Дансе”. Это танцевально- игровая гимнастика, которая помогает укрепить здоровье, совершенствовать психомоторные способности дошкольников, развить творческие и созидательные способности занимающихся. Обобщен и распространен опыт работы, в котором широко раскрыты аспекты проблемы развития у детей музыкальности, чувтсва ритма, индивидуальных качеств, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Разработала систему занятий, сценариев для проведения утренников, вечеров досуга. Тексты песен, игр, попевок, хороводов, упражнений подобраны в соответствии с тематикой. Эта деятельность позволила детям овладеть музыкальными умениями и навыками, развить у дошкольников интерес и любовь к музыке и ритмике.

Принимаю активное участие в городском методическом объединении музыкальных руководителей, на базе дошкольного учреждения.Ежегодно показываю открытые мероприятия: спортивный праздник “Веселые старты”, “Мы маленькие артисты!”, “Волшебная страна Светофория”, “День дошкольного работника” с приглашением специалистов комитета образования.Мои воспитанники принимают активное участие в городских мероприятиях: “Песенка года”, “Веселые нотки”, “Лето, на старт!”, “Лейся, казачья песня”, “Сударь и Сударушка”. В период с 2014-2016 гг. организовывала выступления детей с танцами (а большинство из них собственной постановки) на городских концертах, посвященных различным значимым событиям; принимали участие в творческой жизни городской библиотеки с танцами и песнями. Осуществляю преемственность детского сада и школы в вопросах музыкального развития детей. Провожу консультации для родителей и педагогов. Участвую в деятельности методических объединений, семинаров, педсоветах.

Более 5 лет являлась руководителем танцевального кружка “Веселые ритмы“. На данный момент являюсь художественным руководителем собственной студии танцев “Импульс” для детей от 3 – 10 лет.

Появление компьютерной и мультимедийной техники в детском саду активизировали мою деятельность не только по их освоению, но и по активному использованию в образовательном процессе с дошкольниками. Успешность усвоения детьми программного материала составляет 80%.

Актуальность темы обусловлена тем, что осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием включаются в разучивание и исполнение танцевальных постановок, в которых не только можно освоить элементарные ритмические движения, но и изобразить конкретных персонажей, выразительно передать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания музыкально– ритмической деятельности.

При помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные движения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действительности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Дети любят двигаться под музыку, но спонтанный танец – это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точно выполнять комплекс движений в определённой последовательности под определённую музыку. Ещё сложнее танцевать группой, когда необходимо не просто выполнить движение, но и выполнить их синхронно. При разучивании танца происходит тренировка многих умений ребёнка: запоминание отдельных движений и движений в комплексе, координация движений, способность слушать музыку и повторять под неё движения (т. е. чувство ритма, способность выразиться творчески. Все эти умения помогают формировать умственные способности ребёнка, т. е. помогают развивать интеллект. Даже если ребёнок не станет профессиональным танцором, он может состояться, как всесторонне развитая личность

Таким образом, танцевальное движение — это один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Условия возникновения опыта

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении и запросы родителей воспитанников. Изучение запросов родителей по отношению к художественно-эстетическому развитию показывает, что 82 % родителей, как никогда раньше, главной задачей считают “научить ребенка красиво двигаться». Современная школа также требует от ребенка не только высокого уровня умственного развития, но и ребёнка гармонично развитого в физическом отношении.

Наличие теоретической базы

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики.

Многие исследователи (С. М. Миловский, И. В. Евтушенко, Е. А. Медведева, Е. М. Мастюкова и др.) в своих работах показали, что занятия ритмопластикой имеют большое значение для всестороннего развития личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики.

Профессор И. П. Крестовников в своей книге «Очерки о физиологии физических упражнений» писал, что движения, совершаемые под музыку, выполняются легче.

Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне.

Современные программы, реализуемые в дошкольных учреждениях также ориентированы не только на приобретение знаний, но и на гармоничное развитие личности.

Актуальность и перспективность опыта

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развитияосновных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.

Ритмопластика дает ребенку возможность не только хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить жизненно необходимые умения и навыки, заложить фундамент физического и психического здоровья, а также создать предпосылки к сознательному ведению здорового образа жизни.

С давних пор музыка используется как лечебный фактор. Музыкально – ритмические упражнения помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует формированию целенаправленной деятельности.

Ритмопластика – это сочетание лечебной физкультуры и хореографии.

Ритмопластика – это система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Движения, выполняющиеся под музыку с различным ритмом, дарят ребенку радость, духовное и физическое здоровье. Такой вид детской деятельности имеют глубокий смысл.

Специфической особенностью ритмопластики является органическая связь языка движений с языком музыки, соотнесение пластических средств выразительности с музыкальными. Музыка задаёт не только темповые, ритмические, динамические характеристики движений, но и может стать основой образного содержания. Это связано с еёприродой: высокой эмоциональностью, абстрактностью языка, позволяющей широко толковать музыкальный образ. Воздействие музыки на развитие воображения происходит, прежде всего, в процессе её восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер данного вида деятельности.

Ритмопластика способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, грации движений, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом.

В процессе освоения ритмического рисунка, воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей. Ритмопластика помогает усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивает музыкальный слух, моторику, координацию движений, память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. Музыкально – ритмические движения и ритмопластические упражнения служат задачам музыкального воспитания.

Анализируя собственный педагогический опыт, и учитывая всё вышесказанное, заставило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, и творчески подойти к подбору и подаче музыкального материала, к поиску новых методов работы. Пытаясь как можно продуктивнее использовать время общения с детьми, я стараюсь сделать музыкальные занятия не только познавательными, но и творческими, разнообразить формы и технологии приобщения детей к миру музыки, ритма, танца. Понимаю, чтобы добиться успеха, детям нужно стараться, и для этого, необходимо привлечь внимание, сформировать интерес, мотивировать детей к музыкальной деятельности.

При проведении непосредственно образовательной деятельности в области «Музыка» в разделе «Музыкально -ритмические движения», я обратила внимание на то, что дети выполняют движения стереотипно, однообразно и копируют друга. Изучив проблемы музыкально – ритмических и творческих импровизаций дошкольников, я отметила, что дети, как правило, придумывают невыразительные композиции, бедные по набору движений, затрудняются выполнять творческие задания. На мои предложения импровизировать, придумать движения на заданную тему, дети реагируют отсутствием инициативы. Я пришла к выводу, что моим воспитанникам явно не хватает потенциала танцевальных движений и музыкальных впечатлений.

Поэтому, я изучила методологические труды ведущих педагогов дошкольного музыкального воспитания: Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры», А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», Суворовой «Танцевальная ритмика для детей» и Программу по музыкальному образованию детей раннего и дошкольного возраста «Камертон» под редакцией Э. П. Костиной, и основываясь на них, определила цель своей работы. Теоретической базой для опыта стали публикации С. Л. Слуцкой “Танцевальная мозаика”, Н. А. Ветлугиной “Музыкальное развитие ребенка“, программа “Са-фи-дансе” Ж. Е. Филирева, Е. Г. Сайкина.

ЦЕЛЬ: Формирование личности ребёнка, развитие разнообразных умений, способностей и качеств, средствами музыки и ритмических движений.

Для достижения цели в работе по данному направлению,я определила следующие задачи:

1. Приобщение к танцевальному искусству, расширение знаний о танцах;

2. Побуждение к импровизации под музыку, сочинению собственных композиции из знакомых движений;

3. Развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.

4. Обучение навыкам основных танцевальных движений.

5Обучение приемам самостоятельной и коллективной работы

6. Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.

7. Формирование нравственно-эстетических отношений между детьми и взрослыми.

8. Развитие творческой самостоятельности в создании художественного образа танца.

9. Формирование самоконтроля в творческой деятельности

Перед тем как приступить к работе с детьми мною была проведена диагностика. Основная задача состояла в том, чтобы определить индивидуальные музыкально-ритмические особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

В своей работея применяла различные методические приемы:

1. Показ выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;

2. Выразительное исполнение движения под музыку;

3. Словесное пояснение выполнения движения;

4. Внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;

5. Творческие задания.

Решила внедрить в музыкальную образовательную деятельность детей дошкольного возраста свои авторские танцевальные постановки, разнообразила и обогатила музыкальный репертуар для танцевальной импровизации. Старалась подбирать музыку с богатым образным содержанием, близким детскому опыту, способную активизировать фантазию ребенка, направлять ее, направлять исполнение тех или иных выразительных движений и влиять на их качество.

Для своих танцевальных постановок подбирала музыку со словами, это дало мне возможность применить элементы логоритмики, то есть, дети выполняли танцевальные движения, одновременно проговаривая слова песни, что облегчило сам процесс разучивания танца. Увидев однажды, с каким интересом мальчики включились в разучивание танца “Пираты”, я поняла, что веселая песня со смешным текстом и заводным ритмом “сделали свое дело”. Наблюдая за тем, как активно и с каким интересом дети взялись за разучивание новых движений, как в юных танцорах проснулся соревновательный момент, как каждый старался как можно более эмоционально передать характеры своих героев, я заметила, что вместе с этим повысился и общий уровень их музыкальных способностей: улучшилось чувство ритма, координация; дети стали лучше чувствовать музыку и выразительно выполнять танцевальные движения; на последующих занятиях увеличилась активность и в таких направлениях как пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально–дидактических играх. Проанализировав свою работу я решила внедрять такую практику начиная с детей 3 лет. К подбору музыки на музыкальные занятия надо относиться очень серьезно, использовать музыку, доступную для восприятия ребенка. Мною используются детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения в современной обработке. Все это очень хорошо сочетается с программной музыкой.

Преобладающий вид деятельности моей работы инновационного характера- это постановка различных танцев.За последние годы поставила следующие танцы:

1. «В мечтах»

2. «Танец нежный»(с шарфами)

3. «Современные ритмы»

4. «Танец Ангелов»

5. «Цыганский танец»

6. «Танец пиратов»

7. «Ускакала лошадь»

8. «А кто такие фиксики?»

9. «С небо листопад»

10. «Тик-так часики»

11. «А я игрушек не замечаю»

12. «Мама»

13. «Четыре стихии»

14. «Веселый Шрек»

15. “Прыг- скок»

16. “Птицы”и др. танцы.

В конце каждого учебного года для анализа результативности выбранной темы проводила диагностику,включающую следующие параметры: умение ритмично двигаться в соответствии с музыкой, четко и синхронно выполнять движения, иметь элементарные навыки исполнительства.

Результативность.

Системная организация работыпривела к достижению максимально-возможных результатов:

– у детей отмечается развитие чувства ритма, умение ориентироваться в пространстве, координировать музыку и движение, проявление творческих способностей;

– сформированы лёгкость, пластичность, выразительность, артистизм в музыкально- ритмической деятельности;

– появился интерес к танцу, ритмопластике;

– обогащение дошкольников новыми впечатлениями и представлениями о танцевальной музыке различных жанров;

– проявление индивидуальности, нравственно-коммуникативных качеств.

Предлагаю диагностику музыкально-ритмической деятельности на примере одной группы начиная с младшего возраста. Результаты фиксировались в конце учебного года. Динамика формирования музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста положительная.

В 2013-2014 учебном году дети освоили основные программные требования по данной теме на 40%.

В 2014-2015 учебном году на 65%.;

В 2015-2016 учебном году на 90%.

Можно утверждать, что моя система работы по музыкально-ритмическому воспитанию способствует положительной динамике формирования интегративных качеств воспитанников. У большинства детей старшего дошкольного возраста к окончанию учебного года сформированы элементы культуры движения; воспитана потребность в движении под музыку; дети имеют устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной деятельности; воспитанники активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; у всех детей сформированы специальные навыки исполнительства.

Дети с удовольствием и успехом выступают с постановками моих танцев на разных сценах. Многие из выпускников ДОУ с успехом поступают в школы искусств. Наблюдается положительная динамика интереса родителей к совместной с детьми музыкально-исполнительской деятельности на музыкальных развлечениях, праздниках. Родители являются активными участниками в организации мероприятий для детей. Большинство родителей с благодарностью отмечают результаты работы по музыкальному развитию их детей.

Перспективы моей работы предполагают:

1. Совершенствование технологии «Развитие музыкально-ритмических движений детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»;

2. Продолжение углубленной работы с детьми по музыкально-ритмическому воспитанию;

3. Продолжать распространение педагогического опыта в сообществе педагогов района и города.

Источник

Оксана Барангулова
Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности

Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.

Ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыки — одна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б. М. Теплов)

Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».

Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут осознать, охватить целиком.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных.

Чувство ритма – это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. Чувство музыкального ритма – это комплексная способность, включающая в себя восприятие, понимание, исполнение, созидание ритмической стороны музыкальных образов. Здесь ритм отражает эмоциональное содержание музыки, являясь первоэлементом и выразительным средством, помогая тонко чувствовать характер музыки.

Музыкально – ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.

Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только через слух, но и всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозит формирование речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развёрнутой речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками. Без развития чувства ритма дальнейшее музыкальное развитие становится очень ограниченным. Перед ребёнком встаёт стена непонимания. Ему трудно проявлять музыкально-творческое мышление и ассоциативную фантазию. Без развития чувства ритма, метроритмического чувства всестороннее развитие ограничено.

Изучив опыт ведущих педагогов –музыкантов,проанализировав результаты диагностического обследования возникли предпосылки к проблеме: слаборазвитое чувство метроритма воспитанников, недостаточно хорошо развитая речь и координация движений, что позволило работу по данной теме.

В поиске средств решения задач, был сделан вывод, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при обучении с помощью музыкальных игр, так как именно игра является ведущим видом деятельности и фактором развития дошкольников.Данный подход способствует реализации следующих педагогических функций: познавательной, креативной, эстетической, коммуникативной.

Для развития чувства ритма весьма интересны и плодотворны речевые упражнения, ритмодекламации. вокально-двигательные разминки, музыкально-ритмические упражнения,

Целесообразно применять также чисто ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног, а также ударных музыкальных инструментов. Развивая чувство ритма у детей необходимо большое внимание уделять музыкально-дидактическим играм и ИКТ, направленным на развитие этой способности.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращается в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Развивая у детей чувство ритма, необходимо уделять внимание музыкально-ритмическому движению, которое является важным средством развития ритмического чувства у дошкольников. В основе музыкально-ритмических упражнений лежат те элементы музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении.Я перед собой ставила задачу: научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метро-ритмические особенности.

Для развития чувства ритма на занятиях целесообразно использовать все виды музыкально-ритмических движений – музыкально-ритмические упражнения, музыкальные игры (сюжетные и несюжетные, игры под пение, хороводы и пляски. Музыкальное движение – средство развития эмоциональной отзывчивости на музыку, ритмичности, выразительности движений, внимания, памяти.

Развитие чувства ритма – способности активно переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить – предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

В работе над ритмом очень помогает наглядный материал. Наглядность – это эффективное средство познания объективной действительности, которое не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, зрительное внимание, активизирует процесс запоминания. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы).

Использование информационно – коммуникационных технологий позволяет поднять на новый уровень качество демонстрационного материала, наглядных пособий, дидактических игр и упражнений.

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.

Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:

• Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.

• Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.

• Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.

• Творческие ритмопластические импровизации.

Для развития чувства ритмапри пении можно использовать следующие упражнения:

• Прохлопывание ритма ладошками, палочками.

• Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.

• Пение по ритмическим картинкам.

Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).

• Хлопки по кругу. (например игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)

• Подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Применение ИКТ помогает:

– сделать НОД эмоционально насыщенной, наиболее наглядной;

– предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– обладает стимулом познавательной активности детей;

– позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка,

– стимулирует непроизвольное внимание детей.

Заключение

Подводя итоги можно, с уверенностью сказать, что развитие чувства ритма является необходимым звеном в формировании основ музыкального развития дошкольников.

В процессе занятий над ритмом особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия музыкального произведения. Дети становятся увереннее, успешнее. Речь дошкольников более развита, вследствие, этого они не боятся общаться со сверстниками и со взрослыми, выступать перед зрителями.

Список литературы

1. Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей / Ю. Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). – Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. – 352с.

2. Волкова Г. А. Логоритмическая ритмика: Учеб для студ высш. Учеб заведения – М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 – («Коррекционная педагогика», реком. Министр. Образования РФ)

3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – СПб.: «Композитор», 2005. – 73с.

4. Михайлова М. А., Воронина Н. В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. В помощь музыкальным руководителям

Источник