Проблема развития ребенка это

Проблема развития ребенка это thumbnail

Ольга Сигаева
Типичные психологические проблемы в развитии детей

Причинами возникновения психологических проблем ребенка являются осложнения его психического развития. Они требуют незамедлительного вмешательства, поскольку оказывают негативное влияние на психологическую адаптацию дошкольника обществе. В качестве общего перечня психологических проблемы дошкольного возраста рассмотрим классификацию детского психолога А. Л.Венгера:

Проблемы, связанные с интеллектуальным развитием (плохая память, неуспеваемость, трудности в освоении учебных материалов, нарушения внимания);

Проблемы, связанные с поведением (грубость, неуправляемость, агрессивность, лживость);

• Эмоциональные проблемы (высокая возбудимость, переменчивое настроение, раздражительность, страхи, тревога);

Проблемы, связанные с общением (нездоровое стремление к лидерству, замкнутость, обидчивость);

Проблемы неврологического характера (навязчивые движения, тики, высокая утомляемость, головные боли, плохой сон).

Агрессивные дети.

Агрессивное поведение – одно из распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоритическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно.Необходимо знать три главных понятия:

1. Что такое агрессия / агрессивность

2. Каковы возможные причины её выявления;

3. Как её корректировать

Необходимо научиться различать понятия «агрессия» и «агрессивность».

Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевленным, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан, в готовности к агрессии.

Факторы влияющие на поведение ребёнка:

1. Стиль воспитания в семье (гипер – и гипоопека);

2. Повсеместная демонстрация сцен насилия;

3. Нестабильная социально – экономическая обстановка;

4. Индивидуальные особенности человека;

5. Социально – культурный статус семьи.

Агрессивность может быть и формой протеста против ограничения каких – нибудь естественных желаний и потребностей ребёнка, например, потребности в движении, активной деятельности.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены. Как правило,такие дети не могут сами оценить свою агрессивность: они ненавидят и боятся окружающих, не замечая, что сами же вселяют и страх, и беспокойство. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции.

Агрессивность ребенка дошкольного возраста может быть различных видов: физическая, вербальная, защитная, агрессивность в виде угроз и др. Разнообразие проявлений агрессии у детей может проявляться в отношениях с другими людьми, в расстройствах поведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение, конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мстительность и другое.

Задачи в работе с агрессивными детьми:

Развитие умения понимать состояние другого человека;

Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;

Обучение ауторелаксации;

Обучение способам снятия напряжения;

Развитие навыков общения;

Формирование позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно, с агрессивными детьми показывает высокую эффективность использование элементов изотерапии. Детям нравиться играть с водой, глиной.С детьми необходимо использовать различные способы рисования: пальцами, ладошками и т. д.

С целью корректирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.)

Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой.

Взрослым, окружающим агрессивного ребёнка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности.Этому же способствует и навешивание ярлыков: «Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!». Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющее хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах.

Источник

Когда следует показать ребенка детскому психиатру: поведение и симптомы, которые должны вас насторожить

Задержка психоречевого развития

Часто бывает так, что с задержкой психоречевого развития родители обращаются за помощью уже в 4 года и позже, когда, например, детский сад сообщает, что ребенок не справляется с массовой дошкольной программой. Он до сих пор путает цвета и геометрические фигуры, а вопрос о временах года вызывает у него затруднения.

В этом возрасте ребенок уже чувствует свою «неуспешность» и развивает вторичные невротические черты: замкнутость, отказ от речи, тревожность, ожидание неудачи. Ему надо помочь, это сделают детский психиатр, психолог, логопед и дефектолог. Иногда родители уверены, что ребенок хорошо говорит, так как он воспроизводит наизусть длинные стихи Чуковского, но если при этом собственная активная речь недоразвита — это повод обратиться за помощью.

Трудности адаптации в социальной сфере

После 3-х лет ребенок уже соотносит себя с социальной средой. В этом возрасте могут проявиться излишняя застенчивость, избегание социальных ситуаций (выступлений на утренниках или просто необходимости начать общение). Иногда ребенок полностью отказывается говорить в любой ситуации вне дома — так называемый элективный мутизм. Скорее всего, речь идёт о повышенном уровне тревоги, и помогут ребенку специалисты — психологи и психиатры.

Страхи

Страхи — обычное явление детского возраста. Настораживать должна их интенсивность (например, боится собак настолько, что вообще не выходит на улицу), необычность фабулы страха (боится щели за дверью, огонька пожарной сигнализации, мужчин с усами на улице). Некоторые дети боятся громких звуков, особенно — бытовых приборов, другие выбегают из комнаты при виде пугающего персонажа мультфильма. Обычный страх темноты может свидетельствовать о нарушениях, если при этом ребенок указывает на что-то, чего нет («вон медузы на потолке») или смотрит в определенное место так пристально, как будто что-то видит.

У детей старшего возраста бывают очень сложные страхи: микробов, загрязнения-заражения, при этом ребенок подолгу моет руки, или отравления (присматривается к еде, отказывается от еды). Конечно, об обычности и необычности страха мы судим с большой долей субъективности. Врач поможет развеять Вашу тревогу и прояснить характер переживаний ребенка. Отдельную разновидность тревоги детского возраста представляет собой страх разлуки с близким человеком: ребенок не отпускает от себя мать, отказывается заходить в группу детского сада или на развивающие занятия без матери, долго не успокаивается в ее отсутствии. В этом возрасте симбиоз явно затянулся и дезадаптирует ребенка — обратитесь за консультацией.

Ревность между братьями и сестрами

Рождение брата или сестры — тяжелое испытание для любого ребенка. Если Вы замечаете, что после прибавления в Вашей семье старший ребенок стал капризным, раздражительным, проявляет агрессию к малышу или сам регрессирует до младенческого состояния: просит надеть на него памперс и кормить из соски, — это свидетельствует о сильном душевном дискомфорте ребенка. Обратитесь к психологу.

Заикание и тики

Наиболее частые расстройства данного детского периода — психомоторные, к которым относятся тики и заикание. Тики — это повторяющиеся движения, которые вначале несли в себе защитную функцию (моргание, смахивание чёлки), а потом закрепились и эту функцию утратили. Ребенок обычно может усилием воли на время задержать повторение этих движений, чтобы потом с новой силой возобновить их. Маленькие дети к такому усилию не способны. В классических случаях ребенок тяготится тиками, но этого может и не быть.

В случае, если тики множественные и в том числе и вокальные (вокализации, выкрики, хмыканья), можно думать о так называемом синдроме Жиля-де ля Туретта. Тики поддаются терапии, в лёгких случаях полностью. Судорожное сокращение речедвигательной мускулатуры при речи называется заиканием. Оно может быть вызвано психогенно (стрессом) или свидетельствовать об органически неполноценной почве у ребенка, например, вследствие неблагоприятно протекавшей беременности или родов. Заикание ведёт к вторичному страху речи: ребенок стесняется своего дефекта и боится говорить. Заикание требует целого комплекса лечебных мероприятий с участием психиатра, психолога, логопеда.

Энурез и энкопрез

Недержание мочи — энурез — бывает ночным (чаще) и дневным. Ночной энурез также бывает психогенным и органически обусловленным, какой у данного ребенка вид энуреза, решает психиатр. Ночной энурез обычно тяжело переносится самим ребенком, затрудняет его адаптацию в коллективе с круглосуточным пребыванием. Дневной энурез обычно свидетельствует или о более серьёзных нарушениях психики, отставании в развитии или о патологии мочевыделительной системы. Энкопрез — особое состояние, когда ребенок, получая удовольствие от сдерживания каловых масс, пачкает бельё. Обычно сочетается с агрессивностью, упрямством, жадностью. Не следует стесняться и скрывать эти нарушения, они поддаются лечению.

Агрессия

Агрессивность и конфликтность в дошкольном возрасте обычно являются продолжением тех же проблем более раннего периода. Реже они возникают впервые в 4 — 6 лет, могут быть реакцией на неблагоприятную ситуацию в семье, детском саду, а могут отражать устойчивые характерологические черты. Иногда могут свидетельствовать о начале душевного расстройства. Во избежании социальной дезадаптации ребенка требуют коррекции со стороны специалистов.

Гиперактивность

Нередкое явление у детей — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Такой ребенок не может сидеть на месте и на чём-то долго сосредотачиваться. Он находится в постоянном движении, суетлив, непоседлив, слишком подвижен. Даже когда он сидит, то или болтает ногами, или ёрзает, или совершает движения руками, или вертит головой во все стороны. От воспитателей постоянно поступают жалобы на невнимательность и нарушения дисциплины. Расстройство будет крайне мешать ребёнку в школьном возрасте, не затягивайте с обращением к врачу!

Замкнутость

Наряду с активными, шумными детьми всегда есть и противоположные случаи: стремящиеся к одиночеству дети, погруженные в свой внутренний мир. Такая погруженность может отражать излишнюю склонность к фантазированию; иногда ребёнка приходится окликать несколько раз, чтобы он вынырнул из мира фантазий. А бывает, что ребёнок настаивает на своей фантазийной игре: требует называть его Бобиком и кормить из миски на полу. Если переключить ребёнка не получается, — это повод обратиться за помощью.

Фантазирование бывает нормальным и патологическим, какое оно в каждом конкретном случае — решает психиатр. В других случаях отгороженность ребенка свидетельствует о нарушении коммуникативных функций, в таком случае она сопровождается необычной речью или её отсутствием, странными движениями, недостаточным интересом к живым объектам. Интенсивная коррекционная работа и лечение позволяют таким детям проделывать большую положительную динамику, учиться пользоваться речью и другими средствами общения и достигать хороших уровней адаптации.

Источник

Раньше ребенку для счастья достаточно было мяча, санок, коньков и велосипеда. Сегодня вместо детских уличных забав повсеместно властвуют планшеты и приставки Xbox. Как и в былые времена, взрослым трудно осознать истинные проблемы современных детей. Ясно одно – нужно вернуть любимое чадо из виртуальной иллюзии в реальное существование. Но стоит ли игра свеч, если сама реальность претерпела безвозвратные изменения?

Проблема развития ребенка это

Дети 21 века быстрее взрослых приспосабливаются к прогрессу: легко осваивают компьютерную технику и чувствуют себя во всемирной паутине как рыба в воде. При этом они не читают книг и испытывают проблемы в живом общении. Но сегодняшние дети не хуже своих сверстников из прошлого. Они просто иные. Возможно, их особенности завтра станут нормой в развитии личности.

Пытаемся разобраться, как найти контакт с подрастающим поколением, чтобы совместными усилиями преодолеть возникающие трудности.

Истоки детских проблем

Мир без прошлого 

Современные родители – родом из СССР. Начавшиеся после распада Союза перемены привели к полной смене социальных и нравственных приоритетов. Уверенность в завтрашнем дне, которой так гордились в стране победившего социализма, сменилась полной неуверенностью.

Отработанная схема, когда поступление в институт гарантировало получение стабильной работы, разрушилась. Сегодня миром правит предприимчивость, деловая хватка, личные амбиции. Дети, родившиеся на заре XXI века, не могут следовать традициям прошлого.

Проблема развития ребенка это

В современном обществе с раннего возраста нужно быть готовым к борьбе за выживание. Погоня за успехом начинается слишком рано. Первоклассники, а иногда и дошкольники, зациклены на достижении лучших результатов. Родители и учителя постоянно сравнивают их с лидерами, но не все способны преодолеть завышенную планку. В итоге – эмоциональные срывы, конфликты в семье, депрессии и апатия.

Насыщенность информации 

Проблемы современных детей связаны с тем, что с рождения на них обрушивается лавина информации. Развивающие электронные игрушки, телевизоры, планшеты, компьютеры заменяют ласковые мамины колыбельные и бабушкины сказки. В отличие от человеческой теплоты и добра, электронные носители бездушны. Они не способны оградить ребенка от зла, насилия и жестокости нашего мира. 

Исчерпывающие ответы предоставляются по клику компьютерной мышки, поэтому ребенку уже не требуются личные исследования и эксперименты. Его мозг работает только как приемник всевозможных новостей, рекламы, видео и прочего контента. При этом воспитатели замечают, что дети разучились выдумывать игры, фантазировать, сочинять. 

От переизбытка информации ребенок не в состоянии концентрироваться, становится рассредоточенным и гиперактивным. Обилие сцен насилия в компьютерных играх, где успех зависит от количества убитых персонажей, делает его равнодушным к извечным проблемам жизни и смерти. 

Проблема развития ребенка это

Компьютер вместо двора

Дворовая территория была важнейшей средой общения и социальной адаптации малыша. В современных условиях дети, приходя из школы, не бегут играть во двор. Большинство из них приникает к волшебному экрану компьютера, самозабвенно погружаясь в виртуальные приключения. В реальном мире подростки становятся беспомощными и неспособными конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Проблема свободного доступа в интернет заключается в неумении детей и подростков фильтровать информацию. Их привлекает только то, что кажется интересным, запретным или необычным.

Сомнительные видеоматериалы, включая порнографические, форумы со «взрослыми» беседами, пропаганда наркотиков и оружия, сайты с суицидальными темами явно не предназначены для неустойчивой детской психики. Но как оградить поколение NEXT от материалов категории 18+?

Наложить абсолютное вето на интернет – мера крайне непопулярная. Оптимальным выходом из ситуации будет установка специальных фильтров, которые блокируют сомнительные сайты.

Гиперопека

На социальную изоляцию детей повлияла и чрезмерная забота родителей. В современном мире участились случаи киднепинга, терроризма, поэтому мы боимся отпускать любимое чадо на улицу одного. Многие школы выдают детей после занятий только в руки сопровождающим. Самостоятельными современные тинэйджеры становятся довольно поздно, как правило, после 12 лет. Но привычка во всем полагаться на маму или бабушку сохраняется гораздо дольше.

Проблема развития ребенка это

Проблемы дошкольников и младших школьников

Специалисты отмечают в поведении дошколят некоторые особенности, которые совместными усилиями врачей, родителей и воспитателей еще поддаются коррекции. Среди них:

  • Ухудшение мелкой моторики и концентрации: неумение завязывать шнурки, аккуратно укладывать вещи, собирать самостоятельно портфель

Чтобы выработать навыки самообслуживания, занимайтесь с ребенком аппликацией, завязыванием узелков, плетением макраме и другими видами рукоделия.

  • Задержка развития, дефекты речи

При поступлении в школу дети все чаще имеют недостаточный словарный запас, не выговаривают сложные звуки, плохо воспринимают речь на слух. В результате письмо и чтение даются им с трудом. Учителя порекомендуют в таких случаях занятия с логопедом. Но если бы молодые родители не забывали читать вслух, проговаривать скороговорки, считалки, логопедических проблем удалось бы избежать.

Проблема развития ребенка это

  • Недостаток концентрации и внимания

Такие непоседы не высиживают до окончания урока, быстро отвлекаются, не доведя дело до конца. Они могут не слышать учительские замечания, не сразу реагируют на родительские наставления. Творческие способности остаются нереализованными из-за банальной неусидчивости.

  • Отсутствие любознательности

Современные дети как будто рождаются всезнайками. «Сто тысяч почему» – это не про них. Учителя жалуются, что им трудно заинтересовать школьников. Научные истины и исторические факты явно проигрывают в конкуренции со зрелищными компьютерными играми.

Продвинутые педагоги прибегают к мультимедийным аргументам, задействуя на уроках презентации и другие видеоформаты. Однако эксперты советуют не сбрасывать со счетов методики старой школы, в которой первостепенное значение имела энергетика преподавателя. Постарайтесь найти ребенку учителя или репетитора по призванию, который произведет на ребенка впечатление и увлечет его изучаемым предметом.

Проблемы детей старшего школьного возраста

  • Неумение дружить

Постоянное сопровождение взрослых не дает детям завести друзей по интересам на этапе взросления. А легкое общение в соцсетях снижает ценность понятия «дружба». Сочувствие, взаимовыручка для современной молодежи – лишь книжные термины, про которые они пишут сочинения.

Проблема развития ребенка это

Лучший способ отвлечь ребенка от виртуала – заинтересовать его командным спортом или иным увлечением, в которых присутствует элемент соперничества. Азарт и желание побеждать в состязаниях подарят подростку накал страстей и выброс адреналина, сравнимый с виртуальными боями.

  • Непризнание авторитетов

Еще недавно дети относились ко взрослым как к безусловному примеру для подражания. В современном мире приоритеты изменились. Довольно часто можно наблюдать, как мама просит помочь малыша разобраться с новой техникой, и тот без труда справляется со сложным механизмом.

Негативизм к родительским советам всегда был свойственен взрослеющему поколению, но в наши дни он достиг апогея. Кто же правит бал в умах подростков? Все тот же вездесущий интернет. Примером для подражания стали известные личности, блогеры, адепты и гуру всех мастей.

Постарайтесь интересоваться, чем «дышит» ваш ребенок, какие сайты посещает, чем увлекается и чьим мнением дорожит. Главное – сохранить доверительные отношения. Тогда при необходимости удастся своевременно скорректировать появляющиеся проблемы.

  • Зависимость от гаджетов

Культовый предмет № 1 для современного подростка – навороченный мобильник. С ним он просыпается и засыпает, посредством него общается со знакомыми, слушает музыку и делает тысячу полезных дел.

Проблема развития ребенка это

Если еще лет 20 назад человека встречали по одежке, то в современном мире школьники судят друг о друге по марке мобильного телефона, компьютера, айпада и прочих гаджетов. Попробуйте спросить ребенка: «У кого в классе самый крутой мобильник?» Моментально получите развернутый ответ с указанием марки, фирмы производителя и цены, с замечанием, что и ему давно пора обновить свою устаревшую модель.

Родители и учителя пытаются вести активную борьбу с электронным врагом обучения. Дабы дети не играли на уроках и не списывали решение задачек из интернета, в некоторых школах введен запрет на пользование мобильными телефонами. Изъятие у детей гаджетов при входе в учебное заведение одобряют далеко не все, но более разумного способа борьбы пока не придумано.

Проблема развития ребенка это

Как бороться с компьютерной зависимостью

Задумайтесь, зачем ребенку уходить от реальности? Затем, чтобы переключиться от скучной и неприятной обыденности в мир положительных эмоций. Компьютерная игра позволяет почувствовать себя вместо нерадивого ученика супергероем, спасающим планету.

Там просто стать сильным и смелым, ведь в запасе еще много «жизней». Легко исправить ошибку, просто вернувшись на предыдущий уровень. Так создается великая иллюзия, что можно стать лучшим, если обыграть всех.

Проблема развития ребенка это

Эти моменты очень притягательны для современных детей, в особенности, мальчиков. Так они могут моментально забыть о собственных проблемах: полученной двойке, о постоянном материнском недовольстве, об отсутствии настоящих друзей и непопулярности у девчонок. Просто нажав на «play». Признайтесь откровенно, если бы в детстве была такая возможность, разве вы не спешили бы прильнуть к монитору?

Какой веский аргумент привести родителям, чтобы преодолеть детскую зависимость от компьютера и прочих девайсов? Прежде всего, осознать, что никакие волшебные слова тут не помогут. Постарайтесь наполнить обыденную жизнь подростков яркими эмоциями. В каждом из них дремлет скрытый талант, попытайтесь найти его и помочь реализоваться.

Проблема развития ребенка это

Если вместо компьютера, ребенок будет спешить в спортзал, музыкальную школу, на занятия танцами или плаванием, то многие проблемы в его жизни потеряют актуальность.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник