Проблема развития эмоциональной сферы ребенка

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка thumbnail

Библиографическое описание:

Кузнецова, Т. Д. Проблемы развития эмоциональной сферы дошкольников. Эмоциональная напряженность / Т. Д. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). – Т. 1. – Пермь : Меркурий, 2011. – С. 77-80. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//17/626/ (дата обращения: 03.06.2021).

Не секрет: ячейка общества – семья – претерпевает коренные изменения. Таковы реалии современной жизни. Однако подчас данные изменения направлены не на закрепленные веками складывающихся традиций, а на изменения полоролевого родительского сценария – основы взаимоотношений поколений, старшего и младшего. Разумеется, факт этот не может не сказываться на отношениях детей и родителей, зеркало которых – эмоциональная сфера ребенка.

В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается – ее необходимо формировать. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизионных и компьютерных, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу. Можно было бы обвинить во всем родителей и закрыть вопрос, но в ответ мы услышим веские доводы: тяжелая экономическая ситуация, большое количество не полных семей, да и простая не грамотность в педагогических и психологических вопросах воспитания детей ( где вы видели курсы или школы где учат понимать своего ребенка, помочь ему, воспитать из него идеального человека). Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться. Не умеют находить обоюдно выгодные решения проблем, и зачастую в их поведении присутствует агрессивность. Так как наиболее активное развитие эмоциональной сферы ребенка приходится на период от 2=х до 7-ми лет, то именно на долю воспитателя дошкольного образовательного учреждения выпадает роль активного помощника и консультанта для родителей в вопросе развития эмоциональной сферы, ведь задачей ДОУ является развитие всесторонне развитой личности.

Начнем с первых дней ребенка в детском саду. С каждым новым набором детей заметны все более глубокие проблемы в развитии эмоциональной сферы. Дети не имеют навыка общения со сверстниками, да и со взрослыми тоже. Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным, эмоционально положительным отношением к окружающему. Здоровый ребенок живо интересуется всем, что происходит вокруг, охотно вступает в контакт со взрослыми, спокойно выполняет их требования, с увлечением играет. Находясь в отрицательном эмоциональном состоянии, ребенок сам себе препятствует оптимальному удовлетворению собственных потребностей.

Адаптация ребенка к саду – важный показатель развития эмоциональной сферы. Для определения причин тяжелой адаптации мы проводим с родителями тестирование в котором задаем вопросы как по режиму дня детей (продолжительность ночного сна, сборов в детский сад, продолжительность прогулок, условия приема пищи и предпочтения в еде) так и вопросы касающиеся общения с другими детьми и взрослыми во время прогулок, частота походов в гости, в общественные места (порки, зоны отдыха, развлекательные центры). На основе полученных данных можно сделать вывод о развитии эмоциональной сферы и отношениях в нем. Затем совместно с родителями начинается коррекция условий в семье и индивидуальный подход к данным детям. Первостепенной задачей стало – нормализовать энергозапас, то есть уравновесить эмоциональное состояние каждого ребенка через индивидуальный подход. Нельзя сказать, что результат быстрым и легким. Но постепенно эмоциональное состояние у этих детей постепенно нормализовалось. Дети начинают регулярно посещать детский сад, спокойно себя ведут в саду и дома.

В помощь родителям постоянно пополняется и изменяется информация в уголке «особенности вашего ребенка». В этом уголке родители могут почерпнуть знания о психологическом развитии детей в каждом возрасте. Родителям проще понять своего ребенка зная какие изменения происходят в его психике и организме. Следуя советам психологов и воспитателей, родители становятся более выдержанными и терпеливыми по отношению к детям, что в свою очередь приводит к развитию эмоциональной сферы.

В жизни семьи порой происходят кризисы, разрывы и другие отрицательно влияющие на эмоциональную сферу ребенка события. Ранее психологическая помощь таким детям и семьям может исправить ситуацию. Однако надо работать с семьёй. Ведь причины низкой самооценки и тревожности детей всегда кроются либо в сложных кризисных отношениях между отцом и матерью, либо в отношении родителей к детям – чрезмерной строгости, частом унижении, недостатке внимания или, напротив, полном попустительстве, отсутствии контроля.

Необходим поиск причин, объективных и субъективных, и соответственно, пути коррекции эмоционального дисбаланса, корни которого, повторяем, как правило, уходят в дошкольное детство. Мы пользуемся методикой Г.Махортовой «Расскажи историю»- проективного исследования личности ребенка от 4 до 10 лет. В основу методологии, которой легли исследования Выгодского, Эльконина, Запорожца, Лисициной, Спиваковой о социальной ситуации развития ребенка, Фрейда, Эриксона, Бёрна, Боулби, Эйсворт, касающиеся основных положений теории психоанализа о динамическом характере внутренней жизни ребенка.

МЫ выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей:

-НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ К РЕБЕНКУ ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ;

-НАРУШЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ;

-ИЗБЫТОК ИНФОРМАЦИИ, ПОЛУЧАЕМОЙ РЕБЕНКОМ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ);

– ЖЕЛАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДАТЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ СООТВЕТСТВУЮТ ЕГО ВОЗРАСТУ;

– НЕБЛАГОПОЛУЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СЕМЬЕ.

-ЧАСТОЕПОСЕЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ МЕСТ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ; РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ УЧИТЫВАТЬ : ТО ,ЧТОЯВЛЯЕТСЯ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНЬЮДЛЯ ВЗРОСЛОГО, МОЖЕТ СТАТЬ СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИЕЙ ДЛЯ РЕБЕНКА;

-ЧЕРЕЗМЕРНАЯ СТРОГОСТЬРОДИТЕЛЕЙ, НАКАЗАНИЕ ЗА МАЛЕЙШЕЕНЕПОВИНОВЕНИЕ, БОЯЗНЬ РЕБЕНКАСДЕЛАТЬ ЧТО-ТО НЕ ТАК;

– СНИЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ;

– НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ И ЛАСКИ СО СТОРОНЫРОДИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО МАТЕРИ.

Ежедневно сталкиваясь с теми или иными проблемами на практике, мы не раз убеждались: подлинная причина того или иного поступка кроется в определенном «изъяне» эмоциональной сферы. «Изъян» этот может осознавать или напротив, не осознавать не только ребенок, но и взрослым, который занимается его воспитанием.

В практичном смысле методика «Расскажи историю» основанная на тесте Дюсс – Десперта привлекательна тем, что раскрывает топографию эмоциональной сферы ребенка и дает ответы на многие вопросы, в частности такие:

– ЗАВИСИМ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

– ОХВАЧЕН ЛИ ЧУВСТВОМ ОБИДЫ ИЗ-ЗА ОБДЕЛЕННОСТИ ВНИМАНИЯ СО СТОРОНЫ ОДНОГО ИЛИ ОБОИХ РОДИТЕЛЕЙ?

– ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ ПРОЦЕСС ОТНЯТИЯ ОТ МАТЕРИНСКОЙ ГРУДИ,ПРОЯВЛЯЕТ ЛИ РЕВНОСТЬ (ИЛИ,НАОБОРОТ СПОКОЕН) К МЛАДШЕМУ БРАТУ (СЕСТРЕ) , КОТОРОГО ЕЩЁ КОРМЯТ ГРУДЬЮ?

– НАБЛЮДАЕТСЯ ЛИ В ЕГО ХАРАКТЕРЕ ЧЕРТЫ АГРЕССИВНОСТИ, РАЗРУШИТЕЛЬНОСТИ, САМОБИЧЕВАНИЯ, ВИНЫ?

– ОСОЗНАЕТ ЛИ (МАЛЬЧИК) РАЗВИВАЮЩУЕСЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ?

– ПРИВЯЗАН ЛИ РЕБЕНОК К ВЕШАМ, КОТОРЫЕ СЧИТАЕТСЯ СВОЕЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ?

-ПРИВЯЗАН ЛИ К РОДИТЕЛЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА, СОПЕРНЯЧЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК ЛИ С РОДИТЕЛЕМ СВОЕГО ПОЛА?

-ПЕРЕЖИВАЕТ ЛИ РЕБЕНОК ОТ ТОГО, ЧТО ЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ ОСТАЮТЯ НЕВЫСКАЗАННЫМИ?

Общаясь с детьми в течении достаточно длительного периода, мы пришли к выводу: слушая эти истории, повторяя их или выдумывая что-то своё, дети дают волю своим чувствам, изливая при этом дозу определенной природной агрессивности.

Это исследование стало нам полезно так как , мы получили доступ к коллективной бессознательной, архитипичной энергии; способность вдохновлять, воодушевлять просветлять, врачевать не только детские души, но и души взрослых.

Положительное развитие эмоциональной сферы детей подкреплялось участием родителей во всех мероприятиях, проходящих в дошкольном учреждении. Сплоченность родителей их постоянное положительное общение на мероприятиях: чаепитиях, утренниках, собраниях, мастер-классах, круглых столах в присутствии детей, сближало и сплочало детский коллектив. В группе завязались прочные дружеские отношения, благоприятная эмоциональная атмосфера положительно сказывающаяся на усвоении программных требований.

Мы можем сделать вывод, что активное участие воспитателя и не менее активная заинтересованность родителей в процессе развития эмоциональной сферы детей приводят к развитию всесторонне развитой, уверенной в себе, успешной личности, а разве не этого хочет каждый родитель.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, индивидуальный подход, СЕМЬя, эмоциональная сфера детей, эмоциональное состояние.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного…

ребенок, эмоциональная сфера, родитель, ДЕТСКий САД, эмоциональная сфера ребенка, взрослый, эмоциональная сфера детей, СЕМЬя, индивидуальный подход, эмоциональное состояние.

Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный момент, схематическое изображение лиц мальчиков.

Социально-эмоциональное развитие детей в условиях детского…

Учить детей распознавать эмоциональные состояния, понимать настроение детей

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, детский сад, игра, родитель, родитель детей.

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы…

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное произведение

ребенок, игра, эмоциональное состояние, эмоциональная сфера, дошкольный возраст, течение дня, эмоция, настроение, режимный…

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития…

Ведь пока эмоции детей еще естественны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния…

Формирование эмоциональной сферы дошкольников через…

О влиянии театрального искусства на развитие эмоциональной сферы детей известно давно. Участие в инсценировках сказок и театрализованных играх для ребенка – всегда праздник.

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

ребенок, эмоциональное отношение, окружающий мир, эмоция, эмоциональное состояние человека, эмоциональное состояние, занятие, эмоционально-выразительный образ человека, рисунок, язык эмоций.

Основные направления работы по психомоторному развитию…

эмоциональная сфера детей, коррекционная работа, эмоциональное состояние детей, ребенок, нарушение.

Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников…

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов…

Источник

г. Нижневартовск

Мусалямова Е.В.

педагог – организатор

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Проблемы развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста существует сравнительно давно и является объектом исследования ученых всего мира.

Изучая эмоциональную сферу ребенка, Г.Мюнстерберг в начале XX века писал: «В начале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи – приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие или неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения» 14, с. 89.

По мнению Л.С.Выготского эмоции с развитием ребенка не подавляются и ослабляются, а кривая развития эмоций идет вверх от аутистического мышления, когда эмоции играют скорее ведомую роль интеллектуального процесса, к реалистическому интеллектуальному процессу, вернее происходит «синтез интеллектуального и эмоционального процесса» [15, с.369].

Как полагают западные психологи (К.Бюлер, Ф.Гудинаф) весь процесс социализации ребенка сопровождается состоянием тревоги, так как он пытается избежать неприятных переживаний. Изменение с возрастом претерпевает два типа реакции гнева: взрывные реакции гнева, направленные реакции гнева, вследствие родительского недовольства и наказания [17, с.156].

Нельзя не учитывать и наличие школьной тревожности, связанной с учебным процессом. У А.М.Прихожан показана возрастная динамика изменения тревоги у школьников[43].

Отмечая в своих исследованиях, Запорожец А.В. большое значение эмоционального развития личности младшего школьника, подчеркивал важную роль чувства в энергетическом обеспечении деятельности ребенка, её структурировании, образовании новых мотивов, выделения целей и эталонов эмоционального отношения к людям при помощи учителя, авторитетного взрослого и коллектива сверстников. Он отмечал наличие образца аффективной реакции для ребенка со стороны авторитетного взрослого в мотивационно-смысловой ориентации ребенка[16].

Эмоции являются особым классом психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного опыта (удовлетворения, радости, страха и т. д.) действуя по важности индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности [15, стр. 427].

Иными словами, эмоции – это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности [15, с. 26].

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга, и сосредоточиться на совместной деятельности и общения.

Благодаря эмоциям, которые возникают своевременно, организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он быстро, с большой скоростью может отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще один тип, форма, конкретные другие частные параметры. Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились как способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждения о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Эмоциональное состояние – это особое состояние сознания, субъективного состояния эмоционального комфорта-дискомфорта как интегральные ощущения благополучия-неблагополучия в различных подсистемах организма или всего организма в целом [22, с.14].

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребностей, как в начале. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для удовлетворения предстоящего действия или деятельности. «Эмоции, – говорит А.О.Прохоров, – могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, разделяемые с другим» [2, с.110].

Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда вообще незаметны снаружи для другого лица, если человек умеет скрывать свои чувства. Они сопровождают определенный поведенческий акт, даже не всегда видно, хотя всякое поведение связано с эмоциями, поскольку она направлена на удовлетворение потребностей. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они являются прямым отражением опыта существующих отношений, а не их отражение. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают, в связи с представлениями испытывала ранее или воображаемых ситуациях [3, с.115].

Вопросы, связанные развитием эмоционального состояния, традиционно поднимаются исследователями в контексте обсуждения проблем эмоциональной сферы. Разные толкования понятия «эмоции» обусловливают и разные подходы к пониманию. В психологии термин «эмоции» – это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Говоря о необходимости изучения эмоционального состояния детей младшего школьного возраста, следует выделить в отдельный раздел исследования особенности эмоциональной сферы первоклассников.

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. -С.118

  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу – Москва, 2007.

  3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. – 235с.

  4. Вартанян Г. А Эмоции и поведение / Г.А. Вартанян, Е. С. Петров ; АН СССР, Ин-т физиологии им. И.П. Павлова, Науч. совет АН СССР и АМН СССР по физиологии человека, Л. Наука Ленингр. отд-ние 1989. – 144

  5. Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигмы в современных исследованиях эмоций // Психологический журнал. -2006. – №6.

  6. Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» – Москва, 2004

  7. Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. /Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: «Академия», 2010.- 134 с.

  8. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2. – С. 114-123.

  9. Гаврилко Т.И. Динамика понимания эмоциональных состояний других людей слабовидящими младшими школьниками. Дисс.… канд. психол. наук. – Мн., 2003.

  10. Гланц С. Медико-биологическая статистика. – М., 2007.

  11. Гузанова Т.В. Проблема методического обеспечения школьных страхов в начальной школе./Векторы развития современной России: Материалы шестой международной научно-практической конференции. – М.: МВШСЭН, 2007.

  12. Гузанова Т.В. Психологический анализ содержания школьных страхов современных детей 7-9 лет./Материалы XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2007». Секция «Психология». – М., МГУ, 2007.

  13. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. – М., 2007.

  14. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе.- М., 2008.

  15. Детская практическая психология: Учебник/Под. ред Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2005. – 225 с.

  16. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. – М.: Наука, 1980.

  17. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997. – 224с.

  18. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., речь, 2005.

  19. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000г.

  20. Изард К.Э. Психология эмоций [Текст]/К.Э. Изард ; пер. А. Татлыбаева. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 1999. – 464 с.

  21. Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации. Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.

  22. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных отклонений у детей и подростков. – Мн.: «Минск»,1999 – 321 с.

  23. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции): Текст лекций. -Ярославль: Академический проект, 1999. – 238 с.

  24. Кочубей Б., Новикова Е.Ярлыки для тревожности // Журнал “Семья и школа” № 9, 1988.

  25. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка //Психолог в детском саду. 2000. № 2-3. – С. 25 – 38.

  26. Кравцов Г.Г. Единство аффекта и интеллекта в теории и практике. // Л.С. Выготский и современность. Тезисы международного конгресса, посвященного 100-летию со дня рождения ученого. – Мн., 2007.

  27. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]: учеб.пособие для учащихся пед. училищ /В.А. Крутецкий.-М.: Просвещение.-2000.-352с.

  28. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 208 с.

  29. Кулагина И.Ю. Младший школьный возраст:[Личностноя готовнасть к школьному обучению. Эмоционально-потребностная сфера. Развитие сомосознания]. [Текст] / И.Ю. Кулагина // Личность школьника.От задержки психического развития до одаренности. – М. : Сфера, 1999. – С. 34-58

  30. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ И.Ю. Кулагина.- М.: Творческий центр «Сфера», 2001. -464с.

  31. Ланге М. Элементы воли. Научная статья [Текст] / М. Ланге.- М.,1890 – 112 с.

  32. Лебедева Л.Д. Учителю о детских страхах и методах их коррекции// Дидакт. – 2000. – №4.

  33. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 2007.

  34. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков.- СПб.: Питер, 2001. – 592 с.

  35. Маленкова Н.Л. Педагог учит младших школьников справляться с агрессивностью и тревожностью [Текст] / Н.Л. Маленкова // Народное образование. – 2011. – N 8. – С. 253-260

  36. Менджерицкая Д.В. Творческие игры в детском саду. – Минск, 1953.

  37. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 1985.

  38. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576с.

  39. Никитин С. В. Роль театральной педагогики в становлении и развитие личности учащегося [Текст]/С.В. Никитин, Е.В. Кузнецов// Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 20-22.

  40. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]/Л.Ф.Обухова. М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.

  41. Петричук, И. И. Система психолого-педагогических средств для создания атмосферы эмоционально-деятельностного комфорта личности в процессе обучения [Текст] / И. И. Петричук // Образование в современной школе. – 2009. – N 1. – С. 52-63.

  42. Петченко В.А. Методика шкалированной оценки степени выраженности объектных школьных страхов детей младшего школьного возраста.// Прикладная психология, № 4, 2009 г., С. 80-92.

  43. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога.//Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М., 2008.

  44. Психодиагностика эмоциональной сферы личности. М. 2006

  45. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. / Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996. – 144с.

  46. Реан А.А. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб.-М. : Питер, 2005. – 432 с.

  47. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529с.

  48. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии – Спб, 2008.

  49. Савина Е. Тревожные дети / Дошкольное воспитание – 1996. – №4

  50. Семенов Н.Б. Театрализованная игра как инструмент социальной работы [Текст] / Н. Б. Семенов // Молодой ученый. – 2011. – №11. Т.2. – С. 104-107.

  51. Слизкова, Е.В., Еганова Е.С. Формирование адекватной самооценки младшего школьника средствами семенного воспитания/Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.-2014.-№ 2-2.-184-186.

  52. Сокинина, А.А. Особенности эмоционального развития младших школьников [Текст] / А. А. Сокинина // Начальная школа : ежемесячный научно-методический журнал. – 2013. – N 6. – С. 50-52

  53. Трубникова, А.А. Особенности проявления психических состояний младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Текст] / А. А. Трубникова // Начальная школа : ежемесячный научно-методический журнал. – 2010. – N 9. – 1-7

  54. Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал, 2008. – №4.

  55. Фадич, Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников/ диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. / Омск, 2001

  56. Федоренко, Елена Юрьевна. Эмоциональное здоровье и успешность обучения в школе [Текст] / Е. Ю. Федоренко // Народное образование. – 2010. – N 2. – С. 200-204 . – ISSN 0130-6928

  57. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни» – Москва, 2009.

  58. Цылев В.Р. О проблеме психологической адаптации школьников// Психологическая наука и образование, 2009, № 3-4

  59. Чистякова М.И. Психогимнастика. М: Просвещение., 1990. – 298 с.

  60. Шишова Т. Страхи – это серьёзно – М.: Издат. дом. “Искатель”, 1997.- 94с.

  61. Щербатых Ю.В. Психология страха: популярная энциклопедия. – М.: Изд-во «Эсмо», 2007.

  62. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. – 1989. – №4 – 16с.

Источник