Проблема периодизации развития ребенка

Проблема периодизации развития ребенка thumbnail

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте

Пеpиодизация психического развития в детском возрасте это самая важная проблема современной детской психологии. От возможных вариантов решения этой проблемы зависит то, чему мы будем учить и как мы будем воспитывать наших детей. Существующая сейчас система выделения периодов сложилась практическим путём. Она не имеет должных теоретических основ и поэтому не может дать верных ответов на некоторые очень важные вопросы.

Решить эту проблему, т.е. сформулировать принцип, по которому можно было бы выделить периоды в детском развитии пытались многие отечественные и зарубежные учёные. Наиболее уважаемыми психологами, занимающимися этой проблемой в нашей стране считаются Л.В.Выготский и П.П.Блонский. П.П.Блонский считал, что процессы психического развития изменяются с развитием человечества и может происходить появление новых периодов, не существовавших до этого. Также изменениям подвержены и темпы развития. Чем благоприятнее условия, тем выше темпы развития. Он считал, что детское развитие это не процесс плавных преобразований, а резкое качественное изменение, происходящее в переломные периоды.

Л.С. Выготский поддерживает точку зрения Блонского и считает, что детское развитие это постоянная смена критических и стабильных периодов в детском развитии. В своё время их идеи не нашли должной поддержки из-за того, что психологическая мысль была сосредоточена на теории “факторов развития “.

А.Н.Леонтьев и С.А.Рубенштейн нашли совершенно новый подход к проблеме психического развития с позиции роли деятельности в этом процессе. В связи с введением нового подхода возникла и новая периодизация детского развития. Было установлено и нам это достаточно легко понятно, что у человека всегда преобладает какойлибо один вид деятельности. По главенствующим видам деятельности и были выделены периоды; моменты смены одной деятельности на другую и являются переходами от периода к периоду. Экспериментально была выявлена зависимость психических процессов от мотивов и задач деятельности. Важное значение имеет не только сама деятельность, но и предметы, на которые эта деятельность направлена.

Другим важным вопросом, которым занимается психология на протяжении нескольких последних десятилетий является вопрос о соотношении между процессами умственного развития и процессами развития личности. Этот вопрос является очень спорным и важным. Поэтому возникло множество теорий. Дело в том, что эти процессы рассматривались отдельно друг от друга; в результате чего сейчас вместо гармонического развития ребенка мы имеем два независимых друг от друга процесса: воспитание и обучение. Причиной такого ошибочного явления является натуpалистический подход к психическому развитию ребенка. Из такого подхода вытекают следующие заблуждения:

1 ребенок рассматривается изолированно от общества, общество для него является только средой обитания.

2 психическое развитие рассматривается только как процесс адаптации к среде обитания.

3 происходит деление всего окружающего мира на мир людей и мир вещей.

Из этого же подхода родились две теории:

1 теория умственного развития (интеллектуального) развития. Её основателем был Ж.Пиаже. Он выводил всякую последующую ступень развития интеллекта непосредственно из предыдущей; причиной такого развития являются внешними для психического процесса силы. Он считал, что интеллект есть механизм адаптации, а его развитие есть развитие форм адаптации к миру вещей.

2 теория личности (аффективно потребностной сферы). Её основателем был Зигмунд Фрейд. Для Фрейда и неофpейдистов механизмы вытеснения цензуры, замещения и т.п. выступают как механизм адаптации ребенка к миру людей.

Отказываться от такого натуралистического представления о психическом развитии детей очень трудно из-за того, что у детей действительно происходит деление действительности на два мира: мир людей и мир вещей; но у них эти два мира взаимосвязаны. Понять, как ребенок воспринимает мир вещей и мир людей, помогает идея “ролевой игры “, которая социальна посвоему содержанию. Ролевая игра не является чемто постоянным и вечным; она изменяется вместе с изменением положения ребенка в обществе, и система “ребенок вещь ” преобразуется в систему “ребенок общественный предмет “. Выработка способов действия с таким предметом невозможна путём адаптации: отсюда следует, что овладение способами действия с предметами приводит к пониманию взрослого, как носителя общественных задач деятельности. Усвоение детьми этих задач, мотивов и норм отношений осуществляется через воспроизведение или моделирование отношений взрослых в собственной деятельности детей. Итог: деятельность ребенка внутри системы “ребенок общественный предмет ” и “ребенок общественный взрослый ” это единый процесс, в котором формируется личность. Искусственное деление этого процесса на обучение и воспитание приводит к тому, что один процесс преобладает, а другой находится в подчинённом положении.

Для иллюстрации вышеизложенного обратимся к фактическим материалам, накопленным в детской психологии за последние десятилетия. На основе многих экспериментов и наблюдений можно выделить следующие виды деятельности детей и расположить их в той последовательности, в которой они становятся ведущими:

Непосредственно эмоциональное общение

Предметно манипулятивная деятельность

Ролевая игра

Учебная деятельность

Интимноличное общение

Учебнопpофессиональная деятельность

Все три эпохи: раннего детства, детства и подpостничества подчинены одному принципу и состоят из закономерно связанных двух периодов. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между опеpационно техническими возможностями ребенка и мотивами деятельности, на основе которых они формировались.

На сегодняшний день, правильной признается гипотеза о периодичности психического развития и построенная на её основе схема периодизации. Эта гипотеза даёт возможность рассмотреть процесс психического развития не как линейный, а как идущий по спирали; даёт путь к изучению существующих между отдельными периодами функциональных связей. По этой гипотезе деление психического развития происходит в соответствии с внутренними законами, а не под влиянием внешних факторов. Практическое значение заключается в необходимости перестройки существующей системы дошкольного и школьного образования.

источник неизвестен

Источник

В возрастной психологии до сих пор не решена проблема периодизации психического развития. Попытки разрешить ее осуществляется разными авторами по-разному. Различия проявляются в:

Читайте также:  Занятие и развитие аутичного ребенка

– критериях периодизации (разные авторы предлагают различные критерии)

– возрастных границах:

ü В связи с акселерацией меняются рамки возрастов.

ü На возрастные рамки влияет социальная ситуация, в которой живет человек. (Например: пожилой возраст в России 55-60 лет, в Японии 70 лет, в Норвегии 67 лет, в Америке 65,5 лет)

ü Тесно связана с продолжительностью жизни.

Также следует отметить, что проблема возрастной периодизации имеет большое значение для общества, т.к. из нее вытекают проблемы воспитания и образования.

Все вышесказанное объясняет, почему периодизация психического развития является проблемой.

Также в связи с периодизацией психического развития мы касаемся понятия возраста. Возраст – качественно своеобразный период физического, психического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

Возраст бывает:

– психологический

– биологический

– психологический

Указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, соответственно субъективный возраст может быть меньше, больше или равен объективному.

Также мы затрагиваем понятие возрастной нормы психического развития. Это понятие вводится условно для анализа уровня развития, т.е это среднестатистическая характеристика для уровня развития определенного феномена или характеристики.

· Инфантилизм – застревание развития

· Акселерация – ускорение развития

· Ретардация – развитие вспять

Когда в отечественной психологии встала проблема периодизации Выгодский проанализировал уже существующие периодизации, и выделил их в три основные группы:

1. Периодизации, построенные по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития.

Периодизация С. Холла (теория рекапитуляции, онтогенез – краткое повторение филогенеза), созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет).

2. Периодизации, в которых за основу взят один признак.

Периодизация З.Фрейда. В основе – способ удовлетворения либидо через разные эрогенные зоны. Периоды: оральная (0-1), анальная (1-3), фаллическая (2-3 – 5), латентная (5 – 11-12), генитальная (после 12).

Периодизация Ж.Пиаже. В основе – логика развития интеллекта (формирование операций). Периоды: сенсомоторный интеллект (до 1,5-2 лет), дооперациональная стадия (2-7), стадия конкретных операции (7-12), стадия формальных операции (12-15)

Периодизация П.П. Блонского. В качестве основания использовал дентицию и выделял соответственно беззубое детство, молочнозубое детство, период смены зубов, стадии прорезывания премоляров и клыков, постояннозубое детство.

Периодизация Ш.Бюллер.В основе – интенциональность (формирование намерений, целеполагание, планирование). Периоды: 1) до 15 лет – отсут. точной цели 2) 15-20 лет – отрочество и юность, человек осознает свои потребности, возможности, интересы 3) 20-25 до 40-45 – зрелость, человек ставит четкие цели и достигает их 4) 45-65 лет – солидный возраст, человек подводит итоги, пересматривает цели 5) от 65 лет – старческий возраст, человек перестает преследовать свои, силы тратит на досуг и отдых.

Периодизация Л.Колберга.В основе – становление морального сознания. Периоды: доморальный уровень (0-7), конвенциональная мораль (7-16), автономная мораль (после 16).

3. Периодизации, в основе которых находится целый комплекс критериев

Периодизация Э.Эриксона. В основе 3 критерия – соматическое Я, сознательное Я, социальное развитие. 8 периодов, в каждом центральное новообразование, которое может пойти по положительному или отрицательному пути. Периоды: 1) орально-сенсорный (0-1) – доверие или недоверие 2) мышечно-анальный (2-3) – автономия или стыд и сомнение 3) локомоторно-генитальная (4-5) – инициатива или чувство вины 4) латентная (6-11) – трудолюбие или чувство неполноценности 5) отрочество и юность (12-18) – идентичность или смешение ролей 6) молодость и ранняя взрослость – близость или изоляция 7) взрослость – генеративность или стагнация 8) зрелость – целостность эго или отчаяние.

На основе проведенного анализа отечественные психологи выделили основные принципы построения возрастной периодизации:

– исторический подход

– смена к темтной психического развитиятечественные психологи выделили принципы построения периодизации:

тельному пути. ), стадия формаведущих типов деятельности

– учет новообразований

– динамика психического развития

Периодизация Л.С. Выгодского. В основе – чередование кризисов и стабильных (литических) периодов.

1) Кризис новорожденности – младенческий период

2) Кризис 1 года – раннее детство

3) Кризис 3 лет – дошкольный возраст

4) Кризис 7 лет – школьный возраст

5) Кризис 13 лет – пубертатный период

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основе – соотнонешие 2 сфер, сферы аффекта и сферы интеллекта. И хотя эту проблему поставил еще Ж.Пиаже, акцент у него был на сфере интеллекта. Эльконин же акценты сместил по-другому.

Он выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха раннего детства: младший возраст (0-1), вед.деятельность – эмоциональное общение; раннее детство

(1-3), вед.деятельность – предметно-орудийная

2) Эпоха детства: дошкольный возраст (3-7), вед.деятельность – ролевая игра; младший школьный возраст (7-11), вед.деятельность – учебная

3) Подростковый возраст: подростковый возраст (11-15), вед.деятельность – общение в системе общественно-полезной деятельности, старший или взрослый возраст (15-17), вед.деятельность – учебно-профессиональная.

Периодизация А.В. Петровского. В основе – логика вхождения человека к социальную группу

Выделяет 3 эпохи:

1) Эпоха детства: адаптация преобладает над индивидуализацией

2) Эпоха отрочества (11-15): индивидуализация преобладает над адаптацией

3) Эпоха юности (15-17): интеграция преобладает над индивидуализацией

Периодизация В.И. Слободчикова (лучше не рассказывать, но вдруг спросят). В основе – развитие субъективности (формируется через изменение форм взаимодействия ребенка с окружающим миром).

Читайте также:  Параметры роста и развития ребенка до 1 года

5 ступеней развития:

1) Оживление

2) Одушевление

3) Персонализация

4) Индивидуализация

5) Универсализация

Каждая ступень – завершенный цикл, который включает в себя два периода: период становления событийности и период реализации событийности. В свою очередь каждый период состоит из кризиса и литической стадии.

Таким образом, проблема периодизации по-разному решается и отечественными и зарубежными психологами.

Психическое развитие в младенческом возрасте.

Новорожденность

Медиц границы: 0 – 10, 14 дней (начинает прибывать в весе)

Психолог границы: 0 – 2 мес (комплекс оживления – 1я социальная реакция)

Младенческий возраст– от 2 мес. до 1 года.

З. Фрейд. Психоаналитическая теория.

1. Оральная стадия (0-1 год). Удовлетворение ч/з сосание, кусание, жевание.

Э. Эриксон. Теория психосоциального развития.

1 год – удовлет. физических потребностей (базовое доверие ребенка/подозрительность).

Ж. Пиаже. Теория интеллектуального развития.

1 стадия – сенсомоторная (0-2):

6 подстадий: – врожденные рефлексы (1 мес)

– моторные навыки (1-4 мес)

– циркулярные реакции (4-8 мес)

– координация средств и целей (8-12 мес)

– открытие новых средств (12-18)

– изобретение новых средств (18-24 мес)

Д. Б. Эльконин.

1) Эпоха раннего детства

Младенческий возраст (0-1 год). Эмоциональное общение, потребн – мотивационная сфера, новообразования – потребность в общении с др.

В.И. Слободчиков. В основе периодизации – субъективность (внутр. мир). Она формируется 2 путями: отождествление (умение жить с миром в ладу) и обособление (инд-ть). Каждый период, цикл включает в себя кризис и литический.

1 цикл – оживление. У него нет четких границ.

2 цикл – одушевление, с 11 нед.-6,5 лет.

Л.С. Выготский. Культурно-историческая теория. Чередование кризисных и стабильных периодов.

1)кризис новорожденности – младенческий возраст.

2)кризис 1 года – раннее детство

Период новорожденности.

Анатомо-физ. критерий:

10 дней – физиологическая адаптация. Спад веса после рождения не более чем на 10%

1,5-2 мес. – психологическая адаптация. Если все нормально, то в 1,5 мес есть комплекс оживления (сенсомоторная реакция).

Вес – 3200-3500гр. Рост – 50-52 см.

Нервная система достаточно развита, чтобы обеспечивать выживание. ГМ развит, особенно отдел отвеч. за безусловные рефлексы. Кол-во нервных клеток такое же, как и у взрослых, но они слабы. Широкая иррадиация на любой раздражитель.

Школа Ангар – оценки по опр. состояния ребенка после рождения:

1 оценка – рождение, 2 оценка – через 5 мин. Смотрят сердцебиение, дыхание, рефлекторную возбудимость, цвет кожи, мышечный тонус. Здоровые новорожденные – 7-10 баллов, легкая асфиксия – 6 баллов, ср. тяжести – 5, тяжелая – 4 балла.

Набор безусл рефлексов:

Реф-сы, которые обеспечивают деятельность организма

Зрачковый

Пищевой

Р-с Бабинского (шагает при прикосновении к подошве)

Р-с цеплятельный (робинзоновский)

Ориентировочный

Оборонительные

Острота зрения реб лучше на расстоянии 19 см. С 4 мес различает цвета: син, зел, жел, кр. Предпочитает кр и син.

Важные преобретения:

Отделение сна от бодрствования (бодр превращается в отдельный вид акт-ти); Выделение одного объекта в окр действ-ти; Первая ответная социал реакция на воздействия взрослого; Первая форма поведения – комплекс оживления; Развиваются органы чувств; Главное условие псих развития – упражнение органов чувств.

Младенческий возраст

0 – 1 года (включает новорожденность)

ССР: По Выготскому ситуация «мы»

Лисина выделяет 2 вида общения:

1. Ситуативно-личностное (от 0 до 6 мес).

2. Ситуативно-деловое общение – развивается хватание; ребенок начинает общаться со взрослыми по поводу предмета; ребенок начинает воздействовать на маму.

Гуление – начинается с 2–3 мес. до 5–6 мес. – произнесение всех гласных и согласных г,н,х.

Лепет – с 5–6 мес. до года – произнесение отдельных звуков, слогов.

К году ребенок произносит 4–15 слов (ребенок может, подражая, сохранить ритм).

С 6–7 мес. ребенок начинает подражать звуковому составу. Подражание звукам – эколалия. Этот период – доречевой период развития речи.

Пассивный словарный запас.

В младенческом возрасте ребенок обращает внимание на интонацию.

С 4–5 мес. надо начинать создавать условия для развития понимания речи.

К 1 году – начинает устанавливаться связь между названием предмета и самим предметом.

К году ребенок знает название простейших предметов его окружения, но интонация играет большую роль.



Источник

Проблема периодизации развития

Современная психология развития предлагает разнообразные периодизации онтогенеза психики, что подчеркивает актуальность проблемы их построения. В мировой психологии приобретает все большую популярность идея множественности форм развития в детстве, юности и зрелом возрасте. Искать пригодные «для всех времен и народов», универсальные периодизации психического развития не имеет смысла, так как понятие «психологического возраста» отражает историческую эпоху, культурную среду и социальную систему, в которой рождается и развивается ребенок. Разделение «потока» развития на отдельные отрезки связано с научно обоснованными критериями, на основании которых этот поток упорядочивается, образуя циклы развития.

Значимые в науке теории развития предлагают свои критерии, основываясь на собственных представлениях о том, что такое психическое развитие.

Наиболее известны зарубежные периодизации психического развития, сделанные в русле психоаналитического направления (3. Фрейд,

Э. Эриксон) и когнитивной психологии (Ж. Пиаже). С периодизациями психоаналитического направления мы познакомились в параграфе 1.2. Кратко вспомним их в связи с обсуждением критериев периодизации. Так, критерий развития в периодизации Фрейда — это перемещение врожденной специфической сексуальной энергии либидо по телу ребенка, подчиненное действию закономерности: «от принципа удовольствия к принципу реальности». Поэтому данная периодизация называется периодизацией психосексуального развития человека. Врожденные влечения человека сталкиваются с запретами, нормами социума. Задача развития — успешная адаптация человека к обществу благодаря появлению в его психике (сознании) защитного механизма сублимации. Такой человек отличается способностью любить, способностью творить на благо общества. Это психически здоровый человек. Такой вариант развития возможен в случае удовлетворения энергии либидо адекватным образом. Если либидо не получает удовлетворения или удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на данной стадии развития, и у него зафиксируются определенные черты характера, препятствующие успешной адаптации. В классической теории психоанализа такой человек называется невротиком.

Читайте также:  Система интеллектуального развития ребенка

Данную теорию развития принято относить к психодинамическим теориям, так как взаимодействие человека со средой (социальной) определяется конфликтом между силами его подсознания и внешней реальностью. Главное значение в развитии человека имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

Современный психоанализ в психологии развития представлен в эпигенетической теории развития личности Эриксона (см. параграф 1.2). Его периодизация называется периодизацией психосоциального развития человека, так как основы человеческого «Я» коренятся в социальной структуре общества. Последовательность стадий зависит от биологического созревания, но содержание развития определяется ожиданиями общества и успешностью прохождения человеком психосоциальных кризисов. В каждом возрасте общество ставит перед человеком задачу. В зависимости от успешности ее решения человек приобретает либо положительную, либо отрицательную психологическую структуру и соответствующее поведение (биполярный принцип рассмотрения жизни). Результат развития — целостность личности, или «эгоидентичность». Ее формирование продолжается на протяжении всей жизни человека, поэтому автор выделяет восемь возрастов человека. По Эриксону, стать взрослым означает не только освоить современную технологию и осознанно включиться в свою социальную группу, но и уметь отвергать чужое мировоззрение и чужую идеологию.

В зарубежной психологии одной из самых известных является периодизация развития интеллекта Ж. Пиаже (1896—1980 гг.). Пиаже — швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. Пиаже заметил, что взрослых и детей отличает не объем знаний, а различный способ познания. Мышление ребенка — это качественно иное психическое образование по сравнению с мышлением взрослого; у детей своя логика. Изучая особенности детского мышления, Пиаже выделил стадии развития интеллекта, который им рассматривался как способ биологической адаптации к внешней среде, позволяющий человеку выжить как виду.

Под интеллектом Пиаже понимал определенную форму равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсомоторных механизмов. По мнению Пиаже, процесс развития интеллекта происходит следующим образом: схемы (способы обработки информации) организуются в операции, различные сочетания которых соответствуют качественно различным стадиям когнитивного роста. По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира. В этом развитии можно выделить качественно различные периоды:

  • — сенсорная стадия (от рождения до 1,5—2 лет);
  • — дооперационная стадия (от 2 до 7 лет);
  • — стадия конкретных операций (от 7 до 11—12 лет);
  • — стадия формальных операций (с 12 лет).

Интеллектуальное развитие происходит спонтанно, и порядок следования стадий остается неизменным. Возрастные рамки проявления той или иной стадии интеллектуального развития зависят от активности самого ребенка, богатства или бедности его спонтанного опыта, культурной среды. Социальные факторы начинают оказывать прогрессирующую роль на развитие интеллекта только после 7—8 лет. Ребенок постепенно социализируется, что приводит к переходу от узкой эгоцентрической позиции к объективной: он начинает учитывать точки зрения других людей и оказывается способным с ними сотрудничать.

Изучая развитие мышления, Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства, по Пиаже, осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Так, по примеру Пиаже, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую 12 тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую две тарелки в порыве гнева на сестру. Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений.

Теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Колберг. Проводя многочисленные эксперименты, он выделил три уровня развития моральных суждений, каждый из которых состоит из определенных стадий, строго следующих друг за другом. При этом автор не настаивает на прочной привязке каждой стадии к определенному возрасту:

  • — первый уровень — доморальный, или преконвенциональный (до 7 лет);
  • — второй уровень — конвенциональный (до 12 лет);
  • — третий уровень — постконвенциональный, или автономная мораль.

По Колбергу, человек не раньше 18 лет в качестве основания морального выбора может начать использовать общечеловеческие универсальные принципы.

Все выше представленные периодизации Л. С. Выготский критиковал за то, что их авторы по своему субъективному мнению берут только один аспект психического развития, выдавая его за целостное понимание развития человека.

По мнению Выготского основанием для возрастной периодизации является внутренняя логика детского развития — процесса самодвижения, возникновения и образования в психике нового. В параграфе 1.6 охарактеризованы ключевые положения культурно-исторической теории Выготского, в которой основным критерием для определения конкретных эпох детского развития, или возрастов, являются новообразования. Общая схема, которая позволяет наблюдать причины смены возрастов, выглядит следующим образом: каждый возраст открывается кризисом. Кризис обуславливает становление новой социальной ситуации развития. В ней имеются внутренние противоречия, которые и развивают в психике ребенка новообразование. Возникшее новообразование несет в себе предпосылки разрушения сложившейся социальной ситуации развития и назревания нового кризиса. Выготский обосновал возрастную периодизацию детского развития: шесть кризисов развития и пять периодов.

Кризис новорожденности (0—12/14 недель).

Младенческий возраст (2 мес. — 1 год).

Кризис одного года.

Раннее детство (1—3 года).

Кризис трех лет.

Дошкольный возраст (3—7 лет).

Кризис семи лет.

Школьный возраст (8—12 лет).

Кризис тринадцати лет.

Пубертатный возраст (14—18 лет).

Кризис семнадцати лет.

Источник