Признаки зпр у ребенка 2 года

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Дата публикации: 09.02.2020. Последнее изменение: 07.07.2020.
Источник
Статья:
Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.
Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.
Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.
Как понять, что у ребенка ЗПР?
При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.
Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.
Общие признаки ЗПР
- Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
- Очень быстро утомляется.
- Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
- Не может удерживать внимание на одном предмете.
- Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
- Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
- Крайне бедный словарный запас.
- Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
- Не контролирует эмоции.
- Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
- Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
- В рассуждениях не может выделить главную мысль.
- Во время сна постоянно пробуждается.
Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.
Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?
Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.
В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.
Ребенок умеет:
- выполнять просьбы взрослых;
- составлять простые фразы из 2-4 слов;
- умываться;
- есть ложкой;
- снимать и надевать одежду;
- ходить на горшок.
Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.
Они должны уметь:
- говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
- рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
- различать основные цвета;
- застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
- соблюдать правила в подвижных играх.
В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.
Он умеет:
- собирать крупные паззлы;
- рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
- определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
- находить отличия между схожими предметами;
- называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
- выучить песенку, стихотворение, считалку,
- играть по правилам;
- повторить движения за взрослым в определенном порядке;
- собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
- лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
- убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
- соотносить предметы по форме, цвету, размеру.
Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.
Что делать, если у ребенка ЗПР?
Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.
Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.
Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:
- чередование разных видов деятельности;
- наглядность;
- многократное повторение материала;
- поэтапное обобщение и усложнение материала;
- образцы и подробные инструкции.
Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.
Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.
Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.
Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 25 июня, 2019
Обновлено: 7 апреля, 2021
ЗПР – особенность развития ребенка, при которой главные психические функции созревают с отставанием от принятых возрастных норм.
ЗПР – расшифровка и объяснение термина
Задержка психического развития (ЗПР) – патология, которая требуют внимательной оценки, выявления их причин и определения способов их устранения. Проявляется она самыми разнообразными симптомами, которые зависят от причин возникновения нарушения, особенностей ребенка и среды, в которой малыш развивается.
При этом важно сказать, что данным термином обозначают только нарушения, не имеющие активно выраженных форм и проявляющиеся у ребенка дошкольного и младшешкольного возраста. Основные трудности, возникающие у детей с ЗПР, связаны с адаптацией к учебному процессу. В более позднем возрасте, а также в случаях выявления более сложных форм патологии, речь идет уже не о ЗПР, а об иных диагнозах.
Виды патологии
ЗПР по причинам возникновения и особенностям проявления симптомов делится на 4 группы.
Виды ЗПР и их характеристика в таблице
Происхождение | Причина | Как проявляется |
Конституциональное | Врожденные склонности ребенка к определенного вида особенностям поведения и обусловливаются его собственными темпами развития. | Проявляется в эмоциональной несамостоятельности ребенка, его чрезмерном привязанности к близкому взрослому (скорее всего, к матери), неспособность к принятию собственных решений и к другим эмоционально-волевым поступкам. Для этого типа патологии характерны неустойчивые бурные эмоциональные реакции. У таких детей долго сохраняются на первом плане игровые интересы без мотивации на познавательную деятельность. |
Соматогенное | Следствие физиологической патологии. Дети, страдающие хроническими заболеваниями, а часто и подверженные гиперопеки со стороны родных, не имеют возможности развиваться психически полноценно. | Общая слабость, притупление внимания, отсутствие мотивации к познаванию окружающего мира, лишен потребности совершать самостоятельные действия и принимать решения |
Психогенное | Неблагоприятные условия, в которых растет и воспитывается ребенок. Агрессия, насилие, безнадзорность приводят к отсутствию у него навыков контроля собственного поведения. | Безответственность, несамостоятельность, отсутствие необходимых знаний о том, как устроен окружающий мир. Боязливость, застенчивость или наоборот наглость – проявления патологии для этой группы. |
Церебрально- органическое | Распространенная в клинической практике патология. Возникает вследствие физиологических нарушений функций нервной системы, обусловленных врожденными или приобретенными причинами. Как правило, к подобным последствиям приводят неблагоприятные факторы, сопровождающие женщину в период беременности: избыточный вес будущей матери; инфекционные и хронические заболевания, диабет; наличие психических заболеваний у родственников; патологические роды, недоношенность и др. | При диагностике выявляют минимальную мозговую дисфункцию – комплекс разнообразных незначительных нарушений. Дети с подобным видом ЗПР отличаются апатией, недостаточностью проявления эмоций, пониженным интересом к происходящему, равнодушием к мнению о них других людей, бедностью воображения и т.д. |
Диагноз
По перечню медицинских заболеваний диагноз ЗПР относится к психологическим особенностям развития (F80-F89).
Для того, чтобы выявить причины возникновения и характерные особенности ЗПР у ребенка, комиссия из врачей, педагогов и психологов составляет алгоритм проведения мер, направленных на анализ его личности, историю его рождения и условий жизни. Этапы диагностики такие:
- общение с ребенком, беседа с родителями;
- сбор анамнеза;
- осмотр и обследование психолога;
- заключение комиссии, выводы и план коррекции.
На этапе обследования изучается память малыша, его восприятие, внимание, способности к обработке информации. Также оцениваются его возможности восприятия звуков, смысла речи и совершения эмоционально-волевых поступков.
Для диагностики ЗПР также назначаются лабораторные исследования: генетические, молекулярные и метаболические анализы.
Причины возникновения
Как видно из перечня происхождений заболевания, ЗПР возникает как по биологическим, так и по социально-психологическим причинам.
Биологические причины ЗПР:
- органические повреждения ЦНС, эпилепсия;
- родовые и черепно-мозговые травмы;
- недоношенность;
- инфекции внутриутробные и в раннем возрасте;
- резус-конфликт;
- рахит;
- наследственность и др.
При дефектах функционирования органов чувств (нарушения зрения, слуха, затруднение речи и др.) при недостаточности или отсутствии коррекционного лечения и реабилитации ЗПР развивается по причине невозможности полноценного восприятия малышом мира. инфоблок
Социально-психологические причины заболевания обычно связаны с проживанием в неблагополучных семьях (агрессивное окружение, авторитарное воспитание, жестокость по отношению к ребенку и другим членам семьи, проблемы с алкоголем и др), либо с условиями гиперопеки, недостатка общения со сверстниками и др.
Причины задержек развития у детей дошкольного возраста
По данным психологов, около 20% первоклассников в нашей стране испытывают трудности с освоением школьной программы. Достигнув возраста 7 лет, такие дети не освоили необходимых возрастных навыков восприятия и анализа информации для того, чтобы проходить успешное обучение в школе.
Причина ЗПР – не выявленные вовремя отклонения от норм в более раннем возрасте. Уже к 2-3 годам родители могут обратить внимание на признаки отставания ребенка по тем или иным показателям. Не говорит, не умеет держать ложку и самостоятельно есть, не проявляет активного интереса к окружающему миру, не может выполнить простые игровые просьбы взрослых – эти и другие признаки должны
насторожить родителей и стать поводом показать сына или дочь педиатру.
Проще всего заметить признаки ЗПР у детей 4-5 лет. Именно в этом возрасте они уже ведут активное инициативное общение со сверстниками, и показывают первые успехи в дошкольной подготовке, интересуются буквами, цифрами, написанием слов и т.д.
Но возраст 4-5 лет является критичным для начала лечения задержек развития. Гораздо более благоприятные прогнозы по устранению патологии бывают при начале корректирующих занятий и лечения в возрасте до 3 лет.
Особенно это важно при задержках речевого развития. Если к 4-5 годам отсутствуют речевые навыки, вероятность успешного лечения составляет меньше 1%. Если же речи нет и к 7 годам, то более 90% вероятности, что она уже не появится.
Симптомы и признаки у детей
Одни и те же нарушения развития психики у разных детей отличаются по времени и степени выражения. Эти проявления могут касаться как психо-эмоциональной сферы, так и физических навыков.
Эмоционально-волевая сфера. Это виды ЗПР, связанные с неумением ребенка контролировать свои эмоции и совершать волевые усилия. Он не может долго находиться на одном месте, не сосредоточен на поставленной задаче, быстро утомляется. Такие дети нарушают дисциплину, конфликтны, подвержены внезапным приступам беспричинной агрессии или смеха. В приоритете долго сохраняют игровые виды деятельности.
Таким образом, типичными признаками ЗПР являются следующие нарушения:
- памяти
- внимания
- мышления
- речи
При различных разновидностях ЗПР все перечисленные признаки проявляются в легкой форме и не являются препятствием к полноценному освоению ребенком обычной школьной программы. Дети с такими задержками развития требуют только более внимательного отношения и корректировки формы подачи материала.
Признаки патологии в 2 года
К 2 годам жизни малыш уже обладает определенным набором навыков, позволяющих оценить его способности к обучению и темпы развития. Поэтому именно в этом возрасте становится возможным впервые выявить признаки ЗПР.
Для этого возраста характерны активные действия, подражающие манипуляциям близких взрослых. Дети охотно подражают родителям в повседневных бытовых условиях, а также выполняют простые игровые действия по образцу после показа (собрать пирамидку, провести линию на бумаге и др.). Также в 2 года ребенок уже произносит не только отдельные слова, но и простые предложения из 3-4 слов
Как понять, что у ребенка ЗПР?
О задержке развития двухлетнего малыша есть повод говорить в случаях, если малыш:
- Не может соотнести объемную форму с соответствующим плоскостным изображением, не понимает даже после показа, как собрать простую пирамидку, сортер (распределить фигурные вкладыши по аналогичным отверстиям).
- Путается в наборе из 3-4 контрастных цветов, не может найти цвет по образцу.
- Не способен показать (ответить), какой предмет из представленных (после показа) тяжелый/легкий, теплый/холодный, мягкий/жесткий и т.д.
- Застревает в 2-3 действиях в игре (последовательно покормить и покачать куклу).
- Не понимает, как построить из кубиков простую форму по образцу.
- Желания к деятельности, не проявляет апатичен, нелюбопытен.
- Не требует желаемого.
- Избегает эмоций при общении со знакомыми взрослыми.
- Не понимает рассказа о том, что происходило с ним в недавнем прошлом (сегодня на прогулке и т.д.).
- Сложно выполнить ряд простых поручений (подними мячик, положи в корзину).
- Использует упрощенные словоформы, обращаясь с просьбами.
- Не показывает эмоциональной реакции на звуки музыки, не подпевает знакомым песням.
Признаки нарушений у ребенка в 3 года
К 3 годам дети развивают базовые навыки, приобретают углубленные знания об окружающем мире, речь их становится более сложной и богатой. В этом возрасте формируется начало ролевой игры
Поводом обращения к психологу или неврологу по вопросу темпов развития являются следующие признаки:
- Ребенок не говорит предложениями, не может с помощью речи обратиться с просьбой, ответить на простой вопрос, выразить чувства. Не может рассказать сказку (которую знает) по иллюстрациям.
- Не может ответить на вопросы о его имени и возрасте, о членах семьи, о предпочтениях в играх и еде и т.д. Его родители не слышат познавательных вопросов (Почему?, Кто?, Зачем?).
- Названий цветов, форм, предметов, которые его окружают, не знает и не стремиться узнать.
- Неспособен распределить предметы по размеру, форме, цвету, не может сложить пирамидку по заданному образцу или по картинке.
- Дорисовать простую картинку не может (лепесток у цветка и д.т.), не изображает на листе простые формы и линии, не фантазирует в рисунке.
- Не берет игровые роли (“я – мама, доктор…”), фантазия бедная, эмоциональное поведение в игре не характерно.
- Не идет на контакт с другими детьми, не участвует в эмоциональном общении.
- Испытывает сложности различить что “хорошо”, что “плохо”, когда сделал что-то стыдное, недозволенное.
- Избегает инициативы, не стремится к независимости, не любопытен.
- Отсутствует умение сдерживать эмоции, ждать, терпеть, выполнять простые правила поведения на улице и т.д.
- Сам не умеет одеваться/раздеваться, складывать вещи, есть. Не успевает на горшок (или вовсе не пользуется им). Не выполняет просьбы и простые последовательности действий.
Если вы обнаруживаете у своего ребенка ряд описанных признаков, обратитесь к грамотному специалисту-неврологу.
Задержка психического развития – это не болезнь, но признак того, что вашему ребенку нужно дополнительное внимание. Своевременная диагностика состояния малыша позволит вовремя понять причину и принять необходимые меры для того, чтобы впоследствии нарушения не развились в серьезную патологию.
При ЗПР необходимо обнаружить какие механизмы привели к нарушению работы мозга. Провести обследование и найти зоны головного мозга, нервные пути и ткани, которые не функционируют должным образом.
После обнаружения, возможно индивидуально подобрать комплексное лечение, направленное на активацию и стимуляцию мозга.
Ознакомьтесь подробнее с методикой комплексного лечения ЗПР, заслужившей доверие и множество благодарных отзывов пациентов.
Была ли эта статья полезна?
Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:
Приносим извинения!
Как можно улучшить эту статью?
Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум
Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!
Перейти на форум
ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ
Гимранов Ринат Фазылжанович
Записаться к специалисту
×
Источник