Признаки ребенка аутиста в 3 года
Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог, стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе
Дата публикации: 20 января, 2020
Обновлено: 25 марта, 2021
Первые признаки и симптомы аутизма могут проявиться у ребенка к 1,5-2 годам, а в 3, 4-х, 5 годам – стать ярко выраженными. В этом возрасте нужно пристально наблюдать за поведением малышей, чтобы распознать такую особенность их здоровья. Это поможет вовремя начать коррекцию или лечение. По мере взросления, с каждым годом ребенку труднее будет социализироваться, развить нужные навыки до уровня нормы.
Это скорее не заболевание, а расстройство деятельности мозга, затрагивающее восприятие мира ребенком. Вместе с этим, накладывающее отпечаток на интеллектуальные способности и особенности общения.
В зависимости от степени выраженности, люди с таким синдромом могут вести нормальную жизнь с небольшими особенностями, либо вообще утрачивают связь с реальным миром. Успех работы медиков зависит от раннего выявления болезни, проводимых мероприятий и отсутствия ухудшающих состояние заболеваний. Таких, как эпилепсия в детском возрасте.
Степени тяжести
Поведение ребенка-аутиста в 3-4 года, основные признаки, симптомы аутизма, различимые на фото и видео, позволяющие как распознать, так и лечить его, разнятся в зависимости от варианта заболевания.
Выделяют 2 формы расстройства, различающиеся по тяжести проявлений и наличию дополнительных болезней:
- Легкая, которая позволяет успешно социализироваться, получить образование, работать. Имеются умеренные отклонения в поведении и специфике общения с окружающим миром. Отмечаются выдающиеся способности в какой-нибудь области, интеллектуальное отставание от сверстников минимальное или отсутствует.
- Тяжелая, при которой аутичные черты у ребенка 3 лет уже ярко выражены. Он практически не говорит, не проявляет интереса к окружающему миру, к другим людям или животным. Есть нарушения поведения, не исключено заметное отставание умственного развития от сверстников. Таким деткам требуется обследование и лечение.
В 3 года аутизм уже проявляется у ребенка, поэтому полезно знать, как определить его, распознать степень тяжести болезни.
Клинические проявления
Симптомы и признаки детского аутизма в 3-4 года:
- Отсутствие желания идти на контакт с окружающими. Дело не только в развитии речи, но и в других проявлениях нежелания общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Малыш не смотрит в глаза, не проявляет интереса к родственникам, близким людям, не хочет самостоятельно контактировать.
- Отсутствие сюжета в игре или нежелание малыша его объяснить.
- Замена игрушек неигровыми предметами, часто своеобразными.
- Эгоцентризм, ярко проявляющийся в общении со сверстниками. Ребенок не замечает, что вокруг есть кто-то еще. Не воспринимает остальных людей как живых существ с собственной волей.
- Не формируется образное мышление.
- Говорит о себе в третьем лице, не отзывается на свое имя.
- Может долго молчать, а затем ответить на вопрос длинной сложной продуманной фразой.
- Регулярно случаются истерики в новых местах или если что-то из привычного быта изменилось.
- Пугается громких звуков, ярких вспышек. Страх быстро перерастает в истерику.
- Чрезмерно привязан к матери, не проходит стадию «Я – сам».
- Проявляет чрезмерную жестокость (не различает живое и не живое).
- Присутствуют стереотипные, повторяющиеся движения, ритуалы.
- Возникают трудности с координацией движений, особенно при подъеме по лестнице или при использовании мелкой моторики.
Признаки и симптомы детского аутизма в 3-4 года проявляются комплексно. Присутствие у ребенка 1 или 2 описанных признаков, не означает патологии. Это может быть акцентуация характера, особенность воспитания.
Когда отмечаются больше 2-х разнонаправленных проявлений, стоит начинать подозревать подобное отклонение.
Диагностика
Только в динамике. На фото, ребенок-аутист выглядит, как и все, признаки выделяться не будут. А вот на видео, аутизм уже проявится. Так как будут заметны отклонения в поведении, чрезмерная закрытость, отсутствие интереса к происходящему вокруг.
Основные признаки аутизма в три (3) года у детей выражены достаточной, чтобы можно было пройти диагностику и сделать верное диагностическое заключение.
Главный принцип при подозрении расстройств аутического характера – исключить другие заболевания, имеющие схожие проявления.
Малыш проходит через ряд процедур:
- МРТ, показывающее, что мозг здоров и работает как надо, исключает наличие опухолей;
- осмотр у отоларинголога, проверка сохранен ли слух;
- рутинные анализы мочи, крови;
- исследование электромагнитной активности мозга, чтобы исключить эпилепсию у детей методом ЭЭГ.
После исключения органической патологии, проводится тестирование по опроснику, составленному международной ассоциацией врачей.
Опрашивается не только сам пациент, но и его родители. Нюансы поведения, которые они считали не важными, могут открыть глаза на истинное положение дел.
Обращаться следует к врачам, целенаправленно работающим с детьми с такой особенностью. Педиатры и психиатры, не всегда знают точно, как выражается аутизм в 4 года. Могут поставить неправильный диагноз, время на реабилитацию будет упущено.
Лечение
Расстройство считается неизлечимым, это особенность восприятия мира человеком с определенными отклонениями в работе мозга. Однако проявления аутизма у ребенка 3-4 лет не означают, что его социальная жизнь исчерпывается.
Надлежащие меры лечения, коррекции, регулярные занятия, помогают таким ребятам социализироваться, стать успешными взрослыми. Да, определенные особенности сохраняются, но они не мешают жизни.
Основа лечения – работа с психологом/психиатром пациента и его родителями. Для успешной реабилитации нужно:
- лечение, иногда с применением медикаментов, корректирующих поведение на протяжении месяцев, лет;
- регулярные сеансы с психологом;
- обучение в специализированных детских садах, школах;
- соблюдение режима дня, деятельности, труда и отдыха;
- повторение простых, нужных для жизни действий, так как аутист учится таким вещам медленнее сверстников;
- касается как вещей, которые всегда должны лежать на своих местах, так и людей вокруг малыша;
- регулярный отдых родителей, чтобы избежать эмоционального выгорания от общения с таким особенным ребенком.
В большинстве случаев, к средней или старшей школе при соблюдении всех рекомендаций врачей, детки с синдромом аутизма легкой степени полностью социализируются. Пациенты с тяжелой формой расстройства, могут быть утрачены для социума навсегда.
Источник
Автор Хусаинов Руслан Халилович На чтение 5 мин. Опубликовано 01.08.2019 06:36 Обновлено 31.07.2019 09:08
Родители и воспитатели, замечающие определенные изменения или проблемы у трехлетнего ребенка, могут задаться вопросом, указывают ли они на аутизм.
Расстройство аутистического спектра (РАС) встречается примерно у 1 из 59 детей и охватывает ряд состояний, включая аутизм и синдром Аспергера. Поведенческие симптомы зачастую проявляются в раннем детстве, и родители замечают их до первого года рождения ребенка. Несмотря на это, центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сообщают, что большинству детей с РАС не ставят диагноз до 4 лет.
Что такое аутизм?
Аутизм является одним из наиболее распространенных неврологических нарушений. Данное состояние характеризуется проблемами с социальным взаимодействием, общением, гибкостью мышления и поведением. Дети с РАС испытывают трудности в общении с окружающими, развитии дружеских отношений и понимании чувств других людей. Детки также могут иметь повторяющиеся мысли и выполнять повторяющиеся действия. Люди с расстройством аутистического спектра зачастую имеют высокие показатели сопутствующих состояний. Некоторые из этих состояний включают:
- припадки;
- пищеварительное расстройство;
- психические проблемы, такие как тревога или депрессия.
Согласно некоторым исследованиям, 70% детей с аутизмом имеют одно сопутствующее заболевание, в то время как 41% имеют два или более, включая синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Признаки аутизма в 3 года
Признаки и симптомы аутизма у 3-летних детей могут включать:
Социальная отстраненность
Дети с аутизмом не могут играть с другими детьми. Они:
- играют в одиночку;
- не заинтересованы в общении;
- не делятся игрушками;
- не понимают правила игры;
- не отвечают на имя;
- не могут притворяться.
Различия в эмоциональном выражении
Дети с аутизмом испытывают полный спектр эмоций, но они выражают их иначе. 3-летний ребенок с РАС:
- с трудом выражает свои чувства;
- имеет проблемы с пониманием чувств других людей;
- избегает физического контакта с другими людьми;
- не любит, когда его обнимают;
- не проявляет никаких эмоций, когда родители покидают комнату.
Трудности в общении
В 3 года ребенок с РАС имеет:
- задержку или регресс в языковых навыках;
- говорит в певческой манере;
- не говорит вообще;
- избегает зрительного контакта;
- кажется невыразительным;
- не отвечает на вопросы;
- повторяет слова, фразы или звуки, врачи называют это эхолалией;
- использует неправильные местоимения, например, «вы» вместо «я»;
- не использует жесты;
- не реагирует на указания;
- не понимает юмор.
Поведение
Дети с аутизмом зачастую демонстрируют необычное или повторяющееся поведение. Они могут:
- взмахивать руками несколько раз;
- вращаться;
- двигаться взад и вперед;
- играть только с определенной игрушкой;
- имеют навязчивое поведение;
- выстраивают игрушки в упорядоченном порядке;
- гиперактивны в определенных ситуациях;
- имеют непродолжительную концентрацию внимания;
- настаивают на определенных процедурах или ритуалах;
- не любят, когда кто-то нарушает их рутину или ритуал;
Другие симптомы аутизма у детей трех лет
- агрессия;
- импульсивность;
- нанесение телесных повреждений;
- интенсивные реакции на звуки, запахи, текстуры, цвета или вкусы;
- вспышки гнева;
- необычные привычки в еде.
Не все аутичные дети проявляют эти признаки, и многие нейротипичные дети иногда демонстрируют некоторые из них. По этой причине необходима профессиональная диагностика.
Возрастные признаки аутизма
С возрастом дети с аутизмом могут испытывать трудности в общении, социализации и поведении. Отчасти это связано с повышением социальных требований в школе и в обществе. Дети и подростки школьного возраста могут иметь некоторые признаки:
- потребность в рутине;
- предпочтение одиночества;
- отсутствие дружеских отношений;
- агрессия;
- волнение или разочарование, когда нарушаются рутины;
- тревога;
- трудность ведения разговора;
- повышенное или пониженное обоняние, вкус, осязание, зрение и слух;
- зацикленность на конкретных темах или видах деятельности;
- проблемы интерпретации невербальных и социальных сигналов;
- не соблюдение правил в школе и спорте;
- необычная поза или движения, такие как покусывание или щелканье пальцами;
- необычные речевые образцы и тон.
Аутизм в 4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Исследования показывают, что аутичные девочки имеют более легкие симптомы. Это может привести к гиподиагностике или постановке неправильного диагноза и трудностям с лечением. Авторы исследования с участием более 800 детей с аутизмом сообщили, что девочки и мальчики имели различия в структуре мозга и поведения. У девочек, как правило, меньше встречается повторяющееся поведение.
Почему аутизм у девочек реже диагностируют?
Аутизм у девочек реже наследуется.
Девочки могут лучше «маскировать» свои социальные проблемы.
Средства диагностики основаны на выявлении симптомов у мужчин, что приводит к гиподиагностике у женщин.
Диагностика аутизма у детей 3-х лет
Для того, чтобы знать, когда обратиться за помощью, важно знать основные этапы, которые ребенок должен иметь в каждом возрасте. Педиатр или детский психиатр может поставить официальный диагноз. Эти специалисты будут наблюдать за поведением ребенка и отслеживать его развитие. Врачи также проверят слух и зрение ребенка и проведут дополнительные тесты, чтобы исключить другие основные состояния, которые могут быть причиной симптомов. Например, ребенок с проблемами слуха может иметь социальные трудности или не реагировать, когда к нему обращаются. Врач может диагностировать некоторые симптомы аутизма.
Раннее вмешательство имеет ключевое значение для улучшения результатов у аутичных детей. Детей могут научить полезным социальным, коммуникативным и поведенческим навыкам. Существует много вариантов поддержки детей с РАС, и они зависят от симптомов ребенка.
Терапия и другие формы поддержки, которые могут быть полезны для детей с аутизмом, включают:
- поведенческую терапию;
- обучение коммуникативным навыкам;
- образовательную программу;
- семейную терапию;
- трудотерапию;
- физическую терапию;
- психологическое вмешательство;
- логопедию;
- применение препаратов;
- изменения образа жизни, такие как создание и соблюдение определенной рутины.
Важно управлять любыми состояниями, которые возникают у детей, подростков и взрослых с аутизмом. Они могут включать:
- СДВГ;
- депрессию;
- тревогу;
- припадки.
Выводы
Чем раньше ребенок получит точный диагноз и поддержку, тем лучше будет результат. Родители и воспитатели должны обратиться к врачу, если замечают признаки аутизма у ребенка. Аутизм не излечим, и многие люди с аутизмом чувствуют, что данное состояние является неотъемлемой частью их личности. Врачи могут помочь людям управлять симптомами и поддерживать счастливую, здоровую жизнь.
Научная статья по теме: Дети с аутизмом часто подвергаются насилию со стороны братьев и сестер.
Источник
Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.
РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.
Характерные черты детей с аутизмом (РАС)
- Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
- «Социальная агнозия» – расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
- Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
- Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
- Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
- Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
- Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
- Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
- Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
- Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
- Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
- У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
- При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
- Дополнительные симптомы, часто сопутствующие расстройству аутистического спектра.
Перечисленные ниже симптомы очень часто отождествляют с аутизмом, но это неверно, они не являются специфическими и могут встречаться и при иных нарушениях.
- Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
- Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
- Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
- Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
- Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
- Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
Ранняя диагностика аутизма
Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.
В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.
В 0-1 года необходимо оценить:
- Визуальный контакт
- Есть ли ответная улыбка
- Стремится ли ребенок к тактильному контакту
- Реагирует ли ребенок на свое имя
- Лепет
- Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)
В 1-2 года:
- Есть ли у ребенка отдельные слова
- Понимает ли ребенок речь
- Понимает ли жесты
- Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
- Проявляет ли интерес к другим детям
- Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
- Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)
В 2-3 года:
- Произносит ли простую фразу из 2 слов
- Есть ли эхолалии
- Символическая игра
- Наличие стереотипий
В 3 года:
- Направлена ли речь ребенка на общение
- Играет ли с другими детьми
- Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
- Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
- Реакция на изменения обстановки
Признаки аутизма в 4 года и старше:
- Ребенок понимает речь слишком буквально
- Путает личные местоимения
- Не способен поддерживать дружеские отношения
- Упрямство (ригидность)
- Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).
За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.
Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.
После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:
- Занятия с логопедом, в том числе с аппаратом Forbrain (коррекция речи);
- Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом (коррекция когнитивного дефицита, задержки психического развития);
- Занятия с нейропсихологом (коррекция диспраксии, нарушений восприятия, пространственных представлений, управляющих функций);
- Томатис-терапию (улучшение понимания речи, проведения слухового импульса в кору головного мозга, снижение гипер- или гипочувствительности, улучшение вестибулярной функции);
- Soundsory (улучшение моторики и речи).
Автор текста: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О.А.
Источник