Признаки правильного развития ребенка

Первые дни жизни. Обычно до 10-го дня жизни наблюдение за ребенком осуществляет участковый врач-педиатр, делая ежедневные посещения на дому. Потом в 14-й и 21-й день после рождения. На протяжении первого месяца патронажная медсестра, подсказывает, как правильно ухаживать за малышом.

1-й месяц. Первый осмотр в детской поликлинике. Участковый врач педиатр измеряет вес, рост, окружность головы и груди. При обнаружении отклонений, врач принимает необходимые меры, следит за физическим развитием и дает рекомендации по питанию малыша, грудному вскармливанию, определяет группу развития ребенка. Всего существует 5 групп наблюдения.

Для самых маленьких членов семьи на Руси испокон веков делали обережных куколок -Пеленашку и Кувадку.

Пеленашку прячут в пеленки ребенка. Если в дом приходят посторонние или родные выходят с ребенком на люди, куколка забирает на себя все дурные мысли, сглаз и порчу.

Кувадка согревает колыбельку, отгоняет злые взгляды, после крещения ее подвязывают над головой младенца. Обережные куколки передаются из рода в род, как самые сильные и добрые талисманы.

Признаки правильного развития. Первый месяц

РАССМАТРИВАНИЕ. Малыш “осмысленно” оглядывается по сторонам , останавливает взгляд на заинтересовавших предметах примерно к середине первого месяца после рождения. С повышенным вниманием рассматривает лица близких людей – мамы, папы, а так же тех, кто часто ухаживает за ними.

УЛЫБКА. К концу первого месяца появляется улыбка при виде близких людей. Голова поворачивается к источнику звука. Он также начинает реагировать на резкие звуки и непродолжительное время следить за движущимся предметом. Малыш начинает пытаться удержать голову, когда его выкладывают на живот.

Даже во сне дети реагируют на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука.

Признаки правильного развития. Второй месяц

На втором месяце у деток снижается тонус в сгибательных мышцах. Осознано поднимает и разводит ручки, движения становятся разнообразнее. Потягивается, может удержать ненадолго вложенную в руку игрушку и тянуть ее в рот. Рассматривает яркие красивые игрушки и предметы, задевает и толкает ручками, но пока еще не может самостоятельно захватить их ладонью.

Поднимает голову лежа на животе. Скоро начнет оглядываться по сторонам, находясь на руках. Первое время рассматривает неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это обусловлено строением зрительного аппарата. Позже начинает рассматривать близкие предметы, находящиеся на близком расстоянии. Поворачивает голову и следит глазами за движущейся игрушкой. Отвечает улыбкой на обращение к ним, гулит при виде мамы.

3 месяца. Помимо педиатра ребенка осматривают врачи-специалисты: хирург, окулист, невропатолог, ортопед. Делаются анализы: крови, мочи и кала. Все другие обследования назначаются по показаниям. В этом возрасте (при отсутствии противопоказаний) ребенок прививается от дифтерии, столбняка, коклюша и полиомиелита. Вторая и третья прививки обычно проводятся в возрасте 4,5 и 6 месяцев.

Признаки правильного развития. Третий месяц

Становится более активным, вертится со спины на бок, затем и на живот, может уверенно держать голову. Лежа на животе, опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища. Разглядывает игрушки, осматривается и делает попытки дотянуться до них. Лежа на спине, хватает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. Прекрасно различает лица и голоса людей, понимает интонацию.

Признаки правильного развития. Четыре месяца

Малыш переворачивается со спины на живот и с живота на спину все более уверенно и активно. Движения становятся более точными и четкими. Начинает ощупывать одеяло, свое тело, пеленки, руки, внимательно рассматривает себя.

Безошибочно определяет источники звука, учиться сопоставлять тактильные ощущения и зрительное восприятие различных образов.

6 месяцев. Осмотр участкового педиатра. Объем осмотра врачей специалистов обычно тот же, что и в 3 месяца. Могут быть назначены лабораторные и инструментальные виды исследований. В этом возрасте детям делаются последние прививки от коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита и гепатита В.

Признаки правильного развития. Пять-шесть месяцев

Уверенно берет и удерживает различные предметы, в пределах досягаемости. Тащит их в рот. Активно использует осязание и вкус для изучения мира. Старайтесь не держать опасные предметы в зоне досягаемости ребенка.

Прекрасно умеет переворачиваться со спины на живот. Приподнимает туловище в положении лежа на животе, опирается на выпрямленные руки.Сидит при поддержке за руку. Пробует стоять при поддержке под мышки. Активно развиваются речевые навыки, произносит согласные звуки, слоги “ба”, “ма”, “да”, лепечет.

Признаки правильного развития. Семь-восемь месяцев

Самостоятельно, без опоры, садится с помощью рук. Начинает ползать, но все делают это по-своему. Некоторые сразу переходя к попыткам стоять, а затем и ходить. Подолгу играют с погремушками, игрушками, кубиками, рассматривают и перекладывают игрушки из руки в руку.

Привлекает к себе внимание взрослых. Прекрасно различает членов семьи. Начинает понимать смысл того, что ему говорят, подражает жестам, осмысленно обезьянничает. Начинает негативно реагировать на чужих.

Признаки правильного развития. Девять-десять месяцев

Прекрасно ползает на четвереньках. Пробует залезть везде, куда может достать, встав на ноги и опираясь на мебель. Некоторые к десяти месяцам уже начинают попытки ходить самостоятельно. С удовольствием обезьянничают, подражают движениям взрослых, достают из ящика или собирают разбросанные игрушки. Машут руками и берут мелкие предметы двумя пальцами. Знают названия любимых игрушек. Играют в “киску-брыску”, “ладушки”, “сороку”, “прятки”.

Копируют различные речевые интонации, голосом выражают эмоции. Осознают и понимает разрешения и запреты. Пробуют произносить отдельные слова, такие как “мама”, “папа”, “баба”.

Признаки правильного развития. Одиннадцать-двенадцать месяцев

Многие дети начинают ходить, опираясь о мебель или самостоятельно. Держась за мебель одной рукой, ребенок приседает, берет игрушку и снова встает.

Дети учатся удерживать ложку в руке и есть самостоятельно. Пьют из чашки, поддерживая ее руками. Выполняют простые просьбы и поручения. Кивают головой в знак утверждения или отрицания.

Могут говорить несколько слов, но есть “молчуны”. По утверждению специалистов в этом возрасте уже почти все дети знают несколько важных для них слов. Но, по каким-то причинам, многие предпочитают молчать.

Грудничковые дни. В детской поликлинике для посещения «грудничков» назначаются определенные часы и дни, это все можно узнать в своей поликлинике заранее. В эти дни и часы приема совместно с врачом-педиатром работают ортопед, окулист, хирург и невропатолог. Всем этим специалистам обязательно нужно показать ребенка после того, как ему исполнится месяц.

Хирург осматривает малыша, прощупывает внутренние органы. Первое посещение хирурга в возрасте 1 месяц, следующее обычно в 1 год. Если в области паха или пупка наблюдается выпячивание, у мальчиков одна половина мошонки больше другой, затруднены движения рук или ног, наблюдается сильные боли в животе показать ребенка хирургу нужно срочно.

Окулист проверяет сосудистое дно, состояние сосудов и многое другое. Первый раз в возрасте 1 месяц, затем в полгода и в год. Но если к 2-м месяцам малыш не следит за движущимися предметами, наблюдается воспаление или выделения из глаз, в таких случаях показать ребенка специалисту нужно срочно.

Невропатолог проверяет реакцию на свет и звук, рефлексы, тонус мускулатуры. Говорит с родителями о поведении и развитии ребенка. Дает рекомендации по режиму дня.

Ортопед оценивает развитие костно-мышечной системы, строение тазобедренных суставов, исключает врожденную патологию. При необходимости назначает курсы массажа и гимнастику. Первый раз обычно ортопед осматривает малышей в 1-й месяц жизни, затем в 1 год.

Стоматолог осматривает детей в возрасте 9 месяцев. Врач дает рекомендации по формированию правильного прикуса и по уходу за выросшими зубами. После года прием и осмотр детей при отсутствии срочных показаний осуществляется один раз в три месяца. С 2-х лет обязательно посещать стоматолога один раз в полгода.

Первая вакцинация. Первая вакцинация осуществляется при рождении ( в первые 24 часа), против гепатита В, потом на 3-5 день делается вакцина против туберкулеза. Затем, начиная с 3-х месячного возраста, делаются основные вакцины, согласно прививочному календарю.

1 год. Ребенка осматривают хирург, ортопед, окулист, невропатолог, к ним добавляются стоматолог, ЛОР, уролог (мальчики), детский гинеколог (девочки).

2 года. Если ребенок развивается нормально и отсутствуют жалобы на развитие и здоровье, осмотры у педиатра осуществляются 1 раз в 3 месяца. Один раз в год, обычно в 18 месяцев проводится лабораторное исследование (анализы мочи, крови и кала). Повторный осмотр стоматолога. Ревакцинация от дифтерии, коклюша, полиомиелита и столбняка.

3 года. Перед поступлением в детский сад проводятся осмотры врача педиатра, врачей-специалистов (окулист, невропатолог, ЛОР, ортопед, хирург, стоматолог), к ним добавляется дерматолог, психолог и логопед, проводятся анализы крови, мочи и кала.

5 и 6 лет. Осмотры врача педиатра, врачей-специалистов (окулист, невропатолог, ЛОР, ортопед, хирург, стоматолог), дерматолог, логопед, психолог.

6 и 7 лет. Объем исследований такой же, как в 5 лет и 3 года. Могут быть назначены дополнительные виды лабораторного и инструментального обследования.

7 и 8 лет. Из обязательного объема обследований исключаются логопед и дерматолог.

10 лет. Осмотры врача педиатра, врачей-специалистов (окулист, невропатолог, ЛОР, ортопед, хирург, стоматолог), анализы крови и мочи, добавляется осмотр эндокринолога, девочек осматривает детский гинеколог и всем проводится электрокардиография – ЭКГ.

12 лет. Дополнительно к вышеперечисленному объему исследований добавляется смотр мальчиков урологом.

В 14, 15 и 16 лет. Объем исследований такой же, как и в возрасте 12 лет. В 15 и 16 лет проводится однократное флюорографическое обследование.

Родители имеют право:

Выбрать учреждение для проведения профилактического медосмотра.

Присутствовать при проведении медицинского осмотра.

Требовать от любого медицинского учреждения, проводящего профилактический осмотр полного объема консультаций, лабораторного и инструментального обследования.

Родители обязаны представить сведения и результаты медосмотра в то учреждение, где находится медицинская карта ребенка.

ВАЖНО: Запишите адрес поликлиники, телефоны регистратуры. Перепишите графики работы участкового педиатра и узких специалистов.

ОЧЕНЬ ВАЖНО:

Своевременно давайте ребенку знания о профилактических мерах и правилах личной гигиены.

Давайте детям знания о личной безопасности до того, как они начнут заниматься по этому предмету в школе. ОБЖ – ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ, начинается с нас.

Больше бывайте на свежем воздухе, прививайте любовь к физическим упражнениям и спорту.

Помогайте детям познавать мир, учите радоваться, сопереживать и любить – это основа душевного равновесия.

Все это поможет детям расти здоровыми и счастливыми людьми

Статьи в рубриках “Здоровье до ста лет”, “Рецепт”, “Здоровье”

Вся правда и мифы о витаминах. КОПИЛОЧКА ЗДОРОВЬЯ

Как определить у себя недостаток витаминов? Витаминный тест

Аденома и простатит боятся красной щетки как огня

ЧУДО ЭЛИКСИР против старения и болезней. ЗДОРОВЬЕ ДО 100 ЛЕТ

ЧУДО ЭЛИКСИР (продолжение) против старения и болезней. ЗДОРОВЬЕ ДО 100 ЛЕТ

Алтайский эликсир молодости – тайное средство долгожителей. 5 +

15 заветных правил и 3 “золотых” рецепта для укрепления иммунитета. Рыцарь, охранник и Ангел Хранитель

Чего боится зоб? Как Тоню умирать отправили.

“Эффект бабочки”. Как разбудить капилляры

Дракон огнедышаший. Лечим слабые легкие и уставшую голову

Победим фибромиому, эндометриоз и мастопатию. “Травяные” секреты

6 самых лучших рецептов и 8 хитростей при головной боли

А сегодня в МУРе царскую водку закусывают волшебным бутербродом. МУР.

Тамбовские головастики. НАТВОРИМ

Пытка каменным яйцом? Гейши, гетеры и Кегель. Поднимем матку без операций.

2 замечательных средства при повышенном давлении и аритмии. Как мы Геракла спасали.

ТОП 7 упражнений для хорошей осанки и красивой походки, кому за 40…

Средство, моментально повышающее иммунитет

Удивительное средство при сильной головной боли. Китайские хитрости, кагор и картофельная шапочка

Спасительный прабабушкин рецепт

Как жаба свекровь душила

Как сохранить память? 9 правил известного шахматиста.

Молодильное молоко против старости + настой из сирбиряки

Укрощение крови

Одно из лучших средств омоложения. Тайные знания

Чем кормить память? Пища для мозга и гимнастика для ума

Принцип “РЬ” или Формула бодрости.

Чистим червя и повышаем качество жизни

Я есть Руня runja.ru Будьте здоровы и счастливы!

Источник

ПРИЗНАКИ ПРАВИЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО 12 МЕС

К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все, дольше останавливая взгляд на заинтересовавших их предметах.
Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей — мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, появляется ориентировочная реакция на резкие звуки (затихает), недолго следить за движущимся предметом.Появляются попытки удержать голову, лежа на животе. Отмечаются множественные, беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу, с повышенным тонусом сгибателей, захватывание одной руки другой. Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать.
В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенных тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей, взрослой жизни.

На 2-ом месяце жизни у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными — он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот. Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их ручками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может.
Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову — это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову, и следить глазами за движущийся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции — он быстро отвечает улыбкой на разговор с ним, возникает двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-ем месяце малыш становится еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову.
Малышу очень нравится лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянуться до них.
Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения — одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удерживать в руке.
Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руки. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов.
Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать ручками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения.
Значение этого действия — рассматривания рук — в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц, и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире. Малыш в этом возрасте уже быстро и безошибочно отыскивает источник звука.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неминуемо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все ” попробовать на зуб”.
Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша. При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции — улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков. Малыш поворачивается со спины на живот, в положении лежа на животе, приподнимает туловище, опираясь на выпрямленные руки, сидит при поддержке за руку, стоит при поддержке за обе руки, переступает при поддержке под мышки. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее.
Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед — это самое оптимальное положение для ползания, которое пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют.
При поддержке малыш встает на ноги, и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя он подолгу играет с погремушками, резиновыми игрушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами. Ребенок этого возраста постоянно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, — это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры.
Учитывая особенности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает названия любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова — «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакций координации, его походка становиться все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.
Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается, есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей — найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.
В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально.
Мальчики начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке
У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Источник