Признаки недоедания ребенка 1 год

Признаки недоедания ребенка 1 год thumbnail

Гипотрофия у детей – хроническое нарушение питания, сопровождающееся недостаточным приростом массы тела ребенка по отношению к его росту и возрасту. Гипотрофия у детей выражается отставанием ребенка в весе, задержкой в росте, отставанием в психомоторном развитии, недоразвитием подкожно-жирового слоя, снижением тургора кожных покровов. Диагностика гипотрофии у детей основывается на данных осмотра и анализа антропометрических показателей физического развития ребенка. Лечение гипотрофии у детей предусматривает изменение режима, рациона и калорийности питания ребенка и кормящей матери; при необходимости – парентеральную коррекцию метаболических нарушений.

Общие сведения

Гипотрофия у детей – дефицит массы тела, обусловленный нарушением усвоения или недостаточным поступлением питательных веществ в организм ребенка. В педиатрии гипотрофия, паратрофия и гипостатура рассматриваются как самостоятельные виды хронического расстройства питания у детей – дистрофии. Гипотрофия является наиболее распространенным и значимым вариантом дистрофии, которому особенно подвержены дети первых 3-х лет жизни. Распространенность гипотрофии у детей в различных странах мира, в зависимости от уровня их социально-экономического развития, колеблется от 2-7 до 30 %.

О гипотрофии у ребенка говорят при отставании массы тела более чем на 10% по сравнению с возрастной нормой. Гипотрофия у детей сопровождается серьезными нарушениями обменных процессов, снижением иммунитета, отставанием психомоторного и речевого развития.

Гипотрофия у детей

Гипотрофия у детей

Причины гипотрофии у детей

К хроническому расстройству питания могут приводить различные факторы, действующие в пренатальном или постнатальном периоде.

Внутриутробная гипотрофия у детей связана с неблагоприятными условиями, нарушающими нормальное развитие плода. В пренатальном периоде к гипотрофии плода и новорожденного могут приводить патология беременности (токсикоз, гестоз, фетоплацентарная недостаточность, преждевременные роды), соматические заболевания беременной (сахарный диабет, нефропатии, пиелонефрит, пороки сердца, гипертония и др.), нервные стрессы, вредные привычки, недостаточное питание женщины, производственные и экологические вредности, внутриутробное инфицирование и гипоксия плода.

Внеутробная гипотрофия у детей раннего возраста может быть обусловлена эндогенными и экзогенными причинами. К причинам эндогенного порядка относятся хромосомные аномалии и врожденные пороки развития, ферментопатии (целиакия, дисахаридазная лактазная недостаточность, синдром мальабсорбции и др.), состояния иммунодефицита, аномалии конституции (диатезы).

Экзогенные факторы, приводящие к гипотрофии у детей, делятся на алиментарные, инфекционные и социальные. Алиментарные влияния связаны с белково-энергетическим дефицитом вследствие недостаточного или несбалансированного питания. Гипотрофия у ребенка может являться следствием постоянного недокармливания, связанного с затруднением сосания при неправильной форме сосков у матери (плоские или втянутые соски), гипогалактией, недостаточным количеством молочной смеси, обильным срыгиванием, качественно неполноценным питанием (дефицитом микроэлементов), плохим питанием кормящей матери и пр. К этой же группе причин следует отнести заболевания самого новорожденного, не позволяющие ему активно сосать и получать необходимое количество пищи: расщелины губы и неба (заячья губа, волчья пасть), врожденные пороки сердца, родовые травмы, перинатальные энцефалопатии, пилоростеноз, ДЦП, алкогольный синдром плода и пр.

К развитию приобретенной гипотрофии склонны дети, болеющие частыми ОРВИ, кишечными инфекциями, пневмонией, туберкулезом и др. Важная роль в возникновении гипотрофии у детей принадлежит неблагоприятным санитарно-гигиеническим условиям – плохому уходу за ребенком, недостаточному пребыванию на свежем воздухе, редким купаниям, недостаточному сну.

Классификация гипотрофии у детей

Таким образом, по времени возникновения различают внутриутробную (пренатальную, врожденную), постнатальную (приобретенную) и смешанную гипотрофию у детей. В основе развития врожденной гипотрофии лежит нарушение маточно-плацентарного кровообращения, гипоксия плода и, как следствие, нарушение трофических процессов, приводящих к задержке внутриутробного развития. В патогенезе приобретенной гипотрофии у детей ведущая роль принадлежит белково-энергетическому дефициту вследствие недостаточного питания, нарушения процессов переваривания пищи или всасывания питательных веществ. При этом энергетические затраты растущего организма не компенсируются пищей, поступающей извне. При смешанной форме гипотрофии у детей к неблагоприятным факторам, действовавшим во внутриутробном периоде, после рождения присоединяются алиментарные, инфекционные или социальные воздействия.

По выраженности дефицита массы тела у детей различают гипотрофию I (легкой), II (средней) и III (тяжелой) степени. О гипотрофии I степени говорят при отставании ребенка в весе на 10-20% от возрастной нормы при нормальном росте. Гипотрофия II степени у детей характеризуется снижением веса на 20-30% и отставанием роста на 2-3 см. При гипотрофии III степени дефицит массы тела превышает 30 % от долженствующей по возрасту, имеется значительное отставание в росте.

В течении гипотрофии у детей выделяют начальный период, этапы прогрессирования, стабилизации и реконвалесценции.

Симптомы гипотрофии у детей

При гипотрофии I степени состояние детей удовлетворительное; нервно-психическое развитие соответствует возрасту; может иметь место умеренное снижение аппетита. При внимательном осмотре обнаруживается бледность кожных покровов, снижение тургора тканей, истончение толщины подкожно-жирового слоя на животе.

Гипотрофия II степени у детей сопровождается нарушением активности ребенка (возбуждением или вялостью, отставанием моторного развития), плохим аппетитом. Кожные покровы бледные, шелушащиеся, дряблые. Отмечается снижение мышечного тонуса, эластичности и тургора тканей. Кожа легко собирается в складки, которые затем плохо расправляются. Подкожно-жировой слой исчезает на животе, туловище и конечностях; на лице – сохранен. У детей часто обнаруживается одышка, артериальная гипотония и тахикардия. Дети с гипотрофией II степени часто страдают интеркуррентными заболеваниями – отитом, пневмонией, пиелонефритом.

Гипотрофия III степени у детей характеризуется резким истощением: подкожно-жировой слой атрофируется на всем туловище и на лице. Ребенок вял, адинамичен; практически не реагирует на раздражители (звук, свет, боль); резко отстает в росте и нервно-психическом развитии. Кожные покровы бледно-серого цвета, слизистые оболочки сухие и бледные; мышца атрофичны, тургор тканей полностью утрачен. Истощение и обезвоживание приводят к западению глазных яблок и родничка, заострению черт лица, образованию трещин в углах рта, нарушению терморегуляции. Дети склонны к срыгиванию, рвоте, поносам, урежению мочеиспускания. У детей с гипотрофией III степени часто отмечаются конъюнктивиты, кандидозный стоматит (молочница), глоссит, алопеция, ателектазы в легких, застойные пневмонии, рахит, анемии. В терминальной стадии гипотрофии у детей развивается гипотермия, брадикардия, гипогликемия.

Диагностика гипотрофии у детей

Внутриутробная гипотрофия плода, как правило, выявляется при УЗИ-скрининге беременных. В процессе акушерского УЗИ определяются размеры головки, длина и предполагаемая масса плода. При задержке внутриутробного развития плода акушер-гинеколог направляет беременную в стационар для уточнения причин гипотрофии.

У новорожденных детей наличие гипотрофии может выявляться неонатологом сразу после рождения. Приобретенная гипотрофия обнаруживается педиатром в процессе динамического наблюдения ребенка и контроля основных антропометрических показателей. Антропометрия у детей включает оценку параметров физического развития: длины, массы, окружности головы, груди, плеча, живота, бедра, толщины кожно-жировых складок.

При выявлении гипотрофии проводится углубленное обследование детей для уточнения возможных причин ее развития. С этой целью организуются консультации детских специалистов (детского невролога, детского кардиолога, детского гастроэнтеролога, инфекциониста, генетика) и диагностические исследования (УЗИ брюшной полости, ЭКГ, ЭхоКГ, ЭЭГ, исследование копрограммы и кала на дисбактериоз, биохимическое исследование крови и пр.).

Лечение гипотрофии у детей

Лечение постнатальной гипотрофии I степени у детей проводится амбулаторно, гипотрофии II и III степени – в условиях стационара. Основные мероприятия включают устранение причин нарушения питания, диетотерапию, организацию правильного ухода, коррекцию метаболических нарушений.

Диетотерапия при гипотрофии у детей реализуется в 2 этапа: уточнение переносимости пищи (от 3-4 до 10-12 дней) и постепенное увеличение объема и калорийности пищи до физиологической возрастной нормы. Реализация диетотерапии при гипотрофии у детей базируется на дробном частом кормлении ребенка, еженедельном расчете пищевой нагрузки, регулярном контроле и коррекции лечения. Кормлением детей с ослабленным сосательным или глотательным рефлексами проводится через зонд.

Медикаментозная терапия при гипотрофии у детей включает назначение ферментов, витаминов, адаптогенов, анаболических гормонов. При гипотрофии тяжелой степени детям производится внутривенное введение белковых гидролизатов, глюкозы, солевых растворов, витаминов. При гипотрофии у детей полезны массаж с элементами ЛФК, УФО.

Прогноз и профилактика гипотрофии у детей

При своевременном лечении гипотрофии I и II степени прогноз для жизни детей благоприятный; при гипотрофии III степени смертность достигает 30-50%. Для предупреждения прогрессирования гипотрофии и возможных осложнений, дети должны еженедельно осматриваться педиатром с проведением антропометрии и коррекции питания.

Профилактика пренатальной гипотрофии плода должна включать соблюдение режима дня и питания будущей мамы, коррекцию патологии беременности, исключение воздействия на плод различных неблагоприятных факторов. После рождения ребенка важное значение приобретает качество питания кормящей матери, своевременное введение прикормов, контроль динамики нарастания массы тела ребенка, организация рационального ухода за новорожденным, устранение сопутствующих заболеваний у детей.

Источник

  • 15 февр. 2018 г.
  • 5 мин. чтения

Пост обновлен 20 февр. 2020 г.

Часто ли вы задумывались:

  • “Кажется, что ребенок не набирает достаточно веса/полезных веществ”

  • “Кажется, что ребенок ест слишком много и слишком быстро”

  • “Ест только то, что любит, только вкусное или сладкое”

  • “А достаточно ли он ест? Может, слишком мало?”

Недовольство рационом ребенка чаще всего связано не с самим ребенком, а страхами, которые есть в голове у родителя в отношении еды. Родители хотят видеть рацион ребенка здоровым в данный конкретный момент времени. Тут в ход идут хитрости: добавление кабачка в котлеты, маффины с брокколи и лук, протертый в блендере для супа.

Но ведь важен и другой аспект здорового питания – отношения с едой ребенка в будущем, когда малыш станет взрослым человеком. Его-то часто и упускают.

КАК ПОНЯТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НЕДОЕДАЕТ ИЛИ ПЕРЕЕДАЕТ?

Первое, в чем стоит убедиться – нет ли у ребенка отставания в физическом развитии, нормально ли он растет и развивается. Именно показатели роста и веса являются определяющими в диагностике недостатка тех или иных элементов питания.

В большинстве случаев эти показатели в норме, и стоит смириться с тем, что диагнозы “недоедает” и “переедает” не имеют клинической силы.

Если кривые роста и веса в какой-то момент перестают идти параллельно, нужно не только пересмотреть рацион ребенка и обратиться к педиатру, но, возможно, и изменить подход к питанию в целом.

РОСТ – ВЕС ДЕВОЧЕК 0-4 ГОДА

РОСТ – ВЕС МАЛЬЧИКОВ 0-4 ГОДА

РОСТ – ВЕС ДЕВОЧКИ 2-18 ЛЕТ

РОСТ – ВЕС МАЛЬЧИКИ 2-18 ЛЕТ

Часто несоответствие соотношения рост-вес может быть связано со скачками роста, резкому увеличению физической активности или этапу психологического развития – тогда ребенок временно теряет интерес к еде и занимается исследованием всего остального мира. Это тоже – норма!

ПЕРЕЕДАНИЕ

Если кривая веса идет вверх быстрее кривой роста, проверьте следующие факторы:

  • ребенок ест полноценно 5-6 раз в день и не наедается

  • в рационе малыша ежедневно присутствуют продукты с содержанием сахара, и он просит давать их ему вместо/после каждого приема пищи

  • ребенок ест очень быстро и во время каждого приема пищи просит добавку

  • быстро устает, при минимальной нагрузке краснеет, потеет, появляется одышка

НЕДОЕДАНИЕ

Если кривая веса идет вниз в отличии от кривой роста, проверьте следующие факторы:​

  • ребенок ест меньше 3 раз в день, и его приходится принуждать к каждому приему пищи

  • предпочитает фастфуд или сладкую еду

  • соглашается есть всего несколько продуктов: или только ягоды, или один вид творожка, или один фрукт, или только макароны

  • ребенок пассивный, “тихий”, либо, наоборот, бывает чрезмерно активным

  • не интересуется едой совсем ни в каком виде

Помните, что эти факторы могут быть связаны не просто с упрямостью вашего ребенка, а с его врожденной генетической предрасположенностью испытывать сильное чувство голода или, наоборот, игнорировать его! Особенно часто это встречается у детей имеющих низкий вес при рождении, дети многоплодной беременности и дети, мамы которых имели проблемы со здоровьем во время беременности.

“ТЕПЕРЬ Я ТОЧНО УВЕРЕН, ЧТО МОЙ РЕБЕНОК НЕДОЕДАЕТ/ПЕРЕЕДАЕТ!”

Что делать?

  1. Обратитесь к врачу, чтобы исключить возможные сопутствующие заболевания. Резкий набор или потеря веса могут свидетельствовать о развитии серьезных патологий.

  2. Ребенок с лишним весом или с его дефицитом вероятнее будет иметь дефицит важных микроэлементов, поэтому вашей задачей станет забота о том, чтобы рацион стал не только здоровым, но и разнообразным. Чтобы определить, чего, возможно, не хватает в рационе ребенка, читайте статью.

  3. Нередко недоедание/переедание связано с эмоциональными факторами. Прочитайте статью о ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ, чтобы вовремя поддержать своего малыша.

  4. У детей после года стоит установить более четкий план питания.

  5. Рацион должен включать примерно 5 приемов пищи в день. Как минимум 3 из них хорошо бы назвать основными, включающими в себя разнообразные пищевые группы: молочную, овощную, фруктовую, зерновую, мясную, рыбную (не забывайте также про полезные жиры). ПОДРОБНЕЕ.

  6. Золотое правило в становлении рациона малоежки – всегда предлагать более здоровые продукты, если вы осознаете их недостаток, а ребенок отказывается их есть: 10 раз откажется – на 11 раз съест все до крошки. Для этого отлично подойдет упражнение ОВОЩНАЯ ТАРЕЛКА.

  7. Чаще всего детям нравятся именно отдельные компоненты и продукты, а не их смесь (рагу, салаты).

  8. Будьте примером. Возможно, вы даете ребенку совсем не то, что едите сами, или стараетесь покормить его не в то время, когда едите сами. В 1,5 года малыш уже может заметить разницу.

  9. Используйте интересную посуду, которую можно обсуждать и рассматривать.

  10. Для детей постарше – попробуйте вместе найти специальные приложения с рецептами и списками покупок.

  11. Позаботьтесь о том, чтобы тарелка выглядела приятно для ребенка. Детям нравятся абсолютно разные текстуры и формы продуктов. Старайтесь не доводить до крайностей, вырезая машинки из яичницы и выпекая оладушки в форме цветочков, чтобы привлечь внимание ребенка к еде. Это, безусловно, допустимо, но лучше делать это в том случае, когда предпочтения ребенка в еде уже сформированы и определены.

Дети – интуитивные едоки, но если они никогда не пробовали есть гармонично и полноценно, им будет сложно самим сориентироваться во всем пищевом разнообразии. Все же вы их направляете и задаете основной тон рациона.

“Я УЖЕ НЕ УВЕРЕН, ЧТО МОЙ РЕБЕНОК ПЕРЕЕДАЕТ/НЕДОЕДАЕТ, НО ЕЩЕ СОМНЕВАЮСЬ”

Если физически с вашим ребенком все в порядке, однако сомнения остались, задумайтесь о том, что наше мнение в вопросе размеров порций и составе рациона не всегда является объективным. Многие родители сами не имели опыта доверительных отношений со своими чувствами голода и насыщения, руководствуясь принципом “меня так растили”.

Старайтесь не делать самые частые ошибки родителей, недовольных тем, как ест их ребенок.

  1. КОНТРОЛИРУЙТЕ МЕНЬШЕ

Не нужно бояться потери контроля. Исследования показывают, что ребенок пройдет через возраст, когда будет протестовать против принятых правил (подростки), но в будущем все равно вернется к стилю питания, который был у него в детстве, если не произошло тотального эмоционального отторжения от родной семьи. Нужно замедлиться и дать ребенку свободу – съесть без контроля что-то новое, полезное, предоставить простор для самостоятельности, в том числе доверить ему приготовление простых блюд и уборку посуды после еды.

2. НЕ ТОРОПИТЕ

У ребенка и родителя должно быть достаточно времени на прием пищи, без гонки и стресса. С возрастом отношения с едой у детей усложняются – научится ли он потом медленно есть, если в детстве постоянно ел в спешке?

3. ПРИВЛЕКИТЕ РЕБЕНКА К СОВМЕСТНЫМ АКТИВНОСТЯМ

Варианты решения – брать ребенка с собой в магазин, выбирать вместе, рассказывать про продукты, привлекать к процессу приготовления (не только любимых блюд, но и нелюбимых, например, овощей). Это будет первой ступенькой к принятию продукта. ПОДРОБНЕЕ ЗДЕСЬ.

4. НЕ ПОДКУПАЙТЕ РЕБЕНКА ЕДОЙ

Такое поощрение отражается в более взрослом возрасте: при стрессе ребенок будет награждать себя едой. Нужно искать альтернативные виды награды: поощрить интересным занятием, совместной активностью, родительским временем, что в современных реалиях намного ценнее конфет.

5. БУДЬТЕ ДЛЯ НЕГО ПРИМЕРОМ

Отложите телефон, телевизор, весы, не делайте критических замечаний по поводу еды и внешности. Не кусочничайте. Собственный пример – это основа построения грамотного отношения к еде.

6. НЕ ГОТОВЬТЕ РЕБЕНКУ ОТДЕЛЬНО СЛИШКОМ ДОЛГО

Уже к году рацион ребенка должен максимально совпадать с рационом остальной семьи. Иногда это лишний повод пересмотреть то, что едим мы сами!

7. НЕ НАКЛАДЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ САМИ КАЖДЫЙ РАЗ

Старайтесь сервировать еду таким образом, чтобы каждый член семьи имел возможность выбирать, что ему хочется съесть и сколько. Это может быть непросто первое время, особенно с уже подросшими детьми, но чем раньше вы начнете, тем больше шансов у ваших детей перенять именно эту модель поведения отношений с едой.

Всем приятного аппетита!

ВИДЕО ЛЕКЦИЯ

На Пятой выставке детского образования в Лондоне RUSSIA CHILDREN’S WORLD я прочитала лекцию и выделила основные ошибки, которые совершают родители при построении детского рациона.

Посмотрите и получите ответы на самые частые вопросы!

Ошибка 1 РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ

Ошибка 2 ОТСУТСТВИЕ РАСПИСАНИЯ В ПРИЕМАХ ПИЩИ

Ошибка 3 РЕБЕНОК НЕ ИМЕЕТ ОТНОШЕНИЯ К СЕМЕЙНОМУ ПИТАНИЮ

Ошибка 4 ЕДА – ПОДКУП, НАГРАДА

Ошибка 5 ОТСУТСТВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПРИМЕРА

Приятного просмотра!

СМОТРЕТЬ ДАЛЕЕ:

ВИДЕО И АУДИОЛЕКЦИИ

#сладости #здоровье #детскоепитание #HonestlyHealthy #правильноепитание #психологияродительства #детскаяпсихология

Просмотров: 6,576Комментариев: 0

Источник