Привычки у ребенка 3 года

Привычки у ребенка 3 года thumbnail

Елена Шумакова
Консультация для родителей «Особенности развития детей 3-х летнего возраста. Полезные привычки» (часть I)

часть 2

Особенности развития детей 3-х летнего возраста.

«Полезные привычки»

Три года – это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с материю, ребенок все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте – в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности – игра. В этом возрасте ребенок делает все по своему, так как происходит формирование «противо-воли», что необходимо ему для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека, и отделяясь от взрослого он пытается установить с ним новые, более глубокие отношения. Чувство осознания себя как отдельного человека выражаются в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать все по своему, даже если этого ему не очень хочется. Не обижайтесь за это на него. Ведь именно в этом возрасте ребенок осознанно замечает, что что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают. Мы сами изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет», он считая себя самостоятельным, подражает вам, ведь это обычное слово, когда вы воспитываете его. Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая в этом возрасте становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, ваш ребенок не хочет кушать (хотя голоден). Не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать не слишком ли горячий суп и, если можно, покормить его. Ребенок как «большой» садится рядом с игрушкой и, незаметно для себя, играя вместе с мишкой, съест обед. В 3 года самоутверждению ребенка польстит если вы позвоните лично ему по телефону, пошлете письмо из другого города, попросите его совета и т. п. Он с удовольствием впитывает все новое для себя, стараясь чувствовать себя взрослым. Поэтому, начиная именно с этого возраста, вам, как родителя, необходимо воспитывать и вырабатывать у ребенка «Полезные привычки». Это даст возможность формировать потребность в здоровом образе жизни, сохранению и укреплению здоровья.

Я попробую остановиться на более важных «полезных привычках», привычках, которые помогут вам не только в хорошем воспитании ребенка, но и укрепляющих здоровье ваших детей.

1. Соблюдение чистоты и личной гигиены.

2. Утренняя зарядка

• Настоятельно рекомендую вместе с малышом выполнять упражнения утренней гимнастики. С трехлетнего возраст она должна стать ежедневной привычной процедурой. Продолжительность 5-6 минут.

• Включайте в комплекс упражнений разные виды ходьбы, бега, прыжки на месте и с продвижением, танцевальные движения, упражнения на внимание. Не забывайте про задания на формирование осанки, укрепление свода стопы.

• Комплекс должен состоять из 5-6 упражнений. Повторять их надо по 5-6 раз.

• Хорошо использовать предметы, такие как кубик, мячик, флажок, ленточка, веревочка.

• Делайте упражнения вместе с ребенком, показывайте последовательность и способ выполнения движений: как нужно ходить и бегать на носках, на пятках, боком, высоко поднимая колени, вперед спиной и т. п.

• Двигаясь вместе с малышом, подбадривайте и поощряйте его. Чередуйте ходьбу с бегом, прыжками с изменением направления движения и темпа.

3. Соблюдение режима дня

• Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и то же время.

• Следует уделять особое внимание полноценному сну (своевременное засыпание –не позднее 22:00, минимальная длительность сна – 8 часов).

• Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени (не более 1 часа, так и по содержанию (вечером следует избегать возбуждающей тематики).

• Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течении дня, делает его более спокойным и позитивным.

4. Длительные прогулки на свежем воздухе

• Свежий воздух просто необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. В непроветренном, душном помещении ребенок не может находиться в активном, бодром состоянии, а тем более выполнять какие-либо задания, требующие сосредоточения внимания.

• Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на открытом свежем воздухе минимум 2 часа в день и в проветренном помещении во время сна.

• Помните, для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода.

• Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Потребности растущего организма в кислороде более чем в 2 раза потребности у взрослых.

• Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

5. Двигательная активность

• Движения – это наши преданные друзья. Может ли быть здоровым человек, который ведет неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или лежит на диване? Верно, не может! А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода. Малая подвижность ослабляет здоровье. А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими, закаленными!

Читайте также:  Ребенок 3 года отказывается выполнять просьбы

• Даже у младших школьников еще не завершено формирование опорно-двигательного аппарата. Поэтому детям очень трудно находиться в статическом положении в течении длительного времени.

• Движение – это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого – детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух.

• Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает. Это очень важно для полноценной деятельности мозга, а следовательно, и всего организма ребенка.

6. Правильное питание

Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил.

• Питание по режиму (выработать у ребенка привычку есть в строго определенные часы).

• Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок.

• Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минералами веществами продукты, особенно в весенний период.

• Важно,чтобы питание было хорошо сбалансированно: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов.

• Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи.

• Аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды. Ребенок будет есть с большим удовольствием, если творчески оформить блюдо, создавая из продуктов какие-либо узнаваемые им фигурки.

• Важно помнить, что иногда дети хотят ту или иную еду потому, что это потребность их организма.

Источник

Дети всему учатся у своих родителей. И именно родители ответственны за то, какие привычки останутся с ребенком на всю жизнь. Так давайте же будем учить малышей правильным и полезным вещам с самого рождения.

Для того, чтобы малыш гармонично развивался и правильно социализировался, уже к 3 годам следует приучить его к следующим важным вещам:

1. Мыть руки

Данная привычка актуальна не только в период пандемии коронавируса. Мыть руки до и после еды, после прогулки и туалета – элементарное правило, которое должны знать даже самые маленькие детки. А если малыш часто про это забывает в силу возраста, родители должны неустанно ему напоминать о том, как и когда это нужно делать.

Также малыш должен уметь пользоваться мылом и вытираться полотенцем самостоятельно.

2. Чистить зубы дважды в день

Увы, не все родители уделяют должное внимание гигиене полости рта малышей до 3 лет. Действительно, правильно почистить зубы такому маленькому ребенку довольно сложно – малышу трудно пользоваться щеткой. Но родители должны всегда чистить зубы вместе с ребенком, помогать ему в трудных местах.

Там, где малыш не достает еще щеткой, на помощь придет специальная детская пенка для зубов. Можно поощрять малыша какой-то наградой за хорошо проделанную работу.

3. Ежедневно принимать душ

Летом ребенка следует мыть под душем или купать дважды в день. Если ребенок весь день провел дома, это не повод забывать о гигиене. Даже если Вы не хотите ежедневно купать ребенка полностью, то обязательно нужно приучить его к ежедневной гигиене половых органов – интимные места нужно мыть минимум раз в день!

4. Правильно вести себя за столом

Ребенок должен как можно раньше начать есть за общим столом с остальными членами семьи, которые будут показывать ему пример того, как себя вести за столом и пользоваться столовыми приборами. Нельзя разрешать ребенку бросаться едой, выливать суп из тарелки, залезать под стол и т.п.

Если Вы будете делать “скидки” на возраст, Вы очень быстро превратите такое поведение в норму. Не удивляйтесь тому, что уже подросший ребенок будет Вас заставлять краснеть за общим столом в гостях или в ресторане.

5. Ложиться спать вовремя

Для малыша важна не только сама продолжительность сна, но и ритуал отхода ко сну. Режим дает малышу чувство уверенности и стабильности. Поэтому укладывайте ребенка ежедневно в то же время, соблюдая все ритуалы отхода ко сну: душ, сказки на ночь и т.п. Старайтесь не отклоняться от режима и в выходные дни.

Исключения можно делать лишь в редких случаях (например, в период болезни). Запомните, что ребенку до 3 лет достаточно всего трёх дней, чтобы перестроиться на новый режим сна и бодрствования.

6. Есть домашнюю здоровую еду

Прежде чем знакомить ребенка с любимыми всеми гастрономическими радостями (фаст-фуд, чипсы, конфеты, печенье и другие сладости), следует позаботиться о том, чтобы в его рационе с самого рождения были полезные продукты. Делайте еду яркой и разнообразной, чтобы малышу было интересно. Сами показывайте ребенку пример здорового питания.

Но не стоит переусердствовать и обещать ребенку новую игрушку за каждый съеденный овощ. Так он быстро поймет, что этим можно манипулировать. Домашняя здоровая еда должна быть нормой с рождения.

7. Больше двигаться

В целом, детей не нужно просить побегать или попрыгать. Но иногда им нужно создать подходящие условия для активных игр. Например, постоянно работающий телевизор или планшет в руках явно не стимулирует ребенка больше двигаться. А вот прогулки на улице и веселая музыка точно подтолкнут его к активности.

8. Убирать в комнате

Ребенка нужно приучать к порядку с раннего возраста. Все начинается с привычки убирать свои игрушки. Чтобы облегчить малышу эту задачу, нужно, во-первых, правильно организовать хранение игрушек: сортировать игрушки по коробкам и ящикам, не покупать слишком много игрушек, делать места хранения доступными для крохи. Во-вторых, нужно ввести правило: поиграл с одной игрой, сначала убери ее, а потом доставай новую. Так будет гораздо легче поддерживать порядок в игровой зоне.

Читайте также:  Загранпаспорт на ребенка 3 года сколько действует

Начиная с возраста 2 лет малыш уже может помогать протирать пыль тряпочкой, раскладывать ложки и вилки по местам в ящике, развешивать белье и т.п.

9. Делиться

Это вовсе не значит, что нужно заставлять малыша отдавать свои игрушки на площадке незнакомым детям, если он этого не хочет. Но нужно, во-первых, вовлекать его в игры, где нужно поделиться со всеми (например, вынести на площадку коробку с мелками и раздать их всем, чтобы порисовать вместе).

Во-вторых, нужно учить ребенка делиться со своими членами семьи. Можно делиться сладостями, можно приучить ребенка давать братьям, сестрам поиграть со своими новыми игрушками и т.д.

10. Не бросать мусор в общественных местах

Даже самому маленькому ребенку можно донести, что нельзя бросать мусор на землю – только в урну. Такая привычка не разовьется сразу же, но она точно выработается, если Вы будете постоянно обращать на это внимание и показывать личный пример.

11. Быть вежливым

Казалось бы, сложно приучить 3 летнего ребенка вежливо общаться, если он только недавно научился говорить. Но пусть в его начальном лексиконе обязательно будут слова “Пожалуйста”, “Спасибо”, “Здравствуйте” и “До свидания”.

Даже если малыш еще не привык со всеми здороваться и прощаться, сами каждый раз напоминайте ребенку об этом. Сами относитесь к своему ребенку с уважением говорите ему “спасибо” и “пожалуйста”, когда о чем-то просите – и он усвоит эту привычку.

12. Не обижать животных и птиц

Обычно дети любят животных и птиц. Но некоторых животных они могут бояться и вести по отношению к ним себя агрессивно. Нужно показывать ребенку, что животные – существа, которым тоже может быть больно. Не стоит зря пугать ребенка, тем, что любое животное может его укусить. Объясняйте и рассказывайте, когда животное опасно а когда – нет. Можно чаще показывать ребенку познавательные программы о животных и водить его в детские зоопарки.

13. Читать каждый день

Безусловно, 3-летний малыш еще сам не умеет читать. Но привычка вместе со взрослым читать книги днем или перед сном должна выработаться у него с пеленок. Нужно выбирать книги, которые нравятся ребенку. Например, мальчики очень любят истории про машинки. Можно предлагать малышу интересные книги с окошками или подвижными элементами. Главное, укрепить прочную связь ребенка с книгой.

Понравилась статья? Палец вверх! ???? Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????Чтобы иметь под рукой сборник ответов на самые главные вопросы о воспитании и развитии ребенка, купите книгу 100 популярных вопросов о детях: универсальный справочник родителя – всего за 299 руб.!????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

???? 5 занятий, которые нужно каждый день делать с ребенком до 1 года !

???? Почему дети все делают наоборот?

???? 5 самых глупых ошибок неопытных родителей

???? Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).

Источник

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.

В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.

Причины возникновения привычек

Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.

Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.

Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.

Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.

Читайте также:  Гадание на ребенка 3 года

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.

В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.

Анастасия Вялых

Привычки у ребенка 3 года

Высокая личностная тревожность может значительно затруднять учебную деятельность ребенка и его социальные контакты. Пройдите тест, созданный специалистами портала Я – родитель и оцените уровень тревожности своего ребенка.

Пройти тест

Источник