Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности thumbnail

Психология не рассматривает ребенка до года как самостоятельный элемент. Принято говорить о диаде «мать-дитя». Отношения с матерью, привязанность к ней определяют характер взаимодействия с людьми в дальнейшем. Мать оказывает первичное влияние на эмоциональное развитие ребенка. От характера этих отношений зависит способность к эмпатии, построению близких отношений, нежности, любви.

Понятие и суть термина

Изучением детской привязанности занимался английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби.

Детская привязанность – мотивационная система, возникающая между ребенком и значимым взрослым сразу после рождения. Главная функция – выживание младенца.

Источник привязанности – гормон окситоцин. У женщин он выделяется еще во время беременности. После родов его концентрация в крови ребенка и матери максимальна. Это и обеспечивает обоюдную нежность и привязанность. Это называют материнским инстинктом.

При недостатке окситоцина мать не испытывает привязанности, нежности к ребенку. Гормональный дисбаланс возникает на фоне органических и приобретенных поражений мозга, под влиянием стресса, психологических травм, неадекватной привязанности в детстве у самой матери.

Влияние привязанности

Первые месяцы жизни ребенка полны страхов, тревог. Мама – источник безопасности, спокойствия. Доверие к матери позже распространяется на доверие ко всему миру. В этом и состоит значимость детской привязанности. Она влияет на отношение человека в будущем к миру. Если ребенок не чувствует безопасности, не доверяет матери, то в будущем он будет мнителен в отношении всех людей.

Для ребенка важен визуальный, тактильный, эмоциональный, речевой контакт с мамой. Иначе потребность в близости, безопасности остается неудовлетворенной.

По мере взросления у ребенка возникает не менее сильная потребность в самостоятельности, активности, исследовательской деятельности. Эмоциональная привязанность тогда выполняет поддерживающую функцию. Под этим подразумевается поддержка матери со стороны, принятие ребенка. В результате он без эмоционального стресса проявляет самостоятельность.

Привязанность необязательно должна быть между ребенком и мамой. Она возникает между ребенком и тем взрослым, который регулярно удовлетворяет его потребность в близости, безопасности. С возрастом привязанность укрепляется или разрывается.

Нормально, когда привязанностей становится несколько или детская привязанность ослабевает. Дети вырастают, встречают любовь, заводят семьи. Конечно, если их научили этому, если сформировалась адекватная привязанность.

Диагностика привязанности

Для диагностики привязанности уже несколько десятилетий используется методика «Незнакомая ситуация». Оптимальный возраст ребенка на момент диагностики – год-полтора года. Маму и малыша помещают в реально незнакомую игровую комнату. За их поведением наблюдают психологи. Тестирование предполагает 8 этапов, каждый из которых длится по 3 минуты и снимается на видео:

  1. Первый и второй эпизоды одинаковы. Мама и ребенок заходят в комнату. Малыш начинает изучать игрушки. Мама не мешает, при необходимости обоснованно ненавязчиво помогает. Ребенок доволен, спокойно играет рядом с мамой.
  2. В помещение заходит незнакомый человек. Через 2 минуты начинает беседу с мамой. В норме ребенок проявит небольшое стеснение, смущение, страх, приблизится к маме. При этом будет с любопытством смотреть на взрослого. Чуть позже незнакомец предлагает ребенку поиграть вместе с ним. Мама не против.
  3. Наблюдатели подают сигнал, что маме нужно выйти. Она говорит малышу пару теплых слов и оставляет с незнакомцем. Привязанность заставляет ребенка смотреть вслед маме, звать, а то и плакать. Незнакомец пытается отвлечь игрой. Удается это не всегда.
  4. Мама возвращается, берет ребенка на руки, говорит теплые слова. Малыш успокаивается, возвращается к игре. Незнакомец уходит.
  5. Наблюдатели снова дают сигнал, что маме нужно выйти. Ребенок остается один. В этот раз он сильно плачет, кричит.
  6. Сначала заходит предшествующий незнакомец. Пытается утешить ребенка.
  7. Если ребенок не успокаивается, заходит мама.

На этом диагностика заканчивается. Наблюдатели анализируют поведение ребенка и делают вывод о том, какой вид привязанности актуален в данном случае.

Подобное наблюдение можно провести в обычных условиях, например, на детской площадке или в гостях.

Виды привязанности

Привязанность бывает 4 видов:

  1. Надежная привязанность. Ребенок бурно реагирует на расставание, ищет маму, плачет. После возвращения мамы малыш радуется, тянется к ней. Быстро успокаивается и снова приступает к игре.
  2. Ненадежная привязанность и избегающее поведение. Ребенок слабо реагирует на расставание. Может выразить легкий протест и проводить взглядом. От игры не отрывается. На возвращение реагирует обидой, не разрешает брать себя на руки, отвергает маму. Специалисты рассматривают подобную реакцию как особенности темперамента и защитный механизм психики на стресс от разлуки. Психофизиологическое обследование детей с таким типом реагирования показало более высокий уровень гормона стресса, чем у группы предыдущего вида.
  3. Надежно-амбивалентная привязанность. При расставании ребенок впадает в истерику. После возвращения его не может успокоить даже мама. Малыш одновременно жаждет телесного контакта, но при этом проявляет агрессию: отворачивается, дерется, кусается, дергает ногами.
  4. Ненадежно-дезорганизованная привязанность. Наблюдается неопределенность поведения ребенка. Он то бежит за мамой или к маме, распахнув объятия, то останавливается, разворачивается и убегает еще дальше. Действия неточные, замирающие в процессе. Такая реакция, как правило, сигнализирует о клиническом случае развития ребенка или о жестоком обращении с ребенком, пренебрежении нуждами, насилии, алкоголизме и других зависимостях родителей.

Детская привязанность помогает ребенку воспроизводить в памяти образ значимого человека, в трудную минуту или при разлуке обращаться к этому образу. В будущем параллельно этому образу человек создает другие привязанности.

Важно! Формируется привязанность в первый год жизни. До этого времени не рекомендуется отдавать ребенка в ясли или надолго разлучать с мамой.

Последствия привязанности

Надежная привязанность формируется при чуткости значимого взрослого, внимании, эмпатии, последовательности действий. Негативно сказывается тревожность матери, ее страхи и непроработанные травмы, отвержение ребенка, послеродовая депрессия.

Ненадежная привязанность влечет установку «я сам». Такой человек не умеет доверять другим, ему сложно выстраивать отношения, для него нет значимых других. Еще одно последствие – противоречивость характера.

Кроме того, ненадежная, нарушенная привязанность вызывает:

  • Рискованное поведение человека в дальнейшей жизни. Будучи ребенком, он не чувствовал внимания и каких-либо ограничений со стороны матери ради безопасности.
  • Социальная неразборчивость, чрезмерное доверие, безбоязненность. Возникает на фоне отсутствия одного значимого взрослого.
  • Робость в выражении чувств. Предпосылка – телесные наказания, физическое насилие, жестокое обращение. Если ребенок одновременно видел в маме источник безопасности и источник опасности, то в будущем в выражении чувств к другим значимым людям будет очень сдержан.
  • Агрессия как проявление привязанности. Если родители общались друг с другом и с ребенком агрессивно, отказывали малышу в близости, то он решит, что это и есть язык проявления любви, привязанности. Из таких детей вырастают семейные тираны, грубияны, не терпящие отказов.
  • Патологические влечения к еде, играм. Формируется в ситуации, когда значимый взрослый удовлетворяет потребность ребенка не близостью, а едой, игрой. В будущем человек сам будет удовлетворять потребность в близости с помощью еды, трудоголизма, наркомании, зависимых отношений.

Послесловие

Привязанность – система отношений ребенка и взрослого. В ней малыш усваивает основы социального взаимодействия, учится сотрудничеству, уважению, пониманию чувств других людей, любви, дружбе. Особенности привязанности передаются из поколения в поколение.

Недостаток привязанности, как и избыток, опасны. В первом случае ребенок боится исследовать мир, не уверен в себе, чувствует себя ненужным. Во втором случае из-за чрезмерной опеки или материнского страха оказаться покинутой ребенок вырастает несамостоятельным. Я уверена, вам известны ситуации несчастных 40-летних мужчин, неспособных расстаться с мамой. Почему-то дочери реже оказываются в подобной зависимости.

Источник

Привязанность – это устойчивая психологическая связь. Психологи уверены, что привязанность ребенка к маме (или замещающему ее взрослому) оказывает влияние на развитие личности малыша и его способность выстраивать взаимоотношения с другими людьми уже во взрослом возрасте. В этой статье мы поговорим с Вами о том, как формируется привязанность, какие типы привязанности существуют и как они влияют на психику детей.

Что такое привязанность и как она формируется?

Теория привязанности, разработанная американским психологом Дж. Боулби, получила широкую известность по всему миру. Привязанность в данной концепции означает тесную связь, образующуюся между матерью и ребенком в первые годы его жизни. Зарождение этой связи основано на инстинктах. Ощущая свою беспомощность и беззащитность, ребенок с помощью эмоциональных реакций бессознательно стремится «привязать к себе» маму, чтобы та заботилась о нем и обеспечивала его безопасность.

Формирование привязанности происходит в несколько этапов:

  1. 0-3 месяцев. Восприятие заботы со стороны любого взрослого.
  2. 3-6 месяцев. Позитивная реакция на знакомые лица. Улыбка и движения в ответ на действия близкого взрослого.
  3. 6 месяцев – 2 года. Исследование окружающего мира при поддержке матери или замещающего ее взрослого.
  4. 2 – 3 года. Образование устойчивой формы отношений между ребенком и матерью. Взрослый служит для малыша гарантом надежности и спокойствия.

По мнению Джона Боулби, очень важно, чтобы до 3 лет у ребенка образовалась здоровая привязанность к матери или другому близкому взрослому, так как от этого напрямую зависит его способность выстраивать доверительные отношения в будущем.

Что такое привязанность и как она формируется?

Сформировавшаяся здоровая привязанность дает ребенку чувство защищенности и возможность изучать такой большой и полный неожиданностей окружающий мир. Кроха, который доверяет близкому человеку, ведет себя смелее и увереннее. Если же взрослый недостаточно отзывчив и в отношениях между матерью и ребенком не хватает теплоты, то это усиливает тревожность малыша. К сожалению, здоровая привязанность формируется не всегда, и у детей могут возникать различные нарушения привязанности.

Типы привязанностей

Психолог М. Эйнсворт провела необычный эксперимент, в результате которого выяснилось, что маленькие дети ведут себя по-разному в зависимости о того, какой тип привязанности к матери был у них сформирован. Малышей оставляли на некоторое время наедине с незнакомцем в незнакомой комнате. Затем в комнату возвращались мамы, а исследователи фиксировали дальнейшие реакции детей.

Типы привязанностей

  1. Некоторые дети вели себя в присутствии незнакомца спокойно и сдержанно. На возвращение мамы практически никак не реагировали. Психологи считают, что такое поведение малышей связано с избегающим типом привязанности. Если мать обычно холодна с ребенком, он боится быть вновь отвергнутым, поэтому сам не проявляет эмоций.
  2. Второй тип привязанности был назван тревожно-сопротивляющимся. Ребенок плачет и боится оставаться без мамы, а когда она возвращается, не знает, радоваться ему или злиться. Этот тип привязанности обычно формируется в том случае, когда родители склонны проявлять агрессию по отношению к малышу, а затем, под действием чувства вины, задабривают и балуют его.
  3. Третий тип – надежная привязанность. При уходе мамы дети становятся более тревожными и беспокойными. Когда близкий человек возвращается, ребенок испытывает радость. Это самый благополучный вариант развития привязанности.

Позднее М. Мэйн и С. Аш выделили еще один тип привязанности, который был назван дезорганизованным. Он формируется у малышей, чьи родители не проявляют отзывчивость и не удовлетворяют их потребности в заботе. Также этот тип привязанности обычно формируется у детей, подвергшихся жестокому обращению и насилию со стороны близких.

В жизни редко можно встретить эти «чистые» типы привязанностей. Чаще всего наблюдаются смешанные виды, в которых преобладает тот или иной тип отношений между матерью и ребенком.

Последствия нарушений привязанности

Сформировавшийся в раннем детстве тип привязанности оказывает большое влияние на поведение и характер ребенка в будущем. Дети с избегающим типом привязанности часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения. Дети с тревожным типом привязанности находятся в постоянном стрессе: они не знают, чего ожидать от окружающих. Они стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Последствия нарушений привязанности

Маленький ребенок ощущает острую потребность в постоянстве и предсказуемости мира. Удовлетворить ее помогает последовательное поведение родителей.

Самые тяжелые последствия имеет дезорганизованный тип привязанности. Такие дети не чувствуют доверия к миру. Зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Выводы

Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем.

Выводы

Заключение

Часто у родителей возникают вопросы по поводу воспитания и особенностей развития детей: «А все ли я делаю правильно?», «Как я могу помочь малышу?», «Все ли так с моим ребенком?». Не всегда получается найти ответ на волнующий вопрос и самостоятельно справиться с возникающими трудностями. В рамках консультаций с психологами Монтессори-центра «Созвездие» родители могут получить информацию и рекомендации по поводу развития малыша и выстраивания взаимоотношений с ним. У нас Вы всегда можете найти принятие и поддержку. Мы всегда открыты для Вас!

Статью подготовила психолог

Сафонова Мария

Источник

Привязанность в жизни ребенка

Ребёнок с младенчества нуждается в ощущении безопасности и защищённости. При нехватке внимания, тёплого отношения, ласки и любви появляется чувство отчуждённости. Малыш стремится к сохранению близости с окружающими. Он испытывает потребность в психологической связи с родным существом.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Что это такое?

Психология материнства обусловлена глубокой эмоциональной связью с младенцем. Именно мать закладывает в малыша фундамент уверенности, здоровой самооценки, способности открываться другим людям. Детско-родительская психологическая связь оказывает влияние на умение установления контактов с окружающими.

Надёжная привязанность к родителям определяет будущие отношения ребёнка на протяжении всей его жизни. Она обеспечивает малыша биологической функцией защиты. Равнодушие взрослого ведёт к формированию привязанности в искажённом виде. Результатом является развитие неприязни и раздражения по отношению к другим.

Хорошо, когда длительное время уход за малышом осуществляет один человек, а не большое количество взрослых. Ребёнку необходим контакт на эмоциональном уровне.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Нужно хвалить его, брать на руки, почаще улыбаться ему, но ни в коем случае не следует сюсюкать. Мать всегда должна принимать своё дитя, проявлять чуткость по отношению к нему и чётко понимать желания ребёнка.

Малышу важно чувствовать, что ему всегда рады, в него верят и ему доверяют. Ласковые слова, обращённые к младенцу, вселяют в него уверенность. Тёплое отношение к нему способствует формированию безопасного типа привязанности в жизни ребёнка. Устойчивость психологической связи с самым близким человеком приводит малыша к положительному взаимодействию с людьми.

Чувствуя любовь к своей персоне, ребёнок наполняется ощущением безусловной ценности. Повзрослев, он сможет адекватно реагировать на критические высказывания окружающих. Критика не будет наносить ему душевных травм. У такого человека не сформируется зависимость от похвалы и одобрения других.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Фазы формирования

Надёжная привязанность развивается в раннем детстве. Она представляет собой устойчивое выработанное чувство собственной защищённости, безопасности, веры в свои силы. Психологи выделяют 3 основные фазы, имеющие большое значение для формирования здоровой привязанности у детей до года.

Первая

На протяжении первых трёх месяцев жизни маленький человечек ищет близости с любым субъектом. Для крохи не играет никакой роли, кто к нему подходит: родной или совсем незнакомый человек. С целью привлечения внимания к своей персоне он кряхтит, улыбается, плачет, шевелит ручками и ножками.

В этот период нужно проводить с младенцем много времени, держать его на руках, часто прикасаться к нему, смотреть в его глаза.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Вторая

В период с 3 до 6 месяцев малыш начинает узнавать своих близких. При виде знакомых лиц он радуется, тянется ручонками к маме. Чужих людей встречает с меньшим удовольствием. Надо правильно реагировать на плач малыша. Необходимо его успокоить, взять на руки, оказать необходимую помощь. Контакт должен сопровождаться дружелюбной улыбкой. Младенец должен чувствовать, что находится в полной безопасности. В этом случае у ребёнка постепенно формируется здоровая привязанность.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Третья

После наступления семимесячного возраста у малыша наблюдается избирательность в общении. Он уже отличает своих от чужих людей. Ребёнок всей душой привязывается к ухаживающему за ним субъекту. Его уход огорчает младенца. При появлении незнакомого лица малыш ищет защиты у близкого человека.

От 1 года и до 3 лет малыш интенсивно познаёт мир. Основной задачей матери и отца является создание безопасных условий для детских исследований. Кто-то из родителей должен быть всегда в зоне доступности на случай непредвиденных обстоятельств.

Материнские объятия помогают юному исследователю адекватно пережить боль, испуг, бессилие, обиду. Он не должен зацикливаться на неудаче. После случившегося конфуза следует двигаться дальше.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

С 3 до 5 лет наступает этап формируемой независимости. Этот период характеризуется освоением взаимоотношений с людьми. Малыш учится строить отношения со сверстниками, регулировать конфликтные ситуации. У ребёнка появляются первые друзья. Следует поддерживать его, создавать благополучную эмоциональную среду.

Именно в это время ребёнок начинает конфликтовать со взрослыми, отстаивая свои личные границы. Лучше всего установить жёсткие правила. Вместо запугиваний и угроз надо идти на компромисс. Малышу важно понимать, что родительская привязанность и любовь сильнее любых ссор. Скандалы родителей в этом возрасте переносятся очень тяжело. Их развод приводит к развитию тревожной привязанности. Нужна хорошая атмосфера в семье.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

От 6 и до 12 лет ребенок учится управлять отношениями и дистанцированием. Он должен уметь отдаляться от родных во время своих занятий и сближаться с ними при необходимости их поддержки. Этот навык пригодится в строительстве будущих взрослых отношений. Родителям не следует слишком опекать своего ребёнка. Пусть он сам решает школьные проблемы, самостоятельно выполняет домашние задания и строит отношения с друзьями. И в то же время ребёнок не должен быть брошен на произвол судьбы. Надо сразу откликаться на его просьбы о помощи.

Если вы обнаруживаете, что ребёнок не может справиться с чем-то, не бойтесь вмешиваться в ситуацию. Но тотальный контроль за ним стоит исключить, иначе он не научится брать ответственность за собственные поступки и обращаться за помощью в нужный момент.

Влияние детско-материнской депривации на формирование привязанности велико. У детдомовских детей ограничение возможности в удовлетворении психических потребностей нередко приводит к нарушению надёжной привязанности. Враждебность и холодность взрослых в неблагополучных семьях тоже может нарушить здоровую эмоциональную связь.

Если у приёмного ребёнка не была сформирована нормальная привязанность, надо его обеспечить заботой и чувством безопасности.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Обзор типов нарушенной привязанности и их последствия

Процесс взросления маленького человечка не должен быть сосредоточен только на матери. Невозможность обходиться без её внимания длительное время считается аффективной эмоциональной связью. Сильная привязанность к матери формирует тревожность. Это значит, что ребёнок боится потерять родительницу, поэтому ни на минуту не отходит от неё. Некоторые дети сильно привязываются к какой-нибудь игрушке. Она позволяет им справиться с тревогой, успокоиться и пережить разлуку с матерью.

Нередко аффективная привязанность приводит ребёнка к манипулированию взрослыми. С целью получения желаемого результата ребёнок устраивает истерику. По мере взросления искажение эмоций усиливается, что может приводить к психическому расстройству.

Последствиями аффективной привязанности становятся следующие нарушения:

  • расторможенное расстройство выражается в неумении проведения границ между близкими и чужими взрослыми, цеплянии и прилипании ко всем подряд;
  • реактивное расстройство заключается в полном отказе от любых внешних контактов и полном сосредоточении своего внимания на собственной матери.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Очень важно человеку с детского возраста закладывать правильную программу поведения, иначе в юношестве и на протяжении взрослой жизни могут возникать серьёзные проблемы. Повышенная привязанность ко взрослому свидетельствует о расстройстве устойчивой психологической связи с родителями. Если ребёнок привязался к чужому человеку и липнет к нему, то это указывает на аффективную привязанность.

Психологи выделяют некоторые типы нарушенной привязанности у детей.

  • Невротическая психологическая связь представляет собой поиск негативного внимания. С этой целью малыш провоцирует родителей на проявление раздражения и последующее за ним наказание. Данный вид наблюдается в результате чрезмерной опеки или пренебрежительного отношения к ребёнку.
  • Амбивалентная эмоциональная связь характеризуется демонстрацией двойственного отношения к близкому. Ребёнок может сначала к нему ластиться, через несколько мгновений нагрубить и даже ударить, а через какое-то время начнёт избегать общения с этим человеком. Такая нездоровая последовательность действий возникает из-за двойственного стандарта поведения родителей.
  • Об избегающей привязанности свидетельствуют замкнутость и угрюмость ребёнка. Он не впускает в свою жизнь взрослых, воздерживается от доверительных отношений. Такой малыш избегает контактов с родителями, пытается всем демонстрировать свою самостоятельность и независимость. Данное поведение является своеобразной защитой от не выражающей никаких эмоций матери. В ответ ребёнок хочет донести до родителей, что он справится и без них.
  • Размытый стиль привязанности случается при стремлении добрать недополученные тёплые отношения, любовь и внимание у чужих людей. Подобное поведение нередко встречается у малышей из детских домов. Им несложно использовать такие обращения, как мама и папа, в общении с совершенно чужими людьми. Затем они могут сразу же легко их отпустить. Неразборчивость в контактах, излишняя привязчивость свидетельствуют о стремлении возмещения качественной эмоциональной связи количеством.
  • Дезорганизованный тип присущ детям, постоянно испытывающим на себе телесные наказания, насилие и жестокое обращение. В некоторых семьях слабая мать не способна защитить своего малыша от издевательств беспощадного отца. Причиной дезорганизованной привязанности может стать агрессивная или депрессивная мать. Для детей, воспитывающихся в таких семьях, характерны хаотические, непредсказуемые эмоции и реакции. Они не хотят любви и отдают предпочтение тому, чтобы их боялись.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Признаки нарушений

Определить наличие аффективного типа привязанности у малыша можно по устойчивому нежеланию вступать в контакт со взрослыми. Ребёнок сторонится их, отталкивает при попытке погладить его, не участвует в предложенной игре. Отличительной чертой может быть настороженность, боязливость, плаксивость.

Признаком амбивалентной привязанности является неоднозначная реакция на возвращение матери. Малыш одновременно рад её приходу и злится из-за вынужденного расставания с ней. Он может радостно кинуться к ней и тут же оттолкнуть или ударить её.

При дезориентированном типе эмоциональной связи малыш буквально застывает во время ухода родительницы, а её возвращение сопровождается убеганием и прятанием. Некоторые дети ведут себя агрессивно по отношению к другим детям. Кто-то может проявлять агрессию к самому себе: биться головой о стенку, царапать и кусать свои руки. Одним из признаков нарушения привязанности является отсутствие дистанции со взрослыми. Это своеобразный способ привлечения к себе внимания. Нередко чрезмерная навязчивость наблюдается у воспитанников детских домов и интернатов.

Привязанность ребенка к родителям и развитие личности

Источник