Природа в умственном развитии ребенка дошкольного возраста

Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

Могучим фактором, способствующим интеллектуальной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация познавательной деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение и труд в природе.

Начальной ступенью умственной деятельности ребенка являются ощущения и восприятия. Формирование и совершенствование ощущений и восприятия – сенсорное воспитание – составляет неотъемлемую часть любой детской деятельности. В практической работе исследователи и воспитатели уделяют, прежде всего, внимание организации наблюдений за объектами природы. Их психологическая структура представляет собой сложный механизм, включающий многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания наряду с активной двигательной воспроизводящей деятельностью.

Самые первые наблюдения можно организовывать с детьми 3-4 лет: за изменениями температуры – на улице тепло/холодно/жарко; за осадками – идет снег/дождь. При этом не только констатируются факты, а используются различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Внимание малышей неустойчиво, организовать всю группу сразу трудно. На первых порах возможно проведение работы по подгруппам из 2-3 человек.

Во время наблюдений за растениями, дети рассматривают форму листьев, следят за их движением, слушают шум деревьев при порывах ветра. Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяется. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о доступных явлениях и предметах природы широко используют разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, лучше осваивают приобретенные знания.

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.

При ознакомлении детей с природой используют дидактические игры с предметами, настолько-печатные и словесные.

Предметные игры – игры с листьями, семенами, цветами, фруктами, овощами: «Чудесный мешочек» и т.д. В этих играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов, формируются умения обследовать их, дети овладевают сенсорными эталонами. Предметные игры особенно хорошо использовать в младшей и средней группах, так как они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Такие игры можно проводить как со всей группой, так и индивидуально, усложняя содержание с учетом возраста. Усложнение включает расширение знаний и развитие мыслительных операций и действий.

Настолько-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Чей малыш?», «Ягоды и фрукты», «Подбери листья», парные картинки и др. Они дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы, формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом (слово или предваряет восприятие ним). Подобные игры используют повседневно в работе с небольшим количеством детей.

Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле» и другие игры не требуют никакого оборудования. Проводятся они с целью закрепления знаний о функциях и действиях тех или иных предметов, обобщения и систематизации знаний. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Разучивание природоведческой словесной игры осуществляется по правилам, общим для всех дидактических игр.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует. При повторной игре сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре, руководит со стороны, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно.

В работе с детьми также можно использовать большое количество игровых упражнений, таких, как: «Узнай на вкус», «Найди к цветочку такой же», «Принеси желтый листик» и др. Игровые упражнения помогают различать предметы по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Проводят их со всей группой детей либо с частью ее. Особое значение игровые упражнения имеют в младшей и средней группах.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы. Это такие игры, как «Наседка и картинки, или сочетается с цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.

В творческой игре дети отражают впечатления, полученные в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде, взрослых в природе (работа на птицеферме, в свинарнике, теплице и т. д.), при этом у них формируется положительное отношение к труду, они осознают значение труда взрослых в природе.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям. Однако он должен внимательно приглядываться к творческим играм, чтобы учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, достаточно полны, какие еще следует уточнить, расширить. Обогащая творческие сюжетно-ролевые игры природоведческого содержания, воспитатель расширяет и углубляет знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, показывая фильмы, презентации, читая книги.

Для развертывания творческих игр природоведческого содержания необходимо иметь наборы игрушек – сельскохозяйственные машины, животных и другие.

Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками и т. д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить. В каждой возрастной группе создаются условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочницы на участке, песочные столы, наборы формочек для игр с песком и снегом, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов, деревьев, шишки, веточки, желуди и т. д.

Таким образом, важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постепенно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Список литературы:

1. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2015.- 96с.

2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. – М.: ТЦ. Сфера, 2016. – 208с.

Источник

, . . , , , .

. .. , – , ” , “. … , . . , , , ” , – , “.

, , , , , , .

, . , ” “.

:

, .

: .

: , .

: , , .

:

– .

– – , .

1.

1.1. ” “

.

. , , , . . , – .

, . , . , . , , , . .

, () .

. , – . , . , , , . , .

( ), ( ), ( ), ( , ) ( ). , , .

1.2.

. , . . , , – , . .

. .

: , , , , , . , , . , . – , , . – , , . .

– . , , , . , .

: , , ; , ; . .

. , .

, . . .

: , , , . , , , , , , . , , . , , , , .

, , .

. , , , , , , . .

. . , , , . , , , , , , . . , , . , , , , . .

. . , , , , , , .

, . , . : ?, ?, ?, , ? , .

, . , , , .

. , . , , , , . . . , . . , , . , .

. , , .

, . .

, , . , , .

, , , . , , , , .

. , , . . .

. , . , , , , , . , , .

, , , , , .

. , , , . .

. , , .

, , , , , , , , , , , , , . , , .

, , , .

, , , .

, , , , .

2. .

2.1.

, , , , . – (.., . . ), , (. , . , . , . .).

, .

, , . , , , . , , . , , . , .

, . – , , , .

, .

, , , , .

. , , , .

, , , , , , . , . .

, . . , , .

. , , , , , , . , .

. ” , . . . : ? ? ? , , , . .) , .

, ; : , , . – , , . , , , , .

, , , . , , , , , – . ; , . . , , .

. .

, . .. , , , , . , , , . , , . , , , , .. – . , , . , , , , , , . , , .

. , . , – , , .

, , . , (, , , ). , , (, , , , .). , . .

, . . , . , ; .

, . , . , – , , .

. . .

– – . , , . – .

, , . – .

– , . : , , ( ); , .. , , , .

, . .

– . , , . , , .

. .

2- 3- , , , , ( , ), , ( ). (, .), , .

4- , , , – , .

, , , , (, , ), , . : 4- – .

– : , .

, , . . , (), , , . , , , .

, . , , . , . , , .

. ; ; , -, . , : , . , , , , .

2.2 . .

. , , , .

, , , , . , .

(, , ) . – , . , , – , .

, .

, . , , , , , , , : , .

. , , , , , , , . , , , , , . , .

. , .

. , , , .

. , , , , . , .

. , , . , .

, , , , . “, , , , .

, , , , , .

, . , , , , , , , , , , .

. , , , . . , .

, , (, , ) .

.

, , . , , , , , .

, . . , .

: , , .

, , , . 57 .

57 , , , , .

, ( ): :

( , , ).

(, , ) .

– .

, , , .

– .

– .

(), (), .

– .

. . , .

:

. 8 10 (

2 3 ).

. : , , .

:

; , (, , ), ;

; , , , , .; , , (, -); ; , , ( ); , ( ), ; ;

; , , .

, . :

) , ( , , , , );

) , ;

) .

, , ( , ). , , , . , .

: , . . , , , . , , , . , , . . , , , .

: ) , , , ( ) ; ) , , ; ) (, , . .).

:

,

;

(

, , . .);

(,

, ).

,

;

. , , , .

( , , ), ( , ; , ).

:

( ), , ( );

, , , , ( );

( ); , , , ( ); ( ); , ( ).

, , . . , , , , . , , , , , , , , .

. , . , .

:

– , ;

– ;

– ; , .

. .

, – , , – .

. , : , . .

, , , :

– (, , );

– ( , , , , , );

– – (, , , , , , );

– (, , ), ;

– , , ;

– ( – , , , );

. , , – – , .

, . , .

, , , . , ..

, , . .

, . , , : , , , , . – . , , , .

, (, .) , (, , , ) , (, .).

. , . , – ; , .

. , , . , , , . . . , .

, , . , , , , .

, , , , , , , . , .

3. .

( ).

:

.

:

– – , , ; – – ;

– , .

:

– ;

– .

( ) :

” “

(- )

3 – 5 , – .

: , , , .

: , . , . . , , , , . , .

, . 5-6 , (, , , , , , , , . , 6 -6,5 .

1 -, . , – , .

” “

, – ( 2).

, , .

” ” ( – , ).

(. 3). , , . . .

, , .

, .

“, “.

, , , , , .

4 , ). , .

10 . , 10 , ) , , , .

(19 ) :

,

8

12

13

7

7

5

5

10

4

2

1

2

“”.

:

, , – – .

, : , ().

:

, . , , . ? : ( , , ). , . , : , , . , ? . : , , , . ; , .

: ? : . , .

: ; ; ; , , .

, , .

(.5), , – .

, , . ( ).

, .

():

– ( – , , , ) .

:

– ( , ) , ;

– ;

– ,

– .

1. , , .

) ” “

. , . – , .

:

, , ,

, , ,

, Ϩ, ,

, , ,

, , ,

, , ,

, , ,

) ” “

, , – .

, . ” , ?” , . . , .

2.

, . , : , , ( , , ). , .

, . , , ( , , ). , , . , , , , . , ( ).

: “, “

. .

.

. : , , , . .

. , , .

.

, , . , . : , , , , .

.

, . , , , , .

:

.

. , , .

. , .

. , , .

. , . . () , . , .

, : (, . .), , , , , , , . .

, , , , , : , , , .

.

. , , . , . . . , , , , . , , .

. , .

. , , , , , . , .

. . , , , , .

. . , , , , , . , , , (, , , ), ,

.

. , , , . ( , .).

, , , , . : , .

, ( 67), .

: “, “

. .

. .

. .

. , , . , . , , , . , : , , . : , , , , (, , ).

” “

. , (, ).

. .

: . .

. , , .

. , . : . , – . , , . , , , . , – , – . . : ! , . , .

. , , , .

” “

:

, .

:

. , .

:

. “”, .

3.

.

– , – (, ). , – , , . , , , (, , ). : , , , , . , , , . , ” “, . – .

, , :

– 1 . . ? . . – ? . , . , . : .

– 2 . , ( -). ? , ( , – ). ? , , , , . , . . ? , “”. – , . – .

– 3. “” . , . ? , . , , . , .

– 4 . . . ? , . ? “” ” ” . . – ? . , : ? , , . , . , . “” . , . : , , , . : .

, , , . ,

– . , . , . , . , , . : (, ) .

– . ; , , .

. , , , , – ; , .

, , .

, , , . , ,

() , , , , , . , “” , , , . , , , , , , , .

, – , , ( , ) .

, 19 , 16 , , , . .

– , , , .

4.

.

. : , . , , – , .

, , , . , , , , . , . – , , – . ( .) – , .

, , -: ; ; .

, , .. ( , , , , , , , .), , , , .

( ) ( , ); , ( ), . .

, , , “” , , , , .

, . , , , . , . , .

. , , . . , , , . , , – , , .

– – , , .

, (, , ) .

, . , , , , (, , , .). , ( , , , .), .

, . , , , . , . , , , .

, , .

. , : , , , . .

. . , (, , ) : () , ? ? ? ? . ( , ) : ? ? . .

:

:

1. , . , , , , . . : , , , , , , , . , .

:

)

(, , ,

);

) (,

; , );

) , (

, , ).

2. – , . , . – – , , , .

3. , , , , .

4. – , , , , , , .

5. , , , , , , .

:

1. .. . – .: , 1972.

2. .. . – .: , 1980.

3. .. . .: , 1978.

4. / . .., … – .: , 1976

5. .. . – ., 1989.

6. .. . – .: , 1982.

7. : / .. , .. , .. .; . . . 2- ., . .: , 1983.

8. .. . – .: , 1977.

Источник

Природа как средство умственного воспитания

Определение 1

Знакомство с природой – это формирование знаний и реальных представлений об устройстве природы и ее объектов, а также особенностях и закономерностях протекания природных процессов.

Природа имеет большой воспитательный потенциал. В ходе знакомства ребенка с природой происходит воспитание верного отношения к ней: формируется понимание ее важности в жизни человека и общества, развивается уважительное отношение к обитателям животного и растительного мира, формируется бережное отношение к природе и желание ее охранять.

Знания о природе, причем реальные и правдивые очень важны в воспитательном процессе. Ребенок усваивает реальность процессов окружающего мира и учится жить в ней и действовать по его законам.

Приближение к природе и погружение в ее мир является важным условиям эффективного развития личности, а значит и интеллектуального, нравственного, духовного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Умственное воспитание ребенка реализуется посредством формирования у них представлений об устройстве живой и неживой природы, осознании законов их функционирования и внутрисистемных процессах и связях.

Рисунок 1. Значение ознакомления дошкольников с природой. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Умственное воспитание при взаимодействии с природой реализуется по следующим направлениям:

  1. Формирование сенсорной культуры. Природа способствует активизации сенсорного восприятия, улучшению работы сенсорных механизмов, формированию чувственного опыта и эмоциональной сферы.
  2. Развитие мыслительных процессов: логического мышления, внимания, памяти, познавательной активности. При усвоении знаний об устройстве природного мира происходит развитие мышления. Дети ищут объяснения тем или иным природным процессам, устанавливают причинно-следственные связи между природными объектами и компонентами.
  3. Наблюдение за природными процессами. Непрерывное наблюдение за каким-то природным объектом или процессом, наблюдение в течение определенного временного промежутка: времени года, периода цветения растений и т.д. способствует активизации внимания, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка и готовит его к обучению к школе. Кроме того, происходит развитие любознательности и познавательной заинтересованности ребенка.
  4. Формирование чувственного и рационального познания. Эти процессы лежат в основе интеллектуального развития. Они формируются при активизации анализаторов в ходе исследования объектов природного мира.
  5. Развитие ощущений. Получение знаний о мире возможно через тактильное восприятие. Дети познают мир через непосредственное соприкосновение с разнообразными его объектами. Ощущения необходимы для развития мыслительных операций и отдельных компонентов сознания ребенка.

Рисунок 2. Методы ознакомления дошкольников с природой. Автор24 – интернет-биржа студенческих работ

Методы ознакомления дошкольников с природой

В ходе развития познавательных процессов ребенка, активизации его умственной деятельности, педагог осуществляет процесс ознакомления ребенка с природой. Ее значимость в умственном воспитании была рассмотрена выше.

Существует множество методов, приемов и средств воспитательной работы с дошкольниками, ориентированных на ознакомление их с природной средой. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Дидактические игры. Дидактическая игра основывается на постановке определенной задачи, решение которой требует знания или поиска отдельных компонентов, объектов, разделение объектов на группы, наблюдения за объектами и процессами для выявления значимых признаком. Таким образом, в ходе дидактической игры можно познакомиться с природой, ее объектами и процессами. Актуально использование игр, атрибутами которых являются природные материалы. Дети совершают действия с овощами, фруктами, растениями. Так, они познают их признаки, учатся сравнивать, классифицировать и обобщать предметы. Дидактические игры выбираются педагогом, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. Они позволяют научить детей находить объекты природы по конкретным признакам: цвету, запаху, вкусу, форме, описывать объекты, разделять объекты на составные части и сводить их в единое целое, группировать объекты по определенным параметрам, сравнивать их между собой, выявляя сходства и различия.
  2. Наблюдение. Наблюдение за природными объектами позволяет наиболее полноценному познанию мироустройства. Видение своими глазами активизирует мышление, формирует навыки рассуждения и формирования умозаключений. Наблюдение даст наиболее продуктивный результат, если организовать его в естественных условиях. Необходимо выбрать место наблюдения, временной период, соблюсти технику безопасности, чтобы исключить возможность повреждения растений или нанесение вреда животным и травмирования самих дошкольников. Можно организовать наблюдение за комнатными растениями или домашними животными, устроить экскурсию в зоопарк, конюшню, на ферму.
  3. Рассказ. Этот метод можно использовать в качестве отдельного для развития у детей теоретических представлений об устройстве природы или дополнить им наблюдение. Рассказ должен содержать достоверную информацию о реальных явлениях и объектах природы, быть интересным для прослушивания детьми, излагаться в понятной и доступной для восприятия форме.
  4. Проведение экспериментальной деятельности. эксперименты активизируют работу наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Кроме того, особенности мыслительных процессов дошкольников не всегда позволяют осознанно воспринимать информацию, которую они видят. Поэтому, им необходим практический опыт для постижения свойств и характеристик природных объектов и процессов.
  5. Словесные и настольные игры. Посредством словесных игр реализуется закрепление знаний о природном устройстве, процессах, явлениях, объектах. Настольные игры позволяют систематизировать эти знания и сформировать образы природного устройства в сознании. Образы получают практическую реализацию только при сопровождении игры словами. Поэтому, чаще всего словесные и настольные игры применяются комплексно.

Источник