Природа ребенка и его развитие

Природа ребенка и его развитие thumbnail
Природа ребенка и его развитие

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разрабатывая принцип свободного воспитания Жан Жак Руссо(1712—1778) развил идею о том, что педагог должен не навязывать ребенку свои взгляды, а предоставлять ему возможность расти и раз­виваться свободно.

В книгах «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или О воспита­нии» Ж.-Ж. Руссо изложил свои педагогические взгляды, в основе которых лежит теория естественного воспитания.Она тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо подчеркивал, что «все хорошо, что выходит из рук твор­ца Вселенной, все вырождается в руках человека». Таким образом, Ж.-Ж. Руссо считал, человек родится совершенным, но его уродуют современные общественные условия, в которых он живет. Поэтому вос­питывать ребенка следует вдали от цивилизации, на «лоне природы».

Воспитание будет содействовать развитию ребенка, если приоб­ретет естественный, природосообразныйхарактер. Он полагал, что такое развитие обеспечивается совокупностью трех факторов: при­роды, людей, вещей. Каждый из этих факторов выполняет свою роль: природа развивает способности и чувства, люди учат, как ими поль­зоваться, вещи обогащают опыт. Но воспитание выполнит свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно.

Понимание Ж.-Ж. Руссо естественного, природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменским. В отличие от чешского педагога Ж.-Ж. Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка.Он требовал тщательного изучения ребенка, хороше­го знания его возрастных и индивидуальных особенностей. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми… У детства свои, ему свойственные способы думать и чувствовать: нет ничего нелепее, чем заменять их нашими»1.

Признавая, что человеческая природа является совершенной, Ж.-Ж. Руссо идеализировал природу ребенка и считал необходи­мым позаботиться о созданииусловий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. И таким идеальным условием является окружающая природная среда.«Город — пучина человеческого рода. В нескольких поколениях расы погиба­ют или вырождаются; им нужно обновление, а это обновление дает всегда деревня»2. И если родители не имеют возможности воспиты­вать своих детей в деревне, то необходимо, хотя бы изредка, посылать детей «обновляться, так сказать, и восстановлять среди полей силу, утраченную в нездоровой атмосфере местностей, слишком густона­селенных» 3.

Заслуга французского педагога состоит в показе ценности при­роды для развития личности человека. Чтобы ребенок мог познать природу, он должен как можно больше общаться с ней. Только непо­средственное общение с природой будет духовно обогащать ребенка, развивать его личностные качества.

Каковы же основные пути познания ребенком природы по Ж.-Ж. Руссо? Это не рассказ или объяснение педагога, и не учебник или книга. Ж.-Ж. Руссо был противником словесных методов озна­комления с природой. Ибо как бы ни воодушевленно, эмоционально, красочно не рассказывал воспитатель о красоте и запахах цветов, о чарующем пении птиц, о неповторимости закатов, ребенок его не поймет, если сам он этого не видел, не слышал, не чувствовал. Не стоит также воспитывать ребенка на книжных примерах, которых он часто не понимает. Единственной книгой, с которой можно было бы ознакомить ребенка, это «Робинзон Крузо», герой которой на необитаемом острове делал все необходимое для своей жизни среди природы (а это соответствовало идеалам Ж.-Ж. Руссо).

Наблюдение— вот один из основных путей познания природы. Ж.-Ж. Руссо призывал организовывать наблюдения за предметами и явлениями непосредственно в окружающей природе. И был про­тивником замены их другими средствами наглядности, типа картин­ки, карты, модели и т. д.

Так, при ознакомлении с географией не нужны карты и глобус и т. п. География должна изучаться на окружающей местности. Педа­гог должен так организовать среду и деятельность ребенка в ней, что­бы ребенок мог собрать как можно больше фактов. Не накопление суммы знаний, а развитие умения приобретать их — такова, по мне­нию Ж.-Ж. Руссо, цель обучения. «Фактов, фактов», — непрерывно повторяет Ж.-Ж. Руссо, указывая, что при обычном, неправильном воспитании своею болтливостью мы создаем только болтунов. Педа­гог должен лишь наталкивать ребенка на вопросы, а если они у него не возникают, то самому ставить их перед ним.

«При исследовании законов природы начинайте всегда с яв­лений наиболее общих и наиболее наглядных и приучайте вашего воспитанника принимать эти явления не за доказательства, но за факты. “Мы видели солнечный восход в Иванов день, теперь по­смотрим на него в Рождество или в другой какой-нибудь хороший зимний день…” Я принимаю меры, чтобы это второе наблюдение происходило в той же местности, где было сделано первое; и если употребить некоторую ловкость, чтобы подготовить замечание, то один из нас непременно воскликнет: “Ай-ай, вот так штука: солнце-то восходит не на том же месте! — наши прежние приметы, а теперь оно восходит вот где”»1. Так развивается наблюдательность у ребенка, а главное — формируется его самостоятельное мышление. Ребенок не получает от воспитателя готовых объяснений и доказательств, а сам вынужден их находить.

Второй путь познания природы — исследование.Ж.-Ж. Руссо создал оригинальную методику получения знаний о природе, ос­нованную на самостоятельной исследовательской деятельности. Он постоянно ставит Эмиля в положения исследователя, открывающего научные истины. В процессе организации этой деятельности важно ввести ребенка в ситуацию, когда возникает необходимость, а отсюда и желание что-либо узнать. Так, например, чтобы передать Эмилю знания сторон света, воспитатель позволяет ему заблудиться в лесу и оказаться вынужденным ориентироваться. Открытые им самим знания о частях света и компасе приводят Эмиля в восторг. И та­ких ситуаций, заставляющих пытливый ум ребенка работать, делать открытия, познавать законы природы, можно создать очень много. Например, «опрокиньте стакан в воду, вода не наполнит его, если только вы не оставите прохода для воздуха; значит, воздух способен оказывать сопротивление. Погрузите стакан глубже, вода поднимется в пространстве, которое было занято воздухом, но не в состоянии его целиком заполнить; значит, воздух способен сжиматься до известной степени. Мяч, наполненный воздухом, прыгает легче; значит, воз­дух — тело упругое»2.

Читайте также:  Развития ребенка в 1 кода

Однако этой столь привлекательной системе обучения присущ существенный недостаток. В ней личный опыт ребенка выступа­ет основным источником знаний, эмпирия довлеет над теорией. А главное — опыт ребенка отрывается от накопленных человече­ством знаний.

Третий путь познания природы — труд. Ж.-Ж. Руссо проанализи­ровал различные виды труда и выстроил их в определенную иерархию в зависимости от их роли в развитии личности ребенка. И на первое место им было поставлено земледелие. Оно является самым первым занятием человека и самым почетным. Именно с ним ребенок может знакомиться уже в раннем детстве. В процессе труда развивается детская любознательность, сообразительность, дух изобретательства, формируется ум. Выращивая растения, ребенок захочет узнать все до конца (что появится из семян, какие будут цветы, плоды), захочет знать причину происходящего (зачем растению вода, солнце, почва). Педагог должен предусмотреть, чтобы ребенок работал не механиче­ски, а обдуманно. Он должен работать, как крестьянин, и думать, как философ. Здесь Ж.-Ж. Руссо высказывает важную мысль о том, что труд в природе должен быть наполнен интеллектуальным содержанием.

То возвеличивание природы, ее роли в жизни человека, которое свойственно Ж.-Ж. Руссо, во многом определило и художественные достоинства его романов-трактатов и романа в письмах. В художест­венной прозе Ж.-Ж. Руссо создал великолепные картины природы, показав прелесть и красоту гор и долин старой Гельвеции. Он описал пейзажи гор Вале и неповторимую красоту Женевьевского озера. Это было первооткрытие в европейской прозе. Ж.-Ж. Руссо чувствовал красоту природы и понимал огромное ее значение в воспитании людей в духе гуманизма, гармонии, целостности. В своих работах философ призывал бережно относится к природе, сохранить ее для будущих цивилизаций, предостерегал от варварского истребления природных богатств. «Посмотрите, какое обилие благ окружает нас! Сколько плодов производит вам земля, сколько богатств дают вам поля и виноградники, сколько животных доставляют вам молоко, чтобы питать вас, и шерсть, чтобы одевать вас! Чего же еще требуется от них? И какая ярость ведет вас к совершению стольких убийств, — вас, пресыщенных благами и по горло заваленных припасами?»1

Таким образом, Ж.-Ж. Руссо выступает за превращение воспи­тания в активный, исполненный оптимизма процесс, когда ребенок живет в радости на природе, самостоятельно осязая, слушая, духовно обогащаясь, удовлетворяя жажду познания.



Источник

Татьяна Акимова
Доклад «Природа в развитии ребенка»

ПРИРОДА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА

Всё чаще мелькает в печати выражение «хищное, жестокое отношение к природе». Почему же человек, венец всего живого, приобретя силу и власть над миром природы, всё меньше ценит и уважает её? Воспитание злобы и доброты начинается с раннего детства, задолго до того, как малыш скажет «мама» или начинает ходить. Его погремушки изображают рыбку, птичку, на его чашечке, распашонке нарисованы цыплята, мишки, зайчики.Малыш замечает и первых живых существ: собаку, кошку или птичку. В мире природы ребёнок начинает своё путешествие в познание. Этот мир волнует его, пробуждает интересы, воображение, фантазию. Уже в три года ребёнка интересует не только «это что?». Но и «почему?». Родители должны поддерживать стремление ребёнка к познанию природы, направлять его любознательность, давать возможность активно добывать доступные ему знания. Много конкретных и доступных знаний приобретают дети, наблюдая работу взрослых в саду или огороде и принимая в ней посильное участие. Например, Ваня помогал собирать с ягодных кустов вредителей и всёприговаривал: «Ах вы, вредители, вредители. Как вам не стыдно! Деда работал, а вы всё портите». Так в процессе наблюдения, бесед со взрослыми, активного общения с природой ребёнку становится понятно, что вредители уничтожают растения. Это активно добытые и прочувствованные знания о живой природе. Именно такой путь познания окружающего мира является основой умственного развития дошкольника. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка с самого раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению, удивляться поведению собаки. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю. Ещё одна важная задача родителей – это воспитание доброты и человечности. Мы, взрослые, отвечаем за любые слова, произнесённые в присутствии детей, и за все поступки, совершённые при них в отношении живых существ. Нам надо научить малыша любить всёживое: птицу, щенка, цветок; защищать и беречь их. Как же передать всё это детям? Прежде всего, мы должны сами научиться любить живую природу. С помощью взрослых первоначальные знания о природе ребёнок получает из художественной литературы, телепередач, при непосредственном общении с живыми существами.Детям можно об этом рассказать по- разному: весело и озорно, как А. Милн в «Винни-Пухе», достоверно, как В. Бианки и Г. Скребицкий, поучительно, как И. Тургенев, Л. Толстой. Д. Мамин- Сибиряк. Хорошо, если вы побеседуете с малышом о прочитанном. Ребёнок с вашей помощью получит представление о переживании животных: горе и радости, страхе и боли. И умом, и сердцем малыши учатся понимать природу, общаясь с ней. Регулярно гуляйте вместе с ребёнком. Сначала посетите двор, затем ближайший парк, потом побывайте на берегу реки, в лесу, в поле. В солнечные погожие осенние дни обратите внимание детей на блестящие. Нежные ниточки, летящие по воздуху. Найдите одну из них. Положите на ладонь и рассмотрите. Ребёнок увидит, что это паутинка, к нижнему концу которой прикреплён паучок. Понаблюдайте, что он будет делать. Можно осторожно посадить его на веточку, откуда он опять начнёт своё путешествие. Расскажите ребёнку о пользе паука, уничтожающего мух. У маленького ребёнка спросите: «А куда делись кузнечики, которые летом стрекотали в траве? Почему не видно божьей коровки?» Объясните, что все они спрятались в трещины стволов деревьев и заснули. С пяти-, шестилетним ребёнком найдите место, где спрятались насекомые. Соберите сухие листья с земли и просейте их. Там окажется очень много разных живых существ. Рассмотрите их. Наблюдая отлёт птиц на юг, спросите у ребёнка, почему они улетают. Помогите сделать вывод, что птицы, которые питаются насекомыми, улетают раньше. А те, которые клюют зёрна и ягоды, позже. Ещё позже улетают водоплавающие птицы. Так ребёнок поймёт, что образ жизни птиц зависит от разных условий. Предложите ребёнку понаблюдать, какие птицы остались на зиму, что они делают. Подкармливайте их зимой. Повесьте кормушку под окном, привлекайте малыша к посильной помощи. Чтобы помочь птицам пережить зиму, заготовьте с ребёнком во время летних прогулок семена сортовых трав, высушенные ягоды. Подкармливая птиц в течение осени и зимы, малыш привыкает заботиться о тех, кто слабее его. Во время кормления птиц удобно наблюдать за ними, их повадками. С приближением весны ребёнок замечает, что корм для птиц, насыпанный в кормушку, всё чаще остаётся нетронутым. Объясните, с чем это связано. Прислушайтесь к весёлому чириканью воробьёв. В присутствии ребёнка постарайтесь починить старые и смастерить новые домики для птиц. Пусть малыш понаблюдает, какие птицы там поселятся, из чего будут вить гнёзда, чем будут кормить птенчиков. Ранней весной, если осмотреть деревья, обязательно найдёте в складках коры вредителей, в том числе гусениц. Пусть ребёнок поместит их и ветку с листьями в банку. После этого понаблюдайте, как гусеницы будут уничтожать листья. В парках и садах ребёнок может увидеть, как белят стволы деревьев известью. Тогда ребёнку будет понятен ваш рассказ о тот, как взрослые стараются сберечь деревья от вредителей. Если в парке или в лесу вам случайно попадётся гнездо с яйцами, осторожно раздвиньте траву или ветки, покажите их детям. В начале лета, проходя мимо дерева, можно услышать голоса птенчиков. Понаблюдайте с детьми, сколько раз прилетают птицы с кормом. Ребёнок сам увидит, какую огромную пользу приносят птицы. Уничтожая вредных насекомых. Иногда дети находят упавшего из гнезда птенца. Обычно они прося взять его домой. Слепого птенца лучше постараться положить обратно в гнездо. Если это невозможно, оставьте птенца рядом с деревом, на котором оно находится. Можно увидеть в лесу ежа. Подскажите ребёнку, что не следует брать ежа домой, так как он приносит пользу лесу.

Читайте также:  Основные методы развития способностей ребенка

На улице в городе можно встретить собак, которых выводят гулять. Обратите внимание ребёнка на то, что собака понимает, как хозяин зовёт её; расскажите, какую службу несёт собака. Предупредите, что собака может укусить незнакомого, поэтому нельзя подходить близко к чужим собакам и трогать их. Малыш будет наблюдать за ними из далека. Не забывайте, что ребёнок постоянно находится в мире игры. И хорошо умея общаться с животными, он, тем не менее, включает их в свои игры как партнёров, не всегда учитывая, что они живые. Поэтому, занимаясь своими делами, не упускайте ребёнка из поля зрения. Как можно раньше давайте возможность ухаживать ребёнку за животными. В два года он уже может поставить миску седой, бросить в аквариум щепотку корма. В три года ребёнок поможет вам помыть миску после кормления щенка, расчесать ему шерсть. Не надо требовать от дошкольника, чтобы он сам, без напоминаний, осуществлял уход за животными. Ему ещё трудно удержать в памяти весь распорядок дня и вовремя вспомнить, о необходимости покормить птичку или расчесать собаке шерсть. Лучше не ругать малыша, а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животным. Дайте ребёнку понять, насколько необходимы его действия животному. Чем младше ребёнок,тем понятнее должны быть ему его обязанности: например, непосредственное кормление рыбок понятнее трёхлетнему малышу, чем необходимость промывать грунт для аквариума. Правильное общение ребёнка с живой природой само по себе не решит всех проблем воспитания, но, сыграет важную роль в становлении личности маленького человека, его развитии.

Источник

Автор: Наталья Устинова, фото: pixabay.com

Природа ― важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег), с которыми дети так любят играть. Редакция ДЕТСКИЙВОПРОС.РФ проанализировала, как общение с природой влияет на наших детей.

Читайте также:  Ребенок два года умственное развитие

Природа ребенка и его развитие

Природа, по мнению специалистов, имеет огромное влияние на детей. Пение птиц, забота о цветах в саду и ласка домашних животных важны в процессе формирования личности малыша. Если для ребёнка общение с природой сведено к нулю, то в будущем он может столкнуться с множеством психологических проблем.

Педиатры, педагоги и психологи говорят о так называемом синдроме дефицита общения с природой, которым страдают дети и который проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых такого общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем.

Результаты исследований показывают, что дети, живущие за городом, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны. Те же, кто живет в городе, испытывают больший страх перед окружающим миром, менее эмоциональны, страдают ожирением, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться.

Режим дня городского ребёнка совсем нетрудно себе представить. Ежедневная дорога от дома до школы на городском транспорте или в родительском авто и такой же путь обратно. Свободное от дел время многие дети предпочитают проводить за компьютером или просмотром телевизора. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками.

Как же всё-таки родителям организовать детское общение с окружающим миром?

Во-первых, начните с малого. Расскажите о цветке, который стоит у вас дома на подоконнике. Покажите, какие части имеет растение. Предложите ребёнку ухаживать за цветком. Регулярная забота о комнатном растении научит малыша уважать живой мир.

Во-вторых, во время прогулок откажитесь от таких глупых запретов, как «не ходи по траве», «не бери в руки палку», «не гладь котёнка». Дайте своему ребёнку возможность побыть маленьким исследователем. Пусть он во время своей игры испачкает одежду или промочит ноги, но тесное общение с живым миром подарит малышу яркие эмоции, которые запомнятся на всю жизнь.

В-третьих, во время поездки за город не экономьте время на рассказе о том, как устроен природный мир. Проезжая мимо водоёма, сообщите ребёнку, какие рыбы тут могут жить. Гуляя по лесу, покажите, сколько насекомых спешит по своим делам прямо у вас под ногами. Такие маленькие открытия обязательно пробудят в ребёнке интерес к окружающему миру.

В-четвертых, много радости принесёт ребенку наблюдение за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на любой полянке. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

В-пятых, предложите ребёнку сравнить форму, величину, окраску листьев сначала с одного дерева, потом с разных деревьев. Попробуйте вместе с ребёнком отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый или с самым длинным черенком… Обратите внимание ребёнка на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков у цветов.

Какая польза от общения с природой для развития ребёнка?

У детей до 6 лет общение с природой развивает сенсорное восприятие, помогает лучше контролировать движения, улучшает самоконтроль и внимательность. Детям от 6 до 12 лет природа помогает находить взаимосвязь между различными явлениями, развивает их наблюдательность, рациональность мышления. В подростковом возрасте общение с природой способствует формированию общественного сознания, возникновению чувства ответственности, свободы, независимости и уверенности.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребёнка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, ребёнок непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогут увидеть и понять природные явления, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений по дороге в детский сад, школу или на прогулке.

На формирование личности ребёнка положительное влияние оказывает труд в природе. Это наиболее доступный для детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребёнка, происходит развитие его психики.

Дети любят учиться, они исследователи, и природа предоставляет им большие возможности развить эту способность. Они могут трогать, нюхать, видеть, слышать, пробовать. Поэтому родители должны предоставить своим детям возможность больше общаться с природой: можно поехать с ними на пляж или за город, научить их ловить рыбу, наблюдать за птицами или насекомыми, строить шалаши.

Все эти виды деятельности не подвластны влиянию никаких кризисов, они не только гармонично развивают ребёнка, но и помогают родителям проводить с пользой больше времени со своими детьми.

Источник