Принятие ребенка критерии развития
Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.
Развитие ребёнка до года стремительно. Уже к пяти месяцам вес удваивается, а рост увеличивается почти вполовину – от рождения. За год малыш осваивает многие навыки, укрепляется физически, развивается психически. Почти у каждого ребёнка есть индивидуальные особенности и некоторые отклонения от нормы. Норма – это критерии развития ребёнка по месяцам, его психомоторные навыки, на которые обращают внимание педиатры, неврологи, хирурги.
В первый и второй месяц ребёнок умеет поворачивать голову, приподнимать её, лежа на животе. К двум месяцам он умеет сжимать и разжимать пальцы, игрушку, удерживает голову около 10 секунд. В три месяца переворачивается со спины на бок, с живота на спину. В вертикальном положении держит голову и туловище. На четвёртом месяце малыш может, лёжа ни животе, подниматься на руках. Из лежачего положения при поднятии за ручки удерживает голову. Если держать малыша под мышки на плоской поверхности, то он будет переступать ножками. К пятому месяцу игрушки тянутся в рот и рассматриваются. В этот же период ребёнок умеет поднимать ножки, хватать их руками, поднимать голову и плечи, пытаться сесть, перекатываться со спины на живот, может даже недолго сидеть. Когда его держат в вертикальном положении, опирается на стопы, умеет перекладывать игрушки из одной руки в другую. В возрасте около полугода ребёнок садится, становится на четвереньки, пробует ползать. Некоторые дети сразу пытаются встать на ноги. Умения улучшаются к девяти месяцам. С девяти до одиннадцати месяцев дети обычно могут сами вставать, ходить, придерживаясь рукой, перемещаться приставными шагами.
https://programmamama.com
Малыш родился, и вас выписали из роддома. Что же дальше? Как ухаживать? Как обеспечить безопасность? Каких врачей пройти? Как малыш развивается в период от рождения и до 6 месяцев? Рассказываем и показываем вместе с врачом-неонатологом в видеокурсе «Развитие ребёнка от 0 до 6 месяцев». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРС
К году ребёнок должен сделать хотя бы несколько шагов с поддержкой взрослого. Может наклоняться, чтобы взять предмет, бросать предметы, стоять на одной ноге, относить предметы, спускаться и подниматься по лестнице, прыгать на месте. В два-три года ребёнок бегает, прыгает, ходит на носках, сидит на корточках. Формируются навыки игры, появляются возможности самообслуживания – питания, одевания и пр.
Внешние признаки ребёнка – вес и рост малыша – также являются критериями правильно развития. При оценке веса практически всегда оценивают соответствие росту и, в меньшей степени, – возрасту. Излишняя худоба или полнота связаны с нарушением режима дня, диеты, отсутствии нагрузок и полноценного сна, проблемах обменных процессов, болезнях.
Читайте в нашем блоге: «Как распознать и исправить задержки развития»
Психическое и умственное развитие детей также имеет особые критерии. В лобных извилинах головного мозга расположен центр Брока, участвующий в формировании устной речи. Кисти связаны с центром Брока, а пальцы посылают импульсы в ЦНС. Когда стимулируются руки, активизируются нейроны мозга, развивается речь.
В ранний период можно судить о развитии мозга ребёнка после года. К 1 году и 3 месяцам запас слов – около шести, малыш понимает простые инструкции. К 1,5 годам он показывает некоторые части тела, знает до 20 слов. К 1 году 9 месяцам составляет простые фразы из двух слов. В 2 года малыш знает части тела, знает 50 слов, понимает указания, состоящие из нескольких этапов. К 2,5 годам в речи появляются местоимения. К 3 годам словарный запас резко возрастает до 250 слов, появляются глаголы, множественные числа существительных. Ребёнок знает своё имя, пол, возраст, понимает значение предлогов. В период с года до двух ребёнок удерживает предметы, может рисовать карандашами, рисует мелками, переворачивает страницы. К двум годам открывает ящики, вытаскивает вещи с полов, играет с песком, глиной, нанизывает бусы. К трём годам ребёнок захватывает предметы не кулаком, а щепотью или «пятипалым захватом».
Понимание речи развивается к двум годам, когда ребёнок узнаёт изображения на картинках, понимает простые вопросы и выполняет просьбы. К трём годам малыш понимает и помнит рассказы и сказки.
Зрительно-моторная координация развивается с года до двух: рисует линии, удерживает чашку, понимает геометрические фигуры. С двух до трёх лет ребёнок рисует простые формы, режет ножницами.
Полезная статья? Подписывайтесь на канал и делитесь ссылкой в соцсетях!
Источник
Рейтинг Полное принятие родителями личности ребенка позволяет ему максимально реализовать свой потенциал |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Многие родители уже с рождения ребенка думают о том, кем он станет в жизни. Возможно, вы мечтали о том, что ваш сын станет звездой футбола, а дочь – великим ученым. Но потом оказалось, что сыну совсем не нравится спорт, а дочь не проявляет интереса к учебе.
Рано или поздно многие из нас понимают, что в реальности наши дети отличаются от того образа, который мы рисовали в своем воображении. Осознавать это очень грустно. Нам трудно отказаться от своих иллюзий по поводу будущего наших детей.
Чтобы понять склонности и желания вашего ребенка, вам потребуется время. Но когда вам это удастся, вы сможете принять и полюбить его по-новому, потому что теперь вы ясно увидите, кем он является на самом деле.
Воспитывайте ребенка в соответствии с его склонностями, а не вашими ожиданиями. Этот урок должны усвоить все родители. Принятие ребенка – это основа его воспитания и укрепления связи с ним. Принимая ребенка, вы учитесь взаимодействовать с ним наиболее эффективно.
Говорите с ребенком на одном языке
Независимо от того, насколько плохое поведение проявляет ваш ребенок и насколько это вас расстраивает, важно научиться взаимодействовать с ним. Подумайте, что нужно изменить в вашем общении. Если вы считаете, что он не воспринимает то, что вы ему говорите, возможно, вы просто разговариваете с ним на разных языках. Вас это расстраивает, и вы думаете: «Я всё говорю правильно, это он меня не понимает». И со временем такое непонимание только нарастает, ведь недостаток связи означает, что ребенок тоже не меняет свое поведение.
Очень важно, чтобы родители говорили на одном языке с ребенком. Если нет, он не сможет правильно понять ваши слова. Если вы не найдете общий язык, вряд ли вы сможете установить прочную и близкую связь. Задача родителей – наладить с детьми доверительное общение и четко объяснить свои ожидания и последствия в случае плохого поведения.
Рассмотрим основные рекомендации по поводу того, как воспитывать ребенка, основываясь на его личностных особенностях.
Рекомендация № 1. Найдите правильный подход к ребенку
Осознайте для себя, какое поведение вы ожидаете от ребенка, в чем его потребности и как лучше всего с ним общаться. Возможно, ему сложно запоминать информацию и поручения ему следует давать в виде пошаговых инструкций. Возможно, он – визуалист, и объяснение с помощью картинок или графиков для него лучше, чем устные указания. Многим детям необходимо, чтобы вы проводили с ними большое количество времени, а некоторым требуется больше внимания, чем остальным. Это не хорошо и не плохо – в этом заключаются особенности ребенка.
Действуйте по плану: сначала проводите много времени с ребенком, а потом постепенно мотивируйте его выполнять те или иные действия самостоятельно. Например, если ваш ребенок неорганизован, в его комнате, вероятно, творится беспорядок. Обустройте его комнату так, чтобы он легко запомнил места, где должны находиться те или иные вещи. Также ограничьте для ребенка количество игрушек, чтобы они не создавали беспорядок в комнате. Ребенок постарше может проявлять независимость и упрямство, не слушать ваши доводы. Объясните ему, какого поведения вы от него ждете. Расскажите, что в его поведении вам не нравится, а также какие последствия его ждут, если он будет продолжать вести себя подобным образом. После этого стойте на своем: вы поступаете так, потому что так ребенок лучше всего поймет ваши слова. Все дети разные, и к каждому нужен индивидуальный подход.
Рекомендация № 2. Наблюдайте за ребенком
Когда вы поймете склонности и особенности ребенка, вы сможете общаться с ним более эффективно. Ребенок чаще станет делиться с вами своими мыслями. Иногда такие моменты наступают, когда вы к этому совершенно не готовы (например, ребенок может сказать вам, что никогда не любил играть в футбол, но делает это ради отца). Вы можете сильно удивиться тому, что расскажет вам ваш ребенок (например, он может сказать, что ему нравится сельское хозяйство, хотя вы всегда жили в городе). Не упускайте такие моменты, слушайте своего ребенка – это отличный шанс лучше понять его особенности и скрытые таланты.
Рекомендация № 3. Откажитесь от нереалистичных ожиданий
Рано или поздно вы должны смириться с тем, что ребенок вырастет не тем, кем вы мечтали. Если вы любите активный отдых, а малыш – нет, если он предпочитает рисование занятиям спортом – вам следует отпустить свои иллюзии по поводу его будущего. Вероятно, вы будете чувствовать при этом грусть. Воспитание – это нелегкая работа, и в подобных ситуациях мы осознаем это особенно ясно.
Рекомендация № 4. Воспитание – непрерывный процесс
Мы учимся принимать своего ребенка таким, какой он есть, на протяжении долгих лет. Из года в год мы постепенно узнаем ребенка и отказываемся от своих иллюзий по поводу его будущего. Этот процесс может быть для вас менее болезненным, если вы не только смиритесь с его особенностями, но и примете их с радостью. Также помните, что, взрослея, дети меняются. Например, если в начальных классах ребенок слишком застенчив, в будущем он вполне может найти друзей (хоть и существует вероятность того, что процесс социализации у него будет проходить с некоторыми трудностями). И ему при этом может понадобиться ваша поддержка. Гиперактивный ребенок, которому трудно усидеть на уроках, может стать хорошим строителем или преуспеть в технических профессиях.
Поведение и склонности ребенка могут меняться с возрастом. Помните об этом.
Рекомендация № 5. Ребенку нужно устанавливать границы
Принятие малыша таким, какой он есть, не означает, что нужно смотреть сквозь пальцы на его плохое поведение. Просто в таком случае вам необходимо на понятном для ребенка языке объяснить ему, что его поведение недопустимо. Помните: вы лучше других знаете своего ребенка, и поэтому лучше других сможете научить его хорошему поведению.
Когда вы принимаете ребенка, он учится принимать себя
Принимая ребенка таким, какой он есть, вы начинаете ценить его как отдельную личность, и ваша любовь к нему становится глубже. Вы находите с ним общий язык, и из-за этого ваше воспитание становится более эффективным.
Если вы принимаете ребенка таким, какой он есть, он постепенно начинает принимать себя сам. Наверное, каждый из нас слышал истории о том, как чьи-то родители не принимали выбор профессии или спутника жизни своего ребенка. С другой стороны, родители часто откликаются на желание ребенка заняться определенным видом спорта, рисованием или танцами. Эти истории показывают, что принятие и любовь близких людей очень важны для того, чтобы стать ответственным человеком. Мы ведь хотим, чтобы наши дети выросли ответственными. Поэтому нам нужно научиться их принимать.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
1 оценки.
Развитие ребенка
02.11.2017
Источник
Стадий принятия семьей «особого ребенка».
Стадия отрицания характеризуется тем, что родители, не желая замечать особенностей развития ребенка, давят на него, принуждая его делать то, что ему не по силам. Они могут отказываться от психолого – педагогической поддержки и бесконечно ходить по врачам, добиваясь приемлемого для них диагноза.
На стадии сделка родители уверены, что если приложат максимум усилий в реабилитации ребенка или примут участие в каком-нибудь добром деле, состояние ребенка чудесным образом улучшится. Это улучшение должно стать «наградой» за старательную работу, помощь другим и т.д.
Стадия гнев. Со временем, когда родители понимают, что чудесного исцеления не произойдет, они переходят на стадию гнев. Гнев может быть направлен как на себя, так и на окружающих, в том числе и на специалистов, которые, по мнению родителей, не оказывают ребенку достаточной помощи. Когда родители понимают, что их гнев не может изменить состояние ребенка на место гнева приходит чувство депрессии.
Стадия депрессии. Тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка, и от ее способности справляться с трудностями.
Последняя стадия — принятие — характеризуется тем, что родители способны спокойно говорить о проблемах ребенка; способны сотрудничать со специалистами и совместно с ними составлять индивидуальные планы развития своего ребенка; способны что-либо запрещать ребенку, при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины; способны иметь личные интересы, не связанные с ребенком.
Самым тяжелым кризисным периодом в жизни семьи является сообщение о нарушениях развития ребенка. В это время родители особенно нуждаются в поддержке. Непосредственные реакции родителей на постановку диагноза – потрясение, глубокое разочарование, тревога и депрессия.
Рекомендации специалистам по психологическому сопровождениюсемьи на каждой из стадий (используя модель стадий горя Э. Кюблер – Росс):
1. Отрицание. Поставленный ребенку диагноз, как правило, вызывает у родителей реакцию шока, неверия. На первых порах отрицание позволяет “выжить”, но не может защитить от реальности. Если подобная реакция затягивается, это безусловно влияет на состояние ребенке. Отрицая диагноз, родители могут продолжать предъявлять к нему требования, которые ребенок не в состоянии выполнять. В некоторых случаях, пытаясь добиться пересмотра поставленного диагноза, родители отказываются от участия ребенка в необходимых занятиях и программах, что тормозит лечение. Многие на этой стадии испытывают растерянность, оцепенение, дезорганизацию и беспомощность.
Специалистам, работающим на данной стадии с семьей, необходимо знать, что при сообщении родителям диагноза они не в состоянии принимать детальную информацию о необходимом лечении. Первое, в чем нуждаются родители больного ребенка в этот период, это поддержка и сострадание. Основная задача специалиста на данном этапе – установление доверительных отношений и мотивация родителей на сотрудничество с врачами. Кроме того, важно учитывать, что специалист, участвующий на этом этапе в консультации родственников, может повлиять на формируемый в семье стиль обсуждения болезни.
2. Сделка. Для этой стадии характерно стремление родителей “излечить” ребенка, полагаясь на справедливость, вознаграждение за “добрые дела”. Надежда на чудесное исцеление, поиски “всемогущего врача”, обращение к религии дают родителям ощущение возможности повлиять на ситуацию, ощущение контроля, которого они лишились. Появляются мысли о том, что если родители совершат необходимые действия (будут горячо молиться, бескорыстно помогать нуждающимся и т.д.), то болезнь исчезнет. Подобные реакции родителей нормальны и оправданны. Они дают облегчение и возможность действовать в ситуации, когда от человека мало что зависит.
Важным моментом является работа специалистов с чувством вины. Начиная с того времени, как семья узнает о заболевании ребенка, практически всегда запускается процесс поиска виновного в случившемся, что не позволяет конструктивно решать возникающие проблемы. Обвинение себя или друг друга влияет на поведение членов семьи. Они ведут себя таким образом, будто причинили больному вред, боятся, что они сделали что-то не так, со страхом ждут обвинений со стороны окружающих. Больные могут “эксплуатировать” чувства вины родственников, становясь чрезмерно требовательными и капризными.
3. Гнев. Если со временем улучшений в состоянии ребенка не происходит, на место надежды приходит гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать необходимую помощь, не обладают нужными знаниями, невнимательно относятся к ребенку и т.д. Не каждый специалист, работающий с больным, может спокойно воспринимать гнев со стороны родителей. Врач, видящий свою задачу в лечении пациента, может чувствовать себя оскорбленным такой “неблагодарностью”. В обществе также не принято открытое выражение гнева, который считается негативной эмоцией, поэтому его принято сдерживать, скрывать. В этой связи ценность психотерапии заключается именно в том, что терапевт не только позволяет, но и поощряет выражение гнева, в некоторых случаях обучает родителей его выражать. Следует отметить, что в семьях, где не принято открытое выражение эмоций, происходит отчуждение, повышение тревоги, усиливается депрессия.
4. Депрессия. Осознание хронической природы заболевания и его последствий приводит к появлению у родителей депрессии. В некоторых семьях это кратковременная реакция, за которой следует принятие болезни и конструктивные действия по приспособлению жизни семьи к лечению и воспитанию больного ребенка. Во многом тяжесть депрессии зависит от того, как семья интерпретирует состояние ребенка и от ее способности справляться с трудностями.
Прикратковременной подавленности родителей специалисты должны заверить их в том, что эти чувства нормальны. Не следует рассматривать случайные перепады настроения как глубокую личную проблему. Тем не менее, крайне важно отличать клиническую депрессию от более умеренных ее форм и от нормальной дисфории. Следует обращать внимание на признаки возврата на ранние стадии (отрицания, гнева), однако не стоит рассматривать это как проявление патологического поведения, если при этом чувства не превращаются в хронические и болезненные.
Возможной реакцией на этой стадии является реакция отчуждения, когда родители испытывают опустошенность и безразличие ко всему. Такая реакция может означать, что родители помимо своей воли начинают признавать реальность нарушений, и тогда это – поворотный пункт процесса адаптации.
5. Принятие считается достигнутым, когда родители могут:
– относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;
– сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;
– сотрудничать со специалистами, составлять краткосрочные и долгосрочные планы;
– иметь личные интересы, не связанные с ребенком;
– уметь что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;
– не проявлять по отношению к ребенку гиперопеку, чрезмерную и ненужную строгость.
Источник