Принципы оценки физического развития ребенка

Принципы оценки физического развития ребенка thumbnail

Контроль за развитием детей раннего возраста

Контроль за развитием детей раннего возраста – составная часть системы оздоровительно-воспитательной работы в ДОУ

Цель контроля – определить уровень развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания и качество всей воспитательно-образовательной работы ДОУ.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребенка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательную работу, определить для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.

Контроль имеет методологическую основу и опирается на изучение объективных закономерностей хода развития ребенка в определенных условиях воспитания. Он носит комплексный характер: это оценка состояния здоровья, физического и психического развития детей, их поведения.

В большой разноплановой деятельности детского учреждения различают два основных вида контроля: контроль за повседневным состоянием и поведением ребенка; контроль за динамикой развития и здоровья детей.

Система контроля за развитием ребенка разработана в клинике профессора Н.М. Щелованова (30-ые годы), усовершенствована Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт и актуальна по настоящее время.

Контроль за повседневным состоянием и поведением детей осуществляется воспитателями групп, старшей медицинской сестрой. Они ведут утренний прием детей, беседы с родителями, наблюдение за детьми в течение дня. В группах детей раннего возраста воспитатель, ежедневно принимая ребенка, проводит утренний фильтр, т. е. выявляет возможные симптомы острых заболеваний. Для этого он осматривает кожу, слизистые рта и зев ребенка, измеряет температуру. Это помогает своевременно предупредить возможность утомления ребенка и заметить начинающееся у него заболевание.
Контроль за динамикой развития и состоянием здоровья детей осуществляется врачом, педагогом, воспитателем, медицинской сестрой, при этом используются методы: осмотр, антропометрия с оценкой физического развития, определение нервнопсихического развития в установленные сроки (на первом году жизни один раз в месяц, на втором — один раз в квартал, на третьем году — один раз в полгода). Все сведения о ребенке, полученные при его обследовании, заносятся в историю развития, где заполняются соответствующие графы.

Эта форма контроля обеспечивает перспективное планирование воспитательной и оздоровительной работы в детском учреждении. Необходимо, чтобы оценка развития и состояния здоровья ребенка, так же как и соответствующие назначения, согласовывались и проводились совместно педагогическими и медицинскими работниками детского учреждения.

Физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста. Возрастные особенности физического развития ребенка являются важным показателем, позволяющим оценить нормальное развитие организма и определить отклонения от нормы. Физическое развитие изменчиво и зависит от ряда факторов. В первую очередь — это течение беременности и родов, а также состояние здоровья матери. После рождения на физическое развитие ребенка влияют эндогенные и экзогенные факторы. Эндогенное влияние на физическое развитие детей оказывают эндокринные железы. В самом раннем периоде детства — это вилочковая железа, с конца первого года жизни — щитовидная железа, с 3 лет — гипофиз. Экзогенные факторы — это условия, в которых живет и развивается ребенок: гигиеническое состояние среды, в которой он развивается, питание, различные острые заболевания.
Основными показателями, которыми пользуются для оценки физического развития детей раннего и дошкольного возраста, являются рост, масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы, а также состояние жироотложения, состояние кожи и слизистых. Основной метод, применяемый для определения физического развития,— антропометрический, т. е. измерение тела линейное, поверхностное, объемное и весовое.

Развитие ребенка идет неравномерно: в различные возрастные периоды определенные умения формируются наиболее интенсивно, поэтому при оценке нервно-психического развития детей раннего возраста исходят из основных линий его развития, которые представлены определенными показателями в 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев и 3 года (эпикризные сроки).

Для проведения обследования физического развития ребенка в дошкольных учреждениях существует единая унифицированная методика антропометрических измерений, основанная на следующих правилах:

1) взвешивать и измерять детей лучше всего в одни и те же часы, утром, натощак, или после дневного сна (также натощак);

2) при проведении антропометрических измерений необходимо постоянно следить за исправностью всех инструментов;

3) для измерения роста пользоваться двумя видами ростомеров: деревянным детским горизонтальным ростомером для измерения детей первого и второго годов жизни; их рост измеряют в горизонтальном положении, измерение производят вдвоем; и вертикальным ростомером для измерения детей после 2 лет с откидной или приставной скамеечкой высотой 25 см от площадки ростомера. Следует помнить, что при измерении роста ребенок должен касаться ростомера (лежа или стоя) пятками, ягодицами и лопатками, при этом руки должны быть вытянуты вдоль туловища, голова откинута назад так, чтобы козелок уха находился на одной горизонтальной линии с углом глаза;

4) измерение массы тела производить двумя видами весов: весы детские (чашечные весы) для взвешивания детей первого и второго годов жизни (максимальная нагрузка этих весов — 20 — 25 кг, такие весы позволяют улавливать колебания массы до 10 г) и весы медицинские. Взвешивать детей следует раздетыми или в легкой распашонке и трусиках;

5) измерение окружности грудной клетки производить путем наложения сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, а спереди по нижнему краю околососкового кружка. У детей первого и второго года жизни окружность грудной клетки, так же как и рост, измеряют в положении лежа;

6) окружность головы измерять наложением сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди над бровями. Детей первого года жизни при измерении окружности головы помощник держит на руках.

Принципы оценки физического развития

Заключение или объективная оценка физического развития производится путем сравнения антропометрических данных, полученных при измерении ребенка, со средними показателями физического развития — местными стандартами, центильными рядами.
В оценочных таблицах имеются средние данные по основным признакам физического развития (масса тела, рост, окружность груди) на каждый возраст. Общая характеристика физического развития дается на основании совокупности признаков. Нельзя судить о физическом развитии на основании какого-либо одного признака (роста, или массы тела, или окружности грудной клетки, окружности головы).
Для того чтобы судить о гармоничности развития ребенка, необходимо сопоставлять данные массы тела, окружности грудной клетки и окружности головы с данными его роста.
Если разрыв между массой тела и ростом ребенка больше установленной нормы, следует говорить о начинающейся дисгармонии физического развития. Выявление не гармоничности физического развития помогает своевременно диагностировать более серьезные отклонения в состоянии здоровья ребенка, а именно различные эндокринные заболевания и болезни, вызванные нарушением обмена веществ: гипотрофия различной степени, ожирение (ферментопатия), в результате которой нарушается нормальный процесс пищеварения. В дошкольном учреждении антропометрические измерения проводятся средним медицинским персоналом, а суммарная оценка физического развития осуществляется врачом, т. е. врач, сопоставляя между собой все признаки физического развития ребенка, делает заключение.

Понятие «здоровье» очень обширно и сложно. Для детей раннего и дошкольного возраста возможность посещать дошкольные учреждения, овладение всеми знаниями, навыками и умениями, предусмотренными программой, являются показателем нормального функционального состояния их организма, состояния уравновешенности с внешней средой. Контроль за состоянием здоровья детей является основой всей профилактической, оздоровительной и воспитательной работы в дошкольном учреждении. Этот контроль проводится ежедневно воспитателем или старшей медицинской сестрой и врачом при плановых углубленных медицинских осмотрах в определенные сроки: на первом году жизни — один раз в месяц, на втором году — один раз в квартал, на третьем году — один раз в полгода, затем также один раз в полгода до седьмого года жизни включительно.
Основные показатели здоровья детей — уровень физического развития; уровень нервнопсихического развития; степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям (частота острых заболеваний в период, предшествующий медицинскому осмотру); уровень основных функций организма, наличие или отсутствие хронических заболеваний; наличие или отсутствие отклонений в раннем периоде развития (в течение беременности и родов, в период новорожденности). Заключение о здоровье ребенка проводится врачом во время каждого углубленного медицинского осмотра по всем этим показателям здоровья.

Степень сопротивляемости организма к болезнетворным влияниям определяется по краткости острых заболеваний детей. Первое место среди всех острых заболеваний у детей раннего и дошкольного возраста занимают острые респираторные вирусные инфекции, затем острые детские инфекции (ветряная оспа, эпидемический паротит, скарлатина, корь), острые желудочно-кишечные заболевания, острые отиты и др. По количеству перенесенных острых заболеваний за год детей делят на ни разу не болеющих или эпизодически болеющих (1 — 3 раза в течение года), это говорит о хорошей сопротивляемости организма ребенка; на часто болеющих (четыре раза и более) в течение года, что свидетельствует о пониженной сопротивляемости к острым заболеваниям. Общий уровень острой заболеваемости наиболее высокий на втором году жизни (по сравнению с детьми первого года жизни и более старших возрастов). Это объясняется особенностями развития детей второго года жизни — в этом возрасте понижается пассивный естественный иммунитет, полученный от матери, и еще недостаточно сформирована собственная система защиты организма от инфекций, а также расширением контактов с факторами внешней среды. Уровень основных функций организма ребенка определяется прежде всего характером поведения. При этом оценивают, как ребенок (особенно раннего возраста) спит, бодрствует, каковы у него аппетит, настроение, эмоциональное состояние, как он общается с детьми, а для более старших детей важно знать, как усваивает учебную программу, быстро ли утомляется в процессе обязательных занятий, как часто отвлекается, хорошо ли умеет сосредоточиваться. Кроме того, каждый ребенок может иметь индивидуальные особенности, во многом определяющие его поведение: чрезмерно застенчив, плаксив, очень пассивен или, наоборот, очень возбудим и подвижен — непоседа и т. д. Совокупность поведенческих реакций определяет функциональное состояние организма ребенка. Сведения о поведении каждого ребенка врач наиболее полноценно может получить от воспитателей групп. Эти сведения наряду с дополнительными исследованиями функционального состояния организма (частота пульса, дыхания, уровень артериального давления, содержание гемоглобина крови и др.) очень важны для правильной оценки здоровья ребенка в целом.

Определение группы здоровья детей позволяет выявить самые начальные отклонения в развитии различных органов или систем, ориентирует персонал детского учреждения и врача на обоснованное заключение о состоянии здоровья каждого ребенка, помогает своевременно назначить индивидуальные воспитательные и оздоровительные меры воздействия для коррекции этих начальных отклонений в здоровье.

Контроль (метод диагностики) проводится по единой методике, с помощью определённого материала, в конкретной ситуации, которая должна быть максимально приближе­на к естественным условиям жизни малыша.

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы (наблюдение за поведением детей), старший воспитатель или педагог-психолог (диагностика нервно-психического развития), врач (общая оценка развития ребенка – группа здоровья).

Для диагностики подбирается рекомендуемый материал (по каждому возрасту – эпикризным срокам), который не используется в повседневной жизни и хранится в методическом кабинете.

Источник

Физическое развитие детей представляет собой динамический процесс роста и биологического созревания в течение определённого периода. Под динамическим процессом роста понимают увеличение массы и длины тела, развитие органов и систем организма.

Оценка физического развития ребёнка — выявление соответствия процессов роста и созревания с возрастной нормой. Для количественной оценки могут быть использованы как абсолютные величины – килограммы, сантиметры, так и относительные – доля в % от нормы.

Здоровье и физическое развитие детей — понятия неразделимые. Отклонения от нормы физического развития в большинстве случаев сигнализируют о нарушениях, связанных с заболеваниями эндокринной системы, центральной нервной системы, с патологией обмена веществ. При этом стоит отметить, что отставание в физическом развитии нередко является менее опасным, чем сильное опережение, которое является признаком гормональных нарушений.

Физическое развитие детей раннего возраста

Ранний возраст ребенка — это период от одного до трёх лет. Физическое развитие детей раннего возраста характеризуется интенсивностью. В этот период наблюдается существенное увеличение росто-весовых показателей, активные рост и развитие внутренних органов, интенсивное развитие двигательной сферы.

Вес и рост

Каждый месяц ребёнок в возрасте от одного до двух лет прибавляет в весе около 200-250 грамм и вырастает приблизительно на один сантиметр. Прирост немного замедляется на третьем году жизни и составляет около 8 см и 2,5 кг веса за год. Замедление обусловлено тем, что большая часть энергии в этот период направлена на развитие внутренних органов и систем, а также на активную двигательную деятельность.

Двигательная активность

Развитие опорно-двигательного аппарата у детей раннего возраста характеризуется процессами минерализации костной ткани, нормализацией мышечного тонуса. Тело ребёнка приобретает желаемую устойчивость в вертикальном положении, становятся выполнимыми сложные движения с приложением силовых затрат, усовершенствуется мелкая моторика. На период с 2-х до 3-х лет приходится максимум двигательной активности.

Развитие внутренних органов

В раннем возрасте происходит интенсивное развитие центральной нервной системы, что позволяет ребёнку длительное время концентрировать своё внимание на одном предмете. Периоды, когда ребёнок бодрствует, увеличиваются до шести-восьми часов.

Помимо этого, изменяется работа пищеварительной системы, повышается тонус кишечника, усиливается перистальтика. В изменениях, затрагивающих выделительную систему, стоит отметить увеличение объёма мочевого пузыря в два-три раза.

Физическое развитие детей школьного возраста

Школьный возраст принято делить на три периода:

  • младший школьный: с 6-ти до 11-ти лет;
  • средний школьный: с 12-ти до 15-ти лет;
  • старший школьный: с 16-ти до 18-ти лет.

Физическое развитие детей младшего школьного возраста

Физическое развитие детей младшего школьного возраста характеризуется:

  • быстрым ростом на фоне относительно медленного набора массы тела;
  • равномерным развитием опорно-двигательного аппарата;
  • интенсивным развитием крупных мышц рук и ног.

В этот период происходит завершение морфологического развития ЦНС. К возрасту 11-ти лет объём лёгких ребёнка составляет одну вторую объёма лёгких взрослого человека. Дети младшего школьного возраста имеют потребность в интенсивной двигательной активности, именно в этот период у них формируется предрасположенность к тем или иным видам физической активности.

Физическое развитие детей среднего школьного возраста

Для физического развития детей среднего школьного возраста характерно следующее:

Вакцинация против менингококковой инфекции (Менактра, США)

  • Стоимость: 5 000 руб.
  • Продолжительность: 30 – 40 минут
  • интенсивный рост — около 4-7 см в год;
  • интенсивное увеличение массы тела — около 3-6 кг в год;
  • рост длинных трубчатых костей рук и ног;
  • интенсивный рост в высоту позвонков;
  • быстрое развитие мышечной системы;
  • формирование всех функциональных систем;
  • улучшение координации и силовых способностей.

Начало полового созревания у девочек начинается на один-два года раньше, чем у мальчиков. В этот же временной период наблюдается интенсивное развитие дыхательной системы, увеличение показателей жизненной ёмкости лёгких.

Физическое развитие детей старшего школьного возраста

В старшем школьном возрасте завершается половое созревание и чётко проявляются как половые, так и индивидуальные различия в строении тела. Помимо этого, наблюдается:

  • замедление роста тела в высоту;
  • прирост массы тела;
  • завершение окостенения большей части скелета;
  • утолщение трубчатых костей;
  • активное развитие грудной клетки;
  • быстрое и равномерное развитие мышц.

Если вы хотите узнать, насколько правильно происходит физическое развитие вашего ребёнка, обращайтесь в многопрофильную клинику ЦЭЛТ. У нас работают специалисты-педиатры, которые имеют большой опыт работы. Они проведут оценку физического развития Вашего ребёнка, предоставят Вам всю необходимую информацию и проконсультируют по интересующим Вас вопросам.

Источник

Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)

 | 
18-03-2018, 18:53
 | 

Развитие ребенкаРазвитие ребенкаСроки контроля методом антропометрии

Одним из главных показателей состояния здоровья у детей является уровень физического развития, который показывает соответствие или какое-либо отклонение в их развитии и здоровье.

Контроль физического развития ребенка методом плановой антропометрии должен проводиться систематически, в строго установленные сроки. Такой контроль, как правило, проводят у врача или в детских дошкольных учреждениях. Антропометрическое обследование ребенка раннего и дошкольного возраста включает полную программу процедур обследования: измерение массы тела и роста, окружности головы (для ребенка первого года жизни) и грудной клетки, состояние осанки, степень жировых отложений и другие показатели.

Ребенку в возрасте до 1 года антропометрию нужно проводить 1 раз в месяц, в день его рождения (+/- 1-2 дня); в возрасте с 1 года до 2 лет – 1 раз в 3 месяца (в сроки, соответствующие дате его рождения: 1 год 3 месяца, 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года; в дате проведения обследования допускаются отклонения в пределах 5 дней). Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет проходит антропометрическое обследование 1 раз в 6 месяцев; от 3 до 7 лет – 1 раз в год (также в сроки, соответствующие дате рождения: в 4 года, 5, 6 и 7 лет; с допустимыми отклонениями в пределах до 7 дней).

Кроме вышеуказанных сроков, контроль физического развития, например, за весом ребенка, проводится чаще (в возрасте от 2 до 6 месяцев – 1 раз в 10 дней; от 6 до 12 месяцев – 1 раз в 15 дней; от 1 года до 3 лет – 1 раз в месяц; от 3 лет и старше – 1 раз в 3 месяца). Такая периодичность измерения массы тела позволяет обнаружить начало возможного отставания в наборе веса, причиной которого может быть недостаточное питание или неправильный рацион (особенно у ребенка раннего возраста), или, наоборот, чрезмерное увеличение массы тела по причине чрезмерного потребления пищи или неправильно подобранного рациона.

Проведение антропометрического обследования физического состояния детей раннего и дошкольного возраста должно соответствовать единой унифицированной методике измерений, которая основана на следующих правилах:

1. Измерение и взвешивание ребенка должно проводиться утром, натощак, или после дневного сна (тоже натощак) в одно и то же время.

2. Перед проведением измерений нужно убедиться, что все инструменты исправны и их показатели соответствуют истинным.

3. С целью измерения роста ребенка рекомендуется применять два вита ростомеров: детский деревянный горизонтальный ростомер (для измерения роста ребенка возрастом до 2-х лет), так как в раннем возрасте рост измеряется в горизонтальном положении (измерение должны проводить 2 человека); и вертикальный ростомер для измерения роста ребенка старше 2-х лет с приставной или откидной скамейкой, устанавливаемой на высоте 25 см от уровня площадки ростомера. При этом нужно следить за тем, чтобы во время измерения роста пятки, ягодицы и лопатки ребенка должны касаться ростомера (в независимости от его положения: горизонтального или вертикального), руки вытянуты вдоль туловища, а голова откинута назад таким образом, чтобы козелок уха находился на одной горизонтальной линии с углом глаза.

Измерение роста ребенка первого и второго года жизни (горизонтальный ростомер)

Измерение роста ребенка первого и второго года жизни (горизонтальный ростомер)

Измерение роста ребенка возрастом старше 2-х лет (вертикальный ростомер)

Измерение роста ребенка возрастом старше 2-х лет (вертикальный ростомер)

4. Для измерения массы тела также используют вида весов: чашечные весы (детские) для взвешивания ребенка возрастом до 2 лет (такие весы позволяют фиксировать колебания массы тела до 10 г; максимальная нагрузка таких весов до 25 кг) и медицинские весы. Взвешивать ребенка рекомендуется в утренние часы натощак. Перед взвешиванием ребенка раздевают или оставляют в трусиках и легкой распашонке.

Взвешивание ребенка первого и второго года жизни

Взвешивание ребенка первого и второго года жизни

Взвешивание ребенка старше 2-х лет

Взвешивание ребенка старше 2-х лет

5. Измерение окружности головы проводят путем наложения сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, спереди – над бровями. Ребенка первого года жизни во время измерения должен держать на руках помощник.

Измерение окружности головы

Измерение окружности головы

6. Окружность грудной клетки измеряют путем наложения сантиметровой ленты сзади под нижними углами лопаток, спереди – по нижнему краю околососкового кружка. Ребенку возрастом до 3-х лет окружность грудной клетки измеряют в горизонтальном положении.

02

Измерение окружности грудной клетки

Принципы оценки физического развития ребенка

Объективная оценка или заключение о состоянии физического развития ребенка производится путем сравнения данных, полученных путем антропометрических измерений, со средними показателями физического развития – центильными рядами, местными стандартами.

Оценочные таблицы содержат средние показатели основных признаков физического развития у детей в соответствие с их возрастом (рост, вес, окружность головы и грудной клетки). Помимо средних показателей, в таблицах указаны предельно допустимые отклонения (+/- сигма) в стороны увеличения или снижения. При сравнении допустимых отклонений с индивидуальными показателями, определяется уровень физического развития и индивидуальные отклонения. Отметим, что общая характеристика физического развития ребенка дается только на основании совокупности признаков – невозможно объективно оценивать уровень физического развития на основании только какого-то одного признака (веса или роста, окружности головы или грудной клетки).

Для объективной оценки гармоничности развития ребенка нужно брать во внимание показатели веса, окружности головы и грудной клетки с показателями роста.

Если отношение роста и массы тела у ребенка больше установленной нормы, можно подозревать дисгармонию в физическом развитии. Обнаружение дисгармонии в физическом развитии ребенка помогает вовремя диагностировать более серьезные нарушения в состоянии здоровья (например, нарушения эндокринной системы, которые приводят к нарушению обмена веществ: ожирение (ферментопатия), что приводит к нарушению пищеварительной функции, или гипотрофия разной степени).

В детских дошкольных учреждениях обязательные антропометрические измерения проводит медицинский персонал. Итоговая оценка состояния физического развития ребенка проводится только врачом, который сопоставляет полученные данные обследования и делает соответствующее заключение.

Источник