Принципы изучения ребенка с нарушениями речевого развития
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
Технология обследования речи.
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с нарушениями развития
Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка. Выполняя функцию общения ребенка со взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом. В связи с этим в современной специальной педагогике и психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений, которые являются общей закономерностью аномального развития, т.е. встречаются у большинства детей с различными отклонениями в развитии (В.И.Лубовский) и могут затрагивать различные компоненты речи. Дети с нарушениями речевого развития – это особая категория детей с отклонениями в развитии; у них сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики.
Психолого-педагогическая характеристика детей с недостатками речи представлена в трудах Р.Е.Левиной, Т.Б.Филичевой, Г. В. Чиркиной, О. Е. Грибовой и др.
Наиболее сложные речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, приводя к общему недоразвитию речи, которое может иметь различный механизм и соответственно различную структуру нарушения и наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии (алалии, дизартрии и т.д.).
У детей с речевыми нарушениями отмечаются также трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, разнообразные недостатки познавательной деятельности и моторики, а также нарушения эмоционально-волевой сферы.
Уровень развития речи – важный диагностический критерий при оценке общего уровня развития ребенка. Поэтому обследование речи является неотъемлемой составной частью психолого-педагогического изучения ребенка с проблемами в развитии.
Объект логопедического обследования – закономерности и особенности языкового и речевого развития ребенка.
Предмет – состояние языковых и речевых средств ребенка.
Цель – определение структуры речевого дефекта, его механизмов и научное обоснование направлений и содержания логопедической работы.
Задачи обследования:
1. Определение причин речевого нарушения
2. Выявление механизмов речевого нарушения
3. Определение симптоматики и степени проявления нарушения речи
4. Выявление структуры речевого дефекта
5. Определение путей, содержания и методики логопедической работы
Принципы логопедического обследования (Левина Р.Е.):
I. Принцип развития. Он имеет 2 подхода:
Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.
Необходимо осуществлять эволюционно-динамический анализ речевого нарушения. То есть при диагностике речевого нарушения необходимо оценивать не только имеющиеся симптомы нарушения речи, но и процесс их появления и их влияние на развитие ребенка в дальнейшем. При оценке динамики необходимо:
· Выяснить причину речевого нарушения (сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)
· Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу)
· Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные, третичные и т.д. нарушения)
· Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи
Для осуществления этого принципа необходимо:
· Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения
· Знать, как развивается речь в норме
· Иметь заключения ряда специалистов (обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; Заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).
Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.
II. Принцип системного подхода к анализу речевых нарушений.Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.
Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений (Фонетическое НР, Фонематическое НР – при акустико-фонематической дислалии, ФФНР, ОНР); определения методов преодоления и предупреждения речевых нарушений (возможность предупредить появление в дальнейшем нарушений чтения и письма); лежит в основе комплектования специальных учреждений для детей с нарушениями речи.
III.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребенка. Ребенок сначала овладевает элементарными психическими функциями: восприятие, память, внимание, мышление – еще до появления речи. Они являются психологической базой речи (подготавливают основу и обуславливают появление у ребенка речи). Затем речь организует высшие психические функции и способствует их качественному развитию.
Для правильного определения речевого нарушения необходимо знать не только состояние речи ребенка, но и состояние высших психических функций. Необходимо выявить, что первично нарушено у ребенка. Если речевое нарушение первично – логопедическая работа направлена на его преодоление и профилактику возможных отклонений состояния ВПФ. Если речь нарушена вторично, то логопедическая работа строится только на основе коррекции ВПФ.
Этот принцип помогает определить образовательный маршрут ребенка, который определяется на ПМПК и ребенку рекомендуется обучение по определенной программе (виды образовательных учреждений для детей с отклонениями: 1,2 – слух, 3,4 – зрение, 5 – тяжелые нарушения речи, 6 – опорно-двигательный аппарат, 7 – ЗПР, 8 – УО).
Таким образом, применение всех трех принципов позволяет определить общую картину нарушения развития, механизмы нарушения речи; научно обосновать и разработать систему коррекционной работы.
Этапы логопедического исследования:
Подготовительный:
· Отбор материала для обследования ребенка по каждому разделу (выбор методики и подбор заданий, определение последовательности их предъявления)
· Составление схем и протоколов обследования
· Формулировка инструкций к заданиям
· Предварительный сбор анамнеза (если возможно)
Обследование
· Организационный момент
· Вступительная беседа (создается мотивация ребенка, выясняются его интересы и предпочтения)
· Непосредственное предъявление заданий (по речевой инструкции или по образцу)
· Фиксация результатов обследования (протокол или запись на диктофон).
Анализ и оценка полученных результатов
· Качественная оценка результатов (определение наличия нарушения и его тяжести)
· Количественная оценка (используются при применении балльных методик)
· Формулируются комментарии к протоколам обследования (использовались ли подсказки, наводящие вопросы и т.д.).
Этап формулирования выводов:
· Составление многоуровневого логопедического заключения;
· Индивидуальный план коррекционной работы;
· Рекомендации педагогам и родителям.
Направления логопедического обследования:
· общая и мелкая моторика,
· артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
· произносительная сторона,
· фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
· грамматический строй речи,
· словарь,
· связная речь,
· состояние чтения и письма школьников.
Методы логопедического обследования:
1. Организационные – изучение в динамике, комплексность.
2.Эмпирические – наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы (сбор и анализ анамнестических данных – изучение документации).
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационные – истолкование, объяснение полученных данных.
В логопедической литературе представлено большое количество методик обследования речи. Объединяет их то, что они с разной степенью подробности анализируют фонетико-фонематический, лексический, грамматический уровни развития речи и составляют суждение о связной речи ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Репина З.А. Нейропсихологическое обследование детей с ТНР,
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи,
Иншакова – логопедическое обследование,
Филичева, Левина, Архипова, Лалаева, Стребелева (с детьми раннего возраста) и др.
Фотекова – методика обследования речи младших школьников (2 раздела – устная речь (импрессивная и экспрессивная) и письменная речь (предпосылки письменной речи, оценка письменной речи и навыков чтения) – балльная система оценки.
Источник
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ.
В логопедической науке в связи с особенностями ее целей и задач можно выделить принципы и методы диагностики и принципы и методы коррекции.
Речь обследуется при диагностике как целостная система, в структуре которой все звенья связаны между собой.
Например: выявленные недостатки звукопроизношения у ребенка 7 лет могут сопровождаться несформированностью фонематического слуха и фонематического восприятия. И это будет угрожать возможными нарушениями письма и чтения.
Недостатки произношения и фонематических процессов могут затрудняться овладением словарем, особенно словами сходными по звуковому составу.
Следовательно, и в процессе диагностики и в последующей коррекции необходимо учитывать место и роль нарушения произношения в общей системе речевой деятельности ребенка. Что находит отражение в структуре речевых карт.
Логопедия опирается на следующие основные общедидактические принципы: научность, систематичность и последовательность, доступность, наглядность, прочность, воспитывающий характер обучения, сознательность и активность, индивидуальный подход.
И специфические принципы: системность, комплексность, принцип развития, принцип рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип обходного пути,
Рассмотрим некоторые из них.
Этиопатогенетический – необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Системность и учет структуры речевого нарушения – предполагает необходимость учета в логопедической работе структуры дефекта, определение ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных признаков.
Комплексность – расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами. Необходимо комплексное воздействие.
Дифференцированный подход – осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей, учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
Поэтапность – каждый этап характеризуется своими целями и задачами, методами и приемами коррекции, последовательно формируются предпосылки для перехода от одного этапа к другому.
Онтогенетический – учет закономерностей и последовательности формирования различных форм и функций речи.
Учет личностных особенностей – бывает неравномерное развитие отдельных ее сторон, нарушение межличностных отношений.
Учет ведущей деятельности – игровая (дошкольники) или учебная (школьники).
Условия естественного речевого общения – моделирование различных ситуаций речевого общения, тесная связь логопеда с родителями, воспитателями, педагогами.
Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).
Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).
Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.
В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
Анализ речевых нарушений и логопедическое воздействие опираются во всех случаях на этиопатогенетический принцип (учет этиологии механизмов речевого нарушения); принцип дифференцированного подхода, поэтапности, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; принцип обходного пути (формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена).
Выдвинуты профессором Р.Е. Левиной.
Принцип развития- с позиции этого принципа определяется механизм нарушения речи. Необходимо собрать и проанализировать все клинические данные, общие сведения о пациенте. Это поможет определить клиническую форму речевой патологии. Это нужно для прогнозирования работы, для определения сроков работы, для определения связи с другими специалистами.
Принцип системного подхода. Речь представляет собой единую систему, которая включает такие компоненты: фонетику, лексику, грамматику. Они тесно между собой взаимосвязаны и определяют развитие друг друга. Выделяют по структуре дефекта следующие варианты: ФНР фонетическое недоразвитие речи – страдает только звукопроизношение; ФФНР на фоне дефектного звукопроизношения недоразвит фонематический слух. Фонематическое недоразвитие речи – умея правильно произносить звуки, смешивают их в произношении (сели дети на шалашки, как блештят у детей глашки). ОНР – страдает звукопроизношение, фонематический слух, бедный словарь, речевые аграмматизмы. Для определения речевого дефекта логопед тщательно изучает все компоненты речи у пациента. Логопед определяет содержание коррекционной работы.
Принцип связи речи с другими сторонами психического развития.
А) Необходимо установить (Л.С.Выготский: «Смотри на первопричину») является нарушение речи у ребенка первичным, или это следствие другой патологии. От этого зависит выбор образовательного маршрута.
Например: Первопричина УО – следствие речь,
или зрительная память, восприятие, наглядно-действенное мышление в норме, недоразвита слуховая память, словесно-логическое мышление, значит первична речь, вторично – ЗПР.
Обучение проходит по первопричине.
Б) Логопед должен знать структуру психического развития ребенка, чтобы на логопедических занятиях работать не только над речью, но и доразвивать психические функции ребенка.
В) Необходимо учитывать реакцию пациента на свой дефект.
Адекватная – знает, недоволен, готов много и упорно работать, чтобы справиться с дефектом, как правило, волевые, сознательные пациенты. Индеферентная (равнодушная) реакция на дефект – работать неохота, думает, что это очень просто или призывник – знает о дефекте, но сознательно отказывается работать.
Пациенты с гиперпереживаниями – все неприятности, неудачи объясняют своими речевыми дефектами, редко верят в успех лечения, недостаточно критичны к себе, обладают малыми волевыми умениями.
Необходимо использовать приемы психотерапевтического воздействия (разъяснение, убеждение, внушение) логопед должен научиться владеть ими или подключить других специалистов в комплексную работу (психолог, психотерапевт).
Методы диагностики речевых нарушений логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.
Первая группа – организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.
Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.
Четвертая группа-интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).
Широко используются технические средства, обеспечивающие объективность исследования: интонографы, спектрографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппаратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.
Принципы логопедического воздействия: комплексность воздействия при речевых нарушениях, дифференцированный подход в устранении речевых нарушений, поэтапный ход речевого воздействия, учет ведущего вида деятельности при коррекции нарушений речи.
Логопедическое воздействие – педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевыми нарушениями.
Каждому из этапов логопедического воздействия присущи свои цели, задачи, методы, приемы коррекции.
Цель: коррекция и компенсация нарушений речевой деятельности, воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением.
Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.
Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – воспитанию человека.
Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.
Основные формы логопедического воздействия: обучение, воспитание, коррекция, компенсация, адаптация, абилитация, реабилитация.
Коррекция нарушений речи – исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений).
Компенсация – сложный многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.
Обучение – двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью.
Воспитание – целенаправленное систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общения.
Адаптация – приспособление организма к условиям существования, активное приспособление к условиям социальной среды посредством усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества. В логопедии: формирование начального детского лексикона.
Реабилитация – восстановление или компенсация утраченной функции, мероприятия в отношении больных детей, направленные на то, чтобы ребенок овладел умениями и навыками, система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и возвращение их к активной жизни. В логопедии: восстановительное обучение при афазии.
Эффективность логопедического воздействия обусловлена следующими факторами: уровнем развития логопедии как науки; связью теории и практики; характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики; возрастом человека, состоянием его здоровья; психическими особенностями человека, его активностью в процессе логопедической коррекции; сроками начала и продолжительностью логопедической работы; реализацией основных принципов коррекционно-логопедической работы; мастерством и личностными качествами логопеда.
Таким образом, профессионализм логопеда, выбор им адекватных средств и методов логопедического воздействия с учетом структуры и характера нарушения речи, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка с речевой патологией определяют перспективу процесса устранения речевых нарушений.
Выбор и использование метода определяется характером речевого нарушения; содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия; этапом работы; возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка.
Словесные: определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями и задачами коррекции.
1. рассказ – форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Используют для создания у детей представления о явлении, для вызова положительных эмоций, для создания образца правильной речи, для подготовки детей к самостоятельной работе.
2. беседа – предварительные, итоговые, обобщающие; опираются на достаточный объем представлений, соответствует логике мыслительной деятельности ребенка, активизирует мыслительную деятельность, четкие и ясные вопросы.
3. пересказ – краткий, выборочный, развернутый;
4.чтение.
Практические:
1. упражнение – многократное повторение ребенком практических и умственных заданий.
А) подражательно-исполнительские – выполняются детьми в соответствии с образцом.
Б) конструктивные – конструирование букв из элементов, из одной буквы другую.
В) творческие – использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
2. игровой метод: использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, объяснением, указанием, вопросами (игры в «магазин», «врача»).
3. моделирование: процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Наглядные: форма усвоения знаний, умений и навыков, которая находится в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и ТСО. Относятся наблюдения, рассматривания рисунков, картин, макетов; просмотр диафильмов, кинофильмов; прослушивание пластинок, записей; показ образцов выполнения заданий.
Формы организации логопедической работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые, фронтальные, урок.
Источник