Принципы диагностики аномального развития ребенка
Задачи психологической диагностики в области дефектологии.
1. Определение первичного нарушения в развитии, т.е. для какой категории аномального развития характерны отклонения, обнаруженные у обследуемого ребенка.
2. Определение степени первичного нарушения. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка.
3. Определение условий воспитания и индивидуальной программы развития.
4. Оценка динамики психического развития.
Принципы диагностики аномального развития.
1.Принцип комплексностиобследования ребенка означает, что достоверный вывод относительно особенностей его дефекта может быть сделан только на основе совместного вывода различных специалистов.
Комплексный подход, как один из основных принципов диагностики аномального развития, обеспечивает всестороннее обследование и оценку особенностей развития ребенка: состояние слуха, зрения, двигательной сферы, соматическое состояние; особенности развития познавательной деятельности, поведение, эмоции.
2. Принцип всесторонности и целостностипредусматривает изучение причин аномального состояния и структуры дефекта (зависимость, взаимосвязь, взаимообусловленность его проявлений), так как отдельные проявления и симптомы не дают полной картины дефекта развития у ребенка.
Принцип системного целостного изучения ребенка- один из важных подходов в методологии отечественной психологии и дефектологии. Связь между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определение их причин, установление иерархии обнаруженных недостатков или отклонений в психическом развитии, т.е. взаимосвязанная система первичных, вторичных и т.д. отклонений.
3. В соответствии с принципом динамичности изученияребенка обследование организуется таким образом, чтобы выявить потенциальные возможности его развития, а не только те особенности, которые отражают уже сформированные способности. Продуктивным способом динамического изучения является предоставление ребенку в процессе обследования разнообразных видов педагогической помощи. Таким образом, динамическое изучение ребенка предусматривает качественный анализ разнообразных видов его деятельности, как самостоятельной, так и осуществляемой при помощи педагога. Все это дает возможность определить не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития ребенка, что имеет важное значение для дифференциальной диагностики, в частности, с целью более точного отграничения умственной отсталости от состояний, сходных с ней по некоторым проявлениям особенностей познавательной деятельности.
Принцип динамического изучения тесно связан с разработкой положений Л.С.Выготского об основных закономерностях развития нормального и аномального ребенка. Специфические закономерности аномального развития используются как основные ориентиры в дифференциальной диагностике.
Диагностический обучающий эксперимент – экспериментальный прием оценки интеллектуального развития или отдельных компонентов умственной активности с помощью выявления потенциальных возможностей испытуемого к усвоению новых знаний, выработке способов решения.
4.Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе психологической диагностики (находится в тесной связи с принципом динамического изучения). Качественный анализ умственной деятельности ребенка включает отношение испытуемого к эксперименту, способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к результату своей деятельности. Качественный анализ не противоречит учету количественных данных.
5. В процессе обследования ребенка важно придерживаться принципа индивидуального подхода, который означает, что с обследуемым ребенком необходимо установить контакт, создать максимально благоприятные условия для деятельности с учетом его состояния на момент обследования, различных индивидуальных особенностей, составить прогноз его развития, пути коррекционной работы.
6. Сравнительная диагностика сопоставляет эффективность разных программ обучения.
Необходимость реализации этих принципов сформировала в обществе объективную потребность в созданиипсихологической службы в системе специального образования (для лиц с особыми образовательными потребностями), нацеленной на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.
Практическое комплектование специальных учреждений, отбор аномальных детей осуществляют психолого – медико – педагогические консультации.
Протокол
Психолого-медико-педагогической консультации.
Дата обследования_____________ № протокола_______
Формальные данные о ребенке
1. Фамилия, имя_____________________________________________
2. Дата рождения.___________________________________________
3. Где находился до поступления в школу _______________________
(из семьи, детдома, детсада, вспомогательной школы, сколько лет учился)
4. Домашний адрес, № телефона_______________________________
Данные медицинского обследования
1. Физическое развитие_______________________________________
(соответствие возрасту, устойчивость походки, координация движений)
2. Состояние слуха, зрения ___________________________________
3. Данные неврологического и психиатрического обследования____________________________________________________
4. Диагноз направляющего учреждения_________________________
Обследование познавательной деятельности
1. Выявление представлений ребенка о себе и ближайшем окружении
Как тебя зовут? ____________________________________________
С кем ты пришел? __________________________________________
На чем приехал в школу? детский дом? ________________________
Сколько тебе лет? __________________________________________
С кем ты дома живешь? _____________________________________
Кто старше, кто младше? ____________________________________
Понятие о частях тела и лица_________________________________
(назови, покажи, различение правой и левой сторон тела)
2. Выполнение инструкций ___________________________________
односложной (простой) ______________________________________
(покажи стол, часы и т. д., дай книгу и т. д.)
двусложной (развернутой) ____________________________________
(возьми тетрадь и положи ее в шкаф)
З1. Выявление активного и пассивного словарей _________________
по предметным картинкам ___________________________________
(назови, покажи)
по сюжетным картинкам ____________________________________
(назови, покажи, где мальчик сидит, где стоит и т. д.)
4. Фразовая речь ____________________________________________
(отметить форму: вопросно – ответная, самостоятельная;
грамматический строй речи; наличие эхолалии, резонерства)
произношение ______________________________________________
(чистое, косноязычное, с гнусавым оттенком, заикание)
5. Способность к обобщениям (на картинках)
по назначению _____________________________________________
(что ты будешь кушать? что можно надеть?
называние обобщающих слов_________________________________
(пальто, рубашка, платье – как это можно назвать одним словом)
выделение по обобщающему слову ____________________________
(дай картинку с одеждой, с посудой)
исключение 4-й, “лишней”, картинки __________________________
понимание скрытого смысла рассказа, картинки__________________
6. Знание цветов____________________________________________
сличение__________________________________________________
умение самостоятельно называть______________________________
выделение по названию _____________________________________
7. Знание формы ___________________________________________
соотнесение формы _________________________________________
умение называть форму ______________________________________
выделение по названию ______________________________________
8. Понятия “большой” – “маленький” _________________________
9. Конструирование _________________________________________
матрешка (трехсоставная) ____________________________________
пирамидка простая (из 3-4 колец) ____________________________
пирамидка усложненная _____________________________________
(способы работы: зрительное соотнесение, способ проб, без учета размера)
доска Сегена _______________________________________________
(зрительное соотнесение, пробы, наугад)
“Почтовий ящик” ___________________________________________
(зрительное соотнесение, пробы, без учета формы)
разрезная картинка __________________________________________
(зрительное соотнесение, разумные пробы,
нелепые действия, работа по образцу, без образца)
из двух частей ______________________________________________
из трех частей ______________________________________________
из четырех частей ___________________________________________
конструирование из палочек__________________________________
(по показу, образцу, слову)
10. Счет ___________________________________________________
пересчет предметов _________________________________________
(соотнесение числа с предметом, фиксация итогового числа)
выделение заданного количества _____________________________
(по показу, образцу, слову)
счетные операции __________________________________________
(на конкретном материале, по представлению, отвлеченно)
знание цифр и соотнесение их с количеством ___________________
11. Чтение_________________________________________________
12. Письмо_________________________________________________
Соседние файлы в папке OsnKorPed
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | (Выготский, Лубовский, Забрамная). Пр-пы: 1) комплексн. изуч-е разв-я психики – раскрытие причин и мехнизмов возникновения того или иного отклон-я, осуществляется группой специалистов (врачи, пед-г-деф-лог, логопед, психолог, соц. пед-г). 2) системн. подход к диагностике псих-го разв-я реб-ка опирается на представл-е о системн. строении психики; не только выявл-е отдельн. наруш-й, но и установл-е взаимосвязей между ними. 3) динамическ. подход – прослеживание изменений, которые происх-т в процессе разв-я реб-ка + учет его возрастн. особен-тей. 4) выявл-е и учет потенц-ых возмож-тей реб-ка: этот пр-п опирается на полож-я Выготскога о зонах актуальн. и ближайшего разв-я (ЗАР, ЗБР). Потенц-ые возмож-ти реб-ка в виде ЗБР выявл-ся в процессе сотрудн-ва реб-ка со взрослыми при усв-нии реб-ком нов. способов дей-й. 5) качествен. анализ рез-тов ППД реб-ка включ-т след. параметры: отнош-е к сит-ции обследов-я, заданиям; способы ориен-ции в заданиях и сп-бы выполн-я; соответсвие дей-й реб-ка условиям зад-ия и инстр-ции; использ-ние помощи взр-го; отнош-е и критичность к рез-там св. деят-ти. 6) раннее диагностическ. изуч-е реб-ка позволяет выявить и предотвратить появл-е вторичн. наруш-й и своевременно включить реб-ка в коррекцион. обуч-е. 7) единство диаг-ки и кор-ции: задачи коррекц.-пед. работы м. б. решены только на основе диаг-ки, определ-я прогонозов и оценки потенц-ных возмож-тей реб-ка. Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, С.Д. Забрамная). Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование. Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, их иерархии. Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка – этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка со взрослым при усвоении ребенком новых способов действий. Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка включает следующие параметры: – отношение к ситуации обследования и заданиям; – способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий; – соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции; – продуктивное использование помощи взрослого; – умение выполнять задание по аналогии; – отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений. Необходимость раннего диагностического изучения ребенка позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение. 6. Особенности психолого-педагогического изучения детей с ОПФР раннего возраста (1-3 года). Основной целью психолого-педагогического изучения ребенка раннего возраста является получение данных, характеризующих: познавательные процессы; эмоционально-волевую сферу; предречевое и речевое развитие; двигательное развитие. Прежде чем приступать к диагностике обязательно следует убедиться, что нет грубых дефектов слуха и зрения. Чтобы получить реакцию в виде поворота головы в сторону источника звука, необходимо предъявлять непривычные сигналы или мотивировать для ребенка необходимость ответа. В качестве источника звука используются барабан, дудка, голос разговорной громкости и шепот при произнесении звукоподражаний, имени ребенка, звукосочетаний типа “ккш”. Звуковые стимулы предъявляются за спиной ребенка на расстоянии 6 м. Зрительное восприятие речи должно быть исключено. К числу симптомов снижения зрения можно отнести: приближение предметов или картинок вплотную к глазам, игнорирование мелких предметов или изображенных на картинках мелких деталей. При диагностике познавательной сферы детей раннего возраста в центре внимания исследователей находится анализ выполнения отдельных заданий как отражение психической деятельности ребенка. Причем важен не столько результат, сколько возможность организации деятельности по выполнению задания. Основными параметрами оценки познавательной деятельности в раннем возрасте можно считать: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость в процессе обследования; отношение к результату своей деятельности. Ребенок с нарушением интеллекта безразличен к тому, что он делает, и к полученному результату. Задания предполагают простое перемещение предметов в пространстве, где выявляются пространственные зависимости, соотнесение предметов по форме, величине, цвету. Особым этапом являются задания на выяснение уровня развития зрительного соотнесения. “Доска Сегена”, складывание пирамидки, разборка и складывание матрешки, разрезные картинки. Задания на диагностику познавательной сферы, могут быть использованы для диагностики особенностей эмоционально-волевой сферы. Наблюдая за деятельностью ребенка, обращают внимание на следующие показатели: общий фон настроения контактность. Поверхностность, легкость и связанная с этим неполноценность контакта чаще всего могут быть связаны с интеллектуальным дефектом, характерным для детей с умственной отсталостью. Затруднения в установлении контакта испытывают дети с симптомами повышенного уровня тревожности, тормозимости, сложностями адаптации к новой обстановке и незнакомым людям, реакциями страха и другими невротическими реакциями. Уход от контакта чаще всего наблюдается в поведении аутичных детей и связывается с отсутствием у них потребности в общении, отгороженностью, преимущественной направленностью на предметный мир; эмоциональное реагирование на поощрение и одобрение эмоциональное реагирование на замечания и требования; реагирование на трудности и неуспех деятельности. К концу раннего возраста (с 2,5 – 3 лет) дети способны самостоятельно обнаружить ошибочность собственных действий. Диагностика развития двигательной сферы детей раннего возраста предполагает изучение как общей, так и мелкой моторики. |
Источник
, . . . – .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
( )
:
: ..
– 2016.
1. .
2.
3.
4. –
5.
, . , , , , . ( , () , -, () – , ..). , – .
– , .
:
, , , , / ; ;
1991 . (1971 ) (1975 ) , , . , .
, , , , , , – . . , .. ( , , ), , . – . , .
( .. , .., .., ., .. .)
1. .
– – . .
(. diagnostikos – ) – , , , , . ( )
– 1. , , , .
2. – , . . ( )
, , – . , . .
.
. :
1. ;
2. ;
3. ;
4. , ;
5. ( ) ( ) .
2.
– , . , , , . . , . .
XX . . .
, , . . 50-70- . XIX . , , . , .
1879 ., . . . (1832-1920), , :
– -, ;
– -, ( ).
– , . , . (, , , ) -, , . . , (, , , , ).
, , . . (1822-1911). . 1879 . . 75 , . – , . .
, , . (1850-1909), , ( , ). , , ( , ) , , . . .
. (1860-1944) . (, ) , , — , , . . . , . ( ).
XX . , . .
– – . , , . , , . . . . . , , , .
. (1857-1911), XX . .
. , , — , . . , , . .
, . . , — , , , .
— – (Binet-Simon Intelligence Development Echelle) 1905 . , , ..
, .
. — . . (1829-1905) . . (1849-1936).
– . . 20-30- . XX . , , . . , .
, ( ), , , , .
30- . XX . , 4 1936 . .
, , , . .
70- . , . , , , , , , . , , .
, 1974 . , , , . , , , , . , , . .
1979 . , , . . , . . , . . , . . .
1981 . . , . . , , , .
1982 . . .
(. . , . . , . . , . . .), (. . , . . ), (. . , . . , . . , . . ). (. . , . . , . . , . . .). , , .
3.
— . , (.., .., .., .., . .).
, ( , , – , ). . , .
. , , , .
, (.. ). .
, , , .
, – .
, , . — . , , , – , , (, , , ).
, :
* : , , ;
* , , ;
* , , , , ;
* : ;
* , ;
* , , , , ;
* , ;
* – , ;
* , ;
* , , .
:
* ; , , ; , — ;
* , , , , , (.. );
* -; , , , , , , , ;
* , , ;
* ;
* ; (. , .. .) — , (.. , .. ) .
4. –
, , – . , – . , .
, (.., .., ..).
, , (, -, , , ). – , : , , – , — , .
. – , , . , , , , .
, , . , . , , . , , .
. .. . . .
:
* ;
* ;
* , ;
* ;
* ;
* , .
.
. , .
. – , .
5.
, , . , , , , , : . – .
2 :
1. , ;
2. .
1 :
) , , ;
) ;
) – ;
) ;
) .
:
-, . , , . . , , , , . , , , , .
-, , — , , , .. , , – ( ) ( ). : , , . , — – – .
-, . , , , . .
, , , , – , . .
. .
, , , ; — – , , . . , , , .
1) .. / . .. . — .: , 2005. – 303.
2) .. . . 2008
3) – : . . . . . / .., .., .. . / . .. , … — .: , 2003.
4) : . . . . .. . .. , 3- , 2006.
5) .. : . —- .: , 2005. — 320 . — ( )
6) . . https://dic.academic.ru/
7) . . https://dic.academic.ru/
Allbest.ru
…
. . – . . .
[1,0 M], 07.07.2016
” ” , . .
[11,3 K], 11.01.2014
. . , . . .
[46,0 K], 23.03.2014
– . . , – . – . – .
[14,7 K], 31.08.2007
. . . . . .
[2,4 M], 23.03.2007
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник