Принцип развития ребенка в дефектологии

Принцип развития ребенка в дефектологии thumbnail

Лекция 1

Литература

1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.

2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.

3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.

Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.

Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.

Defektos – недостаток;

Logos – учение

Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.

Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:

1) Незрячие

2) Слабовидящие

3) Глухие

4) Тугоухи

5) С речевыми нарушениями

6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

7) Дети с задержкой психического развития

8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости

9) С умственной отсталостью

10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.

Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.

Задачи дефектологии.

1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.

2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.

3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.

4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.

5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.

6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.

7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.

8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.

Методы

Дефектология использует педагогические и психологические методы.

1. наблюдение.

2. обследование (особенности формирования личности).

3. беседы.

4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).

Анализ результатов деятельности:

Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.

Психологопедагогика и медицина.

Общие принципы дефектологии:

1) Доступность

2) Научность

3) Систематичность

4) Наглядность

5) Индивидуализация обучения

6) Единство обучения и воспитания

7) Связь теории с практикой

8) Сознательность

9) Активность

Дефектология основывается на изучении закономерностей развития ребенка в норме и с нарушениями и в установлении особенностей развития. Дефектология связана с общей специальной психологией. Дефектология использует знание медицины в области невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии. Использует знания из области общей медицинской генетики (наследственность), по психопатологии, отоларингологии, офтальмологии.

Соотношение биологических и социальных факторов

В развитии ребенка.

Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.

Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.

Лекция 2.

Зона ближайшего развития

Это зона потенциальных возможностей. Важно знать потенциальные возможности формирования функций аномального ребенка, которые он не может (пока) реализовать самостоятельно, но может реализовать с помощью педагога.

Согласно Л.С.Выготскому зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону активного развития. Со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.

Врожденные отклонения

Являются следствием различных влияний на зародыш и развивающийся плод во время внутриутробного периода. Интоксикации, травмы, нарушения питания и т.д. Они связаны с состоянием здоровья и образа жизни будущей матери.

Токсоплазмоз – инфекционное заболевание, распространяемое кошками и птицами. Приводит к врожденной умственной отсталости, поражению органов зрения и др.

Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм и злоупотребление медикаментами матерью – все это влияет на развитие плода. Резус-несовместимость обуславливает различные мозговые поражения.

Наследственные факторы: нарушение в структуре и гене хромосом вызванные аномалиями хромосомного набора родителей являются причиной некоторых глубоко выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна.

Приобретенные аномалии:

Вызваны родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым: механическое повреждение плода, асфиксии и т.д. К послеродовым: инфекции, травмы.

Менингит – двигательные нарушения.

Энцефалит – ВЗП, задержка развития моторики. Аффективные вспышки.

Менингоэнцефалит – двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения.

Полиомиелит – двигательная сфера, поражение отдельных мышц.

Корь, краснуха, грипп – поражение НС (особенно во время беременности).

Интоксикации – различные нарушения, зависят от области воздействия токсинов.

Лекция 1

Литература

1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.

2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.

3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.

Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.

Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.

Defektos – недостаток;

Logos – учение

Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.

Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:

1) Незрячие

2) Слабовидящие

3) Глухие

4) Тугоухи

5) С речевыми нарушениями

6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

7) Дети с задержкой психического развития

8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости

9) С умственной отсталостью

10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.

Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.

Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.

Задачи дефектологии.

1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.

2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.

3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.

4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.

5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.

6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.

7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.

8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.

Методы

Дефектология использует педагогические и психологические методы.

1. наблюдение.

2. обследование (особенности формирования личности).

3. беседы.

4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).

Анализ результатов деятельности:

Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.

Источник

17. Основные принципы психолого-педагогического изучения ребенка.

Психолого-педагогический диагноз (греч – распознавание, определение) представляет собой конечный результат диагностической деятельности, направленной на выяснение и описание индивидуально-психологических особенностей индивида с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач диагностического обследования (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов).

Выделяют три уровня постановки психолого-педагогического диагноза:

1) симптоматический (выявляются симптомы – диагностические признаки);

2) этиологический (учитывает не только симптомы, но и причины их возникновения – диагностические категории);

3) типологический (определяет место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности обследуемого).

Диагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико- психолого-педагогической помощи.

Основные принципы изучения детей с отклонениями в развитии

Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная):

1 Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, всестороннее обследование особенностей развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и т.д. Осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги- дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и психологической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а наиболее тяжелых случаях – нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.

2 Системный подход опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессепсихолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление проявлений нарушения психического развития, но и установление связей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.

3 Динамический подход к изучению ребенка с нарушениями развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обследования, которое организуется с применением тех заданий, которые соответствуют детям данного возраста (одна и та же методика не может быть применена на младшем и старшем дошкольном возрасте, если не имеет модификаций по возрасту).

4 Выявление и учет потенциальных возможностей. Важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Значимой для этого принципа является концепция Л. С. Выготского об соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются актуального развития (уровень задач, решаемых ребенком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством, с помощью взрослого). Реализация принципа предполагает не только применение диагностических методик, соответствующих возрасту, но также методик, позволяющих выявить потенциальные возможности ребенка, т.е. зону ближайшего развития. Обследование детей с нарушениями в развитии рекомендуется планировать и проводить с применением обучающего эксперимента (если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, педагог показывает способ его выполнения (обучающий урок), затем предлагает выполнить аналогичное задание самостоятельно).

5 Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.

При реализации данного принципа предлагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения:

– отношение к ситуации обследования и заданиям;

– способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;

– соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;

– продуктивное использование помощи взрослого;

– умение выполнять задание по аналогии;

– отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.

При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи.

Можно отметить следующие важнейшие задачи психолого-педагогической диагностики:

– раннее выявления нарушений развития у детей;

– определение причин и характера нарушений;

– определение оптимального педагогического маршрута ребенка;

– выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;

– разработка индивидуальных программ развития и обучения.

Источник

Дефектология связана с рядом смежных наук — психолого-педагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.

Изучение психического развития аномальных детей различных возрастов сближает дефектологию с педагогической и детской психологией, основной задачей которой является установление законов формирования личности на разных возрастных этапах развития нормального ребенка. Педагогическая психология, изучая психологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования личности в процессе обучения и воспитания вмассовой школе, дает необходимый материал для дефектологии, изучающий закономерности аномального развития. Без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания аномальных детей.

Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обучения, воспитания и развития детей с физическими, и психическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического изучения, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдопедагогики и тифлопедагогики имеют большое значение данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).

С целью изучения психофизических особенностей развития аномальных детей и закономерностей их обучения и воспитания дефектология использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют те методы, которые направлены на изучение индивидуальных отклонений и особенностей различных категорий аномальных детей. Исследование особенностей аномальных детей, закономерностей развития отдельных категорий способствует повышению уровня образования. Оно проводится сначала в семье ребенка, затем — в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии — в условиях самостоятельной жизни. Комплексность изучения, т.е. сравнение данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами, — обязательное условие психолого-педагогического изучения аномальных детей.

Основная задача научных исследований и дефектологии — это разработка эффективных способов предупреждения и преодоления аномалий развития у детей.

В научно-педагогических исследованиях дефектология использует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение, заключающееся в целенаправленном изучении определенного психолого-педагогического явления в естественных условиях, обследование или беседа по заранее намеченному плану, позволяющие выяснить особенности формирования личности учащихся или эффективность коррекционно-воспитательного процесса.

Широко используются различные виды эксперимента — естественного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально создаваемых условиях. Экспериментальные задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребенка, успешно организовать с ним работу по преодолению дефектов развития.

Важным источником получения сведений об аномальных детях является анализ результатов их деятельности — письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни. Этот метод отражает индивидуальность учащихся, их склонности и способности.

Ценными средствами изучения аномальных детей являются социологические и психологические методы исследования. Среди них анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притязаний личности, социометрия — исследование межличностных отношений в группе, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик.

Дефектология совершенствует имеющиеся методы научных исследований и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических Исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов.

Источник