Принцип развития ребенка в дефектологии
Лекция 1
Литература
1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.
2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.
3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.
Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.
Defektos – недостаток;
Logos – учение
Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1) Незрячие
2) Слабовидящие
3) Глухие
4) Тугоухи
5) С речевыми нарушениями
6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7) Дети с задержкой психического развития
8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости
9) С умственной отсталостью
10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.
Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.
Задачи дефектологии.
1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.
2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.
3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.
4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.
5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.
6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.
7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.
8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.
Методы
Дефектология использует педагогические и психологические методы.
1. наблюдение.
2. обследование (особенности формирования личности).
3. беседы.
4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).
Анализ результатов деятельности:
Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.
Психологопедагогика и медицина.
Общие принципы дефектологии:
1) Доступность
2) Научность
3) Систематичность
4) Наглядность
5) Индивидуализация обучения
6) Единство обучения и воспитания
7) Связь теории с практикой
8) Сознательность
9) Активность
Дефектология основывается на изучении закономерностей развития ребенка в норме и с нарушениями и в установлении особенностей развития. Дефектология связана с общей специальной психологией. Дефектология использует знание медицины в области невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии. Использует знания из области общей медицинской генетики (наследственность), по психопатологии, отоларингологии, офтальмологии.
Соотношение биологических и социальных факторов
В развитии ребенка.
Развитие психики формируется поэтапно. Созревание психических функций, их качественное преобразование и совершенствование происходит на каждом последующем возрастном этапе. Нарастает активность, осознанность и целеустремленность деятельности по мере формирования целевых потребностей. Непроизвольные психические потребности перерастают в произвольные. Формируется произвольное внимание, осмысление восприятия, отвлеченное мышление, логическое мышление. Все это есть результат социального опыта, которым в ходе психического развития овладевает ребенок.
Процесс развития личности характеризуется взаимодействием системы биологических и социальных факторов. Оба эти фактора ведут к единой цели – формирование человека. Каждый ребенок имеет свои неповторимые врожденные способности. Эти способности определяют овладение знаниями, возможности познания. То есть биологические факторы создают предпосылки психического развития. Нарушение развития рассматривается с одной стороны как биологический фактор, с другой – в воспитании и обучении детей с нарушениями развития мы имеем дело с их социальными последствиями.
Лекция 2.
Зона ближайшего развития
Это зона потенциальных возможностей. Важно знать потенциальные возможности формирования функций аномального ребенка, которые он не может (пока) реализовать самостоятельно, но может реализовать с помощью педагога.
Согласно Л.С.Выготскому зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в зону активного развития. Со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком – самостоятельным.
Врожденные отклонения
Являются следствием различных влияний на зародыш и развивающийся плод во время внутриутробного периода. Интоксикации, травмы, нарушения питания и т.д. Они связаны с состоянием здоровья и образа жизни будущей матери.
Токсоплазмоз – инфекционное заболевание, распространяемое кошками и птицами. Приводит к врожденной умственной отсталости, поражению органов зрения и др.
Гормональные нарушения, заболевания печени и почек, алкоголизм и злоупотребление медикаментами матерью – все это влияет на развитие плода. Резус-несовместимость обуславливает различные мозговые поражения.
Наследственные факторы: нарушение в структуре и гене хромосом вызванные аномалиями хромосомного набора родителей являются причиной некоторых глубоко выраженных форм умственной отсталости, к числу которых относится болезнь Дауна.
Приобретенные аномалии:
Вызваны родовыми и послеродовыми поражениями организма ребенка. К родовым: механическое повреждение плода, асфиксии и т.д. К послеродовым: инфекции, травмы.
Менингит – двигательные нарушения.
Энцефалит – ВЗП, задержка развития моторики. Аффективные вспышки.
Менингоэнцефалит – двигательные, речевые, интеллектуальные нарушения.
Полиомиелит – двигательная сфера, поражение отдельных мышц.
Корь, краснуха, грипп – поражение НС (особенно во время беременности).
Интоксикации – различные нарушения, зависят от области воздействия токсинов.
Лекция 1
Литература
1) В.А.Лапшин, Пузанов Основы дефектологии; М 1990 г.
2) Коррекционная педагогика под ред. Пузанова; 1999 г.
3) Петрова В.Г. «Кто они дети с отклонением в развитии» Белекова, М 1998 г.
Предмет, задачи, методы и принципы дефектологии.
Дефектология (КП) – относится к педагогическим наукам, о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социально-трудовой адаптации различных категорий людей (детей) с отклонением в развитии.
Defektos – недостаток;
Logos – учение
Предметом исследования являются дети с физическими и психическими недостатками.
Выделяют 10 категорий детей с недостатками развития:
1) Незрячие
2) Слабовидящие
3) Глухие
4) Тугоухи
5) С речевыми нарушениями
6) С нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7) Дети с задержкой психического развития
8) С нарушениями поведения различные степени умственной отсталости
9) С умственной отсталостью
10) Дети с комбинированными (сложными) нарушениями.
Дефектология объединяет ряд самостоятельных областей: сурдопедагогику, тифлопедагогику (с нарушением зрения), олигофренопедагогику и логопедию.
Дефектология включает в себя специальную психологию. Изучаются психологические особенности аномальных детей.
Задачи дефектологии.
1) Комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей развития детей с нарушениями.
2) Определение качественного своеобразия структуры нарушения.
3) Разработка психолого-педагогических классификаций различных категорий затей с нарушением развития. Обоснование дифференцированного подхода в воспитании и обучении, а также коррекция недостатков их познавательной деятельности и личности.
4) Обоснование принципов организации системы разнообразных специальных упражнений, которые создают оптимальные условия для воспитания и обучения.
5) Определение целей, задач, содержания принципов и методов воспитания, обучения трудовой и социальной подготовки.
6) Разработка специальных технических средств, которые помогают детям познавать окружающий мир и устанавливать контакты с этим миром.
7) Определение путей и средств профилактики возникновения и развития нарушений у детей.
8) Нахождение путей позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии.
Методы
Дефектология использует педагогические и психологические методы.
1. наблюдение.
2. обследование (особенности формирования личности).
3. беседы.
4. эксперимент (в специально создаваемых условиях).
Анализ результатов деятельности:
Методы: социологии, психологии, социометрии, анкетирование, интервьюирование.
Источник
17. Основные принципы психолого-педагогического изучения ребенка.
Психолого-педагогический диагноз (греч – распознавание, определение) представляет собой конечный результат диагностической деятельности, направленной на выяснение и описание индивидуально-психологических особенностей индивида с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, вытекающих из задач диагностического обследования (Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов).
Выделяют три уровня постановки психолого-педагогического диагноза:
1) симптоматический (выявляются симптомы – диагностические признаки);
2) этиологический (учитывает не только симптомы, но и причины их возникновения – диагностические категории);
3) типологический (определяет место и значение полученных данных в целостной, динамической структуре личности обследуемого).
Диагностика нарушений развития выявляет своеобразие психического развития ребенка, его психолого-педагогические особенности. Знание этих особенностей позволяет определить тип образовательного учреждения, соответствующий возможностям ребенка, программу его дошкольного и школьного образования, разработать индивидуальную программу медико- психолого-педагогической помощи.
Основные принципы изучения детей с отклонениями в развитии
Диагностику нарушенного развития на современном этапе необходимо проводить с опорой на ряд принципов (подходов), ранее описанных в трудах ведущих специалистов (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, С. Д. Забрамная):
1 Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, всестороннее обследование особенностей развития познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности, навыков и т.д. Осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги- дефектологи, логопед, психолог, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и психологической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а наиболее тяжелых случаях – нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
2 Системный подход опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессепсихолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление проявлений нарушения психического развития, но и установление связей между ними, их иерархии. Очень важно, чтобы были выявлены не только явления негативного характера, но и сохранные функции и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
3 Динамический подход к изучению ребенка с нарушениями развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе его развития, а также учет его возрастных особенностей. Необходим учет текущего состояния ребенка, учет возрастных качественных новообразований и их своевременная реализация в различных видах деятельности ребенка. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обследования, которое организуется с применением тех заданий, которые соответствуют детям данного возраста (одна и та же методика не может быть применена на младшем и старшем дошкольном возрасте, если не имеет модификаций по возрасту).
4 Выявление и учет потенциальных возможностей. Важно выяснить не только то, что дети знают и умеют, но и их возможности в обучении. Значимой для этого принципа является концепция Л. С. Выготского об соотношении обучения и развития, в соответствии с которой выделяются актуального развития (уровень задач, решаемых ребенком самостоятельно) и зона ближайшего развития (уровень трудности задач, решаемых ребенком под руководством, с помощью взрослого). Реализация принципа предполагает не только применение диагностических методик, соответствующих возрасту, но также методик, позволяющих выявить потенциальные возможности ребенка, т.е. зону ближайшего развития. Обследование детей с нарушениями в развитии рекомендуется планировать и проводить с применением обучающего эксперимента (если ребенок не справляется с заданием самостоятельно, педагог показывает способ его выполнения (обучающий урок), затем предлагает выполнить аналогичное задание самостоятельно).
5 Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.
При реализации данного принципа предлагается не только учитывать конечный результат деятельности, но и анализировать процесс ее выполнения:
– отношение к ситуации обследования и заданиям;
– способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
– соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
– продуктивное использование помощи взрослого;
– умение выполнять задание по аналогии;
– отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
При этом количественные и качественные показатели выступают во взаимосвязи.
Можно отметить следующие важнейшие задачи психолого-педагогической диагностики:
– раннее выявления нарушений развития у детей;
– определение причин и характера нарушений;
– определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
– выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
– разработка индивидуальных программ развития и обучения.
Источник
Дефектология связана с рядом смежных наук — психолого-педагогических и медицинских. Дефектология имеет единую цель и принципы с общей педагогикой, хотя и разрабатывает свою концептуальную систему исходя из специальных задач обучения, воспитания и развития аномальных детей.
Изучение психического развития аномальных детей различных возрастов сближает дефектологию с педагогической и детской психологией, основной задачей которой является установление законов формирования личности на разных возрастных этапах развития нормального ребенка. Педагогическая психология, изучая психологические закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования личности в процессе обучения и воспитания вмассовой школе, дает необходимый материал для дефектологии, изучающий закономерности аномального развития. Без знания закономерностей функционирования человеческой психики и психического развития в норме нельзя разработать научную систему обучения и воспитания аномальных детей.
Поскольку дефектология занимается вопросами изучения, обучения, воспитания и развития детей с физическими, и психическими отклонениями, ей необходимы данные их клинического изучения, которые можно получить из невропатологии (науки об органических и функциональных болезнях нервной системы), патологической анатомии (науки, изучающей отклонения в строении организма), патофизиологии (науки о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов), общей и медицинской генетики (науки о законах наследственности и наследственных заболеваниях), психопатологии (науки, изучающей болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение), детской психиатрии (науки, изучающей психопатологические проявления в детском возрасте). Для сурдопедагогики и тифлопедагогики имеют большое значение данные отоларингологии (науки о заболеваниях уха, носа, горла) и офтальмологии (науки о заболеваниях органов зрения). Разработке методов восстановления нарушенных психических функций с использованием приемов компенсации дефекта помогает патопсихология (отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга).
С целью изучения психофизических особенностей развития аномальных детей и закономерностей их обучения и воспитания дефектология использует систему методов научно-педагогических исследований. Особое значение имеют те методы, которые направлены на изучение индивидуальных отклонений и особенностей различных категорий аномальных детей. Исследование особенностей аномальных детей, закономерностей развития отдельных категорий способствует повышению уровня образования. Оно проводится сначала в семье ребенка, затем — в школе на протяжении всех лет обучения, впоследствии — в условиях самостоятельной жизни. Комплексность изучения, т.е. сравнение данных, полученных учителями, воспитателями, психологами, врачами, — обязательное условие психолого-педагогического изучения аномальных детей.
Основная задача научных исследований и дефектологии — это разработка эффективных способов предупреждения и преодоления аномалий развития у детей.
В научно-педагогических исследованиях дефектология использует известные педагогические и психологические методы. Это наблюдение, заключающееся в целенаправленном изучении определенного психолого-педагогического явления в естественных условиях, обследование или беседа по заранее намеченному плану, позволяющие выяснить особенности формирования личности учащихся или эффективность коррекционно-воспитательного процесса.
Широко используются различные виды эксперимента — естественного (констатирующего и обучающего) и лабораторного, который проводится в специально создаваемых условиях. Экспериментальные задания выявляют не только сформированные особенности и различные затруднения, но и возможности развития. Это позволяет, правильно поняв своеобразие ребенка, успешно организовать с ним работу по преодолению дефектов развития.
Важным источником получения сведений об аномальных детях является анализ результатов их деятельности — письменных работ, рисунков, различных поделок, характеризующих психические особенности детей, их представления об окружающей жизни. Этот метод отражает индивидуальность учащихся, их склонности и способности.
Ценными средствами изучения аномальных детей являются социологические и психологические методы исследования. Среди них анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкет, методы исследования самооценки и уровня притязаний личности, социометрия — исследование межличностных отношений в группе, а также математические методы, выявляющие количественные показатели исследуемых характеристик.
Дефектология совершенствует имеющиеся методы научных исследований и разрабатывает новые. Обычно в психолого-педагогических Исследованиях используется не один, а несколько взаимно дополняющих методов. Такое комплексное применение различных методов обеспечивает надежность результатов.
Источник