Пример развития слепого ребенка

, педагог-психолог
ГБОУ г Москвы «Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 000 (Структурное подразделение №3 ЦППРиК «Давыдково»
Мастер-класс
Новорожденный лишь немногое узнает об окружающем мире благодаря зрению. Сначала для него важнее тактильная информация (особенно то, что узнается с помощью рта), вестибулярная информация (чувство равновесия), информация, получаемая в результате его собственных движений, запахи и вкус. Зрение и слух – два сенсорных канала, служащих для приема информации на расстоянии, используются с рождения, но роль основных информационных каналов они начинают играть позднее.
Во время нескольких первых недель жизни младенец с нарушенным зрением получает примерно ту же сенсорную информацию, что и нормально видящий ребенок, вследствие ограниченной роли зрения. В это время плохое зрение – не проблема для ребенка. Это проблема для родителей, которые, по-видимому, переживают кризис и чувствуют себя обманутыми. Вместо здорового ребенка у них родился больной. Они могут испытывать чувство вины из-за своей негативной реакции по отношению к ребенку. Только через какое-то время они поймут, что эта реакция нормальна. Вначале родителям бывает трудно брать ребенка на руки, даже если они знают, насколько это важно. Когда они держат ребенка на руках, возникают сложности в общении с ним, особенно если зрительный контакт с ребенком не развивается. Отсутствие зрительного контакта воспринимается как отсутствие интереса. Родителям нужно научиться слушать слабовидящего ребенка и общаться с ним. Пока родители чувствуют себя некомфортно с ребенком, кто-то, знающий, как развиваются дети с нарушениями зрения, должен посещать семью, лучше ежедневно или хотя бы несколько раз в неделю.
Многие родители, стремясь решить проблему с помощью медицины, забывают, к сожалению, о необходимости уделять внимание развитию своего ребенка. Некоторые заболевания органа зрения, такие как, нарушения рефракции (дальнозоркость или близорукость), достаточно успешно лечатся назначением очковой или контактной коррекции. Другие же – заболевания сетчатки, зрительного нерва, трудно поддаются лечению и существенно ограничивают зрительные возможности ребенка, что приводит к выраженным отклонениям в развитии ребенка. После двух-трехмесячного возраста недостаток зрения начинает сказываться на психическом и двигательном развитии ребенка. Неправильное функционирование зрения или его отсутствие в большей мере сказывается на моторном развитии ребенка раннего возраста, а ведь ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через движения, слух, осязание, обоняние и вкус.
Занятия с ребенком необходимо начинать с первых дней жизни. Ребенок рождается с багажом двигательных рефлексов.
На базе этих рефлексов должны строиться первые гимнастические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень хорошая возможность для развития движений малыша.
Чтобы привлечь внимание слабовидящего ребенка используют максимально яркие предметы: фонарик, блестящие предметы, картинки и предметы с контрастным рисунком. Максимальным контрастом обладает черно-белый рисунок. Для привлечения внимания слабовидящего ребенка желательно сочетание контраста и движения, а если необходимо, то и звука. В период от 1 до 3 месяцев следует продолжать работу по развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за ярким предметом. Зрительный стимул необходимо перемещать в горизонтальной плоскости вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Если у ребенка будут наблюдаться выраженные зрительные реакции на уже подобранном для него оптимальном расстоянии, можно попытаться вызвать зрительные реакции, немного увеличив расстояние стимула от глаз ребенка, а затем приближая его обратно.
Зрительные реакции у ребенка с остаточным зрением необходимо развивать, когда ребенок находится в разных положениях: лежа на спине, на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого. При изменении позы ребенок должен освоить зрительные реакции снова.
После 3,5 месяцев у ребенка с остаточным зрением нужно пытаться вызвать перевод взгляда с одного источника света на другой.
Бутылочка для молока – это эффективный стимул. Запах, бульканье молока при потряхивании бутылочки и высококонтрастные полоски на бутылочке заставляют ребенка пытаться найти ее глазами.
Фото 1. Бутылочки и игрушки благодаря высококонтрастным полоскам являются эффективным зрительным стимулом для слабовидящего ребенка.
Для того чтобы привлечь внимание ребенка к лицу взрослого нужно подкрашивать его, выделяя рот, брови, глаза, можно одеть черную оправу для очков. С этой же целью подвешивают картинку с изображением лица человека над кроваткой ребенка. Для привлечения внимания ребенка одежда взрослого должна быть контрастной. Важно соблюдать постоянство запахов ухаживающих за ребенком взрослых.
Развитие осязательного восприятия является неотъемлемой частью психолого-педагогической коррекции развития детей с глубоким нарушением зрения. В основе осязательного восприятия лежат тактильные и кинестетические ощущения.
Для стимуляции тактильных ощущений можно сделать ребенку специальное одеяло, сшитое из лоскутков тканей различной фактуры, а если у ребенка есть остаточное зрение, то кусочки ткани должны иметь не только тактильный контраст, но и зрительный. Ребенка надо раздеть и укладыодеяло на спинку, на живот, на бочок.
Фото 2. Одеяло с тактильным и зрительным контрастом
Чтобы способствовать попыткам ребенка поднимать голову, нужно положить ребенка на живот и с небольшим нажимом проводить указательным и средним пальцами вдоль позвоночника. Если у ребенка есть остаточное зрение, то в этом положении нужно привлечь внимание ребенка ярким предметом. Если нет зрения, необходимо использовать такие подкрепляющие стимулы, как тактильный и слуховой.
Хорошей подготовкой к следующему этапу двигательного развития могут стать совместные с ребенком повороты в положении лежа.
К двухмесячному возрасту зрячий ребенок становится способным поворачивать голову в сторону источника звука. Для наших детей освоение этого навыка достаточно трудно. Для развития навыка поворота головы в сторону источника звука можно использовать тактильное подкрепление.
Например, позвенев колокольчиком с правой стороны, дотронуться до правой щечки ребенка, позвенев с левой стороны, дотронуться до левой щечки. Это будет способствовать образованию связи между слуховыми и тактильными ощущениями. Тренировке вестибулярного аппарата ребенка также будут способствовать следующие упражнения: 1) покачивание в позе «эмбриона» (показ упражнения) ,2) упражнение «полетели-полетели» (показ упражнения): поднимая ребенка надо говорить ему: полетели-полетели высоко наверх, а опуская – полетели-полетели вниз, полетели-полетели направо, полетели-полетели налево.
Для развития малыша необходимо чаще брать его на руки и двигаться вместе с ним. Ребенок должен находиться в специальном рюкзачке – «кенгуру». Передвигаясь вместе со взрослым малыш совершает пассивные движения, которые способствуют развитию его вестибулярного аппарата. Делать это нужно каждый день. Помимо развития вестибулярного аппарата, это также обеспечит хороший телесный контакт между родителем и ребенком, который необходим для комфортного эмоционального состояния малыша. Он будет чувствовать себя спокойно и защищённо.
В период с 1 до 3 месяцев можно начать вкладывать ребенку в руку погремушку. В кроватке необходимо подвешивать над ребенком различные звучащие предметы горизонтально над руками и ногами ребенка, чтобы ребенок непроизвольно задевал их. Это будет провоцировать ребенка совершать более активные движения. Подвешивать игрушки нужно либо над руками, либо над ногами, но не одновременно.
К 3 месяцам у ребенка формируется первая координация рука-рот, и он начнет тянуть вложенные предметы в рот.
Для общего психического развития ребенка такой сенсомоторный опыт как ощупывание собственного тела играет значительную роль. Приблизительно к 3,5-4 месяцам зрячие младенцы начинают сводить руки к средней линии тела и играть ими, а около 6 месяцев играть со своими ногами. Для стимуляции сведения рук слабовидящего ребенка необходимо подвешивать предметы над средней линией тела ребенка. Важно, чтобы эти предметы, имели подвижные части, которые способны привлечь внимание ребенка. Все это будет способствовать формированию осязания как перцептивного действия.
Ребенку нужно очень много тренироваться для того, чтобы научиться использовать свой слух. Доска-резонатор и звуковые отражатели вокруг ребенка весьма полезны для начальных стадий обучения. Доска-резонатор усиливает звуки и дает возможность ребенку слышать шумы, возникающие даже при его незначительных движениях. Обратная связь активирует двигательные функции, а это в свою очередь, дает возможность ребенку слышать больше звуков.
Приблизительно в 3-х месячном возрасте ребенок начинает отличать один звук от другого.
Фото 3. Схема игрового места для слабовидящего младенца: доска резонатор со зрительными стимулами, звуковые отражатели, зеркало и подвешенный мяч (3)
Для того чтобы разнообразить сенсорный опыт ребенка, помимо погремушек, бубенчиков, колокольчиков можно предложить ему для игры пластиковые флаконы, наполненные различными сыпучими продуктами: гречкой, рисом, горохом, фасолью, сахаром и макаронами. Все эти наполнители имеют разную частоту звучания.
В возрасте от 3 до 6 месяцев особое внимание надо обратить на формирование таких координаций как: рука-рот, рука-рука, рука-голова, рука-лицо, рука-корпус тела, рука-колено, рука-ступня. Для этого нужно проводить специальные игры, во время которых взрослый совершает совместные действия с ребенком и активизировать собственные действия ребенка в которых сформируются эти координации.
Ухаживая за ребенком необходимо с ним разговаривать и петь песенки. В этом возрасте обращенная речь взрослого служит средством установления эмоционального контакта с ребенком.
Воспитание слепых детей требует от родителей особой заботы, времени и терпения. Если родители занимаются с детьми с раннего детства упорно, систематически, то слепые дети могут научиться почти всему, что умеют делать зрячие дети.
В своей работе мы используем «Рекомендации по коррекции психомоторного развития детей первого года жизни с глубоким нарушением зрения» , практическое пособие «Воспитание слепых детей раннего возраста» и и игры с детьми младенческого возраста , практическое пособие Леа Хювяринен Зрение у детей: нормальное и с нарушением.
Упражнения и игры для детей первого полугодия жизни
1.Упражнения направленные на развитие зрительного внимания (привлечение внимания слабовидящего ребенка максимально яркими предметами, сочетание контраста, движения, звука)
2.Упражнения для стимуляции тактильных ощущений.
3.Упражнения способствующие попытке поднимать голову (использование врожденных рефлексов и привлечение внимания ярким предметом, а если зрения нет используем тактильные и слуховые подкрепляющие стимулы).
4.Упражнения направленные на развитие вестибулярного аппарата и укрепления мышц шеи ребенка (совместные с ребенком повороты из положения лежа, покачивание в позе «эмбриона», упражнения «полетели-полетели», «качели» ).
5.Упражнения для развития дефференциации движений.
6.Упражнения на формирование представления о частях тела.
7.Упражнения подготавливающие ребенка к умению сидеть.
8.Игры способствующие развитию тактильной чувствительности ребенка и формированию первых сенсомоторных координаций.
Используемая литература:
1., Хорош слепых детей раннего возраста. Практическое пособие для родителей, тифлопедагогов и воспитателей, М.: Издательство «Экзамен», 2004.
2., , Парамей зрения у детей раннего возраста, М. : Издательство «Полиграф сервис», 2003
3.Леа Хювяринен. Зрение у детей: нормальное и с нарушением, СПб. Петербург – XXI век, 1996.
Источник
Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения
Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях.
Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.
Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых и слабовидящих.
Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение. Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.
Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.
У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.
Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, тог у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие.
Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового , двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.
Относительно большую группу по сравнению со слепыми составляют слабовидящие дети. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидение все же оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедлены процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Слабовидящие дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.
Значительная часть слабовидящих детей попадает в специальные школы после нескольких лет пребывания в массовой школе, где они испытывали различные трудности в учебной деятельности. В условиях обычного школьного режима у них может наступить перенапряжение зрения. Учитель начальных классов массовой школы должен своевременно распознать слабовидящего ребенка в классе и проконсультироваться со специалистом о целесообразности его дальнейшего обучения в массовой школе или направлении в школу для слабовидящих.
Литература
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. – М., 2000.
- Ефименкова Л.И. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
- Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – М., 2004.
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., 2003.
- Ляпидевский С.С. Невропатология. – М., 2000г.
- Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1999.
- Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. – М., 2006.
- Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М., 2005.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /Под ред. К.С. Лебединской. – М., 1982.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании /Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001.
- Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии /Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
- Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2006.
- Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников /Под ред. Н.А. Менчинской. – М., 1971.
- Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.
- Словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.
- Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001г.
- Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2006.
– –
Источник