Применение игр для развития мышления ребенка

Применение игр для развития мышления ребенка thumbnail

Игры на развитие мышления у детей

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.

Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.

В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.

Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.

«Данетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Разложи по группам»

Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

Читайте также:  Особенности периода развития ребенка и формирование патологии

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.

«Скажи наоборот»

Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.

«Найди похожее»

Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

«Нелепицы»

Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Нелепицы

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Читайте также:  Познавательная сфера развития ребенка

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.

Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:

  • Как развивать мышление ребенка
  • Актерские игры для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Как улучшить внимание ребенка
  • Игры на развитие памяти и внимания

Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.

Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.

Источник

Использование развивающих игр в развитии мыслительных способностей дошкольников

Умственное развитие ребенка – сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие умственных способностей детей достигается в процессе усвоения знаний. Именно в этом заключается смысл широко распространенного понятия: ” развивающее обучение”, ” развивающие игры”.

В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:

– совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности.

– постепенное усложнение обучающей игры и условий игры.

– повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач.

– органическая связь и взаимосвязь между внутренней и внешней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду.

– единство обучающих и воспитательных воздействий.

Идём от простого к сложному. Когда ребенок может подняться до “потолка” своих возможностей – этот принцип позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

Во-первых, развивающие игры могут дать “пищу” для развития творческих способностей с самого раннего возраста.

Во-вторых, из задания-ступеньки всегда создают условия опережающее развитие способностей.

В-третьих, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего “потолка” ребенок развивается наиболее успешно.

В четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразными по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждение и создают атмосферу свободного и радостного творчества.

В пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители, воспитатели незаметно для себя приобретают очень важное умение – сдерживаться, не мешать, малышу самому размышлять и принимать решения.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их, в совместную деятельность, дневник ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, Особенно для младших дошкольников. В тоже время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать “в уме”, мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие способности и возможности.

Развивающая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность самоконтроль и т. д. Её обязательные для всех правила регулирует поведение детей, ограничивают их импульсивность. Большое значение при этом имеет совместный характер игры, в которой воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил. Выполняю их, дети завоевывают одобрение взрослого и уважение сверстников.

Читайте также:  Материал к для диагностики речевого развития ребенка

Любая игра способствует развитие внимания, памяти, мышления. Например, выделяя и сравнивая значимые признаки предметов в сенсорных играх, ребенок совершает сложные мыслительные операции. Перед ним становится определенная умственная задача (быть внимательным, запомнить что-либо, передать свои мысли словами и пр.) и предлагается рациональные приемы ее решения. Эти приемы основаны на установлении связи между разными познавательными процессами, которые обеспечивают их эффективность. Например, чтобы лучше запомнить несколько предметов, нужно установить между ними смысловую связь.

Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей и не утомляют их.

В играх на внимание ребенок выполняет такие действия, которые формирует целенаправленность и устойчивость внимания.

В играх, развивающих память, дети учатся устанавливать связь между предметами (запоминать, чтобы припоминать потом) .

В играх на развитие мышления специально созданная ситуация и предлагаемые действия помогают ребенку учиться передавать свою мысль движение и связной речью. В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал определяет виды игры. В книге “Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста” под редакцией Богуславской З. М. и Смирновой Е. О. Разработаны Следующие виды игр: игры-забавы, игры с ролью, игры задачи и игры соревнования. Перечисленные виды игр не только опираются на интересы младших дошкольников, но и развивают их.

Главный методический принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое не является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе внимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание лучше исполнять условия, которые создаёт игра для освоения и применение нового опыта.

Много интересных игр предлагается в книге “Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста” под редакцией Венгера. В этот сборник вошли те задания, которые могут быть предъявлены детям каждой возрастной группы без предварительного обучения. Эти задания группируются следующим образом:

– Задания на замещение предметов.

– Задания на анализ строения предметов.

– Задания на выделение пространственных отношений.

– Задания на создание новых образов.

Предлагаю детям задания, воспитатель должен, с одной стороны, широко варьировать материал и приемы его использования (предлагать разные фигурки, разные типы заместителей, различные их сочетания, придумывать всевозможные варианты решений, а с другой стороны, оставаться в рамках, диктуем их доступностью задания для детей данного возраста.

Дети второй младшей группы умеют анализировать предметы, выделяя такие их признаки как цвет, форму, величину, особенности материала (твердый – мягкий, пушистый – гладкий) и т. п. В играх и упражнениях, формируется умение на основе выделения таких признаков, обозначать предметы с помощью разнообразных значков.

Кроме этого дети 3 лет способны анализировать элементарное строение предметов, выделяя существенное для решения задачи, соотношение их частей. В этом же возрасте они начинают овладевать, некоторыми пространственными отношениями.

У детей трех лет появляются элементы творческого воображения, но без специального руководства их воображение не может получить должного развития. Поэтому во второй младшей группе предлагаются задания, в которых на основе восприятия отдельных признаков предметов, обозначенных заместителями, дети создают в своем представлении разнообразные образы мир предметов и ситуаций. Например, игра “Придумай сам”. Предлагается набор различных предметов: брусок, конус, палочка, пластмассовый шарик, полый цилиндр, деревянное колечко (можно от пирамидки). Подбираются картинки, напоминающие каждый из имеющихся предметов. Например, для брусочка – картинки с изображением санок, одежной щетки, мыла, автобуса и т. д. В игре “Зверюшки на дорожках” дети учатся соотносить картинки с определенными значками. Хорошо знакомую детям игру “Маленькие и большие ножки” можно проводить, используя теперь в качестве сигнала к действию разные типы заместителей (в словесной форме и в форме показа самого действия, графической, звуковой, световой). Интересные игры: “Сложи картинку”, “Нарисуй палочками картинку”, “Какая игрушка” (используется схема предмета) .

Для детей средней группы предлагаются те же виды игр, что и для детей младшей группы. Но эти игры формируют у детей новые умения с учетом их возрастных возможностей. Так, в средней группе предлагается выделять в предметах некоторые дополнительные свойства (например, длительность звука) и обозначать предмет по этим свойствам, анализировать предмет не только по отдельным признакам, но и их совокупности, выполнять с заместителями предметов разнообразные действия наглядном и словесном плане. В игры вводится соревновательный элемент. В игре “Зверушки на дорожках” дети могут заполнять более длинные дорожки. Такие игры как “Где Мишка? “, “Где Маша? ” (дети) учат детей соотносить идеальное пространство с его планом. Игры “Волшебные картинки”, “На что похоже? “, “Поможем художнику” учат детей воображать предметы, на основе заданной им схемы.

В старшей группе дети не только используют предложенные взрослыми заместителем предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. Они учатся применять все более сложные наглядные модели (планы, схемы, чертежи). Расширяется пространство, в котором дети должны ориентироваться. От придумывания отдельных предметов и ситуации они переходят создание целостных сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке. Например, уже в знакомой игре “Придумай сам” детям предлагается самостоятельно подобрать предметы для игры. В этом возрасте ребенок может быть и ведущим: он задает вопросы и награждает фишками участников игры. Такие игры как “Найди игрушку”, “Чьё это место? “, “Секреты” учить детей ориентироваться по плану.

Для детей подготовительной группы добавляются игры, формирующие умение логически мыслить. Используются игры, предусматривающие самостоятельное создание разнообразных знаков и символов. При формировании умения анализировать строение предмета детям предлагаются задания с более сложными предметами, состоящие из большого количества составных частей. Что касается заданий на ориентировку в пространстве, то перед дошкольниками ставится довольно сложные задачи, решать которые приходится также в сложной ситуации. Впервые перед детьми ставятся задачи на выполнение основных логических действий: классификация (отнесения предмета к группе на основе заданного признака) и сериации (размещение предметов в заданной последовательности). Это такая игра под общим заданием “Кто веселее? ” (“Кто старше? “, “Что теплее” и т. д.) . На оборотной стороне картинок нарисованы полоски разной длины.

Много игр интересных развивающего характера можно найти в книге Никитина Б. П. “Ступеньки творчества или развивающие игры”. Это такие игры, как кубики “Сложи узор”, “Унокуб”, «Волшебный квадрат”.

Развитие мыслительных способностей детей помогают Тризовские игры. Дети учатся отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации, самостоятельно находить оригинальные решения.

Источник