Приемы развития воображения ребенка
Каждый любящий родитель видит в своем ребенке маленького творца, гения, хочет, чтобы он стал успешным в профессии и жизни. Мамы и папы многое для этого делают: посещают с детьми различные кружки, учат музыке, рисованию, хореографии. Это очень хорошо, так как доказано, гений – это 1% таланта и 99 % творческого труда. Для того чтобы стать успешным, нужно потрудиться над полноценным развитием всех качеств личности. А творческому человеку необходимо еще наличие творческого мышления и воображения – способности конструировать образы несуществующих объектов, создавать новые на основе уже имеющихся образов посредством их необычных сочетаний. Рассмотрим как осуществить полноценное развитие воображения в дошкольном возрасте и вырастить личность способную реализовать свои фантазии во взрослой жизни на благо человечества.
Воображение в развитии личности
Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем. А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели. И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.
Фантазия и воображение сыграли большую роль в прогрессе человечества, без них не было бы изобретено множества полезных вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь, не создавались бы замечательные фантастические произведения, ведь весь культурный мир является плодом творческого воображения. Вот поэтому психологи обращают внимание родителей на то, что любая культурная деятельность обязательно опирается на воображаемое. Если родители хотят вырастить творчески развитую личность, они должны задуматься над тем, как развить воображение у ребенка?
Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?
Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования. Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.
Сигналом развития воображения у детей дошкольного возраста служит появление у них умения замещать реальные предметы воображаемыми образами. Особенно ярко это проявляется в игре, например, девочка, играя с куклой, кормит ее листочками – едой, палочкой – ложкой. Мальчик возит кубик и фырчит, как автомобиль. Это и есть первое проявление воображения. Затем развитие фантазии продолжается, в старшем дошкольном возрасте ребенок может не только замещать, но и придумывать образы. Возможно, это будет домысливание счастливого конца у сказки или фантазия на тему игры: «А давай, я буду тигром, а ты будешь меня ловить…», «А давай, как будто мы летим на звездолете…». При этом у ребятишек довольно легко возникают новые яркие образы. Однако такой факт не должен расслаблять родителей, которые будут думать, что с воображением у ребёнка все в порядке. Пока эти фантазии больше показывают слабость воображения, так как малыши часто смешивают придуманное с действительным и не умеют вовремя разделить их, что может привести к нежелательным последствиям. Например, дошкольник вообразил, что он умеет водить машину, как папа, и убежденно всем об этом рассказывает, или уверяет в том, что ночью бегает по крышам. Окружающие начинают насмехаться над ним или уличать во лжи. Поэтому в семье важно при помощи специальных приемов способствовать адекватному развитию воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.
Шагаем по ступенькам воображения
К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.
Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов. Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:
- Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
- Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики – построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
- Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным – оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются. Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы – заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш). Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
- К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения
На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек.
Виды воображения
Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.
- Воссоздающий – основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу – придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей – готов!
- Для второго вида – творческого – характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид – наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.
Какими приёмами можно развивать воображение у детей?
Совет родителям! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество – самые доступные способы развития воображения у дошкольников.
Игра – эффективное средство для фантазии
В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошколенка.
Виды игр, способствующих развитию фантазии и воображения
Сюжетные игры. Малыши, фантазируя в игре, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин». На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль». Главное в них – расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.
Игры – драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов. В семье очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки». В таких играх надо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.
Развивающие (дидактические) игры. Не смотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:
- «Если бы… (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
- «Скажи наоборот (веселый – грустный, низкий – высокий, огонь – вода)»;
- «Сказка – чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
- «Добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается от доброго?)».
Творческая деятельность как основа творческого мышления
Особенного внимания заслуживает творческая деятельность детей: конструирование, лепка, рисование, аппликация, – любимый вид дошколят, так как этими действиями они могут полностью выразить задуманное, им легче удержать в памяти какие-либо детали нового образа. Родителям просто необходимо воспользоваться стремлением ребенка к созданию творческих работ, чтобы дать простор его фантазии, передать своему чаду необходимые умения и навыки. Дошколята редко творят молча, обычно они сопровождают свои действия рассказом, дополняя рисунок или постройку «словесными деталями». Это дает возможность для развития критического отношения к воображаемому образу. Взрослый учит ребенка соотносить придуманное и реальное: «Ты можешь нарисовать волшебную летающую кошку, но в жизни кошки не летают». К началу школьного обучения развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста достигает наивысшего результата именно в творческой деятельности.
Повседневные приемы развития воображения у дошкольников
Как можно еще развивать воображение и фантазию у дошкольников? Помимо классических, родители с успехом могут использовать разнообразные частные методы развития воображения, используя «мир вокруг нас».
Наблюдения за окружающей жизнью
Очень хорошо развивают фантазию и воображение у детей дошкольного возраста наблюдения за окружающим миром и природой. Родители могут использовать любую, самую повседневную, ситуацию для тренировки творческого мышления. Например, увидев на улице сверстников своего ребенка, предложить ему вообразить, куда они идут, чем занимаются.
Или полюбовавшись необычной архитектурой здания, пофантазировать: сколько лет дому, кто его мог построить, какие люди живут в нем, что было в нем раньше?
Прогулки
Благодатно способствуют развитию творческого воображения прогулки в природу (на даче, в лесу, парке). Во время прогулки побуждать ребенка замечать необычное, обсуждать происходящее вокруг. Например, рассмотреть облака на небе и придумать небольшую сказку при помощи вопросов: на что похожи, куда летят, что с ними произойдет дальше? Дополнить рассказ песенкой: «Облака, белогривые лошадки! Облака, что вы мчитесь без оглядки! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!»
Домашняя среда
Важным средством развития воображения у детей дошкольного возраста является домашняя среда, которая непосредственно влияет на ребенка. Для самостоятельного детского творчества родители должны правильно организовать игровой уголок, в который приобретаются игрушки по возрасту дошколенка. Помимо игрушек в нем могут быть собраны предметы, используемые для замещения во время игры:
- природный материал, собранный во время прогулок по лесу, на даче (шишки, желуди, листья);
- дополнительный материал (коробочки, обрезки ткани, картон, цветная бумага).
Используя разные вещи, дошколята с успехом дают волю своей фантазии, что развивает их творческое воображение и мыслительные процессы.
Как влияет речь на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста
Психологи говорят о том, что воображение и речь неразрывно связаны между собой, так как речь помогает не только создавать конкретные новые образы, но и оперировать отвлеченными понятиями и представлениями, что особенно актуально для старших дошкольников при подготовке их к школе. Например, творчески мыслить о красоте, доброте, дружбе, или о космосе, роботах, звездолете, то есть речь как бы помогает воображению от образов в действия перейти к их словесному выражению.
Совет родителям! Хорошо, если родители смогут помочь дошколенку сформировать активный словарь, обогатить детскую речь новыми словами и выражениями. Тогда ребенку легче и интереснее будет формулировать свои творческие замыслы, ставить цель, искать способы ее воплощения не только во время специальных занятий, но и повседневной обстановке.
Важным условием формирования творческого мышления детей является пример самих родителей. Если взрослые в семье сами увлечены творчеством, изобретательством, поиском нестандартных решений, имеют привычку конструировать новые образы и воплощать их в жизнь, то можно быть уверенным в том, что и их ребенок разовьется в творчески одаренного человека.
Удачи вам, уважаемые взрослые, в воспитании творческой личности!
Источник
Формы и методы развития воображения у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст считается важнейшим (сенситивным), в котором надо развивать воображение, закладывать основы творчества. На это указывал Л. С. Выготский [7].
Способы развития воображения изучались многими учеными. Формирование и развитие процессов воображения в познавательной сфере изучали А. Жатсель[18]и др.
Развитие процессов воображения в игровой деятельности исследованы в рабатах А. Г. Маклакова[31] , П. И. Пидкасистого [37] и др.
Исследованием путей и средств формирования и развития процессов воображения занимались А. Жатсель [18] , Д. Б. Эльконин [56] и др.
Формирование воображения у детей делает возможным воспитать личность целеустремленную, волевую, креативную. От взрослых требуется особое внимание, чтобы в процессе формирования, развития и закрепления уровня воображения, не ограничивалась детская активность и природное стремление к постижению окружающего мира.
Воображение играет особую роль в деятельности психики личности, проявляется даже в несложных видах воспроизведения, когда происходит определенное изменение воспроизводимого образа. Целостность и непрерывность воспроизведения событий, связанных в логически построенное целое, говорит о переработке воспроизводимого материала, восполнении недостающих деталей с помощью деятельности воображения.
Формирование и развитие воображения детей происходит под руководством и с помощью взрослых, закладку механизмов воображения делает взрослый. Это происходит через общение, когда ребенок усваивает действия и речевые навыки, как возможность создавать новые образы, выработанные в обществе, закрепленные в культурных отношениях. Но при этом, внимательно наблюдая, помогая ребенку, нельзя лишать детей активности, любознательности, самостоятельности, подавлять инициативу, вводить ограничения на влечение познавать мир вокруг себя, поддерживать любые попытки проявлять фантазию.
Необходимо развивать способность инициативности воображения, чтобы процесс имел ясную и определенную цель, чтобы можно было проверить результат на практике, проконтролировав простыми вопросами – что, где, когда, зачем и др.
В психологии выделяются три ступени, по которым развивается воображение [23]:
в воображении преобладает вымысел, сказки, фантазии;
в воображении начинают сочетаться фантазия и практический расчет;
воображение полностью подчиняется интеллектуальным способностям.
Дети дошкольного возраста находятся на первой ступени, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием. В процессах воображения появляются творческие элементы, активность фантазии. Таким образом, воображение развивается от непроизвольных форм к произвольным, от воссоздающих к творческим, опираясь на умение представлять, развивая ясность и отчетливость этих представлений. Для этого нужны систематические, целенаправленные занятия, развивающие внимание в нужном направлении, помогающие формировать яркие и устойчивые представления.
Творческий процесс невозможен без развитого воображения, творческих способностей. Детей нужно обучать этому. Существуют различные стадии и уровни творчества. стадии творчества [19]:
Подготовка (зарождение идеи).
Созревание (концентрация).
Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
Проверка.
Подлинное творческое воображение должно решать встающие перед человеком задачи, кристаллизуясь во внешних образах, переходить из воображаемых в реальные предметы.
Формируя образы, объекты или явления, которые человек иногда не воспринимает, деятельность воображения активизируется, присутствует в значительно большей степени. Например, так представляется образ литературного героя, природных явлений.
Важным в формировании и развитии воображения является понятие переходного пространства или переходного предмета воображения, который может быть материальным и нематериальным, в виде слова, звука, музыки.
Развитое воображение облегчает познавательный процесс, помогает в освоении новых знаний и умений, обуславливает легкость и быстроту в применении полученных знаний для решения разнообразных задач, что упрощает подготовку к школе. Воображение тесно связано с основной деятельностью личности, развития его речевых способностей, жизненного опыта[22].
В своем дошкольном детстве, ребенок овладевает различными видами деятельности: изобразительной, конструктивной, музыкальной, художественно-речевой, каждая из которых развивает его воображение.
Значение этой деятельности в развитии воображения специфично, так как позволяет ставить перед ребенком непосредственную творческую задачу, давая различные самостоятельные задания, что-то сочинить, изобразить. В этих видах деятельности, в отличии от игровой, возможна инструкция, так как она направлена на предмет, а не на процесс. Постановка прямой задачи для творчества актуализирует в полной мере творческие способности детей, потому что найти творческое её решение требует более полного проявления воображения, чем при постановке общей задачи.
Чтобы процесс воображения усложнялся и обогащался, необходимо находить приемы побуждения ребят самостоятельно обращаться к опыту своей жизни, используя фантазии для его наполнения. Для пробуждения фантазии, при составлении упражнений и заданий надо применять некие пусковые механизмы, чтобы началась её продуктивная работа. Воспитатель должен узнавать, изучать и направлять приемы и способы, используемые ребенком в процессе фантазирования. Кроме традиционных технологий и вариантов ситуаций для развития воображения, педагог должен применять инновационные технологии, новейшие виды ситуаций, отделяя реально существующие предметы от воображаемых.
Для полноценного формирования и развития процессов воображения существуют различные средства и методы. Основными из них являются:
речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра (Рис. 2).
Формы и методы развития воображения дошкольников
Формы и методы развития воображения дошкольников
речевое развитие (чтение, пересказ, словесные игры, сочинение, рассказывание)
художественный ручной труд
изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация и др.)
конструирование (техническое, художественное)
игра (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные и др.)
повышение уровня воображения дошкольников
Рисунок 2.Формы и методы развития воображения дошкольников
Рассмотрим подробнее значение и возможности этих средств и методов.
1. Развитие речи, усвоение речи – мощный фактор и стимул в развитии воображения дошкольника. Ребенок может, оставив непосредственные впечатления, выйти за пределы действительности, он может дать наименования частям воображенных образов, производить с ними действия, создать словесный портрет. Обладая речью, ребенок как бы создает вторую действительность (по А. Р. Лурия) [27]. Обнаружено, что при нарушении речи у детей слабо развивается воображение.
Речь ребенка развивается в быту, общении со взрослыми и сверстниками и в организованном виде в ДОУ. Она дает возможность развивать воображение, так как позволяет дошкольнику представлять предметы, которые он ещё не видел, размышлять о них, выходить за пределы непосредственных впечатлений, строить адекватные образы окружающего мира.
Для занятий можно использовать методы речевого развития, разработанные психологами А. Г. Арушановой, М. И. Лисиной, Н. Я. Михайленко [2,16,34] и др. и разрабатывать свои методики.
Методы развития речи [54]:
Чтение и пересказ.
Рассказывание, когда могут использоваться игрушки, картинки, личные переживания .
Сочинение сказок или пересказ их с изменением сюжета;
Словесные игры.
Слово имеет большое значение в представлении образа[10]. Оно помогает дошкольнику в выявлении личных мыслей и чувств, сопереживании партнерам, согласованности общих действий. Речь, игра, воображение взаимосвязаны. Играя, фантазируя, ребенок развивает речь, а сама игра получает дополнительное развитием с улучшением речи. Обозначая словом действия, дошкольник осмысливает их; слово он использует при дополнении, выражении чувств и мыслей [2].
2. Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку, аппликацию, нетрадиционные методы, такие как рисование на песке, рисование ладошками и др.
Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются и развиваются в процессе творчества его качества: в виде широты, яркости, произвольности, самобытности. В основе формирования воображения в изобразительной деятельности лежит восприятие, а оно зиждется на целенаправленном наблюдении. Взрослый учит дошкольников видению предметов творчества в целом и в деталях, умению вычленить характерное и особенное.
Ребенок рисует непонятные фигуры. Это занятие порой кажется взрослым бессодержательным, не приносящим пользы. Но оно развивает детскую психику, моторику, мышление и воображение. От простого подражания взрослым ребенок переходит к изображению того, что воображает себе.
При этом развиваются необходимее качества воображения: креативность, произвольность, широта, устойчивость. Ребенок должен иметь возможность экспериментировать, использовать разные материалы. Задача взрослых помогать в полноценном развитии воображения, организуя совместные занятия с детьми, давая возможность им наблюдать за деятельностью взрослых и принимать в ней участие.
Особое место в развитие творческого воображения детей занимают занятия лепкой, так как это осязаемый вид творчества [8]. Масштаб изделия не ограничен размером листа, как в изобразительной деятельности, а зависит от воображения ребенка, его умения, индивидуальности. Предмет изображается со всех сторон, его можно потрогать, изменить. Богатый выбор пластичных материалов для лепки, возможностей создать предметы, окружающие его, дает простор для развития творческого воображения, формируя образ в сознании на основе восприятия.
Использование педагогами игровых приемов в руководстве лепкой упрощают понимание поставленной задачи, быстрее включают работу мышления и воображения. В качестве таких методов приемов можно назвать: обыгрывание в процессе лепки предметов, материалов лепки, незаконченного изображения и т.д. Также можно использовать дидактические и развивающие игры по теме занятия, игры с элементами ролевого поведения. Все эти приемы способствуют развитию воображения детей.
Большой интерес у детей вызывают необычные задания, давая толчок к творчеству, например: лепка необычного предмета для необычного использования; оживление слепленного предмета; изменить предмет, чтобы получился совсем другой и т.д. ребенок не только улучшает умения и навыки, но развивает творческую активность, учится вносить изменения в конструкцию, планировать свою деятельность.
Даваемая при этом свобода в деятельности, возможность самому определить форму, метод реализации задуманного, способствует развитию творческого воображения. Это основное направление организации занятий в ДОУ на современном этапе. Задача взрослого: поддержать и развить задатки творчества и фантазии в ребенке, используя знания о специфике детского воображения, этапах его развития, не подавляя его самостоятельность, инициативу.
3. Конструирование – это создание всевозможных поделок из разнообразных материалов, конструкторов [42].
Выделяется техническое конструирование, когда ребенок работает со строительными материалами и конструкторами, и художественное, когда используется бумага и природные материалы. Занимаясь любым из них, ребенок учится планировать свою деятельность, обдумывать сюжет, воплощать задуманное с помощью формы, цвета, связывая действия конструирования с игрой. Дошкольник создает и исполняет свой замысел, его деятельность наполняется новым содержанием, способами воплощения идеи, появляются новые образы.
При этом виде деятельности развивается творческое воображение, при выполнении заданий используются любые материалы, давая простор воображению. Формы, сюжеты изделий, порядок выполнения – везде простор работе воображения, так как объекты могут быть реальными и придуманными, используя моделирование, преобразуя предметы с помощью настраивания, пристраивания, комбинирования, пользуясь подсказкой взрослого или по личной фантазии.
Конструирование с использование конструктора является сложным видом деятельности, носит репродуктивный характер[42]. Особое место среди конструкторов занимает лего-конструктор, который является любимой детской игрушкой, привлекая яркостью, наличием множества деталей, удобным и простым креплением, большим потенциалом в создании, изменении, улучшении создаваемых конструкций. При использовании этого конструктора, конструирование широко сочетается и игрой, в которой проявляется бурная фантазия, оригинальность, богатство воображения.
Развитие творческих качеств, становление личности ребенка находится в тесной взаимосвязи с развитием воображения. Это развитие должно быть систематическим, активным, регулярным, приводящим к совершенствованию процесса воображения.
4. Художественный ручной труд – это трудовая деятельность дошкольника с использованием разнообразных материалов, при которой создаются вещи, которые полезны и одновременно имеют художественное значение и могут украсить свой быт, игры, отдых.
В. А. Сухомлинский подчеркивал: « Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. Художественно – творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада художественный ручной труд».[49]
Этот вид деятельности у дошкольников способствует развитию творческого, пространственного воображения [47].
Все перечисленные выше методы вносят свой вклад в развитие воображения дошкольников. При этом необходимо знать, что если эти занятия станут механическими, превратятся в монотонное изготовление поделок по теме, предложенной взрослым, то воображению места нет. Понятно, что в таком занятии важно не только воображение, и это не только воображение, если при этом отсутствует сотворчество с взрослым. Педагог или родитель, беседуя с ребенком в процессе труда, способствует развитию речи ребенка. Обсуждая итог деятельности со сверстниками и взрослыми, дошкольник формирует воображение, а взрослый получает возможность оценить общие и частные уровни развитости ребенка и его воображения.
Педагог должен уметь создать особую атмосферу на занятиях, задания должны быть открытыми, направляющими воображение на создание новых образов, отличающихся самобытностью, новизной, непохожестью. Если на занятиях будет особая атмосфера, полная положительных эмоций, интереса, то это увеличит возможности развития воображения и сопутствующих ему процессов психики. Эти усилия помогут формировать личности, которые будут способны решать в будущем непростые задачи.
Значимым является прием по формированию воображения через создание проблемных ситуаций, имеющих игровой характер. Немаловажна постановка творческих заданий при прочтении книг, сказок, стимулируя этим воображение. Необходимо поощрять замыслы ребят, разрабатывать его с ними, планировать и воплощать, учить и поддерживать создание мысленных ситуаций.
5. Игра или игровая деятельность, являясь жизненно необходимой для ребенка, самой объемной и распространенной сферой занятия , одновременно и сильнейший фактор в развитии воображения.
В игре происходит зарождение и развитие самых значительных сторон продуктивного воображения: его направленность в решении разнообразных задач, возможность, соединяя в одном предмете содержание двух объектов, используя специфические формы, открывать важнейшие характеристики реальной действительности.
Методики развития воображения в игре многогранны. Они должны поддерживаться и обогащаться, так как игра – граница между реальным и воображаемым, опытная возможность построить адаптивную связь между ними. Играя, ребенок открывает для себя мир, учится говорить , осваивая тонкости разговорной речи, активно думает, овладевает движениями собственного тела. Все виды игровой деятельности: ролевая, релятивная, социальная, дидактическая, способствуют развитию воображения.
Одним из основных факторов, развивающих воображение ребенка, является игра, особенно сюжетно-ролевая. Это ведущий вид занятия детей в дошкольном возрасте. Играя, дошкольник развивает эмоции, физические, умственные и психические способности. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие связной речи.
Малыш, играя, говорит вслух, разговаривая с игрушками, за себя и за них, воспроизводит звуки и голоса окружающего мира и предметов: автомобиля, самолета, животных. Он говорит о том, о чем думает, а не о том, что от него требуют взрослые. Игра помогает ему познавать не только реальный мир вокруг, но и себя, и свое место в окружающем мире.
Кроме игры развивают воображение рисунок, лепка, конструирование из бумаги. В этих видах деятельности дети активно используют воображение, пытаясь реализовать все, созданное им. Они не могут создать что-то новое в общественной культуре. Дети ощущают новизну с точки зрения собственного жизненного опыта, переживаний подобных эмоций ранее. Новые результаты занятий, полученные в воображении или реальности, помогают дошкольнику увидеть другую сторону мира. Выраженность их особенна для каждого возраста.
В возрасте 4-5 лет у дошкольников увеличиваются элементы творчества в занятиях, как то играх, ручном труде, рассказах и пересказывании. При включении в игру героев реальных и сказочных, у детей активно включается воображение.
Для эффективного стимулирования процессов воображения используют метод создания мнимых ситуаций.
Надо помогать ребенку обогащать запасы представлений, увеличивать и разнообразить их, чтобы не обеднялось воображение, и, имея богатые представления, плодотворно развивалось.
Можно подвести итог, изученной в этом параграфе темы.
1.В дошкольном возрасте, являющемся важнейшим для развития воображения, взрослые должны заниматься формированием и развитием воображения детей, закладывая механизмы воображения.
2.Дошкольники находятся на первой стадии, проходя путь от способности выражения новых образов с помощью слов, до создания образов, отличающихся оригинальностью и содержанием.
3.Основными средствами и методами развития воображения у детей дошкольного возраста являются речевое развитие, изобразительная деятельность, конструирование, художественный ручной труд, игра.
4.Во всех видах этой деятельности ведущим является воображение, используются