Приемы развития у ребенка умения общения

Приемы развития у ребенка умения общения thumbnail

Родители играют важнейшую роль в развитии навыков общения у ребенка. Исследования показывают, что родители, которые читают книжки и много общаются со своим ребенком, развивают у него более высокие навыки общения и больший запас слов.

Быть хорошим оратором дети учатся “с пеленок”.

Вот несколько простых способов, как помочь малышу развить навыки общения:

Общайтесь, общайтесь и еще раз общайтесь.

Каждый день проговаривайте даже самые банальные вещи. Например: “Сейчас мы пойдем в ванную, что мы там будем делать? Какая там будет водичка? А после ванной мы оденемся и пойдем прогуляемся”.

Читайте, читайте и еще раз читайте.

Никогда не рано начинать читать своему ребенку книги. Начните с простых книжек с картинками, затем перейдите к небольшим сказкам, а когда он подрастет можно постепенно приступать к чтению больших рассказов. Время, проведенное в библиотеке и книжном магазине, еще больше прививает любовь к книгам. Конечно туда нужно приходить и читать или выбирать книгу для чтения, а не просто показывать ребенку, сколько тут книг.

Помните, то количество времени, которое Вы проведете со своим чадом напрямую отразиться на его навыках не только в общении.

Слушайте музыку вместе.

Маленькие дети очень любят не только слушать музыку, но и танцевать под нее. Выберите несколько добрых песен про животных и природу. Это позволит крохе познакомиться с окружающим миром. Существует множество прекрасных советских мультфильмов про животных, которые сопровождаются красивой музыкой. Конечно и сейчас выходят качественные мультфильмы, но перед просмотром необходимо изучить их самостоятельно.

Рассказывайте истории.

Если у Вас нет подходящих историй, то всегда можно что-то придумать или приукрасить. Истории, рассказанные из ваших уст, а не прочитанные где-то, будут стимулировать ребенка общаться. Особенно хорошо, если Вы насытите историю приключениями, различными необычными ситуациями и не забывайте о счастливом конце.

Слушайте.

Кроме того, что говорите Вы, обращайте внимание и на то, что говорит ребенок. Если его заинтересовали, например, кораблики, расскажите о них больше, развивайте тему. Задавайте уточняющие вопросы и взаимодействуйте с ребенком. Общение не должно быть “в одни ворота”.

Не критикуйте произношение.

Вместо этого просто повторите правильно, а если у малыша не получается, то аккуратно объясните. Не забывайте хвалить его за старания и особенно в те моменты, когда каверзное слово получилось выговорить правильно.

Дозируйте телевизор и цифровые развлечения.

Американская академия педиатрии рекомендует отказаться от телевизора детям до двух лет, а после двух смотреть не более двух часов в день. Конечно имеется множество образовательных телепередач, но далеко не все они взаимодействуют с ребенком. Это же касается и компьютерных игр, они хоть и интерактивны, но не используют идеи ребенка в полной мере.

Следите за гигиеной ушей.

Дети, ввиду своих анатомических особенностей, более склонны к инфицированию ушных ходов, а насыщенная жизнь повышает этот риск. Если инфекция уже развилась, то немедленно обращайтесь к педиатру. Когда лекарственные препараты назначены, внимательно следите за дозировками и правильным использованием лекарства.

В некоторых случаях, инфекция на которую не обратили внимания приводила к снижению слуха, а иногда и вовсе к его потере. А это в дальнейшем препятствовало развитию навыков общения у ребенка.

Побывайте в интересных местах.

Всегда увлекательно побывать с ребенком в зоопарке, океанариуме, музее и других подобных местах. Это развивает его языковые навыки и вызывает любопытство, которое стимулирует развитие и умственную деятельность.

Хорошим решением будет сводить ребенка в контактный зоопарк.

Более детальную консультацию Вы можете получить у своего педиатра. Он также обратит внимание на конкретные моменты.

Но главным всегда остается количество времени и внимания уделяемого малышу.

А еще у нас есть группа VK, каналы в Telegram и Instagram. Заходите и оставляйте свои вопросы и пожелания для следующих статей.

Источник

Овкаджиева Данара
Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем для развития у детей младшего возраста навыков общения

Описание форм, средств и методов, используемых воспитателем

для развития у детей младшего возраста навыков общения.

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. Посредством речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Речь для ребенка является средством планирования и организации своих действий, деятельности и перспектив своей жизни, средством саморазвития и самовоспитания.

Читайте также:  Медицинская карта ребенка история развития ребенка бланк

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Формирование речевых способностей, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей является одной из основных задач программы дошкольного воспитания детей.

В своей работе воспитатель использует различные формы, методы и средства для развития у детей навыков общения.

Методы, используемые воспитателем для развития у детей навыков общения.

Если изучаемые объекты могут наблюдаться детьми непосредственно, воспитатель применяет метод наблюдения или его разновидности. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, чаще всего применяя изобразительные средств, такие как показ репродукций картин и фотографий, мультфильмов и презентаций. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие ребенка, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.

В детском саду используются в основном те словесные методы, которые связанны с художественным словом. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словесных методах мы применяем или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстрации, или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки-предмета и т. д.)

Цель практических методов обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра – универсальный способ закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи.

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Решение основной задачи-развития разговорной речи детей- предполагает работу воспитателя по организации целесообразной речевой среды. Для детей этого возраста наиболее предпочтительным является общение со взрослым. В процессе общения у ребенка появляются первые умения монологической речи – рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывание из двух-трех предложений. Также для развития речи воспитатель активно использует работу над активным и быстрым развитием словаря,в который входят: названия предметов, включенных в круг действий детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении; названия действий с предметами, некоторых особенностей предметов: крупные части, размеры, цвет (4 цвета, некоторые другие особенности (теплый, чистый и т. п.);названия некоторых трудовых действий, орудий, необходимых в труде (младший воспитатель налила в чашку компот, мама выстирала белье, ножницами режут бумагу и т. п.);названия собственных действий (собрал игрушки, вымыл и вытер руки, надела колготки, рисую, играю, танцую и т. п.);имена близких людей.

Грамматическая правильность речи.

-Освоение структуры простого предложения;-использование системы окончаний существительных, прилагательных, глаголов для выражения рода, числа, падежа, времени; -использование в речи слов с суффиксами уменьшительности, ласкательности, увеличительности (чик, -щик, -енок, -онок, -ищ) .

Звуковая культура речи.

Воспитание звуковой культуры речи на третьем году тесно связанно с овладением детьми новыми словами, с правильным произношением гласных и простых согласных звуков, использованием обще речевых умений (речевого дыхания, темпа и ритма речи, дикции).Ребенок учится: воспринимать и воспроизводить звуковой образ слова, передавать его ритм, говорить спокойно, не крикливо, в среднем темпе; правильно пользоваться речевым дыханием (говорить на выдохе, воспроизводить ритм стихотворения.

Средства развития речи.

Задачи развития речи реализуются в той или иной деятельности детей (учебной, игровой, трудовой, бытовой) .Поскольку воспитание в осуществляется взрослым через какую-нибудь деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый.

В повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого,могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки и т. д. Вместе с тем и плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей. С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех группах оформлены центры речевой активности. Разработаны определенные требования к их содержанию. Воспитателемнакоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. В методическом кабинете создан каталог педагогической литературы по теме речевого развития дошкольников, разработаны карты анализа занятий познавательно-речевой направленности, подобран диагностический материал.

Также для развития у детей навыков общения воспитатель использует следующие приоритетные технологии речевого развития дошкольника:

Читайте также:  Лучшая методика для развития памяти ребенка

Триз (Теория Решения Изобретательских Задач: Мозговой штурм или коллективное решение проблем)

Мнемотехника (Основная цель-развитие памяти)

Логоритмика (Речевые упражнения с движениями)

Сочинительство (Сочинительство загадок, стихов, описаний животных и растений, рассматривание картины и составление рассказа по ней)

Сказкатерапия (Используется начиная с младшей группы. Это позволяет учить детей точно отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей, запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать интонационную выразительность речи.)

Пальчиковая гимнастика (Пальчиковые игры со словом и звукоподражанием)

Артикуляционная гимнастика (Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса, скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста.

Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений воспитатель в своей практике использует мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Работа по развитию связной речи детейведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том,что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Использование наглядного моделирования дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей.

На мой взгляд, те формы, средства и методов, которые воспитатель использует в своей практике, в целом полностью соответствуют целям, нормативным показателям, возрастным и индивидуальным особенностям детей младшего возраста.

Источник

развитие коммуникационных навыков у детей

Трудно назвать хотя бы один полезный  навык, который не нужно было бы развивать с детства, ведь дети отлично впитывают информацию. И один из самых важных навыков, который стоит привить ребенку – это умение общаться с людьми и грамотно доносить свои мысли. Это позволит ему успешно социализироваться и благодаря этому стать успешным человеком.

Коммуникативные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, которые обеспечивают эффективное взаимодействие между людьми в процессе общения. Их можно улучшать при помощи грамотных методик, настойчивости и практики.

По мнению Ларисы Чернецкой, автора книги «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников», в ребенке необходимо развить три основные составляющие навыки коммуникации.

Первая составляющая: «область желания». Это значит, что нужно выработать потребность в общении, которая определяет желание ребенка общаться с окружающими. Без него не будет никакого прогресса. Если взрослый человек может себя мотивировать самостоятельно, то ребенок этого пока делать не умеет.

Если ребенок не проявляет интереса к общению с ровесниками, это может быть вызвано одной из двух причин:

  • физиологические причины: нарушение функций головного мозга;
  • психологические причины: проблемы в семье, неудачный опыт общения с ровесниками, то есть эмоциональные травмы.

Вторая составляющая: «область знания». Это то, насколько ребенок имеет представление о правилах и нормах эффективного общения. Так как сам он понятия не имеет об этих нормах, задача их объяснения и демонстрации ложится на плечи родителей. Вы должны показать ему основные приемы: как поддерживать разговор, как разрешать конфликты, выпутываться из трудных ситуаций.

Третья составляющая: «область умений». Эта составляющая делится на несколько компонентов:

  • умение адресовать сообщение;
  • умение привлечь к себе внимание собеседника;
  • аргументированность сообщения;
  • доброжелательность;
  • умение принять точку зрения собеседника;
  • умение заинтересовать собеседника своим мнением;
  • активное слушание;
  • проявлять эмпатию (сопереживать);
  • разрешать конфликтные ситуации.

Если у ребенка развиты все три составляющие, можно говорить о том, что у него развитые коммуникативные навыки.

Вернемся к первой составляющей. Как вызвать «область желания»? Ответ прост: при помощи игр. Все мы знаем, что дети любят играть. Они позволяют им социализироваться, а также проявлять лидерские способности, творческое воображение и умение работать в коллективе.

Поэтому ваша основная задача – найти такие игры и упражнения, которые развивают коммуникационные навыки ребенка и при этом вызывают неподдельный интерес. Вот некоторые из них.

Важно: данные игры подойдут для детей 3-7 лет.

Упражнения и игры для детей на развитие коммуникативных навыков

1

Закончи историю

Это упражнение поможет не только развить коммуникативные навыки у детей, но и поднимет им настроение. Начните рассказ и предложите ребенку закончить его. Данное упражнение пусть и не основано на диалоге, однако научит выражать мысли, причем связно, логически. Так ребенок научится размышлять и делать выводы.

2

Избавление от слов-паразитов

Если ваш ребенок уже употребляет слова-паразиты наподобие «ну», «эм», «как его» и прочие, нужно разобраться с этой проблемой, пока она не перекочевала во взрослую жизнь и не стала укоренившейся привычкой.

Читайте также:  Развитие памяти у ребенка с зпр методики

Попросите ребенка рассказать сюжет любимой сказки или мультфильма. Заранее скажите, каких слов не стоит произносить и пообещайте маленькие награды, если ему это удастся.

Данное упражнение научит его осознанно относиться к своим словам, а также очистит речь от мусора.

3

Что происходит на картинке?

Это одно из тех упражнений, которые позволяют грамотно выражать свои мысли, структурировать рассказ и быть хорошим собеседником.

Попросите ребенка объяснить, что он видит на картинке. Поощряйте его описывать цвета, людей, декорации и каждую деталь, которую он видит. У старших детей спросите, что, по их мнению, могло произойти до сцены, и что, по их мнению, произойдет позже.

4

Угадывание эмоций

Возьмите сказку или историю с эмоциональным содержанием. Начните читать ее ребенку. Задавайте подобные вопросы:

  • Почему главный герой рассердился?
  • Что чувствует сейчас этот персонаж? Почему?

Повышение эмоционального интеллекта научит вашего ребенка считывать эмоции других людей и реагировать соответствующе. Лучшие собеседники – именно те, которые понимают чувства других.

5

Импровизация

Это упражнение замечательно для детей всех возрастов. Выберите тему, с которой ваш ребенок знаком или просто любит, и попросите его рассказывать о ней 2 минуты. После этого усложните задачу: выберите другую тему и увеличьте время до 3 минут.

6

Ролевая игра

Составьте карты с различными видами деятельности. Ориентируйтесь на возраст ребенка. Карты могут включать:

  • игру с другом, где надо поделиться игрушкой;
  • спор с другом;
  • быть учителем;
  • быть напуганным чем-то.

Вытаскивайте карты. Пусть ваш ребенок изображает то, что находится на карточке. Это поможет ему научиться смотреть на ситуацию с других точек зрения, а также понимать людей.

А теперь – несколько советов, которые помогут повысить навыки общения вашего ребенка.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Спросите лучше у них «Что тебе понравилось сегодня в школе, а что нет?». Это научит его анализировать прожитый день и описывать свои чувства.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов. Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции.

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Книги

Если хотите детальнее разобраться в теме развития коммуникативных навыков детей, обратите внимание на следующие книги:

  • «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников» Лариса Чернецкая.
  • «Общение с трудными детьми» Антон Макаренко.
  • «Педагогическая поэма» Антон Макаренко.
  • «Развитие коммуникативных способностей и социализация детей старшего дошкольного возраст» Светлана Коноваленко, Мария Кременецкая.
  • «Развиваем память с нейропсихологом» Анастасия Сунцова, Светлана Курдюкова.
  • «Не рычите на собаку!» Карен Прайор.
  • «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Адель Фабер, Элейн Мазлиш.

Желаем вам удачи!

Понравилась статья? Присоединяйтесь к нашим сообществам в соцсетях или каналу в Telegram и не пропускайте выход новых полезных материалов:
TelegramВконтактеFacebook

Источник