Приемы развития способностей ребенка на уроке
Вероника Ваулина
Эффективные приемы развития познавательных способностей на уроках в начальной школе
Доклад учителя начальных классов МБОУ СОШ №8 г. Вязьма Смоленской области
Ваулиной Вероники Юрьевны
на тему:
«Эффективные приемы развития познавательных способностей на уроках в начальной школе».
Педагогические чтения: «Развитие познавательных способностей учащихся как основа достижения метапредметных результатов освоения образовательных программ»
Декабрь 2015 год.
Оглавление.
I. Критерии и цели развития познавательных способностей.
II. Диагностика познавательной сферы обучающихся начальной школы.
III. Практические приемы развития познавательных способностей.
1. Задания, направленные на формирование положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще.
2. Задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
3. Мозговая гимнастика – один из видов, улучшающих показатели различных психических процессов.
4. Построение предметных картинок, схем, штриховка.
5. Логические задачи на развитие аналитических способностей, нестандартные задачи, частично-поисковые задачи.
IV. Вывод.
“Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями твоей мысли, а не памяти”.
Л. Н. Толстой.
I. Критерии и цели развития познавательных способностей.
Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие познавательных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
В качестве критериев выступают:
• самостоятельность мышления,
• быстрота и прочность усвоения учебного материала,
• быстрота ориентировки при решении нестандартных задач,
• умение отличить существенное от несущественного,
• различный уровень аналитико-синтетической деятельности,
• критичность ума.
При этом решаются три аспекта целей:
– Познавательные цели (формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, общеучебных умений и навыков, способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации).
– Развивающие цели (развитие речи, мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать, развитие сенсорной и двигательной сферы).
– Воспитательные цели (воспитание системы нравственных межличностных отношений).
II.Диагностика познавательной сферы обучающихся начальной школы.
Проведя диагностику первоклассников, я поняла, что необходимо работать именно в этом направлении, развивать познавательные способности детей, вырабатывать у них определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычайные пути к верному решению. Для диагностики использую материалы из книги Марцинковской Татьяны Давыдовны.
III. Практические приемы развития познавательных способностей.
1. Задания, направленные на формирование положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще.
С 1 класса задания должны быть направлены на содержание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности (Слайд 4).
2. Задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.
В силу возрастных особенностей обучающихся начальной школы на уроках целесообразно использовать в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий (Слайд 5). На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.
На последующих этапах предусматривается полный переход на самостоятельное выполнение учащимися заданий, предполагающее возможность советоваться с учителем, соседом по парте, поиск совместного решения парами или группами. Ведущая задача учителя – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. В то же время не следует предъявлять жестких требований к тому, чтобы задача была обязательно решена каждым учеником. Важно следить, чтобы по мере продвижения к этой деятельности все большее число учащихся класса вовлекалось в нее.
Проверка самостоятельной деятельности учащихся предусматривает обязательное обсуждение всех предлагаемых учащимися способов решения, уточнение способов решения и рассуждений, показ ошибок в рассуждениях, акцентирование внимания детей на наиболее рациональные, оригинальные и красивые способы решения. Проверка особенно важна для детей с низким уровнем развития (они в силу своих физиологических особенностей усваивают все новое с большим трудом и длительное время не могут выполнять задания самостоятельно).
3. Мозговая гимнастика – один из видов, улучшающих показатели различных психических процессов (Слайд 6).
Мозговая гимнастика для детей способствует улучшению работы мозга в целом.
Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов,лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
4. Построение предметных картинок, схем, штриховка (слайд 7).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе.
С 1 класса на разных уроках ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов. На уроках письма ребята штрихуют картинки, силуэты букв. На уроках математики эта работа может быть использована при работе с задачей или геометрическими фигурами. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, – это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Я пользуюсь этим приемом на уроках литературного чтения, уроках развития речи. На уроках окружающего мира ребята составляют схемы, таблицы, картинные планы.
5. Логические задачи на развитие аналитических способностей, нестандартные задачи, частично-поисковые задачи (Слайд 8).
Частично-поисковая задача содержит вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.
К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведенных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.
Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других – растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему задания каждый следующий учебный год должны становится более разнообразными и трудными.
Решение нестандартных задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у детей. Невозможно сказать, как возникает решение трудной задачи. Но ясно, что в решении велика роль происходящих в мозгу бессознательных процессов. Здесь же я буду говорить об отработке лишь элементарных приемов мышления, пользуясь тремя заповедями учителя, (по Д. Пойа):
1. Старайся научить своих учеников догадываться;
2. Старайся научить своих учеников доказывать;
3. Пользуйся наводящими указаниями, но не старайся навязывать своего мнения насильно.
При обучении неискушенных в математике учащихся, которые привыкли решать задачи только на определенные правила, все представляет сложность.
• учащиеся не понимают, что же такое “рассуждение”, зачем вообще что-то нужно доказывать (дедуктивный аспект мышления);
• не видят логических проблем;
• не то, что не могут найти подход к решению, а просто не осознают, что же это такое – “идея решения” (индуктивный аспект);
• они (учащиеся) не привыкли рассматривать связи между задачами (ассоциативный аспект мышления).
Для отработки элементарных навыков мышления представляется естественным выделить типы таких задач, при решении которых указанные выше аспекты применяются, так сказать, в чистом виде.
Начну с задач, служащих формированию дедуктивного аспекта мышления.
Первый тип – задачи с “естественным рассуждением”, их педагогическая роль состоит в том, чтобы приучить школьников проводить последовательную цепочку рассуждений (к чему сводится решение любой математической задачи). На первых порах следует отбирать задачи, в которых нет сколько-либо необычных математических идей, такие, как простейшие логические и комбинаторные задачи, математические ребусы.
Второй тип – “задачи – ловушки”, в которых напрашивающийся ответ является неверным. Их роль показать необходимость доказательств (рассуждений).
Третий тип. Следующая ступенька в развитии дедуктивного мышления связана с формально-логическим аспектом. Его можно подчеркнуть с помощью так называемых очевидных задач, в которых ответ абсолютно очевиден (и верен, но на первых порах совершенно неясно, как же его получить.
С этого момента переходим от формально-логических и дедуктивных задач к индуктивным, которые уже непосредственно связаны с поиском идеи. И наша цель – помочь детям.
Один из древних и действенных методов обучения это “метод Сократа”, т. е. диалог с аудиторией. Искусство наставника состоит в том, чтобы задавать учащимся такие вопросы, которые они должны бы задавать сами себе. Безусловно, такой вопрос можно поставить практически к любой задаче, однако желательно, чтобы он не был прямой подсказкой.
Итак, четвертый тип задач – это “задачи с внутренним вопросом”.
Перейдем теперь к вопросу о формировании ассоциативного аспекта мышления.
Как известно, интеллект человека во многом определяется числом задействованных связей между клетками его мозга. Естественно, что для развития математического мышления необходимо устанавливать связи между фактами, понятиями, задачами и т. д. Причем устойчивость возникшей связи зависит от того, насколько самостоятельно она была открыта. “Тем, что вы были вынуждены открыть сами, можете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость” (Г. Лихтенберг). Решение задач часто возникает по ассоциации с чем-то известным, подчеркну, что не по аналогии, а “по ассоциации”.
В этой связи представляю пятый тип задач – задачи-загадки.
IV. Вывод.
Умение воспринимать ход мысли и “читать между строк” — важная составляющая общего образования, которую можно воспитать в процессе обучения.
Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Усвоение обобщенных когнитивных знаний, умений и навыков (ОЗУН, рассматриваемое как один из результатов развивающей работы является средством формирования у школьников познавательно-личностных структур. И это очень важно, так как смещает акцент в школьном обучении с широко распространенного в настоящее время «интеллектуального натаскивания» учащихся на их познавательно-личностное развитие.
Список использованной литературы.
1. Марцинковской Т. Д. «Диагностика психического развития детей».
2. Борейко Л. Н. «Нестандартные математические задачи в начальной школе».
3. Локалова Н. П. «120 уроков психологического развития младших школьников».
4. Захарова Р. А. Чупаха И. В. «Методика «Гимнастика мозга».
Источник
наталья барсукова
Приёмы и методы развития творческих способностей учащихся на уроках в начальной школе
Мастер – класс теме
«Моё творчество в рамках школьного образования».
Я предлагаю Вам обмен опытом в форме мастер класса по теме «Моё творчество в рамках школьного образования». Вначале мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящие для вас и вашего настроения.
Я рада, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день.
Ещё В. А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти. хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом “педагогический”. (М. М. Поташник) Таким образом,. педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества. Творчество – процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”
(Н. Рерих).
Сегодня я хочу вам предложить приёмы и методы развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемые мною на уроках.
– Начнём работу. У вас на столах лежат карточки со словами
Чёрный, летает, трусливый, ползёт, заяц, прекрасная, жук, стрекоза, скачет.
– Разложите их на 3 группы.
– Давайте обобщим, что же это за слова?
– Составьте с этими словами предложения.
– Молодцы!
Задание «Новое применение»
Называется какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше необычных способов его применения.
У меня в руках загадочная шкатулка. В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.
Загадка
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется,
Там след остается. (карандаш)
Учитель
Что можно делать при помощи карандаша?
Участники
Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.
Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей. Вы не правы. Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу. Я раскрою вам уже всем известный приём, написания синквейна, который я использую в своей работе с детьми.
Вы знаете, что основа стихотворения Синквейн.
Порядок написания Синквейна
• Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное, определяющее содержание синквейна.
• Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
• Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
• Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
• Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Сейчас мы попробуем составить синквейн.
Учитель
– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово творчество.
(Участники пишут синквейн)
– Прочитайте, что у вас получилось.
Участники
– творчество.
Нестандартное, уникальное.
удивляет, развивает, открывает.
Система обучающих технологий.
Мастерство.
Учитель. Мы с вами стали мастерами – поэтами.
С 1 класса помощью, чистоговорок ученики знакомятся с понятием «рифма». И уже к концу первого класса они сами могут составить чистоговорки.
Ша – ша – ша – Та – та – та-
Мама моет малыша. У нас в доме чистота.
С большим удовольствием дети выполняют задание, в котором надо продолжить стихотворение.
По силам ученикам предлагаю задания на подбор рифмы.
В нашем доме на окошке Мышка плачет и ревёт:
Сидят серенькие ___. Проси пчёл чтоб дали.
На уроках развития речи сами дети составляют загадки о временах года, о животных, о предметах быта. На открытом уроке мы с детьми из предложений составляли стихотворение, подбирая их по рифме.
И вы сейчас попробуйте составить загадку или стихотворение. Для этого в словаре омонимов выберите 2 омонимичные пары и зарифмуйте их, создав стихотворный текст.
Образец: ходят-ходят; косы – косы
По селу девчонки ходят,
И у всех девчонок косы.
А под ветром травы ходят:
Наточили парни косы.
На классных часах при беседе на тему «Мои обязанности в классе», придумывали прибор для мытья доски.
И мы сейчас побудем в роли детей. Вы должны изобрести технологию, которая учит детей, а чему вы сами подумайте. Технология состоит из трёх частей. Чтобы назвать эти три части и саму технологию, вам необходимо придумать неологизмы
Вы сделали научное открытие по технологии.
Кроме этого в своей работе часто использую различные технологии изображения, например, лепку из пластилина, работу с природным материалом, рисование кисточкой, пальцем, инсценированные произведений и рисуем рисунки к ним.
С самого начала урока, беру нестандартные задания, для устного счёта.
Например,такие задания:
Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это
8 9 10 2 4 5
2 4 5 6 8 9 10
у г а а Р а д
Даны примеры, ответ которых соответствует определённой букве.
Использую и такие задания.
Задание.
Реши выражения первого и второго столбиков. Закончи пословицы (соедини выражения с одинаковыми значениями):
4 *3 18 : 3
(Много снега-) (Мало леса – посади)
12 : 2 42 – 22
(Много леса-береги,) (брат и сестра)
5 * 4 2 * 6
(Лес и вода -) (много хлеба)
Решение.
4 * 3 = 12 2 *6 = 12
Много снега – много хлеба.
Ещё одним из приёмов в моей работе являются
«Друдлы»
Основой друдла (головоломки для развития воображения и креативности) могут быть любые каракули и кляксы. Друдл – это НЕ совсем законченная картинка,которая требует ответа на вопрос: «Что здесь нарисовано?» .
Каждый ответ развивает фантазию и творческое мышление.
При проведении экскурсий мы обращаем внимание на небо, по которому плывут облака. В них дети видят различные предметы.
На уроках математике чертим геометрические фигуры и представляем, на что она похожа.
У вас на столах лежат облака попробуйте представить, на, что они похожи.
Рефлексия. на листе бумаги обведите свою ладошку.
Каждый палец –это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
• большой – для меня это важно и интересно …
• указательный – я получил конкретные рекомендации, я была удивлена
• средний – мне не понравилось, мне понравилось
• безымянный – моя оценка психологической атмосферы
• мизинец- для меня было недостаточно, у меня возник вопрос
Спасибо за внимание.
Источник