Приемный ребенок отстает в развитии

Помогите советом, или нужна помощь. Отставание в развитии
Сообщение
баева ольга » 18 июл 2013, 18:15
Добрый вечер.Хочу влиться в ваш коллектив.Немного о себе и семье.Мне 31 год,имею трое кровных детей,старшему 11,среднему 6 лет,младшей 1 год 3 месяца.
В феврале лежала в больнице с дочкой и увидела мальчишку,тогда ему было 1 год и 2 месяца.Это была любовь с первого взгляда.
Прошла все инстанции,осталась последняя,забрать малыша,но тут наткнулась на тупик,из которого не знаю в какую сторону идти…
В опеке показали его документы,медицинское заключение,что 3 группа здоровья у него, развитие правда на 7-8 месяцев,но не так все страшно(как мне казалось)
Прийдя в детский дом,меня встретили в одном кабинете врач,педагог и соц.работник,и в один голос твердят,что мальчик дурак,что его место только в детском доме.Что отстает в развитии,что будет глупый когда вырастет не сможет ходить в нормальную школу!!!!
Ему сейчас 1 год 5 месяцев,ходит только за руку(это на момент моего первого визита к нему).В диагнозе у него поражение ЦНС,врожденный порок сердца и последствие гипоксии,вот на фоне этого и говорят что идет отставание в развитии.Сказали чтоб я писала отказ от него.
Я не написала,первый день посидела с ним 20 минут.
На следующий день пошла к главврачу Детского дома,послушать что она скажет,та вообще сразу сказала,чтоб даже не думала его брать.Типа,здесь с ним занимаются по часу каждый день и логопед,и психолог,и массажист,а типа сдвигов особо нет у него.Я вышла от нее,а к ней в кабинет тетка какая то зашла и дверь не закрыла,а главврач ей и говорит:Видела дура молодая со своими тремя детьми еще за больным пришла.Я конечно была в шоке)))
В этот день мы гуляли с Мишкой на площадке,ходит он за одну ручку,садиться и рвет траву и листья,я сначала не могла понять почему ему так интересна трава и листья,а потом поняла,когда увидела КАК дети гуляют.
Их выводят на веранду,которая на половину из кирпича,другая половина из железной решетки и двери из решетки.Вот так они и сидят там час,после чего их опять заводят в группу.
На следующий день с нами на площадке гуляла еще одна мамочка,и при разговоре с ней,выяснилось,что у нее здесь работает знакомая,которая ей сказала что НИКТО не занимается с детьми,тем более по часу,нет на всех время у них.
На третий день,Мишка начал делать первые шаги сам,по 5-6 шагов,но шагает,постоянно рвет траву ,очень понравилась ему вертушка,которая от ветра крутиться,я ему показала как она крутиться,так он все время ходил и повторял этот звук.
Сегодня был четвертый день,когда я к нему ходила,так первым делом когда мы вышли на прогулку,он повел меня к той самой вчерашней вертушки,и это при том,что врач говорит,что он не запоминает все те упражнения,который вчера проделывал с психологом и педагогом.
Вот и хожу как на каторгу к нему,я не знаю что делать,конечно я вижу что у него есть отставание в развитии,но он не дурак!!!
Я каждую минуту только и думаю как быть?Что делать?Но не могу я отказаться от него.Решили с мужем обойти с ним врачей сами,чтоб нам не те врачи из детского дома поставили диагнозы,а независимые люди,которым по идеи вообще все равно заберем мы Мишку или нет.
А в детском доме сложилось такое впечатление,что им не выгодно чтоб забирали от них детей.
P/S. Моя знакомая,ищет мальчишку от 1 до 3 лет,так вот,во всей Московской,Калужской и Тульской области сказали что таких детей нет!!!Здоровых нет,только все больные…
Вот какая то такая история пока не понятно чем она закончится,с одной стороны я бы хоть завтра подписала согласие на него,а с другой стороны меня честно пугает только то,что вдруг он действительно будет на столько отставать в развитии,что не сможет пойти в обычную школу…
Милые форумчане поделитесь опытом,может было у кого что-то похожее.
Источник
Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Его ставят сиротам практически «не глядя». Известный российский психолог Людмила Петрановская рассказала о том, почему не надо бояться этого диагноза, если вы берете в семью ребенка из детдома.
Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Фото Legion-Media.Ru
– Каковы причины задержки психического развития у детей?
– В отличие от умственной отсталости, – это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.
– Всегда ли справедливо ставят этот диагноз в детдомах?
– Хорошо, если ставят только задержку, но очень легко ставят умственную отсталость, а этот диагноз, в отличие от ЗПР, не предусматривает обучения в массовой школе.
– Чем внешне отличается ЗПР от умственной отсталости?
– Ребенок с умственной отсталостью не только позже начинает читать, он имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть. И даже технологии не всегда помогают с ним справиться. Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития. Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.
Детям в детских домах психолого-педагогические комиссии все эти диагнозы ставят на основании получасовой беседы с ребенком, во время которой невозможно не только обнаружить разницы между этими двумя диагнозами, но и отличить их от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи.
– Получается, что процент ошибок достаточно велик?
– Да, получается, что так. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она, по оценкам экспертов, может доходить до 50%.
– Значит, потенциальных приемных родителей может не пугать этот диагноз, если им понравилось фото ребенка в интернете?
– Вообще, даже дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Я знаю немало семей, которые воспитывают детей с таким диагнозом. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Но это же не конец света! Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.
Конечно же, с другой стороны, велика вероятность, что диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже детей с органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы.
Сейчас уже диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.
– Как возникает задержка?
– ЗПР может формироваться как в семье, так и в учреждении от недостатка количества актов общения в сутки.
Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.
Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им занимается почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.
Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении — от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть до 15 детей. Ребенок в такой ситуации понимает, что проси-не проси, зови-не зови, воспитатель к нему не подойдет, а подойдет тогда, когда написано в распорядке. Расписание важнее реальных потребностей ребенка. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.
– Сколько времени занимает преодоление диагноза в семье?
– По-разному. Если была длительная задержка, то даже занятия с детьми с ЗПР полностью ее не компенсируют. Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда дети во всех сферах отстают равномерно. С возрастом это вообще перестает быть важным. Серьезнее ситуация, когда у ребенка диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать еще и дополнительные методики.
Есть чудесные ситуации «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной ситуации, как бы «замораживаются» в развитии, «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего ребенка, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они очень быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.
Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души они сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.
Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к ненормальной жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.
Людмила Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, блогер.
Deti.mail.ru
Портал changeonelife.ru – крупнейший ресурс по теме семейного устройства, который каждый день помогает
тысячам людей получить важную информацию о приемном родительстве.
Родители читают экспертные материалы, узнают об опыте других семей и делятся своими знаниями, находят детей в базе видеоанкет.
Волонтеры распространяют информацию о детях, нуждающихся в семье.
Если вы считаете работу портала важной, пожалуйста, поддержите его!
Поддержать портал
Источник
Как труден выбор долго и безуспешно планирующих пар. Или смириться с бездетностью, или усыновить малыша из детского дома. И если мысль об усыновлении все чаще посещает вас – возможно, вы уже на полпути к тому, чтобы сделать счастливым маленького человечка.
Усыновление – это очень сложное решение. Мало кто может принять его моментально и без сомнений. Будущие родители взвешивают все за и против, собирают информацию и борются со страхами и опасениями. Ведь у каждого брошенного малыша своя история, свои диагнозы, особенности и проблемы. Они – Дети, которые с первых дней рождения лишены самого главного – материнской заботы.
Самый частый диагноз у таких детей – задержка психического развития. Такой диагноз может получить практически каждый малыш, оказавшийся в детдоме. И чем дольше ребенок будет в детдоме, тем вероятнее, что он получит такую запись в свою медицинскую карту.
Задержка психического развития
Под этим термином подразумевается синдром отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Этот диагноз на самом деле не такой пугающий, как звучит. Как же может не отставать в развитии малыш, которым не занимаются целыми днями, не водят на улицу, не подносят к окну: «Видишь, это солнышко, дерево, тучка?», не читают сказок, не покупают развивающих игрушек. И не делают многого другого, что делают мамы для своих детей – просто посвящают им всю жизнь.
Если вы решитесь взять малыша, вам нужно будет приложить максимум усилий, чтобы он догнал в развитии своих сверстников, которым повезло больше.
Как помогут развивающие игрушки?
Будущие родители должны быть готовы к возможным трудностям. Если вы усыновляете младенца от рождения до полугода, знайте – он не станет сразу понимать, что вы теперь – его мама. Возможно, он не станет реагировать на ваше появление радостью и оживлением, как реагируют на маму дети, которые знают ее с первых дней. Не бойтесь избаловать малыша – почаще берите его на ручки, разговаривайте, смотрите в глаза. Привлекайте его внимание также и к вещам. Повесьте на его кроватку яркие игрушки, например, мобиль. Малыш будет следить за движущимися под музыку игрушками, поворачивать голову, тянуться к ним. Это развивает координацию движений, зрение, слух. Развивающие коврики – очень полезное для младенцев изобретение. Они изготовлены из разных по текстуре материалов, имеют много игрушек, музыку. А чем больше информации поступает в мозг ребенка, тем больше тратится времени на ее обработку, следовательно, мозг развивается.
Если вы усыновили ребенка старше полугода, будьте готовы к тому, что с ним нужно общаться, как с ребенком, который на несколько месяцев младше. И диагноз ЗПР, вероятней всего, будет стоять в его карте. Ведь он многое упустил – деток в домах малютки много, персонала мало. Но малыши быстро адаптируются. Как вы можете ему помочь? Играйте с ним в простые игры – «ладушки», «коза». Купите ему игрушек для его возраста, например, развивающие игрушки tiny love , играйте вместе – стройте домик, одевайте куклу, катайте машинку, «кушайте» из игрушечной посуды, рисуйте. Дети нуждаются в ласке и внимании. Но сильное проявление чувств от пока незнакомых ему людей – бабушек и дедушек, других родственников, соседей – может его испугать. Подготовьте малыша, расскажите ему что к вам кто-то придет в гости. Хорошо, если гость будет с подарком. Но если малыш все равно будет волноваться – сведите визиты до минимума, дайте ему привыкнуть.
Усыновили малыша постарше? Возможно, ему годик-полтора? Такие дети способны чувствовать изменения, произошедшие с привычным укладом их жизни. Оберегайте ребенка от потрясений – не делайте ярких ремонтов в детской, не покупайте много вещей, не устраивайте праздник в честь его приезда в родной дом. Дайте ему время на адаптацию – ребенку очень сложно. Проблемы у таких деток чаще проявляются в задержке речевого развития. Возможно, малыш умеет играть игрушками, но совсем не лепечет. Ненавязчиво учитесь разговаривать. Показывая ему игрушку, вещь – четко проговаривайте ее название, рассказывайте, для чего тот или иной предмет нужен, показывайте жестами их назначение. Если малыш будет повторять – обязательно похвалите его. Дети из детских домов привыкли к распорядку дня. Вам нужно будет поддерживать привычный ритм сна, бодрствования, приема пищи. Иначе ребенок будет растерян – ведь привычки вырабатывались долгие месяцы.
Вышеперечисленные рекомендации пригодятся и для малышей постарше – двух, трех лет. Но им еще труднее может даться адаптация в новой семье. Все проблемы решаемы, наберитесь терпения. К развивающим занятиям добавьте обыгрывание действий, которые маленький человек должен учиться делать самостоятельно – одевание, купание, туалет, еда. Учитесь отношениям – дружбе, любви. Например, кукла (мишка, зайчик ) купается, кушает, дружит с другой игрушкой, любит маму. Фотографируйте малыша, заведите альбом и смотрите его вместе. Пойте песенки, танцуйте, играйте, читайте книги и обязательно приобщайте к этому папу. И как бы вам не хотелось дать ребенку все и сразу – цирк, театр, развлекательный центр – терпите. У него и так потрясение, ему нужно время на привыкание. Не перегружайте детскую нервную систему, у вас еще вся жизнь впереди, успеете показать малышу много интересного. Вы обязательно вместе справитесь со всеми неурядицами. Пройдет небольшое время, и ваш долгожданный ребенок обязательно догонит в развитии своих сверстников.
Милые будущие родители, не бойтесь непосильных трудностей, боритесь со страхами и решайтесь на усыновление. Познать счастье материнства и отцовства может каждая семейная пара. Даже если диагнозы не дают возможности самим зачать и родить, просто возьмите малыша из детдома. Ведь вырастить и воспитать ребенка – вот главное призвание в жизни.
Источник
Причины отставания ребенка в физическом развитии
Когда у ребенка замедляется психическое развитие, это может быть вызвано неправильным педагогическим подходом, задержкой развития психики, нарушением функций центральной нервной системы, недоразвитием мозга, которое приводит к умственной отсталости.
[1], [2], [3], [4], [5]
Неправильный педагогический подход
При неправильном подходе к ребенку он может не знать и не усваивать многих вещей. Появляется отставание в развитии, и объясняется оно не просто нарушениями работы мозга – ребенок здоров – а запущенностью воспитания. Когда ребенок испытывает недостаток информации, и при этом его не поощряют к умственной деятельности, способности ребенка к усвоению и обработке информации резко снижается. Но если к ребенку применят правильный подход, эти пробелы постепенно устранятся. Если занятия будут проходить постоянно, будет все нормально, ребенок со временем догонит своих сверстников.
Задержка развития психики
Другими словами – задержка психического развития ребенка Она проявляется очень вариативно. Но всегда эту особенность можно различить по нюансам поведения, которые дают возможность отличить умственную отсталость, педагогическую запущенность и задержку в проявлении психических реакций. Дети, у которых наблюдается задержка развития психики, не страдают от нарушений в работе мозга, но у них совершенно не характерное для их возраста поведение, незрелое, более детское, бывает повышенная утомляемость, недостаточная работоспособность, такие дети быстро устают, не доделав свою работу.
Эти симптомы могут объясняться тем, что роды мамы были патологическими, с нарушениями, которые повлекли за собой заболевания ребенка. Поэтому в раннем детском возрасте ребенок может часто болеть инфекционными заболеваниями, поражающими, в том числе, и нервную систему. Эти заболевания и проблемы с поведением базируются на органических отклонениях в работе нервной системе ребенка.
[6], [7], [8], [9], [10]
Биологические причины задержки в развитии ребенка
- Нарушения в организме мамы при вынашивании
- Заболевания мамы во время беременности
- Алкоголизм и пристрастие к табакокурению беременной
- Психологические, неврологические, психосоматические заболевания родственников больного ребенка
- Роды с патологиями (кесарево, вытягивание ребенка щипцами и так далее)
- Инфекции, которые ребенок перенес в раннем дошкольном возрасте
[11], [12], [13]
Социальные причины задержки в развитии ребенка
- Сильный контроль (гиперопека) родителей
- Агрессивное отношение по отношению к ребенку в семье
- Травмы психики, перенесенные в раннем детстве
Чтобы можно было подобрать программу коррекции ребенка, который отстает в развитии, мало просто выявить причину (кстати, они могут быть комплексными). Нужно еще и поставить диагноз в клинике у психолога и у врача-педиатра, чтобы лечение было комплексным.
Задержку психического развития (ЗПР) у детей медики сегодня делят на четыре типа
Психический инфантилизм
Такие дети вспыльчивы, плаксивы, не самостоятельны, для них характерно бурно выражать свои эмоции. Настроение таких детей часто меняется: вот только что ребенок бегал и весело играл, а теперь он плачет и требует чего-то, стуча ногами. Такому ребенку при психическом инфантилизме крайне сложно принимать решения самому, он полностью зависит от папы или мамы, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Диагностировать это состояние очень сложно, потому что родители и педагоги могут принимать его за баловство. Но если провести аналогию с тем, как ведут себя ровесники ребенка, очень четко просматривается задержка в его развитии.
Психическая задержка соматогенного происхождения
Эту группу составляют дети, которые постоянно страдают из-за частых простудных заболеваний. В эту группу также входят дети с постоянными заболеваниями хронической природы. И еще – малыши, которых с детства родители слишком тепло укутывали, слишком о них беспокоились, грели мороженое и воду, чтоб, не дай бог, малыш не простудился. Такое поведение – чрезмерная опека родителей – не дает ребенку познавать мир, поэтому его психическое развитие тормозится. Отсюда и неспособность быть самостоятельным, самому принимать решение.
Неврогенные причины задержки в развитии ребенка Ребенком никто не занимается или, наоборот, его чрезмерно опекают. Насилие со стороны родителей и перенесенные травмы в детстве тоже относят к неврогенным причинам задержки развития дошкольника. Этот тип харакетризуется тем, что моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, ребенок часто не знает, как проявить свое отношение к чему-либо.
Органически-церебральные задержки в развитии
Здесь уже действует природа. То есть отклонения в организме – органические отклонения в работе нервной системы, мозговая функция такого ребенка нарушена. Это – самый трудно поддающийся лечению тип задержки в развитии ребенка. И самый частый при этом.
Как выявить отклонения в развитии ребенка?
Как утверждают ученые, это можно сделать еще в первые месяцы, как только ребенок родился. Еще проще это сделать в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 – х до 4- х лет). Нужно только понаблюдать за ребенком внимательно. Если у него задерживается развитие, то некоторые безусловные рефлексы будут особенно развиты или, наоборот, их не будет вообще, хотя у здоровых детей эти реакции есть.
- Ребенок продолжает сосать что-либо после трех месяцев после своего рождения (пальчик, губку, край одежды)
- После двух месяцев ребенок все еще не может сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать
- Ребенок слишком резко реагирует на звуки или вообще не реагирует на них
- Ребенок очень слабо может следить за предметом, который движется, или вообще не может сфокусировать взгляд
- До 2-3-х месяцев ребенок все еще не умеет улыбаться, хотя этот рефлекс у нормальных малышей проявляется уже в 1 месяц
- В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» – это свидетельствует о нарушениях речи; ребенок лепечет вплоть до 3-х лет, хотя у здоровых детей раздельная речь начинает проявляться намного раньше – в 1,5-2 годика
- Когда ребенок подрастает, он не может четко выговаривать буквы, не запоминает их. Когда его учат читать, ребенок не может постичь основы грамоты, она ему просто не дается.
- В детском саду или школе у ребенка обнаруживают дисграфию (нарушаются навыки письма), не может посчитать элементарных цифр (присутствует заболевание под названием дискалькулия). Ребенок среднего и старшего дошкольного возраста невнимателен, не умеет сосредотачиваться на чем-то одном, быстро меняет виды деятельности.
- У ребенка дошкольного возраста нарушена речь
Источник