Приемный ребенок 1 год

Приемный ребенок 1 год thumbnail

Первые дни приемного ребенка дома проходят одинаково тяжело, как для него, так и для новоявленных родителей. Несмотря на бытующее мнение о том, что чем младше малыш, попавший в семью, тем легче ему адаптироваться и принять новые условия жизни, трудности возникают буквально на каждом шагу.

Приемный ребенок 1 год

Затруднения приемной мамы вполне объяснимы и частично оправданы с физиологической  точки зрения: она не носила ребенка под сердцем девять месяцев, её организм не получил мощной гормональной поддержки, у нее еще не включился безусловный рефлекс любви – материнский инстинкт. Что и говорить, даже родная мать может раздражаться, уставать и не понимать своего ребенка. А тут чужой, беспомощный малыш, нередко в силу возраста не имеющий возможности сообщить о своих желаниях, страхах, дискомфорте. К тому же, дети, с рождения помещенные в условия сиротского учреждения, имеют ряд отличительных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе адаптации ребенка в приемной семье:

  • Этот маленький человечек уже успел пережить за свою недолгую жизнь страшное предательство, понять, что криком и плачем он не добьется ласки и внимания, а обычные  объятия и поглаживания неприятны и даже пугают его.
  • Дети постарше заметно отстают от «домашних» сверстников в сенсорном и интеллектуальном планах. И дело вовсе не в наследственности или задержке психического развития, просто в детских учреждениях складывается особая среда, где не нужно активно общаться, исследовать окружающий мир, проявлять инициативу. Ребенок не осознает себя отдельной личностью со своими пристрастиями и предпочтениями, он  – такой как все, один из многих.
  • Вся жизнь детдомовского ребенка подчинена строгому регламенту – режиму дня, в рамках режима ему комфортно и любое изменение привычного распорядка дня будет вызывать беспокойство.
  • Так уж сложилось, что практически все, кто работает с маленькими детьми в учреждениях, – женщины. Малыши просто не знают, как реагировать и в дальнейшем общаться с мужчинами.

Все эти особенности приемных детей необходимо учитывать в процессе адаптации, привыкания к новой роли – любимого и желанного чада. Для того чтобы облегчить этот процесс, существует несколько общих рекомендаций.

  • Первые недели дома необходимо обязательно соблюдать режим того учреждения, в котором содержался ребенок. Со временем можно немного сместить временные рамки, если малыш не проявляет при этом беспокойства.
  • Не нужно раздражаться на то, что приемный малыш при общении не смотрит вам в глаза или вовсе «выпадает» из него – он просто не привык к доверительному, открытому диалогу.
  • Отношение к еде у ребенка двоякое: он может напрочь отказываться от вкуснейших и полезнейших на ваш взгляд продуктов или, напротив, механически поедать все, что находится в свободном доступе (своеобразная привычка есть всю еду, пока она не кончится). Тут важно следить за вкусовыми пристрастиями малыша и не давать ему переедать.
  • В первые дни ребенка на новом месте следует ограничить посещения друзей и родственников. Стоит помнить и о том, что в детском доме не было домашних животных, воспитанники вряд ли могли вдоволь смотреть мультфильмы, а многих вещей вообще ни разу не видели: например, инструментов  или арсенала флаконов с духами. Поэтому всех новых, необычных и пугающих явлений, предметов и действий желательно пока избегать.
  • Не нужно стараться форсировать события и перегружать ребенка новыми впечатлениями: до этого он жил в стабильной, возможно, и несколько унылой атмосфере. Переезд в новый дом, обретение родителей – и так стресс для малыша, ему нужно освоиться, привыкнуть к обстановке и почувствовать себя защищенным.
  • Старайтесь быть с ребенком вместе как можно дольше: разговаривайте с ним и слушайте его, не реагируйте на странные, на ваш взгляд, игры, нецензурную брань и «страшилки» из жизни в детском доме – таким образом, он избавляется от негатива, а на это может уйти не одна неделя.

Проявив максимум терпения, окружив малыша любовью, заботой и вниманием, вы и сами вскоре заметите, как тот постепенно начинает меняться – «оттаивать». Первые радостные звоночки прозвучать когда:Приемный ребенок 1 год

  • малыш начнет проявлять интерес к окружающему, исследовать и изучать новые предметы и явления;
  • его мимика станет более богатой, он научится смотреть в глаза, не пряча их;
  • появится понимание «моё-чужое» (ведь в детском доме до этого все было общим, а значит ничьим), любимые игрушки, лакомства и т.д.;
  • в случае опасности малыш станет искать защиты у новой мамы, прятаться за нее, обнимать, если расстроен или просто хочется ласки;
  • ребенок начнет проявлять волю, отказываться от неприятных ему действий или вещей;
  • запреты, сказанные спокойно, без повышения голоса, будут услышаны и приняты к сведению;
  • и самое приятное – на вопрос: «Где мама?» малыш  глазами будет искать вас и показывать пальчиком.

Адаптация приемного ребенка к новым условиям жизни – процесс небыстрый. Скорее всего, вы даже не будете замечать те маленькие шажочки, что он проделал на этом нелегком для всех членов семьи пути. Поэтому слушайте посторонних людей, тех, которые вхожи в вашу семью, но видят вас нечасто – им со стороны виднее как меняется ваш малыш. Принимайте их похвалы и восхищение с удовольствием – маме тоже важно знать, что она все делает правильно. И помните, вы не одни, педагоги-психологи из Школы Приемных Родителей помогут вам в случае затруднений, подскажут, как сгладить процесс привыкания друг к другу, чтобы результат – счастливая семья – радовал всех.

Источник

В каждой семье решение усыновить ребенка приходит по-разному. В основном это семейные пары, которые по различным причинам не имеют своих детей, это семьи, для которых ребенок – настоящее счастье и смысл существования. С момента принятия решения об усыновлении жизнь семьи кардинально меняется, и будущие родители сталкиваются с множеством вопросов. Кого предпочесть, девочку или мальчика, и какого возраста ребенка лучше принять в семью?

Каждый возраст ребенка для усыновления имеет свои плюсы и минусы

Новорожденные и груднички

Многие желают стать приемными родителями именно новорожденного ребенка и это объяснимо. Сейчас много пар принимают решение об имитации беременности, когда женщина носит накладной живот, увеличивающийся вместе со сроком «беременности», и между тем идет усиленный поиск малыша для усыновления. Не обязательно ребенок будет прямиком из родильного дома, возможно, к моменту усыновления ему уже будет один-два месяца, но таких крох запросто можно выдать за новорожденных.

усыновлениеПреимущество усыновления грудничка в том, что ребенок с первых дней жизни находится в семье. Молодая мама может испытать все прелести декретного отпуска – пеленки, распашонки, кормление из бутылочки, ежедневные прогулки с коляской. Между ребенком и родителями формируется крепкая эмоциональная связь. Но и тревоги усыновителей по поводу ребенка младенческого возраста вполне обоснованы. Трудно оценить внешность – уже через год ребенок может сильно измениться, невозможно оценить интеллект малыша, его характер. Впоследствии могут выявиться серьезные заболевания, так как некоторые врожденные наследственные патологии проявляются не сразу.

Малыши от года до трех лет

Данный возрастной период привлекателен для усыновления по многим причинам. Родителям проще подобрать ребенка желаемой внешности, похожего на кого-то из приемных родителей. Уже можно оценить характер – ребенок либо тихий и застенчивый, предпочитающий спокойные игры, либо активный карапуз, ни минуты не сидящий на месте. Дети в этом возрасте начинают разговаривать, они любознательны и активны, открыты к общению, копируют поведение старших, чем вызывают всеобщее умиление и любовь взрослых. Со стороны здоровья становится меньше опасений, что со временем проявится какое-либо заболевание.

В то же время не стоит забывать, что малыш успел испытать чувство одиночества и недостаток внимания в детском доме, из-за чего у многих наблюдается задержка психического развития. Адаптация после усыновления может быть осложнена из-за дополнительного влияния возрастного кризиса двух-трех лет. В этом случае нужно просто набраться терпения и больше обращать внимания на радостные моменты семейной жизни.

Дети от трех до пяти лет

В этом возрасте дети достаточно самостоятельны, они сами кушают, одеваются, умываются и чистят зубы. Усыновляя ребенка такого возраста, родителям можно не переживать за свою работу, отпуск по уходу за ребенком брать не требуется, к тому же после того, как малыш освоится в семье, он сможет начать ходить в детский сад. Дети 3-5 лет реже болеют инфекционными заболеваниями, чем дети от года до трех лет. 

возраст для усыновления

Среди 3-5-летних детей гораздо легче выбрать ребенка, приятного по внешности и подходящего ро характеру. Дети очень нуждаются в близком общении с взрослыми, чем дольше они пребывали в условиях детского дома, тем сильнее заметно отставание в эмоциональном развитии от сверстников, тем дольше будет протекать период адаптации в семье. Кроме задержки психического развития, у ребенка могут присутствовать и другие хронические заболевания, требующие лечения и компенсации.

Читайте также:  Коляска для ребенка 1 года для зимы

От пяти до семи лет

Ребенок этого возраста обладает сформировавшимся характером, имеет свои привычки. У детей складывается понятие семьи, они хотят иметь родителей, поэтому ребенок очень старается понравиться будущим родителям. Адаптация после усыновления проходит сравнительно легко, так как ребенок сам заинтересован влиться в семью, он особенно нуждается в любви и ласке, которой ему не хватало. Легче оценить умственные способности ребенка, его предпочтения в творчестве. Здоровые дети дошкольного возраста редко болеют простудными заболеваниями, усыновленный ребенок будет посещать дошкольное учреждение и постепенно готовиться к поступлению в школу. Приемные родители должны понимать, что в таком возрасте сохранить тайну усыновления будет сложно.

От семи до десяти лет

У ребенка к этому возрасту практически полностью формируется характер, раскрываются его умственные и творческие способности. Будущие родители, решившие взять в семью ребенка-школьника, должны понимать, что это достаточно взрослый ребенок и перевоспитать его полностью под свои нормы и предпочтения не удастся. Нужно ценить индивидуальность ребенка как человека и лишь корректировать его в нужном направлении.

Подростки

Подростковый возраст является самым проблемным для родителей. Взрослые должны отнестись с пониманием к протестам и неподчинению детей, нужно стараться стать другом для ребенка, общаться с ним на равных, как со взрослым. Ребенок обычно понимает и ценит, что приемные родители принимают его в свою семью для того, чтобы помочь реализоваться в жизни и дать необходимую эмоциональную поддержку. Прежде чем усыновить подростка, необходим довольно длительный период предварительного знакомства, также требуется согласие от самого ребенка на усыновление.

Как мы видим, не существует идеального возраста усыновления, и придерживаться строгих рамок в выборе пола и возраста ребенка не стоит. Возможно, когда вы получите направление на грудного мальчика 3-х месяцев, может так получиться, что вы не сможете пройти мимо симпатичной двухлетней девочки, и именно она станет вашей любимой дочкой. Каждая история усыновления уникальна! 

Источник

Вы хотите стать приемным родителем. Решение принято, документы собраны, знакомство с ребенком состоялось, все заключения, распоряжения и прочие нужные и важные бумаги подписаны, заверены и получены. Вот и наступает тот долгожданный, самый важный день – день приезда ребенка в Вашу семью. Вы «не в своей тарелке» – и это естественно. Ребенок волнуется тоже, и это, опять же, нормально. Только вот Вы поедете с ним в знакомую среду, а он – в абсолютно новую и непривычную.

Догадайтесь: кому сложнее?! Думается, ответ на этот полуриторический вопрос однозначен, и потому Ваша первоочередная задача – взять под контроль эмоции с тем, чтобы можно было без дополнительных сложностей успокоить нового члена семьи.

Приехать в учреждение за ребенком лучше всего утром, дав ему время собраться и ничего не забыть, попрощаться со всеми, с кем ему хочется. Да и у Вас время не пройдет впустую: появится дополнительная возможность побеседовать со специалистами, к которым возникли какие-либо вопросы.

Проверьте, все ли собрал теперь уже Ваш ребенок и не прихватил ли чего лишнего. По опыту могу сказать, что формулировка «потом заедем и заберем» может превратиться в «никогда», особенно, если Вы проживаете далеко от интернатного учреждения. На этом этапе не акцентируйте внимание на том, что, на Ваш взгляд, ребенку не понадобится. Возможно, именно эта старая, грязная плюшевая игрушка, которую так хочется «незаметно забыть» – это как раз именно то, что ему действительно дорого.

По дороге домой рассказывайте ребенку о том, куда Вы едете, что собираетесь делать, в общем, комментируйте происходящее. Если по ходу маршруту будет школа, в которой он будет учиться, или магазин, в который Вы всегда ходите за свежим хлебом – расскажите ему об этом. Да, возможно, с первого раза он и не запомнит, но это и не настолько важно. Главнее другое: эти объяснения – подтверждение того, что Вы действительно, на самом деле его забираете к себе. Они помогут ребенку обрести душевный покой.

Дома, прежде всего, необходимо дать ребенку осмотреться, познакомиться с местом, где ему предстоит жить. Покажите ему все: где он будет спать, где заниматься, где обедать, туалет, ванную комнату. В первый день не нужно звать гостей на «смотрины», лучше, если дома будут находиться только те, кто проживает здесь всегда. Потом, постепенно, можно будет познакомить ребенка с остальными родственниками и друзьями семьи.

Внимательно следите за его состоянием. Хорошо, если первое время режим дня в Вашем доме будет схож с режимом учреждения, где он находился раньше. Это сохранит ощущение стабильности. Если он устал или хочет кушать – удовлетворите эту потребность без особых задержек. Дайте ему время, чтобы разложить вещи, привыкнуть к атмосфере, пообщаться с людьми, которые будут рядом.

Что касается «развлекательной программы», лучше не слишком нагружать подопечного. Можно сходить на прогулку, чтобы ребенок запоминал маршруты, по которым ему предстоит ходить, или вечером собраться, посмотреть семейные фотографии, чтобы он больше узнал о Вас и Вашей семье. Но перенасыщать его сильными впечатлениями не стоит: в первый день в семье их и так достаточно. Старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком, если он хочет чем-то поделиться – выслушайте, помогите ему сформировать с Вами доверительный контакт.

Конечно, на начальных этапах Вы можете столкнуться с тем, что ребенок будет плохо есть или, наоборот, употреблять слишком много пищи, плохо засыпать, или очень стесняться. Возможно, его будут пугать незнакомые ситуации: наличие мужчины в доме (в интернатных учреждениях работают, в основном, женщины), домашних животных, незнакомые звуки, новые запахи. Главное в такой ситуации – успокоить его, дать ему уверенность, что Вы никуда не уйдете и теперь Вы одна семья.

Источник

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

И вот долгожданный момент настал. Малыш едет домой. Сейчас откроется дверь, и вы вместе перешагнете порог в новую жизнь.

Что чувствуют приемные мама и папа? Восторг, трепет, удовлетворение, радость, счастье. И только? Вовсе нет. Еще есть смущение, волнение и даже тревога – как он все примет? Как он чувствует себя? Как сделать знакомство малыша с домом максимально комфортным?

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

А как чувствует себя малыш? Он замер. Он настолько ошарашен и взволнован, что радость перекрывается страхом и неуверенностью. Он боится. Чего? В первую очередь – не прийтись ко двору. Старается понравиться, ступает очень осторожно – на цыпочках, боясь лишний раз шевельнуться. И осторожно нащупывает верный курс.

Как быть? Как правильно организовать встречу маленького члена семьи, помочь ему принять свой новый дом, вжиться в семью? Постараюсь по пунктам разложить наш опыт первых дней. Наши детки совсем крохи – старшему сыну Жене два с половиной года, его сестре Сашеньке год и девять месяцев. Но думаю, в случае с подростками основные принципы останутся те же, изменятся лишь конкретные методы и действия.

1. Отложите праздник

Конечно хочется выплеснуть в реальность свое потрясающее счастье и восторг – сбылось! Получилось! Мы вместе!!! Но пусть до времени фейерверки рвутся только в вашей душе. Малыш пока не готов их вынести.

Начнем с того, что он пока еще не в курсе, как сильно ему повезло – вам предстоит это долго ему доказывать ежедневной любовью и заботой. Я помню, как дети были смущены и обескуражены. Их вырвали из привычной среды, увезли с собой люди, которых они по сути едва знали!

Что такое налаживание контакта в Доме малютки? Короткие по времени встречи, первое знакомство. Мы были для них не Мама и не Папа, хотя Женя нас так называл, а чужие.

Поверьте, ребенку совсем не нужны плакаты в стиле: «Добро пожаловать домой!», гирлянды из воздушных шаров и огромные торты. Эта ошибка наглядно продемонстрирована была в фильме «Трудный ребенок». Помните идиотских клоунов по всей комнате? И реакцию главного героя – усыновленного мальчика? Все так и будет!

Хорошо, что нас предупредили об этом заранее, еще в Школе Приемных Родителей. Чем проще обстановка дома, тем лучше.

2. Знакомство с новым домом

Если вы покажете на одной из встреч малышу фотографии дома или квартиры, расскажете, как он будет там жить, хотя бы какие-то отдельные моменты – самые первые, это даст ему возможность хоть как-то подготовиться морально к моменту приезда домой.

Читайте также:  Беременность и ребенок 1 год

Еще во время посещения сына в Доме малютки, я начала рассказывать ему словно сказочку, что ждет его впереди. Выглядело это примерно так:

– Мы придем к нашему дому. Вот он! – показываю Жене фотографию. Он заинтересовано смотрит, тычет пальчиком в экран телефона.

– И достанем ключики. Вот смотри! – протягиваю сыну связку ключей. Восторгу парня нет предела! Перебирает звонкие металлические ключики, а я показываю, как мы будем открывать ими дверь.

– Смотри, кто нас будет встречать дома! Это же твой друг Плюша! – Медвежонка Плюшу я привезла еще на самую первую встречу. Каждый раз навещая Женька, я брала его с собой.

Когда, наконец, все свершилось, и испуганный малыш подъехал на руках папы к нашему дому – он его узнал! Впервые за то утро у него на лице появилась улыбка. Дальше все было по сценарию нашей сказки – я достала ключи, и мы открыли дверь нашей квартиры. А там Женю ждал его верный друг плюшевый мишка.

Конечно, подобные методы годятся только для совсем маленьких детей. Но можно придумать что-то и для ребят постарше. Подростку, например, для заочного знакомства с домом можно показать коротенькое видео. В этом случае, полного погружения в неизвестность уже не случится, а значит будет меньше поводов для тревоги и стресса.

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

3. Распорядок дня

Лучше в первое время сохранить привычный для ребенка распорядок дня. Уточнить его подробности можно в детском доме. Дети в этом смысле очень большие консерваторы. Любое глобальное нарушение привычного сценария – дополнительный стресс. Особенно это касается смены времени приема пищи и сна у малышей.

И Женя, и Сашенька первое время просыпались словно по будильнику и в назначенный час требовали выдать еду. Приятный бонус в этой ситуации – беспроблемное засыпание вечером. Стоило положить их в кроватку, как они сами без постороннего вмешательства, засыпали! Правда спустя примерно месяц такой праздник кончился.

И более старшим детям первое время будет проще, если сохранить привычный для них ритм жизни. Постепенно вы все равно придете к тому режиму, который принят в вашей семье.

4. Чем кормить?

Из литературы мы знали, что есть два наиболее распространенных варианта пищевого поведения ребенка, только что попавшего в семью. Он может накидываться на еду, словно голодный волчонок, из чего не следует вовсе, что в учреждении он регулярно недоедал. Вероятнее всего, это просто его способ борьбы со стрессом. Либо наоборот, ребенок может отказываться, например, от торта и конфет. Просто эти продукты ему пока не знакомы или мало знакомы. Опять же – не потому что он был лишен сладкого, а именно предложенные вами конфеты он видит впервые.

Накормить Женю всегда было проблемой. Слава Богу, об этом меня заранее предупредила воспитатель. При выписке из Дома малютки я попросила дать мне меню хотя бы на неделю, и, к моему удивлению, все блюда из этого перечня сын хоть неохотно, но ел. Как только включалось мое новаторство – парень плотненько сжимал губы и убедительно мотал головой: сама ешь такое не-знаю-что!

А с Сашенькой вышел конфуз. Мне и в голову не пришло, что ребенок с расщелиной губы и неба не может сосать. В этом случае, как назло, воспитатель не посчитала нужным предупредить меня об особенностях кормления Саши. Когда мы привезли ее домой, я радостно сунула ей в рот заранее приготовленную бутылочку и сразу поняла, что что-то не так. Малышка начала захлебываться. Только тогда я озаботилась вопросом, как же кормить-поить мое необыкновенное чадо. К счастью выход довольно быстро был найден – поила я Сашу с помощью шприца и кормила протертой едой в положении лежа – но стресс мы пережили огромный! В свой первый тихий час дома дочка уснула голодной.

Примечательно, что попробовать шоколад мои дети согласились совсем недавно. Женя не ел конфеты практически до Нового года 2017, предпочитая им яркие фантики. Теперь, конечно же, стремиться наверстать упущенное время!

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

5. Озвучьте сразу свои правила

Вам будет проще договориться с ребенком, если вы с первого дня обозначите ему правила вашей семьи. В случае с Женей, несмотря на все увещевания преподавателей Школы Приемных Родителей, мы не предали большого значения этому пункту. Что было огромной ошибкой.

В самые первые дни сыночек, видимо под действием стресса, был очень спокойным и послушным, даже пассивным. Чтоб хоть как-то его растормошить, мы готовы были дать ему больше свободы, рассуждая, что успокоится, свыкнется, а там и гайки подкрутим. Ничего подобного! Спустя недели две-три наш Женечка начал показывать характер:

– То есть – как это, нельзя в кошку кубики кидать? Что значит, когда кушаем – не играем? А я может и не планировал есть вашу кашу? – сын надувал губы, выпячивал вперед животик и если не достигал желаемого эффекта, переходил на истошный ор.

Когда я готова была ввести санкции вмешивался папа, который, проводя на работе большую часть дня, мало представлял реальное положение дел.

– Дай ему время, он привыкает!

Женя и привык. Вскоре масштабы бедствия ощутил и отец-заступник. Благо его вид и габариты внушали сыну мысль, что будить в папе зверя не очень правильно, и отца он все-таки готов был слушать. Иногда. У меня же начались срывы – когда я по нескольку раз в день повышала голос, а потом долго приходила в себя, мучаясь от чувства вины и бессилия. Только настойчивость и последовательность дали в итоге результат. Наша борьба за мир длилась месяца три и была довольно сложной для обеих сторон.

Этот этап, когда устанавливаются рамки и нормы поведения, проходят все приемные родители. Он имеет свое название в литературе – «период установочных конфликтов». Единственный шанс хоть как-то сгладить острые углы – с первого дня озаботиться созданием системы домашних правил, которые должны отвечать определенным требованиям:

а) Важно чтобы правила были обязательны для всех членов семьи. Не драться, не кричать, например.

Очень помогает положительный личный пример. Во время имущественных споров детей, когда Женек уже готов применить силу, достаточно ему напомнить, что у нас в семье никто не дерется – и это работает.

б) Правил не должно быть слишком много, чтобы ребенок мог их запомнить. Если правильно сформулировать, можно несколькими правилами охватить разные сферы жизни семьи.

Например, меня очень выручает правило нашей семьи: «последнее слово за папой». Приходится, конечно, и самой соблюдать это правило. Иной раз совсем без желания. Зато многие вещи детям объяснить очень просто: «папа так сказал». Или – «наш папа так бы никогда не сделал». И дети со вздохом поднимают белый флаг.

в) Правила должны звучать просто и коротко. Все сложносочиненные предложения малыш может не понять – и не будет выполнять, соответственно. Чем младше ребенок – тем короче и проще.

Многие правила Женя знает «на зубок», и временами он сам транслирует их Саньке. Про ту же несчастную кошку: «Нельзя обижать, ай-яй-яй!»

г) Продумать ответственность за невыполнения правил. Чем меньше «действий по ситуации» со стороны родителей, тем лучше. Пусть все будет предсказуемо для ребенка. Это избавит его от лишнего стресса и тревоги.

Он должен знать, что раскидал игрушки – будешь собирать. Громко кричишь – пойдешь в кресло сидеть, пока не успокоишься и не сможешь спокойно сказать, что тебе нужно и т.д.

Чем старше и разумнее ребенок, тем меньше правил, больше свободы. Можно и его привлекать постепенно к внутрисемейному законотворчеству. Но малышу, особенно в первые дни, лучше просто и четко давать короткие внятные инструкции. Поверьте, он будет рад «показать себя» – какой он послушный и хороший.

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

6. Личное общение. Никаких гостей!

Не стоит настаивать на диалоге, если ребенок отводит взгляд и убегает от ласки, просто дайте ему время. Не надо затискивать его и забалтывать. Он не привык к этому.

Женя, в отличие от Саньки, изначально был более закрыт. Долгое время ему было некомфортно у меня на руках. Начитавшись литературы о пользе совместного сна с ребенком, я попыталась в первую же ночь положить его себе под бочок. Он весь съежился, замер и только смотрел на меня своими черными глазами, не понимая, что происходит, и чего я от него хочу. Когда же я сдалась и переложила его в кроватку, то он за считанные минуты засопел, уснул.

Читайте также:  Рецепт ужина для ребенка 1 года 3 месяцев

Чтобы подружиться с ним, мне нужно было отыскивать все новые способы заинтересовать его, включить в игру. Если сын не реагировал – я меняла тактику. Постепенно появился целый ряд «наших» дел и игр. Так в совместной деятельности, мы постепенно открывались друг другу, наши отношения становились более близкими и душевными.

Муж нашел свой путь к сердцу сына – рассказывал ему перед сном сказки, купал в ванне. Пусть это было только пару часов перед сном в совокупности, сын очень ценил это время, ждал его.

Сашенька с самого начала была более открыта и готова к контакту. Это особая черта многих детишек с синдромом Дауна – умение быстро адаптироваться и заводить друзей. Если Женю я к рукам приучала постепенно, Сашенька с первой минуты отвечала мне на ласку. Это было неожиданно и очень-очень здорово!

Мне кажется, самое важное в этом процессе – понять, как именно ребенок понимает любовь, какие конкретные действия с вашей стороны скажут ему, что он дорог. Это зависит и от возраста, и от характера. Но думается заинтересованный и внимательный родитель сможет разгадать эту загадку, если проявит больше терпение и наблюдательность.

Не стоит сразу спешить продемонстрировать ребенка всем знакомым, приглашать домой родственников и друзей. Они могут подождать, пока и вы, и сам малыш будете готовы к новой встрече.

Конечно, нашим бабушкам-дедушкам очень не терпелось увидеть новоиспеченных внучат – выручал интернет. Я каждый день отправляла всем родным фото и видеоотчет и получала в ответ море восторгов и позитива! До сих пор просматривая эту хронику, не могу сдержать слез.

7. Ведите себя естественно

Наша жизнь не закончилась в тот миг, когда мы стали родителями. Появление ребенка в семье вовсе не означает, что мы должны превратиться в вечно улыбающихся и благодушных биороботов, готовых сутками развлекать детей. Детям нужно наше внимание, с ним нужно играть, заниматься, но никто не сказал, что все время, когда дети не едят и не спят, мы обязаны развлекать их.

Ребенку не нужен аниматор-клоун, ему нужны мама и папа, которые могут также заниматься своими делами. Другое дело, что чаще всего до определенного возраста малыш не умеет себя занять, и приходится маме или папе озаботиться заранее тем, чтоб он не скучал.

Здесь нет четких критериев и норм, все очень индивидуально. Женя больше нуждался в моем участии и отдаче практически с первого дня. Как только мы преодолели первый барьер отчужденности, он настойчиво стал требовать, чтобы все мое внимание было сосредоточено только на нем. Было очень страшно оттолкнуть его, опять загнать в скорлупу недоверия и страха, но мы вместе находили выход. Например, во время приготовления еды он сидел на полу и обнимал мою ногу, пока я резала овощи для супа. При этом я пела ему детские песенки или читала по памяти стихи Агнии Барто. Все были довольны! А если у меня были по плану косметические процедуры, маски на лицо мы накладывали, понятно, вместе – и ему, и мне.

Сашенька сперва была очень пассивной, ей вполне хватало моего или папиного присутствия рядом и того, что она слышит наши голоса. С ней и сейчас намного проще, чем с Женей – она умеет сама себя развлечь и может часами играть в машинки и кубики, рассматривать картонные книжки.

Кроме того, когда появилась Саша, мы поняли, как здорово, когда ребенок в семье не один! Очень скоро детки научились играть вместе, и пока они занимаются друг с другом, родители могут быть относительно свободны. Главное – следить, чтоб занятие это проходило без риска для чьей-нибудь жизни.

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

8. Избегайте сильных эмоций в первые дни

Я помню состояние Жени и Саши, когда они только проявились в нашей семье. Конечно, в силу характера и особенностей, присущих людям с синдромом Дауна, Сашенька была более открыта и эмоционально стабильна. И все же сама атмосфера в нашей квартире была очень напряженной в обоих случаях. Дети очень осторожно и внимательно изучали изменившуюся обстановку, нас самих. Все их внимание, все душевные силы были отданы этому процессу. Мы с мужем как-то интуитивно поняли, что не стоит отвлекать их, а стоит, напротив, дать им время успокоиться и почувствовать некую стабильность.

Очень помогла в этом плане информация, полученная в Школе Приемных Родителей. Мы знали, что громадная ошибка – тащить в зоопарк, цирк или театр ребенка, который только-только свыкается со своей новой ролью и ищет свое место в семье. Даже многочисленные подарки и игрушки мы прятали, а потом выдавали постепенно небольшими порциями, чтобы не повергнуть наших карапузиков в очередной шок.

9. Помните о трудном прошлом ребенка, не пытайтесь менять его сразу

Опытным путем мы очень быстро поняли, что работает только терпение и настойчивость. Избавиться от каких-то поведенческих привычек и реакций очень трудно. Иногда приходится повторять что-то детям по миллиону раз. Крик не только не помогает, он отбрасывает ситуацию далеко назад, разрушая хрупкое доверие между родителями и ребенком. Особенно это я ощутила с Женей.

Нам повезло – наши дети, если быть честными, очень послушные и смышленые. Договориться с ними, как правило, не составляет труда. И, тем не менее, бывали ситуации, когда у меня просто опускались руки, и я не знала как быть.

Больше всего сложностей у нас было с Жениной едой и поведением за столом. Хорошо, что пройдя Школу Приемных Родителей, мы уже знали, что корень проблемы не в плохом характере или упрямстве ребенка, а в пережитом им горе, в травме. Хочу сразу сказать, что в два с половиной года мой сын не ест самостоятельно. Я кормлю их вместе с младшей сестрой, одновременно. Не за столом, а на полу, потому что Саша может есть только лежа. Причем до того, как появилась Сашенька, сын кушал сам ложкой, и у него неплохо получалось.

Первые полгода мы безуспешно пытались приучить Женю к горшку, на который, по словам воспитателей Дома малютки, сын регулярно ходил чуть ли не с года. В итоге намаявшись вдоволь, мы оставили все попытки приучить его. Спустя месяц, он внезапно сам начал проситься на горшок. Вопрос решился очень быстро и просто – я уже не помню, когда в последний раз надевала ему памперс.

Из всего, что мы читали и изучали при подготовке к принятию в семью детей, мы вынесли одну простую мысль – всегда надо учитывать прошлое ребенка. Он может немного отставать в развитии, иметь педагогическую запущенность или приобрести какой-то негативный опыт в жизни до усыновления. Все это непременно будет сказываться на его поведении. И мы были готовы к этому.

Чем старше ребенок, тем больший груз травм, обид и горя он несет за плечами. Все это необходимо учитывать, выстраивая отношения с ним. Конечно, нельзя полагаться только на себя, лучше изучить всю литературу по данной теме, подготовиться теоретически. Даже в моем случае, хоть я и признаю, что нам очень повезло с детьми, мне понадобилась помощь психолога в определенный момент, и я очень рада, что у меня была возможность эту помощь получить.

Что тут скажешь? Читайте Людмилу Петрановскую, Гордона Ньюфелда, Джона Боулби. Сейчас есть много хорошей литературы по данной теме, это всего лишь малая толика, мои любимые авторы.

Приемный ребенок едет домой! Трудности первых дней

Фото из личного архива Татьяны Мишкиной

10. Настройтесь на позитив

Нужно понимать, что первые дни простыми ни для вас, ни для ребенка быть не могут. Это нормально. Но в жизни всегда, даже в трудные времена, есть место счастью и радости. Отыскивайте такие возможности, пусть пустячные и смешные – это не важно! Дорожите ими, концентрируйте на них свое сердечное внимание. В самые темные и грустные моменты жизни, сохраняйте в душе место для радости и смеха!

Для наших детей мы – Волшебники, открывающие им целый мир. И нужно постараться показать этот мир добрым, научить видеть светлые моменты, наслаждаться красотой простых вещей.

Идет снег. Мороз тонкой вязью за?