Прием ребенка в 1 год

Содержание

  • Список врачей: осмотры каких специалистов нужны ребенку в год?
    • Педиатр
    • Невролог
    • Хирург
    • Стоматолог
    • Офтальмолог
    • Отоларинголог
    • Психиатр
  • Дополнительные исследования

Прием ребенка в 1 годПлановые осмотры врачами в 1 год обязательны по закону. Это связано с тем, что в таком возрасте малыши часто болеют. При этом многие патологии внешне не проявляются или их развитие замедленно. И только во время диспансеризации специалисты могут вовремя обнаружить заболевание и предотвратить последствия. Ребенка могут поставить на диспансерный учет и постоянно наблюдать у детского врача узкого профиля, проводить обследования.

В этом возрасте также присваивается группа здоровья. Согласно ней, для ребенка составляется индивидуальный график занятий физкультурой, посещений определенных специалистов и др.

Список врачей: осмотры каких специалистов нужны ребенку в год?

Проходить диспансеризацию можно в поликлинике по месту прописки ребенка или в лицензированной многопрофильной клинике. Во втором случае и родителям, и малышу будет значительно удобнее, ведь отсутствуют очереди, а внимания при этом каждому пациенту уделяется максимально много.

Педиатр

Начать медицинскую комиссию нужно с приема у педиатра. Он даст направления на анализы и предоставит список узких специалистов, которых нужно посетить.

Во время визита в 12 месяцев врач:

  • взвешивает ребенка (средний вес – 10 кг), замеряет рост (средний рост – 75 см);
  • измерит окружность груди (норма – 49-50 см), головы (норма – около 46 см);
  • осмотрит родничок (он наиболее часто уже закрыт);
  • осмотрит полость рта (должно быть примерно 8 зубов);
  • проведет для родителей консультацию по питанию, прикормам, витаминам;
  • сделает прививки (от гемофильной инфекции, АКДС, от ветрянки, полиомиелита, кори), проведет реакцию Манту;
  • даст рекомендации при излишнем весе или дефиците массы тела.

Через три дня нужно будет прийти на прием снова, чтобы показать пробу Манту.

Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Врач-педиатр в СМ-Клинике»

Невролог

Невролог в один год смотрит родничок, измеряет окружность головы (с рождения она должна увеличиться примерно на 12 см), оценивает рефлексы. Для специалиста важно, говорит ли ребенок, может ли ходить, какова у него походка. Врач оценивает развитие речи (отмечается, кстати, что девочки начинают говорить раньше и больше). В норме к году ребенок уже может произносить осмысленно несколько слов, показать и назвать части тела. Важно понимать, что неврологические патологии очень коварны. Их необходимо вовремя диагностировать, чтобы не нарушилось психомоторное развитие. Поэтому приемом невролога пренебрегать нельзя, хотя некоторым мамам он и кажется неважным. К числу тревожных симптомов по профилю неврологии относят:

  • частые срыгивания;
  • гипертонус мускулатуры;
  • нарушения сна;
  • дрожание рук и подбородка.

Они должны насторожить как самостоятельно, так и в комплексе с другими нарушениями.

Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский невролог в СМ-Клинике»

Хирург

Детский хирург осматривает ребенка на предмет тех болезней, которые лечатся оперативным путем. При их обнаружении количество необходимых посещений увеличивается.

На приме врач осматривает живот, чтобы вовремя исключить или диагностировать пупочную или паховую грыжу. Мальчикам проводится осмотр наружных половых органов, чтобы оценить степень и правильность их развития (например, исключить неопущение яичек или водянку). Также важно выявить патологии в развитии органов грудной клетки.

Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский хирург в СМ-Клинике»

Стоматолог

Когда ребенок достигает возраста 12 месяцев, у него уже присутствует 4 нижних и 4 верхних резца. Врач осматривает ротовую полость, чтобы оценить цвет эмали, начавший формироваться прикус, вовремя обнаружить сколы и кариес. Дело в том, что молочные зубы имеют тонкую и чувствительную эмаль, а ребенок в этом возрасте «все тянет в рот», ввиду чего неизбежны повреждения. Родителям врач дает рекомендацию, как ухаживать за первыми зубами, обеспечить профилактику болезней.

Данный специалист в СМ-Клинике не представлен.

Офтальмолог

На приеме у окулиста проводится осмотр глазного дна. Это необходимо для того, чтобы вовремя выявить повышенное внутричерепное давление. Консультация этого специалиста особенно важна, потому что к 12 месяцам уже почти у всех детей закрыт большой родничок, а значит нейросонографию не сделать.

Острота зрения сверяется с возрастными нормами. Могут быть диагностированы:

  • астигматизм;
  • дальнозоркость;
  • близорукость;
  • косоглазие;
  • предрасположенность к нарушениям зрения.

В комплекс процедур также входит осмотр вен глаза, проверка того, как зрачки реагируют на свет, как ребенок следит за движущимися игрушками и фокусирует взгляд. Могут быть на ранней стадии диагностированы:

  • заболевания и пороки развития слезных каналов;
  • врожденная глаукома;
  • конъюнктивит;
  • врожденная катаракта;
  • и др.

На приеме могут быть использованы глазные капли.

Врач предоставляет консультацию для родителей о том, как правильно ухаживать за глазами ребенка.

Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский окулист в СМ-Клинике»

Отоларинголог

Отоларинголог (ЛОР) занимается проблемами уха, горла и носа, а также их профилактикой. Специалист предоставляет консультации для родителей по уходу за слизистыми оболочками, профилактике воспалений и простуд, отвечает на все вопросы. В 12 месяцев он осматривает детей в первый раз. На приме могут быть выявлены искривления носовой перегородки, узкие носовые проходы. Иногда обнаруживаются увеличенные миндалины неба или аденоиды. Кроме того:

  • осматриваются ушные раковины;
  • проводится оценка состояния гортани;
  • берутся мазки со слизистой носа, с миндалин, из глотки.

Маленькие дети не всегда могут предъявить жалобы на самочувствие. При этом в организме могут развиваться такие опасные и распространенные болезни, как трахеит, отит, ангина, бронхит, воспалительные процессы в верхних дыхательных путях, ларингит. Нередко диагностируются серные пробки, которые необходимо вычищать. Только врач способен обнаружить проблему и оказать помощь, пока легкое заболевание не перешло в более тяжелое.

Информация о посещении специалиста в нашей клинике – «Детский ЛОР в СМ-Клинике»

Психиатр

Детский психиатр оказывает помощь детям, которые имеют наследственные, врожденные, приобретенные патологии и отклонения. Он оценивает правильность темпов развития, особенности темперамента ребенка. Врач предоставляет консультации родителям, рассказывает о формировании правильной среды и атмосферы в семье, о воспитании и др. При необходимости детям назначаются дополнительные обследования, например ЭЭГ или психодиагностика. Если обнаружена патология, лечение может включать психотерапию, прием медикаментов, психологическую коррекцию и др.

Данный специалист в СМ-Клинике не представлен.

Дополнительные исследования

Детям в рамках диспансеризации назначаются следующие исследования:

  • Общий анализ крови. Рекомендован всем по достижению 12 месяцев. Чаще всего с его помощью выявляют железодефицитную анемию. Так, когда гемоглобин «опускается» ниже 100 г/л, необходимо, во-первых, пройти курс препаратов железа, во-вторых, повременить с прививками, за исключением реакции Манту.
  • Общий анализ мочи. Направлен на выявление патологий мочевыделительной системы.
  • Анализ кала – общий и на яйца гельминтов. Позволяет исключить энтеробиоз.
  • Перинатальный соскоб. Дает возможность обнаружить яйца остриц, которые располагаются в перинатальных складках. Если диагноз подтверждается, то проводится лечение, потом новое обследование, а затем прививка.
  • ЭКГ. Самый простой и информативный способ исследования деятельности сердца. Отличается безболезненностью, быстротой и безопасностью. С помощью ЭКГ выявляют ЧСС, нарушение обмена калия, магния и кальция, а также ряд болезней, включая стенокардию, пороки сердца, метаболические нарушения и др.
Читайте также:  Ребенок 1 год что то застряло в горле

Источник

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Физическое развитие годовалого ребенка

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Психомоторное развитие в 1 год

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Режим дня и питания для детей 1 года

Многие мамы годовалых детей сталкиваются с проблемой смены режима. Часто малыш в этом возрасте с трудом засыпает днем, поэтому дневной сон откладывается на более позднее время. С переходом на один дневной сон нужно скорректировать режим питания ребенка. Обычно прием пищи осуществляется 4 раза: например, в 9 утра – завтрак, в 13 часов – обед, в 17 часов вечера – полдник и в 21 час – ужин. При этом отход ко сну оказывается довольно поздним: в 22 – 23 часа вечера.

Рацион питания годовалого ребенка должен исключать аллергенные продукты: шоколад, копчености, пряности. Некоторое врачи советуют продолжать давать ребенку молочную смесь, но не в бутылочке, а на тарелке. Постепенно переводите ребенка на взрослую пищу. Чтобы у малыша развивался жевательный рефлекс, замените пюре на мелкие кусочки не очень жесткой пищи. Это могут быть котлеты, фрукты, хлеб.

Режим дня и питания для детей 1 года

Здоровье годовалого ребенка

Поход к педиатру в год считается обязательной процедурой. Врач берет у ребенка необходимые анализы, производится физиологические измерения. Также решается вопрос вакцинации ребенка. Также необходимо посещение следующих специалистов: невролог, хирург, ортопед. Дополнительно желательно проконсультироваться с офтальмологом и стоматологом.

Важным составляющим здорового образа жизни является соблюдение личной гигиены ребенка. В год малыш может сам научиться мыть руки перед едой и после прогулки, а также умываться. Если у ребенка вырос хотя бы 1 зуб, стоит подружиться с зубной щеткой. И, конечно, не игнорировать вечернее купание и ополаскивание под душем.

Как развивать ребенка в 1 год

Чтобы малыш быстро развивался и приобретал все новые и новые навыки, помогите ему в этом:

  1. Поменьше носите ребенка на руках, дайте ему свободу передвижения.
  2. Озвучивайте ребенку все, что вы видите, беседуйте с ним. Читайте малышу книги – это так важно для развития речи ребенка.
  3. Играйте в развивающие игры: сортеры, кубики, пирамидки, шнуровка и т.д. Можно предложить малышу простую сюжетно-ролевую игру (например, стройка, гонки и т.д.). Хорошо подойдут пальчиковые игры.

Развитие малыша в 1 год во многом зависит от его родителей. Проводите с ребенком больше времени, играйте, разговаривайте с ним, гуляйте. Обеспечьте Вашу кроху новыми яркими впечатлениями, тогда его развитие непременно пойдет в гору!

Выводы

Время с малышом пролетает очень быстро. За первый год жизни ребенок кардинально меняется. Основные изменения в развитие годовалого ребенка- это первые слова и первые шаги, развитие навыков общения, исследования мира, самообслуживания.

Читайте также:  Физиология ребенка 1 года жизни

Выводы

Заключение

Помочь малышу развиваться всесторонне и гармонично могут развивающие занятия. В детском Монтессори-центре «Созвездие» есть группы «Вместе с мамой», которые могут посещать дети от 8 месяцев до 2 лет. Занятия направлены на развитие мелкой моторики (а значит, и речи), концентрации внимания, координации движений, воображения, памяти, зрения, мышления, словарного запаса. Опытный педагог покажет Вам, как работать с тем или иным материалом и поможет заинтересовать ребенка. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Статью подготовила Монтессори-педагог

Шутова Анастасия

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Рассказ о Детском Клубе «Созвездие»

Приглашаем малышей в гости в Детский Клуб «Созвездие» У нас занимаются детки в возрасте от 8 месяцев до 7 лет.

Источник

Автор: Булавина Екатерина Борисовна

врач-педиатр 1 категории

г. Курск

Время на прочтение : 15 минут

Некоторые годовалые дети уже ходят и говорят, другим еще предстоит сделать первые шаги и произнести первое слово. Обсуждаем, что ребенок должен уметь в год и как развить его физический и умственный потенциал за счет игры и питания, с врачом-педиатром первой категории Екатериной Борисовной Булавиной.

НАВЫКИ И УМЕНИЯ

– Екатерина Борисовна, что умеет делать и говорить ребенок в 1 год?

– За первый год малыш делает огромный скачок как в физическом, так и в умственном развитии. Из беспомощного кричащего младенца он превращается во вполне разумного мыслящего маленького человека.

Развитие ребенка в 1 год

Речевые навыки

  • произносит простые слова с повторяющимися слогами – «ма-ма», «па-па», «ба-ба»
  • выражает потребность словами «дай» или «на»
  • пытается повторять речь взрослых
  • словарный запас у ребенка – от 8 до 10 простых слов, произносимые им звуки все более разнообразны

Психомоторное развитие

  • уверенно сидит без поддержки
  • перемещается по комнате, держась за опору или за руки родителей
  • свободно тянется за игрушками из положения сидя
  • активно осваивает ползание, ходьбу
  • поднимается и спускается по ступенькам, шагает приставным шагом при поддержке взрослого
  • приседает, встает из любого положения, взбирается на поверхности и спускается с них

Эмоциональное развитие

  • может испытывать радость, удивление, любовь, настороженность, страх, разочарование, гнев
  • учится управлять эмоциями, но часто реакции непредсказуемы: смех в одну минуту может смениться плачем, веселая игра – закончиться истерикой, малыш может капризничать и кусаться, привлекая к себе внимание
  • начинает проявлять самостоятельность: категоричное «нет» или «я сам» может сопровождать любое предложение помощи взрослыми
  • начинает испытывать привязанность к людям, вещам, появляются любимые игрушки, а также настороженность к посторонним
  • удерживает внимание в течение 10-15 минут;
  • действия малыша импульсивны, но он способен понять причинно-следственную связь (упал – больно – бежит к маме)
  • активно наблюдает за эмоциональной реакцией взрослых и начинает им подражать
  • умеет проявлять осторожность, часто оглядывается или ищет глазами маму, когда она выпадает из поля зрения

Умственное развитие

  • знает названия окружающих предметов и звуки, издаваемые животными, может их повторить
  • выполняет несложные просьбы: принеси, дай, найди
  • знает слово «нельзя» и очень бурно реагирует, когда не получает желаемое
  • использует социальные жесты: машет рукой на прощание, исполняет воздушный поцелуй, играет в ладушки, тянет ручки, когда что-то просит
  • активно познает мир, любит все ощупывать, осматривать, пробовать на вкус, для удовлетворения любопытства способен заглянуть в любой уголок квартиры: открывает и закрывает дверцы, залезает в шкафы, выдвигает ящики, заглядывает под диваны
  • складывает и достает вещи из коробки, собирает простые пирамидки, играет сортерами, черпает воду ложкой, бросает мяч, осознанно тянет или толкает предметы для их перемещения
  • вступает в контакт со сверстниками, показывает дружеское расположение

Навыки в быту

  • пьет из поильника, может учиться пить из чашки, пытаться пользоваться ложкой
  • помогает родителям при одевании: поднимает и просовывает ручки в рукава, ножки в штанины, может самостоятельно снимать шапку или носки, играет с обувью, пытаясь ее надеть
  • некоторые начинают осваивать гигиенические навыки: подставляют ручки под струю воды, промокают лицо полотенцем, пользуются горшком

– Ребенок в 1 год умеет многое, но какие навыки не считаются обязательными?

– Самостоятельная ходьба или ползание, поскольку ребенок может пропустить этап ползания и научиться ходить чуть позже. Необязательно уметь пользоваться горшком и взбираться по лестнице, а также иметь набор из десяти слов: достаточно 2-3 при условии, что ребенок пытается повторять новые слова за взрослыми.

– Физическое развитие годовалых детей различается?

– К году ребенок обычно утраивает свой вес при рождении, но помесячные прибавки веса снижаются и в среднем не превышают 350 г, прибавки роста составляют от 1 до 1,5 см. Многие малыши в этом возрасте визуально худеют, так как начинают активно двигаться и вытягиваться в рост, а вес часто стоит на месте.

Мальчики

  • рост – от 74 до 77,3 см
  • вес – от 9,4 до 11 кг

Девочки

  • рост – от 72,8 до 75,8 см
  • вес – от 9 до 10,2 кг

– Сколько зубов у ребенка в 1 год?

– У детей в этом возрасте должно быть восемь передних зубов, но если их двенадцать или всего пара, это тоже варианты нормы.

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

– Какие темпы развития считаются нормальными, а когда нужна специализированная помощь?

– В освоении двигательных навыков допустимо отклонение в ту или иную сторону на пару месяцев. Бесстрашные гиперактивные дети начинают ходить и даже бегать уже в 9-10 месяцев. Но есть вполне здоровые малыши, которые осторожничают, боятся отойти от опоры и сделать первые самостоятельные шаги даже после года (через пару месяцев они обязательно пойдут). Первые слова также далеко не все начинают говорить вовремя.

Всегда следует обращать внимание на тревожные симптомы, которые будут поводом посоветоваться с врачом. Чаще они появляются задолго до 12-месячного возраста – важно их вовремя заметить и своевременно прийти за помощью.

Признаки отставания в развитии

Ребенок в год не ходит – один из вариантов нормы

С ранних месяцев можно говорить о задержке психомоторного развития, если ребенок:

  • поздно начал держать голову и переворачиваться;
  • поздно научился садиться, и если сидит, то неустойчиво;
  • поздно встал у опоры, а если встает, то на цыпочках;
  • часто падает, не предпринимает попыток выставлять ножки, имитируя ходьбу.

У такого малыша к году не будет первых шагов. Поэтому на самых первых этапах важно проводить его комплексное лечение, направленное на улучшение моторной деятельности и нормализацию мышечного тонуса.

Ребенок в год не говорит

Симптомы часто проявляются в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок:

  • не оживляется, услышав речь взрослого;
  • не проявляет эмоциональную реакцию на голос;
  • не предпринимает попыток гулить;
  • к 8-9 месяцам не лепечет, не подражает звукам, которые издают взрослые.

Поводом для беспокойства становится возраст 1,5 года. Если до этого возраста ребенок не произнес простых слов и не может показать предметы на картинке, стоит немедленно обратиться за помощью.

Другие симптомы задержки развития

Ребенок требует пристального внимания врача-педиатра, если:

  • к году его развитие значительно отстает или превышает среднестатистические нормы – определить отклонения поможет врач;
  • с рождения наблюдаются патологические масса-ростовые прибавки;
  • он внезапно перестает расти и набирать вес;
  • он не может удерживать в руках предметы, манипулировать ими, пить из поильника или кружки.
Читайте также:  Тридерм для ребенка 1 год

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

– Екатерина Борисовна, что надо делать, чтобы ребенок хорошо развивался?

– Единой правильной модели воспитания, к сожалению или к счастью, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но существуют базовые принципы, на которых строится полноценное здоровое развитие. Задача родителей на этом этапе – всячески поощрять любые попытки крохи познать мир и максимально обезопасить этот процесс.

Например, если ребенок…

  • открывает дверь – проследить, чтобы он не прищемил пальчики;
  • взбирается на диван – предусмотреть мягкое падение;
  • хочет есть самостоятельно – выдать ложку.

Предоставьте малышу возможность самостоятельного выбора – какую взять игрушку, в какую сторону идти на прогулку, на каких качелях кататься. Очень важно в этот период проговаривать все свои действия, объяснять происходящее. Это обогащает словарный запас, помогает развиваться речевым навыкам и делает мир понятнее и безопаснее для малыша.

– Какие игрушки нужны ребенку в год?

– Игр для этого возраста великое множество, и они не требуют больших затрат. Можно просто играть, не приобретая никаких игрушек, или вместо покупки дорогостоящих экземпляров смастерить самостоятельно аналогичные предметы. Полезны даже игры с крупами или макаронами различной величины и формы. Главное, при работе с мелкими элементами помнить о безопасности и ни на минуту не упускать руки малыша из поля зрения.

Как развивать малыша в 1 год

Игры на развитие двигательных навыков

  • прятки
  • догонялки
  • игры с мячом
  • гимнастика под музыку в игровой форме
  • танцы

Игры на развитие сенсорики и моторики

  • мозаика, кубики, пирамидки, сортеры
  • матрешки, неваляшки
  • пальчиковые краски
  • игрушки из различных материалов разнообразной формы и фактуры
  • развивающие книжки
  • домики с замочками, застежками, гремящими элементами

Игры на развитие речи

  • чтение
  • пение
  • потешки, прибаутки
  • игры с картинками
  • прослушивание аудиозаписей с разнообразными звуками живой и неживой природы

– Нужно ли выполнять специальные физические упражнения?

– Гимнастику и массаж проводят ежедневно в одно и то же время, чтобы малыш был готов к режиму и ждал процедуру. Регулярные занятия благотворно влияют на здоровье и самочувствие ребенка. Заниматься лучше за час до или после еды, в игровой форме. Насильно настаивать на занятии нельзя, и если ребенок не в духе, лучше перенести «урок» на более поздний срок.

Основные физические упражнения для детей от 1 года:

  • ходьба по узкой дорожке, наклонной плоскости;
  • ходьба приставными шагами;
  • бег на месте;
  • прыжки, приседания;
  • игры с мячом или другими игрушками;
  • ползание, лазание, преодоление препятствий;
  • упражнения на развитие верхнего плечевого пояса.

– Развивающие занятия для годовалых деток вне дома актуальны?

– Ребенок получает новую информацию каждую минуту, и даже простые повседневные дела развивают и обучают его. В годовалом возрасте достаточно обычных занятий дома с мамой. Гимнастика, рисование, чтение книг, песни, прогулки – все это неиссякаемый источник знаний и жизненного опыта для малыша.

Групповые занятия в этом возрасте бессмысленны. Ребенок не может долго сосредоточивать свое внимание на предмете, быстро устает, отвлекается. Дополнительные контакты с посторонними также не полезны для еще формирующегося иммунитета.

– Тогда как найти баланс между развитием и отдыхом?

– Очень важно не перестараться с ранним развитием и не заполнять все время малыша занятиями, он должен учиться развлекать себя сам. Образовательная программа в один год должна состоять максимум из 3 блоков по 10 минут в разное время.

Например,

  • утро – гимнастика и подвижные игры, паузы между блоками также нужно проводить динамично;
  • день – сенсорика и игры с пирамидками, кубиками, пальчиковое рисование;
  • вечер – развитие речи, спокойное чтение, пение, игра с картинками.

Такие занятия будут максимально эффективными. Между ними ребенок может гулять, играть, отдыхать.

ДЕТСКИЙ РАЦИОН

– Какие продукты можно ребенку в 1 год и влияет ли рацион на его развитие?

– Рацион играет одну из самых важных ролей в полноценном развитии годовалого малыша. Активные игры, непрерывная познавательная деятельность требуют полноценного восполнения энергозатрат. Ребенок в этом возрасте чувствителен к дефициту необходимых микронутриентов, поэтому важно обеспечить растущий организм полноценным, сбалансированным и разнообразным питанием.

Обязательные продукты после года:

  • грудное молоко и/или адаптированная молочная смесь с маркировкой 12+;
  • кисломолочные продукты – творожок, кефир, ряженка, йогурт;
  • мясо – кролик, индейка, постная свинина, телятина;
  • рыба белых сортов – минтай, треска, пикша;
  • яйца;
  • каши;
  • овощи, фрукты;
  • масло;
  • хлеб.

– Какой состав смеси оптимален для развития ребенка старше года?

– Смесь должна содержать качественную молочную основу и соответствовать детским потребностям:

  • иметь сбалансированный жировой состав, то есть включать Омега-6, Омега-3, в том числе арахидоновую кислоту, которые благоприятно влияют на нервную систему, и другие жирные кислоты в правильном соотношении;
  • обеспечивать необходимыми витаминами, минералами. Основные микроэлементы в этом возрасте – йод, который отвечает за умственное развитие, кальций, отвечающий за опорно-двигательный аппарат и формирование зубов, железо, которое важно в переносе кислорода. Без них полноценное развитие практически невозможно;
  • включать пре- и пробиотический компонент, который улучшает пищеварение, повышает усвояемость смеси и помогает организму справиться с обновленным и расширенным рационом;
  • желательно наличие лютеина для формирования зрения, холина и L-карнитина, которые участвуют в обмене веществ, энергообмене.

Такими свойствами обладает смесь MAMAKO® Premium третьей формулы – она может быть рекомендована для питания здоровых детей старше года, а также в качестве профилактической смеси при риске развития аллергии на белок коровьего молока. В составе MAMAKO® Premium представлен исключительный для смесей на козьем молоке IQ-комплекс. А поскольку смесь – из козьего молока, это значит, что она низкоаллергенна, хорошо усваивается и обеспечивает комфортное пищеварение.

Способности ребенка в год многогранны и проявляются во всестороннем развитии движений, слуха, речи, эмоций, когнитивных, социальных и других навыков. Для гармоничного развития на этом этапе важно продолжить ежедневные занятия гимнастикой, много читать, разговаривать и, конечно, играть с ребенком. Полезны длительные прогулки на свежем воздухе, не менее важен и сбалансированный полноценный рацион. После года не стоит отказываться от продолжения грудного вскармливания: малыш все еще нуждается в молоке. Но если оно невозможно, вместо цельного молока лучше использовать молочные смеси третьей формулы.

Врач-педиатр

Екатерина Борисовна Булавина

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник