Причины приводящие к дисгармоничному развитию ребенка в семье

Причины приводящие к дисгармоничному развитию ребенка в семье thumbnail

Одним из показательных симптомов развития, происходящим в дисгармоническом русле, является психопатология. Она представляет собой аномалии развития психики. В основе заложен дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

агрессия у детей

Что такое дисгармония в психическом развитии?

Дисгармоническое развитие – это отклонение в формировании личности, которому свойственно возникновение разного рода психопатий. Длительное негативное воздействие травмирующих факторов на незрелую психику ребенка приводит к тому, что его эмоционально-волевая сфера перестраивается необратимым образом. Вместе с этим меняется и личность ребенка. Заложенные биологически предпосылки в виде темперамента (который, как известно, предопределяет силу, уравновешенность и подвижность процессов в психике человека) формируют основу психопатологии.

ребенок в неблагополучной семье

Причины

Что запускает процесс дисгармонического развития? В детском возрасте главным социальным фактором является обучение и воспитание. Ввиду уровня развития эмоциональной сферы и личности ребенка, а также повышенной внушаемости, неблагоприятные условия внешней среды приводят к стойким изменениям в структуре личности. Однако здесь следует помнить о взаимодействии факторов внутренней и внешней среды. В качестве биологического фактора, который предрасполагает к патологическому формированию личности под внешним воздействием, рассматривается церебральная недостаточность в ее остаточной фазе, акцентуация характера, а также нарушения в период пубертата.

Причинами дисгармонического развития могут быть также наследственные заболевания, хромосомные нарушения, недостаток питания матери во время беременности, инфекции и отравления в младенческом возрасте.

оставленный ребенок

Механизмы формирования

Патохарактерологическое развитие запускается следующим образом:

  • Посредством закрепления патологических реакций отказа, имитации, гиперкомпенсации в ответ на психотравму. Впоследствии подобные реакции приобретают устойчивые формы и становятся свойствами личности.
  • Непосредственное подкрепление негативными воздействиями определенных патологических черт, которые уже есть у ребенка (чрезмерная нервная возбудимость, истеричность и другие). При воздействии неблагоприятных социальных условий они переходят в психопатическое развитие, оказывая влияние на формирование характера ребенка и подростка.

психопатология подростка

Протестные реакции

В основе протестных реакций в действительности лежит комплекс тех переживаний, которые особенно значимы для ребенка. Это может быть обида или перенесенное унижение. Реакции могут носить активный или пассивный характер. Протест проявляется непослушанием, грубостью, двигательным возбуждением. Могут наступать состояния сужения сознания. При пассивном протесте наблюдаются уходы из дома, рвота, энурез, попытки суицида. Ребенок становится капризным, он постоянно проявляет недовольство по отношению к окружающим, которые спровоцировали реакцию протеста.

Особенности пассивного протеста

Пассивный протест может носить демонстративный характер, когда ребенок или подросток пытается привлечь к себе внимание взрослых. Он представляет себе, как родители его разыскивают, обвиняют себя в том, что так плохо к нему относились. Если же целью побега является не попытка привлечь к себе внимание, а стремление уйти из психотравмирующей ситуации или от наказания старшего, в психопатологии такой побег называется импунитивным. Такого рода побег может превратиться в поведенческий стереотип.

отклонения в развитии

Реакции эмансипации

Еще одно проявление дисгармонического развития. Эмансипация представляет собой также проявление побега. В таких случаях основная мотивация ребенка заключается в стремлении отделиться от родителей. При меньшей выраженности стремления самоутвердиться, реакции эмансипации могут выражаться и в активном несогласии с советами старших.

Реакция группирования

У подростков мужского пола данный симптом нередко выражается в образованиях группировок. Подростки формируют спонтанные «стаи», в которых устанавливаются определенные правила общения. Реакция группирования может иметь тесную связь с имитацией: подросток имитирует поведение лидеров группы. У него формируются вредные привычки (употребление алкоголя, наркотиков). Наблюдается делинквентное поведение (нарушение общественных и морально-поведенческих норм, которое не доходит до преступления действующего законодательства). Чаще всего имеет под собой поведенческую основу, однако в некоторых случаях могут носить и патологический характер.

Ребенок или подросток, переживая острое чувство неполноценности, пытается скомпенсировать это ощущение. В процессе гиперкомпенсации защитная форма начинает приобретать все более гипертрофированный характер. У ребенка наблюдаются компенсаторные игры, он погрязает в фантазиях, что также способствует быстрому формированию патологических личностных черт.

реакция протеста у ребенка

Варианты патологий: влияние на личность

В процессе анализа выделяют четыре главных варианта искаженного и дисгармонического развития:

  • Развитие по аффективно-возбудимому типу. Данный вид обуславливается неблагоприятной социальной средой, где ребенок постоянно наблюдает алкоголизм родителей, агрессивность домочадцев по отношению друг к другу. В подобных условиях у ребенка постепенно развиваются черты аффективной взрывчатости, навязчивая склонность к разрядке эмоционального возбуждения, гнева. Формируется повышенная готовность к конфликтам. Данные черты изначально формируются как имитация подобного поведения у старших членов семьи, либо в качестве закрепления протестной реакции. Изменение личности характеризуется сдвигом аффекта в сторону угрюмости, злобности.
  • Истероидный вариант. Чаще всего наблюдается у девочек. Возникает в тех семьях, где ребенок воспитывается в условиях гиперпопечительства, растет в изнеженной обстановке, его внешность и таланты оцениваются непомерно высоко. Но данный вариант в качестве реакции протеста также может возникать и в тех семьях, которые страдают от длительного конфликта. У ребенка, дисгармоническое развитие личности которого происходит по истероидному типу, не развивается чувство ответственности, умения преодолевать трудности и препятствия. Незрелость эмоционально-волевой сферы проявляется в виде повышенной импульсивности, а также внушаемости. Данный тип развития личности по своей сути представляет собой один из вариантов психического инфантилизма – одного из компонентов ЗПР (задержки психического развития).
  • Тормозимый вариант. Чаще всего возникает в особых условиях гиперопеки, где авторитарность направлена на подавление самостоятельности. Ребенок становится робким, обидчивым. Вырастает в пассивного и неуверенного взрослого. К данному варианту близко формирование невротической личности, которое имеет место в тех случаях, когда длительная психотравмирующая обстановка в семье приводит к развитию у ребенка невроза и таких черт, как боязливость, ипохондричность, высокая тревожность. Невротическое развитие быстро возникает у физически слабых детей, а также при неблагоприятных условиях окружающей среды.
  • Патологическое протекание периода пубертата. Негативное влияние на личность оказывает и его задержка, и ускорение. Данные аномалии обуславливаются и внешними факторами, и особенностями ЦНС. При наличии неблагоприятной окружающей среды акцентуации характера и патологические черты становятся предпосылками для патологического формирования личности. В ней будут присутствовать черты повышенной эмоциональной возбудимости, расторможенности, а также асоциального поведения.

Характеристика дисгармонического развития сложна, что связано с многообразием вариантов, нечеткостью их границ. В этом заключается одна из главных трудностей дифференциальной диагностики. Однако чистые варианты патологий встречаются гораздо реже, чем смешанные.

Источник

Октябрь 21, 2014

Беда многих людей не в том, что семья их учила плохому, а в том, что не учила хорошему. В.А.Сухомлинский
Специалисты считают, что воспитать детей по-настоящему может только полная семья – отец и мать. В такой семье изначально заданы условия для наиболее гармоничного развития человеческой индивидуальности. Мать выполняет функции эмоционального фона семьи, благоприятной семейной атмосферы, понимания, доверительности, душевной близости. Отец осуществляет функции нормативного контроля, регуляции поведения.
Существует несколько форм семейного неблагополучия, негативно отражающегося на личности воспитывающихся в таких условиях детей. Специалисты говорят о внешних (явных, открытых) и внутренних (скрытых) формах неблагополучного психологического климата в семье, который создается взрослыми (в первую очередь, родителями). Каждая из этих форм имеет свои особенности в проявлении и влиянии на личность детей.
Неблагополучная семья – это такая семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные» дети.
1.Детско-родительские отношения в неполной семье
По мнению психологов, отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины – важная предпосылка отклонений в психическом развитии ребенка. Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
– нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных;
– менее четко происходит процесс половой идентификации мальчиков и девочек, снижается социальная активность;
– затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
– становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, выводя его в более широкий мир.
Все это оказывает серьезное влияние на дальнейшую личную и общественную жизнь как мальчиков, так и девочек.
2.Семьи с алкогольной зависимостью
Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в «алкогольную субкультуру», что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге семьи с химической зависимостью становятся социально и психологически неблагополучными, что проявляется в виде следующих признаков:
– члены семьи не уделяют внимание друг другу, особенно родители детям; родители плохо относятся к детям, либо вообще их не замечают;
– вся жизнь характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения – ригидностью и деспотичностью;
– члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих;
– в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии.
Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
3.Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют брачные союзы с нарушениями общения. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется косвенно, вследствие хронически осложненных, фактически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимоуважения и взаимопонимания, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия.
Конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышенные тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и тихими, где супружеские отношения отмечены полным отчуждением, стремлением избегать такого взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм поведения.
Ребенок в конфликтной семье
1.Ребенок с раннего детства становится постоянным свидетелем родительских размолвок, ссор и скандалов. Это приводит к патологическим страхам, вечному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками и другим неприятным последствиям, что в итоге может сделать из ребенка душевного «инвалида», человека, боящегося совершить хоть какой-либо самостоятельный поступок.
2.Ребенок может стать объектом эмоциональной разрядки конфликтующих родителей, которые свои проблемы загоняют внутрь, а раздражение по поводу недовольства друг другом выплескивают на ребенка. Особенно часто это наблюдается тогда, когда ребенок похож на кого-то из них либо внешностью, либо чертами характера. Оказавшись в эпицентре неразрешенного родительского конфликта, невольно становясь объектом эмоциональной разрядки, ребенок не только сам испытывает душевное потрясение, но и еще больше разъединяет супругов. Родители неизбежно вступают с ним в конфликт, не принимая во внимание его духовные запросы и индивидуальность.
3.Ребенок может быть своеобразным орудием разрешения родительских споров, когда каждый пытается укрепить собственные позиции путем перетягивания ребенка на свою сторону. Ребенок впитывает в себя все – хорошее и плохое, становясь своеобразным зеркалом происходящего в семье и во взаимоотношениях родителей. У некоторых детей развивается склонность к доносительству, цинизм, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Общим будет появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита.
Таким образом, последствия семейных конфликтов отражаются не только на состоянии детской души, но и на всей дальнейшей жизни, ибо дети из таких семей испытывают глубокий внутриличностный конфликт. Все это приводит к формированию у ребенка агрессивности, чувства страха, неуверенности в себе, своих силах и способностях, замкнутости и нелюдимости, уходу в себя.

Источник