Причины отставания развития ребенка до года

Причины отставания развития ребенка до года thumbnail

Ребенок тянется ручками вверх

В ЭТОЙ СТАТЬЕ

Каждый ребенок уникален и развивается в собственном темпе. Границы того, что считается нормой возрастных особенностей малыша, довольно условные. Об этом нужно помнить маме, которая пристально наблюдает за ростом своей ненаглядной крохи. Но не лишним будет узнать о возможных признаках задержки развития ребёнка (речевых и психических), которые должны насторожить родителей. Такие симптомы могут говорить о проблемах в одной или нескольких сферах эмоционального, умственного или физического развития. Если ребёнку будет поставлен диагноз, это ещё не повод для паники. Главное – вовремя принять меры, чтобы помочь малышу преодолеть трудности в будущем или даже наверстать упущенное.

Признаки и симптомы задержки развития ребёнка

Существует множество типов отклонений в развитии младенцев и детей младшего возраста. Они включают в себя проблемы с:

  • языком и речью;
  • зрением;
  • моторно-двигательными навыками;
  • социальными и эмоциональными навыками;
  • когнитивными способностями.

Нарушения могут встречаться в отдельных сферах или во всех сразу. Тогда идёт речь об «общей задержке развития ребёнка». Она возникает по одной из причин:

  • генетические нарушения, например, синдром Дауна;
  • алкогольный синдром плода (фетальный алкогольный синдром), вызванный употреблением алкоголя матерью во время беременности;
  • синдром ломкой Х-хромосомы – наследственная причина когнитивных нарушений;
  • серьезные проблемы со здоровьем, которые связанные с недоношенностью плода и проявляются сразу после рождения ребёнка;
  • другие неустановленные причины.

Рассмотрим подробней симптомы различных нарушений развития, которые могут возникнуть с момента появления малыша на свет до 2-х летнего возраста. Также поговорим о факторах, что стали причиной патологии, и о возможных методах лечения.

Задержка речевого развития у детей

Мама держит малыша за ручки и слушает его лепет

Проблемы с речью у детей – очень распространённое явление. Речь является словесным выражением мыслей с помощью слов. Язык – более широкое понятие, включающее систему символов для передачи и получения информации. Сюда входит и общение с помощью языка жестов.

Возможные причины задержки речевого развития ребенка

Речевые расстройства могут иметь место в случаях:

  • когда малыша учат разговаривать сразу на нескольких языках – это может негативно сказаться на развитии речи детей младшего возраста, но никак не относится к школьникам.
  • неспособности ребёнка к обучению;
  • жестокого обращение с детьми, отсутствии заботы;
  • дизартрии – проблемы с мышцами речевого аппарата, которые отвечают за звукопроизношение;
  • тяжёлых проблем со слухом, которые могут быть вызваны инфекциями среднего уха или некоторыми лекарствами, травмами или генетическими нарушениями.
  • расстройства аутистического спектра – группы неврологических нарушений, которые проявляются в общении, социальном взаимодействии и когнитивных навыках ребёнка.
  • других нарушений, не исследованных наукой.

Способы лечения задержки речевого развития ребенка

Если ты или твой педиатр заподозрили у малыша задержку речевого развития, следует обязательно обследовать ребёнка. Для начала необходимо проверить слух, а после этого посетить логопеда. Он осмотрит язык ребёнка, оценит произношение звуков. Возможно, порекомендует малышу упражнения при задержке речевого развития в домашних условиях или курс логопедических занятий. В случае незначительных нарушений специалисты рекомендуют:

  • больше общаться с ребенком – разговаривайте, пойте вместе, пускай он повторяет за тобой слова и фразы;
  • ежедневно читай ребенку книги;
  • регулярно тренируй речь;
  • в случае инфекции в среднем ухе – пройти лечение.

Признаки задержки речевого развития

Проконсультируйся с врачом, если замечаешь за ребенком хотя бы один из нижеперечисленных симптомов. Также сообщи доктору, если малыш внезапно утратил способности, усвоенные ранее.

Итак, помощь специалиста необходима, если ребёнок:

В 3-4 месяца:

  • не реагирует на громкие звуки;
  • не издаёт лепет;
  • начинает лепетать, но не пытается имитировать звуки (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • не реагирует на звуки;

В 1 год:

  • не говорит ни одного отдельного слова (например, «мама»);
  • не понимает значения слов, таких как «пока» или «нет».

В 2 года:

  • не имеет в словарном запасе как минимум 15 слов;
  • самостоятельно не использует в речи фразу из двух слов; может только повторять слова, если его попросят;
  • разговаривает только в случае необходимости.

Нарушение зрения у детей

Младенец лежит на животе и смотрит вверх

До 6 месяцев новорожденный видит предметы в размытом виде. У полугодовалых малышей уже развивается координация зрения обоих глаз. Но иногда этого не происходит, или появляются другие проблемы с глазками.

Возможные причины нарушения зрения у ребенка

У детей часто встречаются рефракционные нарушения зрения, такие, как близорукость и дальнозоркость. Бывают и проблемы другого рода:

  • амблиопия (ленивый глаз) – нарушение зрения в одном глазу;
  • врождённая катаракта – помутнение хрусталика глаза или другая наследственная проблема. К счастью, такое состояние встречается редко;
  • ретинопатия недоношенных – заболевание глаз, которым иногда страдают дети, родившиеся раньше положенного срока;
  • косоглазие – нарушение положения глаз.

Способы лечения нарушения зрения у ребенка

Если вовремя обратиться за врачебной помощью, можно скорректировать многие проблемы со зрением. В зависимости от вида и причины нарушения, ребенку могут потребоваться:

  • очки или контактные линзы;
  • специальные очки;
  • хирургическая операция;
  • глазная повязка.

Признаки нарушения зрения у малышей

Посети врача, если ребёнок:

В 3 месяца:

  • не следит глазками за движущимися объектами;
  • не обращает внимание на свои руки (с 2-х месяцев);
  • имеет проблемы с движением одного или обоих глаз в любом направлении;
  • большую часть времени косит глазками.

В 6 месяцев:

  • один или оба глаза все время смотрят во внутреннюю или наружную стороны;
  • испытывает постоянное слезотечение или сухость глаз;
  • не следует взглядом за объектами вблизи (на расстоянии 20-30 см) или, расположенными на расстоянии 2-х метров.

Если ребёнок потерял любой зрительный навык, приобретённый ранее, также сообщи об этом доктору. Если педиатр заподозрит у малыша проблему с глазками, он, скорее всего, даст направление к офтальмологу для уточнения диагноза.

Задержка моторного развития у детей

Малыш лежит на спине и держит себя за ножки

Проблемы в развитии моторных навыков могут проявиться в трудностях с движениями крупной моторики – таких, как ползанье и ходьба, или мелкой – например, охват пальцев при пользовании ложкой.

Возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой

У детей, родившихся преждевременно, развитие двигательных мышц может происходить в замедленном темпе.

Другие возможные причины проблем с крупной и мелкой моторикой:

  • атаксия – расстройство, при котором нарушается координация мышц;
  • церебральный паралич – состояние, вызванное повреждением головного мозга плода в утробе;
  • когнитивные нарушения;
  • миопатия – болезнь мышц;
  • проблемы со зрением;
  • спина Бифида – генетическая патология, вызывающая частичный или полный паралич нижней части тела

Способы лечения проблем с моторикой детей

Врачи обычно рекомендуют стимулировать физическую активность ребёнка в повседневной жизни. Если случай сложный, могут потребоваться сеансы физиотерапии. Определенные виды физической или трудовой терапии помогают преодолеть трудности с мелкой моторикой или сенсорными нарушениями.

Симптомы задержки моторных навыков

Чтобы обнаружить болезнь на ранних сроках, будь внимательна к возможным симптомам двигательных нарушений. Кроме того, наблюдай, не перестал ли ребёнок в какой-то момент выполнять уже знакомые ему действия.

Осмотр специалиста необходим, если малыш:

В 3-4 месяца:

  • не пытается достать и схватить предмет, не может его удержать;
  • плохо держит голову;
  • не подносит предметы ко рту (в 4 месяца);
  • не отталкивается ногами, когда они упираются в твердую поверхность (в 4 месяца).

В 7 месяцев:

  • имеет сильно жесткие или наоборот, слишком гибкие мышцы;
  • запрокидывает голову назад, когда сидит;
  • тянется к предметам только одной рукой или не тянется вовсе;
  • не может поднести предмет ко рту;
  • не переворачивается в любом направлении (с 5-и месяцев);
  • не может сидеть без посторонней помощи (с 6-и месяцев);
  • не упирается ногами на стопу, когда вы поднимаете его в вертикальном положении.

В 1 год:

  • не умеет ползать;
  • тащит одну руку или ногу во время ползания;
  • не может стоять у опоры.

В 2 года:

  • не ходит (до 18 месяцев);
  • не становится при ходьбе с пятки на носок, или ходит только на цыпочках;
  • не может толкать игрушку на колёсиках.

Как распознать задержку психического развития у детей?

Мама занимается с малышами на полу

Ребёнок может испытывать проблемы взаимодействия со взрослыми или другими детьми, которые называются задержками социального и/или эмоционального развития (другими словами – задержка психического здоровья). Обычно такие проблемы проявляются до того, как малыш пойдет в школу.

Возможные причины социальной и эмоциональной задержки

Некоторые отклонения в социальных и эмоциональных сферах вызваны:

  • педагогической запущенностью;
  • неэффективным воспитанием или проблемой излишней привязанности;
  • когнитивными нарушениями;
  • другими неизвестными причинами.

Другая распространенная причина задержки социального и эмоционального развития связана с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Раньше данное нарушение называлось «первазивным расстройством развития» (ПРР), аутизмом, синдромом Аспергера. РАС включает в себя патологии, которые вызывают у ребенка трудности в общении, повторение однообразных действий в поведении и речевые проблемы.

Способы лечения задержки психического развития у детей

Медицинских препаратов, которые бы лечили аутизм, на сегодня не существует. Но коррекционные методы могут включать:

  • специальные виды поведенческой и обучающей терапии;
  • лекарственные препараты, которые помогут при проблемном поведении.

Ранняя диагностика патологии может значительно помочь ребёнку. В некоторых случаях применяется игровая терапия или методики, которые развивают привязанность между малышом и родителями.

Признаки эмоциональной или социальной задержки развития

Когда нужно обращаться к доктору? Обрати внимание на симптомы, перечисленные ниже, а также наблюдай, не теряет ли ребёнок в поведении уже приобретённые навыки. Тебя должно насторожить в действиях малыша следующее:

В 3 месяца:

  • не улыбается людям;
  • не обращает внимание на новые лица или пугается их;

В 7 месяцев:

  • отказывается обниматься;
  • не проявляет привязанности к родителям;
  • не любит находиться среди людей;
  • беспокойно ведёт себя ночью (с 5-и месяцев);
  • улыбается только по просьбе (с 5-и месяцев);
  • не смеется и не визжит (в 6 месяцев);
  • не проявляет интереса к играм в прятки (в 8 месяцев).

В 1 год:

  • не контактирует с помощью звуков, не отвечает на улыбку или мимику (в 9 месяцев);
  • не делает машущих движений руками, не пытается достать предмет и не указывает на него.

Задержка когнитивного развития ребенка

Малыш играет с игрушкой, сидя на полу

Когнитивные расстройства связаны с мыслительными способностями. У ребёнка могут быть сложности с концентрацией внимания, памятью, воображением, принятием простых решений.

Возможные причины мыслительных способностей у детей

К отклонениям в когнитивной сфере приводят:

  • различные трудности в процессе обучения;
  • воздействие алкоголя или токсических веществ, таких как свинец, на плод во время беременности и после рождения ребёнка;
  • педагогическая запущенность в младенчестве или в раннем детстве;
  • Синдром Дауна и другие генетические расстройства;
  • отклонения аутистического спектра;
  • серьезные проблемы со здоровьем у новорожденного;
  • другие неизвестные причины.

Способы лечения

Как и в случае других проблем в развитии ребёнка, своевременное обращение к специалистам поможет успешно скорректировать нарушения. Регулярные занятия дают положительные результаты в развитии определенных когнитивных навыков. Педагоги и терапевты проводят игровую или поведенческую терапию, а также дают рекомендации родителям, как заниматься с ребёнком дома.

Признаки когнитивных задержек

Покажи ребёнка специалисту, если он:

В 1 год:

  • не ищет предметы, которые родители спрятали в присутствии малыша;
  • совсем не использует жестикуляцию, например, не машет рукой;
  • не указывает на предметы, картинки;

В 2 года:

  • не понимает предназначения простых предметов, например, расчески, телефона или ложки;
  • не выполняет простые инструкции;
  • не повторяет слова и действия.

Наблюдая за развитием когнитивных способностей, также следи за усвоенными навыками ребёнка. Если в какой-то момент он внезапно перестал выполнять привычные действия – сообщи врачу.

Заключение

Помни, все дети – разные и могут иметь индивидуальные особенности в характере и поведении. Истинные патологии развития ребёнка может определить только специалист. Большинство отклонений в детском возрасте не являются сложными, и проходят с возрастом. Но даже если у ребёнка серьёзный диагноз, не стоит сильно расстраиваться. Главное – вовремя найти хорошего специалиста и чётко следовать его рекомендациям. Регулярно проходи с ребёнком медицинский осмотр, во время которого врач оценит состояние ребенка и прогресс от лечения. К счастью, именно в раннем детстве успешно корректируются многие проблемы в развитии.

Источник

Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.

Причины ЗМР

Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.

Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:

  • Патологии формирования коры мозга еще в материнской утробе
  • Инфекционные заболевания, которые перенесла будущая мама при беременности
  • Сложный акушерский анамнез – травмы при родах, гипоксия, асфиксия
  • Злоупотребление родителями наркотическими средствами и алкоголем
  • Воздействие радиации и электромагнитных излучений на плод

О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.

Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.

Когда бить тревогу?

  • К концу первого месяца жизни ребенок не может самостоятельно удерживать головку в течение 20-30 секунд.
  • В двухмесячном возрасте он не в состоянии поднять голову на пару минут из положения лежа на животике.
  • К трем месяцам малыш не держит погремушку, когда ее вкладывают ему в руку, не смотрит на свои ручки, не сцепляет их вместе.
  • В четыре месяца младенец не может сменить положение тела, перевернуться на бок со спины.
  • 5 месяцев – держит головку неуверенно, не может перевернуться с животика на спинку.
  • 6 месяцев – ребенок сам не берет игрушки, не перекладывает предметы с одной руки в другую, не перебирает ножками, если поддерживать его под мышками.
  • 7 месяцев – не совершает попыток сесть, удерживаясь за мамины руки.
  • К концу 8 месяца он не способен подползать к интересующему предмету, не может сидеть самостоятельно и стоять с поддержкой.
  • К концу 9 месяца жизни ребенок все еще сидит неуверенно, не может стоять опираясь на мебель/стену, не ползает, не способен сам пить из кружки.
  • В год малыш не делает хотя бы несколько шагов вдоль кроватки или дивана, не садится на корточки, держась за мебель.
  • В два года – не говорит слов, в три года – плохо говорит, часто падает при ходьбе и не интересуется играми.

Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.

Диагностика ЗМР

Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.

Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.

Лечение ЗМР

Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.

В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.

Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.

Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.

Программа лечения ЗМР включает:

  • Терапия по методу Войта
  • Методика Бобат
  • Методика
  • JKA-метод
  • Занятия на виброплатформе Галилео
  • Микро-мануальная терапия
  • Краниосакральная терапия

Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.

Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.

Источник