Причины нарушений развития классификации нарушений развития ребенка
Вид нарушения | Характер нарушения (категории лиц с ОВЗ) | Причины возникновения нарушения | Структура дефекта | Основные признаки | |
Период воздействия на организм ребенка | происхождение | ||||
Общее психическое недоразвитие | Умственная отсталость | генетический, внутриутробный, родовой, раннее постнатальный | тотальность недоразвития мозга (лобно-теменных отделов головного мозга) – поражения мозга инфекциями (перенесенными матерью во время беременности, особенно на ее ранних этапах (краснуха, свинка, корь и т. д.) хронические заболевания, как токсоплазмоз, сифилис), интоксикациями (алкоголизмом, лекарственные препараты); радиоактивное и рентгеновское облучения на половые клетки родителей и сам плод; эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода; хронический недостаток кислорода (внутриутробная гипоксия) родовая травма и асфиксия – заболевания (менингит, менингоэнцефалит, возникшим как в результате нейроинфекции, так и тяжелых форм общесоматических инфекций: дизентерии, кори, скарлатины и т. д). (инфекции первых 2- 3 лет жизни) – черепно-мозговые травмы, редко – опухоли. | Первичным дефектом при умственной отсталости является органическое поражение головного мозга. Вторичное нарушение – недоразвитие познавательной деятельности. | Недостаточность внимания (слабость его фиксации, сужение объема) недостаточность памяти как в отношении запоминания, так и хранения и воспроизведения информации, моторика, элементарные эмоции неустойчивость и регрессивные тенденции мышления социальная депривация (изоляции в среде сверстников, выпадение из сферы полноценного общения, вызывают невротические наслоения, еще более тормозящие контакты с окружающими) |
Задержанное психическое развитие | генетический, внутриутробный, натальный и раннее постнатальный | органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального, реже – генетического характера поражения с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций, патология беременности и родов, хронические заболевания, инфекции, интоксикации, травмы мозга; травмы нервной системы в первые годы жизни (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера |
| задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нерезкие нарушения в интеллектуальной сфере; замедление развития интеллектуальной сферы. недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций неполноценность пространственной ориентировки дефицитарность памяти, ее различных видов отставание мышления Повышенная истощаемость внимания | |
Поврежденное психическое развитие | генетический, внутриутробные, родовые, послеродовые | перенесенные инфекции, интоксикации, травмы нервной системы, наследственные дегенеративные, заболевания мозга | органическая деменция; нарушения опорно-двигательного аппарата (парезы, параличи, судорожные припадки) | нарушения механической памяти, локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д., | |
Дефицитарное психическое развитие | нарушения зрения (слепые и слабовидящие), слуха (глухие, позднооглохшие слабослышащие), речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи) | родовые, генетические | слух: инфекционные заболевания во время беременности, особенно в первые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врожденные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слуха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту; менингиты и менингоэнцефалиты, отиты. зрение: инфекции, как туберкулез, токсоплазмоз, сифилис, вирусные заболевания, болезни обмена веществ, интоксикации беременной матери алкоголем, лекарственными препаратами – гормональными, снотворными и т. д.). Среди постнатальных заболеваний основное место занимают острые и хронические инфекции, реже – менингиты и опухоли мозга. | нарушения зрения слуха речи, опорно-двигательным аппаратом (ДЦП, парезы, параличи) | слух: смазанность артикуляции, слабая модулированность голоса, смешение глухих звуков со звонкими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими; бедность речевого запаса, ошибочное употребление слов, близких по ситуации или звучанию, аграмматизмы зрение: На уровне слабовидения зрительное восприятие ограничивается замедленностью, узостью обзора, недостаточностью четкости и яркости, нередко искаженностью предметов. Поэтому при слабовидении будут сохраняться значительно большие потенциальные возможности нервно-психического развития, чем при слепоте |
Искаженное психическое развитие | ранний детский аутизм (РДА), шизофрения | генетическое, | органическое поражение мозга | первое – аутизм с аутистическими переживаниями, второе – однообразное поведение с элементами одержимости и особенностями двигательных расстройств и третье – своеобразные нарушения речи. | Наблюдаются сложные сочетания общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций. болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям: тактильным, температурным, свету, звукам. |
Дисгармоничное психическое развитие | психопатии | генетическое и экзогенно-органическое | нарушенное формирование корково-подкорковых связей | Д1 – диффузное органическое поражение коры больших полушарий головного мозга на ранних этапах онтогенеза. Д2 – недоразвитие ВПФ (высших форм мышления, памяти, внимания, специфическое нарушение речи, моторики, эмоционально-волевой сферы, социального опыта и социальной адаптации). Д3 – недоразвитие познавательной деятельности (дефицит любознательности, замедленное, затрудненное усвоение нового, плохая обучаемость). | грубые расстройства в эмоционально-волевой сфере, речи, мышлении и деятельности, аномалия развития. |
Дети со смешанным (сложным) дефектом | например: умственно отсталые неслышащие или слабослышащие; умственно отсталые слабовидящие или незрячие; слепоглухонемые и т.п. |
Источник
Автор: Мизюлина Марина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация нарушений развития у детей
Дата публикации: 11.12.2019
Раздел: дошкольное образование
1.
Общая характеристика нарушений развития.
Количество детей с нарушениями в развитии достаточно велико и, к
сожалению,
сегодня
обнаруживается
тенденция
к
некоторому
его
увеличению.
У
детей
с
проблемами
в
развитии
имеются
физические
и
(или)
психические
недостатки
(дефекты),
которые
приводят
к
отклонениям
в
общем
развитии.
В
зависимости
от
характера
дефекта,
времени
его
наступления
одни
недостатки
могут
преодолеваться
полностью,
другие
–
лишь коррегироваться, а некоторые – компенсироваться. Раннее психолого-
педагогическое
вмешательство
позволяет
в
значительной
мере
нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта.
Все
нарушения
в
зависимости
от
времени
возникновения
подразделяются на:
врожденные
(заболевания
матери
во
время
беременности,
наследственные генетические поражения);
приобретенные
(родовые
и
послеродовые
поражения
организма
ребенка).
По
характеру
расстройств
выделяют органические (поражение
материальной
структуры
мозга)
и функциональные (дезинтеграция
различных мозговых структур) нарушения.
По
степени
распространенности
патологического
проце сса
различают локальные (затрагивают только один участок) и диффузные (носят
разлитой характер) нарушения.
Причиной возникновения нарушения могут быть как биологические,
так и социальные факторы.
Психолого-педагогическая
коррекция
и
реабилитация
детей
с
проблемами в развитии возможна в том случае, если определен характер
нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной
психологии
и
коррекционной
педагогике
существуют
различные
классификации
нарушений
в
развитии
(В.В.Лебединский;
В.А.Лапшин
и
Б.П.Пузанов;
О.Н.Усанова).
Большой
интерес
представляют
исследования
В.В.Лебединского,
который
рассматривает
проблемы психического
дизонтогенеза.Термином
«дизонтогенез»
обозначают
различные
формы
нарушений онтогенеза (развития индивида).
Характер
дизонтогенеза
зависит
от
определенных
психологических
параметров:
1.
особенностей
функциональной
локализации
нарушения.
В
зависимости от нарушения выделяются два основных вида дефекта: частный
(недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий
(нарушения регуляторных корковых и подкорковых систем);
2.
времени
поражения
(чем
раньше
произошло
поражение,
тем
больше вероятность психического недоразвития);
3.
взаимоотношения
между
первичным
и
вторичным
дефектом
(первичные
нарушения
вытекают
из
биологического
характера
дефекта
(нарушение
слуха,
зрения
и
при
поражении
анализаторов;
органическое
поражение
мозга
и
т.д.);
вторичные
нарушения
возникают
в
процессе
аномального
развития
(механизмы
изоляции,
патологической
фиксации,
временные и стойкие регрессии);
4.
нарушение межфункциональных взаимодействий.
Среди вариантов дизонтогенеза выделяют:
1.
Стойкое (психическое) недоразвитие: раннее время поражения,
когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем (олигофрения).
2.
Задержанное
развитие:
замедленный
темп
формирования
познавательной
деятельности
и
эмоциональной
сферы
с
их
временной
фиксацией
на
более
ранних
возрастных
этапах
(конституционный,
соматогенный).
3.
Поврежденное
развитие:
наследственные
за бол е ва н и я,
внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы
ЦНС, но патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах
(после 2-3 лет) – органическая деменция.
4.
Дефицитарное
развитие:
тяжелые
нарушения
отдельных
анализаторных систем (зрение, слух, речь, опорно-двигательный аппарат).
5.
Искаженное развитие: сложные сочетания общего недоразвития,
задержанного,
поврежденного
и
ускоренного
развития
отдельных
психических функций (детский аутизм).
6.
Дисгармоничное развитие: врожденная либо рано приобретенная
стойкая
диспропорциональность
психического
развития
в
эмоционально-
волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития- психопатия и
патологическое формирование личности.
Выделяется
также парциальная
несформированность
высших
психических функций, которая характеризуется неравномерностью развития
тех или иных сторон психической деятельности.
Современные
клиницисты
и
специальные
психологи
выделяют
две
основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и
(или) физического развития:
эндогенные (генетические);
экзогенные (факторы среды).
К эндогенным причинам относятся:
различные
наследственные
заболевания
(аплазия
–
недоразвитие
внутреннего
уха,
которое
приводит
к
глухоте;
микрофтальм
–
грубое
структурное
изменение
глаза,
характеризующееся
уменьшением
размеров
одного или обоих глаз, что приводит к понижению остроты зрения; миопатия
–
нарушение
обмена
веществ
в
мышечной
ткани,
характеризующееся
мышечной слабостью, и т.п.);
заболевания, связанные с изменениями в численности или структуре
хромосом, – (полиплодия – увеличение хромосомного набора в несколько раз;
трисомия – увеличение хромосом в одной паре; моносамия – уменьшение
хромосом в паре на одну; нулесамия – отсутствие какой-либо пары хромосом
и др.).
Ярким примером изменения численности хромосом является трисомия
21-й
хромосомы,
которая
вызывает
синдром
Дауна.Для
синдрома
Дауна
характерны раскосые глаза, короткий нос с плоской широкой переносицей,
маленькие
деформированные
уши,
выступающая
вперед
челюсть,
увеличенный
язык,
короткие
пальцы,
«сандалевидная»
щель
на
стопах,
поперечная ладонная кожная складка, деформация черепа. У новорожденных
часто
отмечается
мышечная
гипотония,
переразгибание
конечностей
в
суставах, отставание в росте, снижение двигательной активности, вялость,
нарушение глотания, сознания. Нередко отмечаются ожирение, расстройство
кожной трофики, врожденные пороки сердца, атрезии и стенозы пищевого
канала, диафрагмальные грыжи. У всех больных отмечается олигофрения.
Выявляются
нарушение
координации
и
в е гетативно-трофические
расстройства.
Прогноз
для
жизни
чаще
благоприятный
(описаны
случаи,
когда
больные доживали до 60-70 лет). Для выздоровления – неблагоприятный.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут
влиять в различные периоды онтогенеза:
в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания
родителей,
особенно
матери;
инфекционные
болезни,
интокси кация
(отравление) матери; недостаток питания матери во время беременности,
особенно недостаток белков, микроэлементов; витаминов; резус-конфликт;
травмы; влияние лучевой энергии и т. п.);
в
натальный
(родовой)
период
(родовые
травмы;
инфицирование
плода; асфиксия – удушье плода);
в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть
остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний;
различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и
т.п.);
интоксикации
(алкогольные,
наркотические,
никотиновые
и
т.п.);
несоблюдение
санитарно-гигиенических
норм
(например,
несоблюдение
гигиены зрения может привести к близорукости) и т.п.
Нарушение, возникающее в раннем детстве, приводит к своеобразным
изменениям всего психического развития ребенка, что приводит к другим
нарушениям в сфере психической жизни. Уже в раннем детстве, с самых
первых
дней
жизни
ребенка
с
повреждением
сенсорных
органов
или
центральной нервной системы проявляется действие общих и специфических
закономерностей нарушенного развития.
Источник
«Виды и причины отклонений в развитии ребёнка»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ………………………………………………………………….…4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Факторы риска – это понятие, обозначающее широкий круг условий, способных оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребёнка. Факторы риска – это опасное действие которых носит вероятный характер, означает более или менее вероятную угрозу возникновения отрицательных последствий. Различают факторы высокого, умеренного и низкого риска в зависимости от степени её выраженности.[1]
В результате анатомо – патологических исследований авторы указывали на поражения головного мозга у детей, которые возникали часто во время беременности, родов и первые месяцы жизни, нарушая развитие ребёнка. Нарушения и отклонения созревания функций и систем детского организма зависят от времени воздействия патологических факторов – от того, на каком этапе онтогенеза они воздействовали и сколько по времени. Компенсаторные возможности зависят от возраста влияния вредных факторов на ребёнка и длительности их воздействия.[2]
Также анализируя исследования в данной области свидетельствуют о том, что биологические и социальные факторы по – разному сочетаются и в различной мере воздействуют на нарушения в развитии у детей. Это требует рассмотрения данных факторов в комплексе.
ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ И ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В
РАЗВИТИИ
Биологические факторы
В основе интеллектуальной недостаточности в большинстве случаев лежит воздействие ряда патогенных факторов (инфекции, интоксикации, травмы и т.д.) на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребенка.
Патогенные факторы:
- физические и психические травмы матери;
- инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, корь, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз и др.);
- различные болезни беременной женщины (болезни сердца, легких, эндокринных желез);
- токсикозы беременности;
- резус-несовместимости крови матери и плода, вследствие чего возможны различные эмбриональные мозговые поражения (в этом случае часто страдают подкорковые образования, височные области коры и слуховые нервы);
- интоксикации – отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем (не только систематическое, но и умеренное, эпизодическое употребление алкоголя в период беременности или даже одноразовое его употребление перед зачатием может пагубно отразиться на судьбе будущего ребенка);
- дистрофия, голодание, неправильное питание матери могут вызвать у плода дефицит питательных веществ: белков, жиров, углеводов.
влияющие на ЦНС плода в период беременности, родов и в первые годы жизни ребёнка. Такая дефицитарность ЦНС приводит к нарушению познавательной деятельности ребёнка, незрелости эмоционально – волевой сферы, ослаблении у него внимания, восприятия, памяти, отставании в развитии речи и тонкой моторики, ослаблении произвольной регуляции поведения.
Наследственные генетические поражения организма.
Элементарными единицами наследственности являются гены, расположенные в хромосомах- нитевидных самовоспроизводящихся структурах клеточного ядра. В составной части хромосомы закодированы основные признаки организма. По наследству передаются только хромосомы с локализованными в них генами.
Возможно наследование некоторых форм интеллектуальных нарушений(например, синдром Дауна) или психозов,обусловленных нарушениями в строении или числе хромосом.Наследуются также определенные нарушения зрительного и слухового анализаторов.
Приобретенные нарушения
К нарушениям во время родов, как правило, относятся:
- Родовые травмы, связанные с неблагоприятным течением родов (длительных, затяжных или быстрых, стремительных).
Распространенным осложнением этого может явиться кровоизлияние в вещество мозга: при затяжных родах сдавливание, деформация головы ребенка может быть причиной разрыва сосудов, а в результате стремительных родов кровоизлияние может произойти из-за быстрой смены внутриматочного давления атмосферным.
При длительных родах, вызванных неправильным положением плода, возможно также травматическое повреждение плечевого нервного сплетения, в результате которого наступает периферический паралич руки.
- Асфиксия – остановка дыхания, природное голодание у ребенка во время родов – приводит также к расстройствам кровообращения с тяжелыми последствиями.
Послеродовые приобретенные нарушения в развитии в основном являются последствиями перенесенных заболеваний в раннем детском возрасте. Сюда относятся:
- инфекционные и вирусные заболевания (менингит, энцефалит, полиомиелит и др.);
- различные травмы (черепно-мозговые, слухового или зрительного анализаторов);
- интоксикации (отравление организма ядовитыми веществами, лекарственными, наркотическими препаратами, алкоголем);
- различные заболевания органов зрения, слуха, носоглотки, которые могут вызвать тяжелые осложнения и поражения соответствующих анализаторов с последующим нарушением в развитии детей.
Семейные факторы
В семье огромную роль играет – эмоциональный фактор воспитания:
- бескорыстная любовь родителей к детям;
- эмоциональное благополучие ребёнка, которое базируется на уверенности в том, что его любят близкие родные люди.
Также важно состояние психосоциобиологической системы: диады «мать – дитя». От психического состояния матери (здоровья), от её взаимоотношений с ребёнком, зависят его развитие и состояние психического здоровья. Огромное значение имеют адекватность эмоциональных реакций матери, связанных с выраженностью материнского чувства. Недостаточность материнского чувства лежит в основе материнской деривации.
Психопатологические проявления у матери во время беременности и после родов являются причинами, когда впоследствии формируются неправильные типы общения с ребёнком. При нежелательной или не планируемой беременности первые три месяца могут протекать на фоне тревожного и депрессивного состояния. Наблюдаются и послеродовые психозы, которые возникли после ранее перенесенных психических расстройств или стрессов.
В развитии ребёнка большую роль играет и психологическая подготовка отца к отцовству, стимуляция его родительских чувств. Эксперты Оксфордского университета изучили, что мальчики страдают больше, чем девочки, если отцы страдают депрессией, или они алкоголики, или их общение с ребёнком носит формальный характер.
К нарушению нервнопсихического развития детей могут привести факторы:
- длительная разлука с родителями;
- аффективные конфликты супругов;
- депрессивное или тревожное состояние родителей;
- непонимание причин возникновения нарушений развития у ребёнка;
- недостаточная организация развивающих занятий и игр;
- неспособность заметить отклонения в развитии ребёнка;
- жесткое, формальное, поверхностное общение с ребёнком в семье;
- неадекватные реакции родителей на интеллектуальные возможности и неудачи ребёнка, на изменение эмоционально – поведенческие и коммуникативные реакции;
- отсутствие учета личностных особенностей ребёнка (экстравертность, интровертность, амбивертность), его возрастных, конституциональных, физиологических возможностей;
- необоснованный рост требований, предъявляемых личности ребёнка;
- неумение сформировать для ребёнка коррекционно – развивающую среду.
В результате личность ребёнка может развиваться дисгармонично, что может привести к трудностям социально – психологической адаптации и проблемам, связанным с формированием позитивного образа себя и взаимоотношений с окружающим миром.
Также учитывается:
- стиль воспитания – тон эмоционального и практического отношения к ребёнку;
- особенности воспитания в семье;
- наличие в семье лиц с психическими нарушениями, личностными отклонениями, инвалидов.
Психологические факторы
- Неблагоприятные семейные обстоятельства:
– неопределённые или напряженные отношения с отцом будущего ребёнка;
– нежелание иметь дитя;
– негативное отношение близких родственников к рождению ребёнка;
– страх или боязнь предстоящей ответственности за своего ребёнка;
– неуверенность в своих силах и в умении выполнять новые обязанности;
– отсутствие внешней помощи и поддержки;
– наличие депрессии у матери;
– бытовая неустроенность;
– патология беременности, родов.
- Ситуации эмоционального неприятия специалистами и родителями ребёнка, отказ в признании его творческих и интеллектуальных возможностях приводит к развитию у него патологических форм реагирования на окружающих, безразличия к любой интеллектуальной деятельности. В результате чего возникает дезадаптация в микро – и макросоциуме.
- Состояния психологического внутреннего дискомфорта:
– необоснованное беспокойство о будущем;
– постоянные размышления о своём поведении;
– ощущения себя плохим и никому ненужным;
– страх всего нового;
– страх ошибиться;
– страх быть неуспешным;
– неуверенность в одобрительном отношении окружающими;
– наличие у ребёнка дефицита внимания, понимания, признания, одобрения, любви со стороны окружающих.
Социальные факторы
Л.С. Выготский указывал, что в каждом возрастном периоде у ребёнка имеется своя социальная ситуация «система отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью, «как исходный момент» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течении данного периода» развития, которая представляет конкретную форму отношений с взрослым в тот или иной период своей жизни. [3]
Результаты исследований [4] продемонстрировали, что благоприятные социальные факторы смягчают воздействие биологических факторов риска.
Д.Н. Исаев выделяет следующие социальные факторы:
– глобальные (неблагоприятные: страх перед войной, стихийные бедствия, ожиданием экологической катастрофы и т.д.);
– общественные (неблагоприятные: добровольный или вынужденный выезд из привычного места жительства, ситуации вне дома «риск к нападению, насилию, издевательствам», неблагоприятные материально – бытовые условия жизни);
– связанные с детскими, медицинскими и образовательными учреждениями;
– семейные.
Эмоциональные факторы
- Когда ребёнку в силу тех или иных причин невозможно достичь его возрастного вариативного биологического и социального уровня развития, формируются разные эмоциональные нарушения, которые вторично неблагоприятно воздействуют на дальнейшее психическое и умственное развитие ребёнка.
- При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста, нарушениях детско – родительских отношений, психологическом дискомфорте, испытываемом ребёнком в детском учреждении, могут возникнуть выраженные нарушения эмоционально – поведенческой сферы, которые приводят к ограничению функций.
- Эмоционально – поведенческие расстройства являются вторичными образованиями связанными с нарушением внутрисемейных и межперсональных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов.
Действие неблагоприятных факторов, как внешних, так и внутренних, приводят к колебаниям в эмоциональной сфере. Если действие этих факторов продолжается длительное время, то это может привести к стойким изменениям.
Органическое поражение коры головного мозга во внутриутробный, родовой периоды, а также первые три года жизни, длительное неблагоприятное воздействие психотравмирующих факторов на незрелый мозг ребёнка могут привести к необратимой перестройке его эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
По данным ООН в мире насчитывается примерно 450миллионов людей с нарушенным психическим и физическим развитием. Это составляет1/10 часть жителей нашей планеты. По данным ВОЗ число таких жителей в мире достигает 13%. 3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10% детей – с другими психическими и физическими недостатками.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Бенилова С.Ю, Давидович Л.Р., Микляева Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы). М.: ПАРАДИГМА – 2012.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
- Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
- Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
- Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
- Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[1] Психология развития: Энциклопедический словарь\ Под.ред. А.В. Петровского, А. Л. Венгера; ред. – сост. Л.А. Карпенко. М.: ПЕР Сэ, 2005. – 176 с.
[2] Проселкова М.С, Козловская Г.В., Калинина М.А., Платонова Н.В.
Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей \ Материалы Международной конференции психиатров. 16 – 18 февраля, Москва. М.: РЦ «Фармединфо», 1998. – 384 с.
[3] Выготский Л.С. Собрание сочинений \ Проблемы развития психики. В 6 т. М.: Педагогика. Т.2 – 1982. Т. 3. – 1983. Т. 4. – 1984.
[4] Психогигиена детей и подростков \ Под. Ред. Г.Н. Сердюковской (СССР), Г.Г. Гельница (ГДР) Совместное издание СССР – ГДР. – М.: Медицина, 1985. – 225 с.
Источник